УДК 1:316.774
DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10206
О. А. Дмитриев
Высшая Школа Экономики, Москва
ТИПОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕДИА
В НА ЧАЛЕ XXI ВЕКА
В данной статье предпринята попытка дать теоретическое описание разницы между мейнстримовскими и альтернативными медиа. На основании классификаций начала XXI века автор дает собственное определение СМИ, которые не придерживаются мейнстримовского подхода в освещении текущих событий. Особое внимание уделяется построению собственных принципов классификации альтернативных медиа, основанных на фактах развития альтернативных медиа в начале XXI века. В статье представлена таблица, которая отражает результаты авторского исследования. Кроме этого, автор показывает разницу между мейнстримовскими и альтернативными международными медиа в освещении важных тем международной жизни. За основу взяты материалы The New York Times, Al Jazeera и RT первой недели 2021 года.
Ключевые слова: альтернативные медиа, мейнстрим, классификация, новости, источники информации, угол подачи, международная журналистика.
Введение. Трансформация альтернативных медиа в начале XXI века
Альтернативные медиа в первой трети XXI века претерпели сильную трансформацию. Это произошло благодаря развитию социальных сетей, увеличению количества средств доставки информации, которую игнорируют международные мейнстримовские СМИ. В этой связи правомерно говорить об актуальности обновить типологию развития альтернативных медиа и альтернативности. Это стало возможным благодаря развитию различных трактовок событий международной жизни в мультимедийной среде.
Для такого рода анализа необходимо разграничить понятия мейнстрима и альтернативы в средствах массовой информации. Под мейнстримовскими медиа понимаются прежде всего телеканалы, радиостанции, веб-сайты, которые выражают точку зрения крупных транснациональных структур. Например, в международном плане такими СМИ являются американские телесети ABC, CBS и NBC, кабельные новостные каналы типа CNN, ВВС World News, MSNBC и Fox News. В эту категорию также попадают газеты New York Times и USA Today, британские издания The Times, The Guardian, The Independent и т. п.
Классифицировать альтернативные медиа в научном плане гораздо сложнее. Это зависит, в первую очередь, от их разнополярной природы, различий в целевой аудитории, а также различий в редакционной политике ряда изданий. На рубеже XX и XXI веков исследователи принимали во внимание следующие характеристики альтернативных медиа [9]:
- выражение интересов местных либо международных сообществ. Под сообществом в данном случае понимается группа людей, условно объединенная редакцией по какому-то одному признаку. Наиболее показательным примером в данном плане является деятельность небольших независимых радиостанций в США и странах Западной Европы [7];
- выражение интересов гражданского общества в противодействии властям разного уровня. В конце XX века в этом плане активно изучался опыт изданий, которые отражали точку зрения движения «Солидарность», боровшегося за соблюдения прав рабочих в Польше [4];
- освещение историй простых людей и их проблем. В этом случае альтернативные медиа могут стать выразителем интересов простых людей в общенациональном и международном плане [5];
- выражение точки зрения, которая, как правило, не находит отражения в мейнстримовских СМИ. Исследователи альтернативных медиа в начале XXI века описывали этот процесс как
небольшой по своему масштабу. Цель такого рода медиа - несогласие с главенствующими редакционными устоями мейнстрима [6]. Это нашло наиболее яркое отражение в блогах американских и европейских активистов, которые выражали свое категорическое несогласие с военными действиями США и НАТО в Ираке, которые начались в 2003-м году и привели к свержению Саддама Хусейна. Особое внимание блогеры уделяли издевательствам над заключенными со стороны американских военнослужащих в багдадской тюрьме «Абу Грейб» [8].
Однако с 2005 года на развитие альтернативных медиа и альтернативного способа обработки информации оказывает влияние и развитие Web 2.0, технология, которая позволяет быстро и эффективно публиковать информацию не только СМИ, но и любым объединениям граждан. Это предопределило бурное развитие альтернативных СМИ и социальных сетей как платформы для общественной дискуссии.
Такая парадигма развития информации, которую невозможно контролировать сверху, приводит к переосмыслению понимания альтернативы как явления в современных медиа. В этом случае появляется возможность рассматривать альтернативные медиа как вид информационных ресурсов, которые, также как и мейнстримовские СМИ, могут быть организованы юридическими лицами или являться частной инициативой, но они имеют свою повестку дня, отличающуюся от мейнстримовских СМИ, которые работают в том же самом сегменте целевой аудитории.
По этой причине информация в альтернативных медиа - это совокупность плюралистических мнений, не связанных одной идеологией либо редакционной политикой. В этом случае читатель (слушатель, зритель, пользователь) волен не соглашаться ни с одной из предложенных точек зрения. Кроме этого, он обладает полным правом обнародовать свой собственный взгляд на происходящие события на различных альтернативных площадках. Благодаря этому возникает новая модель взаимодействия журналистики и общества - речь идет о равнозначном взаимном влиянии медиа и целевой аудитории друг на друга. Тем самым развитие такого взаимодействия может привести к формированию различных сообществ потребителей альтернативной информации, которая изменяет картину мира отдельного человека.
Проблема классификации международных альтернативных медиа
Изложенные процессы развития современных альтернативных медиа сделали более сложной и неоднозначной их классификацию. По мнению автора, ключевыми характеристиками, помимо упомянутых выше, являются следующие:
- тип альтернативного издания;
- ареал распространения контента альтернативного СМИ;
- ценностные ориентации лояльной аудитории;
- редакционная политика альтернативного СМИ;
- источники информации, используемые для освещения текущих событий.
Если рассуждать о наиболее продуктивных типах альтернативных изданий, то в конце второй декады XXI века аккаунты социальных сетей являются самой простым и эффективным способом распространения новостной информации. В отличие от блогов, которые также остаются популярными среди альтернативной аудитории, пользователям социальных сетей совершенно необязательно иметь талант и способности по написанию длинных текстов или тратить много времени на поддержание своей активности постоянными постами. Именно поэтому такие способы репрезентации альтернативной информации становятся популярными и среди журналистов крупных медиа: в этом случае они получают дополнительную аудиторию в лице пользователей социальных медиа [2].
В результате анализа ареала распространения информации особенно четко видны два процесса, с которыми сталкиваются альтернативные медиа. Это глобализация и регионализация. С одной стороны, СМИ, считающие себя глобальными и всемирными, адаптируют новости для более лояльных читателей. С другой, региональные, никому не известные альтернативные медиа могут стать востребованными в разных странах мира. Поэтому, согласно географическому критерию СМИ можно разделить по следующим типам: международные альтернативные медиа, общенациональные альтернативные медиа, а также локальные СМИ, задача которых -объединять различные сообщества населения в разных городах по какому-то одному социально-политическому признаку (The Veteran's News (США)) «MediaZona» (Российская Федерация).
Однако, если говорить о международных мейнстримовских альтернативных медиа, становится заметным, что характер деятельности таких СМИ может меняться от региона вещания. Например, российский международный телеканал RT является мейнстримом в Российской Федерации. Однако по отношению к международной аудитории тот же канал, безусловно, может рассматриваться как альтернативное СМИ. Такая же метаморфоза происходит и с ВВС - Британской радиовещательной корпорацией. Для международной аудитории канал является мейнстримовским. Русская служба сайта ВВС имеет все признаки альтернативного медиа. Для международной аудитории альтернативным также считается и Al Jazeera, которая является мейнстримовским медиа для большинства аудиторий в странах Ближнего Востока: канал настроен весьма критично к внешней политике США и странах Западной Европы.
Если говорить о ценностной сегментации альтернативных медиа, то здесь можно выделить группы, которые четко показывают преференции целевой аудитории в получении информации. Среди наиболее распространенных ценностных характеристик аудитории выделяются:
- конформизм с действиями властей;
- оппозиция к действиям властей и истеблишмента;
- стремление стать гражданским активистом путем осуществления социально-общественных и культурных проектов;
- стремление к космополитизму и обладанию новаторскими брендами и знаниями;
- приверженность национальным ценностям и традициям.
Говоря о редакционной политике альтернативных медиа, нельзя не принимать во внимание модели их финансирования. Например, Аиагеегасодержаласьза счет личных средствэмираКатара, а также за счет таких благотоворительных организаций, как Qatar Foundation, продвигающих успехи Государства Катар по всему миру [1]. Российский телеканал RT на английском языке по форме финансирования является автономной некоммерческой организацией, получающей гранты на осуществление своей международной деятельности [3]. Руководство канала вынуждено постоянно опровергать слухи о так называемом «баснословном финансировании со стороны государства.
В последние годы немаловажной характеристикой альтернативных медиа являются источники, которыми они пользуются. Это связано, прежде всего, с ростом популярности курсов по новостной грамотности: простым пользователям крайне важно разобраться и понять, как определить достоверность той или иной информации в зависимости от используемых источников. Для проверки информации современные медиа - как мейнстримовские, так и альтернативные - используют следующую модель распознавания фейковой информации и фейковых новостей. Авторами оригинальной модели являются специалисты Университета Stony Brook, штат Нью-Йорк. Она также активно используется в образовательном проекте SputnikPRO, организованном под эгидой информационного агентства Sputnik. Его участники -журналисты стран СНГ, а также молодые специалисты из 80 стран мира [10]. Анализ любого первоисточника проходит с помощью следующих четырех дихотомий:
1. Информированный - неинформированный
2. Авторитетный - неавторитетный
3. Заинтересованный - незаинтересованный
4. Названный - неназванный
Кроме анализа источников в упражнениях SputnikPRO предлагается проследить вторую точку зрения, а также присутствие оценочных слов с ярко выраженным эмоциональным компонентом. Таким образом, критерий качества сообщения может определяться следующими критериями.
- наличие первоисточника в информационном сообщении;
- наличие комментариев авторитетных и информированных экспертов;
- наличие противоположных точек зрения в предлагаемых материалах;
- степень присутствия оценочных слов и клише в освещении информационных событий.
С учетом всего изложенного выше представляется возможным уточнить и конкретизировать
критерии альтернативных медиа, которые были разработаны в начале XXI века. Данная классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Типология развития альтернативных медиа в первого трети XXI века
Функция альтернативных медиа Основные характеристики Целевая аудитория Примеры
Выражение интересов местных либо международных сообществ, чьи голоса остается не замече иными. Вещание для групп людей, объединенных по какому-то одному признаку (территория, ценностные ориентации и т. п.) Группы по интересам, жители небольших сообществ, люди, объединенные общим кругом общения. Независимые городские станции в США и странах Западной Европы, городские и региональные Telegram- каналы лидеров мнений
Выражение интересов гражданского общества в противодействие властям разного уровня. Присутствие «ярлыков» и эмоционально-окрашенной лексики при освещении текущих событий. Источники информации отбираются в зависимости от преференций целевой аудитории Представители интеллектуальных профессий, жители больших городов, творческая интеллигенция, «лидеры мнений по разному кругу общественно значимых вопросов. Оппозиционные блоги и Telegram-каналы, ресурсы, находящиеся за пределами ареала вещания (meduza.io, вещающая на Россию, Telegram-каналы, вещающие на Беларусь из Польши и Литвы)
Освещение историй простых людей и их проблем. Защита интересов простых людей в общенациональном и международном плане Люди в возрасте 30+, ищущие успешные пути решения собственных проблем. Репортажи meduza.io о жизни в отдаленных регионах России, проект RT «Один - не один», о людях, которые стали жертвами чиновничьего произвола, истории A1 Jazeera о жизни мусульман в «немусульманских» странах
Выражение взглядов, которые не представлены в мейнстримовских СМИ. Привлечение экспертов, игнорируемых мейнстримом, нахождение не стандартного угла подачи, использование ранее неопубликованных цифр, фактов, деталей, которые усиливают новизну в освещении темы Медиапотребители, несогласные с освещением событий в мейнстримовских медиа своих стран, активисты движений, чей голос игнорируется в мейнстримовских медиа Освещение выборов в США на телеканале RT, освещение проблем с COVID-19 в США и странах Западной Европы со стороны RT и A1 Jazeera, телеканалы и веб-сайты на английском языке, работающие из неанглоязычных стран
В данной таблице показаны парадигма развития современных альтернативных медиа, а также методология их описания. Данный подход учитывает, что приведенная классификация оказывается условной: альтернативные медиа в разных странах могут выполнять в отдельных случаях все перечисленные нами функции вне зависимости от своей редакционной политики. Особую роль в этом процессе занимает мультиплатформенность: современные альтернативные медиа могут одновременно использовать несколько платформ для передачи информации, такие как социальные сети, телеканалы, веб-сайты, мобильные приложения, инстант-мессенджеры.
Проведенная классификация альтернативных медиа позволяет выделить наиболее продуктивные альтернативные приемы подачи информации при освещении текущих международных событий.
Использование альтернативных приемов передачи информации в международной журналистике.
Одной из наиболее интересных тем для освещения международными альтернативными медиа в начале XXI века стал процесс по делу основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа. Он обвиняется в обнародовании ряда секретных документов разных стран и правительств, в частности, в разглашении секретных материалов о недостойном поведении американских войск в Ираке. В мейнстримовских медиа, таких как The New York Times, в основном сообщалось о факте скорого вынесения приговора Ассанжу, а также о факте того, как это будет происходит. В статье подробно сообщается о технологии вынесения приговора, а также о том, как рассматривалось это дело. Кроме этого в материале говорится о том, что избранный президент США Джо Байден ранее называл Ассанжа террористом, однако, по мнению газеты, остается неясным, как изменится позиция Байдена по этому вопросу после его официального вступления в должность. As vice president, Mr. Biden called the WikiLeaks founder a "high-tech terrorist" in 2010, but it remains unclear what he would do as president, (https://www.nytimes.com/2021/01/03/world/europe/assange-extradition-explainer.html?searchResultPosition=l, дата обращения: 20.05.2020).
В материале сайта Al Jazeera от 3 января 2021 года также содержится описание процедуры вынесения приговора Ассанжу. В качестве ключевых комментаторов по делу Ассанжа выступает Ноам Хомский, выдающийся лингвист, общественный активист, который, к тому же является апологетом альтернативных медиа. Он не ждет оправдания Ассанжа, однако считает вполне вероятный обвинительный приговор «несправедливым, недостойным и преступным». "I am expecting the worst, " MIT pro fessor and prominent US foreign policy critic Noam Chomsfy told Al Jazeera. "I hope I am wrong, " the 92-vear-old activist added, calling As s ange s incarceration "unfair, unjust and criminal - but power reigns" (https://www.aljazeera.com/news/2021/1/3/court-to-decide-assanges-face-over-us-extradition, дата обращения: 20.05.2020). В этом же материале содержится и мнение эксперта одной из ведущих правозащитных организаций Anmesty International Джулии Холл, которая пообещала продолжить защиту Ассанжа при любом исходе судебного разбирательства.
Почти схожую позицию занимает редакция сайта российского международного телеканала RT - rt.com. Только в качестве главного комментатора по делу Ассанжа выступает американская поп-звезда Памела Андерсон. По ее мнению, происходящее вокруг активиста - безумие, начиная от обвинений и заканчивая ужасными условиями его содержания в период пандемии. "It's madness. Не is... crammed in amongst murderers in a prison that is rife with Covid, " she said of the conditions Assange is facing, (https://www.rt.com/news/511411-assange-wikileaks-pamela-anderson-pardon-plea/, дата обращения: 20.05.2020). Кроме этого, материал RT сопровождается так называемыми «эмбедамн», скриншотами постов из социальных сетей, на которых Памела Андерсон и Джулиан Ассанж изображены вместе. Такой подход призван привлечь к статье большее число пользователей, которым интересна не столько политика, сколько скандальные истории из мира шоу-бизнеса. Такая стратегия призвана увеличить популярность материалов альтернативных медиа среди аудитории мейнстрима.
В результате анализа последних событий, связанных с Джулианом Ассанжем, видна разница мейнстримовских и альтернативных медиа в плане выбора источников информации. Если the New York Times в этом случае ссылается на официальную информацию из суда и Белого Дома, то Al Jazeera приводит мнение политиков и деятелей, которых мейнстримовские медиа, как правило, не приглашают: Ноам Хомский не является достоверным источником для американского истеблишмента, однако крайне популярен на RT, Al Jazeera и в других международных альтернативных СМИ. Схожая картина прослеживается и при освещении событий, связанных с подсчетом голосов на выборах в Сенат США от штата Джорджия. 4 января 2001 года СМИ опубликовали запись телефонного разговора Дональда Трампа, в котором он якобы угрожал подать в суд в случае, если результат выборов окажется не в пользу сторонников Демократической партии. В материале The New York Times рассказана не только суть конфликта, но и случаи с предыдущими скандалами, связанными с телефонными переговорами, в которых
так или иначе фигурирует Трамп. В конце статьи также приводится мнение экспертов о том, что подобные действия Трампа могут рассматриваться как нарушение Трампом законов штата Джорджия. Legal experts said Mr. Trump might have violated Georgia state laws against solicitation of voter fraud and extortion by seeking to exert pressure on Mr. Raffensperger. (https://www.nytimes. com/2021/0 l/03/us/politics/trump-raffensperger-call-georgia.html?action=click&module=Top%20 Stories&pgtype=Homepage, дата обращения: 20.05.2020).
В репортаже телеканала A1 Jazeera комментарии дает корреспондент телеканала в Вашингтоне Шихаб Ратанси. В них он высказывает точку зрения о том, что возможное уголовное дело против Трампа не состоится, так как в деле нет состава преступления. "I think morally you could see it as some sort of attempt to put the pressure on, but when it comes to the law, and what exactly is allowed rhetorically or actually as a direct order, these can be grey areas, " he said. (https://www.aljazeera. com/news/2021/1/3/trump-urges-georgia-official-to-overtum-vote-in-leaked-call, дата обращения: 20.05.2020).
В репортаже RT на эту тему содержится другой поворот: журналистам компании удалось найти свидетельства людей близких к Трампу о том, что мейнстримовские источники использовали неполную телефонную версию разговора Трампа, что не позволяет объективно говорить о том, что уходящий президент США оказывал давление на чиновников из штата Джорджия. В частности, приводится «эмбед» республиканца из штата Джорджия о том, что телефонный разговор был «сильно отредактирован». Shafer tweeted that the purportedly complete recording of the call, released by the Washington Post, was in effect "heavily edited" and failed to include the part where Meadows allegedly stated that it was "for the purpose of discussing the settlement on pending litigation. " (https:// www.rt.com/usa/511448-trump-georgia-lawsuit-call/, дата обращения: 20.05.2020).
Приведенные примеры журналистских материалов первой недели 2021 года подтверждают главную разницу между мейнстримовскими альтернативными международными медиа. Разница в освещении международных событий со стороны альтернативных медиа заключается в выборе источников информации, большинство из которых не используются в мейнстриме, поскольку, они не выражают точку зрения большинства. Такими источниками, как правило, являются активисты различных политических движений, а также известные люди, имеющие частичное отношение к истеблишменту. Кроме этого, популярность альтернативных медиа достигается за счет нестандартных углов подачи материала, которые привлекают к себе внимание широких масс аудитории, включая и тех, кто доверяет мейнстримовским медиа. Такого рода сравнительный анализ информационных сообщений мейнстримовских и альтернативных медиа поможет создать более точную типологию освещения международной жизни разными видами СМИ.
Список литературы
1. Виниченко, В. М. Феномен «Аль-Джазиры на ближневосточном и глобальном информационном рынках/ В. М. Виниченко.-Текст: непосредственный//Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2014. - № 22 (13 (184)). - С. 156-166.
2. Карякина, К. А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа / К. А. Карякина. - Текст : электронный // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/3/aktualnye-formy-i-tipologicheskie-modeli-novykh-media/ (дата обращения: 19.05.2020).
3. Симоньян ответила на слова Собчак об «увеличении» бюджета RT. - Текст : электронный.-2018.-URL: https://ria.ru/20180314/1516348893.html(датаобращения: 01.06.2020).
4. Arato, A. Civil society againstthe state: Poland 1980-81 / A. Arato. - Текст: непосредственный// Telos. - 1981. - № 47. - P. 23-47.
5. Carpcnticr. N. Participation and interactivity: changing perspectives. The construction of an integrated model on access, interaction and participation / N. Carpcnticr. - Текст: непосредственный // New Media Worlds. - 2007. - Sydney, Oxford University Press. - Pp. 214-230.
6. Downing, J. (2001) Radical Media: Rebellious Communication and Social Movements / J. Downing, Т. V. Ford, G. Gil, L. Stein. - Текст : непосредственный. - London : Sage, 2001. -DOI: 10.4135/9781452204994.
7. Drijvers, J. Belgium: So many ways to run a railroad / J. Drijvers. - Текст: непосредственный // The People's Voice: Local Radio and Television in Europe. - London, Paris, and Rome: John Libbey and Company. - 1992. - Pp. 104-22.
8. Hersh, S. M. Torture at Abu Ghraib: American soldiers brutalized Iraqis. How far up does the responsibility go? / S. M. Hersh. - Текст : электронный // The New Yorker. - 10 May 2004. - URL: http://www.newyorker.com/fact/content/7040510fa_fact (accessed: 25 January 2007).
9. Servaes, J. Communication for Development. One World, Multiple Cultures / J. Servaes. -Cresskill, NJ: Hampton Press, 1999.-DOI: 10.13140/RG.2.1.2113.7120. - Текст: непосредственный.
10. SputnikPro провел в Москве сессию для журналистов из стран СНГ и Балтии. -2021. - Текст : электронный. - URL: https://ria.ru/20190516/1553533828.html (дата обращения: 20.05.2020).
MULTIMEDIA TOOLS IN INTERNATIONAL ALTERNATIVE MEDIA
Dmitriev O. A., HSE University, Moscow, dmitrievoa(q),gmailcom
The article is an attempt to understand the difference between mainstream and alternative media. On the basis of the alternative media classifications made in this century the author give it own definition for the media that reject the mainstream approach to the coverage of international affairs. Special attention is paid to the developing new principles for alternative media classification that are based on the development of alternative news at the beginning of this centwy. The article contains a table that sums up the results of the research. Besides, the author show the difference between mainstream and alternative international news media through the coverage of important news during the first week of 2021 by the New York Times, Al. Jazeera and RT.
Key words: alternative media, mainstream, classification, news, sources of information, andle, international journalism.
References
1. Vinichenko, V. M. (2014). Fenomen «Al-Dzhaziry na blizhnevostochom I globarnom informatsionnom rynkah [Al Jazccra's phenomenon on middle-eastern and global news markets]. Voprosv zhurnalistiki, pedagogiki, vazykoznaniya [Questions of journalism, pedagogy, linguistics.], 22 (13 (184)), pp. 156-166.
2. Karyakina, K. A. (2010). Aktual'nyc formy I tipologicheskie modeli novikh media [Present-day forms and typological models for new media]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], available at: https://vestnik. journ.msu.ru/books/2010/3/aktualnye-formy-i-tipologicheskie-modeli-novykh-media/ (accessed: 19.05.2020).
3. Simonyan otvetilana slova Sobchak ob ""uvclichcnii"budgetaRT (2018). [Simonyan responded to Sobchak about the so-called RT budget surplus], available at: https://ria.ru/20180314/1516348893. html (accessed: 01.06.2020).
4. Arato, A. (1981). Civil society against the state: Poland 1980-81. Telos, 47, pp. 23-47.
5. Carpentier, N. (2007). Participation and interactivity: changing perspectives. The construction of an integrated model on access, interaction and participation. New Media Worlds. Sydney, Oxford University Press.
6. Downing, J., Ford, T. V., Gil, G. & Stein, L. (2001). Radical Media: Rebellious Communication and Social Movements. London: Sage.
7. Drijvers, J. (1992). Belgium: So many ways to run a railroad. The People's Voice: Local Radio and Television in Europe. London, Paris, and Rome: John Libbey and Company, pp. 104-122.
8. Hersh, S. M. (2004). Torture at Abu Ghraib: American soldiers brutalized Iraqis. How far up does the responsibility go? The New Yorker, 10 May 2004. Available at: http://www.newyorker.com/ fact/content/?040510fa_fact (accessed: 25 January 2021).
9. Servaes, J. (1999). Communication for Development. One World, Multiple Cultures. Cresskill, NJ: Hampton Press.
10. SputnikPro provel v Moskve sessiyu dlya zhurnalistov iz stran SNG I Baltii. (2021). [SputnikPro has held a session for journalists from CIS and Baltic countries]. Available at: https://ria. ru/20190516/1553533828.html (accessed: 20.05.2020).
Дмитриев Олег Аркадьевич, профессор департамента медиа НИУ «Высшая Школа Экономики», советник МИА «Россия сегодня».
ORCID: 0000-0001-9051-5988
dmitrie voa@gmail. com
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Дмитриев О. А. Типология международных альтернативных медиа в начале XXI века // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 55-62. DOI: 10.47475/2070-0695-202110206.
Dmitriev О. A. Multimedia tools in international alternative media // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 2 (40), pp. 55-62. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10206.