Научная статья на тему 'Типичные следственные ситуации и тактика производства отдельных следственных действий при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями'

Типичные следственные ситуации и тактика производства отдельных следственных действий при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4687
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРАВО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / INVESTIGATIVE SITUATIONS / OPERATIVE-SEARCH MEASURES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герман Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются типичные следственные ситуации, а также особенности производства отдельных следственных действий при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герман Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical investigative situation and tactics of certain investigative actions in the investigation of abuse of official powers

The article discusses the typical investigative situation, and especially the production of certain investigative actions in investigating abuse of authority.

Текст научной работы на тему «Типичные следственные ситуации и тактика производства отдельных следственных действий при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями»

Герман Татьяна Валерьевна

заместитель начальника курса (по работе с личным составом) факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России (e-mail: [email protected])

Типичные следственные ситуации и тактика производства отдельных следственных действий при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями

В статье рассматриваются типичные следственные ситуации, а также особенности производства отдельных следственных действий при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями.

Ключевые слова: следственные ситуации, оперативно-розыскные мероприятия, правоохранительные органы.

T.V. Herman, Deputy Head of the Course (for Work with the Personnel) of the Faculty of Training of Investigators of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Typical investigative situation and tactics of certain investigative actions in the investigation of abuse of official powers

The article discusses the typical investigative situation, and especially the production of certain investigative actions in investigating abuse of authority.

Key word: investigative situations, operative-search measures, law enforcement agencies.

Расследование злоупотребления должностными полномочиями должно производиться в установленный законом срок, а следственная ситуация позволяет определить основные следственные действия и различные организационные мероприятия.

При принятии решения о возбуждении уголовного дела, при сложившейся следственной ситуации выбирается направление расследования на первоначальном этапе.

Существуют различные мнения криминалистов по поводу формирования следственных ситуаций при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями.

А.В. Ханько в своей диссертации говорит о двух следственных ситуациях в зависимости от того, на каких материалах базируется расследование: «1) уголовное дело расследуется по материалам проверки, осуществляемой заинтересованными службами; 2) уголовное дело расследуется по материалам оперативно-розыскной деятельности» [1, с. 11], что, по его мнению, происходит значительно реже.

В.В. Прудников дает более подробную классификацию и выделяет следующие типичные следственные ситуации [2, с. 106-108]:

1) наличествуют сведения о событии преступления и о виновном лице, но не ясно, действительно ли было событие, его преступный характер и причастность лица к нему;

2) установлены события и лица, но характер их вины не ясен;

3) установлено событие с признаками преступления, совершить которое могли лица из определенного круга с учетом своего положения;

4) установлено событие с признаками преступления, и практически отсутствуют сведения о виновном лице.

В .Н. Бодяков, анализируя процесс расследования должностных преступлений в уголовно-исполнительной системе, выделяет такие типичные следственные ситуации [3, с. 115-119]:

1) лицо задержано с поличным при совершении должностного преступления или непосредственно после его совершения;

230

2) имеется информация о совершенном должностном преступлении, известны обстоятельства и лица, причастные к его совершению;

3) имеется информация о готовящемся должностном преступлении.

В связи с этим формирование типичных следственных ситуаций позволяет не только выбрать правильное направление расследования, определить количество следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, но и определить комплекс тактических приемов, тактико-психологического воздействия, технико-криминалистического обеспечения производства процессуальных действий, а также информировать должностных лиц правоохранительных органов, принимающих участие во взаимодействии, и тем самым свести к минимуму возможные ошибки и т.д.

На первоначальном этапе расследования злоупотребления должностными полномочиями существуют следующие типичные следственные ситуации:

1) есть подозреваемый, и он дает показания о конкретном эпизоде использования должностных полномочий вопреки интересам службы;

2) имеются сведения о совершении деяния, но подозреваемый говорит об отсутствии у него полномочий должностного лица;

3) есть информация о совершении преступления, но должностное лицо говорит, что действовало для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами;

4) есть данные о совершении преступления, но должностное лицо ссылается на исполнение обязательного для него приказа или распоряжения;

5) есть свидетельские показания о противоправной деятельности, имеется должностное лицо, оно отрицает свою причастность к преступлению.

Для исследования и проверки приведенных следственных ситуаций наиболее часто проводятся такие следственные действия, как выемка документов; обыск по месту жительства и работы; допрос свидетелей; допрос подозреваемого; назначение экспертиз.

Выемка документов при расследовании злоупотреблений должностными полномочиями относится к наиболее распространенным следственным действиям. При этом в 89% случаев выемке подвергались документы, в 9% - предметы и в 2% - почтово-телеграфные отправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 183 УПК РФ при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка на основании постановления следователя. Выемке могут подвергаться и документы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметы и документы, содержащие информацию о вкладах и счетах должностного лица и других граждан в банках и иных кредитных организациях. Этот вид выемки производится только на основании судебного решения.

Данное следственное действие нужно проводить незамедлительно, т.к. лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, заинтересовано в их уничтожении.

В процессе подготовки к проведению следственного действия «выемка документов» следователь должен заранее определить документы, подлежащие изъятию.

При проведении выемки изымаются следующие документы:

1) регулирующие правила работы учреждения и определяющие должностной регламент конкретного лица;

2) устанавливающие штатное расписание (в том числе приказы о назначении на определенные должности);

3) связанные с совершением действий, отображающие использование должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы;

4) представляющие фиктивные сведения; раскрывающие содержание проведения конкурса на замещение вакантной должности.

Перечисленные документы в процессе расследования преступлений, совершенных с использованием должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы, изымаются в кабинетах руководящих работников органов, в различных помещениях отдела кадров, бухгалтерии и т.д.

В зависимости от характера преступных действий должностного лица, его служебного положения изъятию подлежат: контракт, приказы о назначении или перемещении по службе; распоряжения; служебная переписка; регистрационные документы, которые утверждались данным субъектом; документы бухгалтерского учета и отчетности; договоры, книги учета выдачи доверенностей и т.д.

Своевременное проведение выемки лишает преступника и его окружение возможности скрыть от следствия или уничтожить документы, имеющие доказательственное значение.

231

А также их осмотр и изучение позволяют следователю убедиться в наличии у должностного лица конкретных полномочий, существовании и характере следов противоправного деяния, наличии сведений, позволяющих судить о причастности лица к преступлению.

Изымая интересующие документы, следователь должен установить подлинность документа, его достоверность, а также индивидуальные особенности, их характеристику.

При осмотре и изучении документов необходимо установить: соблюдался ли порядок их поступления, какие документы допущены, а какие отклонены, кто за это отвечает; соблюдены ли правила оформления документов, какие имеются на них пометки, подписи, резолюции и т.п.

Надо знать, что лица, злоупотребляющие должностными полномочиями, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации. В результате этого существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства, что, несомненно, находит отражение в различных документах, исследование которых позволяет установить факты преступной деятельности соответствующего должностного лица.

Опрос следователей, осуществляющих расследование противоправных деяний, предусмотренных ст. 285 УК РФ, позволил сформировать следующую классификацию типичных документов, подлежащих изъятию:

1) устанавливающие компетенцию органов, учреждений, предприятий - федеральные и региональные законы, нормативные акты министерств, служб, агентств, уставы, положения, в которых представлены основные задачи, функции, права, организация работы;

2) определяющие правовой статус должностного лица - федеральные и региональные законы и иные правовые акты, регулирующие деятельность определенного должностного лица, устанавливающие его полномочия;

3) устанавливающие права и обязанности граждан при обращении в орган, учреждение, к должностному лицу - законы, инструкции, регламенты;

4) раскрывающие факты корыстной или личной заинтересованности а, также свидетельствующие о существенном нарушении прав и законных интересов граждан;

5) отражающие иные данные: даты встреч субъектов злоупотребления должностными полномочиями с конкретными лицами (записные книжки, ежедневники, перекидные календари, переписка, планы служебной деятельности, командировочные удостоверения, счета гостиниц);

6) фиксирующие отдельные направления организационно- распорядительной, административно-хозяйственной и финансовой деятельности органа, учреждения, организации (счета, заявки, чеки);

7) характеризующие личностные особенности должностного лица, его квалификацию, образование, а именно характеристики, документы об образовании, повышении квалификации, сдаче квалификационных экзаменов.

Осмотр и изучение документов позволяют выяснить широкий круг данных, касающихся предмета доказывания при расследовании преступлений о злоупотреблении должностными полномочиями.

При производстве осмотра документов особое внимание следует обращать на резолюции, даты, входящие и исходящие номера, подписи, т.е. все должно быть заранее спланировано для осмотра и изучения данных объектов исследования.

Некоторые криминалисты (например, O.A. Луценко) выделяют два этапа работы следователя при осмотре документов, которые тесно взаимосвязаны между собой, но наиболее правильно будет использовать три этапа. На первом этапе следователь должен определить, какие документы могут содержать следы преступления или связаны с ним. Прежде всего, следователю необходимо ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность органа, воинского формирования, в котором состоит на службе должностное лицо, предположительно допустившее злоупотребление, и определяющими круг его полномочий. На втором этапе производятся установление и анализ внешних признаков документа. Третий этап предполагает анализ содержания документа.

Необходимо тщательно изучить документы, а именно акты проверок, проведенных контрольно-ревизионными органами; жалобы на действия соответствующего должностного лица; пропуски на вывоз с охраняемой территории незаконно отпущенных товаров; приказы и распоряжения должностного лица о назначении на работу, освобождении от нее и т.п).

Большое значение имеет изучение документов с различными резолюциями, пометками и подписями подозреваемых, ибо оно показывает

232

непосредственное отношение подозреваемых к действиям, отраженным в документах. Так как факты злоупотреблений могут носить систематический характер, при обнаружении в каком-либо документе данных, свидетельствующих о преступной деятельности должностного лица, не следует ограничиваться только этим документом, а стоит проверить и все другие аналогичные документы. В необходимых случаях следователь может при изучении документов пользоваться помощью специалистов.

Так, осматривая документы, следователь выясняет время, место их оформления, характер отраженных в них операций; узнает, когда издан тот или иной приказ, наложена резолюция, влекущие правовые последствия, когда зарегистрирован документ, соответствуют ли данные регистрации записям в первичных документах, а также одинаково ли заполнены реквизиты в двух и более экземплярах одного и того же документа, хранящихся в разных подразделениях органа.

При осмотре и изучении документа следователь оценивает его с точки зрения соответствия содержащейся в нем информации другим материалам дела, действующему законодательству, правилам и ведомственным инструкциям: если выяснится, что документ незаконный, в распоряжении следователя окажутся сведения о времени, месте, характере события, конкретных действиях и способе злоупотребления.

По документу можно установить, кто его готовил, подписал, издал, а также выявить соучастников преступления. Нередко бывает важно выяснить, подвергался ли документ подделке; материальные следы подделки - подчистка, травление, дописка букв, слов, цифр, исправления - часто видны невооруженным глазом. В случае необходимости следователь использует технические средства или направляет сомнительный документ на технико-криминалистическое исследование. Для установления исполнителя сомнительной подписи или документа может назначаться почерковедческая экспертиза.

Из некоторых документов видна цель злоупотребления, а порой по ним нетрудно установить и мотив злоупотребления. Зачастую из документов усматривается, является ли злоупотребление разовым случаем в деятельности должностного лица или подобные факты совершались неоднократно (например, проведение тендеров, в которых постоянно участвует одна и та же организация).

Осмотр и изучение документов (актов, заключений, протоколов аварий, срывов производст-

венного процесса, листков нетрудоспособности, исследований отдельных органов) позволяют установить материальный ущерб от злоупотребления, иные вредные последствия.

Осмотр начинается с определения наименования, вида, назначения документа и ознакомления с его содержанием. Осмотру подлежат как лицевая, так и оборотная стороны документа. Документ тщательно осматривается на наличие или отсутствие тех или иных реквизитов. При этом устанавливается соответствие содержания другим реквизитам документа - угловому штампу организации, учреждения, подписям, печати, дате выдачи.

При осмотре и изучении документов в зависимости от их характера и назначения устанавливаются:

1. Применительно к нормативным документам:

а) вид, содержание документа;

б) его соответствие предъявляемым требованиям (регламенту), в частности соблюдение установленного порядка издания, например, приказа, распоряжения;

в) полнота и четкость содержащихся предписаний, исключающих возможность неоднозначного толкования;

г) наличие на документе (приказе и распоряжении) отметок об ознакомлении с ним лица, чья деятельность расследуется.

2. В отношении документов, отражающих злоупотребление:

а) дата составления;

б) элементы деятельности, к которым относятся документ и вызванные им правовые последствия (кем документ составлен, подписан, утвержден или завизирован);

в) соответствие установленному порядку оформления и реквизитам (наличие необходимого бланка, подписей, оттисков, печатей, штампов, отметок и т.д.);

г) регистрация документа при прохождении его по инстанциям для принятия решения;

д) соответствие содержания документа обстоятельствам, установленным расследованием;

е) наличие или отсутствие признаков подлога;

ж) признаки злоупотребления, обстоятельства совершения (являются ли разовыми, неоднократными, систематическими);

з) размер причиненного ущерба.

3. В отношении документов, принятых вышестоящими должностными лицами и контрольно-ревизионными органами в связи со злоупотреблением:

а) данные о характере и обстоятельствах злоупотребления (способе, времени, месте совершения, способе сокрытия);

233

б) сведения о причинах, способствовавших злоупотреблению;

в) данные относительно причиненного ущерба;

г) данные об обстоятельствах выявления злоупотребления, причастных к нему лицах;

д) характер мер дисциплинарного наказания, примененных к виновному и попустительствовавшим ему должностным лицам;

е) деятельность по возмещению ущерба.

Документы следует осматривать и изучать в

условиях хорошего освещения, с использованием дополнительных переносимых осветительных приборов, для того чтобы в необходимых случаях можно было осмотреть документ на просвет, в косопадающем свете для выявления признаков травления или подчистки. Документы нельзя подвергать длительному воздействию света, влаги, высокой температуры во избежание существенных изменений их свойств. Цель осмотра состоит в индивидуализации документа, в фиксации его состояния, в выявлении возможных признаков подделки.

Расчетные документы, к примеру, должны содержать следующие реквизиты: наименование документа, его номер, дату выписки, номер банка плательщика и его наименование, данные плательщика и номер его счета в банке, наименование получателя средств, номер его счета и реквизиты банка, в котором он открыт, назначение платежа, его сумма. На первом экземпляре документа проставляются подписи, а при использовании платежных поручений еще и печать предприятия. Неправильное указание либо отсутствие какого-либо из реквизитов (например, даты, подписи, наименования товара, под закупку которого берется кредит, печати, штампа и т.д.) обязательно фиксируется в протоколе осмотра. Установление этого обстоятельства может свидетельствовать о противоправных посягательствах и делает необходимой проверку по существу отраженных в документе фактов и операций.

При осмотре документов необходимо обращать внимание на те признаки, которые могут свидетельствовать о частичной подделке документа - подчистке, дописке, переделке текста, травлении и т.д. При обнаружении этих признаков необходимо назначать технико-криминалистическую экспертизу.

Обыски по месту жительства и работы. При расследовании анализируемых преступлений обыск направлен на обнаружение предметов и документов, подтверждающих факт совершения злоупотребления должностными полномочиями. Целью обыска являются обнаружение и изъятие различных документов, записей, предметов и

ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. В процессе расследования рассматриваемых преступлений необходимость обыска возникает в разных местах: в подсобных помещениях, на дачах, в гаражах, автомобилях, на местности, в жилище, в ином помещении, личный обыск. Однако наиболее типичным является обыск по месту жительства и работы.

Обыск является следственным действием, требующим быстрого реагирования на сложившуюся следственную ситуацию, в связи с этим основанием обыска, в том числе при расследовании преступлений о злоупотреблении должностными полномочиями, могут быть данные и оперативно-розыскного характера, имеющиеся в материалах уголовного дела, на основании которых следователь принимает обоснованное решение о его производстве с учетом фактора внезапности. Необходимость обыска в определенной степени связана с тем, что с помощью выемки не всегда удается изъять необходимые документы, т.к. подозреваемые принимают меры к их сокрытию. В таких случаях обыск позволяет отыскать документы, содержащие сведения об оказании конкретных услуг не только в данной должности, но и в других учреждениях, где ранее работало должностное лицо (квитанции оплаты услуг, кредита, незаконного получения льгот, уплаты налогов). А также денежные средства, полученные в результате преступных действий, материальные ценности, нажитые преступным путем, вещественные доказательства, различные следы противоправной деятельности.

При проведении обыска следует обращать внимание на документы, связанные с совершением должностным лицом аналогичных действий в другие периоды времени, когда оно исполняло подобные полномочия в других органах (учреждениях); свидетельствующие о заинтересованности должностного лица в совершении определенных действий; документы, характеризующие его личность, связи, времяпровождение, образ жизни, состояние здоровья, доходы, расходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изъятию подлежат документы, исполненные не только на бумажном, но и на электронном носителе (дискеты, диски, флешки), в том числе и на компьютере (переписка, черновые варианты документов), имеющие отношение к расследуемому событию.

Эффективность обыска для дел о злоупотреблении должностными полномочиями зависит от степени предварительной подготовки следователя к его проведению.

При обыске в жилище необходимо обеспечить участие лица, в помещении которого произво-

234

дится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи (ч. 11 ст. 182 УПК РФ). Тактические приемы обыска определяются объектом поиска.

Для преступлений о злоупотреблении должностными полномочиями можно выделить ряд тактических приемов, применяемых в ходе детальной стадии обыска при расследовании именно указанных преступлений.

1. Сплошной (последовательный) и выборочный методы исследования. При сплошном (последовательном) методе должностное лицо во время обыска последовательно осуществляет поиск в избранном направлении и осматривает встречающиеся объекты, поочередно переходя от одного к другому. Выборочный метод используется при наличии оснований полагать, что искомые предметы (документы) находятся в определенном месте, в месте наиболее вероятного хранения. Если это обыск в служебном помещении, следователь в присутствии должностного лица определяет, где, в каком месте могут храниться искомые документы, следовательно, их поиск первоначально осуществляется в определенном им направлении.

2. Совместный и раздельный поиск. Совместный поиск производится при наличии необходимых сил с учетом трудоемкости поисковой работы. Например, формирование нескольких поисковых групп и осуществление встречного или параллельного обследования одного помещения (кабинета). Раздельный поиск предполагает самостоятельность действий в раздельных помещениях (в двух разных кабинетах).

3. Обследование с нарушением целостности объекта и без такого нарушения. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с

1. Ханько A.B. Методика расследования преступлений, совершаемых с использованием должностным лицом своих служебных полномочий в условиях информационной неопределенности: дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006.

2. Прудников В. В. Первоначальный этап расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: основные положения: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 1998.

3. Бодяков В.Н. Расследование должностных преступлений в уголовно-исполнительной системе: дис.... канд. юрид. наук. Владимир, 2009.

ч. 6 ст.182 УПК РФ допускается возможность вскрытия любого помещения, но не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Нарушение целостности объекта предполагает возможность отыскания различных тайников, например в обшивке мебели, одежде, стенах и др., путем их вскрытия.

4. Обыск с использованием метода сравнения однородных объектов (предметов, документов). В результате визуального сравнения или инструментального сопоставления внешнего вида или физических характеристик аналогичных объектов, их частей возможно выявить местонахождение предполагаемых тайников, укрытий, где и будут находиться искомые объекты.

При необходимости могут использоваться так называемые одиночные и групповые поиски. Одиночный поиск осуществляется силами одной или нескольких поисковых групп на территории одного объекта. Групповой поиск применяется в случае необходимости одновременного проведения нескольких обысков по одному уголовному делу, например при наличии нескольких фигурантов, нескольких возможных мест нахождения отыскиваемых объектов.

Тактические особенности производства обыска заключаются во внезапности его осуществления, а также принятии мер к недопущению возможных препятствий со стороны лиц, злоупотребляющих должностными полномочиями (попыток спрятать или уничтожить искомые предметы).

Результатом обыска служат обнаружение и изъятие скрываемых документов и предметов, имеющих значение по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями.

1. Hanko A.V. Methodology for the investigation of crimes committed with the use of his/her official authority in the conditions of information uncertainty: diss. ... Master of Law. Khabarovsk, 2006.

2. Prudnikov V. V. Initial stage of the investigation of crimes against state authority, interests of state service and service in bodies of local self-government: basic provisions: diss. ... Master of Law. Krasnodar, 1998.

3. Bodyakov V.N. The investigation of crimes by officials in the penitentiary system: diss.... Master of Law. Vladimir, 2009.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.