УДК 316.77
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» КАК МАСС-МЕДИА
А. А. Морозова
Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск
Исследование выполнено за счет гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодыхроссийскихучёныхМК 7210.2016.6
В статье рассмотрены сообщества социальной сети в качестве масс-медиа. Материалом исследования выбран интернет-ресурс «ВКонтакте», поскольку он обладает максимально широкими функциональными возможностями и имеет набольшее количество зарегистрированных пользователей в России. Автор дает характеристику группам и публичным страницам в социальной сети с точки зрения типологических признаков масс-медиа.
Ключевые слова: типология, сообщества, социальная сеть, «ВКонтакте», масс-медиа.
Социальные сети с течением времени из средства массовой коммуникации превратились в полноценный медийный ресурс, обладающий многими, признаками присущими изначально традиционным СМИ. Наряду с этим соцсети имеют свою специфику. В нашей мы применим классическую типологию средств массовой информации к социальной сети, при этом обозначим особенности, характерные именно для данных ресурсов. В качестве материала исследования мы выбрали сервис «ВКонтакте», обладающий максимально широкими функциональными возможностями для медиатизации аудитории и имеющая 97 миллионов ежедневных пользователей, всего зарегистрировано более 350 миллионов аккаунтов [1].
Информация, предназначенная для публичного просмотра, в «ВКонтакте» распространяется двумя основными способами: при помощи записей, размещенных на личных страницах пользователей; и при помощи материалов, опубликованных в сообществах (группах или публичных страницах). На данный момент всего в сети мы можем обнаружить 28 134 132 различных сообществ. А согласно проведенным нами исследованиям, в среднем один пользователь подписан более чем на 200 сообществ в одной социальной сети. Исходя из этой статистики, можно предположить, что в целом пользователь социальной сети является аудиторией десятков источников одновременно. Несмотря на то, что как в научной среде, так и в сообществе практиков медиа, до сих пор нет единого мнения, являются ли социальные сети средством массовой информации, стоит отметить, что группы и публичные страницы в социальных сетях обладают рядом признаков СМИ.
Традиционные СМИ обычно описываются по целому ряду типизационных признаков, к которым относятся:
• особенности аудитории (социальный адрес);
• целевое, или функциональное назначение издания;
• характер передаваемой информации (ее виды, формы, жанры);
• зоны информационного внимания (тематика, сферы отражения);
• объемы и форматы передаваемой информации;
• соотношение разных знаковых форм передачи информации (например, текста и иллюстративного материала для печати, текста и видеоматериала для телевидения);
• периодичность (регулярность выхода номеров, программ, выпусков);
• время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные издания, выпуски);
• место выхода и зоны, география распространения информации [4].
Как считают исследователи интернет-СМИ, «с развитием новых секторов медиарынка набор признаков, указывающих на то, что тот или иной объект есть часть СМИ, может модифицироваться и расширяться, поскольку каждое новое структурное образование ме-диасистемы имеет как техническое своеобразие, так и специфическую функциональную составляющую. Например, последняя характеристика, иначе называемая "зоны распространения информации", в Интернете приобретает качество трансграничности, т.е. независимости распространения информации от национально-территориальных и государственных образований.
Однако наряду с общими у интернет-СМИ и их информационного продукта обнаруживаются присущие данному каналу оригинальные свойства, которые требуют коррекции инструментария описания. К таким новым признакам, которые отличают "новые" СМИ от "старых", относятся три родовые качества интернета: гипертекстуальность, мультиме-дийность, атакже интерактивность» [4].
Данные наблюдения можно применить и к социальным сетям, характеризуя их как средство массовой информации. Такого мнения придерживается ряд исследователей. Например, В. А. Степанов отмечает, что «...массовые социальные сети наподобие ВКон-такте образовали собственную медиасреду: по мере роста аудитории и ее массовизации институционально оформились средства массовой информации - сообщества (группы и паблики). С одной стороны, они обладают всеми атрибутами масс-медиа, с другой -технологические особенности платформы определили их своеобразие. Наибольшей популярности достигли развлекательные, юмористические сообщества» [6. С. 89].
Социальная сеть может быть как отдельным медиаресурсом с оригинальным контентом, так и выполнять вспомогательную роль дополнительной медиаплощадки для традиционных СМИ. По мнению А. А. Градюшко, «технологическая гибридизация ме-диасистем на цифровой основе, трансформация поведения аудитории, изменение стандартов журналистики приводят к тому, что социальные сетевые сообщества становятся для средств массовой информации новыми эффективными каналами коммуникации с пользователями. Такая деятельность востребована и, безусловно, имеет потенциал» [3. С. 84-85]
Таким образом, мы можем отметить у социальной сети признаки, характерные для полноценных масс-медиа.
Во-первых, это наличие массовой аудитории. В некоторых сообществах количество подписчиков превышает 9-10 млн человек. Во-вторых, аудитория одного сообщества, как правило, идентична по какому-либо признаку, материалы выкладываются целенаправленно для определенного сегмента. В-третьих, практически все сообщества можно сгрупировать, исходя из характера передаваемой в них информации, то есть ее видов, форм и жанров; тематики и форматов передаваемой информации (текст, аудио-, визуальный формат).
К тому же можно говорить и о соответствии сообществ социальной сети периодике. Согласно ГОСТУ, периодическое издание - это сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие [2].
Несмотря на то, что данное определение было предложено для обозначения традиционной печатной продукции, частью признаков обладают и сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Например, мы можем говорить о постоянных чаще всего определенных для каждого сообщества промежутках времени выхода публикаций, а также группа или
публичная страница имеет обычно собственный уникальный дизайн (однотипно оформлено как само, так и выходящие внутри него записи).
Говоря о массовости аудитории в рамках одного сообщества, мы можем предоставить следующий список сообществ «ВКонтакте», имеющих наибольшее число подписчиков (см. рис. 1).
а
ht«™» Uri=¡t»:ai7 Ьот
С^ч» If»«*
19№Ш па
~ Own
о
ф
ЕП
O-W
H317IÍ
UM
fr l'i Mfr ñ4arih«rj .i.
V[FM ПрмнЬ'
Cuaf
Палац Vh
HXiMm
i
< Twutr
I ЙЧ.
T0-4ÍC
vS
iiUJü
ВКшткч
É"■■-[i 1*4*^i-j»* Jjiâi
Taw "вс*
©
lUflT. г t- Si" 3C.Ï пвдлисмневв
Рис. 1
С точки зрения тематики сообществ разработчики «ВКонтакте» предлагают пользователям следующие категории:
• Новости (Новости Mash | Мэш, 938 218 подписчиков; TNW, 310 589 подписчиков; Rambler News Service, 26 487 подписчиков; Inc. Russia 11 189 подписчиков; Молния, 14 336 подписчиков; 78 | НОВОСТИ, 18 175 подписчиков; РЕН ТВ | Новости, 311 050 подписчиков и др.).
• Спорт (Высшая хоккейная лига | ВХЛ, 9 887 участников; Sports.ru, 429 669 подписчиков; Федерация гандбола России, 24 378 подписчиков; Хоккей России, 190 586 подписчиков; Хоккейный клуб «Сочи», 69 229 подписчиков и др.).
• Музыка (ZAYN, 84 426 подписчиков; VK Musicians, 267 809 подписчиков; Warner Music Russia, 164 281 подписчик; Muse, 222 946 подписчиков; Zara Larsson, 93 186 подписчиков; Alesso, 120 170 подписчиков; Axwell Л Ingrosso, 114 703 подписчика; Linkin Park, 1 792 074 подписчика; Bruno Mars, 87 620 подписчиков; Ed Sheeran, 322 732 подписчика и др.).
• Блогеры (Большой тест-драйв, 97 857 участников; Спойлерная | Амедиатека, 10 017 подписчиков; Дневник Хача, 676 560 подписчиков; Big Russian Boss Show, 245 881 участник; DRUZHKO SHOW, 479 896 подписчиков; КЛИККЛАК, 387 163 подписчика; СОБОЛЕВ БОМБИТ, 98 294 подписчика; Cut The Crap TV в ожидании «Top 3 : Рагнарёк» и др.).
• Радио и телевидение (Радио Romantika, 384 809 подписчиков; Телеканал ТВ-3, 192 760 участников; Телеканал Ю, 225 516 участников; Русское Радио, 639 732 подписчика; РЕН ТВ I Телеканал, 136 152 подписчика; Capital FM Moscow, 131 072 подписчика; Пятый канал | Телеканал, 11 486 подписчиков; Телеканал История, 56 351 участник; Europa Plus TV / Европа Плюс ТВ, 1 099 510 подписчиков; Cartoon Network Россия, 23 121 подписчик идр.).
• Развлечения (Живая Планета, 121 955 участников; Телеканал ТНТ4, 58 529 подписчиков; Sony Pictures, 94 013 подписчиков; Аэротруба FlyStation, 48 168 подписчиков и др.).
• Игры и кибер-спорт (C-c-combo breaker! Самый буйный паблик об играх, 415 336 подписчиков; Чемпионат.Киберспорт; 20 213 подписчиков; M.Game, 19 673 участника; Киберфутбольная Премьер-Лига, 13 744 подписчика; Игропром, 9 002 подписчика и др.).
• Наука и технологии (Чердак, 60 849 подписчиков; SciOne, 137 341 подписчик; Ха-брахабр, 713 845 подписчиков; Космонавт Сергей Рязанский; 20 712 подписчиков; ПостНаука, 363 623 подписчика; НАУКА, 219 726 участников; AstroAlert | Наблюдательная астрономия, 82 698 участников; #ВКосмосе, 396 553 участника и др.).
• Мода и красота (Büro 24/7, 65 759 участников; ELLE, 105 743 подписчика; Woman Journal I WMJ.ru, 53 921 участник; ELLE girl, 245 534 подписчика; BEINOPEN-форум, журнал, образование в моде, 12 361 подписчик; GLAMOUR Russia; 93 351 участник; Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 98 515 участников; Woman.ru, 335 670 подписчиков; Cosmopolitan, 666 788 подписчиков и др.)
• Культура и искусство (Государственный Эрмитаж, 186 603 подписчика; Bolshoi Theatre of Russia / Большой театр России, 9 373 подписчика; Мариинский театр, 31 736 участников; Государственная Третьяковская галерея, 158 296 участников; Государственный исторический музей, 52 559 участников; Музей Фаберже, 14 231 подписчик и др.).
• Благотворительность (Детские деревни-SOS Россия, 13 319 участников; ВКдо-бро, 81 851 подписчик; Благотворительность ВКонтакте, 44 683 участника; Добро Mail. Ru, 10 782 подписчика; ТВОЯ ТЕРРИТОРИЯ. Помощь подросткам онлайн, 53 590 участников; Такие Дела, 48 879 подписчиков и др.).
• Бренды (Моя Семья, 154 757 участников; Nutella, 161 492 участника; Домик в деревне, 65 843 участника; Карьера в Procter&Gamble, 26 258 участников; NESCAFE, 1 215 760 участников; adidas Originals, 458 900 участников; Lipton. Парк Яркого, 454 136 участников идр.).
• Магазины (Предлагает деление по разделам: Гардероб, Электроника, Компьютеры и ПО, Транспорт, Детские товары, Дом и дача, Красота и здоровье, Спорт и отдых, Досуг и подарки, Домашние питомцы, Продукты питания, Услуги).
Некоторые группы имеют сразу несколько тематических тегов, поэтому они могут отображаться в различных категориях одновременно. Стоит отметить, что с течением времени периодически обновляется название категорий. Например, категория «Мода и красота» ранее называлась «Красота и стиль», а «Игры и кибер-спорт» ранее была названа «Кибер-спорт». К тому же за последний год добавилась такая категория как «Благотворительность».
Помимо этого, сайт «ВКонтакте» позволяет сортировать сообщества по трём основным параметрам: по популярности, по количеству участников и по релевантности.
По типу сообществ автоматически ресурс «ВКонтакте» предлагает следующие варианты: группа, страница и встреча. В рамках данного основания типологии мы добавим личный аккаунт пользователя (являющийся не страницей определенного пользователя, а оформленный под какое-либо сообщество), поскольку в некоторых случаях основатели сообществ, стремящихся к массовой аудитории, обращаются и к данному варианту распространения информации.
С точки зрения безопасности предоставляемого контента, все сообщества «ВКонтакте» можно разделить на безопасные и небезопасные. При поиске есть фильтр «безопасный поиск, который позволит избежать пользователю, к примеру, порнографической, эротической и прочей информации, нарушающей общепринятые нормы этики и морали.
По принципу организации создатель сообщества может выбрать характеристику собственной группы из списка: Веб-сайт, Интернет-магазин, Образовательное учреждение, СМИ, Компания, Организация, Высокие технологии, Искусство и развлечения, Потребительские товары, Экономика и финансы.
При этом категорию «СМИ» зачастую имеют сообщества, официально не зарегистрированные как средства массовой информации.
В данной статье мы обозначили лишь основные типологические характеристики сообществ в социальных сетях как информационных ресурсов. Итак, подводя итог нашему исследованию, можно сказать о том, что сообщества в социальной сети «ВКонтакте» обладают множеством типологических признаков, описанных изначально для традиционных периодических изданий. Каждую группу или публичную страницу можно охарактеризовать по ряду особенностей, свойственных именно данному сообществу как СМИ. По сравнению с традиционными медиа социальные сети позволяют выделять более узкие сегменты аудитории, на которые направлена информация. Также можно отметить, что за счет этого увеличивается количественный состав типологических признаков, характерных для сообществ. Данная тема нуждается в дальнейшем более дательном рассмотрении каждой типологической характеристики.
Список литературы
1. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс]. - URL: http:// https://vk.com/about.
2. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-7-60-2003-sibid.
3. Градюшко, А. А. Потенциал социальных медиа в структуре иновационной коммуникации [Текст] / А. А. Градюшко II Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: материалы Международной научно-практической конференции. - ФГА-ОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 2014.-С. 81-85.
4. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
5. Социальные сети: кто туда ходит и зачем? [Электронный ресурс]. -URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=116254.
6. Степанов, В. А. Сообщества в социальной сети «ВКонтакте» как СМИ: особенности типологии и перспективы развития [Текст] / В. А. Степанов II Весшк БДУ. Серыя 4, фшалопя. журналютыка. педагогика. - Минск: Белорусский государственный универси-тет,2015.-№2.-С. 86-90.
TYPOLOGICAL CHARACTERISTIC OF COMMUNITIES IN SOCIAL NET
'VKONTAKTE' AS MASS MEDIA
A. A. Morozova
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
The article considers communities of the social net as mass media. The author chose the Internet-resource "VKontakte" as the material of the research because it has the widest functional abilities and the most number of registered users in Russia. The author gives characteristic to groups and public pages in the social netfrom the point of view of typological signs of mass-media.
Keywords: typology, communities, social net, "VKontakte", mass media.
References
1. Auditoriya VKontakte [=VKontakte audience], available at: https://vk.com/about, accessed 12.08.2017. (InRuss.).
2. GOST 7.60-2003 SIBID. Izdanija. Osnovnye vidy. Terminy i opredelenija [=GOST 7.602003 SIBID. Journals. Basic kinds. Terms and definitions], available at: http://docs.cntd.ru/ document/gost-7-60-2003-sibid, accessed 12.08.2017. (InRuss.).
3. Gradyushko, A. A. (2014) Potentsial sotsial'nykh media v strukture innovatsionnoy kommunikatsii [=Potential of social media in the structure of innovative communication], in: Media- i mezhkul'turnaya kommunikatsiya v evropeyskom kontekste: materialy Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Media and cross-cultural communication in European context: materials of International scientific practical conference], Stavropol, pp. 81-85. (In Russ.).
4. Lukina, M. M. (2005) SMI v prostranstve Interneta [=Mass media in Internet space], Moscow. (In Russ.).
5. Social'nye seti: kto tuda hodit i zachem? [=Social nets: who visits them and why?], avail-ableat: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116254, accessed 12.08.2017. (InRuss.).
6. Stepanov, V. A. (2015) Soobshhestva v social'noj seti «VKontakte» как SMI: osoben-nosti tipologii i perspektivy razvitija [=Communities in the social net "Vkontakte" as mass media: peculiarities of typology and perspectives of development], in: Vesnik BDU. Seryja 4, filalogija. zhurnalistyka. Pedagogika [=Herald of BDU, series 4, philology, journalism, pedagogics], Minsk, pp. 86-90. (In Russ.).
Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразо-вания, Челябинский государственный университет.