Научная статья на тему 'Типология адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела'

Типология адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА / ШКОЛЬНИКИ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Илья Андреевич

Формирование ожирения в школьном возрасте служит метаболическим фундаментом большинства неинфекционных заболеваний, что является в настоящее время актуальной проблемой, как и способность современного учащегося с избыточной массой тела приспосабливаться к различным условиям жизнедеятельности. Однако до настоящего времени не определена типология адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела. Показано, что типология адаптивного ответа учащихся, имеющих избыточную массу тела, характеризовалась избыточной симпатикотонией, недостаточностью централизации управления физиологическими функциями, снижением функциональных возможностей центральной нервной системы, а также тенденцией к увеличению числа учащихся с неудовлетворительным уровнем биологической адаптации и со сниженной работоспособностью, что требует разработки и внедрения профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию вегетативной регуляции и повышения резервных возможностей организма для реализации адекватного адаптивного ответа при действии факторов окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF ADAPTIVE RESPONSE IN STUDENTS WITH EXCESSIVE BODY MASS

The formation of obesity at school age serves as the metabolic foundation of most non-communicable diseases, which is currently an urgent problem, as is the ability of a modern student with overweight to adapt to different conditions of life. However, the typology of an adaptive response in overweight students has not yet been determined. It was shown that the typology of an adaptive response of students who are overweight was characterized by excessive sympathicotonia, insufficient centralization of the control of physiological functions, reduced functional capabilities of the central nervous system, as well as a tendency to increase the number of students with an unsatisfactory level of biological adaptation and reduced performance, which requires development and introducing preventive measures aimed at stabilizing the vegetative regulation and increased I reserve the body's capacity to implement adequate adaptive response under the influence of environmental factors.

Текст научной работы на тему «Типология адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела»

в биосфере: эколого-геохимические аспекты». -2015. - С. 215-219.

8. Мур, Д. Тяжелые металлы в природных водах. Контроль и оценка влияния/Д. Мур, С. Рамамурти. -М.: Мир, 1987. - 250 с.

9. Новиков, Ю. В. Методы исследования качества воды водоемов / Ю. В. Новиков, К. О. Ласточкина, З. Н. Болдина. - М.: Медицина, 1990. - 400 с.

10. Пешков, А. М. Обоснование требований к качеству руд и техногенного сырья при комплексном освоении медно-колчеданных месторождений Урала : дис. ... канд. м. наук/ А. М. Пешков. - М., 2014. - 160 с.

11. Теплая, Г. А. Тяжелые металлы как фактор загрязнения окружающей среды /Г. А. Теплая// Астраханский вестник экологического образования. - 2013. -№ 1 (23). - С. 182-192.

12. Титова, М. В. Минерало-геохимические особенности распределения мышьяка в колчеданных рудах Урала / М. В. Титова, В. П. Молошаг // Ежегодник-2011 ; Труды ИГГ УрО РАН. - Вып. 159. - 2012. - С. 202-206.

13. Шкорбатов, Г. Л. Методы изучения двустворчатых моллюсков / Г. Л. Шкорбатов, Я. И. Старобогатов. -Л.: Зоологический институт АН СССР, 1990. - 205 с.

14. Diaz, R. J. Spreading dead zones and consequences for marine ecosystems// Science. -2008. - V 321. - P. 926-929.

15. Geffard, A. Bioaccumulation of metals in sediment elutriates and their effects on growth, condition index, and metallothionein contents in oyster larvae / A. Geffard [et. al.] // Arch Environ Contam Toxicol. - 2007. - Vol. -53. - P. 57-65.

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 613.25:613.955

Е. В. БУЛЫЧЕВА, И. А. СЕТКО

ТИПОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ОТВЕТА У УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. P. SETKO, I. A. SETKO

TYPOLOGY OF ADAPTIVE RESPONSE IN STUDENTS WITH EXCESSIVE BODY MASS

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

Формирование ожирения в школьном возрасте служит метаболическим фундаментом большинства неинфекционных заболеваний, что является в настоящее время актуальной проблемой, как и способность современного учащегося с избыточной массой тела приспосабливаться к различным условиям жизнедеятельности. Однако

Булычева Екатерина Владимировна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 500-606 (доб. 642); e-mail: e-sosnina@mail.ru

Сетко Илья Андреевич - студент 3-го курса лечебного факультета; тел. 8 (3532) 500-606 (доб. 402); e-mail: a_isetko@mail.ru

до настоящего времени не определена типология адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела. Показано, что типология адаптивного ответа учащихся, имеющих избыточную массу тела, характеризовалась избыточной симпати-котонией, недостаточностью централизации управления физиологическими функциями, снижением функциональных возможностей центральной нервной системы, а также тенденцией к увеличению числа учащихся с неудовлетворительным уровнем биологической адаптации и со сниженной работоспособностью, что требует разработки и внедрения профилактических мероприятий,

направленных на стабилизацию вегетативной регуляции и повышения резервных возможностей организма для реализации адекватного адаптивного ответа при действии факторов окружающей среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА, ШКОЛЬНИКИ, АДАПТАЦИЯ.

SUMMARY

The formation of obesity at school age serves as the metabolic foundation of most non-communicable diseases, which is currently an urgent problem, as is the ability of a modern student with overweight to adapt to different conditions of life. However, the typology of an adaptive response in overweight students has not yet been determined. It was shown that the typology of an adaptive response of students who are overweight was characterized by excessive sympathicotonia, insufficient centralization of the control of physiological functions, reduced functional capabilities of the central nervous system, as well as a tendency to increase the number of students with an unsatisfactory level of biological adaptation and reduced performance, which requires development and introducing preventive measures aimed at stabilizing the vegetative regulation and increased I reserve the body's capacity to implement adequate adaptive response under the influence of environmental factors.

KEY WORDS: EXCESS BODY MASS, SCHOOLBOYS, ADAPTATION.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование ожирения в детском возрасте служит метаболическим фундаментом большинства неинфекционных заболеваний, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, неалкогольная жировая болезнь печени, гастро-эзофагеальная рефлюксная болезнь, синдром поликистозных яичников, обструктивное апноэ и гипопноэ [2]. В последнее время особую роль в развитии ожирения придают изменению вегетативного баланса, который обеспечивает гармоничность внутри- и межсистемных взаимодействий при адаптации к факторам окружающей среды [6, 7, 8, 9, 10]. Однако до настоящего времени не определена типология адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела.

ЦЕЛЬ - определить особенности типологии адаптивного ответа у учащихся с избыточной массой тела.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дизайн исследования включал формирование двух групп детей и подростков школьного возраста (7-16 лет). 1-ю группу составили школьники, имеющие оптимальный пищевой статус; 2-ю группу - школьники с избыточным пищевым статусом. Пищевой статус школьников определен путем расчета индекса массы тела и его оценки согласно номограммам ВОЗ (2007). Исследование проведено в соответствии с принципами Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации (Хельсинки, 1964).

У школьников двух групп оценка вегетативного статуса проведена путем регистрации на аппаратно-программном комплексе ОЛо-ехреЛ [3] статистических показателей вариабельности сердечного ритма - М, Мо, ДХ, АМо, БО^, ЬБ, ИБ, ЬБ/ ИБ; в течение 10 минут в состоянии покоя и после проведения ортостатической пробы с последующим автоматическим определением исходного вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения, вегетативного показателя ритма (ВПР), индекса вегетативного равновесия (ИВР), показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР), индекса напряжения регуляторных систем и определением на их основании уровня биологической адаптации. В связи с тем что в управлении вегетативного баланса существенную роль играет центральная нервная система, проведена оценка уровня ее функционирования с помощью метода вариационной хронорефлексометрии путем регистрации простой зрительно-моторной реакции с последующим статистическим анализом вариабельности этого показателя и автоматическим расчетом функционального уровня нервной системы; устойчивости нервной реакции, уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы и интегрального показателя функционального состояния организма - уровня работоспособности [4].

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью стандартных методов медицинской статистики с использованием

Таблица 1 - Показатели вегетативного статуса у школьников исследуемых групп

ПОКАЗАТЕЛИ, ЕД. ГРУППЫ ШКОЛЬНИКОВ

1-я группа 2-я группа

Индекс вегетативного равновесия (ИВР) 124,8 ± 3,61 156,7 ± 1,83*

Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) 90,5 ± 12,5 118,7 ± 10,2

Вегетативный показатель ритма (ВПР) 4,7 ± 0,16 5,6 ± 0,11*

Показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) 56,1 ± 1,8 64,1 ± 2,6*

- р < 0,05 при сравнении данных школьников 1-й и 2-й групп

Рисунок 1 - Распределение учащихся исследуемых групп в зависимости от уровня работоспособности (%)

*

компьютерных программ Microsoft Office Excel-2007 и универсального статистического пакета «Slatistica» (версия 6.0) в среде Windows XP.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что у школьников, имеющих избыточную массу тела, по сравнению со школьниками с оптимальной массой тела, регистрировалось усиление симпатического тонуса вегетативной нервной системы. Это подтверждается данными тенденции уменьшения медианы с 0,71 ± 0,0 с у школьников 1-й группы до 0,67 ± 0,02 с у школьников 2-й

группы (р> 0,05); уменьшением ЬБ с 3266,4 ± 102,3 мс2 у школьников 1-й группы до 2133,7 ± 93,7 мс2 у школьников 2-й группы (р < 0,05); а также увеличением АМо с 38,7 ± 1,2% у школьников 1-й группы до 42,3 ± 1,5% у школьников 2-й группы (р > 0,05). При этом у школьников 2-й группы, имеющих избыточный пищевой статус по сравнению со школьниками с оптимальным пищевым статусом, установлена тенденция уменьшения тонуса парасимпатической нервной системы, о чем свидетельствовало снижение ДХ с 0,31 ± 0,01 с до 0,27 ± 0,02 с (р > 0,05) и НБ с 2044,6 ± 55,3 мс2 до 1718,9 ± 48,6 мс2 (р < 0,05).

учащиеся 1-й группы

учащиеся 2-й группы

6,3%ч

□ удовлетворительная адаптация

□ напряжение механизмов адаптации

□ неудовлетворительная адаптация

□ срыв адаптации

Рисунок 2 - Распределение учащихся исследуемых групп в зависимости от уровня биологической адаптации (%)

В подтверждение усиления симпатического тонуса вегетативной нервной системы у школьников с избыточной массой тела по сравнению с данными школьников с нормальной массой тела свидетельствовали данные увеличения в 1,4 раза индекса вегетативного равновесия и в 1,2 раза индекса напряжения регуляторных систем (табл. 1).

У школьников с избыточной массой тела по сравнению с данными школьников с нормальной массой тела определено усиление автономного контура регуляции сердечным ритмом, что подтверждалось данными достоверного увеличения вегетативного показателя ритма с 4,7 ± 0,16 ед. до 5,6 ± 0,11 ед. (р < 0,05) на фоне увеличения недостаточности централизации управления сердечным ритмом надсегментарными структурами, о чем свидетельствовала тенденция увеличения показателя адекватности процессов регуляции с 56,1 ± 1,8 ед. до 64,1 ± 2,6 ед. (р > 0,05). Эти факты согласуются с альтернативной концепцией Ь. Ьа^зЬегд (1986), который определил, что после приема пищи увеличенная секреция инсулина стимулирует потребление и обмен глюкозы в вен-тромедиальном ядре гипоталамуса, где расположен центр насыщения. Увеличение потребления глюкозы в этих нейронах ведет к уменьшению их угнетающего воздействия на ствол головного мозга. В результате расположенные там центры симпатической регуляции растормаживаются,

и центральная активность симпатической нервной системы нарастает [11], что в дальнейшем может приводить к ее истощению.

Установлена недостаточность в централизации управления кардиоритмом у школьников 2-й группы, в сравнении с данными детей 1-й группы, о чем свидетельствовало достоверное снижение УФВ с 1,92 ± 0,01 ед. до 1,78 ± 0,02 ед. (р < 0,05), УР -с 0,86 ± 0,01 ед. до 0,79 ± 0,03 ед. (р < 0,05) и снижение ФУС с 2,2 ± 0,01 ед. до 2,0 ± 0,01 ед. (р < 0,05), что, вероятно, связано со снижением у школьников с избыточной массой тела функциональных возможностей центральной нервной системы и ее неспособностью формировать адаптационную систему организма [4].

Показано, что нормальный уровень работоспособности определен у 17,4% школьников 1-й группы и 11,6% школьников 2-й группы; снижение уровня работоспособности выявлено у 75,4% школьников 1-й группы и у 64,3% школьников 2-й группы; существенное снижение работоспособности, соответственно, у 13% и у 18% школьников исследуемых групп (рис. 1).

Аналогичная картина выявлена и при анализе данных распределения школьников исследуемых групп в зависимости от уровня биологической адаптации, которая также является интегральным показателем функционального состояния организма. У учащихся с избыточной массой тела

по сравнению с данными учащихся с нормальной массой тела определена тенденция снижения уровня биологической адаптации, характеризующего интегральное функциональное состояние организма. Так, неудовлетворительный уровень биологической адаптации установлен у 6,3% школьников 1-й группы и у 11,4% школьников 2-й группы; срыв адаптационных возможностей имели 32,1% учащихся 1-й группы и 34,3% учащихся 2-й группы (рис. 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показаны особенности типологии адаптивного ответа учащихся, имеющих избыточную массу

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баевский, Р. М. Методические рекомендации по анализу вариабельности сердечного ритма у спортсменов в видах спорта на выносливость с применением математических методов / Р. М. Баевский. - М., 2013. - С. 28-30.

2. Драпкина, О. М. Активация симпатической нервной системы при ожирении. Как повлиять на энергетический гомеостаз?/ О. М. Драпкина, О. Н. Кореева, В. Т. Ивашкин // Артериальная гипертензия. - 2011. - № 2. - С. 102-107.

3. Игишева, Л. Н. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях : методическое руководство /Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев - Кемерово, 2003. - 36 с.

4. Мороз, М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека : методическое руководство / М. П. Мороз. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : ИМАТОН, 2001. - 48 с.

5. Павловская, Е. В. Значение стабилизации массы тела в лечении ожирения у детей и подростков / Е. В. Павловская, А. В. Стародубова, Т. В. Строкова // Лечебное дело. - 2018. - № 2. - C. 86-93. - doi:10.24411/2071-5315-2018-12006

6. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. - Оренбург, 2017. - 525 с.

тела, которые характеризовались избыточной симпатикотонической регуляцией, недостаточностью централизации управления физиологическими функциями, снижением функциональных возможностей центральной нервной системы, а также тенденцией к увеличению числа учащихся с неудовлетворительным уровнем биологической адаптации и со сниженной работоспособностью, что требует разработки и внедрения профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию вегетативной регуляции и повышения резервных возможностей организма для реализации адекватного адаптивного ответа.

7. Сетко, Н. П. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов среды обитания / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Я. Валова // Гигиена и санитария. - 2018. - № 2. (Т. 98) - С. 1127-1132.

8. Сетко, Н. П. Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов/Н. П. Сетко, Е. В. Булычева// Гигиена и санитария. - 2017. - № 96 (2). - С. 166-170.

9. Eckel, R. Obesity: mechanism and clinical management / R. Eckel. - Philadelphia, USA: Lippincott Williams and Wilkins, 2003. - 592 p.

10. Friedman, J. M. Leptin, leptin receptors, and the control of body weight / J. M. Friedman // Nutr. Rev. -1998. - Vol. 56, № 2 (Pt. 2). - P. 538-546.

11. Landsberg, L. Diet, obesity and hypertension: a hypothesis involving insulin, the sympathetic nervous system, and adaptive thermogenesis / L. Landsberg// Q. J. Med. - 1986. - Vol. 61, № 236. - P. 1081-1090.

12. Zhang, F. Crystal structure of the obese protein leptin-E100/F. Zhang, M. B. Babinski, J. M. Beals [et al.] // Nature. -1997. - Vol. 387, № 6629. - P. 206-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.