УДК 070.43+050.9
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО АЛЬМАНАХА «КРЫМ»: СТРУКТУРА И ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ (К 75-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ИЗДАНИЯ)
Бояркина Наталья Владимировна,
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассматриваются типологические особенности литературно-художественного альманаха «Крым», издававшегося на полуострове с 1948 по 1962 год. Печатный орган крымской писательской организации воссоздается в его основных типологических и жанрово-стилистических характеристиках, анализируется с точки зрения социо-культурного контекста, принадлежности к литературно-журналистскому виду издания.
Ключевые слова: альманах, литературно-художественный альманах «Крым», тип издания, система периодики, литература, журналистика.
Annotation. The article examines the typological features of the literary and artistic almanac «Crimea», published on the peninsula from 1948 to 1962. The press organ of the Crimean writers' organization is recreated in its main typological and genre-stylistic characteristics, analyzed from the point of view of the socio-cultural context, belonging to the literary andjournalistic type of publication.
Key words: almanac, literary and artistic almanac «Crimea», type of publication, periodical system, literature,journalism.
Постановка проблемы. В этом году исполняется 75 лет со дня выхода в свет первого номера литературно-художественного альманаха «Крым». Спустя три года после окончания Великой Отечественной войны литобъединение писателей полуострова уже преобразовалось в полноправную писательскую организацию и обзавелось своим печатным изданием [5]. У его истоков стояли известные писатели Сергей Сергеев-Ценский и Петр Павленко. Последний в первые несколько лет издания альманаха был его редактором.
Печатный орган Крымского отделения Союза писателей СССР издавался на протяжении 14 лет, с 1948 по 1962 год, в течение которых увидели свет 30 выпусков альманаха. В последующем настоятельная потребность в подобном издании определила попытки воссоздать его в 1990 и в 2013 годах. С 2013 года литераторы Крыма смогли повторно запустить свой печатный проект, который репрезентован как продолжатель традиций литературно-художественного альманаха «Крым», но по типу издания определен как журнал и, соответственно, типологически и структурно существенно отличается от своего предшественника.
Определение типологических характеристик альманаха «Крым» представляется актуальным в свете необходимости в дополнительном эмпирическом материале для изучения такого до сих пор недостаточно исследованного явления, как альманах. Эта задача еще более актуализируется в свете отмечаемого 75-летнего юбилея издания, значимого в том числе с социо-культурной точки зрения, поскольку позволяет в определенной степени воссоздать историко-культурный контекст, востребовавший обращение к литературно-журналистскому виду издания, каковым по своей сути является альманах.
Модель альманаха как общего типа издания в отечественной науке определяется следующим образом: ежеквартальный литературный кружковый печатный орган, неоднородный в рамках жанрово-тематического единства, оформленный в стилистике,
близкой к «карманным книжкам», склонный к образованию специализированных разновидностей [4, С. 34]. Считается, что в своей эволюции он прошел три стадии: от календаря через «карманную книжку» к специализированному сборнику.
На русской почве альманах отчетливо закрепляется как имя собственно литературного типа издания. К началу XX века окончательно утверждается подзаголовок «художественно-литературный», что «призвано подчеркнуть и доминирование литературного материала как такового, и усиление изобразительного аспекта» [1, С. 119]. Таким образом, альманах присоединяется именно к сборнику, с которым оказывается равноправным, с журналом рассматриваемый тип взаимозаменяем, а газете -противопоставлен. В противоположность информированию альманах относится к типу сборника, выполняющему профилирующую эстетическую функцию. Тем не менее в определенные эпохи этот вид издания активно вбирает в себя специфический внелитературный материал, в том числе газетного порядка (как альманахи 20-30 годов XX века) [3, С. 16].
Альманах фактически не имеет своей ниши в системе периодических изданий, располагаясь «на пересечении собственно литературной и журналистской парадигмы» [2, С. 38]. Переходный характер альманаха на уровне системных взаимосвязей проявляется в его пограничном положении между литературой и журналистикой, скрепляя эти два смежных института и воплощая в себе синкретизм последних.
В истории альманаха выделяют несколько пиков наибольшей популярности и, соответственно, расцвета данного типа издания. Периоды наиболее существенного распространения альманаха исследователи соотносят со следующими культурными эпохами: 20-е - самое начало 30-х годов XIX века (пик романтизма), 40-е годы XIX века (эпоха натурализма), первая треть XX века (культура модернизма и раннего соцреализма), время хрущевской «оттепели» (период андеграунда), эпоха перестройки (культура модернизма) [4, С. 12]. Отмечается, что с общим переломным характером культурных эпох корреспондирует аспект переходности самого типа данного издания, который именно и маркирует альманах как явление переходное, промежуточное, смешанное и неустойчивое, с достаточно подвижной и размытой внутренней структурой, содержательной комбинаторностью.
Обращается внимание на то, что переходные эпохи продуцируют переходный тип издания, то есть именно внелитературные обстоятельства, общекультурные факторы рождают к жизни альманашную форму издания. Таким образом, альманах более мобильно реагирует на динамику не только литературной жизни, но социо-культурную ситуацию в целом и тесно связан с поледней.
Изложение основного материала. Обращаясь к типологическим признакам литературно-художественного альманаха «Крым», прежде всего необходимо определить его формально-функциональные параметры.
К внешним признакам относится свободная периодичность издания: альманах издается один - два раза в год, по мере наполнения редакционного портфеля. В последующем, с 1958 года, издание выходит четыре раза в год, то есть выпускается как ежеквартальник. Изначально по формату альманах приближается к книге, сходство с которой усиливает выпуск ряда его номеров в твердой обложке. Первые номера выпускались тиражом в 10 тысяч экземпляров. Впоследствии, с выпуском издания ежеквартально, оно выходит в виде брошюры тиражом в 2,5 тысяч экземпляров.
В качестве издателя альманаха выступает областное отделение союза писателей, то есть в данном случае он предстает в своей классической роли консолидатора литературных сил, издания, вокруг которого группируется литературная жизнь, а сам он выполняет функцию своеобразной выставки литературных произведений, «годовой производительности» литературы [6, С. 176]. На задачу репрезентации творчества литераторов прямо указывает создание специфических непостоянных рубрик «Стихи поэтов Севастополя», «Стихи херсонских поэтов», «Нижнегорское литературное объединение», «Симферопольское литературное объединение», «Новые имена». При этом «выставляются», как правило, новые, еще не печатавшиеся произведения, что также является характерным для альманашного типа издания.
Отчетливо проявляется также календарный генезис издания как принадлежащего альманашному типу. Так, альманах «Крым» стандартно содержит соответствующие
рубрики «Хроника культурной жизни» и «Библиография» (или вариативно - «Критика и библиография», «Книжная полка», «Новые книги»). Кроме того, в содержание включаются собственно календарные отделы, например, «1917-1920. Хроника событий в Крыму», «Между съездами. Цифры и факты». Также календарная приуроченность прослеживается в создании рубрик, приуроченных к определенным датам и событиям. Таковыми являются отдельные тематические рубрики: «К 150-летию со дня рождения A.C. Пушкина», «К 90-летию со дня рождения В.И. Ленина», «К 50-летию со дня смерти Л.Н. Толстого», «Тарас Григорьевич Шевченко. К столетию со дня смерти» и т.д. Такие рубрики, как «Крым - к декаде» (посвящена мероприятиям, приуроченным к декаде украинского искусства и литературы), «Крым в семилетке», также являются четким маркером принадлежности альманаха к изданиям, предлагающим «круг чтения» на определенный отрезок времени [1,С. 119].
Структурно альманах «Крым» не соответствует традиционной трехчастной модели этого типа издания (проза, стихи, обзорные статьи и (или) ученые (научно-популярные) материалы) и не содержит также ведущей программной статьи. Печатный орган крымского отделения союза писателей изначально включал восемь рубрик. Их количество могло варьироваться, но базово альманах содержал, помимо основного блока со стихами и прозой, такие разделы, как «Статьи и очерки», «Искусство», «Критика и библиография», «Хроника культурной жизни», «Юмор» / «Сатира и юмор».
Центральное и главенствующее место в альманахе занимает раздел с новыми литературными произведениями. Причем внутри отдела стихотворения и различные виды прозы перемежались.
Статьи и очерки выделяются во второй отдельный важнейший блок издания. Он включает краеведческие материалы, а также повествования о социалистическом строительстве в Крыму: о промышленном освоении Сиваша, строительстве СевероКрымского канала, развитии садоводства и виноградарства, решении водной проблемы и т.п.
Наличие этого важнейшего блока определено концепцией издания, отраженной в предисловии редколлегии к первому выпуску альманаха: «как можно шире показать Крым», героический и трудовой, и человека как созидателя нового Крыма.
С этой целью на страницах издания регулярно печатаются материалы о Крыме в жизни и творчестве великих деятелей культуры (Л.Н. Толстой в Крыму, А.И. Куприн в Балаклаве, участие A.M. Горького в крымской жизни, Марк Твен в Ялте, М.С. Щепкин в Крыму), а также о людях разных профессий, внесших свой вклад в развитие полуострова (например, о почвоведе Василии Васильевиче Докучаеве, климатологе, организаторе и популяризаторе курортов Южного берега Крыма Владимире Николаевиче Дмитриеве).
В последующем краеведческие материалы помещаются в специальную рубрику «Из прошлого», а материалы о социалистическом строительстве - в блок «Крым будущий». Последние жанрово определяются как очерки, очерковые зарисовки, заметки или репортажи либо же без указания жанровой принадлежности. В одном из таких материалов под заголовком «Фабрика коммунистического труда» автор раскрывает поставленную перед ним задачу: сделать литературную запись рассказа собеседника, то есть фактически художественно обработать интервью. Исследование жанровой принадлежности материалов этой категории, находящихся на стыке литературы и журналистики, составляет отдельную перспективную тему для исследования.
С этой точки зрения также представляет интерес базовая рубрика альманаха «Крым» «Хроника культурной жизни». Этот блок являет собой подборку новостных сообщений об актуальных событиях, произошедших в Крыму за определенный отрезок времени. Новости касаются, как правило, культурной жизни, но здесь также содержатся сведения о событиях в иных сферах жизнедеятельности.
Традиционная рубрика альманаха «Искусство» содержит статьи о художественных выставках, художниках и отдельных картинах, а также театральных постановках и новых пьесах. При этом материалы этого раздела созданы не столько в жанре художественной критики, сколько в стиле репортажа с вернисажей и о спектаклях.
На ранних этапах альманах включает отделы, предоставляющие трибуну как писателю, так и читателю. В частности, в издание помещается рубрика «Переписка с читателем», а по одному из писем даже проводится своеобразное журналистское
расследование относительно распределения поступающих на полуостров книг. Таким образом, альманах как издание обладал определенным интерактивным потенциалом, который реализовывался в переписке с читателем, опубликовании читательских материалов, касавшихся преимущественно социалистического строительства и его отражения в литературе.
В дальнейшем появилась новая постоянная детская рубрика («Для детей» / «Детский уголок»), раздел с переводами (после передачи Крыма в состав УССР).
В то же время, развиваясь, альманах становится более идеологическим (в частности, регулярно начинают публиковаться программные статьи с указаниями партии относительно задач для литературы и литераторов) и одновременно в определенной степени утрачивает концептуальность. Последнее обстоятельство отражается в том числе на рубрикации, которая становится нечеткой, отрывочной, подвижной (например, внутри рубрики «Очерки» могут помещаться стихотворения), и просто не поименованной. Важнейший краеведческий раздел перемещается в конец номеров, а юмористический, увеличиваясь в объеме, поднимается на верхние позиции. Вместе с тем появляются тексты песен, ноты к ним.
Выводы. Таким образом, советский альманах «Крым» предстает в основных важнейших характеристиках этого вида издания как собрание разных авторов, реализованное в свободных сроках издания и жанровой пестроте. Воплощена в альманахе «Крым» также свойственная этому типу издания календарность.
Характерная для альманашного типа концептуальность на структурном уровне воплотилась в виде изначально четкой и продуманной выраженной рубрикации, призванной дать широкую картину довоенной, военной и послевоенной жизни Крыма. Именно с основной концепцией альманаха очевидно связано избрание крымским отделением союза писателей этого типа издания. В то время как вторая половина XX века в целом считается периодом доминирования журнала, послевоенный подъем в Крыму востребует такую форму, которая дает возможность обеспечить широкий охват действительности преимущественно через призму литературы и искусства.
Очевидно альманах «Крым» продолжает инерцию соцреалистического альманаха 20-30 годов XX века, наследуя традицию включения специфического внелитературного материала, соотнесенного с трудовыми свершениями и в целом социалистическим строительством. Для изложения такого материала используются формы, созданные на стыке литературы и журналистики (очерк, очерковые зарисовки, заметки, репортажи), которые с точки зрения жанрово-стилистической принадлежности требуют дополнительного изучения. Журналистские техники также используются в альманахе в связи с реализацией принципа календарности в хроникальных разделах в виде подборки новостных сообщений.
Литературно-художественный альманах «Крым» являет собой веху в развитии литературно-журналистского процесса на полуострове, изучение которого не только дает богатый эмпирический материал для исследования альманашного типа издания, жанрово-стилистических особенностей текстов, созданных на стыке литературы и журналистики, но также рисует широкую панораму общественной жизни и представляется перспективным в плане изучения социо-культурного контекста эпохи.
Список литературы:
1. Балашова, Ю.Б. Альманах в системе периодики / Ю.Б. Балашова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67. - №3,- С. 115-120
2. Балашова, Ю.Б. Альманах как издание переходного типа / Ю.Б. Балашова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - № 1/2009. - С. 36-39
3. Балашова, Ю.Б. Соцреалитистический альманах как нормативный трактат / Ю.Б. Балашова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. -№ 3/2008. - С. 15-19
4. Балашова, Ю.Б. Эволюция и поэтика российского литературного альманаха как типа издания: автореферат диссертации ... доктора филологич. наук: 10.01.10 / Балашова Юлия Борисовна. - СПб, 2011.- 38 с.
5. Пятков, Г. В единстве - успех и победа! / Г. Пятков // Литературная газета. - 2005. - 31 марта. - № 11-12 (158-159). - URL: http://www.lit-crimea.narod.ru/160-161/piatkovl3-14.html (датаобращения: 05.10.2023)
6. Рейтблат, А.И. Литературный альманах 1820-1830-х годов как социокультурная форма: статья / А.И. Рейтблат // Новые безделки: сборник статей к 60-летию В.Э. Вацуро / сост.: Е.О. Ларионова и др. - Москва, 1996. - С. 167-181
УДК 008:392.81+81'22
ЕДА КАК ПРЕДМЕТ СЕМИОТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАПАДНОЙ НАУЧНОЙ
ТРАДИЦИИ
Брыжак Ольга Владимировна,
кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и социокультурного проектирования Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Ахметова Эльмира Петровна, магистрант 1 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению традиций исследования феномена еды в спектре его проявлений как предмета семиотического анализа в зарубежном научном пространстве. Семиотика еды входит в области исследований культурологии, антропологии, этнологии, социологии, истории, лингвистии и психологии и других с применением различных семиотических подходов, в том числе, традиционной семиотики текста, а также семиотики культуры, социосемиотики, этносемиотики и биосемиотики. Семиотический анализ еды предполагает рассмотрение таких элементов, как развитие систем классификации съедобных и несъедобных веществ, вкусовое восприятие, манеры поведения за столом, интерпретация еды как языка, множество форм общения, связанных с пищевой системой, дизайн еды и т.д. Обзор ряда западных публикаций, посвященных семиотике еды, опираются на различные методологические и теоретические основы. Однако они имеют общую фундаментальную задачу: указать на способность семиотической оптики рассматривать сложную семантическую вселенную, окружающую пищу, чтобы расшифровать ее логику и механизмы функционирования.
Ключевые слова: гастрономическая культура, еда, методология науки, семиотический подход, зарубежная наука.
Annotation. The article is devoted to the consideration of the traditions of studying the phenomenon of food in the spectrum of its manifestations as a subject of semiotic analysis in the foreign scientific space. The semiotics of food is included in the fields of research of cultural studies, anthropology, ethnology, sociology, history, linguistics and psychology and others using various semiotic approaches, including traditional text semiotics, as well as cultural semiotics, sociosemiotics, ethnosemiotics and biosemiotics. Semiotic analysis of food involves consideration of such elements as the development of classification systems for edible and inedible substances, taste perception, table manners, interpretation of food as a language, many forms of communication associated with the food system, food design, etc. Review of western publications devoted to the semiotics of food are based on various methodological and theoretical foundations. At the same time, they share a fundamental goal: to point the ability of