Научная статья на тему 'Типология почвенничества: ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин'

Типология почвенничества: ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
562
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ПОЧВЕННИЧЕСТВО / КОНЦЕПТ ЗЕМЛИ / РУССКАЯ ИДЕЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХРИСТИАНСТВО / КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ / PHILOSOPHICAL SCHOOL / POCHVENNICHESTVO / LAND CONCEPT / RUSSIAN IDEA / NATIONAL CULTURE / CHRISTIANITY / CLASSICAL LITERATURE / ARTISTIC WORK / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мужайлова Е. А.

В русской литературе нет ни одного писателя, который так или иначе не использовал бы концепт родной земли в своих произведениях. У почвенников же земля стала центральной категорией, вписавшись в контекст национальной картины мира и философии всего направления. Рассматривая структуру, идею, систему образов произведений двух ярких представителей почвенничества Ф. М. Достоевского и М. А. Осоргина, мы пришли к выводу, что видение родной земли у них схожее, и отнесли двух авторов к представителям одного философского направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of the pochvennichestvo: F. M. Dostoevsky and M. A. Osorgin

There is no any writer in the Russian literature that would not use the concept of native land in his works. Land is the central category in pochvenniks' works. It is entered in the context of the national view of the world and systems of philosophy. Considering the structure, ideas, and systems of images in the works of two bright personalities of this tendency F. M. Dostoevsky and M. A. Osorgin, we came to conclusion, that they had similar vision of their native land and we assigned these two authors to Russian pochvennichestvo.

Текст научной работы на тему «Типология почвенничества: ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин»

УДК 82.091

ТИПОЛОГИЯ ПОЧВЕННИЧЕСТВА:

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И М. А. ОСОРГИН

© Е. А. Мужайлова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 273 72 96, факс: +7 (347) 250 06 06.

E-mail: muzhailova@rambler.ru

В русской литературе нет ни одного писателя, который так или иначе не использовал бы концепт родной земли в своих произведениях. У почвенников же земля стала центральной категорией, вписавшись в контекст национальной картины мира и философии всего направления. Рассматривая структуру, идею, систему образов произведений двух ярких представителей почвенничества — Ф. М. Достоевского и М. А. Осоргина, мы пришли к выводу, что видение родной земли у них схожее, и отнесли двух авторов к представителям одного философского направления.

Ключевые слова: философское направление, почвенничество, концепт земли, русская идея, национальная культура, христианство, классическая литература, художественное произведение, образ.

Постановка данной темы связана со злободневной проблематикой, волнующей сегодня и политологов, и культурологов, и других гуманитариев. Это -национальная идеология, которая Н. А. Бердяевым в начале XX века была названа «русской идеей».

Самое прямое отношение к формированию национальной идеологии, сакрализации родной земли в народном духе имели почвенники. Идея «земли» у них, в отличие от воззрений славянофилов, стала центральной, вписавшись в общий контекст философского направления.

В число почвенников, как известно, входил Ф. М. Достоевский. У него был свой, особый взгляд на проблемы, волновавшие Россию в середине XIX века.

В XX веке идею почвенничества подхватили эмигранты - философы, деятели науки и искусства. Оказавшись изолированными, оторванными от родины, они оставались гражданами государства российского, не принимая «государства Советов». Потому почвенничество писателей-эмигрантов - это, прежде всего, тоска по России, культ русской земли в духе классического почвенничества XIX века.

Но если о почвенниках XIX века написано много, то об их преемниках в XX веке исследователи сказали далеко не все. Подробного анализа творчества неопочвенников - представителей русского зарубежья в литературоведении нет.

Для восстановления национально-культурной традиции необходимо обратить внимание на идеологию и литературную деятельность многих представителей русского зарубежья, в том числе на творчество писателя-эмигранта М. А. Осоргина, создававшего свои произведения в конце XIX - начале XX века. Михаила Андреевича Осоргина мы по праву считаем земляком, ведь родовое имение писателя Осоргино находилось в Уфимской губернии (ныне деревня Осоргино Уфимского района).

Ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин являются яркими представителями русского почвенничества, раскрывшегося в разных историко-культурных вари-

антах. Нам важно выяснить характер преемственности между ними, саму эволюцию главных идей почвенничества, обусловленную различием реальных общественных факторов, сказавшихся на жизни и творчестве двух писателей, а также своеобразием их творческих индивидуальностей.

Интересным и важным нам представляется сопоставительный анализ таких произведений Ф. М. Достоевского и М. А. Осоргина, как публицистический очерк «Земля и дети», опубликованный в «Дневнике писателя за 1876 год», и мемуарный рассказ «Земля», написанный в 1926 году. Выбор этих текстов для данного сопоставления обусловлен обнаруженными параллелями на тематическом, образном, структурном, стилистическом уровнях.

Определенно можно отметить, что выраженные в рассказе и очерке идеи входят в контекст почвенничества. Образ земли (почвы) в них призван, в первую очередь, раскрыть душу русского человека. Он -главный и сквозной в обоих текстах, а зародился фольклоре и мифологии. Тем более что сам концепт «родная земля» считается в русской культуре одним из ключевых. В недрах этого образа скрыты отзвуки древнейших мифов, причем как у Ф. М. Достоевского, так и у М. А. Осоргина языческие представления сливаются с христианскими.

Русский фольклор и христианская литература хранят образ земли - прародительницы всего живого. С мифологическим образом матери-земли связаны представления о зарождении человека в недрах земли, как в материнской утробе. Выражения типа «родная земля», «мать-земля» наполнены для Ф. М. Достоевского и М. А. Осоргина самого серьезного смысла.

Дальнейшее одухотворение земли привело к тому, что она стала не только плотью, но и душой мира. А многозначный образ «почвы» становится символичным для русской национальной культуры, в полной мере раскрываясь в публицистическом очерке Ф. М. Достоевского «Земля и дети» и мемуарном рассказе М. А. Осоргина «Земля».

Уже с первых строк сопоставляемых произведений видно их сходство в структурном и идейном планах.

Рассказ «Земля» М. А. Осоргина, как и очерк Ф. М. Достоевского «Земля и дети», начинается с обращения к «русскому другу», другу «из России». У М. А. Осоргина: «Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской бересты, наполненную землей...» [1, с. 101]. У Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя» также появляется образ друга из России. В главе «Что на водах помогает: воды или хороший тон» он пишет: «В толпе этой я нашел даже одного знакомого, русского, вот того самого парадоксалиста» [2, с. 96].

Заметим, что оба автора акцентируют внимание на том, что их «друг», так или иначе подтолкнувший к размышлениям о земле (в одном случае косвенно, прислав шкатулку с землей, в другом - непосредственно, начав разговор),- это человек «из России», «русский».

На наш взгляд, для Достоевского и Осоргина такой образ был кардинально важным. Писателям удалось показать, что проблема отношений человека с землей волнует многих русских людей, желающих своими действиями привлечь внимание к ней. Вполне закономерным следствием этого стремления становится то, что Ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин ищут человека, готового выслушать их размышления о земле и, более того, проникнуться почвеннической идеей, заразиться ею, понять, что она есть истина, которую можно нести людям: «Впрочем, я вам этого развивать не хочу, поймете и так, коли призадумаетесь... Тяжело деткам в наш век взрастать, сударь! Я ведь только и хотел лишь о детках, из-за этого вас и беспокоил!», -читаем мы у Ф. М. Достоевского [2, с. 94].

У М. А. Осоргина: «Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. Было и давно прошло время, когда эти усмешки меня смущали... Я готов и смогу преклонить колени перед коробочкой с русской землей и сказать вслух, не боясь чужих ушей...» [1, с. 103].

Но в то же время Ф. М. Достоевский и М. А. Осор-гин понимали, что такая проблема, не имеющая единственного решения с точки зрения философии, не может не вызвать определенный протест, даже «усмешку». По этому поводу писатели замечали: «Но пусть каждый фабричный работник знает, что у него где-то там есть Сад... И что сам он, наработавшийся на своем веку, все-таки придет туда отдохнуть, а потом умереть...» [2, с. 95]. «Было и давно прошло время, когда эти усмешки меня смущали. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными... Но тягость лет побеждает...» [1, с. 103].

Оба писателя сходятся в одном - проблема земли становится актуальной для человека тогда, когда он подводит некий жизненный итог; для человечества в целом - когда оно переживает кризисное время пе-

релома. «В наш век произошла страшная революция, и одолела буржуазия»,- читаем у Ф. М. Достоевского [2, с. 94]. «Сейчас после бури, пронесшейся над нашей страной...»,- пишет М. А. Осоргин. [1, с. 113]. Причем, в общечеловеческой, исторической плоскости земля рассматривается ими как некая постоянная субстанция, доминанта.

Ф. М. Достоевский в своем очерке, выясняя истоки «земельной ошибки», обращается к V веку, говорит о покорителе Галлии Хлодвиге. М. А. Осоргин же, описывая историю своей семьи, изучает миграцию варяжских племен. Писатели глубоко убеждены, что «земельная ошибка» возникала по одной причине -неуважение человека к родной или чужой земле. С одной стороны, люди, отрываясь от «почвы», забывают обычаи, историю, культуру края; с другой - государства-захватчики или новая власть могут подавить сложившееся и глубоко укоренившееся в сознании людей бережное и трепетное отношение к родной земле.

Таким образом, проблема разрабатывается уже на новом уровне - вековечном. Ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин в начале повествования приводят тезис, который обосновывают и доказывают на протяжении всего произведения. М. А. Осоргин пишет: «Ибо прах ты - и в прах обратишься» [1, с. 99]. Эти слова соотносятся с предшествующим контекстом: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней...» [1, с. 99]. Ф. М. Достоевский же все время повторяет: «Дело в том, что все от земельной ошибки... » [2, с. 93].

То есть образ земли у А. М. Осоргина раскрывается в повествовании, но ключевое высказывание сохраняется неизменным. У Ф. М. Достоевского же трансформируется сам тезис, обретая свое истинное значение только в последних предложениях произведения «Земля и дети»: «Земля все, уж из земли и все остальное...». Благодаря этому повторению основной мысли все внимание читателя переносится с сюжетных описаний и вставных конструкций на образ почвы. И слова «Земля - это все... » звучат уже как Божественное откровение, как истина свыше (лаконично, компактно и сакраментально достоверно).

И действительно, хочется верить в то, что говорят классики. Писатель XIX века восклицает: «В земле, в почве есть нечто сакраментальное. Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей поделать людей, то наделите их землею - достигните цели» [2, с. 95]. М. А. Осоргин подхватывает: «Но ощущение будущей судьбы всего живого забегает вперед мысли. Не потому ли с такой любовью и в предчувствии вечного покоя я пересыпаю рукой песчинки... , чтобы снова вернуться мыслью к единой вечной вещи - к земле...» [1, с. 107].

Вполне обоснованным в этом свете становится негативное отношение писателя к прогрессу (научному и техническому): «Ну-с, а все эти железные дороги наши, наши новые все эти банки, ассоциации, кредиты - все это, по моему, пока только лишь тлен... всхо-

дить нация, в огромном большинстве своем, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут. А европейские пролетарии теперь все - сплошь мостовая» [2, с. 94].

М. А. Осоргин также отмечает: «... все человеческие достижения - не победа над природой, а лишь неуклюжее и очень жалкое подражание ее творчеству, потому что комар бесконечно совершеннее самолета, рыба - подводной лодки, а строительный гений пчелы, муравья, любой семейственной букашки - в человеческой среде равного себе не имеет. И все это только потому, что никто из этих существ не считает себя господином земли и победителем природы, не стремится наивно властвовать над своей матерью и своей первопричиной, не изменяет любви ради мелкого тщеславия» [1, с. 107].

Такое отношение к земле у обоих писателей, на наш взгляд, вызвано двумя причинами: во-первых, научно-технический прогресс отделяет, отрывает людей от природы, земли; происходит тотальная урбанизация государства, люди перестают замечать красоту окружающего живого мира, да и не особо в этом нуждаются. Для писателей-почвенников «земля - это все», и отрыв от нее, по их мнению, неизбежно приведет к падению нравов, утрате национальной культуры. Здесь появляется традиционное противопоставление «культуры» и «цивилизации».

Во-вторых, неприятие прогресса Ф. М. Достоевским и М. А. Осоргиным связано с тем, что исторически период интенсивного развития науки и техники совпал в их время с коренными изменениями в политическом строе страны. А эти изменения вызывали у них еще большее неприятие. М. А. Осоргин в постре-волюционную эпоху оказался пассажиром «философского парохода» и навсегда покинул Россию. Ф. М. Достоевский же стал свидетелем европейской буржуазной революции и прекрасно понимал, что нечто подобное зреет и в России и, вероятнее всего, ни к чему хорошему не приведет: «В наш век произошла страшная революция» [2, с. 93].

Предощущение одного писателя и горькое сожаление о случившемся другого привело их к общему итогу: неприятие нововведений именно в политической жизни страны перерождалось в неприятие нововведений и в научной сфере.

Как Осоргин, так и Достоевский не понимают, почему, на каком основании один человек может «отобрать» родину, землю, почву у другого. «Что-нибудь тут должно произойти, переменить, но только у всех должна быть земля, и дети должны родиться на земле, а не на мостовой»,- пишет Ф. М. Достоевский [2, с. 94].

Писатели, впрочем, пытались найти решение этой проблемы, названной автором «Дневника писателя» «земельной ошибкой». Ф. М. Достоевский в произведении «Земля и дети» излагает свою теорию «общины»: «Про общинное землевладение всяк толковал, всем известно, сколько в нем помехи экономи-

ческому хотя бы развитию; но в то же время, не лежит ли в нем зерно чего-то нового, лучшего, будущего, идеального, что всех ожидает, что неизвестно как произойдет, но что у нас одних есть в зародыше и что у нас у одних может сбыться, потому что явится не войной и не бунтом, а опять-таки великим и всеобщим согласием, а согласием потому, что за него и теперь даны великие жертвы» [2, с. 98]. М. А. Осор-гин же, писавший свое произведение после попыток новой власти «обобщить» землю, прекрасно понимал, что идеи, выдвинутые «почвенниками» XIX века, в первую очередь, Ф. М. Достоевским, не приняли тех форм, о которых мечтал Федор Михайлович.

Понимание масштабности конфликта привело писателей к православию. Сразу же отметим, что вера Ф. М. Достоевского и М. А. Осоргина значительно отличается от церковного (классического) православия. Вера автора «пятикнижия» - это «народное» христианство, познанное и принятое им без исключений; вера же автора «Сивцева Вражка» - двоеверие (своеобразное языческое «христианство») с отрицанием многих церковных канонов и правил. Но как бы сам М. А. Осоргин ни отрицал христианство как таковое, в основу его произведения «Земля» легли слова, взятые им из Евангелия: «Ибо прах ты и в прах обратишься» [1, с. 99].

Кроме того, обращение к земле, почве как живой, дающей силу и забирающей жизнь стихии, скорее, отвечает идеям «почвенничества», говорящим о духовной спаянности человека с землей, чем законам язычества, объясняющим путем олицетворения земли некие физические явления природы.

Еще одним из христианских мотивов, сближающих произведения Ф. М. Достоевского и М. А. Осор-гина, становится мотив прощения. «Я ведь никого и ничего не виню, тут всемирная история - и мы понимаем»,- пишет Ф. М. Достоевский [2, с. 94]. «Злобы во мне нет»,- говорит М. А. Осоргин о друге детства, выдворившим писателя из страны [1, с. 114]. И это обращение к православной вере не случайно. Именно из православия вырастает драгоценный образ земли. «А между тем, если я вижу, где зерно или идею будущего, так это у нас, в России. Почему так? А потому, что у нас и по сих пор уцелел в народе один принцип и именно тот, что земля для него все, и что он все выводит из земли и от земли...»,- говорит Ф. М. Достоевский [2, с. 93]. «И вообще я замечаю, что во мне растет протест против чужих благополучии и красот. Нотр Дам де Пари не кажется мне домом молитвы, таким как сельская церковь на пригорке моей родины»,- замечает М. А. Осоргин [1, с. 105].

Но эта мысль как у Ф. М. Достоевского, так и у М. А. Осоргина не является статичной. От слова к слову, от строки к строке образ растет и ширится. Земля рассматривается как «почва национальная», возникает образ Родины. И этот образ трагичен, ведь и Ф. М. Достоевский, и М. А. Осоргин писали свои произведения о земле, находясь за границей. Михаил

Андреевич вообще был в изгнании, не имея возможности вернуться. «Склонившись над коробочкой из карельской бересты, над этой урной земли московской, я перебираю в памяти, как долго, упрямо и досадливо я старался заменить для себя эту горсточку серой пыли - всем земным шаром и какая неудача постигла наивную попытку» [1, с. 101].

В результате этих суждений выводится основной, главный образ земли как вечной устроительницы всемирного порядка и закона. Ф. М. Достоевский и М. А. Осоргин признают, что утверждение «Земля - это все» есть утверждение общечеловеческое, и любому из нас необходим свой кусочек земли, будь то русский, француз, американец или итальянец. «Но пусть каждый фабричный работник знает, что у него где-то там есть Сад, под золотым солнцем... и что в этом Саду живет его жена, которая любит его и ждет, а с женой - его дети, которые играют в лошадки и все знают своего отца»,- восклицает Ф. М. Достоевский [2, с. 96]. «... ощущение будущей судьбы всего живого забегает вперед мысли. Не потому ли с такой любовью и в предчувствии вечного покоя я пересыпаю рукой песчинки московской земли в коробочке карельской бересты, вспоминая детские годы, и предков ближних и дальних, и поиски лесного родника, и домик бабушки, и скифский курган, и Рим, напрасно названный вечным,- чтобы снова вернуть мыслью к единой вечной вещи - к земле: «Ибо прах ты - и в прах обратишься», - заключает М. А. Осоргин [1, с. 103].

Оба писателя понимают, что проблема утраты почвы - это не только русская проблема. Она мировая, но вот формула ее разрешения должна появиться именно в России. По мнению почвенников, именно в России сильна связь человека с почвой, с землей от момента рождения и до смерти.

Более того, связь с землей осознается так образно, что для Ф. М. Достоевского, например, «дитя», да и «нация» в целом, уже не «дитя» и «нация», а всего лишь ростки какого-то чудного растения, которые всходить должны непременно «на почве». У М. А. Осоргина эта растительная символика еще отчетливее и нагляднее: взросление главного героя -мальчика Мышки - происходит параллельно с весенним пробуждением всего живого на земле.

Система образов, используемая авторами, служит в произведениях единственной цели - раскрытию образа земли. Он становится многомерным, масштабным, символическим. Начинается его разработка с подхода к земле как к биолого-географическому явлению: Мышка пересаживает цветы из одной почвы в другую, а Парадоксалист говорит о земле как источнике питания, что является закономерным, ведь это первое, что узнает ребенок о земле. Затем возникает образ земли-матери, оберегающей своих детей, взращивающей и воспитывающей их. И вот земля уже становится хранителем праха человеческого, его истории. «Чудесным и никому неведомым образом она вызвала к жизни мое маленькое существование, позволила мне проползти от вечности к вечности, от небытия к небытию,- и так же чудесно и необъяснимо призовет меня обратно...»,-пишет М. А. Осоргин [1, с. 112].

Конечно, в русской литературе нет ни одного писателя, который так или иначе не использовал бы концепт родной земли в своих произведениях. У почвенников же земля стала центральной категорией, вписавшись в контекст национальной картины мира и философии всего направления.

Зародившись в конце XIX века, это направление русской мысли претерпело немало изменений уже в начале XX столетия. Смена исторических эпох, повлекшая за собой системные изменения вплоть до менталитета целой нации, нашла отражение и в русской классической литературе.

Итак, анализ публицистического очерка «Земля и дети» и мемуарного рассказа «Земля» показал, что М. А. Осоргин выступает преемником почвеннических идей Ф. М. Достоевского. Писатели дают схожие определения концепта «почва», используют схожие литературные и стилистические приемы для раскрытия образа земли. Вполне обоснованным в данном случае становится утверждение о том, что почвенничество - это литературное течение и направление философской мысли, активно развивающееся на протяжении как минимум столетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 24. Л., 1986. -380 с.

2. Осоргин М. А. Избранные сочинения. М.: Издательство Пермского университета, 1989. -208 с.

Поступила в редакцию 07.12.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.