Научная статья на тему 'Тиара или диадема? к вопросу о царских регалиях Александра великого'

Тиара или диадема? к вопросу о царских регалиях Александра великого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР / ПЕРСИДСКАЯ РЕГАЛИЯ / ТИАРА / ДИАДЕМА / ALEXANDER / THE PERSIAN REGALIA / TIARA / DIADEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнилов Юрий Викторович

Статья посвящена вопросу о заимствовании персидских регалий, таких как прямая тиара и диадема, изучается их символический смысл. Делается вывод, что обе регалии, и прямая тиара, и диадема, являлись царскими символами, но диадема употреблялась чаще, чем прямая тиара, что связано с политико-идеологической ситуацией, в которой оказался Александр. Прямая тиара являлась персидской регалией, в то время как диадема могла символизировать его собственное царство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIARA OR DIADEM? ON THE ROYAL REGALIA OF ALEXANDER THE GREAT

The article is devoted to the problem of borrowing Persian regalia, such as upright tiara and diadem, their symbolic meaning. It is concluded that both regalia, were royal symbols, but the tiara was used more frequently than upright tiara, that is due to the political and ideological situation in which Alexander was. Upright tiara was Persian regalia, while the diadem could symbolize his own kingdom.

Текст научной работы на тему «Тиара или диадема? к вопросу о царских регалиях Александра великого»

УДК 94(3) ББК 63.3(0)3 2

Ю.В. КОРНИЛОВ

ТИАРА ИЛИ ДИАДЕМА?

К ВОПРОСУ О ЦАРСКИХ РЕГАЛИЯХ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО

Ключевые слова: Александр, персидская регалия, тиара, диадема.

Статья посвящена вопросу о заимствовании персидских регалий, таких как прямая тиара и диадема, изучается их символический смысл. Делается вывод, что обе регалии, и прямая тиара, и диадема, являлись царскими символами, но диадема употреблялась чаще, чем прямая тиара, что связано с политико-идеологической ситуацией, в которой оказался Александр. Прямая тиара являлась персидской регалией, в то время как диадема могла символизировать его собственное царство.

Вопрос о царских регалиях Александра является важным в общем контексте восточных заимствований этого царя, и рассмотрение этой темы прольет свет на сущность политики ориентализма Александра, в ходе которой он перенимает персидскую одежду и царские символы власти.

Главной причиной того, что Александр заимствует персидскую одежду, была необходимость придания легитимности своей власти среди покоренных народов и установления преемственности с династией Ахеменидов. В качестве элементов царской персидской одежды Александр заимствует персидскую прямую тиару и диадему, обе из которых были царскими символами.

О том, что прямая тиара была царской регалией, сообщает Ксенофонт. В одном из эпизодов в «Киропедии» упоминается прямая тиара в качестве царского символа: «За ними из ворот выехал на колеснице Кир в прямой тиаре и пурпурном хитоне с белой полосой посередине» (Xen. Cyr. VIII. 3. 13). Тот же автор в «Анабасисе» уже непосредственно пишет о том, что прямая тиара являлась царской регалией. Так, историк передает слова Тиссаферна, который заявляет, что «только одному царю приличествует носить прямую тиару» (Xen. Anab. II. 5. 23). Арриан, так же как и Ксенофонт, упоминает прямую тиару среди царских регалий, но уже в случае ее узурпации Бессом. Так, историк пишет: «Тут к нему (Александру) пришли какие-то персы, которые сообщили, что Бесс надел высокую тиару и персидскую столу, называет себя не Бессом, а Артаксерксом, и говорит, что он царь Азии» (Arr. Anab. III. 25. 3).

Вторая регалия - диадема - не была только сугубо царским символом1. Но в греческих нарративных источниках диадема указывается в качестве основной царской регалии Александра. Арриан сообщает, что во время плавания у Александра на голове была шапка с диадемой, которую снесло ветром (Arr. Anab. VII. 22. 2). По одной из версий диадему доставил Селевк, и по причине того, что именно диадема являлась царским символом для Александра, это предвещало Селевку «Великое царство» (Arr. Anab. VII. 22. 5). Другой античный автор, Квинт Курций Руф, упоминает царскую диадему Александра в числе других вещей полководца: «Тогда Пердикка, поставив на виду у всех царское кресло, на котором находились диадема, одежда и оружие Александра, положил на то же кресло перстень» (Curt. X. 6. 4). Это также свидетельствует об использовании Александром в качестве царской регалии диадемы. Диодор также свидетельствует о том, что Александр заимствовал персидскую диадему. Он пишет, что «Александр надел персидскую диадему, хитон белого цвета, персидский пояс и прочие принадлежности персидского костюма»

1 Р.-Л. Фокс утверждает, что диадему также могли носить царские родственники. Диадема не являлась царским знаком [4. Р. 278]. Диадема означала знатное происхождение.

(Diod. VII. 77.5). Здесь диадема упоминается лишь в качестве атрибута персидского костюма и не воспринимается автором как царский символ.

Напротив, о прямой тиаре в античных источниках говорится то, что Александр отверг ее2. Так, Плутарх сообщает, что Александр «не принял целиком мидийского облика, столь варварского и чуждого; не надел ни штанов, ни верхней одежды с рукавами, ни тиары, но устроил себе что-то среднее между персидской и македонской одеждой» (Plut. Alex. 45). В то же время на монетах Александр изображается в прямой тиаре [1. P. 139; 5. P. 43, 44], что указывает на ее заимствование и употребление. Отсюда возникает вопрос о причине того, почему греческие авторы не упоминают о заимствовании Александром прямой тиары, а Плутарх даже отрицает сам факт такого заимствования. По этому поводу можно высказать несколько предположений.

Во-первых, возможно, что названные греческие историки обладали сведениями об употреблении только диадемы и не имели информации об использовании Александром прямой тиары. Во-вторых, Александр мог использовать прямую тиару только перед восточными подданными, поэтому греческие авторы не обладали такой информацией. В-третьих, Александр мог изображаться в прямой тиаре только на монетах, а в действительности он не носил ее (в данном случае монеты выступали средством пропаганды).

Более вероятными представляются два первых предположения. Ведь если Александр изображался в прямой тиаре, в том числе и на монетах, то вряд ли он отказался бы от употребления прямой тиары при своем дворе.

Другой вывод, который вытекает из данных предположений, заключается в том, что Александр использовал и прямую тиару, и диадему. Тогда какая же из этих регалий была царским символом Александра? А если и прямая тиара, и диадема являлись царскими регалиями, то какая из них была более значима как символ царского статуса Александра? Рассмотрим основные позиции, представленные в зарубежной историографии по данной проблеме.

Многие ученые рассматривают только диадему в качестве символа царской власти Александра. Так, например, Э. Коллинз придерживается той версии, что Александр как царь Азии заимствовал диадему (которая представляла собой ленту) в качестве своего символа. Но диадема не была особенным знаком лишь персидского царя, хотя с ним она могла ассоциироваться. Сам же себя Александр не рассматривал в качестве персидского царя [3. P. 385].

Похожий взгляд на проблему высказывает Э. Фредриксмейер, который утверждает, что диадема была царской регалией Александра, а не царя Персии, так как царской регалией персидских царей была прямая тиара [5. P. 142]. Такое же мнение отстаивают Р. Уотерфилд [9. P. 7] и Р. Стутман [8. P. 370-371]. Противоположной позиции придерживается Дж. Рейес, которая предполагает, что, возможно, по мере реализации своей ориенталистической политики Александр заимствовал обе персидские регалии [7. P. 55, 59]3.

Мы полагаем на основе указанных свидетельств как нарративных, так и нумизматических источников, что обе регалии - и прямая тиара, и диадема -являлись царскими символами. Между тем диадема употреблялась по всей видимости чаще, чем прямая тиара. К тому же тиару Александр мог не демонстрировать перед греко-македонским окружением, а диадему он мог употреблять в качестве своего царского знака и перед персидским окружением, и перед греко-македонским двором. Именно диадема часто упоминается в греческих источниках в качестве основной царской регалии Александра. Между

2 По мнению М. Ольбрихта, утверждение, что Александр не носил тиару, является ложным [1. С. 135].

3 Вероятно, здесь автор имеет в виду прямую тиару.

тем М. Ольбрихт указывает на нумизматические свидетельства как доказательство того, что Александр заимствовал и прямую тиару [5. P. 43].

В то же время можно принять во внимание и предположение Дж. Рейерс, поскольку вполне вероятно, что информация Плутарха о том, что Александр отверг прямую тиару, относится по времени лишь к раннему этапу политики ориентализма македонского царя. В дальнейшем Александр мог заимствовать и прямую тиару. Вполне очевидно, что отказаться от прямой тиары Александр не смог по причине ее высокой символической значимости для персов. Поэтому Александру как гибкому политику приходилось действовать осторожно и надевать прямую тиару только перед персидскими подданными.

В заключение отметим, что прямая тиара, несомненно, отражала более высокий статус в персидской иерархической лестнице. Косвенным свидетельством этого, на наш взгляд, является то, что диадема обвивалась вокруг прямой тиары [2. P. 177; 7. P. 79] и являлась частью головного убора, аристократическим знаком для персидской знати и символом царской власти. Можно предположить, что после заимствования диадемы Александр носил ее перед греками и македонянами в подобной манере, как и персидские цари.

Использование таких персидских регалий, как прямая тиара и диадема, придавало высокий статус Александру в глазах его многочисленных восточных подданных и символизировало законность его власти в империи.

Литература

1. Ольбрихт М.Я. Ornamenta regia - регалии Александра Македонского в 330-323 гг. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 1. С. 134-143.

2. Carney E.D. Alexander the Great and the Macedonian Aristocracy. PhD Diss. Duke University, 1975, 251 p.

3. Collins A.W. The Royal Costume and Insignia of Alexander the Great. American Journal of Philology, 2012, vol. 133, no. 3, pp. 371-402.

4. Fox R.L. Alexander the Great: «Last of the Achaemenid»? In: Tuplin C.J., ed. Persian Responses. Political and Cultural Interaction with (in) the Achaemenid Empire. Swansea, Classical Press of Wales, 2007, pp. 267-312.

5. FredricksmeyerE. Alexander the Great and the Kingdom of Asia. In: Bosworth A.B., Baynham E.J., eds. Alexander the Great in Fact and Fiction. Oxford, Oxford University Press, 2000, pp. 136-166.

6. Olbrycht M.J. 'An Admirer of Persian Ways': Alexander the Great's Reforms in Parthia - Hyrca-nia and Iranian Heritage. In: Daryaee T., Mousari A. and Rezakhani K., eds. Excavating an Empire. Achaemenid Persia in Longue Durée, 2014, pp. 36-62.

7. Reyes J.M. The «Orientalism» of Alexander the Great: His Persian Clothes. MA thesis. California State University, 1996, 106 p.

8. Stootman R. The Hellenistic Royal Court. Court, Culture, Ceremonial and Ideology in Grece, Egypt and the Near East, 336 - 30 BCE. PhD Diss. Utrecht, Utrecht University, 2007, 422 p.

9. Waterfield R. Dividing the Spoils: The War for Alexander the Great s Empire. Oxford, Oxford University Press, 2011, 304 p.

КОРНИЛОВ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).

Yu. KORNILOV

TIARA OR DIADEM? ON THE ROYAL REGALIA OF ALEXANDER THE GREAT

Key words: Alexander, the Persian regalia, tiara, diadem.

The article is devoted to the problem of borrowing Persian regalia, such as upright tiara and diadem, their symbolic meaning. It is concluded that both regalia, were royal symbols, but the tiara was used more frequently than upright tiara, that is due to the political and ideological situation in which Alexander was. Upright tiara was Persian regalia, while the diadem could symbolize his own kingdom.

References

1. Olbrycht M.J. Ornamenta regia - regalii Aleksandra Makedonskogo v 330-323 gg. [Alexander's Ornamenta Regia in 330-323 bc]. Problemy istorii, filologii, kul'tury [Journal of historical, philological and cultural studies], 2015, no. 1, pp. 134-143.

2. Carney E.D. Alexander the Great and the Macedonian Aristocracy. PhD Diss. Duke University, 1975, 251 p.

3. Collins A.W. The Royal Costume and Insignia of Alexander the Great. American Journal of Philology, 2012, vol. 133, no. 3, pp. 371-402.

4. Fox R.L. Alexander the Great: «Last of the Achaemenid»? In: Tuplin C.J., ed. Persian Responses. Political and Cultural Interaction with (in) the Achaemenid Empire. Swansea, Classical Press of Wales, 2007, pp. 267-312.

5. Fredricksmeyer E. Alexander the Great and the Kingdom of Asia. In: Bosworth A.B., Baynham E.J., eds. Alexander the Great in Fact and Fiction. Oxford, Oxford University Press, 2000, pp. 136-166.

6. Olbrycht M.J. 'An Admirer of Persian Ways': Alexander the Great's Reforms in Parthia - Hyrca-nia and Iranian Heritage. In: Daryaee T., Mousari A. and Rezakhani K., eds. Excavating an Empire. Achaemenid Persia in Longue Durée, 2014, pp. 36-62.

7. Reyes J.M. The «Orientalism» of Alexander the Great: His Persian Clothes. MA thesis. California State University, 1996, 106 p.

8. Stootman R. The Hellenistic Royal Court. Court, Culture, Ceremonial and Ideology in Grece, Egypt and the Near East, 336 - 30 BCE. PhD Diss. Utrecht, Utrecht University, 2007, 422 p.

9. Waterfield R. Dividing the Spoils: The War for Alexander the Great's Empire. Oxford, Oxford University Press, 2011, 304 p.

KORNILOV YURI - Aspirant Candidate of Historical Sciences, Kazan (Volga region) Federal University, Russia, Kazan.

Ссылка на статью: Корнилов Ю.В. Тиара или диадема? К вопросу о царских регалиях Александра Великого // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.