Научная статья на тему 'Типологическое своеобразие национальной прессы Челябинской области (к постановке вопроса)'

Типологическое своеобразие национальной прессы Челябинской области (к постановке вопроса) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
242
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ТИПОЛОГИЯ / СВОЕОБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александров Леонид Геннадьевич

Статья посвящена месту и роли национально-культурных изданий в общей системе современной периодической печати. Обсуждаются условия бытования национальной прессы и ее видовое разнообразие на Южном Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологическое своеобразие национальной прессы Челябинской области (к постановке вопроса)»

Л. Г. Александров

ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (к постановке вопроса)

Статья посвящена месту и роли национально-культурных изданий в общей системе современной периодической печати. Обсуждаются условия бытования национальной прессы и ее видовое разнообразие на Южном Урале.

Ключевые слова: национальная пресса, региональная пресса, типология, своеобразие.

С распадом советской системы периодической печати в теории массовой коммуникации были обозначены типологические модели развития российской прессы в условиях демократизации. Предполагалось, что пресса начнет расширять свои возможности на новых позициях, с учетом потребностей аудитории. Теоретики выделили несколько оснований для разделения населения на группы, сообразно их информационным интересам и потребностям. По мере учреждения и накопления новых изданий, общая типология прессы разделила все издания, сообразно аудитории, на общероссийские, межрегиональные, международные, издания этнических общностей (наций, народностей), территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др.)1. Было также «выделено» место в системе прессы для других общественных групп (профессиональных, конфессиональных, досуговых и т. д.), не говоря уже о «естественных» возрастных и гендерных принципах градации потенциальной аудитории.

Национальный признак предполагался также как естественный, системообразующий в типологии прессы. Однако, если в пределах территорий с ярко выраженной национальной спецификой он был эффективно «работающим» инструментом, то развитие национальной прессы в многонациональной Челябинской области на протяжении двух десятилетий постсоветского периода было не таким бурным. Данная группа местных периодических изданий и сегодня выглядит не такой устойчивой, как, например, повсеместно востребованные издания информационной направленности или «досу-гового» характера. Национально-самобытные издания порой не взаимодействуют очень тесно ни друг с другом, ни с периодическими изданиями другого типа, и в чем-то это напоминает специфику и своеобразие современной корпоративной прессы, также постепенно нашедшей свою «нишу» и направление развития в большинстве регионов России.

Наиболее устойчивым элементом в этой национально-специфической группе печатных изданий на Южном Урале представляются издания Центра башкирской и татарской культуры, образованного в 1988 году. Они питаются за счет крепких исторических корней - уральские типографии, ориентированные на тюр-коязычного читателя (впрочем, издававшие преимущественно книжную продукцию), появляются уже в XIX веке. С 1906 г. в Уфе выходила газета религиозного направления «Аль галами - ислами» («Мусульманский мир»), а с 1907 г. в Оренбурге издается национальная газета революционеров-мусульман «Урал», активно использовавшаяся для коммунистической пропаганды в татарской и башкирской среде. В советский довоенный период, по мере становления и укрепления национальной государственной политики, время от времени появлялись национальные издания на языках местных народов. Выполняя установку на «корени-зацию» общественной жизни, Челябинский ГК ВКП (б) и горсовет в 1931-1938 гг. выпускают газету на татарском языке «Ударник стройки» (с 1935 г. - «Коммунист»). В 1931-1935 гг. газета «Рабочий Магнитки» выходила на татарском и башкирском языках раз в неделю по пятницам (всего вышло 490 номеров). Там же, по решению магнитогорских окружных властей в 1934-1936 г. городская газета «Магнитогорский рабочий» издавалась на русском и казахском языке.

Ряд уральских районов, включая территории современной Свердловской и Курганской областей, делают «параллельные» издания на татарском и башкирском языках. В частности, в Аргаяше и Кунашаке выходили газеты «Колхозник» (до 1954 г. - в трехъязычном варианте) и «Победим!». Районная газета Челябинской области «Большевик» (1938-1953) издавалась на русском и башкирском языках, затем меняла название (с 1953 - «Путь к коммунизму», с 1960 - «Восход») и выходила только на русском

языке. В 1945-1956 гг. в процессе реструктуризации территории области в таком же формате выходили газеты «Колхозный путь» и «Знамя Победы» в Кулуевском и Буринском районах. В поздний советский период газеты и книги на национальных языках в Челябинской области практически не издавались, а фонды библиотек на языках народов СССР были уничтожены или утрачены. Сохранились лишь отдельные разрозненные номера национальных газет2.

В 1997 году была образована Ассамблея народов Челябинской области, объединяющая на сегодняшний момент порядка 40 общественных организаций, имеющих прямое или косвенное отношение к самобытным национально-культурным традициям. Национальная государственная политика в регионе сегодня подразумевает и развитие национальной прессы, с учетом всех ее политических, экономических, юридических и организационных особенностей.

В пестрой картине национальных изданий Челябинской области сегодня значительное место традиционно занимают и издания на татарском и башкирском языках. Магнитогорский башкирский народный центр в 1990 г. некотороеы время издавал газету «Яик». Наиболее регулярно издавались газеты «Тыуган як» («Родной край») и «Дуслык» («Дружба»), выходя в 1991-2005 гг. средним тиражом 1000 экземпляров. Издания некоторое время курировала редакция «Челябинского рабочего», делая тематические полосы и специальные выпуски названных изданий, анонсы, обозрения и рецензии. Название одной из полос -«Башкорт» - устанавливает преемственность с первой башкирской национальной одноименной газетой, выходившей летом 1917 г. Освещение наиболее ярких событий из жизни башкир и татар, акции поддержки национальной прессы в главной газете области происходят на протяжении последних двух десятилетий с завидной регулярностью. В ходе организации информационного центра «Дуслык» две газеты были объединены и выходили совместным восьмиполосным изданием на трех языках. Башкирский народный центр в 2000 г. учредил газету «Уралым» («Мой Урал»), которая стала одновременно газетой Курултая башкир Челябинской области. Газета выходит один раз в две недели. С 2002 г. в Аргаяшском и Куна-шакском районах издаются на башкирском и татарском языках ежемесячные приложения к районным русскоязычным газетам.

Азербайджанский культурный центр «Озан» с 2003 г. раз в два месяца выпускает многоцветную одноименную газету на русском языке с небольшими перепечатками из азербайджанской печати. Центр и редакция ведут также иную литературную и издательскую деятельность. Армянский культурный центр в 2005 г. начал издавать газету «Урарту», в которой на армянском языке публикуются классические образцы армянской поэзии. Производятся также мониторинговые исследования развития межнациональных отношений в контексте данной разновидности региональной периодики, их специфики, экономической и политической направленности, степени национальной и конфессиональной толерантности, тематического диапазона и т. д.3 И центр, и редакция находятся в тесном контакте с изданиями армянской диаспоры России и стран СНГ - «Вестник Союза Армян России», «Ноев ковчег», «Арменпресс» и др. Информационно-просветительский центр еврейской культуры при поддержке Уральского филиала фонда «Джойт» и еврейский благотворительный центр «Хэсэд нэхама» с 2002 г. издают на русском языке в Челябинске ежемесячную газету «Еврейские окна» и уникальный для России еврейский литературный журнал для молодежи «Кэрэн - Луч» (руководитель проекта - поэтесса А. Гильдина-Кипнис). Свой статус в многонациональном спектре национально-ориентированных организаций Челябинской области имеет и ООО «Немецкий культурный центр». Ведя издательскую и пропагандистскую деятельность, российские немцы не издают в области национальную газету или журнал, представляя информацию о своих проблемах и достижениях на сайте организации. В 1994-1996 гг. в Челябинске выпускалось «Рщне слово» - газета областного общества украинцев «Троянда». Удалось отпечатать от 2 до 5 номеров в год, но затем творческая и издательская деятельность данного движения исчерпалась, уступая место входящему в моду казачьему патриотическому движению.

Известную сложность представляет причисление к данной типологической группе ряда изданий русофильского, патриотического толка. Они не обнаруживают себя по языковому признаку (поскольку русский язык является государственным), однако угадываются по высокой степени политизации и специфическому стилю. В областных архивах, относящихся к 1990-м годам, можно обнаружить единичные экземпляры таких газет, издававшихся в

Челябинской области: «Вече», «Во имя Христа», «Единство руссов», «Народникъ» и др. Их учредители и издатели - Ю. Речкалов, Н. Гавриш, О. Князев, И. Берсенев, А. Лебедев, А. Старших - являются представителями различных общественных течений и движений, выражающих тем или иным образом приверженность отечественной национальной традиции. Одной из первых попыток освоить эту «нишу» был вестник правдивого великорусского слова (как он обозначал свою миссию) «Православная братчина», выпустивший несколько номеров-сборников, начиная с 1992 года. В число учредителей входили: Братство Святого преподобного отца Сергия, Русский и казачий культурный центр, общество «Родина» и др. Добавим, что организации военно-патриотического характера также ведут, хотя и нерегулярно, пропагандистско-издательскую деятельность. Так, региональный фонд содействия пострадавшим в Чечне издавал в Златоусте газету «Терек» (вышло 5 номеров), а челябинское отделение общественного движения «Честь и Родина» - газету «Третий путь».

Наконец, особое место при обсуждении проблемы возрождения национальной самобытности мы можем и должны отвести ряду региональных православных журналов и газет: епархиальному изданию «Православный Челябинск», издающемуся с 2001 г., а также нескольким более-менее регулярно выходящим приходским изданиям, инициированным в 1998-2002 гг. в Челябинске, Троицке, Миассе и Златоусте. Они не являются корпоративно-замкнутыми проектами или частными инициативами, а входят в единую и планомерно развивающуюся сеть православных изданий в России и за ее пределами.

Следует отметить, что при не вполне четко обозначенной системе приоритетов и паритетов в государственной национальной политике и с учетом не вполне подготовленного общественного мнения по данному вопросу, развитие самобытных национальных культур (в том числе и на уровне местной прессы) подвержено опасности вовлечения в конфликтные зоны. Это и проблема миграции, и разделение рынка труда между диаспорами, бытовая агрессия с этническими элементами и пр. Акцент на национальную самобытность порой может довести пропагандиста до шовинизма и экстремизма, что автоматически подводит ситуацию под серьезные юридические категории. Декларируя принципы национальной толерантности,

власти очень редко - в финансовом и организационном плане - системно подкрепляют даже официально заявленные целевые федеральные программы.

Опрос, проведенный в 2007 году А. Нахти-галем среди студентов Челябинской академии культуры и искусства, показал далеко не однозначную позицию молодых людей по «национальному вопросу», а также явные недоработки средств массовой информации в этой области и неэффективность административных механизмов реализации государственных программ в области национальной и межнациональной политики.

«Сегодня любой малочисленный народ, проживающий среди многочисленного народа, - комментирует автор исследования, - не имеет не только биологических возможностей для сохранения своей национальности, но и юридических прав. Кстати, по такому принципу действуют историки искусствоведы, когда говорят, к примеру, о замечательном искусстве русских: художника Айвазовского, писателя Фонвизина, но нигде не указываются на их армянские и немецкие корни. Может ли каждый гражданин России получить образование на родном языке? Может ли он читать, книги, журналы, газеты на родном языке? Абсолютное большинство народов России такой возможности не имеет, и власть эта проблема не беспокоит. Мало того, что языки не изучаются в российских школах, в обществе не формируется атмосфера уважения к национальным традициям народов. ...Фактически, не имея никакого юридического статуса, общественные организации стали основными проводниками государственной национальной политики. Без помещений, без штатных работников, на одном энтузиазме. Такая дешевая национальная политика очень дорого обходится России»4.

Информационные поводы и прецеденты, свидетельствующие о национальной розни, всегда были предметом особого внимания для средств массовой информации Челябинской области, особенно если обретали ярко выраженные уголовные черты. В разных вариантах разногласия между представителями разных диаспор достигали определенной остроты в Верхнеуральске, Пласте, Уйском, Чесме и др. городах и селах области. Известный резонанс имела стычка казаков с чеченцами на рождественской дискотеке в поселке Магнитный. Разброс мнений по поводу случившегося, как среди местных жителей на «сходе», так и среди

представителей правоохранительных органов, оказался значительным. Не менее разнообразными оказались причины и предпосылки конфликта, вышедшие далеко за пределы понятия о «национальной розни». «Получается, - заключает корреспондент газеты «Челябинский рабочий», - что нашей многонациональной области нужна гармония многих правд и национальных идей. Если мы завтра услышим только одну из них - она, как ни крути, окажется однобокой и тоталитарной, за которой стоит насилие одних людей над другими»5.

Роль государства в урегулировании конфликтов подобного рода всегда была чрезвычайно велика, но не всегда на местах эффективность деятельности власти была максимальной. Тонкие и порой чрезвычайно болезненные материи, стоящие за понятием «национальная самобытность», «этническое своеобразие», вынуждали к деликатности и осторожности. Грубые волюнтаристские решения, однозначные юридические формулировки, как показывает исторический опыт, часто лишь обостряли конфликтные отношения на национальной почве. В демократизирующемся обществе востребованы иные категории социального партнерства, национальной и конфессиональной терпимости и т. д. На уровне Законодательного собрания и администрации Челябинской области проводятся как мониторинговые и статистические исследования, так и определенная работа по профилактике терроризма и экстремизма, предотвращению дискриминации (по национальному признаку) в различных областях общественной жизни, по поддержке национально значимых культурных инициатив. Важным компонентом этой работы является понимание властью любого уровня необходимости сотрудничества с любыми общественными и культурными организациями в укреплении традиций межнационального и межконфессионального общения6.

Стоит отметить, что часть типологической группы, обозначенной как «региональная национальная пресса», представляют полулегальные и нелегальные (как правило, незарегистрированные и непериодические) издания «националистического свойства». Опираясь отчасти на один и тот же фактографический и культурологический материал, они подают его под радикальным, подчас криминальным «соусом», вследствие чего неизбежно попадают в поле зрения соответствующих контролирующих ведомств. Нужно добавить, что подобные

тенденции «самиздата» - не прерогатива лишь данной типологической группы. Они замечены и в среде молодежных субкультур, и в политической печати, увлекающейся технологиями «черного PR», и в издательской практике различных мошеннических организаций, религиозных сект и т. п.

Как правило, расследования по материалам националистической пропаганды, дающие известные позитивные результаты, становятся достоянием гласности. В Челябинской области это, например, судебный приговор активистам организации «Хизб ут-Тахрир» по обвинению в экстремизме и распространении нелегальной печатной продукции. Среди свежих судебных разбирательств - и магнитогорское дело В. Лозы, свободного публициста, размещавшего на своем сайте «Русское национальное движение» идеи воинственного, экстремистского толка. По мнению экспертов, программа «была направлена на возбуждение ненависти и вражды между представителями восточно-славянской народности и представителями других наций, населяющих Россию», а его статьи призывали к «насильственному изменению конституционного строя»7.

Включение такого рода крайних проявлений в контекст типологических исследований национальной прессы сегодня представляется необязательным и малоэффективным. Сама же типологическая группа изданий с национально-культурной спецификой заслуживает особого внимания и должна еще не раз стать объектом как мониторинговых, так и конкретно-социологических научных исследований.

Примечания

1 Система средств массовой информации : учеб. пособие ; под ред. Я. Н. Засурского. URL : http://www.evartist.narod.ru/text/63.htm.

2 См.: Валеев Г. К. Национальная пресса на Южном Урале // Вестник Челяб. гос. ун-та. Сер.1. История. 2005. № 1.

3 Авдалян Ц. С. Содержательно-формальные особенности освещения межнациональных вопросов в печатных СМИ (на примере публикаций специализированной прессы армянской диаспоры в России) : дипломная работа. Челябинск, 2009. С. 30-34.

4 Нахтигаль А. Я. Что чувствует национальная душа России? // Челябинская областная организация «Немецкий культурный центр». URL : chelyabinsk.orangepage.ru/company/89630.html.

5 См.: Соколов В., Фадеев П. Казаки и чеченцы. Стычка в поселке Магнитный чуть не привела к национальному конфликту // Челябинский рабочий. 3 февраля, 2005.

6 См.: Государство и национально-культурные объединения. Социальное партнерство : документы и публикации. Челябинск, 2004; Профилактика экстремизма : материалы заседания

Общественного совета по национальным вопросам в Законодательном собрании Челябинской области 6 февраля 2008 года. URL : www. chelsi.ru.

7 Бабушкин К. В Магнитогорске под суд пошел русский националист // Агентство новостей Chelyabinsk.ru, 22 марта, 2010. URL: http:// chelyabinsk.ru.

А. В. Романова

ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА КАК КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена вопросам взаимодействия печатных средств массовой информации и системы образования на уровне региона и провинции. Представлен обзор и анализ важных культурных и политических акций городской газеты во взаимодействии с общественными организациями и читательской аудиторией.

Ключевые слова: городская газета, культурная среда, провинция, история, образование, политика.

Понятие региональной школы тесно связано с культурной адаптацией человека в той среде, в которой он живет и работает, посредством которой он осваивает культурное наследие края и всей страны. Культура нации - это ее «судьба». С точки зрения российской провинции, в этом утверждении, которое стоит в названии нового цикла телепередач известного российского (а по историческим корням - рыбинского) кинорежиссера Андрея Кончаловского, есть определенный смысл. Именно всеобъемлющим понятием культуры сплетаются в единое целое такие, на первый взгляд, разные сферы человеческой деятельности как педагогика и журналистика. Особенно тесной эта взаимосвязь получается в провинции, где школа и газета становятся своеобразными центрами общественной жизни.

Что касается понятия провинции, оно, наверное, достаточно условно. Правильнее было бы говорить о среднестатистическом российском городе. В результате социологических исследований, проведенных при поддержке благотворительного фонда МакАртуров в 1997 г., город Рыбинск Ярославской области следует считать именно «средним российским городом»1. «В таком городе социально-экономическая и культурная ситуация является как бы усредненной по сравнению с положением дел в крупных и малых городах. При выборе объекта, - поясняют специалисты Всероссийского института

социально-экономических проблем народонаселения, проводившие исследование, - мы опирались в первую очередь на методологию ВЦИОМ по типологизации городов России. Поэтому основными критериями отбора города стали: численность населения (250-300 тыс. человек) и статус районного (не областного) центра»2. Кроме того, статус «среднего» Рыбинск приобрел благодаря многоотраслевой структуре занятости населения, приближенности значений основных демографических показателей к средним данным по России, а также достаточной удаленности от географических окраин и столичного региона.

Реальные условия жизни в таком среднем российском городе сейчас таковы, что получить полноценную и своевременную информацию, которая лежит в основе всякого социального и образовательного процесса, не всегда возможно. Настоящие книги, как по-прежнему наиболее доступные у нас источники такой информации, стали редкостью, ведь средств на комплектование фондов библиотек в провинции, мягко говоря, недостаточно. И даже если у гражданина есть желание и возможность купить книгу научного или культурно-просветительского содержания, книжные лавки уже в трехстах километрах от Москвы, как правило, не могут удовлетворить эту потребность. Постоянный доступ в Интернет здесь имеют около десяти процентов населения. В мире быстрыми темпа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.