Научная статья на тему 'Типологические и индивидуальные особенности автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста при ортостатической пробе'

Типологические и индивидуальные особенности автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста при ортостатической пробе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
451
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / АДАПТАЦИЯ / АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСИТЕМА / HEART RATE VARIABILITY / ADAPTATION / AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Адамовская О. Н.

Изучали типологические и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца при выполнении ортостатической пробы у детей 7-11 лет. У детей с хорошими адаптационными резервами отмечается адекватная реакция вариабельности ритма сердца на ортостатическую пробу, которая выражается в оптимальном увеличении активности симпатического отдела АНС и уменьшении парасимпатических влияний на СР. Неадекватная реакция наблюдается у детей со сниженными адаптационными резервами и сопровождается уменьшением активности симпатического отдела и усилением гуморально-метаболических и центральных эрготропных влияний на СР при выполнении ортостатической пробы. Выявлены взаимосвязи адаптационных резервов организма детей с автономной нервной регуляцией сердечного ритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological and individual peculiarities of HRV when performing orthostatic heart rate test in 7-11-year-old children were studied. Children with good adaptation demonstrate adequate reaction of HRV to the test. It means optimal rise of activity in the sympathetic part of the autonomic nervous system and lower level of parasympathetic influence on the heart rate. Children with lower adaptation abilities demonstrate inadequate reaction which goes together with lower activity level of the sympathetic nervous system and stronger humoral-methabolic and central ergotropic influences on the heart rate when doing the orthostatic heart rate test. Interconnections between adaptation abilities of children and autonomic heart rate regulation were found out.

Текст научной работы на тему «Типологические и индивидуальные особенности автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста при ортостатической пробе»

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

АВТОНОМНОЙ НЕРВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЕ.

О.Н. Адамовская1 Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва

Изучали типологические и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца при выполнении ортостатической пробы у детей 7-11 лет. У детей с хорошими адаптационными резервами отмечается адекватная реакция вариабельности ритма сердца на ортостатическую пробу, которая выражается в оптимальном увеличении активности симпатического отдела АНС и уменьшении парасимпатических влияний на СР. Неадекватная реакция наблюдается у детей со сниженными адаптационными резервами и сопровождается уменьшением активности симпатического отдела и усилением гуморальнометаболических и центральных эрготропных влияний на СР при выполнении ортостатической пробы. Выявлены взаимосвязи адаптационных резервов организма детей с автономной нервной регуляцией сердечного ритма.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, адаптация, автономная нервная сиситема.

Typological and individual peculiarities of autonomic heart rate regulation in primary school children when performing an orthostatic heart rate test. Typological

and individual peculiarities of HRV when performing orthostatic heart rate test in 7-11-year-old children were studied. Children with good adaptation demonstrate adequate reaction of HRV to the test. It means optimal rise of activity in the sympathetic part of the autonomic nervous system and lower level of parasympathetic influence on the heart rate. Children with lower adaptation abilities demonstrate inadequate reaction which goes together with lower activity level of the sympathetic nervous system and stronger humoral-methabolic and central ergotropic influences on the heart rate when doing the orthostatic heart rate test. Interconnections between adaptation abilities of children and autonomic heart rate regulation were found out.

Key words: heart rate variability, adaptation, autonomic nervous system

Исследования, посвященные изучению адаптационных возможностей организма школьников, представляют особый интерес. Современные условия жизни, возможность выбора каждой школой режима дня и формы обучения в начальной школе могут вызвать неадекватную реакцию еще не вполне сформировавшегося организма ребенка на учебные нагрузки и привести к сдвигам в состоянии здоро-

Контакты: 1 Адамовская О.А. E-mail: <[email protected]>

вья. Исследование вариабельности сердечного ритма при ортостатической пробе позволяет получить информацию о состоянии различных звеньев регуляторных механизмов сердечной деятельности и об общей адаптационной реакции организма [1, 4, 7]. Практическое значение ортостатической пробы заключается в том, что она применяется для диагностики состояния и реактивности механизмов регуляции кровообращения, позволяет оценить адаптационные возможности регуляции системы кровообращения [4, 7, 8, 9].

Исследование реакции автономной нервной системы на ортостатическую пробу у детей разного возраста проведено в исследованиях Шлык Н.И.,1996; Берсеневой И.А., 2000; Михайлова В.М., 2002; Сапожниковой Е.Н., 2003; Кузнецовой

О.В.,2007 и др. По данным О.В. Кузнецовой (2007) в ортостатическом положении у большинства детей 8-11 лет активность автономного контура регуляции ритма сердца снижается, при этом повышается относительная доля симпатических и надсегментарных влияний. По мнению В.М. Михайлова (2002) у детей более выражена лабильность симпато-парасимпатического баланса, что возможно, отражает неустойчивость системы нейрогуморальной регуляции, выявляемую при проведении ортостатической пробы. И.А. Берсенева (2000) выявила возрастные особенности реакции на ортостатическую пробу: у детей 7-9 лет при ортостатической пробе наблюдается активация вазомоторного центра, у более старших детей (11-13 лет) отмечается активация сердечнососудистого подкоркового центра. В современной литературе имеются исследования, характеризующие индивидуальные особенности реакции автономной нервной системы на ортостатическую пробу. Имеются исследования, в которых выделяются несколько типов реакции регуляторных механизмов сердечного ритма при ортостатическом воздействии у детей разного возраста: В зависимости от активации автономного и центрального контуров регуляции СР при изменении положения тела выявлены четыре типа реакции у детей 2-6 лет [9], у детей 7-11 лет [8]: автономно-центральный, автономный, центральный и тормозной.

В исследованиях И.В. Гуштуровой (1996) показаны количественнокачественные различия в реакции сердечнососудистой системы при ортостатической пробе у детей дошкольного возраста в зависимости от исходного типа регуляции СР. У детей с преобладанием парасимпатической регуляции по сравнению с детьми с преобладанием симпатической регуляции в ответ на ортостатическую пробу более активно включается в работу автономный контур регуляции, у них отмечаются более выраженные изменения гемодинамических показателей, что свидетельствует о большем совершенстве регуляции кровообращения у детей с парасимпатическим типом регуляции СР и об их больших адаптационных возможностях.

В современной литературе имеются исследования адаптационных возможностей организма путем их количественной оценки. Некоторые авторы оценивают реакцию регуляторных механизмов сердечнососудистой системы на ортопробу по различным коэффициентам. В.М. Михайлов (2002) предлагает использовать коэффициент 30:15(К30:15), который представляет собой отношение минимального

значения R-R-интервала (в районе 15 удара от начала вставания) к самому длинному R-R интервалу (30 удар). Данный коэффициент характеризует реактивность парасимпатического отдела АНС и не зависит от возраста испытуемых. Низкие значения данного показателя указывают на недостаточность функции n.vagus. Кроме того, М.М. Михайлов (2006) оценивает адаптационные возможности организма, рассчитывая показатель «адаптационные резервы» по временным и спектральным характеристикам ВРС. Данный показатель характеризует степень активации симпатоадреналовой системы при проведении активной ортостатической пробы относительно исходного уровня и резервные возможности, возвращающих к норме механизмов. Е.А. Березный, А.М. Рубин (1997) рекомендуют разделять реакции на ортопробу по коэффициенту реакции (^=(RR покой - RR орто)/ RR покой х 100%) на нормальную (Кр не меньше 30%), сниженную (Кр меньше 30%) и парадоксальную (Кр больше 30%).

Таким образом, существуют разные подходы диагностики состояния организма при ортостатическом тестировании, однако исследования, посвященные количественной оценке адаптационных резервов организма, их связи с вариабельностью ритма сердца малочисленны и практически не затрагивают детей младшего школьного возраста.

Целью нашего исследования является количественная оценка уровня адаптационных резервов организма и изучение типологических и индивидуальных особенностей вариабельности ритма сердца при выполнении ортостатической пробы у детей 7-11 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 260 детей 7-11 лет обоего пола - учащихся школ г. Москвы. Наполняемость каждой возрастно-половой группы составляла не менее 25 человек. Все дети, согласно данным медицинских карт, относились к I-II группам здоровья и имели физическое развитие, соответствующее возрастным нормам. Ортостатическая проба проводилась по общепринятой методике, в горизонтальном и вертикальном положении регистрировали ритмограмму в течение 5 мин. Кроме показателей временного и спектрального анализов вариабельности ритма сердца определялись коэффициент К30:15 и показатель «Адаптационные резервы» (АР) [7].

К30:15 - отношение минимального значения R-R - интервала, обычно в районе 15 удара от начала вставания к самому длинному R-R - интервалу, обычно около 30 удара. Отношение К30:15 характеризует реактивность парасимпатического отдела автономной нервной системы и не зависит от скорости вставания и возраста. Низкий коэффициент К3015 указывает на недостаточность функции n. vagus. При нормальной реакции на ортопробу величина К3М5 составляет от 1,25 до 1, 75. При сниженной реакции К31М5 колеблется от 1,0 до 1,25. Такая реакция характеризует ухудшение функционального состояния организма. При высокой, или избыточной реактивности на ортостатическую пробу значения К3015 - более 1,75.

При парадоксальной реакции - К3015 менее 1,0. Как правило, парадоксальная реакция встречается при клинически значимой патологии, но имеются единичные наблюдения развития этой реакции и у практически здоровых лиц при плохом функциональном состоянии организма [7].

Величина показателя Адаптационные резервы (АР) вычислялась по формуле

[7]:

АР = (RRNNорто - RRNNKлино) х 100/ RRNNKлино + ^/ОТорТО - LF/HFKлино ) х

х 100/ LF/HFорто + ((К 30:15) х 2), где:

КИШ клино,мс - средняя длительность интервалов RR в горизонтальном положении;

RRNNорто,мс - средняя длительность интервалов RR в вертикальном положении.

Адаптационные резервы организма оценивали по следующей шкале:

Хорошие 12 - 6

Удовлетворительные 6 - 0

Снижены 0 - (-6)

Значительно снижены (-6) - (-12)

Статистическую обработку данных проводили с использованием компьютерного пакета программ <^айзйса 6.0» и « SPSS 12.0» Достоверность различий оценивали по ^критерию Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основываясь на данных спектрального анализа ритма сердца с учетом значений показателей мощностей спектров ВРС в отдельных частотных диапазонах и значений показателя симпато-парасимпатического баланса - LF/HF все дети были разделены на 3 группы: парасимпатический тип автономной нервной регуляции СР - при LF/HF < 0,5; сбалансированный тип автономной нервной регуляции СР -при 0,5 < LF/HF < 1,5; симпатический тип автономной нервной регуляции СР при LF/HF > 1,5.

Отсутствие достоверных различий по показателям вариабельности ритма сердца в состоянии покоя между детьми 8 и 9 лет, а также между испытуемыми 10 и 11 лет позволило нам в объединить их в единые группы.

Проведенный анализ ВРС (табл. 1) выявил ряд различий в величинах временных и спектральных показателей между детьми с разными типами автономной нервной регуляции СР. В целом, дети с преобладанием тонуса симпатического отдела АНС (3 группа) отличаются более низкими значениями показателей

SDNN, RMSSD, pNN50%, HF(мс2), HF(n.u), ЭТ(%), ТР и более высокими значениями LF(n.u), VLF(%), LF(%) в сравнении с детьми с парасимпатическим типом регуляции. Школьники со сбалансированным типом регуляции СР (2 группа) в сравнении с детьми с парасимпатическим типом регуляции СР характеризуются более высокими значениями показателей LF(n.u), LF(%), LF/HF и более низкими значениями показателей SDNN, RMSSD, pNN50%,ТР, HF(мс2), HF(n.u) и ОТ(%), а в сравнении с детьми с симпатическим типом регуляции СР - более высокими значениями HF(n.u), HF(%), ОТ,мс2 и более низкими величинами LF(n.u), LF/HF.

Таблица 1

Показатели временного и спектрального анализа вариабельности ритма сердца у детей 7-11 лет с разными типами автономной нервной регуляции сердечного ритма (Ы±т)

Показа тели Группа Возраст

7 8-9 10-11

1 2 3 4 5

RRNN, мс 1 645,00±26,76 727,25±20,11 755,00±29,59

2 640,00±34,17 677,00±28,71 695,38±23,26

3 630,20±20,51 559,00±28,08*# 698,33±34,83

R-Rmin, мс 1 531,00±26,42 561,75±29,75 553,22±21,60

2 523,80±30,53 568,67±24,86 570,88±31,73

3 525,00±27,29 474,00±26,87*# 575,33±33,41

R-Rmax мс 1 862,00±49,34 1012,75±48,90 1024,00±34,06

2 755,67±53,97 816,17±40,56 898,13±48,87

3 797,90±32,89 679,00±38,29* 847,00±34,65

SDNN, мс 1 67,00±4,48 69,08±4,25 86,33±6,17

2 44,00±3,86* 40,67±5,60* 57,50±4,44*

3 42,90±4,68* 38,00±2,73* 51,00±5,17*

RMSSD, мс 1 77,67±6,31 78,67±9,01 101,56±9,13

2 37,30±3,18* 42,67±4,56* 51,38±4,26*

3 32,33±3,14* 18,00±1,64*# 35,33±2,35*#

pNN50, % 1 36,30±1,31 45,34±3,37 47,31±3,33

2 15,79±1,14* 19,07±1,55* 24,23±4,60*

3 15,01±1,11* 10,94±0,84*# 21,03±1,74*

TP, мс2 1 6817,67±532,33 7147,42±584,17 8468,11±677,93

2 2802,00±255,35* 2289,00±259,65* 5093,38±335,14*

3 2889,00±197,50* 2521,00±253,12* 3718,33±284,33*#

VLF, мс2 1 938,33±88,25 957,08±94,06 1123,89±86,52

2 679,50±68,09* 469,17±58,32* 1481,38±41,25

3 1131,67±86,67# 1080,00±71,16# 1825,67±82,41*

1 539,33±51,01 1257,75±45,94 1638,44±56,54

LF, мс2 2 852,30±61,30* 794,50±65,83* 1492,31±70,44*

3 1099,00±76,74*# 913,00±52,13*# 1205,67±64,59*#

1 5340,00±152,79 4932,17±144,80 5706,00±164,13

ОТ, мс2 2 1270,20±95,57* 1025,50±98,18* 2120,00±97,51*

3 658,33±43,74*# 527,00±41,86*# 686,67±50,77*#

1 12,60±1,69 23,19±2,35 23,37±1,34

LF, п.ш 2 42,18±1,68* 40,25±1,57* 40,06±1,71*

3 62,07±3,73*# 63,40±3,78*# 68,23±4,55*#

1 87,40±1,68 76,81±2,35 76,63±1,34

ОТ, п.ш 2 57,82±1,68* 59,75±1,57* 59,94±1,71*

3 37,93±0,73*# 36,60±3,78*# 31,77±4,55*#

1 0,15±0,02 0,31±0,04 0,31±0,02

LF/HF 2 0,74±0,05* 0,69±0,05* 0,69±0,05*

3 1,61±0,43*# 1,73±0,21*# 1,63±0,67*#

1 19,20±0,90 15,21±1,75 16,35±2,66

VLF, % 2 28,36±0,66 25,72±2,45* 28,50±2,64*

3 45,20±1,65*# 42,90±6,99*# 43,23±5,10*#

1 9,96±0,10 19,43±1,90 19,33±1,07

LF, % 2 29,72±1,55* 29,93±1,55* 28,49±1,28*

3 31,07±1,98* 36,20±5,69* 39,90±6,36*#

1 70,87±3,89 65,36±3,02 64,31±2,67

ОТ, % 2 41,91±1,58* 44,33±1,86* 43,03±2,25*

3 23,73±0,29*# 20,90±1,33*# 16,87±1,37*#

Примечание: 1 группа - испытуемые с парасимпатическим типом регуляции СР, 2 группа - испытуемые со сбалансированным типом регуляции СР, 3 группа -испытуемые с симпатическим типом регуляции СР; *- достоверные различия

показателей в сравнении с детьми 1 группы одного возраста (при р< 0,05), #- достоверные различия показателей в сравнении с детьми 2 группы одного возраста (при р< 0,05).

При ортостатической пробе у детей 1 и 2 групп происходит уменьшение величины показателя средней длительности нормальных интервалов ИЯ (ЯЛМЫ), а также показателей, характеризующих активность парасимпатического отдела автономной нервной системы: SDNN, RMSSD, р№Ы50%. У детей 3 группы в возрасте 7лет отмечается увеличение значений RRNN, SDNN RMSSD; у детей 3 группы в возрасте 8-11 лет наблюдается увеличение значений SDNN, RMSSD, pNN50%. Спектральный анализ ВРС показал, что независимо от возраста при ортостатической пробе всех детей 1 группы отмечается увеличение LF п.и., %LF, LF/HF и уменьшение НБ п.и., %НБ. У детей 2 группы увеличиваются значения LF

мс2 , LF/HF , %VLF и снижаются величины ОТ п.и,%ОТ. У детей 3 группы наблюдается увеличение ОТ мс2, ОТ п.и. и уменьшение LF п.и., LF/HF.

Таким образом, при выполнении ортостатической пробы у детей 7-11 лет наблюдается 2 типа реакции: смещение симпато-парасимпатического баланса в сторону усиления симпатических влияний на СР (у всех детей 1 и 2 групп) и смещение симпато-парасимпатического баланса в сторону усиления парасимпатических влияний на СР (у всех детей 3 группы). Следовательно, реакция АНС на ортостатическую пробу зависит от исходного типа автономной нервной регуляции СР, что согласуется с результатами исследований Е.А. Соболевой с соавт. (1984), И.В. Гуштуровой (1996).

При сравнении коэффициента 30:15, отражающего реактивность парасимпатического отдела АНС не выявлено достоверных различий между учащимися с разным типом автономной нервной регуляции сердечного ритма. Значения данного показателя низкие практически у всех детей 8-11 лет (1,04-1,25), а у детей 7 лет данный показатель находится в пределах физиологической нормы (1,37-1,40).

Наибольшие значения показателя адаптационные резервы (АР) отмечаются у детей 1 группы (6,57±0,44) во всех возрастах, а наименьшие величины этого показателя - у детей 3 группы (3,60±0,15).

Индивидуальный анализ изменений ВРС при ортостатической пробе позволил разделить всех испытуемых независимо от типа автономной нервной регуляции СР на 3 группы. В группу А вошли дети, характеризовавшиеся хорошими адаптационными резервами (АР), в группу В вошли испытуемые с удовлетворительными АР, группу С составили дети, отличавшиеся сниженными АР (Табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значения показателя АР у детей 7-11 лет (М±щ)

Возраст пол Группа

А В С

7 М 9,5±0,56 3,8±0,12* -0,6±0,06*#

Д 8,25±0,65 3,4±0,16* -0,4±0,07*#

8-9 М 10,36±0,48 4,0±0,31* -0,8±0,06*#

Д 9,5±0,55 3,8±0,19* -0,7±0,01*#

10-11 М 11,25±0,72 5,4±0,26* -0,4±0,07*#

Д 10,36±0,58 6,0±0,34* -0,8±0,04*#

Примечания: * - достоверные различия показателя АР по сравнению с группой А,

# - достоверные различия показателя АР по сравнению с группой В.

100%

50%

0%

□ 3 гр Н2 гр 01 гр

100%

50%

0%

А В

А В С

мальчики 7 лет.

девочки 7 лет.

100%

50%

0%

100%

50%

0%

А В С

мальчики 8-9 лет.

девочки 8-9 лет.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

100%

80%

□ 3 гр 60%

И2 гр 40%

□ 1 гр 20%

0%

мальчики 10-11 лет.

девочки 10-11 лет.

Рис. 1. Процентное соотношение числа испытуемых с разными типами автономной нервной регуляции СР в группах с хорошими (А), удовлетворительными (В) и сниженными (С) адаптационными резервами.

С

А

В

С

А

В

С

А

В

С

Большую часть группы А (52-65%) составляют дети с преобладанием парасимпатических влияний на СР, 28-38% детей со сбалансированным типом регуля-

ции СР, и меньшую часть (3-7%) - дети с преобладанием симпатических влияний на СР (рис. 1). Группу В составляют примерно одинаковое количество детей с разными типами регуляции СР: 28-38% испытуемых с преобладанием парасимпатических влияний на СР, 45-50% детей со сбалансированным типом регуляции СР, 36-53% детей с преобладанием симпатических влияний на СР.

Большую часть группы С (40-65%) составляют дети с преобладанием симпатических влияний на СР, меньшую часть - дети с преобладанием парасимпатических влияний на СР (6-9%) и 17-22% детей со сбалансированным типом регуляции СР (рис. 1).

В работе выявлены отличительные особенности автономной нервной регуляции СР у детей с разными АР в исходном состоянии и при выполнении ортостатической пробы (табл. 3).

Таблица 3

Динамика спектральных показателей ВРСу детей 7-11 лет при ортостатической пробе (М±ш)

Пока- затели ГРУп па Со- сто- яние Возраст/пол

7 лет 8-9 лет 10-11 лет

М Д М Д М Д

1 2 3 4 5 6 7 8 9

TP, мс2 А исх 4083,00 ±313,00 6422,27 ±383,24 5684,17 ±270,02 4591,75 ±269,33 12987,50 ±403,28 8591,75 ±269,33

нагр 2893,50 ±103,86* 4552,18 ±249,54* 3859,50 ±113,63* 3691,25 ±107,58* 7126,00 ±377,59* 6691,25 ±207,58*

В исх 3506,00 ±191,00 2778,00 ±221,00 6913,50 ±260,91 6954,00 ±480,93 10110,00 ±499,38 7282,33 ±480,03

нагр 3207,00 ±117,00 2969,00 ±105,00 6609,00 ±346,41 4231,00 ±150,23* 5979,00 ±298,46* 5224,33 ±260,31*

С исх 3858,20 ±216,73 2415,50 ±204,50 6013,00 ±391,59 4260,50 ±217,49 6013,00 ±391,59 9611,33 ±410,71

нагр 3686,20 ±356,34 3800,00 ±308,00* 5951,33 ±211,18 4828,50 ±124,91 6951,33 ±311,18 11980,33 ±480,94

Бей м 52 * А исх 605,50 ±98,88 1084,27 ±52,79 1039,83 ±104,31 1097,50 ±120,34 1815,50 ±132,04 1597,50 ±120,34

нагр 672,75 ±82,99 671,18 ±70,70* 1129,67 ±114,93 931,00 ±99,57 1835,00 ±140,64 1531,00 ±99,57

В исх 1243,00 ±123,00 1120,00 ±122,00 1837,00 ±105,80 2449,00 ±173,41 2849,50 ±91,50 1760,33 ±151,84

нагр 887,00 ±148,00* 784,50 ±68,50* 1343,50 ±99,93* 1175,50 ±104,88* 1365,50 ±102,93* 1042,67 ±103,53*

С исх 1653,00 ±75,10 1255,00 ±101,00 2565,00 ±102,44 1715,00 ±82,75 2565,00 ±102,44 4405,17 ±103,97

нагр 986,80 ±85,26* 878,50 ±58,50* 1180,33 ±89,61* 1435,00 ±76,37* 1380,33 ±89,61* 3116,83 ±107,72*

LF, мс2 А исх 705,75 ±71,39 1169,00 ±98,27 1890,33 ±126,45 1246,25 ±80,31 3760,00 ±196,93 2746,25 ±140,31

нагр 581,75 ±62,09 1188,36 ±98,97 1319,67 ±104,96 1539,25 ±70,76* 4221,50 ±164,95 3539,25 ±170,76*

В исх 900,00 ±92,00 788,50 ±98,50 1517,00 ±105,66 1760,50 ±111,33 1992,50 ±95,88 2322,00 ±117,84

нагр 1316,00 ±89,00* 1279,00 ±98,00* 2443,50 ±116,11* 1746,00 ±93,32 1995,50 ±95,92 2295,67 ±70,27

С исх 1157,80 ±86,83 655,50 ±60,50 1986,67 ±114,46 1610,00 ±80,83 1961,33 ±91,66 2930,33 ±104,07

нагр 924,40 ±81,24 1482,00 ±107,00* 2128,33 ±125,63 1639,00 ±83,69 2828,33 ±105,63* 3078,00 ±156,36

HF, мс2 А исх 2772,00 ±150,01 4169,64 ±190,81 2753,67 ±186,07 2248,00 ±96,65 7412,00 ±342,25 3548,00 ±176,65

нагр 1638,75 ±106,70* 2692,09 ±134,18* 1410,00 ±84,27* 1220,75 ±88,36* 5769,50 ±101,90* 1620,75 ±78,36*

В исх 1362,00 ±92,00 870,50 ±69,50 3559,50 ±130,77 2744,50 ±93,02 5268,00 ±273,75 3199,67 ±135,44

нагр 904,00 ±76,50* 905,50 ±11,50 2821,50 ±119,34* 1309,50 ±99,25* 2618,00 ±129,61* 1886,00 ±83,29*

С исх 1047,60 ±98,32 505,50 ±42,50 1461,33 ±111,66 1402,50 ±83,40 1486,67 ±104,46 2276,00 ±105,81

нагр 1775,20 ±69,95* 1439,50 ±82,50* 2552,67 ±100,71* 1757,00 ±65,20* 2742,67 ±90,71* 5784,83 ±239,35*

LF, n.u. А исх 20,83 ±1,16 23,37 ±2,12 41,15 ±1,01 36,75 ±1,20 36,25 ±1,24 40,75 ±1,20

нагр 32,32 ±2,29* 32,50 ±2,65* 51,25 ±1,45* 58,73 ±4,81* 61,35 ±1,01* 68,73 ±1,81*

В исх 36,10 ±1,50 47,80 ±1,50 29,20 ±2,02 41,85 ±2,61 25,70 ±1,81 41,87 ±1,64

нагр 56,10 ±1,80* 57,95 ±2,55* 44,50 ±1,10* 56,90 ±2,39* 42,95 ±2,57* 53,00 ±2,13*

LF, n.u С исх 53,32 ±2,59 56,75 ±3,95 59,47 ±1,15 63,05 ±1,93 59,47 ±1,15 56,58 ±1,86

нагр 36,30 ±2,11* 46,85 ±1,45* 44,27 ±1,03* 48,30 ±1,89* 49,27 ±1,03* 35,43 ±1,84*

HF, n.u. А исх 79,18 ±5,76 76,63 ±2,12 58,85 ±2,01 63,25 ±1,20 63,75 ±1,24 59,25 ±1,20

нагр 67,68 ±4,68* 67,50 ±2,65* 48,75 ±2,45* 41,28 ±4,81* 39,65 ±1,01* 31,28 ±1,81*

В исх 63,90 ±6,50 52,20 ±2,50 70,80 ±2,02 58,15 ±1,61 74,30 ±3,81 58,13 ±2,64

нагр 43,90 ±5,80* 42,05 ±1,55* 55,50 ±1,10* 43,10 ±3,39* 57,05 ±2,57* 47,00 ±2,13*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С исх 46,68 ±2,59 43,25 ±2,95 40,53 ±1,15 36,95 ±1,93 40,53 ±1,15 43,42 ±1,86

нагр 63,70 ±4,11* 53,15 ±1,45* 55,73 ±1,03* 51,70 ±1,89* 50,73 ±1,03* 64,57 ±2,84*

А исх 0,27 ±0,06 0,32 ±0,04 0,71 ±0,06 0,58 ±0,04 0,57 ±0,03 0,69 ±0,04

нагр 0,63 ±0,09* 0,51 ±0,06* 1,16 ±0,13* 1,71 ±0,37* 1,58 ±0,03* 2,11 ±0,37*

LF/HF В исх 0,57 ±0,12 0,94 ±0,09 0,38 ±0,04 0,72 ±0,03 0,36 ±0,07 0,72 ±0,02

нагр 1,24 ±0,13* 1,42 ±0,22* 0,83 ±0,12* 1,37 ±0,41* 0,75 ±0,04* 1,14 ±0,20*

С исх 1,18 ±0,08 1,35 ±0,02 1,51 ±0,08 1,70 ±0,23 1,55 ±0,22 1,36 ±0,05

нагр 0,60 ±0,01* 0,88 ±0,02* 0,77 ±0,04* 0,91 ±0,53* 0,97 ±0,04* 0,54 ±0,06*

А исх 16,72 ±5,34 18,45 ±3,75 20,77 ±4,50 21,73 ±2,82 19,65 ±1,66 18,73 ±2,82

нагр 18,78 ±4,71 15,86 ±2,26 30,32 ±3,14 23,98 ±1,91 27,80 ±2,60 22,88 ±1,91

VLF, % В исх 36,20 ±4,35 39,75 ±1,75 27,30 ±1,35 36,80 ±2,70 25,80 ±1,40 24,13 ±2,17

нагр 26,20 ±5,35* 24,95 ±1,35* 22,80 ±3,35 27,60 ±1,97* 20,85 ±3,03 20,23 ±3,09

С исх 44,22 ±4,66 45,20 ±1,80 44,93 ±3,00 40,20 ±1,58 44,93 ±3,00 42,90 ±2,55

нагр 27,5 ±6,65* 22,25 ±1,25* 21,00 ±1,77* 29,55 ±1,14* 19,80 ±1,77* 26,98 ±1,37*

А исх 17,33 ±3,06 18,75 ±1,57 31,37 ±1,97 28,70 ±1,25 29,85 ±0,78 28,70 ±1,25

нагр 25,10 ±2,87 27,02 ±1,96 34,42 ±2,59 44,38 ±3,84* 51,50 ±1,85* 52,78 ±3,84*

LF, % В исх 23,00 ±2,30 28,10 ±1,90 22,00 ±1,73 36,95 ±3,77 19,00 ±2,71 31,87 ±2,27

нагр 41,20 ±4,20* 43,10 ±2,10* 38,80 ±1,00* 41,55 ±4,11 33,45 ±2,74* 44,23 ±1,10*

С исх 28,16 ±2,64 35,00 ±12,70 32,57 ±2,44 37,45 ±2,72 30,50 ±2,46 31,83 ±1,48

нагр 25,82 ±3,25 39,55 ±1,85 34,97 ±1,67 34,50 ±1,20 39,63 ±2,11 25,63 ±1,33

HF, % А исх 65,95 ±5,30 62,81 ±3,90 47,68 ±1,45 49,55 ±2,83 50,50 ±1,44 52,57 ±2,83

нагр 56,18 ±2,17 57,13 ±3,33* 35,27 ±1,61* 31,65 ±4,44 20,60 ±1,75* 24,34 ±4,44*

ОТ, % В исх 40,80 ±2,10 32,15 ±1,25 50,70 ±1,39 26,25 ±1,94 55,15 ±3,15 44,00 ±2,90

нагр 32,60 ±2,15 31,95 ±1,25 38,35 ±3,38* 30,85 ±3,15 45,75 ±2,32 35,53 ±1,29

С исх 27,62 ±6,30 19,75 ±1,85 22,50 ±2,46 22,35 ±1,33 24,57 ±2,44 25,25 ±1,23

нагр 46,60 ±2,92* 38,20 ±1,10* 44,00 ±1,11* 35,95 ±1,03* 40,57 ±1,67* 47,37 ±2,75*

Примечания: *— достоверные различия показателей в сравнении с исходным

состоянием (при р< 0,05)

У испытуемых с удовлетворительными АР вклад волн разной частоты в общую мощность спектра примерно одинаков, что свидетельствует о равной активности автономного и центрального контуров регуляции СР. В исходном состоянии у испытуемых с хорошими АР отмечаются высокие значения показателей, отражающие парасимпатическую активность (ОТ,мс2, НР%), что свидетельствует о преобладающем влиянии АНС в регуляции СР. У детей со сниженными АР отмечаются высокие значения показателей, отражающих центральные эрготропные и гуморальные влияния на СР (VLF,мc2, VLF%), что указывает на преобладание центрального контура в регуляции СР. Выявленные различия тонических регуляторных влияний на ритм сердца у детей крайних групп свидетельствуют о большем напряжении регуляторных механизмов СР у детей со сниженными АР по сравнению с испытуемыми с хорошими АР. Известно, что при оптимальном регулировании СР управление происходит с минимальной централизацией управления, а участие высших уровней управления СР свидетельствует о напряжении регуляторных механизмов [2, 3]. Кроме того, по мнению Н.А. Агаджаняна (2001) функциональный резерв организма тем выше, чем ниже напряжение регуляторных механизмов, необходимых для сохранения сердечно-сосудистого гомеостаза.

У испытуемых группы А независимо от возраста при ортостатической пробе отмечается снижение величин RRNN, SDNN, RMSSD, р№Ы50%, ТР,мс2, ОТ,мс2, ОТ п.и. и увеличение LF п.и., LF/HF. У всех детей группы В наблюдается уменьшение значений pNN50%, VLF,мс2, %VLF, ОТ п.и., увеличение, LF п.и., %LF, LF/HF.У детей группы С уменьшаются значения VLF,мс2, %VLF, LF п.и., LF/HF и увеличивается ОТ,мс2, ОТ п.и., % ОТ.

Таким образом, при ортостатической пробе у детей с хорошими АР отмечается адекватная реакция автономной нервной регуляции СР, которая выражается в оптимальном увеличении активности симпатического отдела АНС и уменьшении парасимпатических влияний на СР. У испытуемых со сниженными АР при ортостатической пробе наблюдается уменьшение активности симпатического отдела, смещение вегетативного баланса в сторону усиления парасимпатических влияний на СР, а также усиление гуморально-метаболических и центральных эрготропных влияний. Такой тип реакции автономной нервной регуляции СР свидетельствует о переключении механизмов регуляции с одного уровня на другой и об усилении

экстракардиального управления СР. Аналогичный тип реакции автономной нервной регуляции СР был выявлен у части детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях [8, 9]. По мнению Р.М. Баевского, И.А. Берсеневой (1997) переход на более высокие уровни управления сердечным ритмом свидетельствует о напряжении регуляторных механизмов и о высокой «физиологической цене» адаптации. У детей с удовлетворительными адаптационными резервами не отмечается увеличение активности вазомоторного центра при выполнении ортостатической пробы (значения LF, п.и., % достоверно не изменяются, а LF,мс2 - уменьшается), что может рассматриваться как показатель неадекватной реакции на ортостатическое воздействие [2, 3]. Следовательно, у детей с хорошими АР наблюдается адекватная реакция АНС на ортостатическую пробу, что свидетельствует о высоких адаптационных возможностях регуляторных механизмов сердечного ритма у этих детей. У детей с удовлетворительными АР отмечается некоторое напряжение регуляторных механизмов ритма сердца, а у детей со сниженными АР выявлено значительное напряжение регуляторных механизмов СР.

Корреляционный анализ между показателями ВРС и АР (табл. 4) выявил наличие достоверных положительных связей АР с мощностью волн высокой частоты (НБ, мс2) и отрицательных связей с мощностью волн очень низкой частоты С^, мс2).

Таблица 4

Корреляционные связи между показателями АР и ВРС у детей 7-11 лет

(р<0,05)

Показа- тели ВРС АР

7 лет 8-9 лет 10-11 лет

м д м д м д

ет,мс2 0,66 0,59 0,64 0,71 0,69 0,59

VLF,мс2 -0,59 -0,62 -0,60 -0,58 -0,59 -0,62

Таким образом, уровень адаптационных резервов имеет прямую зависимость от активности парасимпатического отдела АНС и обратную зависимость от центральных и гуморально-метаболических влияний на СР.

ВЫВОДЫ

1. Выявлены типологические особенности автономной нервной регуляции сердечного ритма при выполнении ортостатической пробы у детей 7-11 лет. У детей с парасимпатическим и нормотоническим типом регуляции СР наблюдается смещение симпато-парасимпатического баланса в сторону усиления симпатических влияний на СР, а у детей с симпатическим типом регуляции СР наблюдается

усиление парасимпатических влияний на СР.

2. Выявлены существенные различия автономной нервной регуляции сердечного ритма при выполнении ортостатической пробы у младших школьников с разными адаптационными резервами организма. У детей с хорошими АР отмечается адекватная реакция автономной нервной регуляции СР, которая выражается в оптимальном увеличении активности симпатического отдела АНС и уменьшении парасимпатических влияний на СР. У испытуемых со сниженными АР при ортостатической пробе наблюдается уменьшение активности симпатического отдела, смещение вегетативного баланса в сторону усиления парасимпатических влияний на СР, а также усиление гуморально-метаболических и центральных эрготропных влияний, что может рассматриваться как показатель неадекватной реакции на ортостатическое воздействие.

3. Выявлены взаимосвязи адаптационных резервов организма детей 7-11 лет с автономной нервной регуляцией сердечного ритма. В регуляции сердечного ритма у детей с хорошими адаптационными резервами преобладает автономный контур регуляции СР, а у испытуемых со сниженными адаптационными резервами -центральный контур регуляции СР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А. Физиология человека /Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - М.: Медицинская книга, 2001. - 526 с.

2. Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева - М: Слово, 2008. - 220 с.

3. Березный Е.А. Практическая кардиоритмография /Е.А. Березный, А.М. Рубин. - СПб.: НПО «Нео», 1997. -120 с.

4. Берсенева И.А. Оценка адаптивных возможностей школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортопробе: Автореф. дис. ... канд. биол. наук /И.А. Берсенева. - Москва, 2000. - 16 с.

5. Гуштурова И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физических нагрузках у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. биол. наук /И.В. Гуштурова. - Казань, 1996. - 26 с.

6. Кузнецова О.В. Особенности регуляции звеньев респираторно-гемодинамической системы у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. биол. наук /О.В. Кузнецова. - М., 2007. - 21 с.

7. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. /В.М. Михайлов. - Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002. - 290 с.

8. Сапожникова Е.Н. Ритм сердца у школьников 7-12 лет в покое и при орто-клиностатическом тестировании: Автореф. дис. . канд. биол. наук /Е.Н. Сапож-никова. - Казань, 2003. - 23 с.

9. Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей /Н.И. Шлык. - Ижевск: филиал издательства нижегородского университета. - 1991. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.