Научная статья на тему 'Типология и классификация терракотовых статуэток майя i тыс. Н. Э'

Типология и классификация терракотовых статуэток майя i тыс. Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙЯ / ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ / ГРУППЫ / ТИПЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / MAYA / TERRACOTTA STATUETTES / GROUPS / TYPES / FUNCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демичева Ирина Юрьевна

Длительное время в майянистике типологизации и классификации терракотового материала майя I тыс. н. э не уделялось должного внимания. Поэтому в данной статье были определить основные рабочие понятия структурирования статуэток: категория, вид, группа, и тип. На основе анализа условной выборки в 563 экземпляра выделены 12 базовых принципов группировки терракотовой пластики. Данная группировка и типологизация многопланово характеризует предметы мелкой пластики. Также она является открытой, что по мере накопления терракотового материала позволит ее расширить, не нарушая при этом ее основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL CLASSIFICATION OF MAYA TERRACOTTA STATUETTES OF THE FIRST MILLENNIUM AD

Typological classification of terracotta material of Maya of the first millennium AD has not been given due attention so far. That is why the article puts forward an attempt to determine principal working notions of statuette structuring, namely, category, kind, group, and type. Random sample study of 563 units made it possible to single out 12 basic principles of terracotta grouping that together with typological classification give a many-sided characterization of small plastic arts items. The grouping is open, which makes it possible to extend it as terracotta material accumulates, leaving basic principles intact.

Текст научной работы на тему «Типология и классификация терракотовых статуэток майя i тыс. Н. Э»

Мезоамерика

© 2011

И. Ю. Демичева

ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРАКОТОВЫХ СТАТУЭТОК

МАЙЯ I ТЫС. Н.Э.

Длительное время в майянистике типологизации и классификации терракотового материала майя I тыс. н.э не уделялось должного внимания. Поэтому в данной статье были определить основные рабочие понятия структурирования статуэток: категория, вид, группа, и тип. На основе анализа условной выборки в 563 экземпляра выделены 12 базовых принципов группировки терракотовой пластики. Данная группировка и типологизация многопланово характеризует предметы мелкой пластики. Также она является открытой, что по мере накопления терракотового материала позволит ее расширить, не нарушая при этом ее основ.

Ключевые слова: майя, терракотовые статуэтки, группы, типы, функциональное назначение.

В ходе систематических археологических исследований памятников цивилизации майя Классического периода (I тыс. н.э.) было выявлено значительное коли -чество терракотового материала и предметов мелкой пластики.

Терракотовые статуэтки обнаруживаются в культурном слое, при закладке шурфов, а также встречаются как часть подъемного материала; фиксируются при раскопках террас, сооружений, погребений, насыпей, мусорных ям. Для данного исследования использована информация о 30 различных городах и регионах.

Большая часть проанализированных терракот представлена изображениями статуэток, опубликованных в различных изданиях, всего 563 экземпляра различной степени сохранности. Подавляющее большинство представлено фрагментами — 238 экз., целых выявлено 175 экз., незначительно поврежденных 99 экз., сильно поврежденных 41 экз. Выделено также 6 не полностью изображенных экземпляров, что затрудняет определение степени их сохранности. В общую выборку также включены копии статуэток, хранящихся в доступной коллекции музейного центра РГГУ. Основная масса терракотового материала хранится в фондах музеев Мексики, Гватемалы, США и Канады и в частных коллекциях, которые большей частью недоступны.

Демичева Ирина Юрьевна — соискатель ИА РАН. E-mail: [email protected]

Теоретические вопросы типологизации и классификация в археологии не имеют четких и равнозначных определений. Во многом деление предметов на типы и виды определяется индивидуальным подходом исследователя. Поэтому классификация терракотовых статуэток майя требует введения четких значений и критериев деления материала на категории, виды, группы и типы.

При их выделении учитывались разработки, проведенные в археологической типологии О. Монтелиусом и В. А. Городцовым1. Также использованы общепринятое деление на три базовых видов типа: функционального, конструктивного и стилистического. На этой основе существенно расширены базовые типы терракотового материала, предложенные Р. Пинья2, и несколько под другим углом рассмотрены выделенные М. Батлер региональные стили3.

Для удобства классификации и типологизации необходимо ввести четкие определения основных рабочих понятий. Под категорией подразумеваются объединенные вместе любые изделия из глины: керамический материал, мелкая скульптура, посуда, музыкальные инструменты и т. д.

Вид представляет собой непосредственно изделия предметов мелкой пластики: терракотовые статуэтки, как правило, верхние части курильниц, керамическая посуда с фрагментами объемных изображений и т. п.

Группа представляет собой деление статуэток или объединение их на основе какого-либо одного базового принципа. При этом группа может состоять как из одного, так и из нескольких типов.

В основе выделения типов в рамках какой-либо группы лежит сумма определяющих признаков. Вообще для конкретного вида изделий терракотовой пластики это показатели морфологии, иконографии, размерных характеристик, особенностей технологии производства, территории и времени распространения, стилистических особенностей4. На основании всего вышеизложенного можно выделить 12 базовых принципов группировки терракотовой пластики майя I тыс. н.э.: 1 — вид изображения; 2 — характер изображения; 3 — плотность наполнения структуры; 4 — цвет изделия; 5 — размер; 6 — состав формовочной массы;

7 — структура глины; 8 — фактура и текстура поверхности; 9 — количество изображенных субъектов; 10 — конструкция формы изделия; 11 — метод изготовления статуэток; 12 — функциональное назначение.

1. По виду изображения терракоты делятся на три базовые группы: антропоморфные, зооморфные и «смешанные». Деление статуэток на первые две группы начинается практически с первичного изучения найденного при раскопках материала. Систематизируются и закрепляются данные термины в мезоамериканской историографии к 60-м годам XX века5. Понятие «смешанной» группы взято нами условно, оно объединяет в себе разные малочисленные группы статуэток, которые не входят в две представленные выше. Количественное соотношение терракот внутри групп данной выборки неравноценно. Наиболее представительна антропоморфная группа (435 экз.), зооморфная составляет 27 экз., «смешанная» — 50 экз.

1 Клейн 1991, 49.

2 Pina 1968, 66.

3 Butler 1935, 636-672.

4 Двуреченская 2009, 9.

5 Rands 1965.

Антропоморфная группа включает в себя изделия, выполненные в виде людей с сохранением их основных анатомических особенностей, и статуэтки с неярко выраженными человеческими признаками, которые можно идентифицировать как изображения людей. В рамках данной группы можно выделить четыре основных признака типологизации статуэток: гендерный, возрастной, признак социальной принадлежности, признак сакральности.

Гендерный признак дает возможность определить два типа статуэток: мужские и женские. В данной выборке представлено 74 экз. изображений мужчин и 28 — женщин (рис. 1. 1-2). В данном случае для анализа брались статуэтки и их фрагменты с явными признаками пола, в остальных случаях определить пол субъекта можно было лишь условно.

Проблемы гендерных отношений внутри майяского общества стали широко рассматриваться с 80-х годов ХХ века. Это вызвано тем, что терракотовый материал в данной области дает немало интересной информации. В своих работах, основываясь на анализе статуэток, Р. Джойс отмечает, что в зависимости от того, кто изготавливал статуэтки мужчина или женщина, они в предметах мелкой пластики отражали свое восприятие самих себя и противоположного пола и их роли в обществе6.

Возрастной признак позволяет выделить четыре типа изображений терракот: детские, юношеские, среднего возраста, пожилые (рис. 1. 1-4). Наиболее распространены изображения людей среднего возраста (347 экз.), терракот в виде пожилых людей выявлено 26 экз., детских и юношеских — по 8 экз. Очевидно, что большее внимание коропласты уделяли отражению наиболее работоспособной и значимой возрастной категории, которая позволяла представить разные аспекты социальной занятости майя. Пожилые люди, и старики в частности, чаще воплощали антропоморфные образы божеств.

Проблема детства и юношества в терракоте представлена слабо, т. к., вероятно, только после прохождения обряда инициации человек считался полноправным членом общества7. Кроме того, для детей в возрасте до 14 лет была характерна высокая смертность. Большей частью гибли дети 2-3-летнего возраста, что во многом связывают с недостаточно качественным питанием и различного рода болезнями8. В терракоте дети изображены скорее как приложение к женщине, причем акцент здесь скорее сделан на основном виде женской деятельности — продолжении рода и воспитании детей.

Приблизительный возраст представленных в терракоте детей колеблется от 4 до 5 лет, т. е. показан именно тот возраст, когда их воспитанием занималась женщина. Изображения детей проработаны схематично, детали не всегда четко прописаны. В некоторых случаях нарушены пропорции тела. Дети изображены или в набедренной повязке, или обнаженными. Если не прорисованы признаки пола, по внешнему виду сложно судить о том, кто представлен — мальчик или девочка (рис. 1. 1). Это свидетельствует том, что до определенного возраста значение детей в обществе было не существенным и как таковое психологическое понятие детства, возможно, отсутствовало.

6 Joyce 1992, 63-70.

7 Ланда 2000, 302-303.

8 Hernandez-Espinoza 2009, 249-250.

На основе социальной принадлежности можно выделить четыре основных типа терракот, каждый из которых делится на отдельные подтипы.

Проблема социального устройства майяского общества на протяжении длительного времени являлась одной из ведущих в майянистике. В начале ХХ века С. Морли выделял в обществе майя Классического периода четыре большие группы, включающие в себя аристократию, жречество, общинников и работников9 Р. Пинья выделяет три категории населения. Первая состоит из знати, жреческой верхушки, богатых торговцев; вторая включает в себя профессиональных ремесленников, художников, танцоров, игроков в мяч; третья представлена крестьянами, охотниками, слугами и т. п.10 Схожую структуру описывал У. Р. Ко11.

В. И. Гуляев, основываясь на анализе археологического и исторического материала, полагает, что общество майя имело довольно сложную структуру и состояло не только из массы земледельцев и правителей, но и включало в себя разные прослойки городского населения, чиновников, жрецов, профессиональных воинов, общинников различного уровня достатка и социального положения12. В настоящее время данная характеристика общества подтверждается все большим количеством археологического и исторического материала.

Д. Д. Беляев, рассматривая организацию власти и управления в царствах Пе-тена Позднекласического времени, характеризует ее как «централизованную систему, основанную на иерархии владетельных лиц: администраторы низшего ранга, управлявшие группами общин, областные правители, верховный правитель»13. Такая сложная и развитая общественная структура отражена и в предметах мелкой пластики.

Первый тип статуэток по социальной принадлежности включает в себя четыре подтипа: правители, светская знать, жреческая верхушка, часть воинов. В нашей выборке наиболее распространены изображения представителей светской знати (27,0 %). Статуэток, выполненных в виде правителей, зафиксировано 3,3 % от общей численности терракот антропоморфной группы (рис. 1. 2).

Второй тип состоит из семи подтипов: музыканты, игроки в мяч, ткачихи, часть воинов, танцовщики, писцы, часть жрецов (рис. 1. 3). Определить численное преобладание того или иного подтипа достаточно сложно. Практически все они представлены незначительным количеством терракот (от 0,9 до 3,7 % от общего числа антропоморфных статуэток).

Третий тип представлен статуэтками, изображающими рядовых общинников (22,7 %), охотников (0,9 %). Четвертый включает в себя изображения рабов (0,4 %), и военнопленных (1,8 %). При этом определить их изначальный социальный статус до обращения в рабство и (или) захват в плен не всегда представляется возможным.

Среди статуэток в нашей выборке наиболее распространены изображения представителей светской знати (27,0 %), воинов (24,6 %) и простых общинников (22,7 %). Вероятно, в предметах мелкой пластики коропласты воплощали наи-

9 Morley 1947, 163.

10 Pina 1968, 110, 118.

11 Coe 1965, 503.

12 Гуляев 1979, 254.

13 Беляев 2001, 191-192.

более значимые для общества майя социальные образы. Представленные типы терракот дают широкие возможности интерпретации взглядов майя на самих себя и свое место в современном им обществе.

По признаку сакральности можно выделить два типа статуэток. Первый тип представлен воплощенными в людях богами, второй — простыми смертными. По численности наиболее представителен второй тип (401 экз.). Изображения богов антропоморфной группы представлены только 34 экземплярами. Отметим, что точная идентификация изображения как божественного затруднена сложностью мифологических и сакральных представлений майя. Тем не менее, в нашей выборке можно условно выделить несколько вариантов изображений божеств: 1 — изображение бога в виде старика; 2 — изображение бога с крючковатым волнообразным носом; 3 — изображения бога с «оскалом»; 4 — изображения человека с черепом вместо головы; 5 — изображения ткачих (рис. 1. 3-4).

Изображения стариков в статуэтках, как в одиночных, так и в парных, представлены с одним и тем же набором характерных черт. Это морщинистое лицо с глубокими складками в области рта и скул. Рот приоткрыт в улыбке-оскале, нос крючковатый, с горбинкой, глаза прищурены, при этом искусно проработана область вокруг глаз. Головной убор старика имеет не меньше двух ярусов, нижний из которых представлен переплетенным жгутом. Нижняя часть туловища в ряде случаев значительно меньше верхней, ноги крайне худые и непропорциональные.

Необходимо отметить, что определение и персонификация бога — старика в каждом конкретном случае представляет значительную проблему ввиду крайней сложности и запутанности мифологии майя. Так, Ю. В. Кнорозов отмечает, что в Дрезденской рукописи встречаются персонажи с «глазом бога», имеющие «лицо со старческой морщиной и впалым беззубым ртом, небольшой “римский” нос»14. Данное описание справедливо и для наших терракот, изображающих Старого бога.

Кроме того, в мифологии майя встречается сюжет о вступлении в брак юной девушки со стариком-прапредком. Как отмечает Я. Н. Нерсесов, подобный сюжет мог нести дополнительную семантическую нагрузку, т.к. имя девушки в переводе означает «цветок», а получение цветка символизировало вступление в брак15. Кроме того, женский персонаж мог обладать и божественным началом, выступая в данном контексте в роли покровительницы плодородия и деторождения (рис 1.

4).

Встречаются также терракоты в виде человека с открытым оскаленным ртом, запавшими губами, крючковатым носом и гиперболизировано выделенными глазами. В руках он держит дубинку и щит. Данное описание также соответствует изображениям бога дождя и земледелия16 или бога солнца17. Изображения человека с черепом вместо головы скорее всего представляет бога смерти Ум-цек’а18.

Женские образы представлены терракотами ткачих и женщин с веретеном. Достаточно часто вместе с женщиной изображена птичка, похожая на попугая, сидящая на плече у ткачихи, у ее ног или на самом станке (рис. 1. 3). Ю. В. Кно-

14 Кнорозов 1963, 242.

15 Нерсесов 2004, 105.

16 Кнорозов 1963, 242.

17 Кнорозов 1964, 4.

18 Кнорозов 1975, 273.

розов, анализирую рукописи майя, выделяет группу животных, «фигурирующих в качестве атрибутов персонажей»19. Так, изображения птиц часто встречаются в расположении женского головного убора или самостоятельно и атрибутируют божественное происхождение женского персонажа. Ю. В. Кнорозов богиню прядения определяет как Иш Сакал Вох — «ткущую узоры»20. Эрик Томпсон называет ее Иш Асаль Вох, Виктор фон Хаген утверждает, что прядению покровительствовала Иш Чебель Яш, приходящаяся дочерью Иш Чель, богини деторождения21. Нередко встречаются упоминания, что именно Иш Чель «заведовала» ткачеством. По нашему мнению, из-за сложности иерархии божеств майя разные образы могли сливаться в один. Женщина в обществе майя занималась воспитанием детей, приготовлением пищи, ткачеством. Вероятнее всего, Иш Чель стала объединять в себе несколько функций, помогая женщине во всех ее повседневных заботах.

Таким образом, в терракотовых статуэтках отражены образы наиболее значимых для майя божеств: дождя, солнца, плодородия, ткачества и деторождения. К сожалению, в силу малочисленности представленных экземпляров сложно судить о преобладании тех или иных образов божеств, воплощенных в предметах мелкой пластики.

Зооморфная группа фигуративной пластики включает в себя статуэтки, выполненные в виде различных видов животных, рептилий, земноводных, птиц и рыб. Основным критерием группировки предметов данной группы является принадлежность к тому или иному биологическому классу. Всего в нашей выборке представлено только 78 экземпляров относящихся к данной группе изделий. Их малочисленность несколько затрудняет выделение конкретных типов.

Подгруппа животных включает в себя изображения обезьян, ягуаров, собак, оленей, кроликов, кабанов. Наиболее распространены статуэтки, выполненные в виде обезьян (20,5 %), собак (10,2 %), ягуаров (6,4 % от общей численности терракот зооморфной группы). Анализируя зооморфные терракоты Агуатеки по частоте их распространения, Д. Триадан ставит изображения обезьян на первое место22. Подгруппа рептилий в нашей выборке не представлена и выделена по ряду упоминаний в публикациях. Она включает три базовых типа терракот: изображающих змей, мелких ящериц, игуан23.

Подгруппа земноводных состоит из двух типов: черепах и лягушек. Оба типа представлены небольшим количеством экземпляров (2,5 % и 1,2 %). Их изображения во многом выполнены схематично, детали не всегда четко прорисованы.

Наиболее подробно представлена подгруппа птиц, включающая в себя типы изображений совы, попугая, орла(?), птицы неопределенного вида с гребешком на голове (рис. 1,6). Чаще встречаются терракоты, выполненные в виде неопределенной птицы (23,0 %). К сожалению, большая часть изображений сильно повреждена, поэтому трудно судить о ее первоначальном облике. Достаточно распространены статуэтки в виде сов (11,5 %), они часто детально проработаны, с максимальным сохранением анатомических особенностей реальных прототипов.

19 Кнорозов 1963, 246.

20 Там же, 251.

21 Хаген 2004, 181.

22 Triadan 2007, 278.

23 Pina 1968, 66.

Иображения рыб представлены только двумя экземплярами, которые составляют единый парный комплекс. К сожалению, определить видовую принадлежность представленных рыб затруднительно. Статуэтки выполнены с высокой степенью реалистичности, проработаны мелкие детали. Основываясь только на изображении, сложно сказать, несли ли данные терракоты какой-либо символический смысл. Отметим, что Дж. Керр анализируя изображения рыб на расписной керамике (К3266 и К5225), интерпретирует изображения парных зубаток как отражение образов близнецов Пополь-Вух Хун-Ахпу и Шбаланке24. Основным критерием становится прорисовка пятен подтреугольной формы на спинках рыб, подобные же пятна проявляются на лице Шбаланке. Также Дж. Керр ассоциирует зубатку со смертью, а изображенные рядом с ними солнца трактует как символ возрождения25. Возможно, представленные терракоты могли отражать некое воплощение пары.

Животная символика майя очень многообразна и разнопланова. Поэтому, как отмечает И. Кэлвин, анализ терракотового материала, выполненного в виде животных, помогает раскрыть суть отношений майя к окружающему миру и миру сверхъестественного, основанных зачастую на взаимодействии животного и человека26.

Животный мир широко представлен в мифологии и религии майя. Ю. В. Кнорозов на основании функций в изображении выделяет несколько категорий жи-вотных27. Некоторые группы справедливы и для предметов мелкой пластики: животные в человеческих позах, животные, фигурирующие в качестве атрибутов персонажей, животные в реальных ситуациях28.

Кролик часто изображается вместе женщиной. В мифологии он наделяется человеческими качествами: хитростью, ловкостью и умом29, в «Пополь-Вух» он является одним из основных представителей групп животных30. Ягуару вообще отведено отдельное место. Его почитали и боялись, убивали и использовали шкуру и зубы в качестве трофеев, пользовались ими, как правило, люди высокого статуса. Также изображения ягуара широко представлены на расписной керамике31. В мифах довольно распространен сюжет о человеке, который превращается в животное — оборотень-нагуаль32, часто этим животным был ягуар. В «Пополь-Вух» рассказывается, что ягуар был в числе животных, созданных богами для своего поклонения33. Также Ю. В. Кнорозов отмечает, что существовал бог ягуар, который был связан с богом дождя и сторон света34.

Олень мог изображаться и как божественное воплощение, и как объект охоты35. В терракоте часто встречается статуэтки, головные уборы у которых выпол-

24 Kerr, http: // www.mayavase.com/fishy.html

25 Там же.

26 Calvin 1997, 868-883.

27 Кнорозов 1963, 245.

28 Там же.

29 Ершова 2002, 114-117.

30 Кинжалова 2000, 79.

31 Kerr 1990, 223.

32 Ершова 2002, 183.

33 Кинжалова 2000, 30-31.

34 Кнорозов 1964, 6.

35 Кнорозов 1963, 245.

нены в виде головы оленя. Подобные головные уборы представлены на изображениях расписной керамики36. Также олень часто сопровождает бога охоты или бога оленей или сам является его воплощением37. Обезьяны в большей степени, чем другие животные, наделены человеческими чертами. В «Пополь-Вух» это одни из потомков несовершенных людей38. В нашей выборке встречаются терракоты, где изображены воины в маске обезьяны.

Сову часто связывают с войной39 и богом-совой40. Лягушка могла воплощать

бога дождя, тем более что наступление дождя лягушки часто предвещают квака-

41

ньем .

Животный мир довольно разнообразен и многогранен, и каждый конкретный случай требует индивидуального рассмотрения.

Условная группа «смешанных» терракот включает в себя изображения антропо-зооморфной группы изделий, изображения человека, наполовину помещенного в цветок, рабочие части музыкальных инструментов, фрагменты статуэток в виде предметов, с которыми было представлено изображение. Данная общая группы представлена 50 экземплярами, большая часть которых принадлежит антропо-зооморфным изображениям (27 экз.). Они представлены статуэтками двух типов: изображениями, совмещающими в себе черты человека и животного, и парными статуэтками в виде человека с животным. Первый тип включает в себя наиболее распространенные изображения человека-обезьяны, человека-ягуара, человека-лисы или человека-собаки, человека-зайца. Второй тип представлен статуэтками, выполненными в виде женщины с зайцем.

Терракот в виде божества в цветке (вероятно, Старого Бога), выявлено 6 экз. (рис. 1,5), рабочие части музыкальных инструментов представлены свистками и фрагментами флейт. Фрагменты статуэток, которые изображают предметы, в основном представлены головными уборами и предметами вооружения (большей частью щитами). Группа монстров представлена изображениями, совмещающими в себе сильно гиперболизированные черты человека и животного.

К сожалению, ввиду малочисленности выборки с уверенностью можно выделить типы антропо-зооморфной группы, а также тип монстров и тип бога в цветке. Остальные экземпляры представлены во фрагментах или сильно повреждены, и отнесение их к тому или иному типу не представляется возможным.

2. Характер изображения позволяет разделить терракотовые статуэтки на две большие группы: группу фотографических изображений и группу гиперболизированных изображений. Большую часть составляют изображения первой группы (532 экз.). Они отличаются высокой степенью достоверности изображенного субъекта, отражают анатомические и морфологические особенности. Вторая группа представлена только 31 экземпляром. У данных терракот части изображения сильно преувеличены или деформированы, лица некоторых представляют собой неестественные «гримасы».

36 Kerr 1990, 204.

37 Кнорозов 1964, 5.

38 Кинжалова 2000, 74.

39 Grube 1994, 10-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Кнорозов 1964, 4.

41 Кнорозов 1975, 232.

Рис. 1. Терракотовые статуэтки майя I тыс. н.э.

1 — Женщина с ребенком. Алтарь де Сакрифисьос; 2 — Правитель на троне. Хайна; 3 — Ткачиха. Хайна; 4 — Пара. Старик с молодой женщиной. Хайна; 5 — Статуэтка-жезл. Бог в цветке. Хайна; 6 — Изображение птицы. Хайна.

3. По плотности наполнения структуры выделяются три группы терракот: сплошные, полые, частично полые. Первая группа наиболее характерна для Пред-классики42, хотя продолжает существовать и позднее. Определить количественное преобладание данных групп в I тыс. н.э. пока затруднительно из-за высокой степени повреждения большей части статуэток нашей выборки. Кроме того, довольно сложно определить наполнение структуры терракот, опираясь только на изображение.

4. По цвету поверхности точно выделяются две группы: однотонные и многоцветные. Цвет формовочной массы определяет три основные группы: статуэтки, изготовленные из серо-черной, красно-оранжевой и желтовато-бежевой глины.

5. Размер статуэтки позволяет объединить их в две большие группы. Первую составляют терракоты, высота которых не достигает 20 см, вторую — высота которых превышает 20 см. В анализе высот в нашей выборке учитывались только целые экземпляры, размер которых точно известны и не вызывают сомнений. Таким образом, наиболее распространены статуэтки с высотой меньше 20 см (73 экз.), высокие терракоты представлены 27 экземплярами. К сожалению, на данном этапе исследования сложно сказать, на что опирались коропласты, изготавливая статуэтку того или иного размера. Возможно, это напрямую зависело от их функционального назначения.

6. По составу формовочной массы условно можно выделить две группы предметов мелкой пластики. Первая характеризует статуэтки, изготовленные с применением большого количества примесей и опреснителей, вторая — те терракоты, в составе формовочной массы которых примесей и опреснителей незначительное количество.

7. По структуре глины статуэтки также объединяются в две группы. К первой относятся терракоты, выполненные из мелкозернистой, однородной глины, ко второй — изготовленные из неоднородного материала.

8. На основе анализа фактуры и текстуры поверхности можно выделить три группы терракот. В первом случае поверхность изделия шероховатая, во втором заглаженная, в третьем лощеная.

9. По количеству изображенных субъектов статуэтки делятся на одиночные, парные и амфисбены. Одиночные изображения наиболее характерны для предметов мелкой пластики майя. В данной выборке они составляют подавляющее большинство (546 экз.).

Под парными статуэтками подразумеваются изображения, которые состоят из двух равноправных субъектов. Внутри данной группы можно выделить два типа изделий. Первый тип характеризует изображения, расположенные горизонтально или по бокам друг от друга (рис. 1,4), второй тип описывает терракоты, где изображения представлены вертикально, одно над другим. Всего двойных статуэток выявлено 11 экз. Комбинации внутри пар могли быть как антропоморфными, так и антропо-зооморфными. В нашей выборке выявлены статуэтки влюбленной пары, женщины и старика, женщины и мужчины, женщины на шее у мужчины и наоборот, женщины и зайца. В публикациях также отмечены пары женщины

42 Яа^ 1965, 563.

и ягуара43. Р. Пинья определяет такие статуэтки четвертым типом, получившим широкое распространение в 300-650 гг. н.э.44.

Амфисбенами в средневековых бестиариях называли двухголовых существ, у которых головы находятся с противоположных сторон45. С зоологической точки зрения, амфисбены противоречат самой сути многоклеточных животных, т. к. все они гетерополярны и имеют главную морфологическую ось46. Но также в зоологической таксономии называют семейство кольчатых ящериц-двуходок (ЛшрЫ8-bacnidae) и род собственно двуходок (ЛшрЫ8Ьаепа). Они могут ползти и головой и хвостом вперед47.

В предметах мелкой пластики они в основном представлены изображениями животных, хотя встречаются и антропоморфные фигуры48.

В нашем случае статуэтки амфисбены представлены терракотами с двумя головами, которые расположены не на противоположных сторонах туловища, а рядом друг с другом. Такие терракоты большей частью выполнены в виде птиц с одним туловищем и двумя головами. В представленной выборке выявлено подобных 11 экз., практически все они изготовлены в виде свистулек.

10. По конструкции формы изделия (способ крепления частей) можно выделить две группы статуэток: конфигуративные и расчлененные. Первая группа представлена двумя типами терракот. Для первого типа характерно изготовление терракот из цельного куска формовочной массы с сохранением изначального контура монолита. Данные характеристики не зависели от способа производства статуэтки. Статуэтки второго типа могли быть изготовлены из разных частей с последующей их плотной стыковкой и заглаживанием мест слепки. Внутри данного типа выделяется подтип терракот-жезлов (рис. 1. 5). Изделие выполнено в виде тонкого цилиндрического жезла основания, верхняя часть которого отражает сюжет. В виде жезлов в данной выборке представлены изображения бога в цветке и беременной женщины. В первом случае жезл является стволом цветка, во втором — удлиненными ногами женщины. В нашей выборке эти статуэтки малочисленны и представлены только 10 экземплярами.

Вторая группа терракот представлена экземплярами, которые выполнены из отдельных частей, подвижно скрепленными друг с другом с помощью жгутов. Данная группа состоит из одного типа статуэток — марионеток. Такой тип статуэток (пятый), по мнению Р. Пинья, на о-ве Хайна появляется к 650 году49. Анатомически данные статуэтки выполнены достаточно схематично. Для них характерно высокое внимание к вариативности деталей декора, которые очень четко и точно прорисованы. В нашей выборке они представлены 9 экз.

Наиболее распространены терракоты второго типа первой группы (409 экз.), первый тип первой группы представлен 122 экземплярами.

43 Pina 1968, 66.

44 Ibid., 66.

45 Балабина 1998, 174.

46 Иванов-Казас 2004, 31.

47 Брэм 1931, 531.

48 Балабина 1998, 174.

49 Pina 1968, 66.

11. Характер метода изготовления разделить статуэтки на изготовленные вручную, выполненные с помощью формы и терракоты, созданные на основе комбинации двух вышеупомянутых техник.

12. На основе функционального назначения статуэтки условно можно разделить на три большие группы. Первая группа выполняет религиозно-культовую функцию, вторая утилитарно-практическую. Статуэтки, относящиеся к третьей группе, могут совмещать в себе две представленные выше функции.

Вопрос функционального назначения статуэток являлся и является при анализе терракот одним из основополагающих. С момента выделения в ряду археологических находок новых категорий предметов ставится вопрос об их назначении. Поэтому даже незначительные упоминания о терракотах так или иначе содержат такую информацию.

Уже во второй половине XX века исследователи выделяют несколько направлений функционального назначения статуэток. К предметам религиозно-культового назначения статуэтки относят Р. Пинья50, Г. Уилли51, Р. Рэндс и Б. Рэндс52. Сам факт обнаружения статуэток в погребениях и использование их как предмет погребального инвентаря напрямую свидетельствует об их религиозно-культовой направленности. В. И. Гуляев отмечает, что таким образом статуэтки могли свидетельствовать о практике у майя культа предков53.

К ритуальным предметам терракоты Месоамерики (включая майяские) относят Э. Брамфил54, Дж. Хэндон55, Дж. Маркус56. Дж. Маркус также отмечает, что статуэтки могли применятся женщинами во время отправления обрядов57. Также они могли использоваться дома как образы божеств покровителей. Об использовании статуэток в качестве предметов культа упоминает в своей работе М. Батлер58. Такая традиция, по-видимому, продолжает существовать довольно длительное время. Об идолах из камня, глины и дерева, которым поклонялись майя, неоднократно упоминает Диего де Ланда59. Также он отмечает, что таких идолов клали вместе с покойником как подношение60. Таким образом, статуэтки использовались во время обряда погребения, являлись элементом погребального инвентаря и использовались в качестве домашних «идолов».

Утилитарно-практическую функцию выполняли статуэтки, изготовленные в виде музыкальных инструментов. Они широко представлены по всему региону майя. Практически повсеместно распространены свистульки, свистки, флейты. Достаточно редко встречаются сурдинки61, элементы трещоток, погремушки, керамические барабаны62. Свидетельством того, что такие музыкальные инстру-

50 Pina 1968, 66.

51 Willey 1972.

52 Rands 1965.

53 Гуляев 1984, 153.

54 Brumfiel 1996, 143-166.

55 Hendon 1991, 893-918.

56 Marcus 1996, 285-291.

57 Ibid., 287.

58 Butler 1935, 640.

59 Ланда 2000, 307.

60 Там же, 307.

61 Triadan 2007, 274.

62 Healy 1988, 24-31.

менты использовались довольно активно, является их высокая степень повреждений и поломки63.

Музыкальные инструменты майя довольно широко представлены не только археологическим материалом. Выделено некоторое количество расписной керамики с изображениями музыкантов64. Детально они проработаны на фресках Бонампака65. Нередко сами терракоты, выполненные в виде музыкантов, представляют разные категории музыкальных инструментов: ударных, духовых и шумовых. Отметим, что профессиональные музыканты представлены только изображениями мужчин.

В данной выборке наиболее распространены терракоты, выполненные в виде свистулек (128 экз.), также зафиксировано 87 экз., которые предположительно также можно отнести к данной группе терракот (затрудняет идентификацию сильное повреждение экземпляров или их фрагментирование). Статуэток в виде флейт выявлено 8 экз., они также сильно повреждены, погремушек — 6 экз.

Терракотовые статуэтки также могли использоваться как элементы украшений — подвески66 или кулоны67. В нашей выборке они представлены одним экземпляром, выполненным в виде головы человека с круглыми сквозными отверстиями в области височных долей. Отметим, что косвенно свидетельством ношения подобных кулонов служат изображения нагрудных украшений на самих терракотах. Встречаются статуэтки, изготовленные в виде мужчины знатного происхождения, на шее которого с помощью жгута крепится массивная подвеска-личина.

Предположение об использование терракот в качестве детских игрушек выдвигалось еще Г. Уилли68, Р. Рэндс и Б. Рэндс69. На сегодняшний день этот вопрос рассматривается Л. Раскейнски70 и Д. Триадан71. Она отмечает, что в Позднюю Классику статуэтки кладутся только в женские и детские погребения (кроме территории о-ва Хайна) и, как отмечалось выше, во время раскопок находятся вблизи мест проживания женщин и детей72. Это косвенно может указывать на то, что дети могли использовать их в качестве игрушек. В нашей выборке подобных терракот выявлено 5 экз. Большая часть относится к типу марионеток, имеющих подвижные части, манипуляция с которыми могла оказывать существенное влияние на развитие у детей младшего возраста мелкой моторики. Пока данное предположение нуждается в большем количестве подтверждающих фактов и является довольно перспективным направлением исследования функционального назначения статуэток.

Многие статуэтки могли совмещать в себе разные функции. Так, большая часть терракот, обнаруженных в погребениях являлась свистульками, т. е. одновременно использовалась как музыкальный инструмент в процессе погребальной

63 Triadan 2007, 284.

64 Kerr 1992, 437.

65 Shale 2006, 158.

66 Bryant 1988, 65.

67 Triadan 2007, 274.

68 Willey 1972, 8.

69 Rands and Rands 1965.

70 Ruscheinsky 2003.

71 Triadan 2007, 286.

72 Ibid., 285.

церемонии73 и как элемент погребального инвентаря. Таким образом, она выполняла и утилитарно-практическую и религиозно-культовую функции. Подобных статуэток в нашей выборке около 200 экз., все они относятся к терракотам с о-ва Хайна, т.к. именно там большая часть статуэток выявлена в погребениях. Г. Рей-чел-Долматофф вообще предполагает, что c момента изготовления до окончательной утилизации статуэтки могли менять свое назначение74. Отметим также, что в процессе производства статуэтки изготовитель мог не достигнуть желаемого результата, такие бракованные терракоты впоследствии могли переделываться.

Таким образом, терракотовые статуэтки выполняли довольно разноплановые функции и являлись не только предметом почитания, но и активно использовались в повседневной жизни.

Предложенная выше группировка и типологизация терракотовых статуэток майя Классического периода многопланово характеризует предметы мелкой пластики. Также она является открытой, что по мере накопления терракотового материала позволит ее расширить, не нарушая при этом ее основ.

ЛИТЕРАТУРА

Балабина В. И. 1998: Фигурки животных в пластике Кукутени-Триполья. М.

Беляев Д. Д. 2001: Формирование и развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тыс. н.э.): дисс. ... канд. ист. наук. М.

Брэм А. 1931: Жизнь животных. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Т. 1. М.; Л.

Гуляев В. И. 1979: Города — государства майя. М.

Гуляев В. И. 1984: Забытые города майя. М.

Двуреченская Н. Д. 2009: Терракотовая пластика Средней Азии IV в. до н.э. — IV в. н.э. (археологический аспект): дисс. ... канд. ист. наук. М.

Ершова Г. Г. (ред.) 2002: Легенды, мифы и сказки индейцев майя. М.

Иванов-Казас О. М. 2004: Мифологическая зоология. СПб.

Кинжалова Р. В. (пер.) 2000: Пополь-Вух (Книга народа) // Священные письмена майя. СПб., 23-179.

Клейн Л. С. 1991: Археологическая типология. Л.

Кнорозов Ю. В. 1963: Письменность индейцев майя. М.;Л.

Кнорозов Ю. В. 1964: Пантеон древних майя. VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М.

Кнорозов Ю. В. 1975: Иероглифические рукописи майя. М.

Ланда Д. де. 2000: Сообщение о делах в Юкатане // Священные письмена майя / Р. В. Кнорозов (пер.). СПб., 245-350.

Нерсесов Я. Н. 2004: Мифы Центральной и Южной Америки. М.

Хаген В. фон. 2004: Ацтеки, майя, инки. М.

Bryant D. D. 1988: Excavations at House 1, Yerba Buena, Chiapas Central Highland. Mexico // Papers of the New World Archaeological Foundation. 54.

Brumfiel E.M. 1996: Figurines and Aztec State: testing the effectiveness of ideological domination // Gender and Archaeology / Rita P. (ed.). Philadelphia, 143-166.

Butler M.A. 1935: Study of Maya Mouldmade Figurines // American Anthropologist, New Series. Vol. 37. 4. Part 1, 636-672.

Calvin I. 1997: Were the Wayob live: A further examination of Classic Maya supernaturals // The Maya vase book. 5, 868-883.

73 Pina 1968, 6З; Гуляев 1984, 1З3.

74 Reichel-Dolmatoff 1961, 229-241.

Coe W. R. 1965: A summery of excavation and research at Tikal, Guatemala, 1961-1965 // Aan, 27 (4).

Grube N., Schele L. 1994: Kuy the owl of omen and war // Mexicon. 16(1), 10-17.

Healy P. F. 1988: Music of the Maya // Archaeology. 41(1), 24-31.

Hendon J. A. 1991: Status and power in Classic Maya society: an archaeological case study // American Anthropologist. 93, 894-918.

Hernandez-Espinoza O. P. 2009: Children from an ancient village at Xochimilco, Mexico: A gender approach // Пятая международная конференция Иерархия и власть в истории цивилизаций (Москва, 23-26 июня 2009 г.), 249-250.

Joyce R. A. 1992: Images of Gender and Labor Organization in Classic Maya Society. In Exploring Gender Through Archaeology // Selected Papers from the 1991 Boone Conference / Cheryl Claassen (ed.). Madison, Wisconsin, 63-70.

Kerr B., Kerr J. (eds.) 1990: The Maya vase book. Vol. 2. New York.

Kerr B., Kerr J. (eds.) 1992: The Maya vase book. Vol. 3. New York.

Kerr B., Kerr J. (eds.) 1997: The Maya vase book. Vol. 5. New York.

Kerr J. A fishy story. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.mayavase. com/fishy.html

Marcus J. 1996: The importance of context in interpreting figurines // Cambridge Anthropological Journal. 6, 285-291.

Morley S. G. 1947: The Ancient Maya. Stanford.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pina R. C. 1968: Jaina. La casa en el agua. Mexico.

Rands R., Rands B. C. 1965: Pottery figurines of Maya Lowlands. Archaeology of Southern Mesoamerica. University of Texas.

Reichel-Dolmatoff G. 1961: Anthropomorphic figurines from Colombia, their magic and art // Еssays in Pre-Columbian Art and Archaeology / K. Samual Lothrop (ed.). Cambridge, 229-241.

Ruscheinky L. M. 2003: The social reproduction of gender identity through the production and reception of Lowland Maya figurines. Unpublished Ph.D. dissertation, Department of Art History, Visual Art and Theory. University of British Columbia.

Shale L., Miller M. E. 2006: The blood of kings. Dynasty and Ritual in Maya Art.

Triadan D. 2007: Warriors, nobles, commoners and beasts: figurines from elite buildings at Aguateca, Guatemala // Latin American Antiquity. 18 (3), 269-293.

Willey G. R. 1972: The artifacts of Altar de Sacrificios. Papers of the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology. 64 (1). Cambridge.

TYPOLOGICAL CLASSIFICATION OF MAYA TERRACOTTA STATUETTES OF THE FIRST MILLENNIUM AD.

I. Yu. Demicheva

Typological classification of terracotta material of Maya of the first millennium AD has not been given due attention so far. That is why the article puts forward an attempt to determine principal working notions of statuette structuring, namely, category, kind, group, and type. Random sample study of 563 units made it possible to single out 12 basic principles of terracotta grouping that together with typological classification give a many-sided characterization of small plastic arts items. The grouping is open, which makes it possible to extend it as terracotta material accumulates, leaving basic principles intact.

Key words: Maya, terracotta statuettes, groups, types, function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.