Научная статья на тему 'Типология российских трущоб'

Типология российских трущоб Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злобин В. В.

В статье рассмотрены основные виды трущоб в городах России с точки зрения градостроительства, а также принципы работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология российских трущоб»

ТИПОЛОГИЯ РОССИЙСКИХ ТРУЩОБ

© Злобин В.В.*

Московский архитектурный институт (Государственная академия), г. Москва

В статье рассмотрены основные виды трущоб в городах России с точки зрения градостроительства, а также принципы работы с ними.

Трущобы в России это довольно противоречивая тема. Большинство городских жителей уверены в том, что трущобы существуют и считают это очевидным фактом. Но официально трущоб в России нет, т.к. нет определения этого феномена. Каждый день мы слышим информацию о «самостроях», полуразрушенном и перенаселенном жилье, незаконно-занятых участках земли под элитное и другое жилье и т.д. Все эти признаки одного и того же процесса сегодня не упорядочены и частично находятся в правовом, социальном, экономическом и экологическом аспектах. Это усложняет работу с трущобами, не дает возможность воспринимать явление как существенное и, тем более, оценивать его как градостроительное.

Для России с ее недавней историей индустриального домостроения проблема связана в основном с ухудшающимся качеством многоквартирных домов. В 2007 г. президент РФ назвал ситуацию «национальным позором» когда 40 % жилого фонда России нуждаются в основательной модернизации, которая на тот момент оценивалась в 1,3 трлн. рублей.

Следующим проявлением трущоб является незаконно нарезанные участки в пригородах крупных городов. Недавняя история с поселком «Речник» наглядно показала, что капитальное строительство под жилье на землях садоводческих товариществ незаконно. Т.н. коттеджные поселки, стихийно возникшие в 1990-е и 2000-е годы, приобрели характер национального масштаба. Несоответствие градостроительным регламентам, строительство без надлежащего разрешения, незаконное подключение к инфраструктуре - вот основные нарушения при возникновении поселков.

Новым явлением для Москвы стали т.н. «скваттерские» поселения. В июне 2009 г. в Мытищинском районе Подмосковья недалеко от д. Челобитье-во было обнаружено целое мигрантское поселение с развитой инфраструктурой. Как сообщает информационный ресурс ВЕСТИ-МОСКВА в поселении «незаконно проживали 270 гастарбайтеров. На территории обнаруженного поселка располагалась собственная пекарня, несколько кафе и даже свой «Лас-Вегас»» [1]. В феврале 2011 г. на окраине г. Долгопрудный Московской Области был обнаружен поселок мигрантов. Самодельные дома из отходов были рассчитаны на 40 чел. и незаконно подключены к электричеству.

* Аспирант кафедры Градостроительства. Научный руководитель: Шубенков М.В., доктор архитектуры, профессор.

Есть еще историческая застройка, которая по техническим и планировочным причинам не соответствует современным нормам жилья. Однако, в силу своей историко-культурной значимости, даже если в ней проживают люди, она не может быть включена в список трущоб.

Очевидно, что трущобы - это признак разнородности городской среды, возникшей в силу специфики населяющих ее людей. Это необходимо признать по причине социально-экономических перемен недавнего времени, основной чертой которого стало расслоение общества по экономическим, социальным и этническим различиям. Речь идет о событиях 1990-х годов. До этого, стремящаяся к идеалу модель социалистического города, предполагала однородность городского пространства. В ней экономическая, социальная и этническая составляющие принимались неизменными, т.к. развитие социалистического города зависело не от них. Основным документом, описывающим развитие такого города, был Генеральный план.

Однако оказалось, что общество все же разнородно и при стихийно возникшей частной собственности на землю и недвижимость разнородным стал и город. Любое поселение на протяжении всей своей истории испытывает такое деление. Городские территории начинают приобретать качественные различия, ме^ду ними появляются физические границы. Как правило, это приводит к появлению изолированных территорий и ухудшению качества городской среды в них или за их пределами. А это благоприятные условия для появления трущоб.

Практикой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций принята следующая классификация трущоб [2, с. 6]: 1) поселения скваттеров на государственной или частной земле; 2) поселения для беженцев и обездоленных лиц; 3) улучшенные поселения скваттеров; 4) незаконно нарезанные участки в пригородах на землях, находящихся в законной собственности; 5) перенаселенное, полуразрушенное жилье без надлежащего оборудования в центре городов или густо населенных урбанизированных районах. Для условий России, как это было отмечено выше, характерны трущобы 1-го, 4-го и 5-го типов.

Из приведенной классификации можно получить основные признаки трущоб. К правовым признакам относятся: 1) незаконное занятие частной или государственной земли; 2) неформальная застройка; 3) отсутствие разрешений на планирование; 4) отсутствие связи с городским хозяйством (инфраструктурой); 5) строительство в нарушение планов землепользования и строительных регламентов. К техническим и планировочным признакам можно отнести: 1) отсутствие чистой, пригодной к употреблению воды; 2) отсутствие исправной канализации; 3) отсутствие достаточного жилого пространства; 4) отсутствие помещения, предназначенного для постоянного проживания.

Трущобы в виде полуразрушенного перенаселенного жилья появляются из-за попустительства со стороны его владельца, будь то государство

или частное лицо. Сегодня в России 78 % совокупного жилого фонда находится в частных руках, 20 % является государственной / муниципальной собственностью. Государственное / муниципальное жилье сдается в аренду жителям городов, и именно это жилье по преимуществу находится в наихудшем состоянии [2, с. 28]. На сегодняшний день существуют различные программы, призванные улучшить качество жилого фонда. Однако все они направлены на работу с жилой застройкой, а не на работу с территориями, которые объединяют ее. С точки зрения улучшения условий проживания в трущобах необходимо модернизировать всю территорию целиком. Это позволит повысить связность с окружающими территориями и сохранить однородность городского пространства, тогда как точечные улучшения лишь усугубляют положение.

Незаконно нарезанные участки в пригородах крупных городов также изолируют участки территории, но уже в других масштабах. Такой тип трущоб подразумевает не столько деградацию, сколько появление элитарной застройки, стремящейся отгородиться от внешнего мира. Но, отгораживаясь, по периметру появляются «мертвые» зоны, т.к. незаконное планирование не учитывает связи с окружающими территориями и городским хозяйством. В этих зонах и происходит деградация в виде захвата земель, незаконного подключения к инфраструктуре, нарушения рельефа, проницаемости и связности территории.

Скваттерские поселения возникают не сразу, а вследствие длительных изменений. И главным, в этом смысле, оказывается ухудшение социальной и экономической ситуации. Это, рано или поздно, приводит к изоляции городских территорий как физической, так и социальной, экономической и т.д. Практически все трущобы Азии, Африки и Латинской Америки возникли из-за пагубной экономической ситуации после вмешательства Международного Валютного Фонда (МВФ). Навязанная западным миром, Программа структурной перестройки привела к девальвации, приватизации государственных учреждений, насильственному вовлечению мелких предпринимателей в «большой рынок» под лозунгом «плыви или тони», что и привело к их разорению. Причиной роста бедности стало самоустранение государств, признание себя неспособными выйти из депрессии, срежессированной Белым домом и МВФ [3]. Последствиями этого шага стали: отток капитала из этих стран, крах производства, снижение роста доходов от экспорта, резкое сокращение городских коммунальных услуг, взлет цен, резкое сокращение зарплаты, рост преступности и насилия.

Сегодня, испытавшие такие изменения города, представляют собой свалки избыточного населения, а не центры процветания. Для описания ситуации с трущобами был введен термин «неформальный сектор занятости» [3]. Этот сектор дает шанс выжить новому рабочему классу, неформальному пролетариату, численность которого во всем мире доходит до 1 млрд. чело-

век. Для примера, в Зимбабве каждый год появляется 10000 рабочих мест, но ежегодный прирост населения составляет 300000 человек. Вместе с разницей этих цифр растет и неформальный сектор занятости и, как следствие, трущобы. Например, район Мумбаи Дхавари, практически полностью состоящий из трущоб, является средоточием производства. Там есть заводики и кустарные мастерские, ежегодный оборот которых составляет 650 млн. долл., для населения это источник дохода. И это главная причина, почему люди не спешат оттуда переселяться даже в предоставляемые городом квартиры.

Появление скваттерских поселений в Москве и Московской области также связано с жизнедеятельностью людей из «неформального сектора занятости». В российских условиях речь идет о мигрантах. По словам депутата Мосгордумы Антона Палеева «расчеты потребления воды в Москве показывают, что в городе одновременно проживают 18-20 млн. человек, а никак не 11 млн., официально зарегистрированных. Перепродажа и крыше-вание мигрантов сегодня приносит больше прибыли, чем наркоторговля»[4].

В такой ситуации, учитывая мировой опыт, для всех типов трущоб можно принять несколько решений [2, с. 68]. Это: формализация и легализация жилья; упорядочение статуса и реконструкция жилья; переселение и перераспределение жителей; применение альтернативных жилищных систем; применение стратегий обновления и возрождения жилья. Очевидно, что радикальные меры, такие как снос жилья, проблему не решат. Во-первых, это слишком массовое явление, во-вторых - возведение нового жилья вместе с инфраструктурой это крайне дорого.

Для людей, проживающих в полуразрушенном и перенаселенном жилье в центральной части города упорядочение статуса и реконструкция, а также перенаселение из аварийного жилья это выход из затруднительного положения. Для незаконных построек в пригородах (коттеджных поселков) формализация и легализация жилья это хороший стимул к включению в городское хозяйство и взаимодействию с соседними территориями. Для скваттерских поселений перенаселение и перераспределение, а также применение альтернативных жилищных систем, что является новшеством для нашей страны, позволит сделать рынок труда эмигрантов более прозрачным, а значит снизить уровень преступности и насилия.

Для всех мер необходимы соответствующие градостроительные стратегии. Ведь речь шла только о жилье без учета придомовых территорий, улич-но-дорожной сети, общественных пространств и, в общем, благоустройства. Например, для скваттерских поселений существует несколько стратегий, одна из которых предусматривает при планировке новых районов резервирование свободных территорий под потенциальные неформальные поселения. Эта стратегия была представлена на архитектурной биеннале в Роттердаме на выставке «сила видения» в проекте для района Эль-Караколь города Мехико [5, с. 65]. Или проектирование т.н. социального жилья, в которое

закладывается перспективный рост неформального населения. Комплексный подход к решению проблем трущоб единственно верный. Начало работы по улучшению жизненного пространства людей начинается не с жилья, а с его самого дальнего окружения.

Список литературы:

1. Мельников Павел. Город нелегалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=57136.

2. Организация Объединенных Наций. Самовольно возведенные города. Поиск долгосрочных решений проблемы неформальных поселений в регионе Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. - Нью-Йорк и Женева, 2009. - 120 с.

3. Davis M. Planet of slums // New Left Review. - 2004. - № 26. - P. 5-34.

4. Сигида А. Люди в России продаются как картошка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.utro.ru/articles/2011/03/11/ 961388.shtml.

5. Головатюк Е. Архитектурная биеннале в Роттердаме выставка «Сила видения» // nPOEKTiNTERNATIONAL. - 2007. - № 17. - С. 43-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.