Научная статья на тему 'Типологический анализ как метод познания феномена молодёжной субкультуры'

Типологический анализ как метод познания феномена молодёжной субкультуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
292
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилюк Т. В.

The article offers the review and criticism of existing Russian and foreign classification of youth subcultures, movements, and informal youth associations, develops the typology of subcultural spheres of Russian society the typology of youth subcultures at the stage of inner development and presents two-dimensional classification of modern Russian youth subcultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology Analysis as a Method of Youth Subculture Phenomenon Cognition

The article offers the review and criticism of existing Russian and foreign classification of youth subcultures, movements, and informal youth associations, develops the typology of subcultural spheres of Russian society the typology of youth subcultures at the stage of inner development and presents two-dimensional classification of modern Russian youth subcultures.

Текст научной работы на тему «Типологический анализ как метод познания феномена молодёжной субкультуры»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Гаврилюк Т.В.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ ФЕНОМЕНА МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Феномен молодёжной субкультуры и многочисленных молодёжных движений является актуальным объектом научной рефлексии на протяжении многих десятилетий. Различные подходы к теоретическому осмыслению культуры, а также проблематизация молодёжного вопроса породили разнообразные трактовки природы, функций и социокультурного значения молодёжных субкультур. Собственно субкультурные исследования берут начало из двух отдельных социологических традиций - американской и британской. Самые ранние исследования по данной проблематике проводились социологами Университета Чикаго с 1920 по 1940е гг. XX в., хотя учёные чикагской школы ещё не относили свои работы к субкультурной концепции. Данный подход к изучению молодёжи был разработан в Великобритании Центром Современных Культурных Исследований (СССБ) конце б0х - 70х. В России исследование проблематики молодёжных субкультур связано с коренной трансформацией советского общества и появлением западных образцов молодёжной культуры. Типологизация молодёжных субкультур как исследовательская задача заинтересовала советских социологов ещё в 70е года XX века, однако до середины 80х гг. исследования по данной проблематике проводились довольно редко.

Типологический метод познания является общенаучным методом, широко используемым в социологии. Конкретная процедура социологического исследования, основанная на этом методе, называется типологическим анализом. Мы будем опираться на определение типологического анализа, данное Г.Г. Татаровой: «Типологический анализ - это метаметодика анализа данных, совокупность методов изучения социального феномена, позволяющих выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов существования феномена [12, С. 72]». Следует различать изучаемый социальный феномен и конкретные эмпирические объекты исследования. Если социальный феномен - это то, что существует реально в виде неких социальных процессов, явлений, сложных социальных объектов, то эмпирические объекты - это конкретные проявления данного социального феномена [12, С. 85].

В зарубежной, советской и постсоветской социологии разработано множество типологий молодёжных неформальных объединений и субкультур на основании различных типообразующих признаков. Однако нечёткое разделение главных и второстепенных типологических признаков, их смешение в рамках одной типологии, зачастую приводило авторов к размытости основания типологии и, как следствие, недостаточной научной обоснованности всей исследовательской процедуры. Помимо этого, на результаты типологического анализа влияло и нечёткое выделение эмпирического объекта исследования, отсутствие чёткой дифференциации понятий «молодёжная субкультура», «молодёжное движение», «молодёжная организация» и «неформальное молодёжное объединение». Стоит отметить, что большинство современных российских авторов также не акцентируют внимания на данном различии. Во многих известных классификациях и типологиях молодёжных субкультур не указывается даже основание типологии. Так, без указания основания типологии, существует достаточно известная типология молодёжных субкультур С.А.Сергеева. Он выделяет:

• романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, байкеры);

• гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэперы и пр.);

• криминальные (гопники, люберы);

• анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры левого и правого толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными [10, С. 50].

Можно предположить, что в данной типологии автор использовал такие типообразующие признаки, как основные ценностные установки представителей субкультуры, а также направленность деятельности субкультурной группы.

В зависимости от направления деятельности субкультурные группы типологизированы в исследовании А.В.Толстых:

• общественно-политические группы, их цель - пропаганда определённых общественно-политических взглядов;

• радикалы, цель их существования та же, однако эти группы очень агрессивны (люберы, скины);

• эколого-этические группы («зелёные»);

• группы образа жизни, или собственно неформально-молодёжные объединения (панки, хиппи и пр.);

• нетрадиционно-религиозные группы (сатанисты, буддисты);

• группы по интересам (филателисты, спортивные и музыкальные фанаты) [13].

Очевидно, что в данной типологии не обозначено различие между социальными движениями («зелёные»), организациями (общественно-политические группы), неформальными объединениями (филателисты, музыкальные фанаты) и собственно субкультурами (скины, люберы, панки и др.), то есть неоднозначно сформулирован эмпирический объект исследования.

А. Тарасов выделяет несколько практически не пересекающихся «молодёжных миров»:

• «золотая молодёжь» в столицах;

• наркоманская субкультура;

• уголовная среда;

• «голубая» тусовка;

• неофашисты и скинхеды;

• «нацболы»;

• футбольные фанаты;

• «попсовики»;

• «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи б0-х гг.);

• сатанисты;

• «новая контркультура» (оппозиционная молодёжная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма

и левацкого революционаризма) [11].

Типологию А. Тарасова сложно назвать научной, т.к. автором не обозначен объект исследования и не сформулированы основания типологии. Поэтому корректнее было бы говорить о перечислении современных популярных молодёжных субкультур, а не об их типо-логизации. К тому же, сложно поддаётся интерпретации выделенные им понятия «старой» и «новой» контркультуры, особенно в свете отрицания большинством современных социологов существования последней как таковой.

Более удачную, на наш взгляд, типологию молодёжных субкультурных субкультурных сфер предложил М.Брейк:

• респектабельная молодёжь - это «нормальная», т.е. конформная молодёжь, «мэйнстрим» молодёжной культуры;

• делинквентная молодёжь - молодые люди из семей рабочего класса;

• культурные бунтовщики - молодёжь, включённая в субкультуры, связанные с богемным образом жизни и авангардным искусством;

• политизированная и военизированная молодёжь - молодёжь, примыкающая к радикальным политическим движениям [15].

Е.Г. Комарова предлагает типологизировать неформальные молодёжные объединения на основе структурно-функциональных

признаков и выделяет следующие типы:

• самодеятельные, позитивно направленные группы (социальная активность, инициатива, творчество, добровольное членство, самоуправление, направленность на социальный прогресс);

• контактные, асоциальные группы (социальная пассивность, отсутствие объединённой совместной деятельности, организованности, в основе - принцип подражания и оппозиции);

• альтернативные группы, негативно ориентированные относительно любых формальных структур общества, основная черта - неприятие ценностей общества [4].

Известны типологии молодёжных субкультур на основании их социальной направленности - просоциальные, асоциальные, антисоциальные [3], [14]; по степени социального конформизма участников субкультурных объединений - конформные, условно конформные, нонконформные [2]; конформистская, нонконформистская, индифферентная [9]. В последней классификации В.А.Писарева выделяет некие «индифферентные» по отношению господствующей культуре неформальные группы, например, к этому типу субкультур автор относит толкиенистов. На наш взгляд, выделение такой группы необоснованно, т.к. увлечение той или иной литературой или определёнными формами игровых практик не означает безразличного отношения к основным элементам базовой культуры общества -массовой, элитарной и народной культуре.

Ещё одним популярным основанием типологизации как в российской, так и в зарубежной социологии является уровень жизни представителей субкультурных групп, связанный с доходом семьи. Д.Хебдидж отмечает различие отношения к господствующей культуре и существующей системе общественных отношений молодых людей из рабочего класса и «богемной» молодёжи из среднего класса. Объединяющей характеристикой этих типов субкультурной молодёжи является лишь досуговая направленность деятельности, однако представители первой группы фокусируют свою жизнь на досуге из-за трудностей трудоустройства, для молодёжи из среднего класса такая ориентация является результатом свободного выбора [16]. С.А.Левикова также выделяет субкультурные группы молодёжи из семей среднего и высшего среднего классов (хиппи, музыкальные фанаты, ролевики) и группы молодёжи низшего класса (криминальные субкультуры, скинхеды) [5].

На основании доминирующих ценностных ориентаций типологизировали молодёжные субкультуры Е.Г.Бааль и В.Т.Лисовский. Е.Г. Бааль выделяет следующие типы объединений молодёжи:

• неформальные объединения социальной инициативы;

• неформальные объединения демонстративного характера;

• любительские группы и объединения

Среди групп и объединений демонстративного характера он выделил группы по интересам (байкеры, рокеры), контркультурные группы (хиппи, панки), группы и объединения «воинствующей улицы» [1]. Обозначенное основание данной типологии - ценностные ориентации молодёжи, однако в реальности эта типология основана скорее на делении всех форм молодёжного активизма на неформальные объединения социальной направленности, молодёжные субкультуры в современном их понимании и формальные молодёжные любительские организации (кружки по интересам и пр.). При этом автор акцентирует внимание на внешних проявлениях девиации (демонстративность, эпатажность молодёжных субкультур) и основной направленности деятельности (социальная или досуговая направленность), что также свидетельствует об отсутствии единого, чётко обозначенного основания.

М.В.Блохина, Л.Г. Григорьев и С.А.Левикова предлагают классифицировать молодёжные субкультуры по степени стабильности субкультурного формирования, т.е. на основании доли участия молодого человека в той или иной субкультуре.

С.А.Левикова делит все молодёжные субкультуры на два класса:

• «чистые» («регулярные») - становятся самоцелью для молодых людей, представляют собой закрытые для «чужих» формирования;

• «смешанные» или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых - не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах [5].

Такой подход, по мнению автора, позволяет абстрагироваться от конкретных форм проявления феномена молодёжной субкультуры в тех или иных социальных системах, обратить внимание на то, почему молодой человек обращается к данному феномену, что этот феномен ему даёт.

М.В.Блохина и Л.Г. Григорьев выделяют постоянные, временные и ситуативные группы [3]. Если первые два типа можно соотнести с «регулярными» и «нерегулярными» типами у С.А.Левиковой, то третий тип - «ситуативные», на наш взгляд, не относится к исследуемому эмпирическому объекту. Ситуативная молодёжная активность, как политического характера, так и досугового (например, флэшмобы), даже регулярная, ещё не организует молодёжной субкультуры.

Некоторые современные исследователи считают, что субкультурные феномены «легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых с систему признаков», «стройной классификации субкультур создавать нет смысла [6, 87]». В.А. Луков полагает, что основаниями типологии могут являться такие характеристики, как степень криминализации (сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажёрных залов, любительских объединений восточных единоборств, резервов охраны и телохранителей; экстремистские группы с более высоким уровнем организации, например, скинхеды), характер влия-

ния западной молодёжной моды на российские неформальные молодёжные объединения (футбольные фанаты, экологисты, байкеры, рейверы, хип-хоп) «романтическая компенсация повседневной рутины» (диггеры, толкиенисты), воспроизведение в субкультурной группе некоторых черт советского прошлого (организации, сохраняющие связь с пионерией, комсомолом, компартией в их прошлых формах) [7]. Очевидно, что автор лишь обозначит основные характеристики исследуемого явления, назвав их «основаниями типологии».

Типологии некоторых авторов новейших учебных пособий вызывают лишь недоумение. Так, Ю.В.Манько и К.М.Оганян приводят типологию неформальных молодёжных объединений конца ХХ - начала XXI века на основании «отношения к объекту организации»:

• музыкальные: рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, роллинги, металлисты, волнисты и др.

• интеллектуальные: маккенисты, толкиенисты, хойчхакеры, археологи, русичи, русские индейцы и др.

• религиозно-философские: антропософы, неохристиане, пушкинисты и др.

• спортивные: фанаты, роллеры, байкеры и др.

• компьютерные: хакеры, администраторы.

• контркультурные: хиппи, панки, стиляги и др.

• деструктивные: люберы, гопники, скинхеды, дофенисты, фашисты [8, С. 191].

Во-первых, в данной типологии рассмотрены не только неформальные молодёжные объединения, но и молодёжные субкультуры, движения, а то и вовсе формы мировоззренческой ориентации («антропософы») или род профессиональной деятельности (системные администраторы или археологи), не имеющие никакого отношения к молодёжному активизму. Во-вторых, по крайней мере, четверть из названных автором неформальных объединений молодёжи (НОМ) просто не существует в реальности, и их названия не известны ни обществу, ни СМИ, ни науке (маккенисты, хойчхакеры, неохристиане, дофенисты и пр.). В-третьих, автор претендует на типологизацию современных форм активности молодёжи, при этом относя к объединениям начала XXI давно отмершие формы НОМ и молодёжные субкультуры - стиляг, битломанов, роллингов, волнистов, индеанистов (которые отчего-то названы «русскими индейцами»). И, наконец, авторы не осознают, что круг единомышленников из 5-8 человек ещё не образуют субкультуры, молодёжного движения и даже НОМ.

Также при попытке типологизации молодёжных субкультур используются основания, представляющие собой характеристики любых социальных групп - пол (однополые и разнополые), возраст участников (одновозрастные и разновозрастные), размер социальной группы (большие, средние, малые), характер лидерства в группе (с демократическим подчинением и с авторитарным подчинением), характер общения (первичные и вторичные группы).

Таким образом, зарубежными и отечественными авторами разработано множество типологий конкретных проявлений феномена молодёжной субкультуры, однако постоянное динамика данного явления, глобальный характер субкультурных феноменов информационного общества, а также их локальная специфика определяют актуальность разработки новой типологии современных субкультур.

Следует различать субкультуры, социальные движения, формальные организации и неформальные объединения. К социальным движениям относятся феминистское движение, «зелёные», антифа, стрэйт эдж, бодмоды. Формальные политизированные организации, а также объединения по интересам (клубы, «кружки») также не являются молодёжными субкультурами. Объектом типологического анализа в нашем случае является социальный феномен современной российской молодёжной субкультуры. Эмпирические объекты типологического анализа - это совокупности индивидов, принадлежащих к различным молодёжным субкультурам, т.е. эмпирически наблюдаемые объекты, являющиеся носителями различных типов исследуемого социального феномена. Под типом понимается совокупность молодёжных субкультур, объединённых общими системообразующими признаками. Наша задача - проведение многомерного типологического анализа с целью глубинного изучения природы возникновения, сущности и функций данных типов субкультур в российском обществе.

Также необходимо отметить, что далеко не все субкультурные явления можно отнести к исключительно молодёжным. Прежде всего, необходимо провести типологизацию основных субкультурных сфер современного российского общества по основным системообразующим признакам. Мы выделили следующие типы субкультур:

• профессиональные (врачей, милиции, научной интеллигенции и др.);

• территориальные (городская, сельская, субкультура мегаполисов);

• религиозные (буддисты, мармоны и др.);

• криминальные и экстремистские (скинхеды, уголовная среда);

• группы людей с нетрадиционными сексуальными предпочтениями (геи, лесбиянки, БОБМ-субкультура);

• молодёжные (панки, готы, металлисты и др.).

Типологический анализ молодёжных субкультур следует начать с определения актуальности и современности той или иной субкультуры. Для этого необходимо типологизировать молодёжные субкультуры по стадии внутреннего развития. Мы выделяем:

• Субкультуры прошлого (40-80гг. ХХв.), не существующие в настоящее время: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, любе-ры и пр.

• Реанимированные субкультуры, воспроизводящие стилистику субкультур 60-90гг XX века - хиппи, панки, готы старой школы, гранджеры и др. В настоящее время эти группы малочисленны, идеология и основные ценностные ориентации могут подвергаться значительной трансформации в сравнении с эпохой расцвета этих субкультур.

• Современные субкультуры. Некоторые из них зародились многие десятилетия назад, однако и в настоящее время они не теряют популярности. Ценностные ориентации и стиль жизни представителей таких субкультур, как байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты практически не изменились со времён их возникновения, они существуют стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активной популяризации и развития, появляются новые течения в рамках данных субкультур, изменяется стилистика. Эмо-субкультура возникла в XXI веке и стремительно набирает популярность в современной России.

В дальнейших классификациях имеет смысл рассматривать только субкультуры второй и третей групп, т.е. существующие в настоящее время. В Таблице 1 представлена двумерная классификация современных российских молодёжных субкультур по двум основаниям: главному системообразующему признаку субкультуры и гендерной ориентации её представителей.

Таблица 1

Пространство современных российских молодёжных субкультур: типологическая сетка координат

ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ спортивно-игровые музыкальные клубные криминальные комплексные

маскулинно ориентированные футбольные фанаты, байкеры металлисты EBM скинхеды, гопники индастриал

андрогинно ориентированные - эмо фрики - готика, киберготика, хиппи, j-rock

без выраженной гендерной ориентации скейтеры, роллеры, BMX, сноубордисты, ролевики альтернатива, хип-хоп рейверы - инди, раста, гламур, панк

В рамках данной классификации мы сознательно избегали выделения имиджевых характеристик субкультур, т.к. даже в рамках одной субкультуры может быть множество имиджевых направлений. Помимо этого, имидж включает в себя не только внешнюю стилистику, но и поведенческие характеристики, манеру общения, дополнительные атрибуты принадлежности к субкультуре (например, мотоцикл для байкера). Поэтому данное основание типологии требует более детального освещения в рамках многих из вышеупомянутых субкультур.

Важнейшим признаком, дифференцирующим молодёжные субкультуры сегодня, является их гендерная ориентированность. Многие современные молодёжные субкультуры позволяют их носителям экспериментировать с собственной гендерной идентичностью. Ан-дрогинность предполагающая стремление выглядеть на грани с противоположным полом, является одной из главнейших игровых практик многих популярных молодёжных субкультур. Чаще всего андрогинами являются молодые люди. Маскулинная ориентация, напротив, подчёркивает мужественность носителей субкультуры. Андрогинность и маскулинность являются двумя полюсами гендерной субкультурной ориентации, порождающими конфликты между субкультурными группами.

Обращаясь к типологии субкультур по основному системообразующему признаку, необходимо уточнить содержание некоторых типов. Так, клубные субкультуры существуют лишь в стенах ночного клуба, в повседневности субкультурная принадлежность индивида может никак не проявляться (как это чаще всего бывает у современных посетителей рейвов), или же принимать менее шокирующий вид (фрики). Комплексные субкультуры без доминирующего системообразующего признака имеют равноценные основаниями возникновения и существования. В данных субкультурах помимо собственной музыкальной сцены, присутствуют и другие формы искусства (литература, живопись, фотография и др.), как создаваемые в рамках самой субкультуры, так и заимствованное из общекультурного наследия и других субкультур, направленность их деятельности также различна и не ограничивается какой-либо доминирующей формой активности. Можно сказать, что это субкультуры образа жизни.

Таким образом, нами был проведён обзор и критический анализ существующих российских и зарубежных типологий молодёжных субкультур, движений, неформальных молодёжных объединений, разработана типология субкультурных сфер российского общества, типология молодёжных субкультур по стадии внутреннего развития и двумерная классификация современных российских молодёжных субкультур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Бааль Е.Г. Молодёжные группировки по месту жительства: криминологическая оценка и проблемы профилактики. - М., 1993.

2.Башлачёв А. Игра в бунт // Алфавит. - 2000. - № - 045.

3.Блохина М.В., Григорьев Л.Г. Молодёжные субкультуры в современном обществе: Монография. - Тверь: ТГТУ, 2004.

4.Комарова Е.Г. Проблемы возникновения и развития неформальных образований молодёжи в условиях социализма. - М., 1978.

5.Левикова С.И. Молодёжные субкультуры: Учебное пособие / С.И.Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

6.Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России. Социологические исследования. - 2002. - № 10.

7.Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодёжи // Социологические исследования. - 1998. - №8.

8.Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. (Учебное пособие). - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Писарева В.А. Агрессивно-конформистская субкультура молодёжи России // Предупреждение отклонений в нравственном поведении молодёжи. - М., 1989.

10. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России / Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. - Казань: Форт-Диалог, 199б.

11. Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодёжь в провинции - новые тип оппозиции // Век. - 2000. - № 42.

12. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Высшее образование и наука», 2007.

13. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.

14. Фрадкин Н. Введение в педагогическую специальность. - М., 199б.

15. Brake, M. Comparative Youth Culture: The sociology of youth subcultures in Britain and Canada. - London, Routledge. 1985.

16. Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. - London and New York. 1981.

Демидова И.И.

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

В настоящее время одной из важнейших и актуальнейших проблем является проблема межэтнических отношений. Проблема толерантности в целом и этнической толерантности в частности является на сегодняшний момент одной из самых активно обсуждаемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.