Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЫКТЫВКАРА'

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЫКТЫВКАРА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / РЕНОВАЦИЯ В СЫКТЫВКАРЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / РЕНОВАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / УЛУЧШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Забоев Александр Николаевич

Высокая концентрация на ограниченной территории транспорта, промышленных территорий, жилого населения, неблагоприятных воздействий промышленности на состояние окружающей среды приводит к обязательному появлению антропогенного ландшафта. Такое явление, как антропогенный ландшафт, в свою очередь, приводит к появлению проблемных территорий. Для обеспечения благополучного формирования и роста территории города необходимо развитие как внешних, так и внутренних его пространств. На данный момент, в случае Сыктывкара - это реновация внутренних проблемных промышленных участков «выпавших» из общей структуры города. В статье рассмотрены и проанализированы проблемные промышленные территории Сыктывкара на степень готовности к реновации. Выполнена типологизация территорий и представлены макеты по реновации трёх рассмотренных промышленных объектов. На основе существующих приёмов реновации промышленных объектов и организованной автором типологии делается вывод о возможном применении подобного приёма типологизации не только промышленных объектов, но и других территорий разного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL APPROACH TO THE ISSUE OF TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES OF SYKTYVKAR

A high concentration in a limited area of transport, industrial territories, residential population, adverse impacts of industry on the environment leads to the obligatory appearance of an anthropogenic landscape. Such a phenomenon as an anthropogenic landscape, in turn, leads to the emergence of problem areas of the city. To ensure the successful formation and growth of the city's territory, it is necessary to develop both external and internal spaces of the city. At the moment, in the case of Syktyvkar, this is the renovation of internal problematic industrial areas that have “dropped out” from the general structure of the city. The article examines and analyzes the problematic industrial areas of Syktyvkar for the degree of readiness for renovation. The typology of the territories has been completed and the models for the renovation of the three industrial facilities under consideration have been presented. On the basis of the existing methods of renovating industrial facilities and the typology organized by the author, a conclusion is drawn about the possible use of such a method of typologizing not only industrial facilities, but also other territories for various purposes.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЫКТЫВКАРА»

Развитие территорий | Land Development

А.Н. Забоев, магистрант

Научный руководитель — Л.Ф. Фёдорова, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

A. Zaboev, MA student

Scientific advisor L. Fedorova, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Типологический подход к вопросу преобразования промышленных территорий Сыктывкара

Typological approach to the issue of transformation of industrial territories of Syktyvkar

Высокая концентрация на ограниченной территории транспорта, промышленных территорий, жилого населения, неблагоприятных воздействий промышленности на состояние окружающей среды приводит к обязательному появлению антропогенного ландшафта. Такое явление, как антропогенный ландшафт, в свою очередь, приводит к появлению проблемных территорий. Для обеспечения благополучного формирования и роста территории города необходимо развитие как внешних, так и внутренних его пространств. На данный момент, в случае Сыктывкара — это реновация внутренних проблемных промышленных участков «выпавших» из общей структуры города. В статье рассмотрены и проанализированы проблемные промышленные территории Сыктывкара на степень готовности к реновации. Выполнена типологизация территорий и представлены макеты по реновации трёх рассмотренных промышленных объектов. На основе существующих приёмов реновации промышленных объектов и организованной автором типологии делается вывод о возможном применении подобного приёма типологизации не только промышленных объектов, но и других территорий разного назначения.

Ключевые слова: типология проблемных промышленных территорий, реновация в Сыктывкаре, модернизация городских территорий, реновация промышленных территорий, улучшение городской среды

A high concentration in a limited area of transport, industrial territories, residential population, adverse impacts of industry on the environment leads to the obligatory appearance of an anthropogenic landscape. Such a phenomenon as an anthropogenic landscape, in turn, leads to the emergence of problem areas of the

city. To ensure the successful formation and growth of the city's territory, it is necessary to develop both external and internal spaces of the city. At the moment, in the case of Syktyvkar, this is the renovation of internal problematic industrial areas that have "dropped out" from the general structure of the city. The article examines and analyzes the problematic industrial areas of Syktyvkar for the degree of readiness for renovation. The typology of the territories has been completed and the models for the renovation of the three industrial facilities under consideration have been presented. On the basis of the existing methods of renovating industrial facilities and the typology organized by the author, a conclusion is drawn about the possible use of such a method of typologizing not only industrial facilities, but also other territories for various purposes.

Keywords: typology of problem industrial areas, renovation in Syktyvkar, modernization of urban areas, renovation of industrial areas, improvement of the urban environment

Введение

Современный город находится в непрерывном изменении. Увеличение численности населения и территориальный рост неизбежно ведут к существенному усложнению всей функционально-пространственной организации города. Именно непонимание или недостаточно глубокий учёт этого усложнения города как объекта градостроительного проектирования и исследования приводит к серьёзным диспропорциям в развитии городов и трудностям в управлении этим процессом [7].

Неотъемлемой частью города является антропогенный ландшафт. В свою очередь антропогенный ландшафт с течением времени приводит к формированию проблемных городских зон, которые неблагоприятно влияют на жизнь города. К подобным территориям можно отнести заброшенные объекты: «выпав» из городской структуры, они могут стать причинами социального, культурного и экономического упадка.

К одному из методов решения проблем заброшенных территорий можно отнести реновацию подобных объектов и таким образом их повторного включения в ткань города. Реновация объекта поможет избежать дальнейшей деградации пространства и прилегающих участков.

Реновация подобных проблемных территорий позволяет:

- выполнить новое строительство на проблемных территориях, модернизируя старые здания;

- решить проблемы нарушения экологии на проблемной территории;

- наиболее разумно и эффективно использовать площадь территории;

- решить градостроительные и архитектурно-планировочные задачи городских территорий, что оздоровит экономику, социальную и культурную сферу городской среды.

Таким образом, происходит улучшение качества городской ткани и импульс эволюции и роста городского пространства, что ведёт за собой экономическое, социальное, экологическое благополучие. Благоприятные для жителей городские пространства располагают к действиям, активной жизни, новым эмоциональным пространственным ощущениям.

Методы и инструменты

В процессе исследования был проведён анализ существующих проблемных промышленных территорий, возникших в советский период и с течением времени пришедших в критическое для города состояние.

Последовательность проведения исследования: обозначены границы исследования, природно-экологические условия, определён износ конструкций, анализ данных официальных документов по будущему развитию города [1; 2; 3].

В данном исследовании применялась теоретическая база общемировых практик и знаний по реновации подобных промышленных участков [4; 5].

На основе проведённого исследования сформирована типология рассмотренных участков промышленных территорий и предложены направления их реновации. Из сформированной типологии территорий представлены объекты с дальнейшей разработкой концептуальной модели.

Результаты и обсуждение

Большое количество промышленных территорий города Сыктывкара были построены в период СССР, а с образованием нового государства и переходом на рыночные отношения множество объектов пришли в неработоспособное состояние и на данный момент являются проблемными.

С точки зрения автора упадок промышленных территорий Сыктывкара связан с такими причинами как:

- экономическая несостоятельность промышленного объекта в период конца 90-х — начала 2000-х в связи шаткой экономической ситуацией в стране;

- моральное устаревание технологий, используемых на данном предприятии;

- снижение востребованности в больших объёмах производств, а как следствие — оптимизация необходимых производственных площадей;

- интеграция производств с промышленностью в других регионах и, как следствие, закрытие производства;

- утилизация производственных объектов в связи с процессом постиндустриализации и реиндустриализации в промышленности.

Промышленные объекты формируют одну из важных зон города, состав которых обусловливается определяющими факторами жизнедеятельности города. Настоящая городская структура Сыктывкара должна представлять собой ра-

циональную архитектурно-планировочную организацию. В структуре города присутствуют девять промышленных территорий, которые негативно влияют на городское пространство. Согласно документам, прилагаемым к генеральному плану города Сыктывкара, в ближайшее время не планируется реновация таких территорий, следовательно, они далее будут продолжать усугублять состояние города, что негативно скажется на его облике и не только [1; 2; 3].

Такого рода проблемные объекты в настоящее время тормозят развитие и эволюцию городской ткани. Рассмотрим такие территории в Сыктывкаре.

Территория аптечного склада

Регрессирующая территория аптечного склада находится по Октябрьскому проспекту в Октябрьском районе. В связи с экономическим кризисом начала 2000-х был объект не достроен, впоследствии заброшен. Аптечный склад не является источником вредного воздействия в соответствии с классификацией предприятий по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, так как не был введён в эксплуатацию. Неподалеку располагаются жилые, общественно-деловые и промышленные территории, имеется подъезд к зданию через дворовые пространства. Здание расположено в структуре городской застройки, вдоль одной из главных улиц города.

Рис. 1. Здание аптечного склада

Комплекс зданий коровника сельхозпредприятия «Пригородный»

Заброшенная деградирующая территория бывшего коровника сельхозпредприятия «Пригородный» находится между двумя районами (Чит, Кочпон), по ул. Пермской и не включена ни в один из них, так как долгое время эта территория никак не использовалась, а вследствие, выпала из функционирования городской ткани. Территория занимает близкое расположение к району Кочпон и жилым частным домам. В данный момент коровник заброшен и требует полной организации рельефа, прокладке инженерных сетей,

конструкции здания находятся в плохом состоянии, что потребует достаточно больших вложений при реновации. Заброшенное здание бывшего коровника относится к классу V санитарно-защитной зоны, она имеет нормативный радиус 50 м. Близость к селитьбе усложняет восстановление бывшего производства. Мимо территории проходят дороги федерального значения, по которым каждый день доставляют сырье для различных предприятий города, что обеспечивает территорию прямой доступностью к автодорогам, а вследствие, и к связанности с городской сетью автодорог. Близость к селитьбе и окраине территории города обеспечило территорию достаточно густым зелёным каркасом. Объект располагается на периферии городской застройки.

Рис. 2. Комплекс зданий коровника сельхозпредприятия «Пригородный»

Территория мелькомбината

Заброшенная деградирующая территория бывшего мелькомбината находится между двумя районами (Дырнос, Октябрьский) по ул. Элеваторная. Он является «выпавшей» проблемной территорией города. Мелькомбинат был запущен в работу в 1970-ом году. В 1999 году по причине банкротства производственный комплекс забросили. Организация была ликвидирована в 2000-х годах. Данную территорию в полной мере можно назвать антропогенной и негативно влияющей на прилегающую застройку города. Территория занимает близкое расположение к общественно-деловой и жилой застройке, расположенный по улице Элеваторная. Сейчас комплекс является самой большой производственной территорией, которая не действует и никак не используется. Здание элеватора относится к IV классу санитарной классификации предприятий с санитарно-защитной зоной 100 м. Объект требует большой работы в переоборудовании конструкций и инженерных сетей с учётом нового назначения здания, однако он имеет хорошую логистическую структуру с автомобильными дорогами и железнодорожными путями. Территориально рядом располагаются жилые постройки и торговые здания, что говорит о вхождении объекта в структуру городской застройки.

Рис. 3. Территория мелькомбината

Территория котельной Сыктывкарского механического завода

Территория бывшей котельной Сыктывкарского механического завода (СМЗ располагается по адресу: Сыссольское шоссе, д. 5 в районе Металлист). Завод СМЗ преобразован из ремонтно-механического завода, образованного в 1953 году, в 1994 году преобразован в ОАО «Сыктывкарский машиностроительный завод», к 2002 году обанкротился и признан арбитражным судом Республики Коми несостоятельным. Примерно в тот же период прекратила свою работу котельная СМЗ и в дальнейшем здание пустовало и никак не использовалось. Данный объект принадлежит к IV классу санитарной классификации предприятий с санитарно-защитной зоной 100 м., здание стоит неразрушенным и не требует дорогостоящего ремонта и больших вложений в реновацию. Котельная находится в структуре города, рядом располагаются общественно-деловые и промышленные зоны, вблизи проходит одно из главных шоссе города, которое обеспечивает свободную транспортную доступность к объекту.

Рис. 4. Здание котельной Сыктывкарского механического завода

Территория бывшего завода железобетонных изделий

Территория здания бывшего железобетонного завода, расположенного по ул. Колхозная в районе Давпон. Организация была ликвидирована в 2000-х годах. Заброшенное здание ж/б принадлежит к I классу санитарной классифи-

кации предприятий с санитарно-защитной зоной 1000 м. Для восстановления здания, прокладке инженерных сетей и планировочной организации рельефа потребуются значительные затраты. Полную переработку потребует планировочная организация рельефа рядом с объектом и прокладка инженерных сетей, а также восстановление конструкций здания. Территория имеет удобный подъезд и близость с торговыми, складскими, производственными территориями, объект находится на границе с селитебной застройкой.

Рис. 5. Территория заброшенного завода железобетонных изделий Территория разгрузочно-погрузочного цеха

Разгрузочно-погрузочный цех на Октябрьском проспекте в районе Нижний Чов. Цех был заброшен в 2011 году из-за утилизации объекта в связи с постиндустриализацией и интеграцией промышленности. Разгрузочно-погру-зочный цех принадлежит к IV классу санитарной классификации предприятий с санитарно-защитной зоной 100 м. Имеется обширная логистическая структура.

Рис. 6. Здание разгрузочно-погрузочного цеха

Для восстановления здания потребуется прокладка инженерных сетей и планировочная организация рельефа. Здание цеха находится в удовлетворительном состоянии, планировочная организация рельефа и реорганизация инженерных сетей потребуют больших ресурсов. Территория цеха располо-

жена на периферии городской застройки, она имеет удобный подъезд и близость с производственными объектами.

Территория цементно-бетонного цеха

Деградирующая территория — заброшенный цеметно-бетонный цех в промышленном районе Эжвы города Сыктывкара. Объект был заброшен в 2000-х годах из-за утилизации объекта в связи с постиндустриализацией. Имеется обширная логистическая структура. Здание цеха принадлежит к классу санитарной классификации предприятий с санитарно-защитной зоной 1000 м. Для восстановления здания потребуется прокладка инженерных сетей и планировочная организация рельефа, восстановление конструкций зданий. Данный объект имеет большую санитарно-защитную зону и для экологического восстановления территории потребуются большие вложения. Территория имеет удобный подъезд и близость с производственными территориями, здание расположено на границе с селитебной территорией.

Рис. 7. Здание цементно-бетонного цеха Территория недостроенной котельной.

Территория недостроенной котельной расположена в глубине территории вдоль Октябрьского проспекта, в районе Орбита города Сыктывкара. В связи с экономическим кризисом начала 2000-х данная котельная была не достроена, впоследствии заброшена. Недостроенная котельная не принадлежит к санитарной классификации предприятий, так как не была введена в эксплуатацию. Объект не имеет подъезда, вблизи располагаются торгово-складские пространства. Имеется логистическая структура в виде автомобильных дорог. Данный объект не имеет никаких инженерных коммуникаций, однако конструкции сохранились достаточно хорошо. Объект расположен на периферии застройки города.

Рис. 8. Здание заброшенной котельной

Территория цеха по ремонту тепловозов.

Деградирующая территория цеха по ремонту тепловозов расположена по ул. Орджоникидзе в районе Дырнос. Цех был расформирован и заброшен в начале 2000-х в связи с интеграцией производства. Цех по ремонту тепловозов принадлежит к IV классу санитарной классификации предприятий с са-нитарно-защитной зоной 100 м. Рядом располагаются деградирующие промышленные территории. Для реновации территории цеха необходимо будет восстановить здание и разработать планировочную организацию рельефа с прокладкой сетей. Имеются железнодорожные пути, заходящие внутрь здания, и автомобильный подъезд, отсутствуют инженерные сети. Цех находится на границе с селитебной территорией.

Рис. 9. Здание цеха по ремонту тепловозов

В результате анализа расположения каждого из перечисленных выше проблемных объектов на территории города Сыктывкара были обнаружены три характерных типологических особенностей размещения:

- объекты, расположенные на периферии застройки города;

- объекты, расположенные на границе с селитебной территорией;

- объекты в структуре городской застройки.

Рис. 10. Предложенная типология рассмотренных промышленных территорий Сыктывкара

На основе существующих практик реновации промышленных территорий известно, что под определённую ситуацию характерны свои направления и особенности интеграции проблемных территорий [6]. Данная типология промышленных территорий позволяет сформировать направления реноваций участков, которые были приняты при создании макетов реновации трёх выбранных территорий.

1. Реновация территории разгрузочно-погрузочного цеха.

В случае реновации территории разгрузочно-погрузочного цеха по ул. 3-ей Промышленной объект располагается на периферии существующей застройки и функционально не связан с ней. Так как существующая застройка разрознена и назначение зданий можно объединить более разумно, в проекте реновации было решено реорганизовать территорию. Хозяйственные корпуса и административный корпус были перенесены ближе к торговому зданию строительной техники, а здание цеха предложено реорганизовать и достроить в ремонтную мастерскую.

Рис. 11. Анализ территории разгрузочно-погрузочного цеха

Рис. 12. Схема реновации территории разгрузочно-погрузочного цеха

2. Реновация территории цеха по ремонту тепловозов.

Район Сыктывкара, где располагается здание цеха по ремонту тепловозов, разбит на множество мелких участков с различными назначениями, он находится недалеко от общественного центра района, вблизи проходят дороги местного значения. Данные территории вкупе с проблемной зоной не мо-

гут сулить благополучного развития для города. Таким образом, было решено рационально реорганизовать площадь с учётом существующих функций. На бывшей производственной зоне предлагается расположить логистический центр на месте административных и хозяйственных построек и образовать новые административные и хозяйственные территории.

Рис. 13. Анализ территории цеха по ремонту тепловозов

Рис. 14. Схема реновации территории цеха по ремонту тепловозов

3. Реновация территории здания аптечного склада.

Реновация здания аптечного склада и прилегающей территории, расположенной по Октябрьскому проспекту, заключается в перестройке участка улицы вдоль проспекта и подключении здания аптечного склада к общественному центру. Проспект является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения. Достроив объём здания аптечного склада, предполагается разместить внутри досуговый центр, тем самым дополнив общественный центр новыми функциями.

Рис. 15. Анализ территории аптечного склада

Рис. 16. Схема реновации территории аптечного склада

Выводы

Основываясь на вышеизложенном материале, характерная особенность расположения объектов в городской структуре Сыктывкара относительно существующей застройки даёт возможность типологически структурировать проблемные промышленные территории по трём направлениям:

- объекты, расположенные на периферии застройки города;

- объекты, расположенные на границе с селитебной территорией;

- объекты в структуре городской застройки.

В дальнейшем территории возможно преобразовать в зависимости от одного из типов.

На основе существующих в мировой практике направлений реновации промышленных объектов, позволяющих адаптировать и повторно «включить» проблемные участки в городское пространство, и выявленных автором типологий, возможно более оперативно и рационально адаптировать проблемные участки в городскую ткань, улучшить транспортную инфраструктуру, решить экологические, социальные проблемы, принимать на основе моделей решения по генеральному плану.

Можно отметить, что данный метод по анализу территорий в полной мере можно применять при реновации участков не только промышленных объектов, но и территорий другого функционального назначения.

Список литературы

1. Генеральный план и документация по планировке территорий // Сайт администрации МО ГО Сыктывкар [Электронный ресурс]. URL: https://сыктывкар.рф/administration/upravlenie-arkhitektury-gorodskogo-stroitelstva-i-zemlepolzovaniya/generalnyj-plan.

2. Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки Генерального плана МО ГО «Сыктывкар» и о порядке внесения в него изменений (с изменениями на 1 октября 2020 года) // Электронные системы «Кодекс» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561404706.

3. Об утверждении схемы территориального планирования Республики Коми (с изменениями на 16 ноября 2020 года) // Электронные системы «Кодекс» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/428524067.

4. Балабанова Ю.П., Будкевич Н.М. Анализ опыта реновации и развития пост промышленных территорий в исторических городах. // Известия КГАСУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018. № 1 (43). С. 19-27.

5. Точина В.П., Попов А.Д., Танкова Н.А Принципы и методы реновации промышленных объектов в мировой практике // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова.

2019. № 6. С. 78-82.

6. Демидова Е.В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. №1. С. 8-13.

7. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.

References

1. General'nyj plan i dokumentaciya po planirovke territorij [General plan and documentation for the planning of territories] // Sayt administratsii MO GO Syktyvkar. URL: https://сыктывкар.рф/administration/upravlenie-arkhitektury-gorodskogo-stroitelstva-i-zemlepolzovaniya/generalnyj-plan.

2. Ob utverzhdenii Polozheniya o sostave, poryadke podgotovki Gen-eral'nogo plana MO GO "Syktyvkar" i o poryadke vneseniya v nego izmenenij (s izmeneniyami na 1 oktyabrya 2020 goda) [On the approval of the Regulations on the composition, the procedure for preparing the General Plan of the Ministry of Defense "Syktyvkar" and on the procedure for introducing changes into it (with changes as of October 1, 2020)]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561404706.

3. Ob utverzhdenii skhemy territorial'nogo planirovaniya Respubliki Komi (s izmeneniyami na 16 noyabrya 2020 goda) [On approval of the territorial planning scheme of the Komi Republic (as amended on November 16, 2020)]. URL: http://docs.cntd.ru/document/428524067.

4. Balabanova Yu., Budkevich N. Analiz opyta renovacii i razvitiya post promyshlennyh territorij v istoricheskih gorodah. [Analysis of the experience of renovation and development of post-industrial territories in historical cities]. Kazan, 2018, pp. 19-27.

5. Tochina V., Popov A., Tankova N. Principy i metody renovacii promyshlennyh ob"ektov v mirovoj praktike. [The principles and methods of renovation of industrial facilities in world practice]. Belgorod, 2019, pp. 78-82.

6. Demidova E. Reabilitaciya promyshlennyh territorij kak chasti gorodskogo prostranstva [Rehabilitation of industrial territories as part of urban space]. Yekaterinburg, 2013, pp. 8-13.

7. Gutnov A. Evolyuciya gradostroitel'stva. [The evolution of urban planning]. Moscow, 1984, p. 256.

Забоев Александр Николаевич, магистрант 2 курса кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: zaboev_sasha@mail.ru

Фёдорова Людмила Фёдоровна, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ.

Для цитирования | For citation:

Забоев А.Н. Типологический подход к вопросу преобразования промышленных территорий Сыктывкара // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). — 2020. — № 2. — С. 152166.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 14.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.