Научная статья на тему 'Типологические черты сетературы. Проблема автора и читателя'

Типологические черты сетературы. Проблема автора и читателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2275
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕРАТУРА / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТ / АРХИВНОСТЬ / МУЛЬТИ- МЕДИЙНОСТЬ / СЕТЕВОЙ АВТОР / НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА / WEB LITERATURE / VIRTUALITY / INTERACTIVITY / HYPERTEXT / MULTIMEDIA / WEB AUTHOR / UNCONVENTIONA- LITY / AUTOMATIC TEXT EDITING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лицарева Ксения Станиславовна

Статья посвящена истории возникновения сетевой литературы, анализу типологических черт и характеристик, свойственных ей, дискуссионным вопросам о самом понятии «сетература».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Features of Web Literature: the Problem of the Author and the Reader

The article deals with the history of web literature, analyses its typologycal features and discusses the phenomenon of "web literature" itself.

Текст научной работы на тему «Типологические черты сетературы. Проблема автора и читателя»

УДК 812

К. С. Аицарева

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СЕТЕРАТУРЫ. ПРОБЛЕМА АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ

Статья посвящена истории возникновения сетевой литературы, анализу типологических черт и характеристик, свойственных ей, дискуссионным вопросам о самом понятии «сетература».

The article deals with the history of web literature, analyses its typologycal features and discusses the phenomenon of "web literature" itself.

Ключевые слова: сетература, виртуальность, интерактивность, гипертекст, архивность, мульти-медийность, сетевой автор, неконвенциональность, автоматическая обработка текста.

Keywords: web literature, virtuality, interactivity, hypertext, multimedia,, web author, unconventiona-lity, automatic text editing.

Стремительное развитие науки и информационных технологий значительно изменило почти все сферы человеческой жизни. Большое влияние Интернет оказал и на современную литературу. Влияние глобальной Сети обнажило три тенденции: во-первых, закончилась безраздельная монополия печатного станка; во-вторых, пользователи Интернета смогли «убрать расстояния» - уничтожить пространство, преодолеть тысячи километров, непринужденно общаясь как бы в одном конференц-зале; в-третьих, трансформировать, «ускорить» время, необходимое для печатания произведений, интенсифицировать интеллектуально-словесную деятельность. Интернет стал для литературы новой, в большей степени, удобной средой обитания. Привычная траектория движения текста, отношения между автором и читателем, фигура автора теперь выглядят по-иному. Автор мистифицируется и «множится», дистанция между читателем и автором уменьшается или стирается вовсе; увлекательнее становится сам процесс творчества и, наконец, материализовалась давнишняя мечта рапповцев - появился «активный читатель». Интернет породил новое направление в современной литературе -сетевая литература, или сетература. Следует отметить, что этот термин устоялся не сразу, начиная с середины 1990-х гг. и на протяжении десятилетия в Рунете длилась дискуссия, участники которой пытались дать определение термину «се-тература», обосновать правомочность существования этого явления и выявить основные типологические черты. Размышления были часто противоположными и взаимоисключающими, например: «Сетературой в широком смысле я буду счи-

© Лицарева К. С., 2012

тать любой художественный текст, помещенный в Сети, художественным текстом я для простоты буду считать любой текст, написанный преимущественно с целью создания художественного текста. Текст я буду понимать не в смысле структурализма, а в смысле букв (таким образом, всякую мультимедию я из рассмотрения исключаю как отдельный от литературы вид искусства). Сетература же в узком смысле, или собственно сетература, - это текст, помещенный в Сети таким образом, что перенос на бумагу сопряжен со значительными потерями» [1].

«Никакой специальной "сетературы" точно так же не существует, как нет в природе литературы рукописной, машинописной и прочей. Сеть - еще одна библиотека, богатая и многообразная, но никак не родина нового жанра: сама её горизонтальная структура противоречит нарративу, заставляет сюжет ветвиться и постепенно пропадать в бесчисленных отступлениях. Тексты же, которые обычно включаются в понятие "сетературы", есть просто сочинения, которым по каким-либо причинам не нашлось места в литературном журнале или книжном издательстве... В этом смысле литературный Интернет не что иное, как продолжение самиздата со всеми присущими ему подпольными комплексами и неутомимой, пылкой борьбой самолюбий» [2].

Наряду с понятием «сетература» бытует понятие «гиперлитература» и «кибература».

Итак, сетевая литература - это все литературные тексты, расположенные в Сети, а также те тексты, которые по каким-либо причинам не могут быть перенесены на бумагу или, обретя традиционный печатный вид, потеряют большую часть художественности (например, звуковые или визуальные образы).

Одним из наиболее активных участников дискуссии 1997-1998 гг. был один из редакторов и вэб-мастер журнала «Сетевая словесность» Георгий Жердев. (Необходимо напомнить, что в этот период начался литературный интернет-конкурс «Арт-Тенета-97» и именно в гостевой книге этого конкурса впервые была предпринята попытка теоретизировать феномен сетевой литературы). Г. Жердев выделил основные тенденции сетературного процесса: ослабление контроля над литературным процессом; лабильность (редакти-руемость) содержания; распределенность произведения в реальном времени и пространстве; по-лиавторность. По его мнению, сетература - синтетический вид искусства, интегрирующий приемы выразительности словесности, музыки и живописи с возможностями новой гипертекстовой и мультимедийной среды [3].

В это же время Алексей Андреев публикует статью «СЕТЕИатура как ее NET», в которой от традиционных литературных форм отделяет се-

Литературоведение

тературу, считая ее совершенной средой для интерактивных литературных игр, не совершенствующей ни художественный вкус, ни художественное мастерство. Ей присущи гипертекстовость, мультиавторность, мультимедийность, автоматическая обработка текста. Однако в Сети статика превращается в динамику: на глазах в условиях творческой атмосферы происходит рождение, обработка и синтез текста. Сетевая креативая среда «позволяет каждому побыть публикуемым поэтом - при этом даже не важно, создал ли автор "Онегина" или нет» [4]. А. Андреев переосмысливает роль читателя: вместо пассивного читателя появляется активный «читатель-игрок». Однако никакие мультимедийные новации и технические средства не спасут бездарность и дур-новкусие.

В отличие от А. Андреева Алексром в статье «Сетера и Литера» (1998) утверждает, что «сете-ратурой можно считать любую литературу, которая родилась в Сети (то есть впервые в Сети появилась», что это «средство самовыражения» [5]. Для Алексрома сетература обладает рядом преимуществ: нет проблем с изданием, редактированием, цензурой; динамичность и непредсказуемость развития; транспарентность автора; каждый сервер/ресурс - самоценен, имеет вертикальную иерархию и духовную основу.

Однако автор проекта «Виртуальные суси» Дм. Коваленин утверждает, что Интернет оказал влияние только на «издательский дизайн», но не на содержание и суть художественных произведений. «Нет понятия сетевой литературы. Есть Литература - или нет Литературы. Вот и всё» [6]. Он считает, что творческий процесс не испытывает никакого воздействия Сети - ни коллективное авторство, ни гипертекст не оказывают влияния на креативный процесс и саму личность творца. Сетевая литература ничем не отличается от обычной, а является лишь средством представления художественных произведений. Более значительные заключения сделал создатель одного из первых русских литературных проектов «РОМАН» Роман Лейбов: «Сеть вносит существенные коррекции в прагматику литературы, способ ее взаимодействия с аудиторией, изменяет сами понятия авторства и аудитории, но не задевает сущности явлений» [7]. Р. Лейбов отмечает и резкое изменение функции автора; автор становится виртуальной фигурой, а цензура - «чисто эстетическим явлением». Проанализировав высказывания всех участников двухлетней дискуссии о сетературе, проходившей в гест-буке интернет-конкурса «Арт-Тенета-97» и на страницах проекта «Сетевая словесность», можно сформулировать три принципиальных взгляда на сетевую литературу. Во-первых, сетерату-ра - самостоятельный вид искусства, основан-

ный на интеграции литературы, изобразительного искусства и музыки в условиях новой интерактивной мультимедийной среды Интернета. Во-вторых, сетература - одно из направлений литературного творчества, где важен сам процесс, а не особенности внешнего вида и формы хранения. В-третьих, сетература - лишь литературная игра, развившаяся в глобальную креативную среду. И как бы ни была интересна и экспериментальна игра, она навсегда останется лишь черновиком, тренировкой техники писателя.

Попытка системного осмысления процессов, происходящих в Сети, была предпринята Сергеем Корневым в статье «Сетевая литература и завершение постмодерна: Интернет как место обитания» (Новое литературное обозрение. 1998. № 32). Уравняв сетевую и несетевую литературу, наделив Интернет особенностями литературной среды, автор доказывает, что сеть способна объединить литераторов и читателей прежде всего провинций.

Также определенный вклад в развитие данной проблемы внесли Дм. Кузьмин «Краткий катехизис русского литературного Интернета» (Иностранная литература. 1999. № 10), В. Сер-дюченко «Новейший проект российской словесности: Литература в Интернете» (Вопросы литературы. 1993. № 5), Дм. Горчев «Сетература» (http://www. litera.ru/slova), В. Смоленский «Русская сетевая культура» (http://www. litera.ru/ slova), М. Константинова «В сетях Рулинета» (http://www. litera.ru/slova), Э. Шмидт «Литературный русскоязычный Интернет: между графоманией и профессионализмом» (http://www. litera.ru/slova) и другие. Всё это убеждает в «текучести», незавершенности и самого процесса формирования сетературы, и её теоретической базы, и критериев художественности. Пока мы находимся на стадии осмысления явлений сетевой действительности. И тем не менее мы можем уже сейчас определить особенности функционирования современной сетературы, ее типологических черт. Прежде всего, это виртуальность, которая распространяется не только на смысл текста, она означает возможность выбора имени, личной биографии автора.

Вторая характеристика - сетевой автор. Проблема автора в сетевой словесности еще более сложна, чем в традиционной литературе, так как мы сталкиваемся не только с авторством виртуальным и коллективным, но и с размыванием границ, субординаций, статусной дистанцией между автором и читателем. Справедливо отмечает сетевая журналистка и литератор Линор Гора-лик: «Диалог автора с читателем перестает быть утопией, но начинает становиться проблемой. Автор перестает быть для читателя небожителем; читатель перестает быть для автора толпой... Складывается некоторая общая картина, кото-

рую можно охарактеризовать так: небо становится ближе. Автор и читатель перестают принадлежать разным сферам мироздания. Читатель начинает чувствовать за собой право быть требовательным к автору. Читатель сообщает автору своё мнение, иногда - в непосредственном диалоге, намеренно или ненамеренно диктуя автору необходимость соответствовать тем или иным стандартам. Таким образом, приобретает новый смысл еще одна старая установка: автор, желающий "не слушать толпу", должен закрывать себе уши гораздо плотнее, чем десять лет назад» [8].

Следующая характеристика - интерактивность, что означает не просто наличие обратной связи, но такой обратной связи, которая оказывает влияние на само содержание. Это подчеркивает зависимость содержания сетевых произведений от обратной связи и коллективного творчества. Мы становимся свидетелями превращения средств массовой информации в средства массовой коммуникации. Еще одной характеристикой становится динамичность. Скорость обмена оперативной реакцией, возможность скорректировать уже легализованное, написать новое произведение возрастает в несколько раз. За единицу измерения принято считать условную схему прочтение - реакция, характерную для бумажных публикаций и бумажных писем, и сравнимая схема электронные прочтения -реакция. Важнейшей характеристикой сетературы становится гипертекст - представление информации как связанной сети гнезд, в которых читатели свободны прокладывать путь нелинейным образом, что предполагает множественность маршрутов чтения, размывание границ текста, полиавторство, изменение функций автора и читателя. Самой удачной демонстрацией технологий гипертекстового романа стал проект романа Лейбова «РОМАН». Но гипертекст открывает большие возможности включения звуков и навигации передвижения по тексту, смыкаясь с мультимедийностью, которая интегрирует в текст и изображение, и звук, и динамику движения. При этом текст буквально превращается в виртуальную реальность. К типологическим чертам сетературы можно отнести архи-

вность и автоматическую обработку текста, что означает не только передачу и сохранение нужного текста, но и его первичное структурирование и компьютерное оперирование с этими структурами. Все это способствует усилению оперативности работы, быстроте доставки, ретроспективности поиска. Также следует отметить, что сетевые тексты более приближены к устной форме общения, что указывает на неконвенциальность сетевого письма, на его скандальность, лаконичность, развлекательность. Этому способствует и «мутирование» сетевых жанров.

Перечисленные типологические черты сетера-туры позволяют сделать вывод о том, что сетевая литература - одно из направлений в современном литературном процессе. Сетература пытается решить острые проблемы - потери читательского интереса, изоляции автора от читателя, эклектичности и разобщенностии «читательских ожиданий», отдаленности культурной жизни провинции от мегаполиса и другие. Сегодня литературный Интернет «взял на себя функции глобального и круглосуточного литературного салона», своего рода параллельного мира традиционному миру книжной словесности. Сетерату-ра - не уходящая натура, а увлекательный намек на будущее литературы.

Примечания

1. Шанин Д. Вместо манифеста. URL: http://www. litera.ru/slova/teoriya/seteratura.htm

2. Быков Д. Делитература. URL: http://www. gz.ru/ archives/htm/_arch/ig2 8-292000/Literature/ art9.htm#no6

3. Жердев Г. Дискуссия о сетературе. URL: http:// www.litera.ru/slova/boardZ/slova.htm

4. Андреев А. CETERатура как ее NET: от эстетики Хэйана до клеточного автомата - и обратно. URL: http://www. litera.ru/slova/andreev/setnet

5. Алексрома. Сетера и литера. URL: http:// www.litera.ru/ slova/ teoriya/ cet-lit.htm

6. Дискуссия о сетературе 1997-1998 годов в кратком изложении. URL: http://www.netslova.ru/teoriya/ discus.htm

7. Там же.

8. Горалик Л. «Типа рассказ почитать..?» Влияние Сети на отношение автора и читателя. URL: http:// old.russ.ru/netcuit/199910l5_gora/ik.htm/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.