Е.А. Дублева ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕМОНТНОГО ПЕРСОНАЛА АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
Преамбула. В статье рассмотрены результаты исследования экстраверсии-интроверсии и психических состояний ремонтного персонала атомных станций, значимые для повышения надежности профессиональной деятельности. Эти результаты также используются при обучении персонала и подготовке руководителей.
Современная атомная станция (АС) -мощный социально-экономический фактор, влияющий на жизнь целых городов и регионов. Технические и технологические аспекты работы АС - одна сторона ее функционирования, другая - работа большого коллектива людей, занятых эксплуатацией, управлением, ремонтом и обслуживанием АС. Изучение специфики труда специалистов электроэнергетики показало, что труд работников электростанций следует отнести к видам деятельности с высокой психической нагрузкой. Не каждый человек из тех, кто имеет хорошие профессионально-технические знания, способен вынести эту нагрузку.
Нет необходимости доказывать, что надежность персонала наряду с надежностью техники является одним из важнейших процессуальных свойств, влияющих на качество эффективность и безопасность работы АС. Толкование надежности как способности достигать цель положено в основу известных определений, сформулированных в классических работах 1960-х гг. Д. Мейсте-ром. «Надежность человека - это вероятность того, что работа или задача будет успешно выполнена персоналом на любом требуемом уровне работы системы в течение требуемого промежутка времени».
Наиболее стройная иерархия понятий, характеризующих деятельность, была выстроена А.И. Гу-бинским, рассматривающим наряду с надежностью эффективность и качество функционирования. Систематизируя понятия и знания, накопленные в области человеческого фактора в ядерной энергетике, А.Н. Анохин и В.А. Острейковский выделяют пять источников возникновения ошибок:
- ошибки на психофизиологическом уровне
- неработоспособность в момент опасности;
- ошибки на уровне психологии мышления/ памяти - привычка к стереотипным ситуациям/ действиям помешала предпринять адекватные действия в новой ситуации; слабые профессиональные навыки;
- ошибки на уровне психологии мотивации/ отношения - отсутствие интереса к работе, низкая оценка значимости работы; формальное отношение к своей работе; недисциплинированность; отсутствие чувства долга;
- ошибки на уровне психологии личности -отсутствие воли, нежелание действовать разумно в минуту опасности, некоммуникабельность, эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля;
- ошибки на социально-психологическом уровне - мнимые моральные ценности, нежелание работать в команде, ярко выраженная конфликтность, неспособность руководить людьми [2, с. 275].
Деятельность человека на АС более всего изучена на примере операторов блочного щита управления (БЩУ) (В.Н. Абрамова, А.Н. Анохин,
В.П. Третьяков). В настоящее время гораздо более актуальными и наименее изученными являются вопросы влияния на безопасность и продуктивность действий личностных особенностей ремонтного персонала, выполняющего работы в условиях повышенного риска. Мало сведений о типичных ошибках ремонтного персонала, об организационных, социально-психологических и психологических факторах предупреждения таких ошибок. Актуальны проблемы определения и формирования профессионально-важных личностных качеств ремонтного персонала атомных станций.
Велика роль ремонтного персонала в поддержании надежной и безопасной работы энергоблоков АЭС. Снижение нарушений по вине ремонтного персонала, сокращение сроков ремонта непосредственно приводит к выработке дополнительной электроэнергии и повышению экономической эффективности АЭС.
На совещаниях главных инженеров атомных станций постоянно уделяется большое внимание нарушениям, связанным с ошибками персонала. В 2002 году доля нарушений в работе АЭС по вине персонала составила 39%. Треть из них произошла по вине ремонтного персонала. Было
© Е.А. Дублева, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
47
подчеркнуто, что их доля увеличилась в сравнении с предыдущим годом, что говорит о проблемах подготовки ремонтного персонала.
Одной из основных задач является обучение персонала, направленное на предупреждение и сокращение ошибок ремонтного персонала. Первым этапом в организации обучения является анализ его деятельности и выявление психологических особенностей личности ремонтного персонала. Это необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия именно на тех направлениях, которые приносили бы наибольшую пользу предприятию и давали бы наибольший эффект.
У многих исследователей психологическая характеристика экстраверсия-интроверсия (наряду с другими) вызывает интерес, т.к. она отражает не только темперамент, характер, но и, в определенном смысле, направленность личности (Г.Ю. Айзенк, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, Б.В. Кулагин, Е.М. Никиреев).
Термины «экстраверсия-интроверсия» были введены К. Юнгом, который заметил, что существование типов экстравертов и интровертов означает: «один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой» [3, с. 290].
Г. Айзенк стремился определить самые основные параметры индивидуального различия [1, с. 10]. Свою интерпретацию экстраверсии-интро-версии он дал, обратившись в поиски физиологических основ как наиболее важных индивидуальных черт личности. Г. Айзенк рассматривает качества личности, образованные на основе ин-териоризации межличностных и социальных отношений, поэтому любое личностное качество представляет собой устойчивый диапазон, приобретаемый в течение жизни:
а) ориентировочных операций и действий в определенных социальных ситуациях и отношениях;
б) операций и действий планирования и организации своего поведения и поступков в таких ситуациях и отношениях [4].
Несмотря на некоторые различия в определении и описании этих феноменов у разных авторов, можно отметить и значительное сходство: выделение у экстравертов таких качеств, как общительность, жизнерадостность, беззаботность, склонность к переменам, импульсивность, предпочтение движений и практической деятельности; у интровертов - склонность к уединению, самоанализу, застенчивость, сдержанность, песси-
мизм, преобладание духовных интересов (Л.И. Анциферова, В.М. Блейхер, Б.В. Кулагин,
B.С. Магун).
Понятия интроверсии-экстраверсии, нейро-тизма, психотизма у К. Юнга - различные типы по направленности либидо, для Г. Айзенка - комплексы скоррелированных между собой черт. Он разработал эти понятия и создал опросники, позволяющие выявлять эти конструкты и проводить факторный анализ данных, полученных на больших выборках.
В теории и методике, разработанной Г. Айзенком, экстраверсия-интроверсия и нейротизм (степень эмоциональной устойчивости, адаптирован-ности личности) соотносятся с четырьмя типами темперамента. Г. Айзенк увязывает их со свойствами нервной системы, что может говорить о «биологической предопределенности психологических и социальных качеств личности» [6, с. 64].
Иную точку зрения высказывает В.С. Мерлин: экстраверсия является одним из свойств темперамента и, следовательно, не содержательной (мотивационная сфера, мировоззрение), а динамической характеристикой личности; поэтому «одна и та же направленность личности в зависимости от общественных условий возможна при различных свойствах темперамента и одни и те же свойства темперамента возможны при различной направленности личности» [5, с. 7].
Вместе с тем, он отмечает, что «существуют такие индивидуальные особенности психики, которые являются условными, благоприятными или, наоборот, неблагоприятными для усвоения определенного социально типичного, идейного содержания мотивов». Судя по характеру коррелирующих индивидуальных особенностей, это -свойства темперамента [5, с. 249].
Подобной точки зрения придерживается и В.М. Русалов. Он пишет: «Включение экстравер-сии-интроверсии в систему темпераментальных свойств необходимо считать обоснованным. Это не противоречит представлениям Айзенка о психологическом содержании экстраверсии, интерпретируя которую авторы используют в большей мере формальные характеристики поведения и считают ее биологически обусловленной» [10, с. 5].
Вопроса экстраверсии-интроверсии так или иначе касались многие исследователи в своих теоретических и экспериментальных работах.
C.Л. Рубинштейн рассматривал экстраверсию-интроверсию и моральную направленность лич-
48
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
ности в рамках понятия характера, но относил их к разным, не взаимосвязанным типам отношений. Г. Айзенк отмечал различные формы соци-абельности экстравертов и интровертов, ее максимальную выраженность у эмоционально стабильных невротиков. В.С. Мерлин сравнивал особенности общения как по активности (выше у экстравертов), так и по специфике (у экстравертов «широкая общительность с большим кругом разнообразных и малознакомых людей», у интровертов «избирательная общительность с узким кругом хорошо знакомых людей») [9, с. 36].
В основе экстравертно-интровертного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Многие психологи используют показатели сенсорной чувствительности для определения свойств темперамента. Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой экстраверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-интро-версией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.
Проведенное нами исследование в Смоленском учебно-тренировочном центре показало, что среди ремонтного персонала, обслуживающего тепломеханическое и электротехническое оборудование атомных станций (АС) преобладают экстраверты. Но интровертов больше среди персонала, обслуживающего электротехническое оборудование. Хотя значимых различий между количеством экстравертов и интровертов у указанных групп работников нет, необходимо все-таки отметить некоторую тенденцию к этим различиям. Эта тенденция, вероятно, связана со спецификой работы этих групп: у ремонтного персонала, обслуживающего электротехническое оборудование, работы, преимущественно, выполняются в одиночку, индивидуально. У персонала, обслуживающего тепломеханическое оборудование АС, работы выполняются коллективно, в составе бригады, члены которой должны одновременно успевать выполнять ремонтные операции.
Говоря о связи между экстраверсией-интро-версией и психическими состояниями, можно отметить, что экстраверсия-интроверсия хорошо коррелирует с агрессивностью и фрустрацией.
С ригидностью наблюдается высокий коээфици-ент корреляции у персонала до 30 лет. Чем старше персонал, обслуживающий тепломеханическое оборудование АС, тем корреляция ниже.
Существует взаимосвязь свойств темперамента и склонности к риску, здесь были выявлены высокие показатели значимых корреляционных связей у всех групп ремонтного персонала атомных станций. Кроме этого, была выявлена определенная взаимосвязь свойств темперамента и проявлением тревоги у персонала, обслуживающего тепломеханическое и электротехническое оборудование АС. Особенно сильная корреляция у персонала до 30 лет, что, очевидно, связано с недостаточным опытом работы с оборудованием в сложных условиях атомной станции.
При обучении персонала и подготовке руководителей необходимо обращать внимание на типологические особенности ремонтного персонала атомных станций. Следует учитывать, что среди ремонтного персонала атомной станции преобладают экстраверты. Следовательно, для повышения эффективности подготовки, предпочтительно выбирать групповое обучение, включающее коллективное обсуждение тем и автоматизированный контроль знаний.
Ремонтный персонал АС старше 40 лет, обслуживающий тепломеханическое и электротехническое оборудование требует повышенного внимания. Как показывают наблюдения, в учебно-тренировочном центре в учебном процессе этот персонал проявляет себя как опытный, надежный. Они пользуются уважением среди сотрудников, к ним обращаются за советом. Но существуют определенные трудности в освоении нового, например, работы с компьютером, освоение новых технологий.
Необходимо обратить внимание психологов и инструкторов УТЦ (УТП) на ремонтный персонал, у которого склонность к риску повышена или слишком занижена, в частности, по результатам тестирования, к ним относятся инженеры электрооборудования. Для повышения надежности профессиональной деятельности ремонтного персонала, учебный процесс должен включать создание благоприятного психологического климата в учебных группах и трудовых коллективах, организацию и проведение психологической поддержки и психокоррекционных мероприятий нуждающемуся в них ремонтному персоналу атомных станций.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
49
Библиографический список
1. Айзенк Г Количество измерений личности: шестнадцать, пять или три: Критерии таксономической парадигмы // Иностр. психология. - 1993. -Т. 1, 2. - С. 9-23.
2. Анохин А.Н., Острейковский В.А. Вопросы эргономики в ядерной энергетике. - М.: Энерго-атомиздат, 2001. - 344 с.
3. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. 1981. - 364 с.
4. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебн. пособие. -М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 336 с.
5. Мерлин B. C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество» // Вопросы психологии. - 1975. - №5.
6. Никиреев Е.М. Влияние экстраверсии и ин-троверсии на формирование профессиональной
направленности личности студента педагогического института. Личность и познавательные процессы // Сборник статей Всесоюзной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.Ф. Добрынина. Ч. 1. - М., 1991.
7. Никиреев Е.М. Проблема профессионально-педагогической направленности в психологопедагогических исследованиях // Науч. тр. МПГУ Сер.: Психолого-педагогические науки. - М., 1998.
8. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инта; Воронеж: МОДЭК, 2004.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика. 1989. - 488 с.
10. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психол. журнал. - 1986. - №4.
11. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 240 с.
В.В. Душко
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ
Школа является образовательным институтом, осуществляющим духовное воспроизводство, что, безусловно, требует от нее ответственности за повышение уровня духовности молодежи как базисной характеристики, за овладение молодыми морально-нравственными ценностями. Однако на сегодня либо утрачен авторитет субъектов воспитательной деятельности (школа, педагоги, родители, детские общественные организации) среди детей и молодежи, либо нет достаточной ясности в определении конкретных социальных возможностей в условиях современного социума.
Сегодня научный поиск решения проблемы духовно-нравственного развития молодежи направлен на разрешение противоречий, которые являются, с одной стороны, порождением предшествующей эпохи, а с другой - трудностями школы в новой социально-экономической и педагогической ситуациях. К таким проявлениям современных издержек воспитания можно отнести следующие:
- направленность усилий педагогов на борьбу с недостатками в личности ребенка маскирует главную цель воспитания, которая состоит в формировании духовного мира растущего человека, в развитии его добродетелей и достоинств;
- воспитатель зачастую не принимает ребенка таким, каков он есть, а предписывает ему программу «быть таким»;
- вербальные методы воспитания выступают в качестве ведущих и создается иллюзия больших возможностей и успешности воспитательного процесса;
- воспитание подменяется процессом обучения и растворяется в дидактических принципах и методах;
- воспитание направлено на избегание неудач, а не на достижения успеха и т.п.
Необходимость преодоления этих проявлений прежней парадигмы воспитания, где запреты, ограничения и наказания порождали непонимание и внутреннюю отчужденность человека от себя, где исчезает полифония духа и остаются моноло-
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
© В.В. Душко, 2007