Н. А. Пироговская
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛА «ТОРГОВЛЯ»
(И ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕ «ТОРГОВЛЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА») (1901-1902)
При исследовании типологических особенностей журнала «Торговля» были взяты за основу такие типологические признаки издания, как задачи и программа издания, читательская аудитория, внутренняя структура, жанры, периодичность, оформление, объем, тираж, совокупность которых «дает полное представление о типе журнала», его структуре, «всех компонентах, характеризующих тип издания» [1, с. 75].
Ежемесячный торгово-промышленный журнал «Торговля» как продолжение выходившего в Германии «Торгово-промышленного журнала Бюргеля» начал издаваться в Петербурге в январе 1901 г. Редактором-издателем журнала стал доктор философии Гейдельбергского университета, дворянин Лифляндской губернии Арвед Эдуардович фон Каулл. На титульном листе первого номера журнала (янв. 1901 г.) дана ссылка на представителя в Берлине — Г. Л. Даубе и К°. Вышло в свет 6 номеров «Торговли» (январь-июнь 1901 г.). В июне 1901 г. А. Э. фон Кауллом у г. Тильманса было приобретено право на издание журнала «Современная техника», который был соединен с уже выходившим журналом «Торговля». Главное Управление по делам печати выдало разрешение на выпуск с предварительной цензурой объединенного издания под общим заглавием «Торговля и современная техника» под редакторством г. Каулла [2]. С №7 (июль 1901 г.) «Торговля и современная техника» выходил с добавлением в подзаголовке слова «технический», став ежемесячным торгово-промышленным и техническим журналом.
Теперь уже иллюстрированное издание тиражом в 5 500 экземпляров продолжало выходить в Петербурге с июля 1901 г. (№7-12) по ноябрь 1902 г. (№1-19), а с марта 1902 г. журнал издавался два раза в месяц, изменив периодичность выхода. Объем журнала был небольшим: ежемесячного выпуска — 34-44 с.; выходившего два раза в месяц — 20-22 с.; формат — 21,5x29 см; подписная цена за год с доставкой и пересылкой составляла 5 руб.
Его предшественник тонкий (20 с.) ежемесячный «Торгово-промышленный журнал Бюргеля» (1900) выходил в Берлине на русском языке и был официальным органом «Немецко-Русского общества для содействия обоюдным торговым сношениям», учрежденного в 1899 г. в Берлине, членом правления которого являлся Мартин Бюргель (редактор-издатель данного журнала). Журнал публиковал в основном материалы о технических новшествах, содержавшие скрытую рекламу их производителей, и имел рубрику рекламных объявлений, занимавших 60-65% объема издания. Согласно договору, заключенному между прусским подданным г. Мартином Бюргелем и русским подданным, доктором философии Арведом фон Кауллом (потомственным дворянином) [2], о приобретении последним журнала в собственность, издание прекратило свое существование в Германии с момента выхода «Торговли» в России.
В первом выпуске новый журнал «Торговля» позиционировал себя следующим образом: «.. .посвящая себя преимущественно на служение развитию и нуждам отече-
© Н.А.Пироговская, 2010
ственной торговли и промышленности, уделяет, вместе с тем, широкое место сельскому хозяйству, технике и всем выдающимся явлениям в экономической жизни других государств, состоящих с Россией в торговых отношениях» [3, стб. 3]. В программной статье, обращенной к читателям с рассуждениями о значении и задачах торговли в жизни общества, подчеркивалась роль современной прессы, которая «оказывает немалую услугу торговле тем, что по мере своих сил, путем беспристрастного, всестороннего обсуждения, устраняет часто возникающие между торговыми странами недоразумения, которые, к сожалению, тормозят мирный товарообмен» [3, стб. 9]. Затронув вопрос о причинах, побудивших к выходу журнала «Торговля» в России, редактор-издатель ссылался на родоначальника данного издания — «Торгово-промышленный журнал Бюргеля», который «всеми посильными для него средствами стремился к объединению торговли России с Германией на дружественной почве, энергически разъясняя те затруднения, которые неизбежно встречались на пути к достижению этой цели» [3, стб. 10]. Увеличение торговых отношений между этими странами, по мнению журнала, вызывает «необходимость перевести издание выходившего до сих пор в Берлине “Торгово-Промышленного журнала Бюргеля” в С.-Петербург, где оно будет выходить под названием “Торговля”» [3, стб. 10]. Миссия журнала определялась как служение интересам товарообмена между Россией и Германией; журнал намеревался внести «посильный труд на пользу развития и поощрения нашего отечественного народного хозяйства», при этом предполагалось уделить внимание «вопросам сельского хозяйства и других отраслей производства сырья» [3, стб. 11], анализу мировых торговых отношений.
Первый номер журнала открывался рубрикой «Распоряжения правительства», которая стала постоянной (1901 г. и частично 1902 г. изд.) и содержала публикации указов Николая II, циркуляров министра финансов, правительственных документов и распоряжений, касавшихся вопросов финансов, торговли и товарообмена. Рубрика носила сугубо информативный характер, ею открывались последующие выпуски журнала.
Следовавшая за ней аналитическая статья «Экономический обзор последнего года минувшего столетия» (№1, 1901) затрагивала вопросы внешней торговли России, в ней приведены сравнительные данные результатов внешней торговли страны с 1896 по 1900 г. с последующим выводом: «Вообще мы должны признать, что заключительный баланс нашей внешней торговли за прошедший год не должен быть особенно успешен, так как общеэкономическое состояние страны этому далеко не способствует» [3, стб. 13]. Статья содержала пессимистический прогноз в этой сфере деятельности: «. . . до некоторой степени возможно уже предвидеть, что общий баланс окажется еще невыгоднее, ибо неблагоприятные для торговли условия увеличились в значительной степени» [3, стб. 13]. В статье писалось о недостатках биржевой политики: «... следует, по справедливости, упрекнуть биржу в том, что она явно старалась потерять к себе даже последнее доверие публики, не брезгуя для этого фиктивными цифрами, чтобы лишь поднять тем ложный дивиденд иных бумаг» [3, стб. 13]. Кроме того, обзор содержал подробный анализ экономической деятельности различных отраслей промышленности России (железоделательной и сталелитейной, каменноугольной, прядильной и ткацкой), рассматривал причины кризиса во многих областях промышленности: «Кризис хлопчатобумажно-промышленный . . . также стоит в тесной связи с общим кризисом, переживаемым ныне в этой отрасли производства во всем мире, будучи к тому же вызван повсюду однородными причинами и условиями. Россия давно уже вступила в число капиталистических стран; поэтому законы прогресса и регресса, процветания и упадка, действуют и для нее с одинаковою силой, как и в других промышленных странах» [3, стб. 19]. В обзоре также были приведены данные, касавшиеся объема вложенного ино-
странного капитала различными странами (Франция, Бельгия, Германия, Голландия, США и др.) в акционерные общества России, отмечено увеличение их количества в период с 1894 по 1899 г.: «. . . в шестилетие 1894-1899 гг. из всего было вложено в отечественные промышленные предприятия 800 млн рублей, из которых только 300 млн принадлежит русским капиталистам, а остальные 500 млн — иностранцам» [3, стб. 17]. Таким образом, эта статья, содержащая глубокий анализ экономического развития России, положила начало разделу информативно-аналитических статей в журнале, обсуждавших различные стороны стратегии российской экономики.
Постоянную «прописку» в журнале получили также статьи-комментарии относительно проводимых правительством мер, вступивших в силу законов, имевших отношение к экономике и торговле: «Реорганизация контроля Российских торговых мер и весов» (№ 1, 1901) и ее продолжение — «Проверка мер и весов (Проверочные палатки)» (№12, 1901), «Учреждение фондового отдела при С.-Петербургской бирже» (№2, 1901), «Новый Устав о Гербовом Сборе» (№3, 1901) и т. д. В первой из них обращалось внимание читателей на существовавшую в то время в России проблему выверки и клеймения торговых мер и весов. В статье в качестве аргумента приведены цитаты из циркуляра Министерства внутренних дел, даны разъяснения к новому закону о мерах и весах и порядке его реализации, а также помещен рассказ о посещении Поверочной Палатки в Санкт-Петербурге с описанием процедуры приема весов, проверки и их клеймения. В статье «Учреждение фондового отдела при С.-Петербургской бирже» [4, стб. 76-81], помимо пояснений из «Торгово-Промышленной газеты» (СПб., 1901-1916), содержится собственный комментарий нововведения с последующим оптимистическим выводом: «. . . мы же благодаря новому закону найдем на бирже здоровую атмосферу, представляющую собою жизненное условие обеспеченного денежного оборота» [4, стб. 81]. Подобные статьи публиковались в журнале после рубрики «Распоряжения правительства», что свидетельствовало об их значимости как для читательской аудитории, так и для редактора-издателя журнала.
На протяжении всего существования в «Торговле» сохранялась продолжающаяся из номера в номер рубрика «Письмо»: «Письмо из Берлина», «Письмо из Лондона», «Письмо из Брюсселя», в которой собственные корреспонденты журнала за границей обсуждали вопросы, волновавшие российских читателей относительно торговых взаимоотношений с другими странами, знакомили с потребностями и состоянием экономики этих стран, международными выставками. Так, в №1 (1901) в «Письме из Берлина» был дан анализ торговой политики Германии в отношении к России, а также — ожидания Германии в сфере торговли с Россией (что германский предприниматель хотел приобрести у российского); информировали российского предпринимателя о требованиях рынка в Германии, условиях отправки, реализации товара и т. п. Эта статья была адресована российскому предпринимателю, желавшему иметь торговые дела в Германии, и содержала практические рекомендации по успешному ведению торговли.
Жанр письма позволял установить постоянный диалог с читателем. Как правило, в конце письма обозначалась тема следующего разговора. В «Письме из Берлина» (№2, 1901) затрагивался вопрос повышения Германией пошлин на ввозимый из России хлеб с подробными разъяснениями вводимых мер. Анализируя способы экспорта торговопромышленных продуктов из Германии, США и России, автор констатировал преимущества эффективной деятельности коммивояжеров Германии, задача которых заключалась не только в сбыте товаров, но и в ознакомлении с нуждами и потребностями различных наций. Он также отметил американский способ экспорта товаров через открытие представительств во многих государствах и, как итог, — огромный сбыт, умень-
шение расходов. Познавательная роль подобной информации для российских предпринимателей была очевидна: им предоставлялась возможность определять пути развития товарообмена между странами. Рассуждая о правильной организации сбыта и доставки товаров к надлежащему времени, в надлежащее место, автор «Письма» (предположительно, под инициалами «М. Б.» скрывался Мартин Бюргель) пришел к выводу: «нужно убедиться в том, насколько в экономической жизни страны применяются те правила, без соблюдения которых ни одно большое и благоустроенное коммерческое предприятие существовать не может. Торговая политика народов не знает сентиментальности; она не что иное, как коммерческое предприятие величайших размеров, успех которого ведет к благу народа, а неуспех к бедствию...» [5, стб. 192].
В «Письме из Лондона» (№5, 1901) автором представлена общая картина зависимости Британских островов от поставок продовольствия из других стран, а приведенная таблица ввоза продовольственных товаров (в частности, значительного количества пшеницы, пшеничной муки, овса и ячменя из России, которая по нескольким позициям занимала лидирующее положение) показывала не только современное состояние дел, но и содержала информацию о возможном развитии событий. К примеру, в письме говорилось о том, что увеличение роли экспорта продовольственных товаров в Англию из колоний должно было навести на размышления отечественных производителей относительно конкурентоспособности вывозимых товаров из России. В статье содержались критические рекомендации по ведению торгового дела, адресованные английским предпринимателям, но в то же время эти рекомендации были общезначимы и универсальны.
Журнал «Торговля» предлагал российскому читателю большой объем (30-40% объема издания) информации аналитического, проблемного и содержательного характера о развитии различных отраслей экономики России и зарубежных стран. Публикации касались различных тем (см. табл. 1).
Изменив с июля 1901 г. название на «Торговля и современная техника», журнал сохранил общую концепцию издания, а к тематике публикуемых статей добавил акцент на научно-техническое развитие общества в целом. Поэтому появились статьи научнотехнической направленности (см. табл. 2).
Таким образом, тематика публикаций раздела статей в журнале была разнообразна, она охватывала не только процесс мирового развития промышленности и производства, но и содержала анализ макро- и микроэкономики отдельной страны, региона, затрагивала вопросы товарообмена между странами. Статьи о развитии науки и техники содержали теоретические и практические данные и, помимо просветительской, имели своей целью также внедрение этих достижений в производство и их активное применение; соответственно, предполагался сбыт технической продукции, дальнейшее развитие торговых отношений между странами. Регулярное помещение в журнальных публикациях чертежей и рисунков технических новинок (конструкций насосов, фильтров, аппаратов для сушки и т. п.) с подробным описанием их действия способствовало тому, что журнал «Торговля и современная техника» стал иллюстрированным изданием.
Помимо постоянных рубрик «Постановления и распоряжения правительства», «Письмо...» журнал содержал разделы «Хроника», «Хроника акционерного дела», «Объявления», которые располагались в строгой последовательности и замыкали выпуск. В «Хронике» печатались краткие сообщения о прошедших мероприятиях, событиях (например, об открытии Русско-Австрийского торгового общества), приводились сведения информативного характера («К положению хлопчатобумажной промышленности в Европе», «Отчет о финансовых результатах Парижской всемирной выставки в 1900 г.»), публиковались заметки о распространении и применении новейших достиже-
243
Производство в определенном секторе экономики и перспективы развития отдельных отраслей промышленности — 18,5% общ. объема статей Прошедшие выставки, достижения в области промышленности, науки — 6,5% общ. объема статей Анализ макроэкономики различных стран — 5% общ. объема статей Анализ развития мировой экономики — 8% общ. объема статей Торговые отношения между странами — 8% общ. объема статей Организация, ведение торгового дела—13% общ. объема статей Деятельность отдельных финансовых и иных структур — 6,5% общ. объема статей
«Будущность бумажной промышленности», «Культура хлопчатника в Средней Азии», «Русская пшеница», «Американский сахарный рынок», « Производство хлопкового масла», «Развитие машиностроения», «Пробковое производство», «Современное чугунолитейное производство», «Новое о льняной торговле», «Организация хлебной торговли» « М ежд у народ ная выставка керамических изделий»; «Ледоколы в борьбе со льдом»; «Машины на Рижской юбилейной выставке» «Представляет ли Германия собой промышленное или сельскохозяйственное государство»; « Промышленность и торговля в Германии» и т. д. «Взгляд науки на современный промышленный строй государств», «Виды земледелия в XX столетии », « Мировое производство каменного угля», «Мировая добыча золота в 1900 г.», «Всемирное добывание и потребление каменного угля», «Внешняя мировая торговля» «Ввоз русского хлеба в Германию», «Таможенная война двух частей света», «Таможенное столкновение Америки с Россией», «Наши дела с Китаем», «Взаимные интересы существования прочных торговых сношений между Россией и Германией», «Вопрос о русско-балканской торговле» «Тресты в Америке», «Активный и пассивный торговый баланс », « Выставки витрин магазинов как посредник торговли», «Искусство успешной торговли», «Банковские отчеты», «Банковые операции особого рода», «Торговые сроки» «Государственные сберегательные кассы в 1899 г.», «Ревизионные комиссии акционерных обществ», «Надзор за банковыми операция ми »
244
Таблица 2. Тематика публикаций журнала «Торговля и современная техника» 1901 г.
Достижения в области науки и техники— 12% общ. объема статей Применение достижений науки и техники — 8% общ. объема статей Необходимость технического оснащения — 1,3% общ. объема статей Проблемы в области торговли — 5% общ. объема статей Купеческое, приказчицкое сословия — 4% общ. объема статей Отдельные отрасли экономики — 4% общ. объема статей
«Дисковые объемные водомеры системы Сименса»; «Аппарат Бера для ночных сигналов»; «Водонепроницаемый сигнальный звонок с мембраной»; «Новое усовершенствование гидравлического пресса»; «Новый препарат для сушки хмеля “Бавария”» «Электрические дороги большой скорости»; «Однорельсовые полевые железные дороги»; «Применение электричества в с ел ьс ко м хозя й стве »; «Утилизация побочных продуктов железнозаводской промышленности» «Спрос на машины в русском сельском хозяйстве» и т. д. «Торговля фальсифицированными пищевыми продуктами», «Нефтяное мошенничество в Америке», «Нужды купечества в Сибири» «Приказчицкое сословие на Руси», «Купеческое сословие в его отношениях к нашим сельскохозяйственным богатствам » «Рыболовство в Кас-пийско-Волжском бассейне», «Нужды В олги », « Днепровские промыслы и пороги на Днепре», «Торговые силы Амура»
ний («Применение торфа для отопления паровых котлов», «Новинка в области спасательных средств при катастрофах на воде»), о технологии производства («Фарфоровое производство»).
Раздел «Хроника акционерного дела» предоставлял читателям новости из «Торгово-промышленной газеты»: о прибыли акционерных обществ, товариществ с подробным финансовым отчетом их деятельности за определенный период; отчеты о прошедших собраниях акционеров обществ, принятых на них решениях (например, о выработке стратегии развития предприятия и т.п.); сведения о разрешении увеличения основного капитала, об изменении условий деятельности, о выпуске или замене облигаций; об учреждении акционерных обществ с сообщением цели открытия общества, его учредителях, уставном капитале, характере и области будущей деятельности.
Раздел объявлений предлагал рекламу в основном технических изделий: аппаратов, агрегатов, вентиляторов, станков, подъемных приспособлений, элеваторов и т. п.; а также услуг акционерных обществ, заводов, фабрик, мастерских (в частности, горно-железоделательных, сваро-прокаточно-железных, чугунолитейных заводов, мастерских для сооружения мостов). Часть из них публиковалась на русском и немецком языках:
« Centrifugalpumpen,
Duplex-Dampfpumpen, Rotationspumpen, Flugelpumpen etc, Armaturen fur wasser — Gas- und Dampfleitungen. — Armaturen — und Maschinenfabrik, Act. gesselsch., vorm. J.A. HILBERT,
Nurnberg, Glockenhofstr, 6.
Всевозможные насосы, приводящиеся в движение рукою от ремня или электричеством.
Поршневые насосы для глубоких колодцев, паровые центробежные, вращательные, крыльчатые и т. п. насосы. Арматура для водо-, газо- и паропроводов. — Лучшие отзывы.
Арматурный и машиностроительный завод. Акционерное общество бывш. И. А. Гильперт, в Нюрнберге (Германия), 1-2 Глоккенгофштрассе №6» [3, стб. 69].
В разделе объявлений предоставлялись рекламные сведения о: 1) продукции, оборудовании немецких производителей с адресами заводов, фабрик и мастерских, находящихся в Германии; 2) представительствах в России и совместных предприятиях (например, Товарищество картонно-тольного производства А. Науманн и К° в Санкт-Петербурге; локомобили Р. Вольфа — отделения в Петербурге и Москве); 3) российских производителях и заводах; 4) подписке на издания (журналы «Новый мир», «Инженерное дело», газета «Промышленный мир» и т.д.). Подбор рекламных объявлений соответствовал тематической направленности журнала и имел своего адресата в лице предпринимателя, промышленника, торговца, потребителя.
Объявления иллюстрировались штриховыми рисунками предлагаемых товаров и занимали от 37 до 60% объема издания; часть их публиковалась на первых страницах журнала (объем — 4-8 с.) — 1/2-1 с. формата, остальные — в конце выпуска (объем — 9-14 с.). Реклама была модульной (формата от 1/32 до 1 с.), украшалась виньетками, орнаментами, фестонами, в оформлении использовались разнообразные шрифты, прием перевернутого текста. Язык рекламных текстов в основном был лаконичен, использовались простые предложения с добавлением эпитетов. Присутствовали ссылки на авторитетных потребителей, к примеру: «поставщик на Императорские верфи в Вильгельмгафене и в Данциге — Тарновицкое акционерное общество горно-железоделательных заводов»; «поставщик Императорского Российского Пожарного общества — товарищество картонно-тольного производства А. Науманн и К°». Использовались приемы привлечения покупателей, такие как упоминание в рекламе наград, достижений:
наивысшая награда Гран-при Париж 1900 г. — Эрфманн Кирхейс, машинная фабрика и чугунолитейный завод; золотая медаль Парижской всемирной выставки 1900 г. — патентованные машины В. фон Питлера для обработки металлов; а также бесплатная эксплуатация рекламируемого на какой-либо срок, прейскуранты и т. п.:
«Молотилки будущности с безукоризненной очисткой зерна.
Превосходный легкий ход. Приводятся в движение лошадьми. Вполне заменяют паровые молотилки. Прейскуранты бесплатно и франко.
Предоставляю каждую молотилку на 4 недели для испытания. Чугунолитейный и Машиностроительный завод Б. Голтгаусъ.
B. HOLTHAUS. Dinklage in Oldenburg.
Требуются представители» [5, Стб. 157].
Ряд рекламных объявлений имел свое место и постоянный объем в выпуске: например, реклама фотоаппарата «Кодак» публиковалась на первой странице (1/4 с.); локомобили В. Вольфа — на второй (1/2 с.); на третьей странице — Акционерное общество Рижского машиностроительного и чугунолитейного завода в Риге «Атлас» (1 с.); на предпоследней странице —швейные машины, велосипеды Кайзера (1/3 с.); последняя страница — торговый дом Т. Денкеръ и К° (1/2 с.).
В «Торговлю и современную технику» второго года издания были добавлены новые рубрики «Отзывы печати по торгово-промышленным вопросам», «Новости промышленности», «Новости техники», «Новости техники и знания»; названия последних варьировались в зависимости от характера публиковавшейся информации.
Рубрика «Отзывы печати» строилась следующим образом: сообщение о событии; ссылка на издание, источник информации («Торгово-Промышленная газета», «Приамурские ведомости» и т. д.); собственный комментарий, оценка события и цитата из издания. Заслуживают отдельного внимания оценочные суждения упоминаемых в рубрике периодических изданий в контексте освещения событий торгово-промышленной жизни страны, свидетельствовавшие, по мнению редакции журнала «Торговля и современная техника», об уровне их компетентности: «В №3 с января 1902 г. издания в Петербурге новой газеты «Ежедневник»» кратко, но отчетливо и ясно формулируются осуществляющиеся теперь законодательные нововведения по важному для нашей экономической жизни акционерному делу. . . » [6, стб. 99]; «Завистливое “Новое время” совершенно основательно обращает внимание на быстрый рост немецкаго пароходства в Тихом океане... » [6, стб. 99] и т. п.
С марта 1902 г. журнал «Торговля и современная техника» изменил формат издания: издание начало выходить два раза в месяц, сохранив направление и внутреннюю структуру с постоянными рубриками, разделами, появились новые рубрики, сократился на 1/3 объем (с 40 страниц до 20-26), к отдельным номерам выпускал рекламные приложения объемом 16-18 страниц. Многие статьи в журнале печатались с продолжением в следующих номерах («Организация профессиональных справок по кредиту» (№3, 5), «Судостроение и корабельные машины на Международной выставке в Глазго» (№4, 6, 7, 9)).
Таким образом, за два года своего существования тонкий иллюстрированный торгово-промышленный журнал «Торговля» и его продолжение «Торговля и современная техника» превратился в специализированное издание с постоянной целевой аудиторией, которую составляли российские промышленники и предприниматели (включая руководителей предприятий, представительств и т. п.), имевшие или желавшие иметь то-
варообмен с зарубежными и отечественными партнерами, заинтересованные в успешном развитии своего предприятия, производства с применением достижений науки и техники. Об этом свидетельствовала тематика опубликованных статей, предложенной информации и аналитические обзоры различных сфер экономики и производства не только России, но и других стран. Использование жанров статьи, обзора, заметки, сообщения, отчета служило цели информирования российского предпринимателя и предоставления ему возможностей определения направлений развития, в публикациях содержались рекомендации практической направленности, способствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества. Композиционная структура материалов способствовала их объединению в рамках одного издания, несмотря на разносторонность предлагаемых сведений.
Литература
1. Акопов А. И. Типология советских научно-технических журналов // Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону: Тера, 2002.
2. По изданию доктором философии фон Каулломъ подцензурного журнала п. н. «Торговля и Современная Техника», переименованного въ «Русское торговое дело» (1901) (РГИА. Ф. 777. Оп.5. Ед. хр. 68).
3. Торговля. СПб., 1901. №1.
4. Торговля. СПб., 1901. №2.
5. Торговля. СПб., 1901. №3.
6. Торговля и современная техника. СПб., 1902. №2.
Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.