Научная статья на тему 'Типологические особенности журнала «Торговля» (и его продолжение «Торговля и современная техника») (1901-1902)'

Типологические особенности журнала «Торговля» (и его продолжение «Торговля и современная техника») (1901-1902) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ / ЖУРНАЛ / ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ / РУБРИКА / СТАТЬЯ / ФОРМАТ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ / РЕКЛАМА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ST PETERSBURG / COMMERCE AND INDUSTRY MAGAZINE / TRADE / EXTERNAL TRADE / INDUSTRY / ECONOMICS / SCIENCE AND TECHNOLOGICAL ACHIEVEMENTS / COLUMN / ARTICLE / FORMAT / SPECIALIZED PUBLICATION / ADVERTISING / READERSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пироговская Наталья Алексеевна

Статья посвящена исследованию неизученных страниц истории русской журналистики на примере издававшегося в Петербурге в 1901-1902 гг. журнала «Торговля» (и его продолжения «Торговля и современная техника»). Автором проанализированы задачи и программа издания, его внутренняя структура, жанры, периодичность, оформление, объем, тираж и читательская аудитория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological peculiarities of the Commerce Magazine(and its successor Commerce and Modern Technology) (1901-1902)

This article uncovers some unknown facts in the history of Russian journalism. The Commerce Magazine published in St Petersburg in 1901-1902 and its successor Commerce and Modern Technology were studied. The author analyzed the publication's mission, structure, genres, circulation, design and readership.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности журнала «Торговля» (и его продолжение «Торговля и современная техника») (1901-1902)»

Н. А. Пироговская

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛА «ТОРГОВЛЯ»

(И ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕ «ТОРГОВЛЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА») (1901-1902)

При исследовании типологических особенностей журнала «Торговля» были взяты за основу такие типологические признаки издания, как задачи и программа издания, читательская аудитория, внутренняя структура, жанры, периодичность, оформление, объем, тираж, совокупность которых «дает полное представление о типе журнала», его структуре, «всех компонентах, характеризующих тип издания» [1, с. 75].

Ежемесячный торгово-промышленный журнал «Торговля» как продолжение выходившего в Германии «Торгово-промышленного журнала Бюргеля» начал издаваться в Петербурге в январе 1901 г. Редактором-издателем журнала стал доктор философии Гейдельбергского университета, дворянин Лифляндской губернии Арвед Эдуардович фон Каулл. На титульном листе первого номера журнала (янв. 1901 г.) дана ссылка на представителя в Берлине — Г. Л. Даубе и К°. Вышло в свет 6 номеров «Торговли» (январь-июнь 1901 г.). В июне 1901 г. А. Э. фон Кауллом у г. Тильманса было приобретено право на издание журнала «Современная техника», который был соединен с уже выходившим журналом «Торговля». Главное Управление по делам печати выдало разрешение на выпуск с предварительной цензурой объединенного издания под общим заглавием «Торговля и современная техника» под редакторством г. Каулла [2]. С №7 (июль 1901 г.) «Торговля и современная техника» выходил с добавлением в подзаголовке слова «технический», став ежемесячным торгово-промышленным и техническим журналом.

Теперь уже иллюстрированное издание тиражом в 5 500 экземпляров продолжало выходить в Петербурге с июля 1901 г. (№7-12) по ноябрь 1902 г. (№1-19), а с марта 1902 г. журнал издавался два раза в месяц, изменив периодичность выхода. Объем журнала был небольшим: ежемесячного выпуска — 34-44 с.; выходившего два раза в месяц — 20-22 с.; формат — 21,5x29 см; подписная цена за год с доставкой и пересылкой составляла 5 руб.

Его предшественник тонкий (20 с.) ежемесячный «Торгово-промышленный журнал Бюргеля» (1900) выходил в Берлине на русском языке и был официальным органом «Немецко-Русского общества для содействия обоюдным торговым сношениям», учрежденного в 1899 г. в Берлине, членом правления которого являлся Мартин Бюргель (редактор-издатель данного журнала). Журнал публиковал в основном материалы о технических новшествах, содержавшие скрытую рекламу их производителей, и имел рубрику рекламных объявлений, занимавших 60-65% объема издания. Согласно договору, заключенному между прусским подданным г. Мартином Бюргелем и русским подданным, доктором философии Арведом фон Кауллом (потомственным дворянином) [2], о приобретении последним журнала в собственность, издание прекратило свое существование в Германии с момента выхода «Торговли» в России.

В первом выпуске новый журнал «Торговля» позиционировал себя следующим образом: «.. .посвящая себя преимущественно на служение развитию и нуждам отече-

© Н.А.Пироговская, 2010

ственной торговли и промышленности, уделяет, вместе с тем, широкое место сельскому хозяйству, технике и всем выдающимся явлениям в экономической жизни других государств, состоящих с Россией в торговых отношениях» [3, стб. 3]. В программной статье, обращенной к читателям с рассуждениями о значении и задачах торговли в жизни общества, подчеркивалась роль современной прессы, которая «оказывает немалую услугу торговле тем, что по мере своих сил, путем беспристрастного, всестороннего обсуждения, устраняет часто возникающие между торговыми странами недоразумения, которые, к сожалению, тормозят мирный товарообмен» [3, стб. 9]. Затронув вопрос о причинах, побудивших к выходу журнала «Торговля» в России, редактор-издатель ссылался на родоначальника данного издания — «Торгово-промышленный журнал Бюргеля», который «всеми посильными для него средствами стремился к объединению торговли России с Германией на дружественной почве, энергически разъясняя те затруднения, которые неизбежно встречались на пути к достижению этой цели» [3, стб. 10]. Увеличение торговых отношений между этими странами, по мнению журнала, вызывает «необходимость перевести издание выходившего до сих пор в Берлине “Торгово-Промышленного журнала Бюргеля” в С.-Петербург, где оно будет выходить под названием “Торговля”» [3, стб. 10]. Миссия журнала определялась как служение интересам товарообмена между Россией и Германией; журнал намеревался внести «посильный труд на пользу развития и поощрения нашего отечественного народного хозяйства», при этом предполагалось уделить внимание «вопросам сельского хозяйства и других отраслей производства сырья» [3, стб. 11], анализу мировых торговых отношений.

Первый номер журнала открывался рубрикой «Распоряжения правительства», которая стала постоянной (1901 г. и частично 1902 г. изд.) и содержала публикации указов Николая II, циркуляров министра финансов, правительственных документов и распоряжений, касавшихся вопросов финансов, торговли и товарообмена. Рубрика носила сугубо информативный характер, ею открывались последующие выпуски журнала.

Следовавшая за ней аналитическая статья «Экономический обзор последнего года минувшего столетия» (№1, 1901) затрагивала вопросы внешней торговли России, в ней приведены сравнительные данные результатов внешней торговли страны с 1896 по 1900 г. с последующим выводом: «Вообще мы должны признать, что заключительный баланс нашей внешней торговли за прошедший год не должен быть особенно успешен, так как общеэкономическое состояние страны этому далеко не способствует» [3, стб. 13]. Статья содержала пессимистический прогноз в этой сфере деятельности: «. . . до некоторой степени возможно уже предвидеть, что общий баланс окажется еще невыгоднее, ибо неблагоприятные для торговли условия увеличились в значительной степени» [3, стб. 13]. В статье писалось о недостатках биржевой политики: «... следует, по справедливости, упрекнуть биржу в том, что она явно старалась потерять к себе даже последнее доверие публики, не брезгуя для этого фиктивными цифрами, чтобы лишь поднять тем ложный дивиденд иных бумаг» [3, стб. 13]. Кроме того, обзор содержал подробный анализ экономической деятельности различных отраслей промышленности России (железоделательной и сталелитейной, каменноугольной, прядильной и ткацкой), рассматривал причины кризиса во многих областях промышленности: «Кризис хлопчатобумажно-промышленный . . . также стоит в тесной связи с общим кризисом, переживаемым ныне в этой отрасли производства во всем мире, будучи к тому же вызван повсюду однородными причинами и условиями. Россия давно уже вступила в число капиталистических стран; поэтому законы прогресса и регресса, процветания и упадка, действуют и для нее с одинаковою силой, как и в других промышленных странах» [3, стб. 19]. В обзоре также были приведены данные, касавшиеся объема вложенного ино-

странного капитала различными странами (Франция, Бельгия, Германия, Голландия, США и др.) в акционерные общества России, отмечено увеличение их количества в период с 1894 по 1899 г.: «. . . в шестилетие 1894-1899 гг. из всего было вложено в отечественные промышленные предприятия 800 млн рублей, из которых только 300 млн принадлежит русским капиталистам, а остальные 500 млн — иностранцам» [3, стб. 17]. Таким образом, эта статья, содержащая глубокий анализ экономического развития России, положила начало разделу информативно-аналитических статей в журнале, обсуждавших различные стороны стратегии российской экономики.

Постоянную «прописку» в журнале получили также статьи-комментарии относительно проводимых правительством мер, вступивших в силу законов, имевших отношение к экономике и торговле: «Реорганизация контроля Российских торговых мер и весов» (№ 1, 1901) и ее продолжение — «Проверка мер и весов (Проверочные палатки)» (№12, 1901), «Учреждение фондового отдела при С.-Петербургской бирже» (№2, 1901), «Новый Устав о Гербовом Сборе» (№3, 1901) и т. д. В первой из них обращалось внимание читателей на существовавшую в то время в России проблему выверки и клеймения торговых мер и весов. В статье в качестве аргумента приведены цитаты из циркуляра Министерства внутренних дел, даны разъяснения к новому закону о мерах и весах и порядке его реализации, а также помещен рассказ о посещении Поверочной Палатки в Санкт-Петербурге с описанием процедуры приема весов, проверки и их клеймения. В статье «Учреждение фондового отдела при С.-Петербургской бирже» [4, стб. 76-81], помимо пояснений из «Торгово-Промышленной газеты» (СПб., 1901-1916), содержится собственный комментарий нововведения с последующим оптимистическим выводом: «. . . мы же благодаря новому закону найдем на бирже здоровую атмосферу, представляющую собою жизненное условие обеспеченного денежного оборота» [4, стб. 81]. Подобные статьи публиковались в журнале после рубрики «Распоряжения правительства», что свидетельствовало об их значимости как для читательской аудитории, так и для редактора-издателя журнала.

На протяжении всего существования в «Торговле» сохранялась продолжающаяся из номера в номер рубрика «Письмо»: «Письмо из Берлина», «Письмо из Лондона», «Письмо из Брюсселя», в которой собственные корреспонденты журнала за границей обсуждали вопросы, волновавшие российских читателей относительно торговых взаимоотношений с другими странами, знакомили с потребностями и состоянием экономики этих стран, международными выставками. Так, в №1 (1901) в «Письме из Берлина» был дан анализ торговой политики Германии в отношении к России, а также — ожидания Германии в сфере торговли с Россией (что германский предприниматель хотел приобрести у российского); информировали российского предпринимателя о требованиях рынка в Германии, условиях отправки, реализации товара и т. п. Эта статья была адресована российскому предпринимателю, желавшему иметь торговые дела в Германии, и содержала практические рекомендации по успешному ведению торговли.

Жанр письма позволял установить постоянный диалог с читателем. Как правило, в конце письма обозначалась тема следующего разговора. В «Письме из Берлина» (№2, 1901) затрагивался вопрос повышения Германией пошлин на ввозимый из России хлеб с подробными разъяснениями вводимых мер. Анализируя способы экспорта торговопромышленных продуктов из Германии, США и России, автор констатировал преимущества эффективной деятельности коммивояжеров Германии, задача которых заключалась не только в сбыте товаров, но и в ознакомлении с нуждами и потребностями различных наций. Он также отметил американский способ экспорта товаров через открытие представительств во многих государствах и, как итог, — огромный сбыт, умень-

шение расходов. Познавательная роль подобной информации для российских предпринимателей была очевидна: им предоставлялась возможность определять пути развития товарообмена между странами. Рассуждая о правильной организации сбыта и доставки товаров к надлежащему времени, в надлежащее место, автор «Письма» (предположительно, под инициалами «М. Б.» скрывался Мартин Бюргель) пришел к выводу: «нужно убедиться в том, насколько в экономической жизни страны применяются те правила, без соблюдения которых ни одно большое и благоустроенное коммерческое предприятие существовать не может. Торговая политика народов не знает сентиментальности; она не что иное, как коммерческое предприятие величайших размеров, успех которого ведет к благу народа, а неуспех к бедствию...» [5, стб. 192].

В «Письме из Лондона» (№5, 1901) автором представлена общая картина зависимости Британских островов от поставок продовольствия из других стран, а приведенная таблица ввоза продовольственных товаров (в частности, значительного количества пшеницы, пшеничной муки, овса и ячменя из России, которая по нескольким позициям занимала лидирующее положение) показывала не только современное состояние дел, но и содержала информацию о возможном развитии событий. К примеру, в письме говорилось о том, что увеличение роли экспорта продовольственных товаров в Англию из колоний должно было навести на размышления отечественных производителей относительно конкурентоспособности вывозимых товаров из России. В статье содержались критические рекомендации по ведению торгового дела, адресованные английским предпринимателям, но в то же время эти рекомендации были общезначимы и универсальны.

Журнал «Торговля» предлагал российскому читателю большой объем (30-40% объема издания) информации аналитического, проблемного и содержательного характера о развитии различных отраслей экономики России и зарубежных стран. Публикации касались различных тем (см. табл. 1).

Изменив с июля 1901 г. название на «Торговля и современная техника», журнал сохранил общую концепцию издания, а к тематике публикуемых статей добавил акцент на научно-техническое развитие общества в целом. Поэтому появились статьи научнотехнической направленности (см. табл. 2).

Таким образом, тематика публикаций раздела статей в журнале была разнообразна, она охватывала не только процесс мирового развития промышленности и производства, но и содержала анализ макро- и микроэкономики отдельной страны, региона, затрагивала вопросы товарообмена между странами. Статьи о развитии науки и техники содержали теоретические и практические данные и, помимо просветительской, имели своей целью также внедрение этих достижений в производство и их активное применение; соответственно, предполагался сбыт технической продукции, дальнейшее развитие торговых отношений между странами. Регулярное помещение в журнальных публикациях чертежей и рисунков технических новинок (конструкций насосов, фильтров, аппаратов для сушки и т. п.) с подробным описанием их действия способствовало тому, что журнал «Торговля и современная техника» стал иллюстрированным изданием.

Помимо постоянных рубрик «Постановления и распоряжения правительства», «Письмо...» журнал содержал разделы «Хроника», «Хроника акционерного дела», «Объявления», которые располагались в строгой последовательности и замыкали выпуск. В «Хронике» печатались краткие сообщения о прошедших мероприятиях, событиях (например, об открытии Русско-Австрийского торгового общества), приводились сведения информативного характера («К положению хлопчатобумажной промышленности в Европе», «Отчет о финансовых результатах Парижской всемирной выставки в 1900 г.»), публиковались заметки о распространении и применении новейших достиже-

243

Производство в определенном секторе экономики и перспективы развития отдельных отраслей промышленности — 18,5% общ. объема статей Прошедшие выставки, достижения в области промышленности, науки — 6,5% общ. объема статей Анализ макроэкономики различных стран — 5% общ. объема статей Анализ развития мировой экономики — 8% общ. объема статей Торговые отношения между странами — 8% общ. объема статей Организация, ведение торгового дела—13% общ. объема статей Деятельность отдельных финансовых и иных структур — 6,5% общ. объема статей

«Будущность бумажной промышленности», «Культура хлопчатника в Средней Азии», «Русская пшеница», «Американский сахарный рынок», « Производство хлопкового масла», «Развитие машиностроения», «Пробковое производство», «Современное чугунолитейное производство», «Новое о льняной торговле», «Организация хлебной торговли» « М ежд у народ ная выставка керамических изделий»; «Ледоколы в борьбе со льдом»; «Машины на Рижской юбилейной выставке» «Представляет ли Германия собой промышленное или сельскохозяйственное государство»; « Промышленность и торговля в Германии» и т. д. «Взгляд науки на современный промышленный строй государств», «Виды земледелия в XX столетии », « Мировое производство каменного угля», «Мировая добыча золота в 1900 г.», «Всемирное добывание и потребление каменного угля», «Внешняя мировая торговля» «Ввоз русского хлеба в Германию», «Таможенная война двух частей света», «Таможенное столкновение Америки с Россией», «Наши дела с Китаем», «Взаимные интересы существования прочных торговых сношений между Россией и Германией», «Вопрос о русско-балканской торговле» «Тресты в Америке», «Активный и пассивный торговый баланс », « Выставки витрин магазинов как посредник торговли», «Искусство успешной торговли», «Банковские отчеты», «Банковые операции особого рода», «Торговые сроки» «Государственные сберегательные кассы в 1899 г.», «Ревизионные комиссии акционерных обществ», «Надзор за банковыми операция ми »

244

Таблица 2. Тематика публикаций журнала «Торговля и современная техника» 1901 г.

Достижения в области науки и техники— 12% общ. объема статей Применение достижений науки и техники — 8% общ. объема статей Необходимость технического оснащения — 1,3% общ. объема статей Проблемы в области торговли — 5% общ. объема статей Купеческое, приказчицкое сословия — 4% общ. объема статей Отдельные отрасли экономики — 4% общ. объема статей

«Дисковые объемные водомеры системы Сименса»; «Аппарат Бера для ночных сигналов»; «Водонепроницаемый сигнальный звонок с мембраной»; «Новое усовершенствование гидравлического пресса»; «Новый препарат для сушки хмеля “Бавария”» «Электрические дороги большой скорости»; «Однорельсовые полевые железные дороги»; «Применение электричества в с ел ьс ко м хозя й стве »; «Утилизация побочных продуктов железнозаводской промышленности» «Спрос на машины в русском сельском хозяйстве» и т. д. «Торговля фальсифицированными пищевыми продуктами», «Нефтяное мошенничество в Америке», «Нужды купечества в Сибири» «Приказчицкое сословие на Руси», «Купеческое сословие в его отношениях к нашим сельскохозяйственным богатствам » «Рыболовство в Кас-пийско-Волжском бассейне», «Нужды В олги », « Днепровские промыслы и пороги на Днепре», «Торговые силы Амура»

ний («Применение торфа для отопления паровых котлов», «Новинка в области спасательных средств при катастрофах на воде»), о технологии производства («Фарфоровое производство»).

Раздел «Хроника акционерного дела» предоставлял читателям новости из «Торгово-промышленной газеты»: о прибыли акционерных обществ, товариществ с подробным финансовым отчетом их деятельности за определенный период; отчеты о прошедших собраниях акционеров обществ, принятых на них решениях (например, о выработке стратегии развития предприятия и т.п.); сведения о разрешении увеличения основного капитала, об изменении условий деятельности, о выпуске или замене облигаций; об учреждении акционерных обществ с сообщением цели открытия общества, его учредителях, уставном капитале, характере и области будущей деятельности.

Раздел объявлений предлагал рекламу в основном технических изделий: аппаратов, агрегатов, вентиляторов, станков, подъемных приспособлений, элеваторов и т. п.; а также услуг акционерных обществ, заводов, фабрик, мастерских (в частности, горно-железоделательных, сваро-прокаточно-железных, чугунолитейных заводов, мастерских для сооружения мостов). Часть из них публиковалась на русском и немецком языках:

« Centrifugalpumpen,

Duplex-Dampfpumpen, Rotationspumpen, Flugelpumpen etc, Armaturen fur wasser — Gas- und Dampfleitungen. — Armaturen — und Maschinenfabrik, Act. gesselsch., vorm. J.A. HILBERT,

Nurnberg, Glockenhofstr, 6.

Всевозможные насосы, приводящиеся в движение рукою от ремня или электричеством.

Поршневые насосы для глубоких колодцев, паровые центробежные, вращательные, крыльчатые и т. п. насосы. Арматура для водо-, газо- и паропроводов. — Лучшие отзывы.

Арматурный и машиностроительный завод. Акционерное общество бывш. И. А. Гильперт, в Нюрнберге (Германия), 1-2 Глоккенгофштрассе №6» [3, стб. 69].

В разделе объявлений предоставлялись рекламные сведения о: 1) продукции, оборудовании немецких производителей с адресами заводов, фабрик и мастерских, находящихся в Германии; 2) представительствах в России и совместных предприятиях (например, Товарищество картонно-тольного производства А. Науманн и К° в Санкт-Петербурге; локомобили Р. Вольфа — отделения в Петербурге и Москве); 3) российских производителях и заводах; 4) подписке на издания (журналы «Новый мир», «Инженерное дело», газета «Промышленный мир» и т.д.). Подбор рекламных объявлений соответствовал тематической направленности журнала и имел своего адресата в лице предпринимателя, промышленника, торговца, потребителя.

Объявления иллюстрировались штриховыми рисунками предлагаемых товаров и занимали от 37 до 60% объема издания; часть их публиковалась на первых страницах журнала (объем — 4-8 с.) — 1/2-1 с. формата, остальные — в конце выпуска (объем — 9-14 с.). Реклама была модульной (формата от 1/32 до 1 с.), украшалась виньетками, орнаментами, фестонами, в оформлении использовались разнообразные шрифты, прием перевернутого текста. Язык рекламных текстов в основном был лаконичен, использовались простые предложения с добавлением эпитетов. Присутствовали ссылки на авторитетных потребителей, к примеру: «поставщик на Императорские верфи в Вильгельмгафене и в Данциге — Тарновицкое акционерное общество горно-железоделательных заводов»; «поставщик Императорского Российского Пожарного общества — товарищество картонно-тольного производства А. Науманн и К°». Использовались приемы привлечения покупателей, такие как упоминание в рекламе наград, достижений:

наивысшая награда Гран-при Париж 1900 г. — Эрфманн Кирхейс, машинная фабрика и чугунолитейный завод; золотая медаль Парижской всемирной выставки 1900 г. — патентованные машины В. фон Питлера для обработки металлов; а также бесплатная эксплуатация рекламируемого на какой-либо срок, прейскуранты и т. п.:

«Молотилки будущности с безукоризненной очисткой зерна.

Превосходный легкий ход. Приводятся в движение лошадьми. Вполне заменяют паровые молотилки. Прейскуранты бесплатно и франко.

Предоставляю каждую молотилку на 4 недели для испытания. Чугунолитейный и Машиностроительный завод Б. Голтгаусъ.

B. HOLTHAUS. Dinklage in Oldenburg.

Требуются представители» [5, Стб. 157].

Ряд рекламных объявлений имел свое место и постоянный объем в выпуске: например, реклама фотоаппарата «Кодак» публиковалась на первой странице (1/4 с.); локомобили В. Вольфа — на второй (1/2 с.); на третьей странице — Акционерное общество Рижского машиностроительного и чугунолитейного завода в Риге «Атлас» (1 с.); на предпоследней странице —швейные машины, велосипеды Кайзера (1/3 с.); последняя страница — торговый дом Т. Денкеръ и К° (1/2 с.).

В «Торговлю и современную технику» второго года издания были добавлены новые рубрики «Отзывы печати по торгово-промышленным вопросам», «Новости промышленности», «Новости техники», «Новости техники и знания»; названия последних варьировались в зависимости от характера публиковавшейся информации.

Рубрика «Отзывы печати» строилась следующим образом: сообщение о событии; ссылка на издание, источник информации («Торгово-Промышленная газета», «Приамурские ведомости» и т. д.); собственный комментарий, оценка события и цитата из издания. Заслуживают отдельного внимания оценочные суждения упоминаемых в рубрике периодических изданий в контексте освещения событий торгово-промышленной жизни страны, свидетельствовавшие, по мнению редакции журнала «Торговля и современная техника», об уровне их компетентности: «В №3 с января 1902 г. издания в Петербурге новой газеты «Ежедневник»» кратко, но отчетливо и ясно формулируются осуществляющиеся теперь законодательные нововведения по важному для нашей экономической жизни акционерному делу. . . » [6, стб. 99]; «Завистливое “Новое время” совершенно основательно обращает внимание на быстрый рост немецкаго пароходства в Тихом океане... » [6, стб. 99] и т. п.

С марта 1902 г. журнал «Торговля и современная техника» изменил формат издания: издание начало выходить два раза в месяц, сохранив направление и внутреннюю структуру с постоянными рубриками, разделами, появились новые рубрики, сократился на 1/3 объем (с 40 страниц до 20-26), к отдельным номерам выпускал рекламные приложения объемом 16-18 страниц. Многие статьи в журнале печатались с продолжением в следующих номерах («Организация профессиональных справок по кредиту» (№3, 5), «Судостроение и корабельные машины на Международной выставке в Глазго» (№4, 6, 7, 9)).

Таким образом, за два года своего существования тонкий иллюстрированный торгово-промышленный журнал «Торговля» и его продолжение «Торговля и современная техника» превратился в специализированное издание с постоянной целевой аудиторией, которую составляли российские промышленники и предприниматели (включая руководителей предприятий, представительств и т. п.), имевшие или желавшие иметь то-

варообмен с зарубежными и отечественными партнерами, заинтересованные в успешном развитии своего предприятия, производства с применением достижений науки и техники. Об этом свидетельствовала тематика опубликованных статей, предложенной информации и аналитические обзоры различных сфер экономики и производства не только России, но и других стран. Использование жанров статьи, обзора, заметки, сообщения, отчета служило цели информирования российского предпринимателя и предоставления ему возможностей определения направлений развития, в публикациях содержались рекомендации практической направленности, способствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества. Композиционная структура материалов способствовала их объединению в рамках одного издания, несмотря на разносторонность предлагаемых сведений.

Литература

1. Акопов А. И. Типология советских научно-технических журналов // Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону: Тера, 2002.

2. По изданию доктором философии фон Каулломъ подцензурного журнала п. н. «Торговля и Современная Техника», переименованного въ «Русское торговое дело» (1901) (РГИА. Ф. 777. Оп.5. Ед. хр. 68).

3. Торговля. СПб., 1901. №1.

4. Торговля. СПб., 1901. №2.

5. Торговля. СПб., 1901. №3.

6. Торговля и современная техника. СПб., 1902. №2.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.