Е.В. Грунт, доктор филос. наук, профессор, А.П. Зайко, соискатель, кафедра прикладной социологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected], [email protected]
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РОССИИ
В статье рассматривается проблема социальной активности студентов колледжей в условиях трансформации российского общества. Исследование проведено осенью 2014 года в колледжах г. Челябинска. Методами сбора первичной информации стали анкетный опрос, глубинное интервью, анализ документов. Авторами дается рабочее определение социальной активности, предложен типологический анализ социальной активности студентов колледжей, доказывается возможность его использования в рамках данного исследования. Метод типологического анализа позволил рассмотреть сущностные характеристики, особенности социальной активности студентов колледжей, выявить разные формы ее проявления, воспроизвести и описать некоторые из ее измерений. В результате выделены три типа социальной активности студентов колледжей: «сверхнормативные активисты», «нормативные активисты», «потенциальные активисты». Ведущим типом является тип «нормативные активисты». Авторами сделан вывод, что решение проблемы формирования и развития социальной активности молодежи, в том числе и студентов колледжей, должно быть связано, в первую очередь, не столько с улучшением молодежной политики на государственном уровне, сколько с решением других важнейших проблем: улучшение экономического и материального благосостояния семей, становление гражданского общества. От того, насколько успешно будут решаться эти фундаментальные для России проблемы, в конечном итоге будут зависеть формирование и развитие социальной активности молодежи, формирование ее субъектности.
Ключевые слова: студенты колледжей, социальная активность, типологический анализ, типология, самореализация, сверхнормативные активисты, нормативные активисты, потенциальные активисты.
В условиях социальной трансформации современного российского общества меняются средства и формы воспитания подрастающего поколения. Участие студентов, в том числе и студентов колледжей, в жизнедеятельности общества на современном этапе во многом зависит от степени развитости у них социальной активности. Состояние неустойчивости, переходности, кризисности общественного развития меняет формы и механизмы ее формирования у молодежи, обуславливает необходимость
изучения ее типов и особенностей становления.
Объем статьи не позволяет проанализировать все имеющиеся подходы к понятию «социальная активность». Эта проблема активно рассматривалась, начиная с 80-90-х годов ХХ века, в трудах таких исследователей, как Е.А. Ануфриев1, О. Гуломов, Е.В. Грунт2, В.И. Липский, В.Г. Мордкович3, Н.Э. Майн4 и др. В этих работах рассматривались как общетеоретические проблемы социальной активности, так и проблемы социальной ак-
тивности различных социально-профессиональных групп (студенчества, учащихся школ, рабочего класса и пр.).
В рамках социологического подхода под социальной активно- =
стью мы понимаем социальное качество субъекта социального действия, реализующееся во взаимодействии с социальной средой, обеспечивающее ему самореализацию, обусловленное внешней заданностью и внутренней необходимостью. Самореализация выступает универсальным способом объективации социальной активности субъекта и указывает на индивидуальный характер ее содержания.
Социальная активность может носить как положительный, так и отрицательный характер. Формирование социальной активности личности обусловлено внешней задан-ностью (объективными факторами) и внутренней необходимостью (субъективными факторами).
Субъектом социального действия может являться личность или социальная группа. Поэтому носителем социальной активности также может выступать личность или социальная группа, в нашем случае - студенты колледжа.
Для анализа социальной активности студентов колледжей мы использовали метод типологического анализа. Исследование проведено в 2014 году в колледжах г. Челя-
Под социальной активностью мы понимаем социальное качество субъекта социального действия, реализующееся во взаимо действии с социальной средой, обеспечивающее ему самореали зацию, обусловленное внешней заданностью и внутренней необходимостью.
бинска. В анкетном опросе приняли участие 650 студентов колледжей (выборка квотная). Метод типологического анализа позволил рассмотреть сущностные характеристики, особенности социальной активности студентов колледжей, выявить разные формы ее проявления, воспроизвести и описать некоторые из ее измерений. Между тем, очевидно и то, что сконструированная нами типология не может дать исчерпывающего представления об изучаемом социальном феномене. На наш взгляд, Г. Г. Татарова абсолютно права, когда говорит о том, что при создании эмпирической типологии не все группы признаков (признаки - характеристики исследуемого социального феномена; признаки - условия существования; признаки - причина его существования (факторы)) могут присутствовать в полученных типах5.
В качестве основания типологии нами выделены следующие коррелирующие между собой признаки: 1) наличие/отсутствие у респондентов интереса, установки на различные виды социальной деятельности; 2) участие студентов в различных видах социальной деятельности. Соответственно, мы определили три типа социальной активности студентов: «сверхнормативные активисты» (или «социально активные»), «нормативные активисты», «потенциальные активисты» (рисунок).
Количество студентов колледжей - носителей того или иного типа социальной активности,
% от числа опрошенных
Первый тип - сверхнормативные активисты. Они характеризуются наличием интереса к проявлению социальной активности, установкой на ее реализацию в различных видах деятельности и самодеятельности, активной жизненной позицией. Среди респондентов 21,9 % являются носителями этого типа социальной активности. Социальная активность данных студентов в большей степени объясняется внутренней необходимостью, а следовательно, при ее проявлении студенты в большей степени самореализуются в деятельности. Исследование показало, что студенты - носители этого типа социальной активности примерно в равной степени представлены среди обучающихся на базе 9 и 11 классов. Однако девушек - сверхнормативных активистов больше, чем юношей (59,6 и 40,4 % соответственно). Исследование позволило зафиксировать качественные характеристики носителей данного типа социальной активности. Каждый второй студент является лидером в группе (староста, профорг и т. д.), каждый третий - лидером на курсе или в колледже. Эти студенты - организаторы мероприятий в колледже, их инициаторы.
Для носителей этого типа социальной активности в большей степени характерно сочетание личных и общественных интересов, хотя доля прагматизма присутствует (так, каждый шестой респондент указал на то, что при занятии тем или иным видом социальной деятельности, при организации мероприятий и пр. предпочел бы материальное вознаграждение моральному одобрению деятельности). Однако, на наш взгляд, такой прагматизм вполне оправдан, так как большинство студентов - выходцы из семей с невысоким уровнем материального достатка. Исследование показало, что для этих респондентов характерны заинтересованность, инициативность и активное участие в общественной жизни группы, колледжа, они в большей степени вовлечены в обще-
ственно полезную деятельность, им также свойственны креативность, творческий подход к деятельности. Мы согласны с мнением А.В. Меренкова, что у них развиты навыки самоорганизации, включая постановку обоснованных целей предстоящей деятельности, проявление воли, терпения при столкновении с трудностями, постоянный самоконтроль6.
Эти студенты проявляют свою активность в различных видах деятельности, начиная с учебной (хорошо и отлично учатся, при этом выступают с рефератами, на конкурсах, олимпиадах (14,7 %); ходят на подготовительные курсы в вузы (16,8 %) и пр.), волонтерской (участие и организация различных акций) и заканчивая трудовой, профессиональной (работа в лабораториях, мастерских, подработка в свободное от учебы и общественной работы время). Эти молодые люди проявляют свою активность чаще в социальной, нежели в виртуальной реальности, предпочитают субъект-субъектное взаимодействие в повседневной жизни. Хотя практически все они являются пользователями Интернета и зарегистрированы в социальных сетях, однако используют Интернет в основном в познавательных, учебных целях или для быстрого соединения с друзьями (узнать о мероприятиях, событиях, договориться о встрече, поздравить с чем-либо и пр.).
Таким образом, исследование показало, что для носителей этого типа социальной активности характерна социальная активность, имеющая постоянный характер, ориентированная на сочетание общественных и личностных интересов, обусловленная в большей степени внутренней необходимостью самого индивида.
Второй тип - нормативные активисты. Они характеризуются наличием интереса к проявлению социальной активности, нормативной установкой на ее проявление, скорее, пассивной жизненной позицией, нежели активной в сравнении с представителям перво-
Для половины респондентов взаимодействие с другими людьми
в их повседневной жизни чаще носит субъект-субъектный характер, характеризуется расширением и укреплением отношений
в социальной реальности. Интернет, социальные сети они в большей степени используют в рациональных, прагматических целях - для получения новой информации, общения с друзьями.
го типа. Среди опрошенных студентов 48,0 % являются носителями данного типа социальной активности. Если говорить об их социально-демографических характеристиках, то это студенты, в большинстве своем обучающиеся на базе 11 классов (67,8 %). Девушки также чаще являются носителями данного типа социальной активности, нежели юноши.
Исследование позволило выявить и некоторые качественные показатели, характеризующие нормативных активистов. У этих студентов имеется интерес к проявлению социальной активности, также имеется и установка на различные виды социальной деятельности, которую мы назвали «нормативной». Эти респонденты участвуют в различных видах деятельности - учебной (100 %), спортивной (34,9 %), культурно-массовой (27,6 %), трудовой (18,7 %) и др. Однако их участие не выходит за рамки установленных норм (в учебной деятельности - требования подготовки к семинарам, экзаменам, зачетам и т. д., при этом они достаточно хорошо учатся; в спортивной деятельности -требования сдачи норм ГТО, участия в спортивных мероприятиях, организованных кол -леджем, и пр.). Все это говорит о том, что их активность побуждается внешней задан-ностью, носит нормативный, вынужденный характер, а зачастую и ситуативный. Активность побуждается конкретной ситуацией,
в которой осуществляется деятельность респондентов, следовательно, при ее проявлении не всегда происходит самореализация и проявляется самодеятельность студентов.
Для этого типа студентов в большей степени характерно стремление к удовлетворению индивидуальных, прагматических интересов и потребностей при ее проявлении. Следовательно, активность в большей степени носит прагматический характер. Респонденты практически не имеют установки на занятие общественно полезной деятельностью, реже других участвуют в общественной работе (однако при этом хорошо и отлично учатся - 74,7 %; настроены на поступление в вуз - 54,3 %; ответственно относятся к учебе - 69,5 %). Они также активны в тех видах деятельности, которые в большей степени соответствуют их интересам. Студенты, относящиеся к этому типу, полагают, что социальная активность способствует успеху в жизни (32,0 %), однако при ее проявлении они не выходят за нормы своей деятельности. В отличие от студентов, относящихся к первому типу, для этих студентов характерно отсутствие инициативности, однако они охотно откликаются на предложение принять участие в той или иной социальной деятельности, организованной другими - сокурсниками, администрацией колледжа.
Исследование показало, что для половины респондентов взаимодействие с другими людьми в их повседневной жизни чаще носит субъект-субъектный характер, характеризуется расширением и укреплением отношений в социальной реальности (здесь они имеют больше друзей, нежели в виртуальной реальности, хотя и виртуальная реальность ими также не отвергается). Интернет, социальные сети они в большей степени используют в рациональных, прагматических целях - для получения новой информации, общения с друзьями.
Таким образом, нормативный активист - это социальный тип студента колледжа, который является носителем нормативной, прагматической, зачастую ориентированной на личностные интересы, во многом ситуативной, вынужденной социальной активности.
Третий тип - потенциальные активисты. Этот тип представляют студенты, характеризующиеся пассивной жизненной позицией, наличием интереса к проявлению социальной активности и отсутствием установки на нее. К этому типу относятся 30,1 % опрошенных студентов. Большинство из них юноши. Студенты, представляющие данный тип, как правило, слабо учатся, не участвуют в мероприятиях, проводимых в колледже. Среди них больше тех студентов, кому никогда не нравилось учиться (27,9 %). Основными видами времяпрепровождения у респондентов, относящихся к данному типу, являются просмотр телепередач, Интернет, общение в социальных сетях. Потенциальные активисты отличаются низкой общественной активностью, незаинтересованностью в общественной жизни. Вместе с тем, среди них больше тех студентов, которые полагают, что они могли бы быть активными (34,7 %), однако их никто этому не научил. Несмотря на то, что большинство из них не участвуют в жиз-
Активность побуждается конкрет ной ситуацией, в которой осуществляется деятельность респондентов, следовательно, при ее проявлении не всегда происходит самореализация.
активность ситуативно. Для носителей данного типа социальной активности в большей степени пока характерна ориентация на свои личные интересы, на себя - отсюда и отсутствие интереса к общественной жизни. Отчасти это связано с тем, что каждому второму студенту приходится подрабатывать в свободное от учебы время. Поэтому у них не остается времени на участие в мероприятиях. В этом плане они могут как проявлять, так и не проявлять свою активность в разных видах деятельности. Для ее проявления им нужны внешние побудители.
Среди представителей этого типа гораздо больше тех студентов, которые, по их мнению, являются активными в виртуальном пространстве - в социальных сетях, Интернете, на форумах (64,8 %). Проявление активности в виртуальном пространстве дает им возможность самореализоваться, самоутвердиться и самовыразиться (на это указал каждый третий респондент) - то, что им не удается сделать в повседневной жизни. Поэтому взаимодействие у представителей этого типа чаще носит субъектно-объектный характер, что, по сути, является квазивзаимодействием. Очевидно, уход в виртуальную реальность у этих студентов связан с их низким социальным статусом в группе, на курсе, в колледже (они слабо учатся, безынициативны, к тому же около 70 % из них являются выходцами из малообеспеченных семей, что вынуждает их подрабатывать в свободное от учебы время). Вместе с тем, у них имеется желание проявлять свою активность. В этом видится потенциал для формирования социально активных студентов.
Таким образом, респонденты, которые относятся к типу потенциальных активи-— стов, обладают «потенциальной» социальной активностью, они слабо адаптированы к современным условиям жизнедеятельности общества. Следствием такой жизненной позиции зача-
ни группы, курса, колледжа, часть (12,6 %) стую становятся их пассивность, ситуативная время от времени принимают участие в раз- активность, порой агрессивность («злость ных мероприятиях (спортивных, культур- на весь мир»), уход в виртуальную реально-массовых и др.), то есть проявляют свою ность, игнорирование как своих социальных
проблем, так и проблем общества. Однако они обладают значительным потенциалом, чтобы стать социально активными. В этом плане руководству колледжей стоит обратить особое внимание на представителей данного типа, так как они являются резервом для формирования социальной активности студенчества.
Представленная нами типология дает возможность выявить сущностные характеристики, особенности социальной активности современных студентов колледжей, степень их участия в различных видах социальной деятельности. Мы понимаем, что рассмотренные нами типы социальной активности не исчерпывают всех возможных вариантов и не исключают другие возможные типологии социальной активности студентов колледжей. Исследование показало, что в этом возрасте субъектность студентов носит незавершенный характер. Важно то, как развитие субъектности поддерживается теми институтами, с которыми они взаимодействуют (семья, колледж и др.).
Исследование зафиксировало, что у студентов колледжа проявляется три типа социальной активности. Первый тип - сверхнормативные активисты, характеризующиеся активным, добровольным, ролевым поведением. Их активность носит постоянный характер, обусловлена внутренними потребностями личности. Студенты выступают субъектами общественно полезной деятельности. Второй тип - нормативные активисты. Они обладают ситуативной, нормативной, прагматической активностью, но более пассивным ролевым поведением, нежели представители первого типа, так как проявляют свою активность тогда, когда этого требуют жизненные обстоятельства или их личный, прагматический интерес. Носители этого типа социальной активности в среде студентов колледжа являются самыми многочисленными. Мы понимаем, что не все студенты могут проявлять свою сверхнормативную активность, быть креативными. Можно согласиться с В. Л. Романовым в том,
Уход в виртуальную реальность у студентов связан с их низким социальным статусом в группе, на курсе, в колледже. Вместе с тем, у них имеется желание проявлять свою активность.
В этом видится потенциал для формирования социально активных студентов.
что «процесс социальной самоорганизации запускается и поддерживается креативной сущностью человека. В жизни человека и общества он развивается в контексте соотношения свободы и связанности, которое определяет меру социального порядка и вектор становления сообществ. Преодолевая эту связанность, креативные индивиды преобразуют способ деятельности, который изменяет социальную организацию, выводя ее на качественно новый уровень»7. Однако для поддержания динамичного развития общества самым оптимальным типом социальной активности является тип нормативного активиста. Третий тип - потенциальные активисты, является резервом для формирования социальной активности молодежи.
Исследование позволило сделать вывод, что решение проблемы формирования и развития социальной активности молодежи, в том числе и студентов колледжей, связано, в первую очередь, не столько с улучшением молодежной политики на государственном уровне, сколько с решением важнейших проблем улучшения экономического и материального благосостояния семей, становления гражданского общества. От того, насколько успешно будут решаться эти фундаментальные для России проблемы, в конечном итоге будут зависеть формирование и развитие социальной активности молодежи, формирование ее субъектности. ^
Литература
1. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М., 1971. С. 238.
2. Грунт Е.В. Социальная активность рабочего класса службы быта // Общественная активность личности в условиях перестройки. Челябинск, 1991. С. 65-74.
3. Мордкович В.Г. Социальная активность личности. М., 1979. С. 30.
4. Майн Н.Э. Общественно-политическая активность молодежи // Социальная активность молодежи. Челябинск, 1978. С. 67.
5. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М., 1995. С. 52.
6. См.: Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001. С. 150160.
7. Романов В. Л. Креативные аспекты социальной самоорганизации и социального управления // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 64-65.
TYPOLOGICAL ANALYSES OF COLLEGE STUDENTS' SOCIAL ACTIVITIES IN THE TRANSFORMING SOCIETY
E.V. Groont, Doctor of Philosophy, Professor, A.P. Zayko, fellow applicant, The department of applied sociology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected], [email protected]
The article deals with the problem of social activity of college students in the conditions of Russian society's transformation. This research was conducted in autumn of 2014 in Chelyabinsk colleges. The survey's methods are the next: questionnaire, depth interview and document analyses. The authors give their own notion of "social activity ", suggest the typological analysis of students'social activity and prove using it in this research. The method of typological analysis let them to consider characteristics of students' social activity, identify the different forms of its manifestation and describe some of its measurements. The survey's result shows three types of college students' social activity. There are 'above permitted activists", "normative activists" and "potential activists". The main type is the type of "normative activists". The authors conclude that solving the problem of students' social activity formation depends on the solving of the main social problems such as improving family's welfare and formation of civic society in Russia. Development of students' social activity and formation of their subjectivity depends on the solving of these fundamental problems.
Key words: college's students, social activity, typological analyses, type, self-realization, above permitted activists, normative activists, potential activists.
References
1. Anufriev E.A. Sotsial'naia aktivnost' lichnosti [Social activity of personality]. Moscow, 1971. 238 p.
2. Grunt E.V. Sotsial'naia aktivnost' rabochego klassa sluzhby byta [Social activity of the working class of the service life]. Obshchestvennaia aktivnost' lichnosti v usloviiakh perestroika [Social activity of the individual in terms of adjustment]. Chelyabinsk, 1991, pp. 65- 74.
3. Mordkovich V.G. Sotsial'naia aktivnost' lichnosti [Social activity of personality]. Moscow, 1979. p.30.
4. Main N.E. Obshchestvenno-politicheskaia aktivnost' molodezhi [Socio-political activity of youth]. Sotsial'naia aktivnost' molodezhi [Social activity of youth]. Chelyabinsk, 1978, p. 67.
5. Tatarova G.G. Tipologicheskii analiz v sotsiologii [Typological analysis in sociology]. Moscow, 1995. p. 52.
6. Merenkov A.V. Pedagogika samorazvitiia lichnosti [Pedagogy of self-development]. Ekaterinburg, 2001. 173 p.
7. Romanov V.L. Kreativnye aspekty sotsial'noi samoorganizatsii i sotsial'nogo upravleniia [Creative aspects of social self-organization and social administration]. Sinergeticheskaia paradigma. Chelovek i obshchestvo v usloviiakh nestabil'nosti [Synergetic paradigm. Man and society in conditions of instability]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2003, pp. 64-65.