Научная статья на тему 'Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения'

Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3161
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ТИП ЛИЧНОСТИ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ИНТРОВЕРСИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКСТРОВЕРСИЯ / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / RATIONALITY / IRRATIONALITY / PSYCHOLOGICAL TYPE / TYPOLOGY / TYPOLOGICAL APPROACH / PERSONALITY TYPE / EXTROVERSION / INTROVERSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клепцова Елена Юрьевна, Власова Алла Валерьевна

Статья посвящена проблемам эмпирического изучения типов личности по К. Г. Юнгу на материале мужской и женской выборки. Анализируются используемые в публикации понятия «тип», «экстроверсия», «интроверсия», «рациональность», «иррациональность». Предлагаются результаты эмпирического исследования мужской и женской выборки типов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения»

кОниеп

SSM ¿Ii-K OJX

научно-методическии электронный журнал

ART 170124

Клепцова Е. Ю., Власова А. В. Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170124.htm.

УДК 159.9.01

Клепцова Елена Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Власова Алла Валерьевна,

студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения

Аннотация. Статья посвящена проблемам эмпирического изучения типов личности по К Г. Юнгу на материале мужской и женской выборки. Анализируются используемые в публикации понятия «тип», «экстроверсия», «интроверсия», «рациональность», «иррациональность». Предлагаются результаты эмпирического исследования мужской и женской выборки типов личности.

Ключевые слова: психологический тип, типология, типологический подход, тип личности, экстроверсия, интроверсия, рациональность, иррациональность. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Чем сильнее женщина, тем неувереннее чувствует себя мужчина рядом с ней.

Для женщин все наоборот. Мы приветствуем силу-и наших партнеров! и свою собственную.

Чарльз де Линт. Лезвие сна

Тип личности представляет собой некую абстрактную модель, включающую совокупность характеристик индивида, проявляющихся с определенным постоянством как ответная реакция на воздействие окружающей социальной среды.

Тип личности, в отличие от типа характера, в своей основе имеет врожденные характеристики человека, а не приобретенные. Пока не существует убедительных доказательств врожденности типа, но все наблюдения показывают, что личностные особенности проявляются крайне рано. Также тип личности практически остается стабильным на протяжении всей жизни.

Типологический подход в психологии заключается в ее глобальном восприятии и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа. На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками).

Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями и т. д. В современной психологии выделены два вида типологий:

1. Теоретические типологии, построенные при помощи каких-либо концептуальных моделей личности.

2. Типологии, построенные на базе эмпирического обобщения клинических данных. Теоретические типологии обычно хорошо структурированы и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к классифицирующим процедурам. Такие типологии часто пользуются биполярными конструктами, поэтому количество типов, как правило, кратно двум. Такой является типология К. Юнга. Подробные описания типов К. Юнг

кОниегп

Нлепцова Е. Ю., Власова А. В. Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170124.htm.

научно-методический электронный журнал

привел в своей книге «Психологические типы» [1]. Для лучшего понимания типологии К. Юнга сведем все восемь типов в таблицу (табл. 1). Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Мышление - психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.

Интуиция - это психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Ощущение-это психологическая функция, воспринимающая физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов. По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

К. Юнг определял разум как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное, по К. Юнгу, - это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

Таблица 1

Психологические типы К. Г. Юнга

Рациональные Иррациональные

Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип

Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип

Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. Но такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. К. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек приобретает невро-тичность.

Типология К. Юнга включает четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение, которые проявляются в соответствии с такими качествами личности, как экстраверсия, интроверсия, рациональность, иррациональность.

Цель эмпирического исследования - изучение типов личности мужчин и женщин по К. Г. Юнгу.

Объект исследования: типы личности по К. Юнгу.

Предмет исследования: типы личности мужчин и женщин по К. Юнгу.

Задачи эмпирического исследования:

- подобрать диагностический инструментарий и сформировать выборку для проведения исследования;

- провести эмпирическое исследование типов личности мужчин и женщин по К. Юнгу;

- определить отличительные особенности в проявлениях типов личности мужчин и женщин по К. Юнгу.

I 1—1—Г- рического подтверждения // Научно-методический электронный журнал

I I I I I М I I «ипипепт» - 7П17 - Мо Й (тликЬ - П К п п - 11Й1 ■ ИНп-//р.Ып.

к ниепп

«Концепт». - 2017. - А¡9 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-k.on-cept.ru/2017/170124.htm.

научно-метолическии электронный журнал

В исследовании участвовали сотрудники одного научно-исследовательского института провинциального города Российской Федерации в количестве 80 человек (40 мужчин и 40 женщин). Возраст испытуемых 25-35 лет. Все имеют высшее образование. Для чистоты эксперимента выбраны сотрудники, которые состоят в браке. Таким образом, выборка достаточно однородна по признакам возраста, образования и семейного положения.

В исследовании использован опросник Д. Кейсри.

Данный тест основан на типологии К. Г. Юнга. К. Бриггс и И. Майерс придали ей очертания современной, а Д. Кейри доработал методику и ввел числовые ориентиры, которые помогают сравнивать группы людей по степени выраженности различных свойств личности.

Индикатор типов дает удобную рабочую схему неформального определения предпочтений людей (табл. 2).

Таблица 2

Шкалы опросника

Пополнение энергией Экстраверт (Э) Предпочитает черпать энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) Интроверт (И) Предпочитает черпать энергию из своего внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений)

Сбор информации Сенсорный тип (С) Получает информацию через собственные органы чувств Интуитивный тип (И) Формирует информацию, опираясь на собственные предчувствия

Принятие решений Мыслящий тип (логика - Л) Принимает решение «головой», основываясь на логике и объективных соображениях Чувствующий тип (этика - 3) Принимает решения «сердцем», основываясь на личных убеждениях и ценностях

Образ жизни Решающий тип (рациональность - Р) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни Воспринимающий тип (иррациональность - И) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни

Каждой характеристике личности соответствует 10 вопросов, совпадение с ключом дает 1 балл. В результате получается наиболее выраженным один из двух типов в соответствии с критериями: пополнение энергии, сбор информации, природа решений, образ жизни.

Исследование проводилось в групповой форме. Перед тестированием проведена беседа о цели исследования, добровольности участия, конфиденциальности результатов.

После проведения тестирования все бланки собраны, результаты обработаны (переведены в числовые значения) и сведены в единую таблицу.

Дальнейшая обработка, целью которой было поведение сравнительного анализа, проводилась в статистической программе PSPP для операционной системы Linux (аналогичной программе SPSS для операционной системы Windows). Расчеты проводились с помощью U-критерия Манна - Уитни.

Рассмотрим результаты сравнительного анализа выраженности типов личности у мужчин и женщин.

Для проведения сравнительного анализа выраженности типов личности у мужчин и женщин по К. Юнгу проведен расчет средних значений выраженности типов и статистический анализ достоверности различий при помощи U-критерия Манна -Уитни. С помощью статистического критерия выявлен уровень достоверности различий, а при помощи средних значений определен их характер и модальность.

Анализ выраженности различий в типах личности у мужчин и женщин проводился в соответствии с четырьмя функциями: пополнение энергии, сбор информации, природа решений и образ жизни.

I ч fil рического подтверждения // Научно-методический электронный журнал

1—1 I I I-' I I I «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

II У-LV-| | | cept.ru/2017/170124.htm.

научно-методическии электронный журнал

Средние значения и статистические различия в выраженности функции пополнения энергии у мужчин и женщин представлены в табл. 3.

Таблица 3

Средние значения и статистические различия в выраженности функции пополнения энергии у мужчин и женщин

Свойства личности Мужчины Женщины Эмпирическое значение U-крите-рия Уровень достоверности различий

Среднее значение Стандартное откл. Ошибка среднего Среднее значение Стандартное откл. Ошибка среднего

Экстраверсия 4,27 1,58 0,28 5,87 1,38 0,25 360,5 0,01**

Интроверсия 5,72 1,58 0,28 4,12 1,38 0,25 360,5 0.01**

Примечание. икр = 557 при р < 0,01**; икр = 628 при р < 0,05*.

Анализ достоверности различий, проведенный при помощи и-критерия Манна -Уитни, позволил определить, что различия между мужчинами и женщинами в проявлениях экстраверсии и интроверсии достоверны на высоком уровне значимости (0,01**). Средние значения указывают на модальность различий (рис. 1).

Рис. 1. Средние значения выраженности экстраверсии и интроверсии у мужчин и женщин

Среднее значение выраженности экстраверсии у мужчин составляет 4,27 балла, а у женщин - 5,87 балла. Среднее значение интроверсии у мужчин равно 5,72 балла, а у женщин - 4,12 балла. Это означает, что у мужчин в достоверно большей степени выражена интроверсия, а у женщин достоверно выше уровень экстраверсии.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что женщины в достоверно большей степени стремятся к общению, активному социальному взаимодействию, их интересы в большей степени направлены на людей. В отличие от них, для мужчин в большей степени характерно обращение интереса внутрь, мотивирующая сила принадлежит прежде всего им самим, при этом мнению окружающих они придают вторичное значение. Мужчины в большей мере погружены в свой внутренний мир, они достоверно чаще испытывают трудности при общении.

Средние значения выраженности показателей функции сбора информации и уровень достоверности их различий у мужчин и женщин представлены в табл. 4.

к п ниегп

lutct il^WOU U. U/iULUDU Л. U. I UULSJ fUCU^CbnUU / ILSUAUIS 1l. I . t^SnCU. KJt ЮН t ) ^/VU IU~

I I 1 I рического подтверждения // Научно-методический электронный журнал

1—1 I I I-»I I I «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2017/170124.htm.

научно-методический электронный журнал

Таблица 4

Средние значения и статистические различия в выраженности функции сбора информации у мужчин и женщин

Свойства личности Мужчины Женщины Эмпирическое значение U-крите-рия Уровень достоверности различий

Среднее значение Стандартное откп. Ошибка среднего Среднее значение Стандартное откп. Ошибка среднего

Сенсорика 6,17 1,29 0,23 4,02 1,49 0,27 229 0,01**

Интуиция 3,82 1,29 0,23 5,97 1,49 0,27 229 0,01**

Примечание. икр = 557 при р < 0,01**; 1)кр = 628 при р < 0,05*.

Обе личностные характеристики (сенсорика и интуиция) достоверно различаются у мужчин и женщин (на высоком уровне значимости - 0,01**). Это означает, что различия в выраженности сенсорики и интуиции у мужчин и женщин достоверно значимы. На характер различий указывают средние значения, которые представлены на рис. 2.

Рис. 2. Средние значения выраженности сенсорики и интуиции у мужчин и женщин

Сенсорика у мужчин выражена средним значением 6,17 балла, а у женщин - 4,02 балла. Средние значения интуиции у мужчин составляет 3,82, а у женщин -5,97 балла. Это означает, что у мужчин достоверно в большей степени развита сенсорика, а у женщин достоверно больше развита интуиция.

Основное отличие в том, как женщины воспринимают и излагают информацию в общем, а мужчины более конкретно и детально.

Женщины предпочитают делать прогнозы ситуаций, предвосхищают развитие событий, строят далеко идущие планы. Женщины чаще помнят ситуации, представляют их продолжение, однако детализация событий и ситуаций вызывает проблемы. Они воспринимают людей и предметы в целом, без детализации, саму их суть; различают, что важно, а что нет; представляют или придумывают, что может произойти с каким-либо человеком. Благодаря более развитой интуиции женщины проявляют такие качества, как пунктуальность, стремление к планированию, они ощущают своевременность или несвоевременность какого-либо события или поступка, четко понимают, что все подвластно времени.

ниеп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ьйм . i:ox Клепцова E. Ю., Власова А. В. Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170124.htm.

научно-метадическии электронный журнал

В отличие от этого мужчины в большей степени, чем женщины, видят конкретику окружающего пространства: формы, цвета, нюансы, последующий доступ к сенсорной информации у них происходит моментально. Мужчины в большей степени ощущают удобство или неудобство вещей, в большей мере готовы к действиям, мобилизованы, часто напряжены, у них есть стремление к захвату территории и расширению своего влияния.

В табл. 5 представлены средние значения показателей функции природы решений и уровень достоверности их различий у мужчин и женщин.

Таблица 5

Средние значения и статистические различия в выраженности функции природы решений у мужчин и женщин

Свойства личности Мужчины Женщины Эмпирическое значение U-критерия Уровень достоверности различий

Среднее значение Стандартное откл. Ошибка среднего Среднее значение Стандартное откл. Ошибка среднего

Логика 6,03 1,4 0,25 3,85 1.31 0,23 211 0,01**

Этика 3,97 1,4 0,25 6,15 1,31 0,23 211 0,01**

Примечание. икр = 557 при р < 0,01**; икр = 628 при р < 0,05*

Оба показателя природы решений (логика и этика) у мужчин и женщин достоверно различаются (на высоком уровне значимости - 0,01**). Это означает, что различия между мужчинами и женщинами в выраженности логики и этики достоверны и значимы. Характер различий определен при помощи сравнения средних значений выраженности этих личностных свойств (рис. 3).

7 6 5 4 3 2 1 0

Рис. 3. Средние значения выраженности логики и этики у мужчин и женщин

Среднее значение выраженности логики у мужчин составляет 6,03, а у женщин -3,85 балла. Этика у мужчин представлена средним значением 3,97, а у женщин - 6,15 балла. Это означает, что у мужчин в достоверно большей степени развита логика, а у женщин - этика. Благодаря более развитой логике мужчины в большей степени сравнивают содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями. В отличие от мужчин, женщины в связи с более развитой этикой сравнивают содержание суждения с принятыми моральными нормами и ценностями. Женщины легче ориентируются в чувствах и эмоциях других людей, они в большей степени оценивают

кАниеп

;sm . - > I jx Клепцова E. Ю., Власова А. В. Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170124.htm.

научно-методический электронный журнал

личные качества человека. Цель их общения - донести отношение, обменяться энергией; цель деятельности - доставить удовольствие; ориентация на людей, гуманность, важные ценности [2].

В отличие от женщин, мужчины оценивают правильность поступков, интересуются, кому это выгодно, доверяют собственной оценке правоты и деловых качеств. Мужчины легче отстаивают свою правоту, но им труднее подавать информацию в мягкой, обтекаемой форме. Ход их мышления аналитический, беспристрастный. Цель общения - донести истину, обменяться информацией; цель деятельности - результат; стиль деятельности - рассудочность, доказательство.

Средние значения выраженности личностных характеристик функции образа жизни и уровень достоверности их различий у мужчин и женщин представлены в табл. 6.

Таблица 6

Средние значения и статистические различия в выраженности функции образа жизни у мужчин и женщин

Свойства личности Мужчины Женщины Эмпирическое значение U-крите-рия Уровень достоверности различий

Среднее значение Стандартное откл. Ошибка среднего Среднее значение Стандартное откл. Ошибка среднего

Рациональность 6,13 1,43 0,26 3,87 1,59 0,21 182 0,01 **

Иррациональность 3,87 1,43 0,26 6,13 1,59 0,21 182 0,01**

Примечание. икр = 557 при р < 0,01**; икр = 628 при р < 0,05*

Эмпирические значения 11-критерия Манна - Уитни в сравнении мужчин и женщин по показателям рациональности и иррациональности указывают на достоверные различия (на высоком уровне значимости - 0,01**). Это означает, что различия между мужчинами и женщинами в выраженности рациональности и иррациональности достоверны и значимы. Характер различий определен при помощи сравнения средних значений выраженности этих личностных характеристик (рис. 4).

6,12 6,13

3,87 3,87

мужчины женщины

рациональность

иррациональность

Рис. 4. Средние значения выраженности рациональности и иррациональности у мужчин и женщин

Среднее значение рациональности у мужчин составляет 6,12, а у женщин -3,87 балла. Среднее значение иррациональности, наоборот, у мужчин составляет 3,87, а у женщин - 6,13 балла. Выявленные средние значения рациональности и иррациональности означают, что мужчины достоверно более рациональны, а женщины в целом более иррациональны.

кОниегтт

Нлепцова Е. Ю., Власова А. В. Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170124.htm.

научно-методический электронный журнал

Выявленные результаты свидетельствуют о том, что мужчины, в отличие от женщин, более ориентированы на разум, традиции - стремятся жить с принятым решением, иметь твердое мнение, как собственное, так и принятое, не склонны его менять, обычно имеют устойчивую твердую позицию в любой ситуации. Если обстоятельства меняются, мужчинам необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение. Мужчины в большей степени склонны планировать свою жизнь, если что-то нарушает их планы, то они ощущают дискомфорт [3].

Женщины в большей степени ориентированы на непосредственное восприятие, на свой взгляд на мир, стремятся увидеть новые возможности, уловить свои ощущения. Если ситуация меняется, женщины, благодаря в большей степени свойственному им иррационализму, реагируют быстрее, чем рационально взвешивающие мужчины, так как они более открыты для восприятия нового, у них лучше налажен непосредственный контакт с реальностью, чем у мужчин [4].

Таким образом, сравнительный анализ позволил определить достоверные различия в выраженности типов личности у мужчин и женщин.

Проведенное эмпирическое исследование, посвященное изучению особенностей проявлений типов личности у мужчин и женщин по К. Юнгу, позволило сделать следующие выводы.

Определены достоверные различия в выраженности всех показателей личностных характеристик у мужчин и женщин выборки. Так у мужчин статистически достоверно больше развита интроверсия, сенсорика, логика и рациональность. В отличие от мужчин, у женщин в достоверно большей степени развита экстраверсия, интуиция, этика и иррациональность.

Выявленные результаты свидетельствуют о том, что мужчины более склонны опираться на собственное мнение, рассчитывать на себя, в меньшей степени стремятся к общению, больше склонны доверять увиденному, услышанному, воспринимают реальные факты и события, более склонны мыслить логически, конкретно, в жизни строят планы, которые с трудом меняют, даже если обстоятельства того требуют. Женщины, в отличие от мужчин, больше склонны доверять людям, опираться на их мнение, воспринимать мир через чувства, у них больше развито интуитивное чутье, они более склонны воспринимать мир в целом, а поступки людей оценивать как проявления личностных свойств. Женщины более эмоциональны, более подвижны, гибки, легче меняют свои планы, подстраиваясь под сложившиеся обстоятельства.

Таким образом, проведенное исследование показало, что между мужчинами и женщинами существуют различия в выраженности типов личности по К. Юнгу. Вероятно, по этой причине мужчины и женщины психологически не похожи, часто вступают в конфронтацию друг с другом, им сложно договориться. Однако при выполнении сложного задания в команде вполне возможно, что они будут дополнять друг друга по своим индивидуальным характеристикам и достигать полноценного результата.

Ссылки на источники

1. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб.: «Ювента»; М.: «Прогресс- Универс», 1995.

2. Клепцова Е. Ю., Балабанов А. А. Принятие как ведущий психологический механизм гуманных межличностных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. -С. 51 -54. - URL: http://e-koncept. ru/2016/56663. htm.

3. Клепцова E. Ю., Колобова С. Ю. Алгоритмы построения гуманных межличностных отношений в студенческой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. -С. 55-59. - URL: http://e-koncept. ru/2016/56664. htm.

4. Клепцова E. Ю., Орел Э. С. Проблемы эмоционально-волевой регуляции студентов // Научно-ме-тодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 67-71. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56666.htm.

SSN a Ji Ojy

кониегтт

Нлепцова Е. Ю., Власова А. В. Типологический подход К. Г. Юнга: опыт эмпирического подтверждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170124.htm.

научно-метолическии электронный журнал

Elena Kleptsova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Practical Psychology Chair, Vyatka State University, Kirov Alia Vlasova,

Student, Vyatka State University, Kirov

The typological approach by K. G. Jung: empirical confirmation

Abstract The article is devoted to the empirical study of personality types according to Karl G. Jung on the material of male and female samples. The used in the work concepts of "type", "extroversion", "introversion", "rationality", "irrationality" are analyzed. The authors present the results of male and female samples personality types empirical study.

Key words: psychological type, typology, typological approach, personality type, extroversion, introversion,

rationality, irrationality.

References

1. Jung, K. G. (1995). Psihologicheskie f/py, "Juventa", St. Petersburg, "Progress - Univers", Moscow (in Russian).

2. Klepcova, E. Ju. & Balabanov, A. A. (2016). "Prinjatie kak vedushhij psihologicheskij mehanizm gumannyh mezhlichnostnyh otnoshenij", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 32, pp. 51-54. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56663.htm (in Russian).

3. Klepcova, E. Ju. & Kolobova, S. Ju. (2016). "Algoritmy postroenija gumannyh mezhlichnostnyh otnoshenij v studencheskoj gruppe", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 32, pp. 55-59. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56664.htm (in Russian).

4. Klepcova, E. Ju. & Orel, Je. S. (2016). "Problemy jemocional'no-volevoj reguljacii studentov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 32, pp. 67-71. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/56666.htm (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 19.04.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.05,17

Принята к публикации Accepted for publication 05.05.17 Опубликована Published 28.06.17

ISSN 2304-120Х

5 . ___________

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Нлепцова Е. Ю., Власова А. В., 2017

9772304120173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.