Научная статья на тему 'Типизация платформенных концепций'

Типизация платформенных концепций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ПЛАТФОРМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / МАРКЕТПЛЕЙС / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЭКОСИСТЕМА БИЗНЕСА / ЦЕПЬ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / COMMERCE / E-COMMERCE / PLATFORM ECONOMY / MARKETPLACE / DIGITAL PLATFORMS / BUSINESS ECOSYSTEM / VALUE CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стеблюк И.Ю.

В современном мире меняется схема ведения бизнеса на смену традиционным бизнес-моделям приходят инновационные бизнес-модели, а именно платформенные решения. В статье рассмотрены разные виды платформенных концепций и их взаимодействие с пользователями, основными стейкхолдарами. Проведен анализ перехода к платформенным решениям от традиционного ведения бизнеса к работе с платформами. Платформой считается «маркетплейс», где происходят транзакции между двумя или более группами пользователей. Создание ценностного предложения, создание стоимости и ведение бизнеса в платформенной экономике больше не является линейным, как в традиционных бизнес-моделях, и модель ценообразования не так проста. Автором также рассмотрены сетевые эффекты от работы с разными платформами, предложены различные виды типизации платформ и схемы работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typing Platform Concepts

In the modern world, changing pattern of doing business to replace traditional business models come innovative business model and it platform solutions. The article discusses different types of platform concepts and their interaction with users and key stakeholders. The analysis of the transition to platform solutions from traditional business to working with platforms is carried out. A platform is considered a "marketplace" where transactions occur between two or more user groups. Creating a value proposition, creating value, and doing business in a platform economy is no longer linear as in traditional business models, and the pricing model is not as simple. The author also considers the network effects of working with different platforms, offers various types of platform typification and schemes for working with them.

Текст научной работы на тему «Типизация платформенных концепций»

Типизация платформенных концепций

Стеблюк Илья Юрьевич,

аспирант, Финансовый Университет при правительстве сийской Федерации, i89265373978@yandex.ru

Рос-

В современном мире меняется схема ведения бизнеса на смену традиционным бизнес-моделям приходят инновационные бизнес-модели, а именно платформенные решения. В статье рассмотрены разные виды платформенных концепций и их взаимодействие с пользователями, основными стейкхолда-рами. Проведен анализ перехода к платформенным решениям от традиционного ведения бизнеса к работе с платформами. Платформой считается «маркетплейс», где происходят транзакции между двумя или более группами пользователей. Создание ценностного предложения, создание стоимости и ведение бизнеса в платформенной экономике больше не является линейным, как в традиционных бизнес-моделях, и модель ценообразования не так проста. Автором также рассмотрены сетевые эффекты от работы с разными платформами, предложены различные виды типизации платформ и схемы работы с ними.

Ключевые слова: коммерция, электронная коммерция, платформенная экономика, маркетплейс, цифровые платформы, экосистема бизнеса, цепь создания стоимости

Многие российские компании активно развивают эко-системный подход. Исследуемые компании в значительной степени полагаются на внедрение омниканального подхода и анализе больших данных. Они хорошо знают ценность для конечных пользователей, которую может предоставить платформа. Тем не менее, существует вектор развития в поиске способа получения ценности для владельца платформы, а также в использовании сетевых эффектов. Компаниям необходимо больше анализировать поведение потребителей для успешной экосистемы платформы, а также обучение и инструменты для разработки платформ.

Платформенная экономика меняет ведение бизнеса и мировые рынки. Человечество сталкивается с революцией, в которой способы, которыми люди работают, живут и даже взаимодействуют друг с другом, резко меняются. Это изменение можно считать еще более фундаментальным, чем во времена других промышленных революций, которые были связаны с изобретением паровых двигателей в конце 18-го века, массовым производством в конце 19-го века и вычислительной революцией в конце 20-го века. Изменения, которые происходят в современном мире являются фундаментальными, так как развитие инноваций и распространение технологий намного быстрее, чем во времена предыдущих революций.

Примером двустороннего рынка является система, в которой владелец платформы предоставляет услуги двум сторонам клиентов (пользователям и разработчикам). Аналогичным образом, кредитная карта является примером двусторонней платформы, поскольку она обслуживает два разных рынка (держателей карт и розничных продавцов) [1, с. 57-78]. С другой стороны, маркетплейс, такой как Amazon, является многосторонней платформой, так как он привлекает пользователей - продавцов, покупателей и посредников, например, такого как PayPal. С точки зрения данного исследования оба типа одинаково важны. Все принципы взаимодействия применимы к обоим видам платформ, поэтому в этой статье оба типа называются экосистемой.

В ближайшем будущем довольно много новых технологий, поддерживающих распространение платформенных экосистем, приблизятся к фазе расширения в жизненном цикле технологии, поскольку основные технические препятствия будут преодолены.

Наиболее очевидной является экономика совместного использования, поскольку многие из существующих экосистем, такие как AirBnB и Uber, уже используют ее. Интернет вещей помогает платформам получать сетевые эффекты, поскольку количество подключенных к Интернету увеличивается, и ожидается, что количество людей резко увеличится в течение следующих нескольких лет. К Интернету будет подключено более одного триллиона пользователей, согласно многим экспертам,

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о сч

0 сч

сч

01

о ш m

X

<

m о х

X

это произойдет уже в 2022 году. Ожидается, что это приведет к снижению затрат на предоставление услуг, а также к повышению производительности в целом.

В данной статье основное внимание уделяется двух факторным и многофакторным платформам, которые представляют собой торговые площадки (маркетплейс). Они создаются в цифровом виде и, следовательно, создают экосистему платформы. Таким образом, платформа делает возможным создание ценностей для всех участников процесса. Такой бизнес позволяет производителям и потребителям создавать ценности путем взаимодействия друг с другом. Платформа устанавливает совместную и открытую инфраструктуру для взаимодействия. Она также отвечает за управление инфраструктурой и взаимодействие между ними [2, с. 160-170]. Цель платформы - облегчить обмен продуктами, которые могут быть товарами, услугами или даже «социальной» валютой. Facebook является одной из такой платформ, где обмен личной информацией во многих отношениях является социальной валютой. Он обеспечивает ценность для друзей, которые читают каналы, а также ценность для Facebook, поскольку он может продавать информацию сторонним компаниям, которые затем ее используют для определения целевой аудитории, фокусируясь на различные потребительские сегменты.

Такие платформы можно считать каналами, объединяющие различные целевые аудитории. Цифровые технологии значительно расширяют охват, удобство, скорость и эффективность по сравнению с традиционным способом посредничества.

Задача состоит в том, чтобы понять, чем правила платформенной экономики отличаются от бизнеса традиционных компаний, ориентированных на производство, когда требования различных групп взаимозависимы. Газета - печатная или цифровая - является хорошим примером. Создание контента стоит денег, которые должны взиматься с клиентов. Есть два типа клиентов -рекламодатели и читатели. У газеты должно быть достаточно читателей, чтобы привлечь рекламодателей и наоборот. Платформы создают ценность присутствием и активностью пользователей. Когда создаются платформы, у них нет особых ценностей, аудитории. Крайне важно привлечь пользователей на свою платформу, завлечь их своей экосистемой, где целевое действие может быть как совершении заказа, так и регистрация на площадке.

Еще одной целью любой платформы - уменьшить количество участников рынка, то есть уменьшить количество посредников. Существуют так же проблемы, с которыми могут сталкиваться участники платформы, например, отсутствие доверия к экосистеме. Одним из примеров увеличения доверия к платформе был запуск AliPay (система форм оплаты в группе Alibaba). Снижение продаж через Alibaba (крупную китайскую платформу электронной коммерции) было обусловлено отсутствием доверия. Покупатели не доверяли приобретению продуктов, за которые они заплатили, не доверяли новым продавцам на платформе, поэтому взаимодействие было затруднено. Alibaba основала AliPay, где покупатель оплачивает счет, а продавец получает деньги только после того, как покупатель получает товар. Запуск сервиса позволил расширить взаимодействие в Alibaba - данный запуск дал толчок созданию экосистемы. Правильное понимание экосистемы имеет важное значение для успеха платформы. Платформы должны быть спроекти-

рованы и реализованы таким образом, чтобы сбалансировать потребность и ценность. Таким образом, они обеспечивают устойчивое и повторное взаимодействие пользователей, уравновешивая их качество и количество.

Возможности для создания платформ часто возникает, когда на рынке слишком много игроков, что мешает различным группам пользователей взаимодействовать друг с другом. Согласно, компании Ростелеком, цифровая платформа - это система алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзак-ционных издержек за счёт применения пакета цифровых технологий работы с данными и изменения системы разделения труда [3]. Таким образом, можно вывести несколько типов платформ, анализ которых приведен далее.

Типы платформ

Один из способов классификации платформ состоит в том, чтобы учитывать масштаб сетевых эффектов и готовность пользователей работать с этой платформой (нужен ли рынку продукт или потребности пользователей требуют технологического развития). На рисунке 1 показаны различные типы платформ в матрице классификаций.

Развитие рынка

Развитие технологий

Открытые платформы Инновационные платформы

Транзакционные платформы Интеграцион ные платформы

Двухсторонние платформы

Многосторонние платформы

Рисунок 1. Типы платформ

Источник: составлено автором

Различные типы платформ можно разделить на четыре типа: транзакционные платформы, инновационные платформы, интегрированные платформы и инвестиционные платформы (открытые платформы). При использовании таких типов платформа транзакций выступает в качестве промежуточного звена, что облегчает обмен между пользователями. Инновационные платформы являются основой, на которой третьи стороны разрабатывают дополнительные продукты. Интегрированные платформы, с другой стороны, представляют собой комбинации транзакционных и инновационных платформ [4, с. 311-318]. Четвертый тип, инвестиционные платформы — это компании, которые имеют стратегический портфель платформ и которые либо активно инвестируют в платформы, либо выступают в роли холдинга.

Первый тип «Транзакционные платформы», которые реорганизуют ресурсы и активы открытых рынков. Это типичные торговые площадки для двусторонних плат-

форм. [5, c. 53-60] Типичным примером такого типа является AirBnB, представляющая собой двухстороннюю онлайн-площадку, которая позволяет людям размещать жилые помещения или арендовать жилье на короткий срок. При этом платформа соединяет только двух участников процесса арендодатель - арендатор.

Когда рынок начинает развиваться, но при этом он все еще остается двухсторонним, приходит время для появления открытых. На таких площадках, ни один участник платформы не «владеет» клиентом, владеет клиент сама платформа, при этом все участники пытаются использовать свободные ресурсы, чтобы предложить новые продукты для новых клиентов. Торговая платформа Alibaba, например, или российская компания Wildberries представляют собой платформу такого типа.

Если рынок требует новые технологические решения и становится многосторонним, то появляются интеграционные платформы (экосистемы). В этих случаях ключевая компания владеет клиентами, но фокусируется на сборе других компаний вокруг себя. Примером платформы такого типа является компания Яндекс, со своим сервисом Яндекс. Плюс. Экосистема предлагает различные услуги начиная от заказа такси заканчивая просмотром фильмов и сериалов онлайн с фиксированной ежемесячной платой. Цель состоит в том, чтобы создавать более широкие решения и предлагать клиентам все больше сервисов, неорганичная их выбор в пользу того или иного сервиса.

В оптимальном случае многосторонний рынок развивает платформу. В этих случаях требуются инновационные платформы для обслуживания клиентов. В инновационных платформах клиенты контролируются олигопо-листическим образом. Все компании предлагают продукты, которые дополняют друг друга независимо от производителя. Правила и пользовательский опыт остаются стабильными. Хорошо известным примером платформы такого типа является Apple Store, и запускаемый ими сервис Apple TV+ - сервис подписки на кинематографический контент.

Типы платформы также могут быть описаны как архитектура платформы. Все платформы включают три основных уровня: уровень взаимодействия на мар-кетлейсе, уровень инфраструктуры и уровень данных. Разница между платформами заключается в степени доминирования каждого из слоев. Каждая платформа уникальна, но три основные конфигурации могут быть названы в зависимости от того, какой уровень является наиболее доминирующим.

Второй способ классификации платформ заключается в использовании его общей архитектуры. Таким образом, существует три типа платформ:

1. Инструментальная цифровая платформа;

2. Инфраструктурная цифровая платформа;

3. Прикладная цифровая платформа (экосистемные платформы).

Основой инструментальной цифровой платформы является программный или программно-аппаратный комплекс (продукт), предназначенный для создания электронных или цифровых решений прикладного назначения [3].

Основой инфраструктурной цифровой платформы является экосистема основных пользователей процесса информатизации, задачей функционирования которой -является мгновенный вывод на рынок и предоставление пользователям / потребителям инструментов по цифро-визации их деятельности (ИТ-сервисов), использующих

сквозные цифровые технологии работы с данными и доступ к источникам данных, реализованные в инфраструктуре данной экосистемы.

Бизнес-модель по предоставлению возможности взаимодействиями между пользователями и обмена определёнными ресурсами / ценностями между большим количеством независимых игроков рынка, путём проведения сделок в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счёт применения цифровых технологий и изменения логики разделения труда.

Сегодня платформа считается маркетплейсом, где происходят транзакции между двумя или более группами пользователей. В данной статье основное внимание было уделено двухсторонним и многосторонним платформам как площадкам, которые работают в цифровом виде, следовательно, создают экосистему платформы. В этом контексте платформа создает ценностное предложение возможным для всех участников. Такие решения создают бизнес, который позволяет внешним производителям и потребителям создавать ценности путем взаимодействия друг с другом. Платформа устанавливает совместную и открытую инфраструктуру для взаимодействия. Она также отвечает за управление инфраструктурой и взаимодействия между пользователями. Цель платформы - облегчить обмен ресурсами, которые могут быть товарами, услугами или даже социальной валютой.

Цифровые платформы трансформируют стандартные концепции ведения бизнеса, как локального, так и международного, снижая стоимость взаимодействия и транзакций. Платформы создают все новые рынки и формируют новые аудитории, новые сегменты пользователей. Они дают возможность промышленным компаниям выходить на новые для себя рынки и взаимодействовать с новыми для себя клиентов, предоставляю доступ к обширной базе клиентов, предоставляя эффективные способы связи с ними. Функционирование цифровых платформ ускоряет и уменьшает затраты на процессы производства и обмена, убирая дополнительных участников (посредников) на рынке, соединяя конечных покупателей с потребителями, тем самым повышая эффективность рынка и увеличивая производительность труда.

Правила, регламенты, законы, разработанные для физической экономики, нуждаются в пересмотре в свете новых цифровых бизнес-моделей. Некоторые страны уже предпринимают шаги по видоизменению политики, в то время как другие рискуют, что страны правила, регламенты, законы замедлят цифровое экономическое развитие страны.

Литература

1. Яблонский, С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. - 2013. - №4. -С.57-78.

2. Миголь, Е.В. Концепция совместного создания ценности и трансформация бизнес-модели: особенности компаний, отличных по типу производства и экономического взаимодействия // Финансы: теория и практика. 2018 =--№ 22(2). С. 160-170.

3. Цифровые подходы к определению и типизации / Ростелеком. - 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2018/04/digital_platforms.pdf (Дата обращения 21.11.2019)

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

4. Купревич Т.С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития // Экономический вестник университета - 2018. -№ 37 (1). - С. 311-318.

5. Серова Л.С., Страхович Э.В., Чуракова И.Ю. Многосторонние платформы в эволюции бизнес моделей микро предприятий // Управленец. 2017. №4(68). С. 5360.

Typing Platform Concepts Steblyuk I.Y.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the modern world, changing pattern of doing business to replace traditional business models come innovative business model and it platform solutions. The article discusses different types of platform concepts and their interaction with users and key stakeholders. The analysis of the transition to platform solutions from traditional business to working with platforms is carried out. A platform is considered a "marketplace" where transactions occur between two or more user groups. Creating a value proposition, creating value, and doing business in a platform economy is no longer linear as in traditional business models, and the pricing model is not as simple. The author also considers the network effects of working with different platforms, offers various types of platform typification and schemes for working with them. Keywords: commerce, e-commerce, platform economy, marketplace, digital platforms, business ecosystem, value chain

References

1. Yablonsky, S.A. Multilateral platforms and markets: basic approaches, concepts and practices // Russian Journal of Management. - 2013. - No. 4. -C. 57-78.

2. Migol, E.V. The concept of co-creation of value and the transformation of a business model: features of companies that are different in type of production and economic interaction // Finance: theory and practice. 2018 = - No. 22 (2). S. 160-170.

3. Digital approaches to definition and typing / Rostelecom. - 2018.

- [Electronic resource]. - Access mode - URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2018/04/digital_platforms.pdf (Date accessed 11/21/2019)

4. Kuprevich T.S. Digital platforms in the global economy: current

trends and development directions // University Economic Bulletin - 2018. - No. 37 (1). - S. 311-318.

5. Serova LS, Strakhovich E.V., Churakova I.Yu. Multilateral platforms in the evolution of business models of micro enterprises // Manager. 2017. No4 (68). S. 53-60.

о es о es

es

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.