Научная статья на тему 'Типология регионов в едином экономическом пространстве'

Типология регионов в едином экономическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
506
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федоров Д. Г.

Неоднородность экономического пространства с принятием нового федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» усиливается, поэтому требуется больше внимания его упорядочиванию в виде программы регионального развития. Предложена Комплексная целевая программа социально-экономического развития Калининградской области на 2006-2010 годы в условиях эксклавного положения области, а также усиливающейся деформации регионального экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Федоров Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of regions within Common Economic Space

Heterogeneity of the regional economic space is increasing after the adoption of the new federal law On the Special Economic Zone in the Kaliningrad region, therefore special attention is to be paid to the regional development program in order to make the economic space more homogeneous. The author presents a complex target program of socio-economic development of the Kaliningrad region for 2006-2010 taking into account the exclave position of the region and an increasing deformation of the regional economic space.

Текст научной работы на тему «Типология регионов в едином экономическом пространстве»

ПРИКЛАДНАЯ

И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.122

Д.Г. Федоров

ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ

В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Неоднородность экономического пространства с принятием нового федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» усиливается, поэтому требуется больше внимания его упорядочиванию в виде программы регионального развития. Предложена Комплексная целевая программа социальноэкономического развития Калининградской области на 2006-2010 годы в условиях эксклавного положения области, а также усиливающейся деформации регионального экономического пространства.

Heterogeneity of the regional economic space is increasing after the adoption of the new federal law “On the Special Economic Zone in the Kaliningrad region", therefore special attention is to be paid to the regional development program in order to make the economic space more homogeneous. The author presents a complex target program of socioeconomic development of the Kaliningrad region for 2006-2010 taking into account the exclave position of the region and an increasing deformation of the regional economic space.

Под понятием «экономическое пространство» предлагается понимать всю совокупность экономических отношений на данной территории — как определяемых управленческими решениями, так и объективно существующих независимо от них, обозначенных общими законами экономики (это промежуточная между «узким» и «широким» смыслом трактовка). Экономическое пространство в таком понимании концентрирует всю совокупность факторов, от которых зависит экономическое развитие в пределах данной территории. Оно является полем действия единых законов, правил и закономерностей, обусловливающих функционирование экономики.

Экономические пространства формируются на различных территориальных уровнях: всемирном, межнациональном, национальном, межрегиональном, региональном, муниципальном.

Единое национальное экономическое пространство формируется «сверху вниз», объединяя в целое совокупность региональных систем, в федеративном государстве это один из факторов сохранения его целостности, предотвращения возможности сепаратизма. Поскольку в субъектах Федерации, а также регионах существует региональное законодательство, принимаются экономические решения местными органами государственной власти, действуют региональные программы, по-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 55 — 62.

56

стольку можно говорить и об отличающихся друг от друга региональных экономических пространствах. С другой стороны, вхождение России в различные межгосударственные и международные (всемирные) экономические организации позволяет говорить о едином экономическом пространстве России и Белоруссии, стран Таможенного союза, СНГ, глобальном (мировом) экономическом пространстве. И на всех указанных уровнях экономических пространств (некоторую их специфику можно выявить также на муниципальном уровне) действуют «естественные», объективные экономические законы, закономерности, пространственные формы организации экономики.

Сохранение и развитие единого экономического пространства России обусловливается спецификой его отраслевых подсистем (правовое, валютное, инвестиционное, фондовое и научно-технологическое пространство) и устойчивостью различных пространственных структур, таких, как система расселения, транспортная инфраструктура, финансово-банковская система, а также взаимоотношениями между региональными системами. Для Калининградской области отношения с другими субъектами Российской Федерации (РФ) затруднены ее территориальной обособленностью, поэтому для нее более важны связи с регионами соседних зарубежных стран. То есть взаимоотношения между региональными системами ведут к некоторой деформации единого пространства, так как часть возможных связей с другими российскими областями замыкается на территориях зарубежных стран.

Кроме того, в какой-то мере можно говорить об экономической экс-клавности Калининградской области, которая заключается в наличии здесь режима Особой экономической зоны (ОЭЗ). Это территория с особым по сравнению с остальной территорией страны таможенным режимом и наличием специальных требований о порядке признания товаров, произведенных в Калининградской области. С другой стороны, поскольку Закон об ОЭЗ в Калининградской области издан на уровне Федерации, все регулирующие деятельность зоны решения принимаются Правительством РФ и направлены на преодоление недостатков эксклавного положения и стимулирование развития региона, то действующий в области механизм есть часть региональной политики России, способствующая выравниванию условий хозяйственной деятельности субъектов РФ. Общее экономическое пространство России включает механизм ОЭЗ, которого придерживаются все хозяйствующие субъекты, не только расположенные в Калининградской области, но и имеющие отношения к связям с ней. Так что отмеченная выше экономическая эксклавность области относительна. Скорее, можно говорить об особенностях регионального экономического пространства, отличных от особенностей других российских регионов.

Для определения места Калининградской области среди российских регионов нами выполнена группировка субъектов РФ на основе синтетических показателей уровня и динамики. Для совокупной оценки показателей уровня социально-экономического развития регионов нами были использованы 12 индикаторов, для оценки динамики — 9.

В группу регионов с высоким уровнем и высокими темпами развития вошли Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Белгородская, Калинин-

градская, Челябинская, Кемеровская, Омская области. Москва, Свердловская и Ленинградская области, Краснодарский край при высоком уровне развития имеют темпы развития выше среднего. Низкие темпы при низком уровне развития характерны для Кировской области, Республики Калмыкия, Чеченской Республики, Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Корякского автономных округов и др.

Для того чтобы оценить, насколько на уровень и динамику социально-экономического развития влияют приграничное и приморское положения (относящиеся к характерным особенностям географического положения Калининградской области), выделены четыре географических типа регионов:

— приграничный: приморский;

— приграничный (но не приморский);

— приморский (но не приграничный);

— внутренний.

Затем регионы по каждому из совокупных показателей уровня и динамики социально-экономического развития были разбиты на занявшие более высокие (1 — 30-е место), средние (31 — 60-е место) и низкие (61—89-е место) показатели.

Калининградская область (вместе с Краснодарским краем) вошли в группу приграничных приморских регионов с высокими показателями уровня и темпов социально-экономического развития. Сходные показатели уровня и динамики развития имеют также:

— приграничные (но не приморские) Белгородская и Омская области;

— приморский (но не приграничный) город Санкт-Петербург;

— внутренние регионы: Москва, Московская, Рязанская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская области, Республики Татарстан и Башкортостан.

Таким образом, несмотря на эксклавное положение, Калининградская область в настоящее время, опираясь на режим ОЭЗ и федеральную поддержку в виде Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года (ФЦП), достаточно эффективно использует выгоды приграничного приморского положения и относится к числу благополучных российских регионов.

Остальные (кроме Калининградской области и Краснодарского края) приграничные приморские регионы по показателям уровня и динамики социально-экономического развития относятся к разным группам, но характерно то, что среди приграничных приморских регионов нет субъектов Федерации с низким уровнем при низких или средних темпах социально-экономического развития.

В типологии российских регионов (традиционно основывающейся прежде всего на признаках специализации и уровня экономического развития) на этапе переходной экономики большое, и даже решающее, значение приобретают их различия по степени и скорости развития рыночных преобразований. Необходимо учитывать место регионов в экономической системе страны и мира, а также регионального рынка в общей системе рынков разных территориальных уровней. В связи с этим в типологии регионов большой интерес представляют методоло-

58

гические разработки Дж. Фридмана. Его известное выделение типов core regions, upward-transition regions, development corridors, resource-frontier regions, downward-transition regions не только применимо, но и весьма актуально для российских регионов. Соответственно, можно выделить ключевые регионы (регионы роста), продвинутые регионы, коридоры развития, сырьевые и, наконец, отстающие (депрессивные) регионы.

Данная типология имеет определенное сходство с классификацией регионов по другому важному для нынешнего этапа экономического развития страны показателю — степени развитости рыночных отношений. Core regions — наиболее развиты в рыночном отношении; вслед за ними следуют development corridors, далее — upward-transition regions и resource-frontier regions. Крайне слабо развит рынок в downward-transition regions.

В составе «коридоров развития» выделяются подтипы: а) с преобладанием внутрироссийских межрегиональных связей; б) с большой ролью международных отношений.

К последнему подтипу относятся те приграничные субъекты РФ, которые активно участвуют во внешнеэкономических связях России. Рыночные преобразования, реструктуризация экономики здесь осуществляются более быстрыми темпами. Регионы такого типа включаются в международное разделение труда, развивают приграничное сотрудничество. К этому подтипу относится и Калининградская область. Это «регион международного сотрудничества» с быстро развивающимися рыночными отношениями, ускоренным ростом сферы услуг и рыночной инфраструктуры, среднего и малого бизнеса. Стратегия для области, в соответствии с ее спецификой, должна отличаться от большинства российских регионов. Кроме того, область располагает специфическим ресурсом — эксклавным географическим положением, которое может препятствовать, а может и способствовать решению проблем социально-экономического развития. И речь должна идти не только о компенсации эксклавного положения области, но и, в первую очередь, об использовании тех выгод, которое оно предоставляет.

Хозяйствующие субъекты в Калининградской области функционируют в условиях сочетания глобального межнационального, национального и регионального экономических пространств — в зависимости от того, на какой рынок ориентирована их деятельность. Специфика глобального пространства важна только для хозяйствующих субъектов, связанных в своей деятельности с мировым рынком. Из межнациональных рынков для многих из них важен рынок ЕС и соответствующее экономическое пространство. Эти две группы (межнациональных и региональных) хозяйствующих субъектов входят в состав интернационализированного сектора российской экономики. Для остальных — международные правила менее важны (хотя с некоторыми из них, вошедшими в состав российского законодательства после подписания РФ международных договоров и соглашений, приходится считаться). Особенности общероссийского и регионального экономических пространств важны для всех хозяйствующих субъектов. Но, в отличие от других российских регионов для предприятий Калининградской области, работающих на рынки основной территории страны, имеют

значение многие требования литовского законодательства, предъявляемые к перевозимым через территорию Литвы грузам.

Правилам глобального, межнационального и отчасти зарубежного национального (польского, литовского) экономических пространств должны отвечать хозяйствующие субъекты многих отраслей экономики. В наибольшей мере — ряда отраслей промышленности, а также транспорта и связи, туризма, отдельных сельскохозяйственных производств.

Многие ранее существовавшие отечественные предприятия машиностроения, целлюлозно-бумажной, легкой, добывающей промышленности, которые теперь часто являются совместными, производят продукцию на экспорт. Практически все новые производства в машиностроении, мебельной, легкой, пищевой промышленности связаны с развитием импортозамещения. В значительной части из них также присутствует иностранный капитал.

До сих пор на экономический рост в регионе решающим образом воздействовали институциональные, в первую очередь правовые, факторы:

1) на рост импортозамещающих производств — режим ОЭЗ;

2) на развитие транспортного комплекса и обслуживания российских внешнеторговых связей — особенности транспортного сообщения с основной территорией России, определяемые тарифной политикой российских железных дорог, а также условиями транзита через территорию Белоруссии и Литвы.

Масштабы воздействия других факторов несопоставимо ниже. Даже федеральные целевые программы (сначала Программа развития ОЭЗ на 2000 — 2005 годы, затем «Развитие Калининградской области до 2010 года», хотя в них и идет речь о прямой финансовой поддержке региона) не могут соперничать с экономическим механизмом (ОЭЗ, тарифной политикой) и состоянием всей российской экономики по их роли в развитии региона.

Целенаправленно или стихийно, но реструктуризация экономики в соответствии с изменившимися условиями ее развития будет происходить. Политика реструктуризации экономики зависит от будущего сценария социально-экономического развития области и может быть более или менее активной. Но в любом случае она должна включать следующие направления:

1. Усиление федеральной финансовой поддержки регионального развития.

2. Совершенствование законодательной базы, определяющей региональные условия хозяйствования.

Финансовая поддержка должна быть оказана объектам государственной собственности, которые самостоятельно не могут адаптироваться к изменившимся условиям. К таковым относятся прежде всего объекты производственной и социальной инфраструктуры, а также промышленные предприятия с государственным участием.

Наибольшее влияние на развитие промышленности области оказал и оказывает федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Целый ряд отраслей развивается под его определяющим воздействием (табл.).

Влияние правовых факторов на развитие отраслей промышленности Калининградской области

Фактор

Отрасль Закон об ОЭЗ ФЦП Региональное законодательство

Промышленность, всего ++ 0 0

Электроэнергетика - ++ -

Топливная - + 0

Черная металлургия - - -

Химическая и нефтехимическая - - -

Машиностроение и металлообработка ++ - 0

В том числе:

Судостроение и судоремонт - - -

Вагоностроение - - -

Автомобилестроение ++ - 0

Производство оборудования - - -

Приборостроение - - -

Производство бытовой техники ++ 0

и электроники

Лесная - - -

Деревообрабатывающая + - +

В том числе:

Мебельная ++ - +

Целлюлозно-бумажная ++ - -

Промышленность стройматериалов - - -

Легкая промышленность + - +

В том числе:

Ковровая ++ - +

Пищевая промышленность ++ - +

Из нее:

Мясная ++ - +

Маслосыродельная и молочная - - -

Ликеро-водочная - - -

Рыбная + - -

Мукомольно-крупяная и комбикормовая + - -

Полиграфическая - 0 -

Янтарная - 0 -

Примечание: ++ — очень большое; + — значительное; — очень слабое; 0 — незначительное.

Степень влияния регионального законодательства, направленного на стимулирование промышленного развития, также можно оценить через соотношение размеров предоставляемых льгот и прибыли, полученной предприятиями.

В сложившихся условиях органы государственной власти — исполнительной и законодательной — должны перестроить инвестиционную политику области, предельно сократить налоговое бремя для действующих предприятий и организаций. А при рассмотрении условий выкупа земли под зданиями и сооружениями не завышать действующую федеральную норму.

В регионе необходимо усилить дифференциацию по ставке земельного налога, исходя из кадастровой оценки земель. Инвесторам надо бесплатно передавать земли с разрушенной мелиоративной системой, заболоченные и т. п. Серьезно следует позаботиться о категориях населения, пользующихся льготами, создав для них наиболее благоприятные условия для передачи земли в собственность.

«Новый» закон об ОЭЗ предоставляет возможности для осуществления в регионе различных режимов хозяйствования, причем выбор предприятиями режима свободной таможенной зоны ставит их в более выгодное положение по сравнению с аналогичными предприятиями других регионов России, которые не используют аналогичный механизм.

Вновь создаваемые производства могут составить конкуренцию действующим предприятиям, но не во всех отраслях. Для этого их рентабельность должна быть не менее 25 % (при объемах производства продукции не ниже 2 тыс. руб. в год на 1 тыс. руб. основных фондов) при сроке окупаемости капиталовложений 7 лет.

Таким образом, принятие нового закона об ОЭЗ стимулирует возникновение предприятий как в экспортных, так и в импортозамещающих отраслях. Особенно большой эффект возникает от налоговых льгот при использовании местного сырья, что может послужить стимулом развития рыбной, янтарной и других отраслей промышленности, испытывающих в настоящее время трудности.

Однако применение нового закона требует решения ряда дополнительно возникающих проблем, в том числе законодательного характера. Так, не ясен механизм отбора перспективных инвесторов. Отсутствует порядок возмещения областному бюджету выпадающих доходов (вследствие вводимых налоговых льгот). Количество новых инвестиционных проектов ограничено численностью и качеством трудовых ресурсов (степень использования которых в народном хозяйстве области сейчас весьма высока, а темпы воспроизводства таковы, что в ближайшие годы начнется сокращение их численности из-за особенностей возрастной структуры населения). Значительны также экологические ограничения и ограничения, вызванные невысокой пропускной способностью железных дорог, связывающих область с основной частью страны. Кроме того, несмотря на то что дополнительная потребность в электроэнергии может быть покрыта благодаря запуску ТЭЦ-2, не решен вопрос со строительством дополнительной нитки газопровода, необходимой для ее обеспечения топливом.

Вызванные принятием нового закона об ОЭЗ изменения экономического пространства региона требуют корректировки (а фактически

61

62

коренной переработки) формально действующей Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на период до 2010 года и Комплексного плана действий Правительства области по ее реализации. Необходимо внесение изменений в федеральную целевую программу «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». Более того, нужно срочно разработать Комплексную программу социально-экономического развития области на среднесрочный период (5 лет) с разбивкой по годам.

Неоднородность экономического пространства с принятием нового закона усиливается, поэтому требуется больше внимания его упорядочиванию в виде программы регионального развития. В противном случае экономика области окончательно распадется на не связанные друг с другом сектора, диспропорционально развивающиеся и конкурирующие за ресурсы региона (территорию, трудовые ресурсы, производственную инфраструктуру).

Федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты и программы развития в совокупности с эксклавным положением области предопределяют значительные и усиливающиеся деформации регионального экономического пространства. При этом вероятны дальнейшие изменения после вступления России в ВТО, а также с возможным включением области в той или иной мере в экономическое пространство ЕС и Балтийского региона (или изоляцией от этих пространств). Поэтому требуется регулирование регионального развития с помощью Комплексной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на 2006—2010 годы с прогнозом на период до 2020 года. Кроме того, область должна активно включаться в национальные программы развития здравоохранения, образования, жилищнокоммунального и сельского хозяйства, что можно реализовать путем совершенствования федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года».

Основные региональные приоритеты можно, на наш взгляд, сформулировать следующим образом:

1. Стимулирование развития импортозамещающих производств в направлении повышения добавленной стоимости, с тенденцией перехода от ориентации на российский рынок к поставкам продукции на экспорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Поощрение производственных связей между предприятиями области; формирование межотраслевых комплексов и кластеров.

3. Развитие вертикально интегрированных структур (агропромышленных, рыбопромышленных, по переработке местных полезных ископаемых).

4. Стимулирование инновационной экономики; создание технологических и инновационных парков, бизнес-инкубаторов.

5. Ускоренное развитие производственной инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной).

6. Поддержка отраслей социальной сферы в соответствии с национальными программами.

Об авторе

Д.Г. Федоров — консультант Калининградской областной думы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.