Научная статья на тему 'Тибетские медицинские сочинения как памятники историко-культурного наследия'

Тибетские медицинские сочинения как памятники историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тибетские медицинские сочинения как памятники историко-культурного наследия»

ТИБЕТСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ КАК ПАМЯТНИКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Суркова Н.А.

Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, г. Улан-Удэ

Сочинения по тибетской медицине, созданные на Тибете в XI - XYIII вв. являются источниками информации в области концептуальных взглядов тибетских ученых на мироздание, человека, его отношения с природой, экологию и духовную жизнь. Изучение тибетских текстов основного учебника «Чжуд-ши» дает полное представление о процессе обучения основам медицинской науки и характере учебных пособий, методах и средствах лечения. Основные принципы в обучении отражены в первой, вводной части: четкость в определении цели, изложении материала в виде вопросов - ответов, построении изложения от частного к общему, изобилие примеров, при помощи которых разъясняются те или иные теоретические вопросы. По структуре «Чжуд-ши» состоит из 4 частей, в которых изложены основы, даны объяснения и наставления, а также - дополнения в виде практического руководства по использованию средств и методов и наставления о передачи знаний. Как сказано в заключительном предложении «Тантры основ», это краткое изложение медицинской науки, составленное на основе большого числа более древних письменных источников: «Если желаете узнать подробности, смотрите большие трактаты... (Чжуд-ши, С. 29). Основой сохранения здоровья являются здоровый образ жизни, соблюдение мирских законов, милосердие: «Отказывайся от плохих дел, как бы не подстрекали, совершай хорошие, как бы не препятствовали «...». Живи умом и сердцем в согласии с соседями, земляками и родствениками. «...». С благоговения ищи опору в друзьях добродетели» (Чжуд-ши, 2001: С. 63). Причинами болезней названы «три яда души» - страсть гнев и невежество. А плоды их - в виде трех «доша» -ветра, желчи и слизи, делаются сутью болезней, как только нарушается равновесие между ними. Вызывают болезни внешние факторы - неправильный образ жизни, переохлаждение, переедание и проч.). Лечение по сути своей является корректировкой этих нарушений, путем соблюдения диеты, режима дня, образа жизни, за счет введения в организм соответствующих лекарств и применения специальных процедур (очищения, кровопускания, прижигания, массажа и проч.) В «Тантре наставлений» (Чжуд-ши, 2001: С. 118) сказано: «Наивысшее из всего, что рождается - это человек. Но он во власти неведения блуждает по сансаре, где из за невежества не может отличить пороков от достоинства, из-за страсти творит греховные деяния, из-за злобы испытывает ненависть к другим из-за зависти стремиться соперничать с высшими, из за гордыни попирает низших, совершенствуясь в навыках погрязает в суете, не зная сути не стремиться к вечному. Привычно следуя за своей плохой кармой, он снова и снова перерождается в сансаре, в которой, не ведая покоя души и тела, терпит муки 404 болезней». Повседневный и сезонный образ жизни и поведение в частных случаях регламентировалось так: «.ко всему живому, начиная от червей, относись как к самому себе «...». Смирение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота; заботься о чужих делах как о своих, - вот предел возвышенного поведения» (Тантра объяснений, главы 13-15). Советы о здоровом образе жизни изложены в главе, которая названа «Как жить не болея» (Тантра объяснений, главы 14, 23). Суть рекомендаций состоит в том, что недостаток, избыток и аномалия в сезонных проявлениях, органах чувств, образе жизни, во вкусах и действии пищи, как известно, порождает все болезни. А если все это в меру, то болезням не бывать. Для сохранения здоровья даны указания о правильном питании: «При разумном употреблении пища и питье поддерживают тело и жизнь, а при избытке, недостатке или неправильном употреблении порождают болезни и могут даже прервать жизнь» (Тантра объяснений, главы 16-18).

Понятия древних тибетцев об анатомии и физиологии человека, о природе болезней и лекарств основаны на представлениях о стихиях, а качественные характеристики всех объектов природы складываются на основе понятий о холоде и теплоте, о вкусах. По этим позициям они близки с античной наукой древней Греции. Аналогичный материал есть и в арабских (Авиценна, X в.) и армянских источниках (Амасциации, XIY в.). Фрагменты текстов, экологического содержания встречаются в «Тантре наставлений» (глава 81): «Когда наступят последние 500 лет и придут тяжелые времена, первоэлементы потеряют свои соки и люди, лишившись пропитания, впадут в нищету; они дикие земли вспашут, сделают полями, дикие воды замутят, пруды запрудят, дикие деревья срубят, дикие камни свернут - все испортят, заполнят зловонием, смертью и враждой». В глубокой древности эти знания передавались от Учителя к ученику (устная традиция). При общении с Учителем ученику передавались не только медицинские знания, но и нравственные устои, моральные качества. О лекаре в «Чжуд-ши» сказано, что «В основе лекарской деятельности лежат ум, «белая душа», верность обетам, умелость, прилежание и мудрость в мирских делах». «...» Встретив больных и страдающих, он решает им помочь, не различая ни плохих, ни хороших, не испытывая ни к кому ни любви, ни отвращения, а проявляя только милосердие, сострадание (Тантра объсянений, гл.31). Поэтому в «Дополнительной тантре» наставлениям «О передаче тантр» посвящена специальная глава (гл. 27). Там сказано, что «Плохой сосуд», которому нельзя доверять тантры, это тот, кто не упоминает учителей, выпячивает себя, ворует сведения разными уловками, не спрашивает прямо, а узнает окольными путями, неблагодарен, ни с кем не считается. «...» Он обманом и хитростью посягает на чужое, обуян гордыней, не ведает сострадания. К основному учебнику по медицине «Чжуд-ши» в XYII в. был составлен комментарий - сочинение «Голубой берилл». Тексты этого сочинения богато иллюстрированы 76 красочными таблицами. Иллюстрации представляют собой богатейший источник

информации по древней медицинской науке (анатомические рисунки), материальной культуре (так как на рисунках представлены предметы быта, ритуальные вещи, костюмы, жилище, традиционное питание), изобразительному искусству (танки, композиция, цветовая гамма и т.п.), мифологии (иллюстрации к сюжетам), лекарствоведению (методы обработки сырья и приготовления лекарств) и т.п. Уже при кратком обзоре информации о здоровье человека из тибетских медицинских сочинений, очевидно, что представления о стихиях, вкусах и их роли при лечении, о теплоте и холоде не являются оригинальными и имеют аналоги в культурном наследии народов Востока и в античной культуре. Изучение медицинских сочинений Тибета, как памятников средневековой культуры, будет способствовать расширению кругозора и эрудиции студентов, формировать представление об единстве естественно-научной и гуманитарной культуры и поможет определить массив ценных для выживания человека знаний, лежащих в истоках единой культуры. Энциклопедический характер тибетских медицинских сочинений позволяет широко использовать этот материал в учебном процессе при разработке таких тем, как история медицины, история познания, история науки. В этих сочинениях есть материал для лекций по минералогии, зоологии, ботанике. Интересные фрагменты из тибетских медицинских сочинений используются нами при чтении таких дисциплин как «Концепции современного естествознания», «Экология человека», «Фармакогнозия», «История естествознания», «Тибетские медицинские сочинения как памятники историко-культурного наследия». Органично блоки знаний древних тибетцев вписываются в лекционные курсы, которые читаются на медицинском факультете Бурятского государственного университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.