КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.9 С. 68—72
ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ СБЫТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ Кайгородова О. С.
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности проверки первоначального этапа расследования преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в зависимости от сложившейся следственной ситуации и выдвинутых версий. Предлагается алгоритм действий следователя.
Ключевые слова: следственные ситуации, криминалистические версии, наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, планирование, проверка сообщения о преступлении.
TYPICAL INVESTIGATIVE SITUATIONS AND PLANNING OF INVESTIGATION OF CRIMES RELATED
TO ILLEGAL SALE OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR ANALOGUES
Kaygorodova O. S.
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the features of checking the initial stage of investigation of crimes related to the illegal sale of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues, depending on the current investigative situation and put forward versions. The algorithm of actions of the investigator is offered.
Keywords: investigative situations, forensic versions, narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues, planning, verification of a crime report.
Введение
Понимание следственной ситуации связано с повышением эффективности деятельности следователя по раскрытию и расследованию преступлений. И. Ф. Герасимов следственную ситуацию определяет как сложившуюся на определенный момент расследования, внутренне необходимо склонную к изменению совокупность характеризующих расследование материальных, информационных
и иных факторов и их оценку, которая обусловливает основные направления расследования, принятие решений и выбор способов действий [5, с. 173].
О. Я. Баев, Н. Б. Баева рассматривают следственную ситуацию как модель реальной обстановки расследования преступлений, которая характеризует:
а) особенности результатов проявления закономерностей возникновения и сохранения
информации, связанной с приготовлением, совершением и сокрытием преступного деяния, возможности ее переработки и использования следователем при расследовании отдельных криминалистически определенных видов преступлений;
б) сущность возможного конфликта между интересами следователя и лиц, в том или ином качестве привлекаемых к расследованию преступлений, и связанные с этим виды и формы их противодействия установлению истины, а также действия следователя по преодолению противодействия как при расследовании в целом преступлений, так и отдельных криминалистически определенных их видов [2, с. 41].
И.В.Александров считает, «что следственная ситуация — это положение или обстановка, характеризующая процесс расследования на определенном его этапе. При этом в содержание этого понятия можно включить все обстоятельства, которые определяют цели и задачи расследования на том или ином этапе. Такими обстоятельствами могут быть, например, исходная информация о событии преступления и другие факты, подлежащие доказыванию по уголовному делу, условия и возможности расследования преступлений, опыт и знания следователя и т. д.» [1, с. 181].
Не можем не согласиться с мнением Р. С. Белкина, который считает, что «следственная ситуация носит преимущественно внешний характер к процессу расследования. Следственная ситуация — это совокупность условий, в которых в данный момент осуществляется расследование, то есть та обстановка, в которой протекает процесс доказывания» [4, с. 134-135].
Описание исследования
В криминалистике встречаются разные подходы к типизации следственных ситуаций начала расследования преступления. Исходя из целей обеспечения криминалистическими рекомендациями расследование преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, типизируем следственные ситуации по следующему основанию: с точки зрения наличия информации о лице, совершившем преступление.
К таковым относятся:
1. Лицо, совершившее преступление, не известно (например, обнаружена «закладка» в общественном месте или задержано лицо с наркотическим средством, психотропным
веществом и их аналогом, но лицо, сбывшее их, неизвестно).
Отметим данную следственную ситуацию, как достаточно актуальную на данный момент. Так называемые «закладки» являются наиболее распространённым бесконтактным способом передачи наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в ходе которого проследить непосредственную взаимосвязь между сбытчиком и покупателем достаточно трудно: время помещения наркотика в место закладки и его изъятие оттуда самим покупателем может существенно различаться. Да и покупатель, и сбытчик не идут на прямой контакт: общаются через сеть Интернет, в том числе из зон, где имеется свободный Wi-Fi, через неавторизованные сим-карты, посредством различных мессенждеров и т. д. Это затрудняет процесс доказывания, который может затянуться на длительное время. Такой способ передачи обоснован целями противодействия правоохранительным органам по борьбе с рассматриваемым видом преступлений. Так, «Фрунзенский райсуд Петербурга рассмотрит дело в отношении семи участников банды наркоторговцев, лидером которых был сотрудник УФСКН по Петербургу и Ле-нобласти. По версии следствия, преступная группировка занималась сбытом метадона. Злоумышленники получали заказы по телефону и распространяли вещество с помощью закладок. Выручку от продажи они снимали через банковские карты, оформленные на подставных лиц. Банде удалось сбыть наркотиков на сумму более 14 млн рублей»1.
Налаженные, в основном бесконтактные, способы сбыта, в рамках жесткой иерархии и четкого распределения ролей, позволяющие уходить от установленной законом ответственности, обусловили рост рассматриваемых преступлений. Так, по данным пресс-центра МВД РФ на 51,2 % возросло количество выявленных фактов сбыта. И это при снижении числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на 1,3 %2.
2. Лицо, совершившее преступление, задержано на месте преступления или непосредственно после совершения преступления (например, при попытке скрыться с места преступления):
1 Экс-наркополицейского в Петербурге будут судить за сбыт наркотиков на 14 млн руб. // ИА Интерфакс. — URL: https://www.interfax.ru/russia/678627 (дата обращения: 01.10.2019).
2 МВД заявляет о росте числа преступлений, связанных с продажей наркотиков // БФМ.РУ — URL: https:// www.bfm.ru/news/425842 (дата обращения: 01.10.2019).
2.1. Задержание при перевозке (транспортировке).
2.2. Задержание после обнаружения наркотиков в жилище, помещении, транспортном средстве.
2.3. Задержание в момент сбыта наркотиков (продавца, покупателя, лиц, которые непосредственно не совершали преступление, но находились вместе с лицом, его совершившим).
Так, в Стерлитамаке полицейскими был выявлен факт противозаконной реализации наркосодержащих препаратов. В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий с поличным была задержана 40-летняя местная жительница, работающая фармацевтом аптеки. Женщина занималась сбытом сильнодействующего вещества, запрещённого к свободной продаже1.
3. Лицо, совершившее преступление, известно, но скрылось с места преступления.
4. Имеются сведения о лице, совершившем преступление, полученные оперативным путем.
5. Лицо, совершившее преступление, не известно, имеется информация, полученная в ходе мониторинга интернет-сайтов, интернет-форумов, созданных для рекламы и продажи наркотиков.
Интернет-магазины на сегодня — это данность. Многие пользуются ими для покупки товаров, не запрещенных к свободному гражданскому обороту, в том числе из других городов и стран. Но, как водится, все хорошее и удобное используется не только добропорядочными гражданами для удовлетворения своих нужд. Далеко незаконопослушные лица также широко используют современные достижения в своих преступных целях. Так, «в Тюмени на скамью подсудимых сели члены наркогруппировки, которую возглавлял фармацевт. В суд направлены уголовные дела в отношении 29-летнего местного жителя и его пяти сообщников. Молодой человек, имея высшее фармацевтическое образование, в мае 2018 года решил создать интернет-магазин и организованную группу для сбыта на территории региона наркотиков и психотропных веществ. В ее состав в разное время вошли пять его знакомых, среди которых были сокурсник и армейский сослуживец. Наркотики приобретались через тайники в Московской области, Новосибирске и Тюмени. Сбыт также происходил через тайники, — рассказали подробности дела
1 Новости Стерлитамака и Башкортостана // Без-Формата. — URL: http://sterlitamak.bezformata.com (дата обращения: 04.10.2019).
в пресс-службе прокуратуры Тюменской области. В ведомстве добавили, что сам организатор группировки был задержан ровно год назад, он находился в состоянии наркотического опьянения. Позже под стражей оказались и его сообщники. У них было изъято почти полкилограмма кокаина, героина, ЛСД, МДМА, амфетамина, метадона, псилоци-на, гашиша и других запрещенных веществ. По данным уголовным делам утверждены обвинительные заключения, материалы направлены в суд»2.
6. Лицо, совершившее преступление, не известно, имеется информация, выявленная в ходе анализа сведений, полученных на основе рекламы интернет-магазинов продажи наркотиков (кроме того, надписи на стенах зданий, заборах, остановках общественного транспорта, асфальте, например: «Соль», «Mix», «Spice», «Работа 1200 рублей», а также номер телефона. Для непосвященного человека такая надпись ничего не говорит. Для знающего человека — это информация о продаже наркотиков, психотропных веществ или их аналогов и сведения об их стоимости).
Данная ситуация на первый взгляд кому-то может показаться не опасной: ведь в самом деле, самого-то наркотика нет. На надписи на заборах и асфальте здравомыслящему человеку не стоит обращать внимание. Но не стоит забывать, что не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. И эта ситуация представляет опасность для неискушенной, по большей части достаточной юной части населения— подростков, которые в силу возрастных особенностей находятся в состоянии «поиска себя» и познавания окружающего мира. И вот у них как раз и возникает мысль: а почему бы и нет? Почему бы не попробовать запретный плод? У многих при этом присутствует стереотип, что от разового или нечастого употребления наркотиков зависимости не возникнет, либо что есть «легкие» наркотики, от которых вреда не будет. Но при этом, эти «легкие» наркотики стимулируют умственные и физические процессы в организме, то есть, только помогают. Поэтому их можно употребить, например, студентам в период сессии. Естественно, попадая в поле зрения достаточно опытных с своей сфере сбытчиков, такие люди становятся лакомым куском, попадают под психологическую обработку, и, к сожалению, часть из них все же становится наркоманами.
2 Тюменский фармацевт с сокурсниками и сослуживцами организовал банду наркоторговцев // КП Тюмень. — URL: https://www.tumen.kp.ru/online/news/ 3628768/ (дата обращения: 13.10.2019).
КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В этой ситуации должен быть задействован широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление сбытчика наркосодержащих препаратов.
Анализ типичной ситуации позволяет выдвинуть версии, составить оптимальный план действий, определить комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на достижение намеченной цели. Информационная неопределенность, характерная для незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, часто является препятствием для определенного планирования следственной работы, не позволяет выдвинуть наиболее конкретные версии, наметить пути действия следователя.
Криминалистическая версия — это «логически построенное и основанное на фактических данных предположительное умозаключение следователя (других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу) о сути исследуемого деяния, об отдельных его обстоятельствах и деталях, направленное на выяснение истины по делу и требующее соответствующей проверки» [7, с. 51-52].
Построение и проверка версий возможна уже на этапе получения следователем первичной информации. «Правильная оценка исходных данных по делу определяет общее направление расследования, особенно на первом его этапе, — отмечает И. А. Крюча-тов, — и указывает на необходимость производства из всех возможных лишь ряда первоначальных следственных действий». И далее: «...исходные данные, которыми располагает следователь в момент возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, предопределяют направление расследования и его планирование. Являясь основой для построения версий на первом этапе расследования, они служат критерием классификации версий, обусловливают выбор последовательности проведения первоначальных следственных действий по делу» [6, с. 15-16].
По фактам незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов особую роль играют оперативно-розыскные версии, имеющие свои особенности. Эти версии выдвигаются только работниками оперативных аппаратов на основании данных полученных как в результате оперативно-розыскных мероприятий, так и в результате следственных действий, и проверяются, как правило, оперативным путем.
Выдвигаемая версия зависит от конкретной ситуации, сложившейся на определенный
момент расследования. Следователь, получив информацию, должен тщательно изучить ее и только после этого выдвигать версии. Выдвинутые версии необходимо подвергать тщательной проверке. Проверка версии представляет собой практическую деятельность выдвинувшего ее лица, цель которой — подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения. Данная практическая деятельность может осуществляться как процессуальными, так и оперативными мерами, в зависимости от лица, ее выдвинувшего. Версии могут проверяться и одновременно, и последовательно, исходя из поставленной цели. Верно построенная версия способствует полному и быстрому установлению обстоятельств преступления, его раскрытию, установлению и розыску преступника.
Например, в ситуации, когда задержание произведено не при непосредственном факте сбыта, а при обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, может быть выдвинута версия о хранении указанных веществ для личного потребления подозреваемым или в целях сбыта. В случае выдвижения версии хранения в целях последующего сбыта необходимо будет доказывать ее посредством совокупности оперативных мероприятий и следственных действий.
Заключение
Несмотря на все многообразие типичных следственных ситуаций, указанных выше, алгоритм действий на первоначальном этапе весьма схож. Так, расследование преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предлагается проводить на основе следующего алгоритма действий:
— обнаружение вещества, похожего на наркотическое средство, его изъятие. Изъятие наркотиков у лица до возбуждения уголовного дела представляет определенную сложность, так как уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает проведение личного обыска до возбуждения уголовного дела. Данная проблема представляется достойной отдельного научного исследования и выходит за пределы настоящей работы, в связи с чем рассматриваться не будет;
— назначение криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий (физико-химической); биологической экспертизы тканей и выделений человека, животных; дактилоскопической и других экспертиз (при необходимости, исходя из сложившейся следовой
картины). Отметим здесь положительный опыт использования цианокрилатной камеры для выявления следов рук на поверхности объекта, после которой успешно проводится исследование ДНК. После обработки объекта дактилоскопическим порошком выделить из обнаруженного следа ДНК невозможно;
— осмотр места происшествия;
— опрос заподозренного; в дальнейшем — допрос подозреваемого;
— опрос очевидцев преступления; в дальнейшем — допрос свидетелей;
— медицинское, наркологическое освидетельствование;
— проведение обысков.
Данный перечень может варьироваться в зависимости от сложившейся следственной ситуации.
Большой спектр действий проводится на стадии проверки. Основным действием здесь будет являться определение того, что за вещество обнаружено и изъято, относится ли оно к наркотическим средствам, психотропным
веществам и их аналогам. В противном случае о возбуждении уголовного дела речь вообще не идет.
Вывод
По рассматриваемой категории дел проверка, предшествующая возбуждению уголовного дела, является необходимой. Благодаря ей можно предотвратить расследование фактов, не являющихся преступлениями. При этом задача предварительной проверки — только проверка информации о совершенном или готовящемся преступлении, а не установление всех обстоятельств совершенного преступления. Быстрота проведения, планирование предварительной проверки, взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, использование тактических приемов позволит своевременно принять решение о возбуждении уголовного дела и предложить меры по фиксации и сохранности материальных и идеальных следов преступления.
Список литературы
1. Александров, И. В. Типичные следственные ситуации и оптимальные системы следственных действий в расследовании налоговых преступлений / И. В. Александров // Правоведение. — 2002. — № 6. — С. 181-190.
2. Баев, О. Я. Реальные следственные ситуации и их модели / О. Я. Баев, Н. Б. Баева // Вопросы совершенствования методики расследования преступлений. — Ташкент : Ташкентская высшая школа МВД СССР, 1984. — С. 34-43.
3. Белкин, Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р. С. Белкин. — М. : Норма : Инфра-М, 2001. — 240 с.
4. Белкин, Р. С. Курс криминалистики : в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации / Р. С. Белкин. — М. : Юристъ, 1997. — 480 с.
5. Герасимов, И. Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений / И. Ф. Герасимов. — Свердловск, 1975. — 184 с.
6. Крючатов, И. А. Криминалистические версии на начальном этапе расследования / И. А. Крючатов // Криминалистика и судебная экспертиза : сб. науч. и науч.-метод. работ. — Киев, 1971. — С. 15-19.
7. Яблоков, Н. П. Криминалистика / Н. П. Яблоков. — М. : НОРМА, 2000. — 384 с.
References
1. Aleksandrov, I. V. Tipichnye sledstvennye situatsii i optimalnye sistemy sledstvennykh deystviy v rassledovanii nalogovykh prestupleniy / I. V. Aleksandrov // Pravovedenie. — 2002. — № 6. — S. 181-190.
2. Baev, O. Ya. Realnye sledstvennye situatsii i ikh modeli / O. Ya. Baev, N. B. Baeva // Voprosy sovershenstvovaniya metodiki rassledovaniya prestupleniy. — Tashkent : Tashkentskaya vysshaya shkola MVD SSSR, 1984. — S. 34-43.
3. Belkin, R. S. Kriminalistika: problemy segodnyashnego dnya. Zlobodnevnye voprosy rossiyskoy kriminalistiki / R. S. Belkin. — M. : Norma : Infra-M, 2001. — 240 s.
4. Belkin, R. S. Kurs kriminalistiki : v 3 t. T. 3: Kriminalisticheskie sredstva, priemy i rekomendatsii / R. S. Belkin. — M. : Yurist, 1997. — 480 s.
5. Gerasimov, I. F. Nekotorye problemy raskrytiya prestupleniy / I. F. Gerasimov. — Sverdlovsk, 1975. — 184 s.
6. Kryuchatov, I. A. Kriminalisticheskie versii na nachalnom etape rassledovaniya / I. A. Kryuchatov // Kriminalistika i sudebnaya ekspertiza : sb. nauch. i nauch.-metod. rabot. — Kiev, 1971. — S. 15-19.
7. Yablokov, N. P. Kriminalistika / N. P. Yablokov. — M. : NORMA, 2000. — 384 s.
Рецензент: д-р юрид. наук, профессор В. И. Майоров. Дата поступления статьи в редакцию: 25.10.2019.