Научная статья на тему 'Типология институциональной структуры сельского хозяйства России'

Типология институциональной структуры сельского хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология институциональной структуры сельского хозяйства России»

что продукция является скоропортящейся и несвое- что производство молока является нерентабельным

временная ее реализация приводит к ощутимым видом деятельности.

потерям. И, наконец, главная причина состоит в том,

Таблица 2 - Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств Тамбовской области

на конец года, тыс. гол.

Хозяйства 1990 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

СХО

КРС - всего 654,7 130,4 128,5 107,9 85,0 67,5 52,9 42,5

В том числе коровы 238,1 57,1 52,1 42,7 32,7 24,5 18,0 15,7

Хозяйства населения

КРС - всего 117,5 127,3 128,9 128,5 123,7 120,7 122,0 123,0

В том числе коровы 63,7 68,7 67,0 65,7 61,5 57,8 53,7 49,1

К К "°Ф О 3 -в о ф -1 о 2,4 3,1 3,3 3,9 4,7 4,8 6,1

В том числе коровы - 1,2 1,4 1,4 1,7 2,0 2,2 2,2

Хозяйства всех категорий: КРС - всего 772,2 260,1 260,5 239,7 212,6 192,9 179,7 171,2

В том числе коровы 301,8 127,0 120,5 109,8 95,9 84,3 73,9 67,0

Особую тревогу вызывает ликвидация молочного стада, восстановление которого требует 20-25 лет. Причем, если в первые годы реформирования аграрной экономики сокращение поголовья было характерно главным образом для сельскохозяйственных предприятий, то в последние годы оно интенсивно сокращается и в личных подсобных хозяйствах населения.

Сокращение могло бы быть оправдано, если бы проводилось в целях оптимизации размера и улучшения качественного состава стада (выбраковки больных, старых и малопродуктивных животных), а также повышения эффективности кормления и роста производства молочной продукции. Однако продуктивность скота, по-прежнему, остается на низком уровне.

Эффективное функционирование многоукладного сектора экономики с оптимальным сочетанием различных хозяйственных укладов стало бы одним из главных условий решения продовольственной проблемы. Однако, к сожалению, формирование многоукладной аграрной экономики в области, как и в стране, произошло при крайне неблагоприятных условиях.

На протяжении 17 лет в России с большими трудностями идет становление крестьянского сектора экономики - нового трудового уклада и образа жизни крестьян. Крестьянские хозяйства начали создаваться по типу фермерских. Такое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на интенсивной основе создавало базу для устойчивого развития новой для того времени формы хозяйствования. Предполагалось создать миллион фермеров, которые должны были заменить многие коллективные и государственные предприятия. Крестьянские (фермерские) хозяйства планировалось создавать не только на базе убыточных предприятий (таких в 1990 г. было только 3%), но и на базе высокорентабельных. Однако превратить

крестьянские (фермерские) хозяйства в основу сельскохозяйственного производства не удалось.

Первые фермерские хозяйства в Тамбовской области были организованы в 1991 г., их численность составила 701, а наибольшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств было зарегистрировано в области в 1993 г. - 4666. В последние годы наметилась устойчивая тенденция сокращения числа фермерских хозяйств, в основном прекративших свою деятельность, и на 01.01.2008 г. их было зарегистрировано 2817.

Сокращение числа фермерских хозяйств было связано с ростом цен на средства производства, неплатежами за реализованную продукцию, высокими процентными ставками за предоставляемые кредиты. Часть крестьянских (фермерских) хозяйств переключается на другие виды коммерческой деятельности, используя полученную технику.

Необходимо отметить, что российские крестьянские хозяйства слабо оснащены техникой, имеют низкую производительность труда, многие из них имеют натуральный и полунатуральный характер. Большинство крестьянских хозяйств занимаются животноводством в основном для собственного потребления, лишь небольшая часть имеет товарные фермы. В среднем по Тамбовской области на одно хозяйство приходится чуть более двух голов крупного рогатого скота.

Очень мало крестьянских (фермерских) хозяйств занимаются молочным скотоводством. Удельный вес произведенного молока в них за последние годы практически не превышал 3% общего объема по области. В отличие от западного фермерства многие наши крестьянские хозяйства не являются предпринимательскими. И что самое главное, они не скооперированы, не интегрированы в агропромышленный комплекс, не включены в агросервисное обслуживание.

ТИПОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ СТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ О.И. Павлушкина, зав. сектором Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Определение эффективных институциональных параметров аграрной структуры, обеспечивающей продовольственную безопасность и социальную стабильность страны, одна из основных актуальных задач в современной аграрной экономике.

В результате организационно-экономических изменений аграрной структуры, подкрепленных сформированной в переходный период институциональной средой, к концу 90-х гг. ХХ столетия в России сложилось три основных типа институциональных структур -

производителей сельскохозяйственной продукции. Первый тип институциональных структур - сельскохозяйственные организации (СХО), представляющие собой в организационном плане юридические лица коммерческого типа, образованные, прежде всего, в результате реорганизации бывших колхозов и совхозов, выделении или разделении созданного агробизнеса. В СХО ведется крупнотоварное сельскохозяйственное производство, основанное на частной собственности, коллективном труде, организационном единстве, обособленном имуществе.

Сельскохозяйственные организации в современной аграрной структуре представлены различными организационно-правовыми формами. Они реализуют свои преимущества и потенциальные возможности лишь в основном, если существующая в них система мотивации активирует инициативность и личную заинтересованность каждого работника, которые в большинстве своем являются номинальными собственниками предприятий сельского хозяйства. В структуре производства сельскохозяйственной продукции СХО занимали к 2008 г. - 43,4%.

Особую форму институциональной структуры агробизнеса в России представляют агрохолдинги и кластеры. Эти структуры начали появляться в аграрной экономике в конце 90-х гг., они создаются и функционируют без нормативно-правового сопровождения. Несмотря на то, что они по многим параметрам отличаются от обычных сельскохозяйственных организаций, официальная статистика не рассматривает их в качестве самостоятельной экономической категории и объекта статистического наблюдения. В результате, при составлении сводных статистических отчетов они теряются в общей массе сельскохозяйственных организаций, что затрудняет анализ динамических процессов в российской аграрной структуре.

Второй тип сельхозпроизводителей в современной аграрной структуре - крестьянские (фермерские) хозяйства. В ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» данная структура характеризуется следующим образом - объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Целью хозяйствования К(Ф)Х является ведение высокотоварного производства и получение прибыли. Доля этих хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции к 2008 г. составляла 7%. Экономическая функция фермерского хозяйства заключается в: производстве продуктов питания для собственных нужд; производстве видов и объемов продукции, которую нецелесообразно производить в условиях специализированных технологий крупного производства; целевой специализации в трудоемких маломеханизированных отраслях; обеспечении биологически чистой продукцией небольшими партиями; включении в оборот и повышении качества земель; росте доходов; использовании дешевых хозяйственных построек.

Исследования показывают, что К(Ф)Х представляет собой более автономный уклад сельскохозяйственного производства в сравнении с личными подсобными хозяйствами. Вместе с тем, и этим структурам присуще перераспределение ресурсов, в том числе и неформальное - из коллективных хозяйств в фермерские.

Третий тип сельскохозяйственных товаропроизводителей - личные подсобные хозяйства (ЛПХ). В соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Целью хозяйствования ЛПХ является удовлетворение личных потребностей семьи в продуктах питания, доходах и домашнем имуществе, используя для этого собственную или арендованную землю, другие средства производства и применяя семейный труд. В структуре производства сельскохозяйственной продукции на сектор ЛПХ приходилось к 2008 г. - 49,6%.

В научной литературе ряд авторов выделяют ЛПХ в самостоятельный хозяйственный уклад на селе, наши исследования показывают, что их нельзя рассматривать вне связи с общественным производством. Десятилетиями личное хозяйство развивалось благодаря организационно-экономической и ресурсной поддержке коллективных сельскохозяйственных предприятий. Наблюдаемый же в пореформенный период рост производства в ЛПХ во многом был обусловлен увеличением доли перераспределяемых средств из общественного производства в частное; увеличением количества членов семьи, участвующих в домашнем хозяйстве.

Наши исследования выявили неоднозначность восприятия проблем, связанных с хозяйственной деятельностью ЛПХ как самими владельцами этой формы хозяйствования, так и представителями органов власти. В аграрной науке существуют различные мнения о роли ЛПХ. Ряд ученных считают, что мелкотоварное производство бесперспективно, другие относят их к представителям «неформальной экономики» и т.д. В условиях финансово-экономического кризиса необходимо решить - поддерживать производство в ЛПХ или целесообразно выплачивать социальные трансферты сельским жителям.

Признание ЛПХ приоритетной институциональной структурой аграрного производства, на наш взгляд, не способствует эффективному решению продовольственной проблемы и развитию сельских территорий. В условиях нестабильности развития отечественного сельского хозяйства ЛПХ являются в определенной мере способом выживания сельских жителей, «страховочным» институтом в периоды кризисов.

Все малые формы хозяйствования различаются по характеру производства и занятости, по размерам землепользования и т.д. Социальные функции малых форм хозяйствования заключаются: в возможности более полного использования трудовых ресурсов, не занятых в общественном производстве; в сокращении времени на передвижение к месту работы и жилью; в повышении качества жизни сельского населения, культуры сельского быта; в сохранении социального контроля над сельскими территориями.

В условиях кризиса, глобализации мировой торговли, ужесточения требований к безопасности продовольствия разрозненным представителям малых форм хозяйствования на современном аграрном рынке очень сложно конкурировать. Для их позиционирования, сохранения своих ниш в современном агробизнесе необходимо использовать все возможные формы и механизмы интеграции, инновации, кооперации и самоорганизации сельского сообщества.

Для оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности и перспектив развития

институциональных агроструктур России, необходима сквозная единая статистическая информация по сельскохозяйственным товаропроизводителям. Существующая официальная статистика не отражает реальную картину российской аграрной структуры. Полученные результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи (2006 г.) в определенной степени позволили утолить информационный голод при проведении агроэкономических исследований и расширить рамки имеющейся официальной статистической информации о деятельности различных категорий хозяйств, уточнить и скорректировать существующий текущий статистический учет (официальный государственный и ведомственный).

Проведенный анализ российской институциональной структуры сельского хозяйства за последние десять лет показал: практически определились основные ниши производственно-отраслевой и сбытовой деятельности различных категорий хозяйств; в целом сложилась более или менее устойчивая институциональная среда; сформировался устойчивый вектор структурных изменений в аграрной экономике страны -рост удельного веса СХО и К(Ф)Х в общей структуре сельскохозяйственной продукции и по отраслям и сокращение удельного веса ЛПХ.

Существующее в настоящее время социально-экономическое положение в аграрном секторе, его институциональная структура нуждаются в совершенствовании механизмов государственного регулирования. Это - нормативно-статусная и бюджетная поддержка, содействие в развитии социаль-

ной и производственной инфраструктуры, помощь в развитии интеграции и кооперации, и др. Для стимулирования развития малых форм хозяйствования важно законодательно выделить, чем отличается одна форма от другой, вести сквозную статистику, чтобы видеть потенциал каждой из форм. Необходим мониторинг функционирования различных категорий хозяйств с целью определения эффективных форм, которые способны обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Цикличность экономического развития, тенденции глобализации, национальные интересы определяют необходимость иметь ориентирующие сведения вероятного развития структурных изменений в сельском хозяйстве России, которые можно получить в результате обработки материалов экономических прогнозов институциональных параметров российского аграрного сектора. ГНУ ВНИИЭиН разработаны «Методика прогноза структурных изменений в сельском хозяйстве России» и «Модель сценарного прогнозирования институциональных параметров ведения агробизнеса в России», позволяющие получить представление о развитии и соотношении различных категорий сельхозтоваропроизводителей в перспективе. С их помощью можно составить среднесрочный прогноз институциональной структуры сельского хозяйства в различных социально-экономических условиях, выбрать допустимые варианты развития, определить целесообразные управляющие воздействия.

ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПАРАМЕТРОВ

ВЕДЕНИЯ АГРОБИЗНЕСА В РОССИИ

А.Е. Черная, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

В современной аграрной экономике России происходят преобразовательные процессы институционального характера, необходимые для создания устойчивой эффективной аграрной системы. В настоящее время только начинает формироваться системный подход изучения агробизнеса.

ВНИИЭиН в 2008 г. разработана модель сценарного прогнозирования институциональных параметров агробизнеса. При создании модели рассматривалось ядро агробизнеса - сельское хозяйство и институциональные структуры, участвующие в процессе производства аграрной продукции - сельскохозяйственные организации, фермерские и личные подсобные хозяйства. Целью создания модели являлось: определение имеющихся возможностей и пропорций различных институциональных структур в производстве сельскохозяйственной продукции; оценка влияния различных факторов на конкретные категории хозяйств; принятия органами управления оптимального решения и дополнительных мер для изменения этих факторов; дифференцированная государственная политика по отношению к разным формам сельхозтоваропроизводителей.

Построение комплексной модели сценарного прогнозирования институциональных параметров ведения современного агробизнеса в России осуществлялось на основе комплектующих блоков -факторная модель - систематизация основных факторов, влияющих на структурные параметры; экономико-математическая модель с программным модулем, упрощающим экспериментальные расчеты; институциональные ограничительные

параметры, выступающие «контролерами» модели; имитационные эксперименты по видам сценарного прогнозирования.

Успех построения сценарного прогноза развития институциональных агроструктур во многом зависит от разработки факторной модели, содержащей набор факторов, влияющих на рассматриваемые процессы. Детали описания факторов и критериев в последствии получают реальное приоритетное развитие и способны изменить ситуацию. Комплексный многовариантный анализ и прогноз факторов позволяют определить возможности агроструктур и вектор их развития. Этот процесс осуществляется на основе изучения тенденций прошлого, экспертных оценок, эконометрических методов и различных методик. При построении сценариев факторы и критерии имеют свою трендовую и экстремальную проекцию. Факторы могут выступать в роли стимулятора или ограничителя для различных категорий хозяйств, менять свою силу и направление. Количество включенных в модель факторов не должно превышать одной трети от числа наблюдений - т < п: 3.

Институциональные параметры ведения современного агробизнеса находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов с разной степенью их воздействия. Авторами они представлены: соотношением институциональных структур (сельскохозяйственных организаций, фермерских и личных подсобных хозяйств), функционирующих в аграрном секторе экономики; их долями в производстве сельскохозяйственной продукции; институциональной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.