Научная статья на тему 'Типичные черты дилетанта'

Типичные черты дилетанта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
735
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕТАНТ / ЭКСТРЕМИСТ / EXTREMIST / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / DILETTANTE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеев Владимир Михайлович

Дилетанты принадлежат к числу наиболее массовых подстрекателей военно-политической напряжённости в мире. Ежедневно болтая в СМИ, в учебных аудиториях о надуманных культурных, цивилизационных отличиях между жителями разных стран, они провоцируют организаторов экстремистской деятельности к противоправным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типичные черты дилетанта»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Typical traits of a dilettante

Alekseev V. Типичные черты дилетанта Алексеев В. М.

Алексеев Владимир Михайлович /Alekseev Vladimir - ректор, ректорат,

Академия подготовки главных специалистов, г. Краснодар

Аннотация: дилетанты принадлежат к числу наиболее массовых подстрекателей военно-политической напряжённости в мире. Ежедневно болтая в СМИ, в учебных аудиториях о надуманных культурных, цивилизационных отличиях между жителями разных стран, они провоцируют организаторов экстремистской деятельности к противоправным действиям. Abstract: dilettantes are among the most mass instigators of the military-political tension in the world. Daily chatting in the media, in classrooms on self-imposed cultural, civilizational differences between the inhabitants ofdifferent countries, they provoked the organizers of extremist activities to the illegal actions.

Ключевые слова: дилетант, экстремист, экстремизм. Keywords: dilettante, extremist, extremism.

УДК 159.9

В ответ на недавнее размещение войсками НАТО вооружений вблизи границ России, российские военачальники приказали нацелить боеголовки на территории стран, являющихся членами НАТО. Возникла реальная угроза военного конфликта между ядерными державами. Глубинная причина этой угрозы - каждодневная пропаганда культурных, цивилизационных различий между жителями России, с одной стороны, и жителями стран «запада», с другой стороны. Это пропаганда осуществляется во всех конфликтующих странах на протяжении уже более 200 лет, с той поры, как появились вузы современного (не богословского) типа, и охватывает студентов вузов. Следствием такой пропаганды стало, в частности, избрание канцлером Германии фашистского вождя, возглавившего «крестовый» поход стран «европы» против России и других «неевропейских» стран.

Эхо этой пропаганды можно ежечасно наблюдать в СМИ: публикации в газетах, радио- и телевыпуски политических новостей и телешоу на политические и культурологические темы. Так, к примеру, в ток-шоу Владимира Соловьева постоянно собираются участники, хотя и имеющие учёные степени, но демонстрирующие догматический дилетантизм, акцентуированный на идее противопоставления России всем остальным развитым странам мира. Где бы и кто бы ни проводил такие ток-шоу, кто бы ни писал публицистические статьи, всех дилетантов выдают одни и те же акцентуации, один и тот архаичный лексикон (далее -обществоведческий лексикон), словно тексты им пишут одни и те же рерайтеры. Так, все дилетанты, независимо от того, кем они себя позиционируют, российскими патриотами или антироссийскими либералами, именуют США «америкой», Евросоюз и отдельные страны, расположенные западнее России, - «европой», противопоставляют маргинальную Россию единому «западу» или единой «европе» и т. п.

Дилетантами (от итал. dilettare - усладить, радовать, нравиться) называют некомпетентных людей, имеющих самое поверхностное знакомство с некоторой областью знаний, которые испытывают удовольствие от:

1 ) причастности к какой-то науке, управленческим и политическим решениям;

2) блуждания по культурологическим архаизмам, неологизмам и их производным -общество, государство, культура, цивилизация, запад, восток, европа, азия, менталитет, личность и т. д. (далее - обществоведческое слово).

Если некомпетентность - родовая черта всех невежд, то дилетантов отличает от кого-либо получение удовольствия от словоблудия [1].

Важно! Дилетант может быть специалистом в какой-то другой области знания, применять развитые аналитические способности, владеть и требовать от других людей соблюдения строгой терминологии, уметь пользоваться первоисточниками, но только в той, другой сфере. Если этот человек, к примеру, специалист в сфере электрофизики, то он непременно одёрнет

собеседника и грубо его отчитает как неуча, если поймает того на интуитивном употреблении терминов «ток», «сила тока», «мощность тока», «мощность силы тока» и т.п. Однако как только речь переходит на обществоведческий лексикон, то этого человека как будто подменяют, и он, даже имея второй диплом по специальности «Государственное и муниципальное управление», бездумно путает ряд терминов «власть», «орган власти», «представитель органа власти», «система органов власти» и т.п. Для него все эти термины - синонимы!

Нами на протяжении без малого трёх десятилетий проводятся глубинные интервью с людьми, имеющими признаки дилетантов, а также контент-анализ оффлайновых публикаций и более десятилетия ведётся онлайн-переписка с подобными людьми на форумах, чатах, комментариях и т.п. Исследование позволило выявить следующие типичные черты дилетантов:

1) дилетант не только не знает, какой объект реального мира обозначает обществоведческое слово, он напрочь лишён стремления это узнать; поскольку дилетант не знает строения и состава объекта реального мира, обозначаемого обществоведческим словом, он не знает, из каких частей состоит этот объект. Следствием этого незнания является жуткая метонимизация и омонимизация речи дилетантов. Пример: «сказал Кремль» вместо «сказал представитель администрации Президента, территориально расположенной в Кремле» и т.п. Дилетант сокращает речь не столько потому, что и всем так понятно, кто сказал, сколько потому, что для него «Кремль», «администрация Президента», «представитель администрации Президента», «Президент» - это одно и то же;

2) на мозг дилетанта, каким бы умственным потенциалом он обладает, обществоведческий лексикон оказывает сильное тормозящее воздействие, вследствие чего дилетант из аналитика переходит в гиперактивное состояние, подобное как у людей, страдающих ЗПР;

3) для дилетанта «общепринятое» важнее реального, а «общепринятое» для него не то, за что проголосовали или выбрали 50% выборщиков + 1 голос (например, Конституция России), а то, что он каждый день слышит или читает (например, деление России на части света, о котором каждодневно говорят в выпусках прогноза погоды);

4) дилетант сопротивляется просвещению в обществоведческой сфере; дилетанты поддаются переобучению только в группе и только авторитарно; дилетант склонен только к «стадному» усвоению информации; за редким исключением, он не способен к самостоятельным исследованиям, если есть вероятность, что их результаты будут противоречить «общепринятым» догмам.

Мы многократно провели такой эксперимент. В предварительном разговоре выясняли, что дилетант верит «общепринятой» догме о том, что Япония - восточная страна. Мы уточняли, что дилетант понимает под «восточной». Все дилетанты, как один, утверждали, что Япония восточная потому, что она 1) расположена на востоке от России; 2) принадлежит к культурно и цивилизационно отсталому «восточному» миру. Когда мы демонстрировали дилетанту карту мира, на которой видно, что Япония находится на полтора своих корпуса (!) западнее самой восточной точки России и расположена почти полностью южнее самой южной точки России, дилетанты парировали аргументами: 1) Япония восточнее столицы России, 2) Япония, как и Россия, расположена в Восточном полушарии. Кстати, демонстрация на карте факта, что часть России расположена в Западном полушарии, для всех дилетантов было полной неожиданностью, на которую никто не нашёл что возразить.

Эскалация дилетантизма - следствие систематического нарушения принципа справедливости в образовании [2] и других конституционных прав обучающихся [3]. Проблема защиты прав обучающихся от недостоверной информации [4] тесно связана со сложностями преодоления анахронизмов в организации образования [5].

Дилетантов можно различать на теистов и атеистов. Различие между ними лишь в том, что первые кайфуют от употребления слова «бог» и его производных, а вторые к этой части лексикона безразличны. Теисты могут позиционировать себя как атеистов, но их выдаёт чрезмерное увлечение упоминаниями «бога», «божественного» и прочей бессмыслицы. Яркий пример теистов-дилетантов - древнегреческие философы.

В речи атеистов-дилетантов место слов «бог», «божественное» заняли соответственно слова «общество», «общественное». Все эти слова, что у теистов, что у атеистов, обозначают нечто сверхъестественное, ссылкой на которое дилетанты пытаются объяснить то, что они не понимают, но к чему быть причастными им очень хочется.

Примеры дилетантских суждений:

- Почему произошёл госпереворот в 1917 году? Так сложились общественные предпосылки.

- Почему в России нет демократии? Потому что такое общественное развитие.

- Почему россияне - не личности? Потому что так решило общество.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 УК РФ, подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Этим другим способом может быть пропаганда, то есть навязчивое информирование, побуждающее к противоправной деятельности. Усилиями нескольких поколений десятков тысяч дилетантов создано огромное количество материалов, пропагандирующих «особый путь» России и путь «запада» и, как следствие, опасность, с одной стороны единого «запада» для пути России, а с одной стороны - маргинальной России для пути «запада». Перекладывая эту и подобные концепции на текущие обстоятельства, идеологи экстремизма переписывают культурологические концепции, акцентируя в них ненависть и вражду между людьми, явно призывая к насильственным действиям.

Спрашивается, почему всё население России, других стран должно жить в постоянном страхе войны, испытывать материальные трудности из-за оттока капиталов потому, что относительно небольшая кучка людей верит в бредовое деление мира на «запад» и «восток», «европу» и «азию»?! Предложения:

1) провести ребрендинг России как европейской страны [6];

2) активнее и жёстче привлекать к ответственности за пропаганду дискриминации - идей неравенства людей по признакам их национальности, происхождения, места жительства и т. п.;

3) привлекать работодателей дилетантов - получателей бюджетных средств - как минимум, к ответственности за нецелевое использование средств, а максимум - к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ;

4) провести аттестацию педагогических работников на предмет склонности к профанации, по итогам которой дисквалифицировать людей, уличённых в пропаганде дискриминации, а остальных направить на профессиональную переподготовку;

5) своевременно направлять дилетантов - получателей бюджетных средств на профессиональную переподготовку, а если она не помогает на курсы инклюзивного образования [7].

Литература

1. Алексеев В. МПризнаки и виды дилетантов, употребляющих ключевые понятия общественных наук // Журнал Алексеевской академии наук, 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aleksejev.ru/nauka/anthropology/typology/00009.php/ (дата обращения: 27.11.2016).

2. Алексеева М. С. Реализация принципа справедливости в образовании // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 20 (62). С. 82-84.

3. Алексеева М. С. О конституционности ограничении свобод обучающегося // Инновационная наука, 2016. № 8-3. С. 78-80.

4. Алексеева М. С. Проблема защиты прав обучающихся от недостоверной информации // Инновационная наука, 2016. № 11-3. С. 89-91.

5. Алексеева М. С. Анахронизмы высшего и дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 9-1. С. 175-177.

6. Алексеев В. М. Постановка задачи ребрендинга России. Пора прекратить информационный мазохизм // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 20 (62). С. 111 -114.

7. Голодок Д. А., Алексеева М. С. Противоречия в инклюзивном образовании детей с ОВЗ в правовом государстве // Инновационная наука, 2016. № 11-2. С. 166-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.