Научная статья на тему 'ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н.

В настоящее время система российского высшего образования функционирует в условиях конкурентного соперничества на рынке образовательных услуг. В этой ситуации существенно повышается внимание к проблемам контроля эффективности использования ресурсов, а также вопросам профилактики различного рода злоупотреблений и нарушений с целью обеспечения стабильного функционирования вуза. Специфические особенности бизнес-процессов в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности требуют осуществления Министерством науки и высшего образования Российской Федерации систематического контроля в форме документальных ревизий и проверок деятельности подведомственных учреждений. В связи с этим в статье приведена классификация и проведен анализ нарушений, выявляемых в ходе осуществления ведомственного контроля. Особое внимание уделено вопросам проверки соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности вузов, которые эффективны с точки зрения профилактики и предупреждения правонарушений, а также коррупционных составляющих. Рассмотрение их сквозь призму бухгалтерского учета и контроля позволяет создать необходимые условия для реализации мер по противодействию финансовым нарушениям и коррупционным действиям. В статье приводятся типовые ошибки и нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности, выявляемые в ходе комплексных ревизий подведомственных учреждений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Теоретической и методологической основой исследования явились работы российских специалистов в области контрольно-ревизионной деятельности и бухгалтерского учета, а также информационные письма и обзоры контрольно-ревизионного департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основные методы исследования при написании работы - методы мониторинга нормативно-правовых актов: монографический (описательный) метод, аналитического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL ERRORS AND VIOLATIONS DETECTED DURING THE AUDITING OF FINANCIAL AND BUSINESS ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Currently, the Russian higher education system operates on the competitive educational services market. Under the circumstances, one can observe a significant focus on the problems of monitoring the effectiveness of the use of resources, as well as on preventiig various types of abuse and violations in order to ensure stable functioning of the university. The specific features of business processes in the field of educational and research activities require systematic control by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the form of documentary audits and inspections of the activities of subordinate institutions. In this regard, the article provides a classification and analysis of violations identified during departmental control. Special attention is paid to the issues of checking compliance with various organizational procedures and rules for the activities of universities, which are efficient in terms of preventing and corrective actions, as well as corruption components. According to the authors, their consideration through the prism of accounting and control enables to create the necessary conditions for the implementation of measures to counter financial violations and corruption. Typical errors and violations in the field of financial and economic activities identified during complex audits of subordinate institutions of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation are studied. The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian specialists in the field of control and audit activities and accounting, as well as information letters and reviews of the Control and Audit Department of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. The main research methods used: the methods of monitoring normative legal acts, the monographic (descriptive) method, and analytical research.

Текст научной работы на тему «ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ЭКОНОМИКА

УДК 657.632

Б01: 10.21779/2500-1930-2021-36-1-7-13

Н.Г. Гаджиев1, С.А. Коноваленко2, М.Н. Трофимов2

Типичные ошибки и нарушения, выявляемые в ходе контрольно-ревизионных проверок финансово-хозяйственной деятельности

образовательных учреждений

1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; nazirhan55@mail.ru;

2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная, 18; ул. Большая садовая, 14, sergey_marsel@mail.ru, trofimov_fanat1k@mail.ru

В настоящее время система российского высшего образования функционирует в условиях конкурентного соперничества на рынке образовательных услуг. В этой ситуации существенно повышается внимание к проблемам контроля эффективности использования ресурсов, а также вопросам профилактики различного рода злоупотреблений и нарушений с целью обеспечения стабильного функционирования вуза.

Специфические особенности бизнес-процессов в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности требуют осуществления Министерством науки и высшего образования Российской Федерации систематического контроля в форме документальных ревизий и проверок деятельности подведомственных учреждений. В связи с этим в статье приведена классификация и проведен анализ нарушений, выявляемых в ходе осуществления ведомственного контроля.

Особое внимание уделено вопросам проверки соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности вузов, которые эффективны с точки зрения профилактики и предупреждения правонарушений, а также коррупционных составляющих. Рассмотрение их сквозь призму бухгалтерского учета и контроля позволяет создать необходимые условия для реализации мер по противодействию финансовым нарушениям и коррупционным действиям.

В статье приводятся типовые ошибки и нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности, выявляемые в ходе комплексных ревизий подведомственных учреждений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования явились работы российских специалистов в области контрольно-ревизионной деятельности и бухгалтерского учета, а также информационные письма и обзоры контрольно-ревизионного департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Основные методы исследования при написании работы - методы мониторинга нормативно-правовых актов: монографический (описательный) метод, аналитического исследования.

Ключевые слова: типичные ошибки и нарушения, бухгалтерский учет, финансово-хозяйственная деятельность.

Контрольно-ревизионными подразделениями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2020 году было проведено 87 проверок. По фактам значимых нарушений, выявленных в указанных контрольных мероприятиях, министерством направлено 60 обращений с материалами проверок в государственные контролирующие и правоохранительные органы: в прокуратуры различных субъектов Российской Федерации - 9 обращений, территориальные управления Федеральной антимонопольной службы - 34 обращения, территориальные управления Федерального казначейства - 10 обращений, территориальные органы МВД России - 4 обращения, ФСБ России - 2 обращения, в территориальное управление Следственного комитета Российской Федерации - 1 обращение; также министерством приняты меры дисциплинарной ответственности в отношении руководителей 7 объектов проверок (замечаний - 2, выговоров - 4, увольнений - 1).

Кроме того, руководством объектов контроля приняты меры дисциплинарного взыскания к 106 должностным лицам, виновным в выявленных в ходе проверок министерства нарушениях.

В настоящее время обзору выявляемых типичных ошибок и нарушений при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности уделяется повышенное внимание как со стороны правоохранительных и управленческих структур, так и со стороны общественности в целом.

Исследование типичных ошибок и нарушений, выявляемых в подведомственных учреждениях Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, необходимо начать с классификации данных ошибок и анализа механизмов совершения наиболее значимых из них, оказывающих существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов контроля [1].

Рассмотрим классификацию всех ошибок и нарушений, выявленных контрольно-ревизионными органами в сфере финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений:

1. Расходование средств, предоставленных из федерального бюджета, на цели, не соответствующие их предоставлению. Данный тип нарушения связан с несоблюдением Бюджетного кодекса РФ и соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета [2]. За такие нарушения можно привлечь должностных лиц как к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, так и к уголовной по ст. 285.1 УК РФ.

2. Неотражение операций по начислению поступлений доходов по счету 20540 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещение ущерба» в момент возникновения требований к их плательщикам при вступлении в силу вынесенного постановления по делу административного правонарушения. Данное нарушение выражается в нарушении положений ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 197 Инструкции по применению Единого плана счетов от 01.12.2010 № 157-н, ФСБУ «Доходы» от 27.02.2018. Выявление данного типа нарушения предусматривает наложение штрафных санкций на образовательные учреждения и привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц.

3. Неправомерные (без согласия с учредителем) выплаты руководителю организации надбавок, премий, бонусных выплат и т. д. Как результат - завуалированное хищение денежных средств из фонда оплаты труда учреждения. Такие действия нарушают положения Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда...», а также Постановления Правительства РФ от 02.01.2015

№ 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» [3]. Основными мерами предотвращения ущерба учреждениям от данных действий являются меры по возврату необоснованно выплаченных денежных средств в досудебном и судебном порядке.

4. Оказание платных услуг по заниженной стоимости. Выявляемые нарушения данной категории связаны прежде всего с нарушением ст. 248 НК РФ и п. 4. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.02.2019 № 6-н. В качестве профилактических мер недопущения этой категории нарушений в образовательных учреждениях рекомендуется разработать и утвердить калькуляцию стоимости оказания (выполнения) платных услуг и работ в соответствии с нормативными требованиями [4].

5. Действия (бездействие) должностных лиц, которые приводят к необоснованному и неэффективному расходованию денежных средств или к прямому ущербу организации. Данные деяния нарушают отдельные положения ст. 15 ГК РФ и ст. 277 ТК РФ. В качестве мер пресечения этих неправомерных действий рекомендуется проведение служебного расследования и заключение договора о материальной ответственности с должностными лицами, принимающими ключевые управленческие решения.

6. Невыполнение показателей по соотношению средней заработной платы научных работников, работников профессорско-преподавательского состава и средней заработной платы по региону (200 %).

7. Принятие к бухгалтерскому учету фактов хозяйственной деятельности без соответствующих первичных документов или с грубым нарушением их заполнения. Выявление данных нарушений свидетельствует о неэффективной системе внутреннего финансового контроля и необходимости проведения аналитической (нормативной) проверки законности осуществления финансово-хозяйственных операций [5-6].

8. Регистрация мнимых и притворных объектов учета в регистрах бухгалтерского учета. Выявление данных нарушений свидетельствует о неэффективной системе внутреннего финансового контроля и об отсутствии необходимых процедур контроля [7-8].

9. Нарушение порядка применения классификации операций сектора государственного управления. Выявление ошибок этой категории связано с неудовлетворительным состоянием бухгалтерского учета и необоснованными принятиями управленческих решений в части бюджетной классификации при отражении хозяйственных операций.

10. Неправомерное перераспределение стипендиального фонда (превышение сумм выплат материальной поддержки - более 25 % - из фонда стипендиального обеспечения). Нарушения чаще всего связаны с несоблюдением требований письма Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.01.2016 № 09-99 «О стипендиальном обеспечении обучающихся».

11. Неосуществление действенного контроля за проведением ремонтно-строительных работ, в результате чего допускаются случаи принятия и оплаты работ с нарушениями требований законодательства. Данный тип нарушений возникает в связи с неэффективной договорной и юридической политикой учреждения, низким уровнем исполнительной дисциплины сотрудников учетно-финансовых подразделений образовательного учреждения [9].

12. Непроведение инвентаризации активов и обязательств или проведение с ее грубыми нарушениями. Такие ошибки возникают в связи с низким уровнем внутренне-

го финансового контроля учреждения и отсутствием правового информирования работников финансово-экономической службы.

13. Ошибки в учете отдельных объектов бухгалтерского учета, например неотражение показателей количественно-суммового учета материальных ценностей и иных активов на забалансовых счетах, приводящие к искажению форм бухгалтерской отчетности; нарушение порядка учета нематериальных активов при наличии исключительных прав на них; отсутствие учета расходов на НИОКР в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

14. Ошибки в методологии учета отдельных видов активов и обязательств, например, нарушение учета финансовых вложений, приобретенных (сформированных) учреждением в рамках ведения им хозяйственной деятельности; неосуществление должным образом учета прямых, накладных и общехозяйственных расходов; отсутствие ведения должным образом резерва предстоящих отпусков и выплат тринадцатой заработной платы; отсутствие организации учета готовой продукции, изготовленной для продажи; нарушение порядка отнесения нефинансовых активов к категории особо ценного имущества.

15. Ошибки и нарушения, связанные с применением требований положения об оплате труда и выплат стимулирующего характера. Нарушения данного типа связаны с отсутствием соответствующего положения в учреждении и с отсутствием проверки обоснованности выплат стимулирующего характера.

16. Нарушение сроков и порядка оформления авансовых отчетов сотрудников.

17. Ошибки, вызванные неудовлетворительным уровнем информированности руководителя (учредителя) организации, например несвоевременное информирование руководителя (учредителя) о начале проведения проверок деятельности организации контрольными органами, отсутствие утвержденной учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на предстоящий год [10-11].

Подводя итог исследованию, целесообразно сделать следующие выводы:

- типичные ошибки и нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации прежде всего связаны с низким уровнем внутреннего финансового контроля в образовательных учреждениях, недостатками в организационной и управленческой деятельности должностных лиц;

- широкий спектр ошибок в финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений связан в первую очередь с ведением претензионной работы по истребованию просроченной дебиторской задолженности, а также с несвоевременностью перечисления налогов и сборов в бюджеты различных уровней;

- отдельная группа классификационных ошибок связана с недостаточно эффективной работой административно-хозяйственных, планово-экономических, правовых и других служб учреждения;

- некоторые ошибки и нарушения относятся к методологическим и являются следствием работы бухгалтерской службы учреждения.

Литература

1. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 19.03.2021 № МИ-22/149 «Наиболее типичные и значимые нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности, выявляемые в ходе проверок деятельности организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации за 2020 год».

2. Ивличев П.С. и др. Признаки экономических правонарушений, выявляемые при исследовании фактов хозяйственной деятельности в бюджетном учете // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. - 2018. - № 12. -С.224-232.

3. Гаджиев Н.Г., Грачева А.А., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Контроль учетных операций по оплате труда и анализ его результатов. Виды ответственности за нарушения трудового законодательства // Экономика и бизнес: теория и практика. -2020. - № 10-1 (68). - С. 57-61.

4. Стребков С.Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России // Вестник НГИЭИ. - 2020. -№ 9 (112). - С. 54-72.

5. Бухгалтерский учет: учебник / под общ. ред. проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: Ин-фра-М, 2020. - 581 с.

6. Валова С. Из зала суда: ошибки, искажающие отчетность // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных учреждений). - 2018. - № 8. - С. 9-18.

7. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. Методические подходы и способы выявления бестоварных операций экспертом-бухгалтером // Экономика. Информатика. - 2020. - Т. 47, № 1. - С. 53-66.

8. Гаджиев Н.Г., Киселева О.В., Коноваленко С.А., Скрипкина О.В. Современное состояние экспертно-аналитического исследования мнимых и притворных сделок // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 9-1 (67). - С. 88-92.

9. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Корнилович Р.А., Трофимов М.Н., Гаджиев А.Н. К вопросу применения алгоритма проведения документального исследования при выявлении экономических преступлений в сфере строительства // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 4 (117). - С. 1022-1027.

10. Ермакова Л.В., Дворецкая Ю.А., Ковалева Н.Н. Модель оптимизации финансово-учетной системы предприятия // Экономика. Социология. Право. - 2017. -№ 2. - С. 29-35.

11. Бастрыкин С.В. Стратегические приоритеты финансово-экономического развития государственного вуза // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. -№ 3. - С. 40-51.

References

1. Pis'mo Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 19.03.2021 Russia, MI-22/149 «Naibolee tipichnye i znachimye narusheniya v sfere finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti, vyyavlyaemye v khode proverok deyatel'nosti organizatsii podvedomstvennykh Ministerstvu nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii za 2020 god».

2. Ivlichev P.S. i dr. Priznaki ekonomicheskikh pravonarushenii, vyyavlyaemye pri is-sledovanii faktov khozyaistvennoi deyatel'nosti v byudzhetnom uchete // Vestnik Rya-zanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - No. 12. - Pp. 224-232.

3. Gadzhiev N.G., Gracheva A.A., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. Kontrol' uchetnykh operatsii po opiate truda i analiz ego rezul'tatov. Vidy otvetstvennosti za narusheniya trudovogo zakonodatel'stva // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2020. -No. 10-1 (68). - Pp. 57-61.

4. Strebkov S.G. Vektor razvitiya normativno-podushevogo finansirovaniya vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Vestnik NGIEI. - 2020. - No. 9 (112).

5. Bukhgalterskii uchet: uchebnik / pod obshch. red. prof. Gadzhieva N.G. - Moskva: INFRA-M, 2020. - 581 рp.

6. Valova S. From the courtroom: errors that distort reporting // Audits and audits of financial and economic activities of state (municipal institutions). - 2018. -No. 8. - Рp. 9-18.

7. Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A. Methodological approaches and methods for identifying commodity-free operations by an expert accountant // Economy. Computer science. - 2020. - Vol. 47, No. 1. - Pp. 53-66.

8. Gadzhiev N.G., Kiseleva O.V., Konovalenko S.A., Skripkina O.V. Modern state of expert-analytical research of imaginary and pretended transactions // Ekonomika i biznes: te-oriya i praktika. - 2020. - No. 9-1 (67). - Pp. 88-92.

9. Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Kornilovich R.A., Trofimov M.N., Gadzhiev A.N. On the application of the algorithm for conducting a documentary study in identifying economic crimes in the field of construction // Economics and Entrepreneurship. - 2020. -No. 4 (117). - Pp. 1022-1027.

10. Ermakova L.V., Dvoretskaya Yu.A., Kovaleva N.N. Model' optimizatsii finanso-vo-uchetnoi sistemy predpriyatiya // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. - 2017. - No. 2. -Pp. 29-35.

11. Bastrykin S.V. Strategic priorities of financial and economic development of the state university // Economic analysis: theory and practice. - 2015. - No. 3. - Pp. 40-51.

Поступила в редакцию 9 января 2021 г.

UDC 657.632

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-1-7-13

Typical Errors and Violations Detected During the Auditing of Financial and Business

Activities of Educational Institutions

N.G. Gadzhiev1, S.A. Konovalenko2, M.N. Trofimov2

1 Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; nazirhan55@mail.ru;

2 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation V.Ya. Kikotya; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; sergey_marsel@mail.ru, trofimov_fanat1k@mail.ru

Currently, the Russian higher education system operates on the competitive educational services market. Under the circumstances, one can observe a significant focus on the problems of monitoring the effectiveness of the use of resources, as well as on preventiig various types of abuse and violations in order to ensure stable functioning of the university.

The specific features of business processes in the field of educational and research activities require systematic control by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the form of documentary audits and inspections of the activities of subordinate institutions. In this regard, the article provides a classification and analysis of violations identified during departmental control.

Special attention is paid to the issues of checking compliance with various organizational procedures and rules for the activities of universities, which are efficient in terms of preventing and corrective actions, as well as corruption components. According to the authors, their consideration through the prism of accounting and control enables to create the necessary conditions for the implementation of measures to counter financial violations and corruption.

Typical errors and violations in the field of financial and economic activities identified during complex audits of subordinate institutions of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation are studied.

The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian specialists in the field of control and audit activities and accounting, as well as information letters and reviews of the Control and Audit Department of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

The main research methods used: the methods of monitoring normative legal acts, the monographic (descriptive) method, and analytical research.

Keywords: typical errors and violations, accounting, financial and economic activity.

Received 9 January, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.