https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.1
Акимова Саврина Казимовна
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
Статья посвящена анализу темы интеллигенции в творчестве А. И. Куприна. Внимание акцентируется на типологии образов интеллигентов, которых выделяет писатель в своих повестях. Они отличаются от интеллигентов, описанных в литературе прошлых столетий, так как не могут справиться с проблемами, возникающими в обществе. Многие исследователи рассматривали этот вопрос в творчестве А. И. Куприна, но до конца его никто не изучил. Сделан вывод о том, что писатель не смог остаться равнодушным к судьбе интеллигента и страны в переломный момент, ибо, испытав на себе все тяготы того времени, близко чувствовал трагедию этих людей.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/7/1 .html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 7. C. 7-10. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Русская литература
Russian Literature
УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 15.05.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.1
Статья посвящена анализу темы интеллигенции в творчестве А. И. Куприна. Внимание акцентируется на типологии образов интеллигентов, которых выделяет писатель в своих повестях. Они отличаются от интеллигентов, описанных в литературе прошлых столетий, так как не могут справиться с проблемами, возникающими в обществе. Многие исследователи рассматривали этот вопрос в творчестве А. И. Куприна, но до конца его никто не изучил. Сделан вывод о том, что писатель не смог остаться равнодушным к судьбе интеллигента и страны в переломный момент, ибо, испытав на себе все тяготы того времени, близко чувствовал трагедию этих людей.
Ключевые слова и фразы: русская литература; А. И. Куприн; повести; образы интеллигентов; типология образов; духовная жизнь.
Акимова Саврина Казимовна
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала savrina. akimova. 2016@mail. т
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
Среди выдающихся русских писателей рубежа XIX-XX веков одно из самых значительных мест по праву занимает А. И. Куприн. За долгую творческую карьеру из-под его пера вышло множество произведений, которые и поныне вызывают искренний интерес у читателей благодаря своей неувядающей актуальности и выразительности языковых средств.
В своих произведениях писатель показал разнообразные типажи персонажей, отразившие жизнь практически всех слоев русского общества, показал характерные для них проблемы и «болевые» точки. Одно из важных мест в творчестве А. И. Куприна занимает тема интеллигенции. Актуальность данного исследования заключается во внимательном изучении автором того, как Куприн в своих повестях «Молох», «Олеся» и «Поединок» рассматривает особенности духовно-эмоционального мира героев-интеллигентов. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в данной статье собран и систематизирован материал, который ранее не был изучен в достаточной степени в рамках отдельной научной работы, хотя, безусловно, ни один исследователь не обошел стороной вопрос об интеллигенции. Цель исследования - выделить и раскрыть типологические черты героев-интеллигентов в анализируемых произведениях, особенности их миропонимания в контексте времени написания и их литературно-критической оценки современниками. Данная цель предусматривает решение следующих задач: обобщить и сопоставить особенности духовно-эмоционального мира героев-интеллигентов повестей, выявить своеобразие авторской позиции в отношении к своим героям.
Исследователь Волков пишет: «Тема интеллигенции рассмотрена в произведениях Куприна так ярко, горячо и правдиво потому, что она была личной, выстраданной темой для самого писателя» [6, с. 112]. А. И. Куприн через своих героев-интеллигентов показывает разные взгляды на проблемы того времени. Но интеллигенты А. И. Куприна отличаются от интеллигентов других писателей. Он делит их на разные типы. Это и интеллигенты-эгоисты, и деградирующие интеллигенты, и интеллигенты-борцы. Эти образы мы можем рассмотреть в его повестях «Молох», «Олеся» и «Поединок».
Герои Куприна отличаются от интеллигентов, которые описываются в литературе прошлых столетий, так как не могут справиться с проблемами, которые возникают в обществе. Они не могут совершать те поступки, которые совершали их предшественники.
Проблема интеллигенции, получившая свое отражение в творчестве А. И. Куприна, стала невероятно честной и яркой благодаря тому, что для него она стала очень личной и выстраданной. В эпоху усиления освободительной борьбы писатель заинтересовался проблемами интеллигента, справедливого, но потерявшего ко всему доверие, лишенного силы характера и воли. А. И. Куприн тонко чувствовал трагедию этих людей.
Он, это очевидно, сожалел о том, что дальше разговоров и размышлений о таких высоких понятиях, как красота, правда, справедливость, дело не идет. Интеллигенты просто не в силах что-то изменить.
Начать свое исследование можем с анализа повести «Молох» (1896), в которой выписан образ деградирующего интеллигента Боброва. Действие в произведении разворачивается на протяжении двух недель: начинается за день до приезда на украинский металлургический завод председателя и двух членов из правления компании и заканчивается перед их бегством в Петербург. Главный герой - инженер Андрей Ильич Бобров - страдает от неудовлетворенности своей работой и надеется найти спасение от жизненных неурядиц в своем увлечении молодой девушкой Ниной.
В течение двух недель Бобров полностью убеждается в том, насколько циничен и аморален образ тех, кто идет в первых рядах капиталистической индустриализации. Несмотря на то, что возлюбленная Андрея начинает проявлять к нему симпатию, ее горячие чувственные порывы оказались погашены холодным и практичным расчетом ее матери, которая не хочет упустить возможности сделать свою дочь любовницей одного из сильных мира сего, богатого промышленника Квашнина с доходом за год в триста тысяч.
Одной из ключевых проблем повести стала драма хорошего, благородного человека, личности с большой буквы, который оказался сметен капиталистическими общественными отношениями. Драма Боброва становится логичным ответвлением всеобщей драмы общества, которое поработило человека своими материальными ценностями, расчетами, погоней за карьерой, завистью и другими негативными факторами.
Право людей на честную, обеспеченную и достойную жизнь, на разумную реализацию своего творческого потенциала, даже на святую святых - интимную жизнь - оказывается попрано и раздавлено групповой моралью состоятельных капиталистов и их прислужников, которые не останавливаются ни перед чем, чтобы набить свои кошельки.
Выдвинув на передний план фигуру Боброва, интеллигента с наличием совести, А. И. Куприн решает сразу ряд важных задач. Во-первых, подключается к гуманистическим традициям русской литературы с введением героя, который уязвлен страданиями близких. Во-вторых, персонаж с аналитическим складом ума, с тонкой душевной организацией, с непосредственной реакцией на отхождение от общечеловеческих норм поведения не может не противиться этике новых властителей России.
Бобров противопоставлен тем своим коллегам, которые глядели на жизнь «с самой несложной, веселой и практической точки зрения» [11, с. 22]. У него свой «склад» ума, привычки и вкусы. Изучая «характерный» портрет персонажа, вникая в детали этого портрета, нельзя не заметить, что, овладевая мастерством изображения диалектики души человека, А. И. Куприн не только пытается повторить открытия Л. Толстого, но и находит возможности углубления в независимый мир личности. Купринское в персонаже - предпочтение стихии натуры, биологическому, врожденному в человеке. А. И. Куприн развил то, что уже наметилось в человековедении А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого. Различие темпераментов Татьяны и Ольги Лариных - у первого, Андрея Болконского, Пьера Безухова - у второго, например.
Герой, испытывающий муки и душевные, и физические, ищет успокоение в наркотиках. Но это не может быть выходом из ситуации, таким образом Бобров обнаруживает свою растерянность, усталость воли и духа. Ключевыми в понимании образа Боброва являются его нравственность и совесть, не отягощенные злом. Он не может встать на путь мести или как-то вредить людям, в том числе и своим врагам.
С этой позиции можно понять, что Куприн посредством этой тревожащей и негодующей повести пытается достучаться до чувств читателей, которые понимают, что совесть всегда будет стоять над материальным расчетом и выгодой. Куприн утверждает, что истинным залогом социальной стабильности будут люди, наделенные высокой нравственностью и совестью.
Конечно, преувеличением будет сказать, что данный тип интеллигентов станет массовым для русской жизни в пореформенную эпоху. Скорее, совсем наоборот. Во многих произведениях докупринского периода можно нередко увидеть интеллигенцию, которая плотно связана с капиталом и власть имущими, это разрушает высокий образ интеллигента, каким его представлял Куприн.
Одним из лучших творений А. И. Куприна стала повесть «Олеся». «Здесь жизнь, свежесть, - говорил писатель, - борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души» [7, с. 52].
В «Олесе» тонко переплелись мысли автора о любви, преданности, об отношении к жизни. В повести достигнуто удивительное смешение романтического чувства влюбленности и красоты первозданной природы с дикими, жестокими нравами деревенского невежества.
Мастерство Куприна состоит как раз в том, что он сумел показать жизнь этого захолустья подробно, детально, словно вертя предмет своих наблюдений со всех сторон.
Появление в деревне городского жителя Ивана Тимофеевича мужики встречают с недоверием. Наивно было бы полагать, что городской интеллигент мог бы найти общий язык с крестьянами, живущими в обстановке нищеты, невежества, пьянства. И эти барьеры становятся предметом пристального внимания А. И. Куприна.
Образ лесной девушки Олеси становится полной противоположностью тому, с чем сталкивается Иван Тимофеевич в деревне. Эта девушка - воплощение естественности, красоты, гармонии с природой. Настоящая, самоотверженная любовь Олеси придает ей силы и смелости, решимости идти до конца в борьбе за счастье. Светом этой любви наполнена повесть.
«Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего "Я". Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте... не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви» [Цит. по: 3, с. 61], -так, явно преувеличивая, писал А. И. Куприн своему другу Ф. Батюшкову.
Свой идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, обладающего внутренней силой духа, Куприн вывел на страницах одной из лучших своих повестей. Этот образ молодой колдуньи, «выросшей в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки» [6, с. 201], очень близок толстовским традициям. Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем.
Иван Тимофеевич обладает рядом замечательных качеств: он умен, в меру чувствителен, является хорошим психологом. Разговаривая с людьми, он безошибочно находит нужную информацию, но руководствуется при этом исключительно своей выгодой. Так, стараясь угодить уряднику, Иван Тимофеевич вежлив до заискивания. А на приказчика злится и повышает голос, когда тот рассказывает о происшествии в церкви.
Таким образом, можно сказать, что Иван Тимофеевич в типологии Куприна является добрым, но эгоистичным интеллигентом. Он вступает в полемику с цивилизацией, с её нормами, правилами, и проигрывает. Вроде бы он относится к окружающим его людям с душевной добротой, с пониманием, но под этим скрывается эгоистичность Ивана Тимофеевича. И от этого страдает он и люди, которые его окружают и любят.
Невероятную известность приобрел А. И. Куприн после выхода в свет повести «Поединок». Общественный резонанс произведения обусловило то, что в нем автор попытался объяснить причины поражения России в войне с Японией: только что пал Порт-Артур, российский флот был разбит при Цусиме.
Действительно, до купринской повести в русской литературе еще не было произведения, где так обстоятельно, широко и полно, правдиво показывалась бы армейская жизнь в мирное время.
В армейской будничной, не боевой, а бытовой повседневности мифологемы патриотического единения офицера-дворянина и солдата-простолюдина, отшлифованные баталистикой, не находили места. Куприн, пожалуй, впервые раскрыл разъединенность двух армейских сред - офицерской и солдатской. Офицеры, дворяне в основном, и солдаты, вчерашние крестьяне по преимуществу, представлены по традиции реалистической литературы XIX века двумя разными, в сущности своей различающимися сословиями, чуть ли не враждующими частями нации. Следовательно, одной из проблем в произведении является поиск пути объединения людей этих искусственно разделенных сословий, групп. Возможный выход из этой ситуации Куприн находит, показывая в повести сцену братания офицера-дворянина Ромашова с солдатом-крестьянином Хлебниковым.
В «Поединке» речь идет не просто об улучшении жизни униженных и оскорбленных. Речь шла о пробуждении их самосознания, о пробуждении чувства собственного достоинства в угнетенном человеке. А. И. Куприн считает, что в бедах его персонажей виноваты не столько социальные условия, а сколько просветленность сознания, ментальность, вызванные отсутствием разумной цели существования, отказ от активных попыток ее найти. Недаром в отрицании армии Ромашов апеллирует к разуму людей.
Настоящим героем повести задуман Ромашов. Он становится противником общепринятых в тогдашнем обществе ценностных ориентаций, приукрашенных бездушием и бездуховностью, но все равно уродливых. Назанский же выступает в произведении глашатаем новой веры, новой философии века, импонирующей автору, можно сказать, рупором его идей, короче, наставником, вдохновителем активизирующегося Ромашова.
В творчестве А. И. Куприна «Поединок» вошел в число самых весомых произведений начала века. Писатель воссоздает для нас атмосферу армейского быта. Это получается столь убедительно, потому что опирается Куприн на свои наблюдения. Куприн и до этого произведения не раз затрагивал подобную тематику, но до такого масштаба и художественной силы автор поднялся только в «Поединке». Так как сам писатель проходил военную службу, он смог воссоздать действительно реальную и правдивую атмосферу полковой жизни.
Нельзя не заметить, что биографии автора и его героя очень похожи. Однако герой Куприна показан самостоятельной личностью. Характер Ромашова раскрывается в постоянном развитии, в динамике, что отличает его от прочих персонажей повести, которые обладают уже четко выраженными характерами, воззрениями, понятиями.
Перед читателем предстает молодой офицер, успевший прослужить в полку полтора года. Поначалу Ромашова переполняют лишь честолюбивые мечты о славе. Ему представляется, как он подавляет бунты, собственным примером поднимает в бой солдат. Он мечтает о наградах, о любви командиров. Понятие офицерской чести многое значит для Ромашова. Но фантазии быстро разбиваются о жестокие реалии армейских будней. В реальной жизни у него нет ничего, кроме ежедневных попоек, игр в карты и утомительной, никому не нужной связи с падшей женщиной. Все это он вынужден делать от тоски, ведь кроме этих нехитрых низменных развлечений в гарнизоне нет ничего интересного.
Мечтательный и безвольный Ромашов любит анализировать самого себя, ведя мысленные разговоры с самим собой, используя шаблонные фразы и выражения, будто он - герой романа. Когда же мы знакомимся с ним поближе, то видим, что Ромашов - на самом деле человек, которому не чужды теплота души, сочувствие, доброта, но все его положительные качества часто оказываются в заложниках его слабоволия.
Духовное развитие Ромашова становится очевидным, когда мы читаем его внутренний монолог в защиту личности. Тогда-то он и осознал индивидуальность не только собственную, но и чужую. Видя, что армейская ограниченная жизнь подавляет сущность людей, он хочет разобраться, кто виноват, и даже обвиняет во всем Бога. Сила Ромашова в том, что его не раздавила полностью эта губительная атмосфера, он может иметь свое мнение, он протестует против однообразия, убивающего людей изнутри.
В конце концов, герой приходит к единственно верному, по его мнению, выводу. Он хочет бросить военную службу и посвятить себя либо научной деятельности, либо искусству, либо физическому труду. Кто знает, что могло бы произойти с подпоручиком Ромашовым в будущем, если бы не дуэль, которая окончила все его терзания. Молодой офицер погибает в угоду чужим амбициям, заставляя читателя сожалеть о загубленной молодости героя.
Образ главного героя повести «Поединок» выписан Куприным вполне реалистично, психологически точно. Автор любит своего героя, хотя совершенно его не идеализирует. Наряду с достоинствами мы видим и недостатки молодого офицера. Будучи, по сути, слабым человеком, Ромашов все же проявляет внутреннюю силу духа, так как сумел противостоять воздействию армейской среды, сохранить чувство собственного достоинства, не подчинить свой ум и принципы прихотям толпы.
Образ подпоручика Ромашова - несомненная заслуга писательского мастерства Куприна, герой, которого нельзя не запомнить. Благодаря этому «Поединок» пользуется любовью читателей вот уже сто с лишним лет.
Таким образом, миропонимание общества того времени писатель выразил в своих героях, подразделяя их на типы. Среди них и интеллигенты-борцы, и интеллигенты-эгоисты, и деградирующие интеллигенты. В годы подъема освободительной борьбы Куприн не мог остаться равнодушным к судьбе честного, но разуверившегося во всем интеллигента, который в переломный для страны момент теряет веру в себя, в жизнь, становится безвольным.
Как уже ранее говорилось, Куприн тонко чувствует трагедию этих людей и сожалеет о том, что их понимание красоты, справедливости, правды не было, однако подкреплено практическими действиями.
Социальные потребности А. И. Куприна соединялись с желанием поглубже узнать мир и людей. Писателем двигало стремление к справедливости в жизни. Он становится борцом за эту справедливость. Таковы герои-интеллигенты из его ранних произведений.
В произведениях Куприна мы находим целую галерею человеческих характеров, невероятную палитру эмоций. Тонкая наблюдательность, потрясающая способность видеть далеко вперед - вот составляющие удивительного писательского мастерства и таланта. Читая произведения этого великого писателя, мы приобщаемся к русской классической литературе. Становимся духовно богаче, учимся нравственности. Художественные произведения А. И. Куприна способны щедро обогатить человека интеллектуальным и нравственным опытом.
Список источников
1. Адамович Г. В. Куприн // Адамович Г. В. Одиночество и свобода: очерки. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 228-234.
2. Айдарова В. Н. Текстологическая работа А. И. Куприна // Русская речь. 1980. № 1. С. 56-63.
3. Афанасьев В. Н. А. И. Куприн. М.: Художественная литература, 1972. 275 с.
4. Берков П. Н. А. И. Куприн. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 194 с.
5. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. М.: Высшая школа, 2003. 575 с.
6. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. М.: Советский писатель, 1962. 431 с.
7. Киселев Б. М. Рассказы о Куприне. М.: Советский писатель, 1964. 175 с.
8. Кулешов В. И. Нерешённые вопросы изучения русской литературы рубежа XIX-XX веков // Вопросы литературы. 1982. № 8. С. 50-56.
9. Кулешов Ф. И. Творческий путь Куприна. М.: Изд-во БГУ, 1983. 305 с.
10. Куприн А. И. Повести. Ярославль: Волжское кн. изд-во, 1973. 640 с.
11. Чернышев А. А. «Молох»: повесть А. И. Куприна // Куприн А. И. Молох. М., 1978. C. 20-24.
12. Шкловский Е. А. На сломе эпох: А. Куприн и Л. Андреев // Литература. 2001. № 11. С. 1-3.
TYPOLOGY OF INTELLECTUALS' IMAGES IN A. I. KUPRIN'S PROSE
Akimova Savrina Kazimovna
Daghestan State University, Makhachkala savrina.akimova. 2016@mail. ru
The article is devoted to the analysis of the intellectuals theme in works by A. I. Kuprin. Attention is focused on the typology of intellectuals' images, whom the writer highlights in his short novels. They differ from intellectuals described in the literature of the past centuries, because they cannot cope with the problems that arise in the society. Many researchers considered this issue in A. I. Kuprin's works, but nobody has studied it to the end. The author concludes that the writer could not remain indifferent to the fate of the intellectual and the country at a crucial moment, because, having experienced all the difficulties of that time, he felt these people's tragedy.
Key words and phrases: Russian literature; A. I. Kuprin; short novels; intellectuals' images; typology of images; spiritual life.