Научная статья на тему 'Типология представителей власти в романе Всеволода соловьева «Капитан гренадерской роты»'

Типология представителей власти в романе Всеволода соловьева «Капитан гренадерской роты» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / XVIII ВЕК / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА / ПРАВИТЕЛЬНИЦА АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА / СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРАВИТЕЛЬ / ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ / АВАНТЮРНЫЙ СЮЖЕТ / HISTORICAL NOVEL / 18TH CENTURY / RUSSIAN EMPIRE / EMPRESS ELIZAVETA PETROVNA / REGENT ANNA LEPOLDOVNA / JUST RULER / PALACE COUPS / ADVENTURE PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никольский Евгений Владимирович

Раскрыто толкование в романе Всеволодом Соловьевым влияния личности на ход истории, проблемы любви, веры и верности, смысла жизни, назначения самодержавной власти, нравственного выбора между долгом и частными устремлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF REPRESENTATIVES OF THE AUTHORITIES IN THE NOVEL "THE CAPTAIN OF THE GRENADIER COMPANY BY VSEVOLOD SOLOVYOV

The author considers the novel The Captain of the Grenadier Company by Vsevolod Solovyov (1849-1903) where the writer refers to one of the key problems of historical fiction, the role of personality in history. Vsevolod Solovyov's interpretation of the influence of personality on the course of history is discussed, along with the problems of love, faith and loyalty, meaning of life, purpose of autocratic power, moral choice between duty and private aspirations.

Текст научной работы на тему «Типология представителей власти в романе Всеволода соловьева «Капитан гренадерской роты»»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (1), с. 325-330

УДК 82

ТИПОЛОГИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ В РОМАНЕ ВСЕВОЛОДА СОЛОВЬЕВА «КАПИТАН ГРЕНАДЕРСКОЙ РОТЫ»

© 2011 г. Е.В. Никольский

Московский госуниверситет геодезии и картографии

е^ешш -08@yandex.ru

Поступила в редакцию 27.10.2010

Раскрыто толкование в романе Всеволодом Соловьевым влияния личности на ход истории, проблемы любви, веры и верности, смысла жизни, назначения самодержавной власти, нравственного выбора между долгом и частными устремлениями.

Ключевые слова: исторический роман, XVIII век, Российская империя, императрица Елизавета Петровна, правительница Анна Леопольдовна, справедливый правитель, дворцовые перевороты, авантюрный сюжет.

В середине 70-х годов начинающий литератор Всеволод Сергеевич Соловьев становится сотрудником «Нивы», на страницах которой в 1876 году выходит его первый исторический роман «Княжна Острожская», посвященный истории западнорусских (украинских) земель. Молодой художник обретает с тех пор всероссийскую известность и окончательно осознает, что исторический жанр - его призвание1. В дальнейшем на протяжении всей своей творческой деятельности писатель рассматривал различные периоды преимущественно великорусской истории, иногда затрагивая некоторые аспекты истории европейских стран, связанные с осмыслением прошлого России.

Племянник автора, о. Сергий Соловьев, отмечал, что дядя был «монархистом без рассуждения». Сами понятия «монархия», «самодержавие», «император» были священны для Всеволода Соловьева; для него все это было не просто модой, желанием сделать придворную карьеру, а искренним чувством благоговения, которое испытывает благородный дворянин перед своим государем: «Всеволод Сергеевич был совсем из другого материала, чем его отец и братья. И, может быть, только он воспринимал русское Православие в его восточной стихии, с «царем-батюшкой», с полной пассивностью, смирением, сознанием коренной порчи человеческой натуры, бессилия личности перед судьбой и надеждой на милосердие Божие» [ 1, с. 22 ].

Монархические взгляды сочинителя обусловили тематические предпочтения в его творче-стве2. Перу Всеволода Соловьева принадлежат 14 исторических произведений, в которых он

описал как политические деяния, так и личную жизнь представителей царствовавшей в России династии Романовых, а также их сподвижников и фаворитов.

В 1878 году в «Капитане гренадерской роты» прозаик обратился к истории первой половины XVIII века, рассмотрел события 1740— 1741 годов, описав два государственных переворота: в ходе первого переворота свергнут Би-рон, а бразды правления перешли к принцессе Анне Леопольдовне; при втором брауншвейгская династия была низложена, на престол взошла законная наследница, цесаревна Елизавета Петровна. Она возглавила гренадерскую роту, которая и осуществила дворцовый переворот. Дочь великого императора стала капитаном роты, что и дало название произведению.

Общеизвестно, что для жизни русского двора, как, впрочем, и дворов других государств, были характерны дворцовые интриги. И в этом романе Вс. Соловьев рисует нам множество происков, ставших причиной настоящей «чехарды на русском престоле». Начинается повествование правлением Бирона, состоявшего регентом при малолетнем российском императоре Иоанне VI (Антоновиче). В целом исторический сюжет незамысловат. Но под пером Вс. Соловьёва смена фигур на русском престоле превращается в увлекательное повествование с затейливо сплетенной интригой, с драматическими развязками судеб властительных временщиков, падение которых стало залогом торжества законной, наследной власти.

Действие романа переносится в те времена, когда закончились десять тяжких лет биронов-

щины. Только что умерла императрица Анна Иоанновна, и стало очевидным то, что наступило время больших перемен. Вновь пришла в движение русская гвардия, настрадавшаяся под гнетом немецких командиров, воспряло «стертое было в порошок» столбовое русское дворянство. Эти широко известные факты русской истории легли в основу произведения. По наблюдениям историка А.Н. Сахарова, «огромный документальный материал: эпистолярное наследие, тексты официальных рескриптов и манифестов, мемуарную литературу, - бросил Всеволод Соловьев на весы исторической правды в этом романе. Он создал картину, по которой можно с успехом постигать внутренние пружины дворцовых переворотов начала 40-х годов» [2, с. 5].

Всеволодом Соловьевым были использованы непосредственно в работе с этим романом как научные сочинения его отца, так и воспоминания леди Рондо, супруги английского посла, мемуары фельдмаршала Миниха, архивные материалы, с которыми писатель работал в Санкт-Петербурге.

Писатель показал, что реальная власть в империи принадлежала небольшому кругу лиц и, собственно, вся борьба велась с целью получения всемогущества, неограниченного контроля за судьбами страны. Ибо, как отмечал философ

Н.А. Бердяев, размышляя об общих закономерностях бытия, «с сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для демократии <.. ,>Вопрос лишь в том, правит ли меньшинство лучшее или худшее. Одно меньшинство сменяется другим. Вот и все. Худшие свергают лучших или лучшие свергают худших» [3, с. 528]. В «Капитане гренадерской роты» изображен один из редких в истории России случаев, когда власть получили те, кого Н. А. Бердяев мог бы назвать «лучшими» людьми страны. Поэтому вполне закономерны внимание Вс. Соловьева к нравственным вопросам и появление в произведении тенденции к четкому разграничению всех персонажей на положительных и отрицательных.

Таким образом, главная проблема произведения «переходит» из социально-политического ракурса в нравственный. Всеволод Соловьев подробно анализировал психологический склад тех, кто мог взять бразды правления в России, и те мотивы, по которым эти люди стремились к господству над державой. Прозаик продемонстрировал, что владычество над страной и людьми обнажает глубинные противоречия человеческой натуры.

Склонный к психологической детерминации государственной политики, Вс. Соловьев выявляет некие общечеловеческие константы, проходящие неизменными сквозь все эпохи и становящиеся тайными пружинами истории. Своеобразие рассмотрения былого сквозь призму психологии заключается в том, что выясняются внутренние мотивы поступков исторических лиц, совершаемых ими под влиянием личных амбиций, страстей. В отличие от специалистов-историков, занятых поисками общественных условий, экономических факторов, политических сил (причем все эти элементы они пытаются подвести под законы, отличающихся максимальной всеобщностью), писателя интересуют переживания отдельных людей.

Соловьевские исторические романы не только освещали какой-либо период в истории России, но и раскрывали моральные нормы, следование которым приводило к достижению желаемого результата; другие модели поведения, предложенные в романах, напротив, обозначали ложные пути решения проблем. На фоне исторических событий, которые изображались с фактографической точностью, «рассказывалась история героя (героев): испытание любовью и страстью, поиск смысла жизни, перераспределение приоритетов в шкале нравственных ценностей» [4, с. 15]. Психологически объясняя внутридворцовую политику, Вс. Соловьёв выявляет факторы, становящиеся пусковыми механизмами исторических событий, затрагивает вопрос об исторической ответственности политиков за свершаемое. Обычное проявление человеческих эмоций трансформируется в бурю греховных страстей (отвратительного тщеславия, гордыни, эгоизма, презрения ко всем нижестоящим и т. д.). Исчезают все грани между добром и злом, практически полностью сходят на нет все полутона, и становится ясным, кто достоин награды и доброй памяти, а кто - осуждения и справедливой кары. Таков подход Всеволода Соловьева к оценке исторческих деятелей.

Например, к числу однозначно негативных персонажей романа «Капитан гренадерской роты» следует отнести Бирона. Бирон в изображении Вс. Соловьева - это злой гений, которых, по его мнению, немало в истории вообще, а в русской в частности, особенно в верхних эшелонах власти: «Он не имел ничего общего с курляндцем Эрнстом Иоаганном Бироном, мелким служителем при дворце герцогини Анны Иоанновны. Он забыл, что еще не очень давно курлянцы отказывались признавать его дворянином; теперь же он считал себя законным курляндским герцогом и правителем Российской

империи. Жизнь его удалась невероятно. Он никогда не работал над собою; природа дала ему красивую наружность, и одна эта наружность привела его к такому положению, в котором он теперь оказался» [5, с. 204]. Власть и изобилие всех материальных благ усилили все отрицательные черты характера бывшего конюха бывшей курляндской герцогини. Вс. Соловьев раскрыл эти превращения в его личности, детально описав внешнее проявление его страстей и эмоций: «Когда-то красивое и тонкое, но теперь уже обрюзгшее, покрытое мелкими морщинками, лицо нервно подергивается, его ноздри раздуваются, он судорожно сжимает кулаки и, очевидно, едва сам себя сдерживает <.. .> в злобе регент уже не знал, что говорит, и все больше и больше картавил русские слова <...> Он долго ходил по мягким коврам, отбрасывая руками и ногами все мешавшиеся ему предметы и не замечая этого. Глаза его наливались кровью, рот кривился». [5, с. 205].

Вс. Соловьев показал, что чаще всего с высот власти исходят насилие, несправедливость, коварство, обман, стяжательство. К такому выводу писателя приводят не какие-то абстрактные размышления о природе власти как таковой, а обращение к фактам истории. В изображении Вс. Соловьева, и фельдмаршал Миних, и Антон Брауншвейгский и хитроумный и всемогущий интриган канцлер Остерман - противники Бирона - это люди низкие, властолюбивые, мелкие по своей натуре . В них практически нет привлекательных черт, потому что они верные служители культа власти и культа мамоны, его порождение и верные рабы.

Характерно, что у каждого из героев романа своя логика мыслей и действий. Приведем пример, где позиция Всеволода Соловьева передана не только через внутренний монолог, но и через авторский комментарий, его предваряющий. В данном случае это рассуждения фрейлины Юлианы фон Менгден, страстно влюбленной в графа Линара, фаворита своей подруги, принцессы Анны Леопольдовны. Сколько в ней страсти, одержимости, ненависти, вдруг прорвавшейся в этой всегда разумной, по-немецки сдержанной и спокойной женщине: «Юлиана хватала себя за голову и чувствовала, что мысли ее останавливаются, что она готова сойти с ума от этих путающихся и ничего не выясняющих мыслей. «Да, я заставлю его любить себя. Он должен любить меня. Разве я не хороша? Разве я не умна? <...> Они думают, что будут играть со мною. <...> Нет, я заставлю его любить меня! Он будет любить меня, и вот тогда-то я припомню ему все эти мои мучения! О, как я его тогда измучаю!» [5, с. 333]. Однако фаво-

ритка правительницы преследовала сугубо эгоистические цели (обогащение, возможное приобретение высокого титула, усиление своего влияния в свете, личный триумф и т. д.). Поэтому ее ждал полный крах.

Своя личная логика, по мнению автора, была и у Бирона, и у Миниха, и у Остермана. В романе их столкновение представляет яркую картину противоборства личных и политических интересов. Особенная художественная удача писателя - образ «больного» Остермана, для которого недуг - один из тактических приемов в отчаянной борьбе за власть. В этом хилом, немощном теле живет несгибаемый дух политического борца, медленно, но верно устраняющего своих противников. Именно он навел удар Ми-ниха на Бирона, но промахнулся с Елизаветой: недоучел скоротечности развития нового заговора, организованного на сей раз патриотически настроенными гвардейскими офицерами и направленного не только против «брауншвейгцев», но и против немецкого засилья вообще. И Миних, и Остерман пали. Вс. Соловьев объясняет их политическое поражение нравственными причинами (эгоизмом и неудержимым стремлением к власти).

Всем «проигравшим» деятелям русской истории писатель противопоставил Елизавету Петровну, которая, как известно, смогла одержать полную победу в борьбе за трон. Её образ стоит в романе несколько особняком, ведь решение вступить в борьбу за власть далось ей после долгих мучительных размышлений, страхов, слез. Весь этот психологический процесс, особенно в его узловых переломных моментах, не был подробно описан романистом. Возможно, это вызвано тем, что автор не дерзал домысливать мотивы выбора императрицы Елизаветы, побудившие её к совершению преворота. Всеволод Соловьев показал те свойства её личности, которые этому способствовали и мешали. С одной стороны, Елизавета - «орлиная дочь», умная, волевая, решительная, талантливая русская женщина; сочинительница и исполнительница песен, добрая душа. С другой - неуверенная претендентка на престол, робко затевающая очередной заговор, окруженная авантюристами и интриганами - доктором Лестоком и послом Франции маркизом де ля Шетарди. В ответ на призыв своих сторонников к более решительным действиям Елизавета отвечала: «А я ленива и уж не так молода» [5, с. 287]. Но в ней постепенно пробуждается могучий дух Петра Великого, который звал ее к большим свершениям. Однако начинающий писатель не показывает это пробуждение духа, а повествует о результах деятельности своей героини.

Всеволод Соловьев всегда симпатизировал цесаревне Елизавете, будущей российской императрице. А в романе «Капитан гренадерской роты» доброе отношение сменяется неподдельным восхищением и очаровательной русской женщиной, красавицей на троне, человеком твердой воли, победившим в борьбе с обстоятельствами, свергнувшим временщиков и занявшим по праву наследования принадлежавший ей престол Российский, и мудрой правительницей, решившей не давать воли страстям, не добиваться отмщения своим недругам, отменить смертную казнь.

Елизавету Петровну Соловьев изображал с особой теплотой, так как она была законной наследницей русского престола, дочерью Петра I, она поняла народ русский, его чувства, надежды и мечтания, поняла потому, что сама составляла одно целое с этим народом. Она знала, что народ не успокоится до тех пор, пока власть не перейдет к потомкам Петра Великого, пока не совершится законная справедливость, по которой созданное человеком должно принадлежать этому человеку и его прямым наследникам.

В отличие от всех иных персонажей романа, она осознает, что власть ей дана от Бога не для удовлетворения своего эгоизма, а для служения ближним, для служения своему народу. Дочь великого императора проявляет подлинное христианское смирение и всецело доверяется Богу: «<...>Да будет воля Твоя, Господи! Быть может, впереди кровь и всякие ужасы, гибель и казни невиновных. <...> Но если я недостойна, то покарай меня, Боже» [5, с. 353]. Героиня как будто действует в соответствии со словами царственного пророка Соломона, который в книге своих «Притчей» писал, что «только Богом цари властвуют и правители узаконивают правду» (Пр. 8: 15).

Внутренний мир Елизаветы Петровны романист раскрыл при помощи внутренних монологов, несобственно-прямой речи, а также обращений героини к Богу. Приведем фрагмент одной из ее молитв: «.Боже, не поставь мне это в грех! Прости меня. Ты видишь, сердце мое, видишь, что в эту минуту я думаю не о себе, не о своем величии, не о своем счастье, а только о счастье и величии русского народа! Измучилось сердце мое, глядя на его страдания. Я, слабая женщина. но Ты не оставь меня и помоги мне, Боже,.. не ради лицемерия, не ради возможности безнаказанно творить всякие жестокости, простирая руки к престолу, а ради справедливости» [5, с. 353].

Вс. Соловьев показал нам идеальную государыню, искренне и глубоко верующую христианку, создал образ, приукрашенный его фан-

тазией, романтически приподнятый, согретый его любовью к историческому прошлому и историческим деятелям. Писатель основывался не только на документальных источниках, но и на традицонных фольклорных представлениях о добром царе2. Автор дополнил действительный характер императрицы Елизаветы своим представлением о том, какой должна быть справедливая государыня. В том и отличие исторического романиста от ученого, беспристрастно подсчитывающего все плюсы и минусы, что он, писатель, имеет право на пристрастное изображение, подчеркивающее лучшее в человеке.

Вторым по значимости в романе является образ правительницы Анны Леопольдовны. Соловьев изобразил ее как человека доброго, но недалекого; как избалованную женщину, которая, освободившись от тягостной опеки своей венценосной тетушки, капризно стремится наверстать упущенное и вкусить радость бытия.

Главным недостатком (а пожалуй, и пороком) этой царственной особы было, по мнению Вс. Соловьева, легкомыслие и равнодушие к своим обязанностям: «. и проговорив это, Анна Леопольдовна, когда ее временно покинул фаворит граф Линар, которым она была увлечена, сейчас же забыла и о чертенке (будущем Петре III. - Е.Н.) и о цесаревне, и о всей России. Какое ее дело до этих опасений» ( Подчеркнуто мною. - Е. Н.) [5, с. 356]. Однако ее трагедия заключается в том, что она, как и ее супруг и дети (Иван VI и принцесса Екатерина), оказалась не в свое время и не на своем месте.

В романе «Капитан гренадерской роты» Вс. Соловьев затронул проблему счастья. В то же время (на примере, прежде всего, образа императрицы Елизаветы) он показал, что человек может обрести отраду в служении своему народу. Об этом размышляла дочь Петра Великого, и это послужило одной из главных причин для решительных действий: «Ей не нужно престола, ей не нужно блеска, - не в нем счастье. Но если это необходимо для блага России, она, конечно, не задумается» [5, с. 220] и будет готова ко всем непредвиденным обстоятельствам.

В заключение отметим, что в этом произведении Всеволод Соловьев создает критические для Елизавета Петровны ситуации (испытание верности долгу и призванию; случайность, изменяющая привычный порядок вещей и т. д.). А поиски героями «Капитана гренадерской роты» смысла жизни, путей к достижению внутренней гармонии фиксировали для читателя наиболее эффективные или наиболее приемлемые способы решения психологических проблем. А через описание событий 1740-1741 годов автором провозглашаются вечные ценности: христиан-

ство как истинная религия, верность долгу, честь и достоинство, служение ближнему, нравственные добродетели.

Благодаря изучению различных источников, в т. ч. многотомника своего отца С.М. Соловьева «История России с древнейших времен», Всеволоду Соловьеву в этом романе удалось художественно воскресить дух противоречивой эпохи, воссоздать мир, наполненный значительными характерами, сильными страстями, благородными порывами и злой волей. Всеволод Соловьев знакомит читателей с обычаями старины, людьми тех лет, заставляет восторгаться высотами их духа, подвигами, проклинать их подлости и бесчестные дела, ценить человечность и осуждать жестокость и властолюбие.

Постоянный поиск в человеке светлых черт, сострадание к его несчастьям, терпимость к слабостям, если они не выходят за рамки человеческой порядочности, характерны для его историко-художественных произведений. Благородство в его понимании всегда стоит на высоте, низость, даже если она временно побеждает, достойна презрения. «И уже в самом этом подходе мы ощущаем, что для писателя является постоянным, жизненным, достойным утверждением, а что обречено на мрак и забвение. Думается, что отмеченные критикой его художественные слабости, в известной степени, были и силой писателя. Именно эта увлеченность, страстность и, если хотите, прямолинейность в обрисовке своих героев и привлекает, кроме других сильных черт творчества, к нему читателей». [2 , с. 4].

Писатель раскрывает собственный взгляд на личность монархов, показывает их как умных, добрых и справедливых людей, со своими характерами, склонностями, привычками, симпатиями и антипатиями, а не абстрактными орудиями политической борьбы. В то же время он далек от сусального любования самим институтом монархии, в анализируемом произведении он «с рассуждением» (вопреки мнению о. Сергия Соловьева), подошел к осмыслению самого сложного периода истории российской монархии - эпохи дворцовых переворотов. Всеволод Соловьев показал, что нравственные нормы, изложенные в Священном Писании, универсальны для всех людей, ведь Промысел Божий, как явствует из «Капитана гренадерской роты», возвеличивает и возвышает добродетельных правителей (Елизавета Петровна) и низлагает теплохладных (Анна Леопольдовна), карает порочных ( Бирон, Юлиана Мейден и другие).

Примечания

1. Статистические исследования показывают, что проза Вс. Соловьева на рубеже XIX—XX вв. была очень популярна. «После публикации в журналах исторические романы выходили отдельными изданиями, многие переиздавались, неоднократно выходили собрания сочинений. По данным Коломенской общественной библиотеки, Соловьев в 1899 г. занимает седьмое место, в 1903 г. - второе место, после Л. Толстого. По отчетам девяти публичных библиотек Соловьев входил в десятку наиболее читаемых авторов)» [4, с. 5].

2. В 1883 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Александра Третьего. Вс. Соловьев не присутствовал на коронации, но всей душой отозвался на это событие, издав в том же году небольшую брошюру «Москва 15 мая 1883 года» (с подзаголовком «Обращение к детям»), в которой он искренне и открыто высказал свои монархические воззрения. Отметим, что большой оригинальностью в ней автор не отличался: содержание этой книжки сводилось к повтору обычных для самодержавной России сентенций о верности и преданности своему монарху и нескольким назидательным (с точки зрения XXI века) увещеваниям о долге и обязанностях перед царем и его империей. Нам трудно упрекать его в какой-либо конъюнктурности, ибо он искренно и открыто изложил то, о чем думал и что чувствовал.

Вс. Соловьев, в частности, писал: «Народ служит Царю, а Царь служит народу, и царское служение -самое великое, самое многотрудное, какое только может выпасть на долю человека. Вся жизнь монарха должна быть постоянной, не ослабевающей заботой о добре и пользе для народа, для подданных, на которых Царь смотрит как на родных своих детей. И эти десятки миллионов русских людей должны находить у Царя неизменную правду, любовь и милость». [6, с. 4].

Писатель считал, что только Бог может дать человеку силу и мудрость для несения царского служения, и поэтому глубокая вера самого самодержца (в данном случае - Александра Третьего) в силу божественной благодати, принимаемой во время священного таинства коронования, и молитвы Православной церкви способствуют благополучию императора и процветанию отчизны.

Всеволод Сергеевич Соловьев в деталях пересказал все эпизоды венчания на царство, стремясь пробудить у своих читателей глубокое чувство любви и благоговения перед своим монархом.

Обращаясь к «детям», романист писал: «Вы должны хорошо подумать о своих обязанностях к царю и народу. Вы должны молиться, как молился наш Царь, о том, чтобы Бог помог вам неустанно работать на общую пользу» [6, с. 7].

3. Несколько отступая от темы, отметим, что односторонне негативный подход к изображению русских царей и императоров, помимо того, что противен действительно художественной демонстрации характера литературного или исторического героя,

противоречит еще и жизненной правде. Если мы вспомним фольклор, народные сказки, песни, то увидим в них не просто уважительное, но и любовное отношение к русскому монарху, царю. Чего стоит одни только народные выражения: «царь-

батюшка», «матушка Екатерина» (об императрице Екатерине Великой) и так далее.

Список литературы

1. Соловьев С. М. Владимир Соловьев, жизнь и творческая эволюция. М.: Русский путь, 1997. 370 с.

2. Сахаров А.Н. Предисловие// Соловьев Вс. Юный император. Капитан гренадерской роты. М.: Эксмо, 1994. С. 3-6.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Эксмо, 2004. 610 с.

4. Васильева С. А. Творчество Всеволода Соловьева как явление массовой литературы: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Тверь: Изд-во Тверского университета, 2009. 35 с.

5. Соловьев Вс. Юный император. Капитан гренадерской роты. М.: Эксмо, 1994. 420 с.

6. Соловьев Вс. С. Москва 15 мая 1883 года. СПб., 1883. 15 с.

TYPOLOGY OF REPRESENTATIVES OF THE AUTHORITIES IN THE NOVEL "THE CAPTAIN OF THE GRENADIER COMPANY” BY VSEVOLOD SOLOVYOV

E. V. Nikolsky

The author considers the novel “The Captain of the Grenadier Company” by Vsevolod Solovyov (1849-1903) where the writer refers to one of the key problems of historical fiction, the role of personality in history. Vsevolod Solovyov's interpretation of the influence of personality on the course of history is discussed, along with the problems of love, faith and loyalty, meaning of life, purpose of autocratic power, moral choice between duty and private aspirations.

Keywords: historical novel, 18th century, Russian Empire, Empress Elizaveta Petrovna, regent Anna Lepoldovna, just ruler, palace coups, adventure plot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.