Научная статья на тему 'Типология и последовательность пунктуационных упражнений'

Типология и последовательность пунктуационных упражнений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1662
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология и последовательность пунктуационных упражнений»

"Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина" • 2006 • № 1 Н.И. Демидова

ТИПОЛОГИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПУНКТУАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. Классификация упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся

Упражнение мы понимаем как «задание», «занятие для приобретения, усовершенствования каких-нибудь навыков» (С.И. Ожегов); упражнение по русскому языку - «вид учебной деятельности учащихся, применение полученных знаний...» (М.Р. Львов).

Из приведенных объяснений, имея в виду процесс обучения, следует, что это занятия, требующие работы мысли, что это умственная работа. В ходе выполнения задания учащийся (студент) совершает операции анализа, синтеза и др. Поэтому в зависимости от характера мыслительной деятельности все упражнения делятся на следующие типы: 1) аналитические; 2) аналитико-синтетические; 3) синтетические. Рассмотрим названные типы упражнений более подробно.

Упражнения аналитические. В процессе упражнений при изучении синтаксиса и пунктуации устанавливаются соответствующие закономерности, из них выводятся правила, регулирующие постановку знаков препинания, которые (правила) затем переносятся на конкретные синтаксические конструкции. В ходе этой работы пишущий опознает в тексте элементы данного предложения, выделяет их и решает вопрос о постановке нужных знаков препинания. Эти упражнения мы относим к аналитическим: в процессе их выполнения пишущий осуществляет операцию анализа, разбора данного предложения. Например: выделение синтаксической конструкции (члена предложения или слов и словосочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) из контекста; анализ предложения (семантический, или смысловой; структурный, или интонационный; пунктуационный).

Например, при изучении темы «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них» могут быть даны такие упражнения аналитического характера.

Задание 1. Прочитать предложения. Найти: 1) сложносочиненное предложение с союзом «и» и общим членом предложения; 2) сложносочиненное предложение с союзом «и» и общим придаточным предложением.

Ставится ли запятая перед союзом «и» в том и в другом случае? Какое общее пунктуационное правило можно сформулировать для всех таких предложений?

1) Когда солнце взошло и туман рассеялся, капли перестали падать и утренний легкий ветерзабавник стал играть осиновыми листиками, а от листиков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени (М. Пришвин). 2) К вечеру холоднело над рекой и постепенно все исчезло во тьме (М. Пришвин). 3) Вдруг с одного цветка мальвы на другой, пониже, капнуло и соединенные капли упали на тяжелый жасминовый лист, и он, желтый, свалился (М. Пришвин).

Задание 2. Прочитать и указать, из каких частей состоят данные сложные предложения в тексте и какие простые входят в состав каждой части. Определить виды связи между простыми предложениями в каждой части.

Гроза

Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилением грозы, но, когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая раздражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения. Ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами. Ветер еще усиливается: гривы и хвосты лошадей, шинель Василия и края фартука принимают одно направление и отчаянно развеваются от порывов неистового ветра. На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя, другая, третья, четвертая, и вдруг как будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. Сначала сбитая пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колеса, толчки стали меньше, и по глинистым колеям потекли мутные ручьи. Молния светила шире и бледнее, и раскаты грома были уж не так поразительны за равномерным шумом дождя (по Л. Толстому).

Задание 3. Сделать синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

1) Отсюда длительность моей литературной жизни и черепашьим ходом нарастающее лучшее: чем дальше пишу, тем лучше, постепенно умнея и в слове своем, выхожу с этим опытом в люди (М. Пришвин). 2) Река выделяется умытым своим льдом и лежит, как огромный самолет: одно крыло черное -

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

низменный берег, другое белое - высокий лесной берег, заваленный снегом (М.. Пришвин). 3) Я был готов любить весь мир - меня никто не понял... Я говорил правду - мне не верили (М.. Лермонтов).

Задание 4. Прочитать. Указать в тексте типы сложных предложений. Определить, как связаны в них простые. Найти грамматические основы простых предложений. Степь

Через минуту бричка тронулась в путь. Холмы еще тонули в лиловой дали, и не было видно их конца; мелькал бурьян, булыжник, проносились сжатые полосы, и все те же грачи да коршун, солидно взмахивающий крыльями, летали над степью. Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка. Но вот, когда солнце стало спускаться к западу, из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое облако. Оно переглянулось со степью и нахмурилось (по А. Чехову).

Задание 5. Прочитать предложения и определить, в каких из них есть обособленные обстоятельства, а в каких - однородные или неоднородные обстоятельства. Ответ обосновать.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты людей, что шли к морю.

Они шли, пели и смеялись, мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее (по М. Горькому).

Задание 6. Найти в предложениях обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Определить значение этих обстоятельств.

1) Но, вопреки этому виду бабочки, только что уцепившейся за травку и готовой вот-вот вспорхнуть, развернуть радужные крылья, страшное отчаяние щемило ей сердце (Л. Толстой), 2) Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости (А. Пушкин). 3) Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин (Н. Гоголь).

Задание 7. Найти определения, указать, чем они выражены, какие из них обособляются и почему.

У самой дороги вспорхнул стрепет. Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками, и кажется, что усики растут у него и спереди, и сзади, и с боков... Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно испуганный облаком пыли, понесся в сторону, и долго еще было видно его мелькание.

А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы; от этого его перья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый внушительный вид. Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили своими толстыми клювами черствую землю (А. Чехов).

Задание 8. Найти в предложениях уточняющие члены. При помощи каких союзов и специальных слов связаны уточняемые и уточняющие члены, какими членами предложения они являются?

1) На другой день, рано утром, Оленин проснулся от свежести в своей перекладной и равнодушно взглянул вправо (Л. Толстой). 2) И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью (А. Чехов). 3) Кругом всего здания идет обширный каменный балкон, или веранда, где в бамбуковых креслах лениво дремлют хозяева казарм (И. Гончаров).

Задание 9. Переписать сложные предложения, расставляя знаки препинания. Составить схемы этих сложных предложений.

1) Я вздохнул еще глубже и поскорее решил проститься потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку (Н. Гоголь). 2) Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда (В. Каверин). 3) Небо было так ясно воздух так свеж силы жизни так радостно играли в душе Назарова когда он слившись в одно существо с доброю сильною лошадью летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального или страшного (Л. Толстой).

Обобщающим элементом в аналитических упражнениях по изучению структуры сложноподчиненного предложения, например, может стать определенная последовательность разбора структуры сложноподчиненного предложения, предлагаемая ниже в виде единого плана.

Анализ строения сложноподчиненного предложения:

"Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина" • 2006 • № 1

1. Из скольких простых предложений состоит данное сложное (подчеркнуть грамматические основы).

2. Какими союзами или союзными словами связываются простые предложения в составе сложного (обозначить средства связи).

3. Найти главное и придаточное (придаточные) предложения; выделить главное квадратными скобками, придаточное - круглыми.

4 Определить, к чему относится придаточное предложение: к слову, словосочетанию, ко всемуглавному предложению, к предложению с указательным словом или без него.

5. Составить графическую схему сложного предложения с обозначением знаков препинания

в ней.

Упражнения аналитико-синтетические. Разобрав предложение (анализ), пишущий решает вопрос о том, какое из известных ему правил постановки знаков препинания следует использовать в данном конкретном случае (снова анализ), а затем «связывает» это правило с текстом (синтез). Таким образом, пишущий совершает две мыслительные операции: выделяет соответствующий элемент синтаксической конструкции, а из свода правил отбирает именно то, которое диктует данная конструкция, и переносит это правило на соответствующую часть предложения.

Как видим, в данном случае пишущий и анализирует предложение, и синтезирует выделенную часть предложения с соответствующим правилом постановки знаков препинания. Такие упражнения мы относим к аналитико-синтетическим. При их выполнении происходит выделение синтаксической единицы или пунктограммы, выбор правила, объяснение пунктограммы и применение правила на практике.

Приведем в качестве примера возможный вариант рассуждения при совершенствовании навыка постановки знака тире в бессоюзном сложном предложении.

В бессоюзных сложных предложениях «Хотел рисовать - кисти выпадали из рук. Пробовал читать - взоры скользили над строками» (М. Лермонтов) между входящими в их состав простыми предложениями необходимо поставить знак тире, потому что содержание первых частей сложных предложений противопоставляется содержанию вторых частей (такие бессоюзные сложные предложения обычно синонимичны сложноподчиненным предложениям с противопоставительными союзами «но», «однако», «а», «зато»).

Рассмотрим примеры аналитико-синтетических упражнений.

Задание 1. Прочитать и определить, в каких предложениях причастные обороты имеют дополнительное обстоятельственное значение и обособляются (поставить к причастным оборотам вопросы «почему?» и «несмотря на что?»), обосновать постановку знаков препинания графически.

1) Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный (И. Тургенев). 2) Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительно голубым светом, расширилась (М. Горький). 3) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой (А. Твардовский).

Задание 2. Объяснить расстановку знаков препинания. Составить схемы, иллюстрирующие остальные пунктограммы.

В комнатах армянина не было ни ветра, ни пыли, но было так же неприятно, душно и скучно, как в степи и по дороге. Помню, запыленный и изможденный зноем, сидел я в углу на зеленом сундуке. Некрашеные деревянные стены, мебель, намазанные охрой полы издавали запах сухого дерева, прожженного солнцем. Куда ни взглянешь, всюду мухи, мухи, мухи... Дедушка и армянин вполголоса говорили о покосе, об овцах.

Послышались торопливые шаги, и в комнату вошла девушка лет шестнадцати в простом ситцевом платье и в белом платочке. Хозяин пригласил меня пить чай. Садясь за стол, я взглянул в лицо девушки, подававшей мне стакан, и вдруг почувствовал, что точно ветер пробежал по моей душе и сдунул с нее все впечатления дня с их скукой и пылью. Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву или чудились во сне. Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимают молнию (по А. Чехову).

Задание 3. Прочитать пунктуационные схемы с деепричастными оборотами. Записать по два предложения к каждой схеме.

1) = и, -.-.-.-==.

2) = а -.-.-, ==.

3) == но, -.-.-, и -.-.-,=. 4) =,-.-.- и -.-.-,

Задание 4. Записать предложения. Обратить внимание на обособление причастных оборотов. Выделить их графически.

Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям темную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные различным хламом (М.. Горький).

Задание 5. Списать, расставляя недостающие знаки препинания и графически объясняя условия их постановки.

Помолчав еще немного и не отрывая глаз от Егорушки таинственный Тит задрал вверх одну ногу нащупал пяткой точку опоры и взобрался на камень; отсюда он пятясь назад и глядя в упор на Егорушку точно боясь чтобы тот не ударил его сзади поднялся на следу ющий и так поднимался до тех пор пока совсем не исчез за верхушкой бугра

Проводив его глазами Егорушка обнял колени руками и склонил голову... Горячие лучи жгли ему затылок, шею и спину. Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем душном воздухе ручей монотонно журчал лошади жевали а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось (А. Чехов).

Задание 6. Прочитать предложения. Найти границы деепричастных оборотов и разобрать их по членам предложения. Объяснить возможные варианты расстановки знаков препинания. Записать каждый из возможных вариантов.

1) Говорила она медленно растягивая слова. 2) Вечером поужинав молоком с хлебом они легли спать. 3) Спортсмен бежал легко и быстро обгоняя соперников. 4) Ребенок остановился в недоумении оглянувшись на нас.

Задание 7. Объяснить расстановку знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами. Записать их.

1) Первый звук его голоса был слаб и неровен и казалось не выходил из его груди но принесся откуда-то издалека словно залетел случайно в комнату (И. Тургенев). 2) Но во-первых больная действительно находилась в отчаянии а во-вторых надо правду сказать я сам чувствовал сильное к ней расположение (И. Тургенев). 3) Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником а напротив была непрестанной службой (Л. Толстой).

Задание 8. Объяснить с помощью схем постановку знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах. Расставить недостающие знаки препинания. Составить схемы, где они отсутствуют.

1) х., определение, ...

Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (И. Тургенев).

2) [х., определение], и [х., определение]. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Ю. Крылов).

3) Дагни почувствовала порыв воздуха исходивший от музыки и заставила себя успокоиться (К. Паустовский). 4) Вся роща много слышавшая песен встрепенулась (М. Горький). 5) На маленьком листочке прикрепленном к паутинке паучок сидел, как капитан своего корабля (М. Пришвин).

Таким образом, анализ рассмотренных примеров позволяет выделить следующие основные типы аналитико-синтетических упражнений:

1) выделение пунктограммы или синтаксической единицы;

2) выбор правила;

3) объяснение пунктограммы; 4) применение правила на практике.

Упражнения синтетические. В практике письма учащийся или студент решает вопрос о постановке одного из знаков препинания в нескольких случаях. Так, запятая ставится и при однородных членах предложения, и в бессоюзном сложном предложении, и в тех же конструкциях с союзами, и в ряде других случаев, на которые распространяется общее правило постановки запятой, выполняющей разделительную функцию.

Например: Дожди прошли, и ветры прогудели, дрожал в ознобе старый океан, береговые раковины пели, и ики легкие неслись в туман (Э. Багрицкий). В этом сложном предложении необходимо поставить запятые, выполняющие разделительную функцию в двух родственных случаях: при бессоюзном и союзном соединении частей предложения. В следующем примере запятые разделяют части сложных (союзных и бессоюзных) предложений и однородные члены предложения при бессоюзном соединении их: Дул жестокий ветер, мутные валы ходили по всему пруду, мутное небо отражалось в них, камыши высохли, пожелтели, волны и ветер трепали их со всех сторон, и они глухо и грустно пели.

Такие операции мы называем синтетическими условно, потому что, выполняя их, пишущий использует в основном мыслительную операцию синтеза, в ряде случаев прибавляя ее к выделению соответствующих элементов предложения, то есть к анализу; при дедуктивном методе дедукция сочетается с индукцией, имеет место их взаимное дополнение.

"Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина" • 2006 • № 1

Приведем примеры упражнений данного типа.

Задание 1. Написать под диктовку текст, затем проверить правильность расстановки знаков препинания, сверяясь с текстом. Выполнить задания, данные в конце упражнения.

Грушницкий пришел ко мне в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу. «Наконец, я буду с нею танцевать целый вечер... Вот наговорюсь!» - прибавил он. «Когда же бал?» - «Да завтра! Разве не знаешь? Большой праздник, а здешнее начальство взялось его устроить...»

- «Пойдем на бульвар...» - «Ни за что, в этой гадкой шинели...» - «Как, ты ее разлюбил?..»

Я ушел один и, встретив княжну Мери, позвал ее на мазурку. Она казалась удивлена и обрадована.

«Я думала, что вы танцуете только по необходимости, как прошлый раз», - сказала она, очень мило улыбаясь.

Она, кажется, вовсе не замечала отсутствия Грушницкого. «Вы будете завтра приятно удивлены»,

- сказал я ей. «Чем?..» - «Это секрет... на бале вы сами догадаетесь» (поМ. Лермонтову).

После выполнения этого упражнения можно рекомендовать усложнить задание, предложив учащимся проанализировать пунктуацию в тексте и ответить на вопросы: Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при различных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

Завершающим этапом работы является выведение обобщающего правила об употреблении знаков препинания при цитировании и различных способах передачи чужой мысли.

Аналогичное упражнение можно предложить при обобщающем повторении темы «Употребление тире в простом предложении».

Задание 2. Подобрать или составить самостоятельно предложения на разные случаи постановки тире (между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, в предложениях с однородными членами и обособленными приложениями). Вывести обобщающее правило.

Итогом работы по выполнению упражнений синтетического характера является комплексная работа с текстом. Приведем пример подобного упражнения. Учащимся предлагается текст, задания к которому могут быть сформулированы в нескольких вариантах.

Задание 3. Списать текст.

Перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где она кончается. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая похожа на маленького человека, размахивающего руками, ползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины. Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. Несжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились птицы, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы (по А. Чехову).

Варианты заданий к тексту:

Вариант 1:

Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Объясните знаки препинания в предложениях.

Составьте схемы простых предложений.

Вариант 2:

Подчеркните грамматические основы предложений.

Сгруппируйте пунктограммы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объясните знаки препинания в последнем абзаце.

Вариант 3:

Проанализируйте пунктуацию текста.

Сгруппируйте пунктограммы.

Составьте схему последнего предложения.

В заключение назовем основные типы синтетических упражнений:

1) систематизация и обобщение материала;

2) объединение «частных» правил в обобщенное;

3) тренировка в применении обобщенного правила;

4) совершенствование пунктуационных навыков в связной речи.

Как видим, пунктуационно грамотное письмо - процесс трудный. Пунктуация связного текста нередко сложнее, чем его орфография. Мы знаем, что орфографически грамотное письмо во многих

научный журнал

случаях требует только механических навыков, запоминания «образов» слов, без применения правил, которых в ряде случаев просто не существует. Таковы, например, непроверяемые безударные гласные, удвоенные согласные, согласные непроизносимые и др. При решении же вопроса о пунктуационном оформлении текста механический подход невозможен. Здесь во всех случаях от пишущего требуется и анализ, и синтез, а часто и их «совместное» применение.

Так, чтобы совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях типа «Я думал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии времени мне трудно будет освободиться от его опеки» (А. Пушкин), нужно:

- выделить пунктограмму: запятую (или ее отсутствие) при двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова), то есть произвести анализ;

- выделить синтаксические единицы: части сложного предложения - два придаточных, соединенных последовательно: «что уж впоследствии времени мне трудно будет освободиться от его опеки» (1-й степени) и «если в сию минуту не переспорю старика» (2-й степени). Причем придаточное 2-й степени расположено внутри придаточного 1-й степени так, что их союзы («что» и «если») стоят рядом (анализ);

- связать рассматриваемые синтаксические единицы (придаточные предложения, последовательно соединенные) между собой и с другими синтаксическими единицами (главными предложениями), то есть выполнить операцию синтеза;

- из многих пунктуационных правил выбрать те, которые распространяются на данную пунктограмму: при двух рядом стоящих подчинительных союзах запятая между ними ставится, если далее не следует вторая часть сложного союза «то», «так», «но»; в противном случае запятая не ставится (анализ);

- связать это правило с конкретным предложением (синтез);

- сделать вывод о том, в каких случаях запятая ставится, а в каких не ставится (обобщение);

- в процессе упражнений перенести обобщенное правило на другие аналогичные случаи постановки запятой при двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного союза (или относительного слова).

Сказанное о названных выше типах пунктуационных упражнений обобщенно можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

Упражнения аналитические

Выделение синтаксических единиц и пунктограмм из контекста

Анализ предложения

Смысловой

Структур» ный

Упражнения аналитико-синтетические

Выделение пунктограмм Выбор правила

Объединение «частных» правил в обобщенные

Объяснение пунктограммы

Интонационный

Пунктуационный

Тренировка в применении обобщенного правила

Применение правила на практике

Совершенствование пунктуационных навыков связной речи

Совершенствование пунктуационных навыков

Рис. 1. Типы упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся

2. Классификация упражнений в зависимости от способа их выполнения

В основе сознательного практического усвоения пунктуации лежит, как известно, знание синтаксиса, прежде всего содержания высказывания и его структуры. Исходным этапом в работе и по совершенствованию пунктуационных навыков, как и при первичном ознакомлении учащихся с

"Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина" • 2006 • № 1

пунктуацией, является анализ соответствующего предложения. На первых порах такой работы пишущий разбирает данное предложение устно. В ходе анализа предложения он выясняет его содержание в целом и отдельных его компонентов, устанавливает структуру предложения и делает вывод о том, какие знаки препинания в данном случае следует использовать при записи данного предложения.

Например, в ходе анализа предложения «И окошенные кусты у реки, и сама река, прежде не видная, а теперь блестящая сталью в своих извивах, и движущийся и поднимающийся народ, и крутая стена травы недокошенного места луга, и ястребы, вившиеся над оголенным лугом, - все это было совершенно новым» (Л. Толстой) вначале называется пунктограмма: предложение с обобщающим словом при однородных членах в сочетании с другими пунктограммами. Затем называются выделенные однородные члены (ряд подлежащих, связанных сочинительными союзами): и... кусты, и... река, и... народ, и... стена, и ястребы. Они имеют обобщающие слова «все это», стоящие после однородных членов предложения, поэтому перед ними ставится тире. Запятая перед тире выполняет выделительную функцию: она выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова (ястребы (какие?), вившиеся над оголенным лугом).

Этот вывод формулируется учащимся устно, до записи предложения.

Такие упражнения и называются устными. К ним относятся:

- ответы на вопросы;

- выведение обобщенного правила;

- объяснение пунктограмм;

- проговаривание знаков препинания и интонирование предложения.

Когда учащиеся усвоили приемы устного анализа предложения и научились увязывать выводы из разбираемого текста с правилами пунктуации, они переходят к следующему этапу работы - к упражнениям, в процессе которых ведется запись данного предложения. Например, в предложении «Наученный опытом,® я понял,® что тропа эта зверовая,® и ,(4)опасаясь,(5) как бы она не завела меня куданибудь далеко в сторону/6 бросил ее, пошел целиною» (В. Арсеньев) необходимо правильно распознавать основную (комплексную) пунктограмму: сложноподчиненные предложения перед сочинительным союзом, соединяющим однородные члены. Для этого необходимо записать предложение, а затем произвести полный пунктуационный разбор:

1) распространенное определение, стоящее впереди определяемого слова «я», обособляется, так как относится к личному местоимению «я» и имеет дополнительное обстоятельственное значение причины (так как был научен опытом, потому что был научен опытом, будучи научен опытом);

2) запятая разделяет части сложноподчиненного предложения, придаточная часть присоединяется подчинительным союзом «что»;

3) запятая выделяет придаточную часть, стоящую внутри главной;

4-5) запятые выделяют обособленное обстоятельство причины, выраженное одиночным деепричастием («опасаясь»);

5-6) запятые выделяют изъяснительную придаточную часть («как бы она не завела меня куданибудь далеко в сторону»), стоящую внутри главной («я понял... и ...бросил ее, пошел целиною»).

Для правильного пунктуационного разбора необходимо также произвести синтаксический анализ простого и сложного предложений, составление графических схем (линейных и ступенчатых).

К упражнениям этого вида относятся:

1) объяснение пунктограмм с последующей записью текста;

2) запись с одновременным комментированием и последующим объяснением (полным и частичным);

3) пунктуационный разбор с одновременными ответами на вопросы и последующей записью. Такие упражнения мы относим к смешанным, устно-письменным.

Упражнения, о которых сказано выше, создают базу для практического усвоения пунктуации, для овладения ею в процессе письма. Это упражнения письменные. К ним относятся:

1) списывание текста без изменения;

2) списывание текста с изменением;

3) графический анализ синтаксических единиц;

4) графический комментарий поставленных знаков препинания;

5) запись своих примеров и грамматическое конструирование (моделирование);

6) реконструирование текста;

7) творческая работа с грамматическим или пунктуационным заданием (конструирование предложений и др.);

8) ответ-рассуждение;

9) диктанты, сочинения и другие творческие работы.

научный журнал

Эти виды упражнений можно представить схематически (см. рис. 2).

Ответы на вопросы

Упражнения устные Выведение обобщающего правила

Объяснение пунктограмм

Проговаривание знаков препинания и интонирование предложений

Объяснение пунктограмм с последующей записью текста

Запись текста с последующим объяснением пунктограмм

Упражнения Комментирование в процессе записывания

смешанные

Пунктуационный разбор

Ответы на вопросы с последующей записью

Списывание текста без изменений

Списывание текста с изменениями

Графический анализ синтаксических единиц

Упражнения Графический комментарий пунктограмм

письменные Грамматическое моделирование

Реконструкция текста

Творческая работа с грамматическим заданием

Ответ-рассуждение

и

13

и

о

а

в.

и §

и

Рис. 2. Виды упражнений по способу их выполнения

Разумеется, приведенная выше группировка упражнений весьма условна. Анализ, как правило, сочетается с синтезом, сравнение предполагает отвлечение и обобщение и т.д. Кроме того, в реальном педагогическом процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей задачей, требующей решения. Однако осмысление типологии заданий имеет большое значение и для теории, и для практики обучения. Эффективность же применения предложенных систем упражнений во многом зависит от того, как сочетаются между собой отдельные задания, в какой последовательности они предлагаются, обеспечивается ли постепенность усложнения деятельности учащихся, формирования умения создавать текст. Обобщая, можно сказать, что система упражнений определяется постепенным переходом от упражнений, ставящих пунктуационные цели и задачи, к произвольному письму - творческим работам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, внутри упражнений одной группы может быть своя последовательность и своя граница трудностей. О системе упражнений следует говорить в том случае, если каждая из проводимых работ выполняет свою роль в формировании определенного коммуникативного умения, если все упражнения целенаправленны, последующие опираются на предыдущие и поднимают учащихся на новый уровень овладения умением и совершенствования навыков. Системный подход к решению вопросов обучения пунктуации на завершающем этапе обучения пунктуации открывает большие возможности более экономного и рационального использования времени, которое отводится для работы по пунктуации в педагогических училищах и колледжах.

3. Классификация упражнений в зависимости от последовательности их выполнения

Последовательность - это непрерывное следование одного за другим, логически и закономерно вытекающее из предыдущего.

Последовательность в работе над учебным материалом - один из важнейших принципов обучения. В полной мере это относится и к упражнениям. Последовательность в совершенствовании пунктуационных навыков - по сути дела развернутый алгоритм работы над материалом, представляющий собою своеобразную минисистему «синтагма-пунктограмма».

В процессе этой работы устанавливаются:

- содержание (смысл) синтагмы или ее части, представляющей интерес с пунктуационной точки зрения;

- соотнесение ее с конкретными правилами пунктуации;

- составление алгоритма к правилу;

- «наложение» отобранных правил на данную пунктограмму;

"Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина" • 2006 • № 1

- синтаксическое и пунктуационное обоснование данного знака препинания;

- проверка правильности поставленного знака препинания с помощью выборочного ответа.

Например, в предложении «Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, когда темное небо низко висит

над его мохнатым снежным убором и только ягоды рябины еще кое-где пылают в серебряных чащах, и весной, когда цветет черемуха, и в жаркое лето, когда нагретый воздух пахнет смолой» (К. Паустовский) интерес представляет сочетание пунктуации простого и сложного предложений. Это, вопервых, постановка двоеточия после обобщающего слова, выполняющего в предложении функцию обстоятельства времени («всегда»). После него следует ряд однородных обстоятельств времени («в зимние дни», «весной», «в жаркое лето»), которые присоединяются посредством повторяющихся сочинительных союзов, а потому и разделяются запятыми.

Каждое обстоятельство времени в свою очередь распространяется придаточной частью времени, присоединяемой подчинительным союзом «когда»: когда темное небо низко висит над его мохнатым снежным убором и (союз «когда» опущен) только ягоды рябины еще кое-где пылают в серебряных чашах, когда цветет черемуха, когда нагретый воздух пахнет смолой.

Первые две придаточные части соединены неповторяющимся союзом «и»: когда темное небо низко висит над его мохнатым снежным убором и только ягоды рябины еще кое-где пылают в серебряных чашах. Запятая в таких случаях (при однородных придаточных) не ставится.

Как видим, в процессе решения данной задачи пишущий выполняет следующие основные

операции:

- общий анализ предложения;

- выделение в нем изучаемых компонентов;

- характеристика выделенных компонентов с точки зрения пунктуации;

- формулирование (выведение) обобщающего правила;

- связь этого правила с изучаемой пунктограммой (наложение правила на пунктограмму);

- обоснование поставленного знака препинания;

- проверка правильности решения пунктуационной задачи методом выборочного ответа.

Рациональная последовательность пунктуационных упражнений включает в себя пять основных

этапов:

1) упражнения в распознавании синтаксических явлений и пунктограмм;

2) упражнения в объяснении, обосновании изучаемых синтаксических явлений и

пунктограмм;

3) применение теоретических правил на практике;

4) подбор и запись собственных примеров на данное правило;

5) синтезирование отдельных примеров в связную речь, выполнение творческих

работ.Указанная последовательность упражнений представлена на рисунке 3.

Упражнения пропедевтические УпражненияиллюстрациЕ Упражнения закрепляющие Упражнения повторительно-обобщающие

Воспроизведение ранее изученного Анализ предложенного дидактического материала Выделение синтаксических явлений и пунктограмм Подбор примеров Выведение обобщающего правила Составление таблиц

Выполнение подготовительных упражнений Иллюстрация синтаксических явлений Объяснение синтаксических явлений и пунктограмм Использование теории на практике Подбор обобщающих примеров Выполнение синтаксических упражнений

Совершенствование пунктуационных навыков

Рис. 3. Виды упражнений в зависимости от последовательности их выполнения

Пунктуация, как и орфография, усваивается в процессе упражнений. При этом следует иметь в виду, что если при обучении орфографии главное - знать правила и уметь их применять, то для практического овладения пунктуацией этого недостаточно, поскольку в основе пунктуационно грамотного письма - смысл и структура предложения. Если написание значительного числа слов усваивается нередко механически, в результате многократных упражнений, в том числе зрительного

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

восприятия, то пунктуация требует ясного понимания пишущим и содержания предложения, и его структуры, и места, и грамматической роли в предложении каждого его компонента.

Учащиеся (студенты) должны твердо усвоить, что изучение пунктуации - это постижение логики языка, смысла высказывания, где пунктограмма - инструмент, который облегчает понимание написанного. Образно говоря, знаки препинания - это ноты, без знания которых текст в значительной

"Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина" • 2006 • № 1

мере глу х и нем, он «не зву чит». Во всяком слу чае нет необходимости доказывать, что текст, написанный без знаков препинания или с ошибочно поставленными знаками, читать значительно труднее, чем тот же текст, но правильно оформленный в пунктуационном отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.