Томилина Е.Е.1, Опокин А.Б.2, Г олик А.А.3 ©
1Заместитель заведующего кафедрой по научной работе, кандидат юридических наук, доцент кафедры Теории и истории государства и права; Заместитель заведующего кафедрой Уголовного права и процесса по учебной работе; бакалавр Института государственного
управления и права,
Г осударственный университет управления (ГУУ)
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к типологии государства. Проводится сравнительный анализ и выделяются основные, сущностные признаки цивилизационного и формационного подходов.
Ключевые слова: государство, сущность государства, типы государства, признаки
государства, цивилизация, виды цивилизаций, культура, общественно-экономическая
формация, экономический базис, способ производства.
Keywords: state the nature of the state, the types of state signs of the state, civilization, types of civilizations, culture, socio-economic system, the economic basis, the method of production.
Г осударство - явление исключительно многогранное и разностороннее, обладающее различными чертами и признаками. Именно поэтому в юридической науке существуют различные системы его классификации.
Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существуют два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.
В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
Один из ярких представителей цивилизационного подхода является английский историк А. Тойнби (XX в.).
В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся единством религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых и локальных цивилизаций. Интенсивное развитие и изменение (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходит не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы полюсами, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой большинство.
Рассматривая цивилизационный подход, следует отметить два важных момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство - принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно - типов государства. Также при цивилизационном подходе недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны. Более того, выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве
© Томилина Е.Е., Опокин А.Б., Голик А.А., 2015 г.
признаков цивилизаций, представители данного подхода, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Г осударство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
Более надежной представляется типология, опирающаяся на характер властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая дает последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества.
Формационный подход был разработан и изучен в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-
экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения.
Выделение общественно-экономической формации при этом базируется на способе производства материальных благ и его основе - форме собственности на средства производства. Вместе с тем общество рассматривается как единство и не отрицается воздействие политики, права, культуры и других его элементов на экономику, так и друг на друга.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
• Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.
• Феодальное государство - экономическую основу составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на землю феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство. Социальное неравенство закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали.
• Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.
• Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом строй государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительного труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества.
Учитывая тот факт, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга, выступают более надежными приемами понимания и изучения различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовнокультурных факторов. Следовательно, данные подходы могут применяться как отдельно друг от друга, так и в комплексе.
Литература
1. Васильев В.В. Право / Васильев В.В. и др. - М.: Издательство «Юрайт», 2015. 632 с.
2. Гранат И.Л. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. С. 285-291.
3. Киселев С.Г. Государство и право: теория, история, практика: коллективная монография / Киселев С.Г. и др. / Под ред. С.Г. Киселева. - М.:МАКС Пресс, 2014. -128 с.
4. Киселев С.Г. Право и закон: история, теория, практика: коллективная монография / Киселев С.Г. и др. / Под ред. С.Г. Киселева. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 332 с.
5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
6. Цивилизационный подход к типологии государства [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ййр://)игкот74.т/та1е1та1у-<Ша-исЬеЬу/1;стП2а1сюппу1-ройкйой-к-йро^п^о8ийаг81;у (дата обращения - 07.08.2015).
7. Формационный подход к типологии государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: й1с.асабет1с.ги/й1с.п81Мс_есопот1с_1а'^ (дата обращения - 07.08.2015).