Научная статья на тему 'Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития'

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
707
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ / ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА / ЗАПАДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК / ТАНТРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ / TIBETAN BUDDHISM / WESTERN CULTURE / WESTERN MENTALITY / SPIRITUAL TEACHER / TANTRIC DOCTRINE AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аюшеева Дулма Владимировна

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIBETAN BUDDHISM IN THE WEST: PECULIARITIES AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

The paper deals with the analysis of the main peculiarities and tendencies of the dissemination of Tibetan Buddhism in the West. The author defines tendencies and perspectives of its development

Текст научной работы на тему «Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития»

H.Д. Субботина отмечает «... Природа всегда, а особенно в доцивилизованный период, воздействует на человеческое общество, не только извне как условие его существования, но и изнутри - в качестве естественных предпосылок его развития» [9, с. 81]. Как известно, первые признаки зарождения религиозного сознания ученые относят именно к периоду доцивилизован-ного общества, в условиях которого влияние естественного особенно велико. Внешнее естественное, в равной степени, как и внутреннее естественное, воздействующие на процесс формирования тех или иных структурных образований религии, наиболее активно проявляются в первобытно-общинную эпоху и в раннеклассовом обществе, по крайней мере, на начальной стадии его развития. В ходе усложнения общественных систем, воздействие естественного на социум ослабевает; естественное частично поглощается социальным.

Диалектическое единство факторов, принадлежащих как к области естественного, так и социального, по нашему убеждению, занимает определенное место в сложном процессе возникновения и функционирования такого общественного феномена, как религия.

Литература

I. Берснев П. Мозг и религиозный опыт. - М., 2005. -С. 50.

2. Блохина Н. А. Дэвид Чалмерс о прероде сознания и его месте в структуре мира. // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - С. 240.

3. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия. Серия «Культурология. XX век», 2004. - С. 560.

4. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. - М.: Политиздат, 1967. - С. 240.

5. Иванов Д. В. Является ли объяснение феноменального сознания сложной проблемой? // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - С. 240.

6. Лобжанидзе А. А. Этнография и география религий. Уч. пособ. - М.: Издательс, 2005. - С. 176.

7. Мареева Е. В. Проблема каузальной обусловленности ментального физическим и советский марксизм // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Гряз-новские чтения: материалы Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - С. 240.

8. С. Гроф, К. Уилбер, А. Веховски, Ч. Тарт. Практика холотропного дыхания. Методические рекомендации для слушателей курса «Трансперсональная психотерапия». -М.: Маркетинг, 2004. - С. 212.

9. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. - М.: Прометей, 2001. - С. 193.

10. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис......док.

филос. наук. - Улан-Удэ, 2002. - С. 379.

11. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Автореферат: дис. .док. филос. наук. - Улан-Удэ, 2002. - С. 42.

12. Тугаринов В. П. Философия сознания современные вопросы. - М.: Мысль. 1971. - С. 199.

Гаврилова Юлия Викторовна - аспирант кафедры философии ЗабГГПУ, г. Чита, e-mail: voitsuk@zabspu.ru.

Gavrilova Yuliya Victorovna - post-graduate of philosophy department of ZabSHPU, Chita, e-mail: voit-suk@zabspu.ru.

УДК 294.3

Д.В. Аюшеева

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*

* Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту № 11-13-03002аТ

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.

Ключевые слова: тибетский буддизм, западная культура, западный менталитет, духовный наставник, тантрические учения и практики.

D.V. Ayusheyeva

TIBETAN BUDDHISM IN THE WEST: PECULIARITIES AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

The paper deals with the analysis of the main peculiarities and tendencies of the dissemination of Tibetan Buddhism in the West. The author defines tendencies and perspectives of its development.

Keywords: Tibetan Buddhism, Western culture, Western mentality, spiritual teacher, tantric doctrine and practice.

2011/6

Распространение тибетского буддизма на Западе можно считать успешным. Свидетельством тому является растущее из года в год количество адептов, появление и активная деятельность многочисленных центров этой религиозной традиции. Так, более чем в двадцати странах Европы и Америки функционируют около ста дхарма-центров «Ригпа», Фонд поддержания Маха-янской традиции насчитывает более пятисот центров, а количество центров «Шамбала» по всему миру достигает порядка шестисот и этот список можно продолжить.

Существуют все основания для утверждения, что тибетский буддизм на сегодняшний момент закрепился как институт в странах Европы и Америки, содействует решению проблем современного западного человека, оказывая, таким образом, влияние на состояние социума в целом. С другой стороны, и тибетский буддизм развивается с учетом особенностей новой для него политической, социальной и духовной структуры и пребывающей в ней личности. Такое взаимовлияние имеет более чем сорокалетнюю историю и, очевидно, будет углубляться и в дальнейшем. В этой связи анализ взаимодействия тибетского буддизма с западной культурой представляется актуальным, тем более, что процессы распространения тибетского буддизма в России и на Западе во многом схожи.

Одной из задач исследования стал анализ предпосылок успешного движения тибетского буддизма на Запад, среди которых нами выделены следующие факторы:

Во-первых, на момент появления на Западе религиозных деятелей из Тибета (в конце 60-х -в начале 70-х годов ХХ века) здесь сложились традиции теоретического осмысления буддизма (нашедшие выражение в сложившихся буддологических школах Западной Европы) и опыт практической его реализации. Выделяя, например, медитативные техники тибетского буддизма как особый объект интереса западного адепта, заметим, что буддийские психопрактики не были новым для Запада явлением. Созерцательные методики, в основном дзен-буддистского толка, уже были широко распространены в Европе и Америке.

Во-вторых, важным фактором явились старания самих тибетцев по сохранению своей самобытной культуры, прежде всего, традиционной религии, в условиях эмиграции. Заметим, что ни одно из предшествующих направлений буддизма, бытовавших на Западе, не решало подобной задачи. До 60-х годов буддизм за рамки контркультуры в основном не выходил и был одной

из многих ее составляющих в потоке общего увлечения Востоком.

Усилия тибетцев нашли поддержку многих организаций и частных лиц в странах Западной Европы и Америки, где возникло активное и широкое движение в поддержку Тибета. Эта практическая помощь и симпатия стали благоприятным фоном, на котором успешно адаптировалась доктрина тибетского буддизма.

В-третьих, основным направлением деятельности тибетского буддизма стало разрешение мировоззренческого конфликта западного человека с окружающей его повседневной реальностью. Конфликт этот был вызван вопросом о смысле жизни, когда ни материальное благополучие, ни профессиональная деятельность, ни семья или обращение к другим духовным традициям не приносили более удовлетворения. Тибетские наставники объясняют причины этой неудовлетворенности в рамках четырех благородных истин и предлагают нравственное совершенствование ради блага всех живых существ как способ достижения личностной гармонии.

В-четвертых, немаловажным для активного распространения тибетской религиозной традиции является тот факт, что буддизм согласуется с современной наукой, поскольку оперирует такими категориями, как «познание», «метод познания», обладает стройной системой логики, удовлетворяя, таким образом, рациональное, научное, мышление западного человека. Буддизм попадает в круг интегральных исследований в области философии, политики, медицины, экологии, образования, физики, психологии и в других направлениях.

В-пятых, учение тантры, присутствующее в тибетском буддизме, стало одним из главных факторов его популярности. Медитативная практика, ритуальная сторона и эзотерика, характерные для тантрических учений, вызвали огромный интерес западной аудитории.

Рассмотренные нами факторы, таким образом, стали условием успешного внедрения тибетского буддизма в социокультурную среду западного общества.

Следующим аспектом нашего исследования стал анализ особенностей и тенденций процесса распространения тибетского буддизма на Западе.

Мы выделяем следующие особенности:

1. Равное участие основных школ тибетского буддизма в процессе его рецепции на Западе, в отличие от ситуации доминирования школы Ге-луг в Тибете. Подобное стало возможным благодаря особой предрасположенности западных адептов к буддийской эзотерике, которая преоб-

ладает в школах Карма, Сакья и Ньингма. Гелуг, основу которой традиционно составляло монашество, вынуждена была трансформировать и свои привычные институты, и формы передачи Учения.

2. Многообразие школьных традиций обусловило и разнообразие институциональных форм, которыми сегодня представлен тибетский буддизм на Западе. В настоящее время наряду с многочисленными дхарма-центрами появляются монастырские комплексы, ретритные и медитативные центры, центры тибетской медицины, различные образовательные учреждения, в том числе обладающие правом подготовки бакалавров и присуждения магистерской степени. Таким образом, мало говорить о том, что тибетский буддизм удовлетворяет духовные потребности западного человека, он становится институтом личностной социализации, что позволяет рассматривать его не альтернативным явлением в западной культуре, а ее структурным элементом. Иными словами, тибетскому буддизму удалось вписаться в культурную реальность Запада.

3. Тот факт, что институты тибетского буддизма функционируют как элементы собственно западной традиции, подтверждается значительным количеством Учителей - выходцев из западных стран, по рождению своему, европейцев и американцев. Эта специфическая особенность тибетского буддизма на Западе вполне способна повлиять на его дальнейшую трансформацию.

4. Специфическими чертами обладают и сами западные последователи тибетского буддизма, среди которых особое место занимает их значительная интеллектуальная подготовка, обширные знания в области различных наук, знание языков. Чаще всего западные адепты начинают с изучения философско-теоретических аспектов буддизма. С одной стороны, высокий образовательный уровень помогает усвоению буддийского учения, а с другой, зачастую становится препятствием из-за чрезмерно критического отношения к некоторым вопросам философии и методики буддизма. Максимальное выражение это находит в возникновении сомнений и нежелании признать и принять учение во всей его полноте.

В результате наложения друг на друга особенностей западного общества и доктринальных принципов тибетского буддизма сформировались, на наш взгляд, следующие тенденции в процессе его развития на Западе:

В качестве основной мы выделяем тенденцию распространения на Западе главным образом буддийской Тантры. По мнению самих ти-

бетцев, тантра особенно подходит для Запада, так как она научна, требует хорошей интеллектуальной подготовки, является самым быстрым из всех путей, что не в последнюю очередь привлекает западного человека. Буддисты в Европе и Америке в большинстве своем - это люди с высшим университетским образованием, живущие в интенсивном ритме.

Кроме того, методы тантры не требуют аскетизма, практически несовместимого с условиями современной жизни. Суть учения заключается в трансформации сознания, понятие же трансформации, в частности энергии, хорошо знакомо современному человеку. Это не ожидание какого-то спасения в будущем, а реальная работа с негативными эмоциями, которые собственно есть у каждого.

Следующая сложившаяся тенденция - это практика неоднократных посвящений многочисленной аудитории в некогда тайные тан-трийские учения.

Первоисточниками знакомства западных адептов с Учением Тантры часто являлись не сами носители этой традиции, а многочисленные книжные публикации, написанные западными учеными и энтузиастами часто без должного понимания учения в целом. Самостоятельное изучение подобных изданий, некоторые из которых носили характер «инструкций», стало для многих причиной неправильного понимания.

Для того, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, тибетские учителя оказались перед необходимостью трансформировать механизм и сам принцип передачи сакрального Учения. Если традиционно передача проходила индивидуально для каждого ученика в строжайшей секретности, то в настоящее время весьма распространенной является практика, когда известный Учитель дает посвящения сразу сотням и тысячам людей, многие из которых имеют довольно смутное представление даже о буддизме, не говоря уже о той ответственности, которая возникает при принятии обетов. Для того, чтобы предотвратить неизбежное нарушение обетов, тан-трийский Учитель вынужден периодически давать повторные посвящения, поскольку считается, что обряд посвящения обладает очистительным эффектом. Создается, таким образом, некоторая тенденция к специфическому способу буддийского совершенствования, которая для западного адепта сводится главным образом к множественным тантрийским посвящениям. Очевидно, что тибетские Учителя идут на это вполне сознательно, считая, что польза значительно превышает возможный вред.

2011/6

Доступность Учения для массовой аудитории формирует и другую тенденцию. На Западе меняется модель взаимоотношений «Учитель -ученик», которая традиционно базируется на беспрекословной преданности духовному наставнику. Тибетцы ясно отдают себе отчет в том, что подобная модель взаимоотношений мало приемлема для современного западного человека. Вследствие чего, отношения «учитель -ученик» становятся здесь более демократичными.

И, наконец, в силу социальной занятости западного человека трансформируется и практика длительного уединения. В Тибетской традиции, как правило, это занимает от трех до двадцати лет. Не имея на то физической возможности, в Европе и Америке совершаются кратковременные, к примеру, однонедельные, двухнедельные, месячные затворничества, часто не единичные по своей форме, как это было принято в Тибете, а коллективные. В связи с этим фактом мы отмечаем растущую популярность такого современного буддийского института, как ретритный центр.

Анализ состояния, особенностей и тенденций в процессе распространения тибетского буддизма на Западе позволяет определить некоторые перспективы развития этой религиозной системы:

1. Дальнейшее развитие на Западе получат институциональные формы тибетского буддизма - дхарма-центры, монастыри, образовательные, медитативные и ретритные центры, центры тибетской медицины. Наряду с ними появляются и учреждения социальной поддержки, организуемые тибетскими учителями (к примеру, хосписы для неизлечимо больных людей, беседы с заключенными и т д).

2. Перспективное развитие тибетского буддизма будет определяться ростом информационных технологий, значимость которых высока в современной общественной жизни. Интернет позволяет проводить видео-встречи и конференции с учителями, вести с ними переписку, заочно обучаться, сдавать экзамены, прослушивать

лекции, и даже проводить ретриты. Вместе с тем, возникает проблема сохранения чистоты учения тибетской традиции, которая гарантировалась при непосредственном общении с учителем.

3. Будет продолжать расти число наставников из среды западных адептов, которые в перспективе могут изменить традиционный стиль передачи учения, приближая его к западной культурной традиции.

4. Мы согласны с западными исследователя-

ми, которые допускают формирование новой, западной, буддийской традиции. Она предполагает интеграцию тибетского буддизма с другими буддийскими системами: Тхеравады, Дзэн-

буддизма и др.

И в заключении еще раз хочется подчеркнуть, что с приходом тибетцев на Запад буддизм начинает осваиваться как практический метод, который может произвести глубокие перемены внутри самого человека, а также создать определенный образ повседневной жизни. В этом плане исследование комплекса методов воздействия на западную аудиторию, которым к настоящему времени уже обладает тибетский буддизм, его рецепции в странах Западной Европы и Америки представляется весьма перспективным.

Литература

1. Введение в буддизм. Серия «Мир культуры, истории и философии». / Ред. Рудой В.И. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - С. 384.

2. Гарчен Ринпоче. Махамудра Джигтен Сумгона. -СПб.: Уддияна, 2004. - С. 160.

3. Его Святейшество Богдо-гэгэн Халха Джебзун-Дамба Римпоче IX. Драгоценные Наставления. Комментарий к Ламриму: Учение, данное перед посвящением в практику Ямантаки. - Улан-Удэ, 1997. - С. 87.

4. Лама Еше. Введение в тантру. Трансформация желания. / Пер. с англ. - М.: ООО Издательский дом «София», 2005. - С. 224.

5. Молодцова Е.Н. Тибет: сияние пустоты. - М.: Але-тейа, 2001. - С. 344.

6. Согьял Ринпоче. Книга Жизни и практика умирания. Тселе Натсок Рангдрол. Зеркало полноты внимания. - М.: «Золотой век», 1998. - С. 495.

Аюшеева Дулма Владимировна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии, культурологи и религиоведения Института моноголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, email: dulmaayush@yandex.ru.

Ayusheyeva Dulma Vladimirovna - PhD. of Philosophy, Senior research fellow Philosophy Culture and Religion studies department Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, e-mail: dulmaayush@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.