Научная статья на тему 'Типологические особенности функционирования современной региональной периодики'

Типологические особенности функционирования современной региональной периодики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3091
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОКАЛЬНАЯ ПРЕССА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛОКАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ВИД И ТИП ПРЕССЫ / ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / ТИПОЛОГИЯ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белякова Валентина Александровна, Белякова Людмила Петровна

Активность употребления понятия «региональная пресса» относительно различных сегментов «малой» периодики требует ряда уточнений. Классификационная ниша региональной прессы в типологической системе современной журналистики обнаруживает своеобразную «подвижность ». С точки зрения типологических стандартов, она относится не к типу, а к роду прессы, объединяющей различные типы и виды «малой» и «большой» периодики. Термин может быть употребим относительно локальных и глокальных изданий, в зависимости от того, что понимается под центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Белякова Валентина Александровна, Белякова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности функционирования современной региональной периодики»

Валентина Александровна Белякова,

магистр филологических наук (УП«Национальная киностудия "Беларусьфильм"») Людмила Петровна Белякова,

кандидат филологических наук, доцент (Институт журналистики Белорусского государственного университета)

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ

Активность употребления понятия «региональная пресса» относительно различных сегментов «малой» периодики требует ряда уточнений. Классификационная ниша региональной прессы в типологической системе современной журналистики обнаруживает своеобразную «подвижность». С точки зрения типологических стандартов, она относится не к типу, а к роду прессы, объединяющей различные типы и виды «малой» и «большой» периодики. Термин может быть употребим относительно локальных и глокальных изданий, в зависимости от того, что понимается под центром.

Ключевые слова: глокальная пресса, информационное пространство, локальные издания, региональная пресса, вид и тип прессы, теория и методология современной журналистики, типология СМИ.

Журналистика нового времени динамично развивается, что не может не отражаться в ее теории и методологии. Преобразования происходят стремительно и осмысление их представляет исключительно актуальную задачу. Заметно возросшая активность употребления термина «региональная пресса» относительно различных сегментов «малой» периодики, вызванная общими трансформационными процессами информационного пространства и медийной сферы, требует уточнения классификационной ниши данного сегмента СМИ в обновляемой типологической системе теории современной журналистики.

Несмотря на обилие источников, широко использующих термин «региональная пресса», они представлены разрозненными точками зрения, выраженными в научных статьях на смежные темы, в тезисах и докладах, материалах и других «коротких» жанрах дискуссионного плана, внимательное прочтение которых не только не обнаруживает единства толкования нововведенного термина, но и подтверждает наличие разночтения и полисемии.

Выявляется и ряд типологических парадоксов. В частности, «развитие научно-технического прогресса и информационно-коммуникационных технологий, новые геополитические реалии после 1991 года, ряд других факторов глобального и локального масштабов создали принципиально иной базис функционирования СМИ. В результате изменения ре-

гуляторных функций со стороны государства медиаландшафт бывшего единого информационного пространства и национальных информационных сфер претерпели принципиальные перемены. На месте распавшегося монолита строго выстроенной пирамиды официальной прессы (от центральной газеты «Правда» до районной и многотиражной газеты в глубинке) остались руины [5. С. 16-17].

Типология или «классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков» [10. С. 508] представляет иерархически сложную систему научного познания объектов той или иной сферы, стремящуюся к отображению архитектоники исследуемого объекта, выявлению закономерностей, позволяющих представлять явление в его реально существующей сути. Типология - особый раздел теоретического знания, особое методологическое средство, с помощью которого строится фундаментальное объяснение самых различных проблем профессиональной практической деятельности.

Как отмечает исследователь уральской региональной прессы Б. Н. Киршин, региональная пресса является «важнейшей частью общенационального информационного пространства, своего рода основой всей российской системы средств массовой информации (СМИ)» [6. С. 3]. Эти положения можно отнести и к характеристике современного белорусского национального информационного пространства. Лучшие

региональные издания обладают неповторимыми чертами. Читательская аудитория таких газет во все времена была объединена искренним интересом к материалам своего региона. Если набор характеристик, обеспечивающих уникальность региональных газет, включает в себя содержательную и композиционно-графическую модели, особенности отношений с аудиторией, жанровую палитру и стилистику издания, то в перечень констант входят такие параметры, как статус издания, определяемый, прежде всего, характером учредительства, его экономическим механизмом, коммуникативной стратегией [6. С. 3].

В партийно-советской системе теории журналистики прослеживалась четкая типологическая дифференциация периодики по территориальному признаку: центральные, республиканские, областные, районные, городские, многотиражные. Но во время геополитических изменений во всем мире не представляется возможным применение старых технологий, терминологии и типологии, в том числе в данной сфере. Как отмечает С. В. Дубовик, «современное поле печатных изданий Республики Беларусь претерпело большие изменения. Это объясняется, во-первых, переменами в социальной структуре белорусского общества, во-вторых, новыми технологиями, требующими изменений в типологии прессы не только в нашей стране, но и во всем мире» [13. С. 10].

Таким образом, трансформация понятия «региональная пресса» сегодня претерпевает объективные изменения. Иное дело, насколько объем и содержание, заложенные в данной категории (равно как и во многих других «обновленных» терминах), соответствуют содержанию и объему понятия, воспринимаемому теоретиками и практиками журналистики, а также более широким кругом специалистов [3. С. 35-36]. Попытаемся уточнить семантическое наполнение новомодного термина, разно-уровневость звучания которого порождает еще более полифоничные варианты восприятия и толкования.

Семантическое значение понятия «регион» неоднозначно по своей природе, о чем свидетельствуют самые разные словари: как современные, так и «старые», как отечественные, так и зарубежные. Понятие регион объемнее и содержательнее созвучного ему район, которое является частью региона и лишь иногда совпадает по смыслу, как часть с целым. Семантическая ячейка понятия регион крупнее

и эластичнее понятия район. Беларусь является регионом мира, Европы, постсоветского пространства. 118 административных районов Беларуси и 6 ее областей являются регионами страны. Соответственно, 118 районных газет и шесть областных являются в некотором роде региональными изданиями. Но в строго научном, типологическом контексте категория региональный (-ая), ввиду своей «подвижности» и эластичности, не является идеальной для классификации и типологии национальной прессы. В зависимости от точки отсчета: что является центром? - вся пресса Беларуси может быть классифицирована как региональная. И в этом нет ничего оскорбительного. Как и не может быть ничего комплиментарного в том, что «малая» пресса стала вдруг региональной. Она таковой является, распространяясь на определенной территории:

1) в границах одной или нескольких смежных административных территорий (района, края, области, округа);

2) в границах шире или уже административно-территориальной единицы, обладающей определенной аутентичностью (Полесье, Нарочанский край, Западная Беларусь, Туровская зона и др.);

3) в границах периферичексих областей различного формата, подпадающих под определение по дихотомическому принципу - «нестолица», «нецентр».

Заметим, в одном из значений регион синонимичен понятию страна, даже группе государств. Значит, и республиканские, общенациональные, а иногда и транснациональные издания также являются в определенном смысле региональными, если отсчет ведется относительно более крупных центров мира.

Конъюнктурность и востребованность той или иной лексемы в современном мире понятий не всегда адекватны и чаще всего требуют определенного объяснения. На данный феномен стремительного и неупорядоченного распространения термина «региональный» указывает профессор Н. Т. Фрольцова. В частности, она отмечает: «В некотором роде термин «региональное телевидение» является неологизмом среди устоявшихся дефиниций как белорусской теории журналистики, так и социологии СМИ» [14. С. 96]. Автор справедливо ставит вопрос, что «необходимы дополнительные уточняющие факторы региональности» [там же]. В данном контексте речь идет о региональных аудиовизуальных средствах массовой

информации, но проблема проецируется в полной мере и на другие СМИ.

Если термином «региональная пресса» обозначать подсистему местной печати: областную, городскую, районную, корпоративную, как это чаще всего и понимается в обиходе, - их типология, проблематика и перспективы также представляют интерес для научного исследования. Не менее важен поиск ответа на актуальный вопрос: что изменило ситуацию на постсоветском пространстве: качественный рост региональной прессы или ослабление центра?

Мнения о роли и месте региональной прессы в жизни современного общества высказываются диаметрально противоположные. Н. В. Ананян из Ростовского государственного университета утверждает, что «информативность большинства региональных газет близка к нулю» [1. С. 49]. Встречаются и другие, достаточно резкие и низкие оценочные суждения относительно важнейших параметров функционирования региональной прессы. Однако нельзя отрицать того, что такой сегмент современной медиасферы, как региональная пресса, становится в наше время все более популярным объектом изучения, привлекая внимание научной, исследовательской, управленческой элиты. В этом контексте особенно важным представляется разработка уточняющих факторов, которые позволяют полнее выделить региональную прессу в типологии СМИ. Ведь типология печатных СМИ - одна из «несущих конструкций» теории и методологии журналистики, сфера знания, имеющая свою историю [11. С. 61].

В Республике Беларусь в настоящее время в числе более тысячи различных изданий зарегистрировано 138 общественно-политических средств массовой информации, учредителями которых являются областные, районные и городские исполнительные комитеты местных органов власти - Советов депутатов, в том числе - 10 областных, 10 городских и 118 районных и объединенных газет. Общий разовый тираж местных официальных газет составляет около 800 тыс. экз., что превышает консолидированный тираж центральных республиканских изданий [9. С. 10].

На такого рода статистических данных строятся умозаключения о том, что в современных условиях значительно возрос интерес аудитории к региональной периодике. Аргумент веский, но не убедительный. Гораздо более убедительным представляется другой аргумент:

сравнение рассчетных показателей плотности расспространения изданий, исчисляющийся количеством экземпляров издания на 1000 проживающих в зоне распространения соответствующей газеты того или иного региона. Этот показатель у абсолютного большинства белорусских районных газет превышает 100-150 экземпляров, достигая в отдельных регионах 200.

В то же время, плотность распространения центральных национальных изданий значительно ниже. Даже самая тиражная газета страны «Советская Белоруссия», в последние годы выходящая под логотипом "СБ. Беларусь сегодня", с почти полумиллионным тиражом имеет рассчетный показатель на 1000 проживающих на территории Беларуси около 50 экземпляров. "Новые" общественно-политические издания «Рэспублша» - менее 10, «Народная газета» - около 5, такой же рейтинг у официальных старейших изданий газет «Звязда», «Белорусская нива», «Знамя юности». У альтернативной и оппозиционной "новой" прессы и того меньше - от 1 до 3 экземпляров на тысячу населения. Издания, позиционирующиеся как общенациональные бренды, в «лучшие» времена имели значительно более высокие показатели. По 100 и выше экземпляров газеты в расчете на тысячу населения приходилось в отдельные периоды издания «Знамени юности» и детской газеты «Зорька», тиражи которых превышали миллион экземпляров, чуть ниже был пиковый рейтинг издания «Народной газеты» (около 80), у «Рэспублт» (около 50), «Звязды» (20-30), «Белорусской нивы» (10-15).

Падение влияния бывших центральных московских газет на региональную территорию современной Беларуси еще значительнее. Старые логотипы отдельных из них просто потерялись на фоне ярких красочных новых изданий, обрели выраженные признаки региональных приложений.

Так что удельный вес местной «малой» прессы относителен. Их «авторитет» вырос на фоне падения тиражей центральных и республиканских изданий, фактически оставшись стабильным, как и статус, что, однако, также является признаком позитивным.

В научной литературе нет однозначного ответа на вопрос: какие издания можно отнести без натяжки к типу региональных. В теории современной зарубежной журналистики, например, широко употребляется термин «локальная» пресса. Отечественные исследователи журналистики используют его как синоним

понятия «региональная» или местная пресса. Однако и эти понятия имеют свои оттенки. Локальный, значит - закрытый, замкнутый, в противовес открытому. Регион - это часть целого. Региональная пресса, как правило, локальна, но она может быть и трансконтинентальной, и глокальной. Глокализация - еще один термин нашего времени, введенный Р. Робертсоном. Он обозначает место и роль местных и региональных изданий в мире глобального информационного пространства, указывая на «усиление роли локальных процессов вместе с усилением роли глобальных» [2. С. 50]. Е. О. Арбатской представляется, что «локальные СМИ скорее должны быть ориентированы на «частные», чем на общие интересы» [2. С. 50]. Но классификационная ниша и этого сегмента СМИ в типологической системе современной журналистики шире и многограннее.

Научное осмысление проблемы обнаруживает многослойность и неоднозначность широко распространившегося в употреблении термина «региональный» относительно местной и «малой» прессы. С точки зрения теории и методологии современной журналистики, в строго научном философско-филологическом значении понятие «региональная пресса» является абстрактно относительным, под значение которого могут подпадать самые различные сегменты СМИ в зависимости от принятой точки отсчета: «центр (столица) - периферия». В профессиональном обиходе и на прикладном уровне социологии журналистики употребление привившегося термина «региональная пресса» вполне приемлемо относительно различных видов местной, «малой» периферийной и локальной прессы при условии наличия уточняющих факторов к какому типу (областные, районные, заводские, вузовские и т. д.) относится данный сегмент СМИ, если речь идет о территориальном признаке. За модернизацией типологической терминологии угадывается тенденция откровенных провалов центральной и «большой» прессы, потерявших на рубеже ХХ-ХХ1 веков прежние свойства транснациональных изданий и обретающих в условиях глобализации региональный характер вследствие геополитической «перезагрузки» и массированного наступления мощных конкурентов с мировыми брендами.

Для четкой ориентации в информационном мире открытого пространства необходимы более четкая систематизация представлений, определенная классификация СМИ на

основе уточняющих факторов, так как с точки зрения строго научной, в контексте теории и методологии журналистики философско-филологическое значение понятия, во-первых, более масштабно и, во-вторых, более эластично. Обладая феноменом «резиновой рулетки», понятие «региональная пресса» занимает «плавающую» классификационную нишу в типологии национальной журналистики, позволяющую то локализоваться на относительно неполном регионе страны, то заполнять все ее пространство, легко преодолевая границы, если сопоставление национальной медиасфе-ры ведется относительно более крупных международных регионов, располагающих более масштабными «центром» или «центрами». В прикладном значении, в контексте социологии журналистики «региональная пресса» -это издания периферического производства, рассчитанные на локализованную, местную аудиторию. «Малая» пресса, играя значимую роль в локальном масштабе, практически не представляет интереса для других регионов в бумажном варианте, распространяясь исключительно в пределах заданной территории. С внедрением электронных версий этот барьер в определенной степени снимается, но неизменным остается феномен местной и локальной прессы: она интересна и ценна исключительно для условно включенной в отражаемые события аудитории, располагающей общими знаниями местных семиотических знаков и ценностей. Этот сегмент периодики насыщает медиасферу национального информационного пространства, но не является равнозначным конкурентом центральным и транснациональным изданиям, располагающим иными возможностями и выполняющим иные функции общегосударственного, общенационального, а порой и транснационального, трансконтинентального, глобального масштабов.

В научной статье Е. В. Курбаковой «Положительная» журналистика: из истории провинциальной периодики» [7. С. 200] приведен ряд положений, проливающих свет на некоторые стороны предмета нашего исследования. Приведем их в некотором сокращении и пересказе. В 1865 г., - указывает автор, - один из журналистов «Современника» охарактеризовал провинциальную прессу следующим образом: «Газеты эти печатаются в губернской типографии, и пишут их не публицисты, а канцелярские служители, сшивают сторожа и печать наклеивают они же» [там же].

«Опека» цензуры, сохраненная в отношении провинциальной печати в уставе 1865 г.; подчинение региональной периодики местной администрации; обилие «случайных» сотрудников в редакциях провинциальных газет; «провинциальное общество, не привыкшее к гласности и часто враждебное ее органам» [7. С. 201], - на первый взгляд, «вывод» очевиден: и в столицах, и «на местах» уже без малого полтора столетия назад осознавалась бесперспективность усилий провинции конструктивно воздействовать на формирование общественного сознания посредством печатного слова. Однако такого рода «вывод», выносимый в качестве приговора по отношению к провинциальной журналистике, был опровергнут тогда же, в XIX в., а наиболее весомые аргументы в дискуссии по этому вопросу носят актуальный характер, считает автор.

В чем предназначение региональных СМИ? Каковы характеристики и интересы провинциальной читательской аудитории в конкретной исторической реальности? Как с ней (аудиторией и реальностью) работать журналисту?

Самым ярким эпизодом дискуссии о судьбах провинциальной журналистики, по мнению Е. В. Курбаковой, явился отклик А. С. Гациского на статью Д. Л. Мордовцева «Печать в провинции» [8. С. 51]. Утверждению Мордовцева о том, что провинциальная печать «не имеет под собою реальной почвы» [там же], Гациский дает логичное продолжение: «Да, это так, если не имеет под собою реальной почвы и сама провинция, но областное земство, администрация, школа, суд и т. д. - разве все это не реальная почва? Разве областная провинциальная печать не может иметь своего мнения, и не по одним областным, но и по государственным вопросам, разве решение государственных вопросов никогда не принадлежало провинции, разве, наконец, не провинция суть всей силы и бессилия своего центра?» [4. С. 7]. По Гацискому, отношение к провинции его оппонента, «напустившего» на себя «петербуржество», сродни отношению к матери, «обязанной только упитать свое детище, Петербург, и затем уже ничему его не учить» [там же].

Во многом благодаря яркому публицистическому выступлению А. С. Гациского новости «с мест» появились в столичных изданиях. В центре внимания публициста, по его мнению, должен быть особый подход к освещению событий, названный им «положительным». При этом подходе журналисты «дело делают, а не

упражняются в российской словесности»: «редакция всякой порядочной газеты» не станет выражать «пафос от того, что вечером город был великолепно иллюминирован, причем теплые сердца добродушных граждан были преисполнены умилением». Публицист отмечает, как «трудно положительно знать лицу некомпетентному то, что делается в жизни провинциального города (не говорим о театре, концертах и т. п., - стоит заплатить рубль или более, и все к вашим услугам)»: журналисту не следует останавливать внимание на информационных поводах, представляющих вторичную реальность. Иначе говоря, «положительный» подход необычайно сложен, и публицист отмечает несколько очевидных затруднений для тех, кто готов его предпочесть, - это:

- осознание «трудности добывания положительных сведений»;

- необходимость «сообщать известия свежие, незапоздалые»;

- искоренение «личной торопливости и неразборчивости», «личного расположения к мрачным эффектам» (эмоциональным преувеличениям);

- исключение необоснованных «ожесточенных нападок на администрацию»;

- наличие самоцензуры и корпоративной ответственности перед редакцией («каким способом может она проверить показания своего корреспондента?» [7. С. 202].

Значимость региональной прессы неоспорима. В ней - душа народа, голос «низов», неповторимость красоты жизни, нетронутый столичной накипью.

Классификационная ниша региональной прессы в типологической системе современной журналистики обнаруживает своеобразную «подвижность». В связи с данной особенностью философско-филологического значения термина, с точки зрения фундаментального знания науки, в том числе теории и методологии журналистики, понятие «региональная пресса» не является универсальной научной категорией. Требуя уточняющих факторов, понятие «региональная пресса» может быть отнесено фактически к любому типу периферических и даже национальных и транснациональных изданий, кроме трансконтинентальных, в зависимости от того, что понимается под центром. Региональная пресса с точки зрения строгих типологических стандартов должна быть отнесена не к типу, а к роду прессы, включающей в себя различные типы и виды «малой»

и «большой» прессы. К теории отечественной журналистики возможно целесообразно адаптировать понятия локальной и глокальной прессы, имеющие свои семантические оттенки, не отказываясь от привычной классификации по территориальному признаку местной -районной, областной, краевой, окружной и т. п. прессы.

Требует комментария и реальный факт того, что региональная пресса занимает центральное место в современной системе периодической печати, по рейтингу уступая лишь ТВ. Эта общемировая тенденция, характерная для современного медийного поля и Беларуси, и России, и других постсоветских регионов, является лишь результатом разрушения бывшей партийно-советской иерархической пирамиды распространения официальной прессы по вертикали на горизонтальные потоки функционирования СМИ. Оживление «малой» прессы достигнуто на фоне снижения рейтинга центральных и республиканских изданий, что оправдывает повышенное внимание к исследованию современного феномена региональной прессы, но и актуализирует вопрос: кто играет роль «центра» как ориентира и альтернативы для «малой» прессы сегодня?

Список литературы

1. Ананян, Н. В. Региональные СМИ и освещение деятельности местных органов власти [Текст] / Н. В. Ананян // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире : сб. материалов науч.-практ. конференции. Ч. I. - М., 2005. - 340 с. - С. 49-50.

2. Арбатская, Е. О. Имеет ли значение глобализация? [Текст] / Е. О. Арбатская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире : сб. материалов науч.-практ. конференции. Ч. I. - М., 2005. - 340 с. - С. 50-52.

3. Белякова, В. Региональная пресса Беларуси: парадоксы типологии [Текст] / В. Белякова // Журналктыка - 2006: Тэорыя. Практы-ка. Творчасць : матэр. 8-й навук.-практ. канф., прысвеч. 85-годдзю БДУ. - Минск, 2006. - С. 34-37.

4. Гациский, А. С. Смерть провинции, или нет? : открытые письма Д. Л. Мордовцеву

[Текст] / А. С. Гациский. - Н. Новгород, 1876.

- С. 7.

5. Журнатстыка - 2006: Тэорыя. Практы-ка. Творчасць [Текст] : Матэр. 8-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 85-годдзю БДУ.

- Минск, 2006. - 351 с.

6. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты (на примере «Челябинского рабочего» / Б. Н. Киршин [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.

7. Курбакова, Е. В. «Положительная» журналистика: из истории провинциальной периодики [Текст] / Е. В. Курбакова // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : материалы межвуз. науч.-практ. конф. - СПб., 2006. - С. 200-203.

8. Мордовцев, Д. Л. Печать в провинции [Текст] / Д. Л. Мордовцев // Дело. - 1875. - № 10. - С. 51.

9. Рэпянальная прэса: традыцьи, вопыт, перспектывы [Текст] : матэр. Рэспубл. навук.-практ. канф. / рэдкал.: С. В. Дубовш (адк. рэд.) i шш. - Минск, 2007. - 117 с.

10. Словарь иностранных слов [Текст]. - М., 1979. - 624 с.

11. Слука, А. Г. Беларуская журналктыка [Текст] / А. Г. Слука ; у 3 ч. Ч. 1. - Минск, 2000.

- 232 с.

12. Сницерева, Н. Некоторые тенденции развития журналистики 30-х гг. XIX в. в контексте современности [Текст] / Н. Сницерева // Журналктыка - 2002 : матэрыялы 4-й Мiжнар. навук.-практ. канф. Вып. 4. - Минск, 2002. - С. 222-226.

13. Современная журналистика : методология, творчество, перспективы [Текст] : кол-лект. монография / под науч. ред. проф. Н. Т. Фрольцовой и доц. С. В. Дубовика (отв. ред.).

- Минск, 2007. - 202 с. (э/в.: архив кафедры теории и методологии журналистики).

14. Фрольцова, Н. Т. Телевидение в региональном диапазоне [Текст] / Н. Т. Фрольцова // Рэпянальная прэса: традыцыи, вопыт, перспектывы [Текст] : матэр. Рэспубл. навук.-практ. канф. - Минск, 2007. - С. 96-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.