Научная статья на тему 'Типология концептов в современной лингвистике (на материале Башкирского языка)'

Типология концептов в современной лингвистике (на материале Башкирского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
673
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сагитова А. Г.

Статья посвящена описанию типов концепта и средствам их реализации в тексте. Рассматриваются особенности концептов в современной лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология концептов в современной лингвистике (на материале Башкирского языка)»

УДК 811.512.141

ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА)

© А. Г. Сагитова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: dek63@yandex.ru

Статья посвящена описанию типов концепта и средствам их реализации в тексте. Рассматриваются особенности концептов в современной лингвистике.

Ключевые слова: концепт, типология концептов, когнитивная лингвистика, лингвокуль-турология.

В современной лингвистике интерес к изучению когнитивных структур объясняется тем, что язык - основное средство выражения мысли, передачи знаний, всей когнитивной деятельности. Являясь вместилищем знаний, язык закрепляет в своих единицах, прежде всего в лексике и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его менталитет, обеспечивает единство культурной традиции.

Активное исследование языка в когнитивном аспекте стало неотъемлемой частью современной лингвистической науки. Основной категорией когнитивной лингвистики является понятие «концепт». Категория концепта представлена в исследованиях философов, психологов и отражает все эти внелингвистические интерпретации [1].

Термин «концепт» достаточно широко используется в современной научной литературе, однако содержание его довольно расплывчато.

Так, если в «Кратком словаре когнитивных терминов» концепт определяется как «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [2], а «Большой энциклопедический словарь» определяет концепт как «смысловое значение имени, то есть содержание понятия, объем которого есть предмет этого имени» [3], то «Лингвистический энциклопедический словарь» указывает на их смысловую соотносительность и терминологическую раз-ноуровневость: «Понятие (концепт) - явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе связей; значение - в системе языка, понятие - в системе логических отношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике» [4]. В «Философском словаре» присутствуют обе словарные статьи, объясняющие и термин «концепт», и термин «понятие»: «концепт (лат. сопсерШ8 - понятие) - формулировка, умственный образ, общая мысль, понятие» [5].

Таким образом, в словарях концепт предстает как некая система знаний, объединяющая представления о некотором предмете или явлении реальной / ирреальной действительности путем выделения в нем самого существенного, способная раз-

виваться и существующая как умственный образ, общая мысль.

Существуют различные определения концепта: поддерживая важность логического основания осмысления мира, И. А. Стернин называет концепт «квантом структурированного знания» [6], другие ученые видят в нем «зерно первосмысла, семантический «зародыш» слова [7], дискретную содержательную единицу коллективного сознания, отражающую предмет реального или идеального мира и хранимую в национальной памяти носителей языка в виде познанного субстрата [8]. Концепт это - «те смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления, и которые отражают содержание опыта и знания, содержание всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких квантов знания» [9]. Как полагает Ю. С. Степанов, концепт существует в ментальном мире человека не в виде четких понятий, а как «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово [10].

«Концепт» в контексте современных когнитивных исследований понимается как единица, которая «отражает и одновременно обуславливает миропонимание, присущее той культуре, в которой бытует и которую репрезентирует» [11]. Поэтому для описания взаимодействия языка и культуры используется термин «концепт» (лингвокультурный концепт, лингвоконцепт), который в самом общем виде рассматривается как единица языка и культуры в их взаимосвязи и взаимодействии.

Основным признаком лингвистического понимания концепта является его закрепленность за определенным способом языковой реализации. Вербализация концепта, то есть обозначение его словом, является важной особенностью.

В когнитивной лингвистике постижение природы концепта требует их типологизации. В связи с этим когнитивные объекты моделируются в разно -образные виды в зависимости от способов их объективации и целей исследования. Традиционным стало описание таких концептов когнитивистики, как картины, схемы, понятие, прототип, фреймы, сценарии, гештальты.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(1)

975

Картины (представления) - обобщенные чувственные образы предметов и явлений. Как полагает А. П. Бабушкин, концепты-представления объективируются в языке преимущественно лексическими единицами конкретной семантики и отражают совокупности наиболее ярких внешних признаков. Он считает, что концепты-представления - это «дискретные единицы, «галерея образов» в коллективном сознании людей» [8]: Ауылдын, уртаЬында ла тугел, ситенэ лэ бик сыкмаран был купшы ей, оло урамдарзьщ береЬенэ лэ буйЬонмарандай, Ыррыз Ьыуыныц шаян тулкындарына Ьокланып текэлгэн ес кузле бер януар Ьымак, гел бер те9 кенэ, яр башында тыныс кына ултыра бирэ (№. Дэулэтшина); Ой эсе карацры. Кескэй генэ тэзрэлэр. Уньщ да яртыЬы карындык менэн капланран.Элегэ быялаЬы тешмэгэн тар кузэнэктэр аша курраш та$ма булып Ьузылран ай нурзары, элбиттэ, ей эсен яктырта алмащар (З. Бейешева); Торона эсэЬе Ьалып ебэргэн йэлпэк башлы курраш гкашыгк кызыл вагонра ултырран тенде ук рэйеп булды (М. Кэрим).

Схемы - концепты, представленные некоторыми обобщенными пространственно-графическими образами (например, тау итэге, тау башы, тау аркаЬы, тау бите, тау Ьырть1). Схемы также описывают абстрактные понятия, такие как время, пространство, концепты-мифемы: Донъяла Вакыт ике терле ара. БереЬе - тэбири Ватт арымы, икен-сеЬе - механик Вакыт. Тэбирие - хозай биргэн Вакыт. Елдэй елгэне, болоттай арылраны, йылрала балыктай йезгэне, Ьулыштай Ьщелмэгэне. ИкенсеЬе - яЬалма Вакыт. Ул сэрэт киэфэтенэ инеп, куз алдында секунд, сэрэт телдэре булып йугерэ, сэрэт маятнигы булып тыкылдай (Р. Х0сэйенов).

Понятие - логически конструируемый концепт, который состоит из общих существенных признаков предметов или явлений и является результатом их рационального отражения и осмысления [8]: «Эйлэнэ» - ул нимэнелер ситтэн, тыш яктан ураткан шартлы Ьызык; урата; «Дуцгэлэк» - туцэрэклэп ике осо тоташты-рылран йомро тимер кулса; «?уласа» - Ьыу ярзамында эйлэнэ торран тэгэрмэс Ь. б.

Прототип - категориальный концепт, дающий представление о типичном члене определенной категории (например, представление о типичном автомобиле). Это могут быть типичные примеры, социальные стереотипы, идеалы, образцы [1].

Фрейм,- данный концепт можно сравнить с кадром, в рамке которого попадает все, что «типично и существенно для данной совокупности обстоятельств» [15]: Ыррыббын, е^тендэ илэнмэгэн ак ебэк ептэр кеуек булып кутэрелгэн акЬыл кук томан, матур-матур бегелешле суклы Ьы^аттар яЬап, байыран кояштын, куктэ калдырран алЬыу

юлактарына ынтылды (□. ДШлОтшина); Тен. Башкорт кызынын тэцкэле елэне шикелле, куббен, яуын алып, йымылдап торран аяб куктэ, алтын табактай, тулран ай йе^э. Таллыкта Ьандурастар сутылдаша. Тирэк башында кэкук сакыра. Кулэуектэ тэлмэрйендэр бакылдаша. Оло Эйек йылраПы, убенен мэнге шат, шаян йырзарын Ьандурас мондарына мансып, кыуана-келэ бер е^лекЬе? сылтырапара ла ара (З. Бейешева).

Сценарий - особый вид концепта, реализующий в плане своего содержания сему движения, идею развития. Сценарий всегда носит сюжетный характер: Гелйезем, тик ошо Ьунры Ьуббе генэ кеткэн кеуек, кейэнтэ-силэктэрен аяры менэн тибеп ситкэ тэгэрэтте лэ йэн-фарманра яр алтына йугерзе (№. Дэулэтшина); Бына эле лэ атлай-йПгерП тубэн оска табан китеп барабы?. Ул атлай, мин югерэм. ?аща шулай ашыралар былар, тиме икэн ке-шелэр? Атап кына ЬораЬалар, эйтермен: Кеше тыузырырра (М. Кэрим); Болот артынан капыл килеп сыккан кояш, бетэ булмышына, кунеленэ йэшэрткес рух булып тулган бынау я?ры Ьауа, кауландарзы мондан дерелдэргэ мэжбур иткэн, куренмэгэн коштар Ьайрауы - барыЬы ла унын кунелен шифалы тылсым менэн тултырзы, уны торорра, ауылына табан а^ымдарын йышайтырра мэжбур итте (Т. Гарипова).

Инсайт - (от англ. «проницательность, понимание») предполагает внезапное понимание, охва-тывание тех или иных отношений и структуры в целом: Бая аласык ишеге аша ишетелеп калран Ьуббэрбен кот осоррос мэрэнэЬе, ни есендер, унын анына эле генэ, каты тукмалрас кына ки-леп етте: «Уй, кис булып килэ лэ баЬа!.. - тип сабырЬызланып китте ул. - Атайымды тщерэк табырра, эйтергэ кэрэк!.. ЮкЬа уны ла ?арасэс инэйем кеуек тукмап ултерерзэр!» (З. Бейешева); Шул сак Мэзинэнен куз алдында эллэ нимэ булды: Хашим башта Ихсанбайзы Ьыккан

кулдарына, тэу кургэндэге Ьымак, аптырап караны, унан иплэп-иплэп Ихсанбащы ыскындыра, узе артка сигенэ башланы, бына ул карашын иплэп кенэ юрары кутэрзе, эйтерЬен дэ кемделер курзе, кемдер уны был эзэмден йэнен кыйыузан иплэп кенэ араланы (Т. Гарипова).

Гештальт - концептуальная структура, целостный образ, который совмещает в себе чувственные и рациональные компоненты в их единстве и целостности, нерасчлененного восприятия ситуации, высший уровень абстракции: недискретное, не-структурируемое знание [1]. В гештальтах таких абстрактных имен, как игра, судьба, наглядно представляется знание об умопостигаемом и чувственном мире: ?ылырындан язмышын, тип юкка рына эйтмэй^эр. Тимэк, кылырын менэн язмышынды узен дэ язышаЬьщ. Элбиттэ,

язмышты узен телэгэнсэ бороп, телэгэнсэ идара итеп тэ булмай. Язмыш - ул кеше узе лэ, курэзэселэр зэ белеп бетмэс серзэр, сиселер-сиселмэс катмарлы Ьэм сыбалсык хэл-вакиралар, фирыл-кылыктар тейенв. (Г. Х0сэйенов).

В современной лингвистике концепты классифицируются в соответствии с особенностями отраженных в них объектов (денотатов) [12].

Так, в языковой картине мира концепт-мифема (мифоконцепт) рассматривается как нечто предельно обобщенное, но, тем не менее, чувственно-образное, скрытое в глубинах сознания, воплощающееся в редуцированной форме в понятии, представлении, значении слова.

Архетипная модель формирования концептов наиболее полно рассмотрена С. А. Кошарной. Выводы, сделанные ею, сводятся к следующему:

Миф, объясняя реальную действительность особым образом, создает новую, «параллельную реальность», мифологическую картину мира и, вследствии этого, особую языковую и концептуальную картину действительности, языковой образ мира. Этот специфический образ мира не сводится к эмпирической реальности, но служит особым «кодом» ее прочтения.

Миф рассматривается как особая знаковая система, репрезентирующая архаичную концептуальную модель мироздания. В мифологической картине мира структурирующими элементами этой картины бытия и особым образом репрезентирующими представления человека о реальности и укоренившихся в сознании этноса как четко структурированный элемент мифологической когнитивной парадигмы являются концепты-мифемы (мифокон-цепты), т.е. концептуализация действительности представляется в виде мифоконцептов.

Составной частью мифоконцептов являются мифологемы - инвариантные комплексы представлений, связанные с определенным сценарием, «восприятием» важного персонажа, ситуации, которые переходят из мифа в миф (в данном случае миф понимается в широком смысле) как стереотипы обыденного массового сознания.

«Живучесть» мифологем как составляющих мифоконцептов и самих мифоконцептов объясняется С. А. Кошарной тем, что последние выполняют все присущие любому концепту функции:

- структурирующую, или конститутивную (являются «элементными частицами», строевыми единицами ментально-языковой картины мира);

- кумулятивную (накапливают и хранят в виде «сгустков», «квантов знания» культурную, мифологически опосредованную информацию о мире);

- классифицирующую, или таксономическую (устанавливают взаимосвязи, иерархии объектов действительности, образуя наряду с прочими концептами концептуальные поля);

- когнитивную (актуализирует гештальты, образуют фреймовые структуры, сценарии);

- аффективную, или эмоционально-оценочную (несут в себе оценку культурной информации, прежде всего, по шкале «хороший - плохой») [13].

Следовательно, ментальной репрезентацией мифа являются элементы концептуальной картины мира, которые соотносятся как с наивной картиной мира, так и с языковой (вербализованные концепты образуют концептуальные поля языка). При этом мифоконцепты кодируют и хранят в свернутом виде содержательную информацию об устройстве мифологической картины бытия.

Таким образом, главным объектом когнитивной лингвистики как самостоятельной области современной лингвистической науки является исследование разных типов концептов и их совокупностей - концептосфер. Такое исследование предполагает определение путей формирования, характера структурирования, смыслового наполнения концепта, а также определение характера взаимосвязей одних концептов с другими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рюкова А. Р. Структурная схема предложения как средство вербализации синтаксических концептов // Вестник Башкирского университета. 2009. С. 1435.

2. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: изд-во МГУ, 1996. С. 90.

3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 568.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 384.

5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова М., 1987. С. 167.

6. Стернин И. А., Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. С. 17.

7. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. С. 51.

8. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та,1996. С. 4-5, 29.

9. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Наука, 1996. С. 90.

10. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 2001. С. 41.

11. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. С. 266.

12. Сергеева Е. Н. Репрезентация концепта «судьба» (языковой и лингвокультурологический аспекты). Уфа, 2005. С. 20.

13. Кошарная С. А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та, 2003. С. 88.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.