Научная статья на тему 'Типология дебиторской задолженности в системе контроллинга'

Типология дебиторской задолженности в системе контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ / КОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нургалиева З. Р.

В статье представлены дополнительные классификационные признаки дебиторской задолженности, позволяющие улучшить информационную основу анализа, а также возможности контроля и принятия обоснованных управленческих решений по управлению дебиторской задолженностью в системе контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология дебиторской задолженности в системе контроллинга»

проектно-ориентированного развития бизнес-процессов можно определить как совокупность проектов, переводящих группы бизнес-процессов и предприятие в целом от определенного уровня развития к более значительному уровню.

Управление системой совокупности бизнес-процессов компании характеризуется построением на методической базе активно сформировавшейся на данный момент времени методики управления портфелями стратегического развития организации. С целью регулирования и согласованности деятельности по стратегическому управлению совокупностью бизнес-процессов компании представляется оптимальным применять достаточно популярную систему сбалансированных показателей, которая разработана Р.Капланом и Д.Нортоном.

Таким образом, формируется система собственно проектно-ориентированного (а не только проектного, а и программного, и портфельного, однако при этом основывающегося на целостной методологии) управления бизнес-процессами.

Список использованной литературы:

1. Антюхина, А. П. Система бизнес-процессов управления холдингом / А.П. Антхина А.П. // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 600-603.

2. Галимджанов Р.Ш. Процессный подход в управлении предприятием / Р.Ш. Галимджанов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. - № 5-1. - С. 139- 141.

3. Корнеева Т.А. Проблемные аспекты внедрения процессного подхода в управление промышленными предприятиями / Т.А. Корнеева, А.С. Степанов // Вестник СГЭУ. - 2014. - №3 (113). - С. 30-35.

© Митюрина Д.О., 2018

УДК33

З.Р.Нургалиева

магистр КФУ (ИУЭиФ), E-mail:zarina.nurgalieva.10994@mail,ru

г. Казань, РФ

ТИПОЛОГИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА

Аннотация

В статье представлены дополнительные классификационные признаки дебиторской задолженности, позволяющие улучшить информационную основу анализа, а также возможности контроля и принятия обоснованных управленческих решений по управлению дебиторской задолженностью в системе контроллинга.

Ключевые слова:

дебиторская задолженность, классификационные признаки, контроллинг.

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.

На основе результатов проведенного исследования в таблице 1 представлена классификация дебиторской задолженности по различным основаниям.

~ 125 ~

Таблица 1

Классификация дебиторской задолженности [2]

Классификационный признак Вид дебиторской задолженности Источник информации о дебиторской задолженности

Продолжительность Долгосрочная - срок погашения превышает 12 месяцев от отчетной даты Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Краткосрочная - срок погашения менее 12 месяцев от отчетной даты

Своевременность погашения обязательств Срочная (непросроченная) Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Система бухгалтерского учета предприятия - бухгалтерские справки

Просроченная (истребованная и неистребованная)

Отсроченная Система бухгалтерского учета предприятия - бухгалтерские справки

По составу дебиторов Задолженность покупателей и заказчиков Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Регистры бухгалтерского учета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и др.

Векселя к получению

Задолженность дочерних и зависимых обществ

Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал

Авансы выданные

Задолженность прочих дебиторов

Степень обеспеченности Обеспеченная (в том числе залогом, поручительством, банковской гарантией и др.) Система бухгалтерского учета предприятия - договоры, бухгалтерские справки.

Необеспеченная

Возможность взыскания Надежная Информация бухгалтерии и юридической службы - письма, претензии, иски и пр.

Сомнительная

Безнадежная

Целесообразность образования Оправданная Аналитические расчеты соответствия объема необходимого финансирования и размера дебиторской задолженности

Неоправданная

Степень плановости Планируемая (предусмотренная) Бюджеты, финансовые планы

Не планируемая (возникшая в результате различных непредвиденных ситуаций)

Возможность контроля Контролируемая

Неконтролируемая

Степень ликвидности Высоко ликвидная финансовых служб предприятия

Средняя степень ликвидности

Неликвидная

Представленная в таблице классификация является типовой и отражает требования бухгалтерского законодательства, а также сложившуюся практику анализа дебиторской задолженности.

В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.

Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее, можно ориентироваться на несколько важных факторов.

Контроллинг - это одна из управленческих функций в границах предприятия или организации. Она в себя включает сбор информации, ее оценку и обработку. Целью контроллинга является увеличение эффективности работы предприятия, в той мере, в какой это связано с качеством обработки и сбора информации. Это направление в настоящее время является одним из самых новых в области развития предприятий, и его появление связывается с увеличением при осуществлении хозяйственной деятельности роли грамотного менеджмента. В условиях экономической нестабильности и большой конкуренции лишь

отслеживание всех сторон деятельности предприятия и реагирование своевременно на изменения может снабдить его устойчивое положение на рынке.

Контроллинг — это комплексная система поддерживания управления организацией, которая направлена на координацию взаимодействия контроля их эффективности и систем менеджмента. Контроллинг может снабдить информационно-аналитическую поддержку процессов принятия при управлении организацией (органом государственной власти, корпорацией, предприятием) решений и может быть частью, которая прописывает принятие в рамках определённых систем определённых решений менеджмента.

Современный контроллинг в себя включает обширную систему информационного снабжения предприятия, управление рисками, систему менеджмента качества, систему оповещения при помощи управления системой главных показателей, управление системой реализации оперативного, стратегического, тактического планирования.

Целевая задача контроллинга — это построение эффективной системы реализации, принятия, анализа и контроля управленческих решений на предприятии.

Главные задачи, которые необходимо решить [3]:

1. Автоматизация систем управления компанией и учёта.

2. Организация эффективной системы учёта результатов и операций.

3. Оптимизация управления структурой организации.

4. Обеспечение мотивации персонала в увеличении эффективности деятельности компании.

5. Внедрение систем анализа, планирования, контроля деятельности.

При построении систем контроллинга всегда необходимо сопоставлять эффект от неё (как в долгосрочном, так и в краткосрочном ракурсе) с усложнением системы управления предприятием (увеличением трудоёмкости процессов).

В систему контроллинга включены такие аспекты:

- принятие управленческих решений по минимизации отклонений на этом основании;

- отражение этих целей в системе сбалансированных и эффективных показателей (KPI);

- определение целей деятельности;

- выявление и анализ причин отклонений фактических значений показателей от плановых;

- измерение (регулярный контроль) фактических значений показателей [1].

Целью контроллинга в управлении дебиторской задолженностью является выявление путей оптимизации величины дебиторской и кредиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или не погашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Алгоритм принятия управленческого решения касательно исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) в условиях дефицита денежных ресурсов следующий:

1) определяются денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации;

2) определяется объем обязательств, необходимых к исполнению, производится их классификация;

3) определяется объем просроченных обязательств путем вычитания из денежных ресурсов в наличии обязательств к исполнению;

4) на основе разделения обязательств по субъектам из всех обязательств выбираются обязательства перед ключевыми поставщиками и подрядчиками, проводятся переговоры по отсрочке платежа либо замене денежного обязательства другим обязательством;

5) на основе разделения обязательств по срокам погашения выбираются обязательства, срок исполнения которых уже наступил, и определяется период, насколько просрочены обязательства. В первоочередном порядке исполняются обязательства, которые просрочены более чем на три месяца;

6) На основе разделения обязательств по уровню расходов в первоочередном порядке отбираются обязательства для исполнения, штрафы и пени по которым на 1 руб. основного долга больше, чем у других обязательств [4].

Список использованной литературы:

1.Контроллинг под ред Карминского А.М, Фалько С.Г Учебник 2016 -336 с.

2.Контроллинг для руководителей и специалистов. Фалько С.Г. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 187 с.

3. Аудит и финансовый анализ, № 5 / 2017, Герасимова Л.Н., Нечаев В.И., Совершенствование методов анализа дебиторской задолженности и денежных средств с целью снижения финансовых рисков предприятия.

4.Современный бухучет, № 9 / 2104, А.М.Петров, контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности

5. www.fd.ru - «Финансовый директор», электронный журнал

© Нургалиева З.Р., 2018

УДК 336.7

К. С. Пасканова

студентка 4 курса, факультет управления и бизнес - технологий Калужского филиала Финуниверситета ,

г. Калуга, РФ E-mail:paskanovak@mail. ги

ОПЦИОНЫ - КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ХЕДЖИРОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ РИСКОВ

Аннотация

Любые операции на бирже и внебиржевых рынках всегда подразумевают определенную степень риска, которая может быть различной. Статья посвящена методу хеджирования валютного риска при помощи такого перспективного инструмента, как опционы.

Ключевые слова:

Хеджирование, опционная цена, риск, биржа, акция, опцион, рынок.

Оценивание опционов - один из наиболее трудоемких разделов теории финансов. Большинство моделей опционного ценообразования базируются на основе непростых для понимания вероятностных конструкций, для анализа которых требуется серьезная математическая подготовка. Благодаря нововведениям в этой области, участникам рыночных отношений, специализирующихся на опционах, нет необходимости изучать математическую базу. Все внимание покупателей и продавцов опционов направлено на разработку стратегий, которые выстроены на отклонениях реальных рыночных цен от «справедливой» внутренней цены опциона.

Трейдер или инвестор ставит перед собой задачу не только сохранить, но и приумножить свой капитал. Это вполне обоснованно. В противном случае просто бессмысленно и не целесообразно работать на бирже. Но существует возможность избежать многих рисков благодаря одной известной и очень эффективной методики - хеджирования[3, с.69]. Важно правильно научиться использовать данный инструмент, чтобы зарабатывать без существенного риска для своего депозита. В большинстве случаев страхованием рисков занимаются предприниматели. Их деятельность включает в себя: работу с производителями, поставку и заказ товара. Производители, в свою очередь, страхуются от снижения цены, предприниматели - от ее роста. Иначе говоря, хеджирование - спасительный инструмент для частных инвесторов, крупных и мелких страховых, инвестиционных и пенсионных фондов[1, с.35].

Конкретно хеджирование опционами необходимо для защиты открытых позиций по фьючерсам и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.