Научная статья на тему 'The value aspect of autobiographies of Native Americans (XX century)'

The value aspect of autobiographies of Native Americans (XX century) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР ИНДЕЙСКОЙ АВТОБИОГРАФИИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / NATIVE AMERICAN AUTOBIOGRAPHY / TRADITIONAL CULTURE / TRADITIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Bronshtein Ya I.

The article deals with the axiological aspect of Native American autobiography, focusing on the values of traditional culture as an essential distinctive feature of the genre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The value aspect of autobiographies of Native Americans (XX century)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2

Я.И. Бронштейн

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ АВТОБИОГРАФИЙ ИНДЕЙЦЕВ США (XX в.)

В данной статье рассматриваются жанр индейской автобиографии и его ценностные ориентации. Особое внимание уделяется ценностям традиционной культуры, детерминирующим аборигенное самосознание и мироощущение, что определяет яркость и самобытность индейской автобиографии как литературного жанра.

Ключевые слова: жанр индейской автобиографии, традиционная культура, ценности традиционной культуры.

The article deals with the axiological aspect of Native American autobiography, focusing on the values of traditional culture as an essential distinctive feature of the genre.

Key words: Native American autobiography, traditional culture, traditional values.

В истории американской литературы автобиографическому жанру всегда отводилось особое место. Богатая, цельная, самобытная автобиографическая традиция США с присущей ей концепцией "человека, который сам себя сделал" связана с истоками формирования американского самосознания. Неповторимый опыт покорения "нового мира" требовал своего закрепления в нарративе, ценность которого состояла в запечатлении индивидуального опыта. Многие знаменитые американцы обращались к данному жанру, чтобы поведать уникальную историю своей жизни. Цель автобиографии - представить жизнь или какую-то ее часть как некое целое. Она подразумевает наличие особого текстового пространства, дает возможность увидеть, как человеческое самосознание заявляет само о себе, без внешних посредников и интерпретаторов. Характерной чертой автобиографии является то, что она практически всегда выступает специфическим выражением этоса культуры, представляет нравственное лицо эпохи. В данном случае ценностный аспект является превалирующим, развитие жанра происходит в тесной взаимосвязи с культурным контекстом эпохи и принятыми в ней ценностными установками,

Бронштейн Яна Ильинична - аспирантка кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионове-дения МГУ им. М.В. Ломоносова; тел.: 8-910-493-15-43, 8-903-945-62-01, e-mail: dew_berry@mail.ru

которые в автобиографическом повествовании предстают перед нами в личностной форме.

Появление аборигенной автобиографии как обособленного литературного феномена - яркое проявление этнокультурного фактора в литературе США, чему во многом способствовал пересмотр культурных составляющих американской цивилизации, переход от идеи "плавильного котла" к увлеченному "поиску корней". И хотя первые индейские автобиографии появляются в конце XVIII в., фундаментальные исследования, посвященные этому жанру, и его признание американской литературной критикой происходят лишь во второй половине XX в. "Любопытно, что к тому времени многие из индейских автобиографий прошлого века (как и нынешнего) выдержали уже не одно переиздание, а в отдельных случаях попросту сделались популярным чтением"1.

Любая культура глубоко аксиологична, ценностные установки являются ее фундаментом, определенной гарантией ее устойчивости. Попытка евроамериканцев осуществить полную амнезию сознания индейцев путем физического уничтожения целых племен и насильственного насаждения своей религии и концепции ценностей не увенчалась успехом, что вполне закономерно. Любой здоровый социальный организм будет всеми силами препятствовать стремлению строить новый мир на голом месте, полностью обрывая линию преемственности2. В аборигенном обществе народная культура указывает личности порядок и направление действий, предлагает типовой сценарий жизни, является ценностно-смысловым упорядочением опыта группы, ориентационной схемой субъекта. Потеря такой схемы ведет к утере целостности, кризису, вызванному необходимостью поисков собственного я.

Современные исследователи традиционной культуры - Н.А. Хренов, А.С. Каргин, А.Н. Соловьёва - определяют конфликт старых и новых культурных ориентаций на уровне индивидуального сознания как "культурный шок традиционной культуры". Для смягчения шока человек подсознательно начинает вырабатывать различные компенсаторные средства, не признавая происходящее и оставаясь в пределах традиционных парадигм3. Внешнее принятие индейцами европей-ско-христианских форм жизни носит вынужденный характер, непо-

1 Ващенко А.В. У истоков индейской литературы // История литературы США. Т. 3. М., 2000. С. 464.

2 См.: Щемякин Я.Г. У истоков процесса синтеза культур: взаимодействие испанского и индейского миров в эпоху открытия и завоевания Америки // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М., 1992.

3 См.: Каргин А.С., Хренов Н.А. Традиционная культура на рубеже XX-XXI веков // Традиционная культура. 2000. № 1; Каргин А.С., Соловьёва А.Н. Традиционная культура в контексте цивилизационных процессов XX века (к постановке проблемы) // Традиционная культура. 2002. № 4.

средственно отражая реакцию коренного населения на столкновение двух диаметрально противоположных миров. Происходит симуляция сознания: европейско-христианские ценности принимаются чисто формально и наделяются смыслами, характерными для традиционной культуры. Но осознание того, что прежний уклад жизни разрушен, заставляет искать новые способы самовыражения, сохранения и передачи традиционных смыслов и ценностей.

Автобиография в привычном нам понимании - это жизнеописание, рассказ о себе, своей жизни, некое самоисследование личности. Аборигенная автобиография представляет собой самоизъяснение, самовыражение, попытку перешагнуть через пропасть, разделяющую традиционную культуру и европейскую цивилизацию, восстановить утерянную личную целостность, заново обрести себя.

Слово "автобиография" состоит из трех частей, образованных от греческих a^s - "сам", bios - "жизнь", grapho - "пишу". Как первая, так и третья часть этого термина во многом являются чуждыми аборигенной автобиографии и культуре в целом, поэтому попытки применить к индейским автобиографическим повествованиям западное жанровое определение привели многих исследователей к выводу о том, что в аборигенной культуре данный жанр появился только с приходом на континент европейцев. В правомерности таких убеждений можно усомниться, так как концепция личности и ценностные ориентации индейских жизнеописаний диаметрально противоположны принятым в европейском обществе4. В евроамериканском же представлении автобиография подчеркивает значение отдельной личности, является изложением самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. Классическим американским вариантом автобиографии являются жизнеописания, построенные на концепции человека, "который сам себя сделал". Примеров таких произведений множество, один из известнейших - автобиография Б. Франклина. В аборигенной традиции разделение на индивидуальное и общественное выглядит более чем противоестественным, автобиография отдельной личности так или иначе превращается в автобиографию всего племени.

Самая простейшая из форм аборигенных автобиографических повествований, а также способ трансляции культурных ценностей - имя. Оно всегда давалось в честь какого-то события, подвига, качества, вещего сна. Стоящий Медведь, вождь племени дакотов, назвал своих детей именами, которые сохранили бы память о нем в кругу семьи и племени. Имена его сыновей связаны с его успехами в битвах: Много Убитых, Непобежденный, Гнедая Лошадь. Имена

4 Wong H.D. Sending My Heart Back across the Years: Tradition and Innovation in Native American Autobiography. Oxford, 1992.

имели сакральное значение, налагали определенную ответственность на своего обладателя, самому сказать свое имя незнакомцу считалось нарушением этических норм, бахвальством. Как следствие отсутствия деления на индивидуальное и общественное в аборигенном сознании, ощущения себя неотделимой частью целого многие аборигенные автобиографии начинаются не с имени, как это принято в евро-американском варианте, а с представлений о сотворении мира, мифа о появления племени. Опубликованная в начале XX в. автобиография вождя апачей Джеронимо, "Рассказ Джеронимо о его жизни", как нельзя лучше выражает присущие повествователю представления об окружающем мире и его месте в нем. "Джеронимо ведет рассказ с сотворения мира, каким оно представляется в мифах апачей, потом переходит к описанию племен апачей, а затем уже сообщает свое имя и конкретную принадлежность, происхождение. Начинает он не с себя, а с категорий, частью которых является"5. Выражаясь словами Н. Скотта Момадэя, "повествование о чьих-либо предках или потомках - это в конечном счете повествование о самом себе"6.

"Мир ценностей предстает для человека как мир исторически конкретных социокультурных смыслов и значений. В зависимости от исторической эпохи, ситуации, культурной принадлежности люди по-разному воспринимают, оценивают какие-либо события или предметы"7. Ценности - интегральные регулятивы любой человеческой деятельности. Автобиография являет собой ценности, присущие той или иной эпохе или обществу, в личностной форме, поэтому особый интерес представляет интерпретация автобиографий в ценностном аспекте. И если за евро-американскими образцами автобиографического повествования явно прослеживается система ценностей современной цивилизации, то аксиология аборигенной автобиографии целиком и полностью опирается на традиционную культуру, чем можно объяснить ее отличные от классических евро-американских образцов жанровые характеристики.

Часто в американской научной мысли западная культура преподносится как общемировая и самая прогрессивная, в то время как культура традиционная ассоциируется с примитивной, отсталой, не заслуживающей особого внимания. Но отказ от стереотипов отсталости и ограниченности традиционной культуры позволяет говорить о том, что, по сути, везде, где наследование базовых жизненных смыслов преобладает над технологией, существует традиционная

5 Ващенко А.В. Жизнь человека, исповедь культуры // О сути жизни: Индейские и эскимосская автобиографии. Якутск, 1989. С. 7.

6 Momaday N. Scott. The Names. A Memoir. N.Y., 1976. Р. 34.

7 Костюченко Т.Я. Ценностные основания культуры США: Дисс. ... канд. культурологических наук. Кемерово, 2006. С. 48.

культура. Ядро традиционной культуры имеет аксиологический характер, сохранение этого ядра происходит даже при изменении норм и знаний, так как традиционность культуре придает не вещественный субстрат, а сознание ее носителей, особый тип социальной памяти. Ценности формируют мотивационную сферу, отношение к миру,

о

социальные установки .

Традиционной культуре присуща ориентация на прошлое, оно сакрализуется, а нарушение его основ приравнивается к катастрофе. В каждой аборигенной автобиографии прослеживается мотив о безоблачном прошлом своего племени, а любое отклонение от заданных традицией образцов видится как угроза. Эталоном выступает не столько повторение, сколько соотнесение с культурным идеалом. Обычно такой культурный идеал предстает как сакральный нарратив9. Когда говорят об аборигенных автобиографиях, таким сакральным нарративом является видение. Яркий тому пример - видение Черного Лося, ставшее для него своеобразным эталоном, который Черный Лось будет стараться реализовать в своей жизни и согласно которому на протяжении всей жизни он будет оценивать каждое свое решение и каждый поступок.

Отличная от евро-американской ценностная концепция проявляется и в привычном для нас понимании завершения автобиографии как подведения какого-то итога, определенного логического заключения. Здесь авторы часто оценивают степень успешности своей жизни, продвижения к цели, что полностью соответствует функциональной программе существования постиндустриального общества, где человек рассматривается как потребитель материальных благ. Основная установка - установка на обладание - "жить, чтобы иметь"10. В аборигенных автобиографиях евро-американский рационализм противопоставляется космизму и интуитивизму. Во времени все движется по кругу, соответственно у времени нет начала и нет конца. Деления на века, часы лишено всякого смысла, как и сама идея поступательного движения человечества к какой-то цели. "Жить, чтобы быть", - жизнь самоценна, а значит, не имеет ни начала, ни конца, ни цели. Традиционный человек видит мир как обжитой дружелюбный космос. Такой человек обогащен смыслами, сталкиваясь с телесными и душевными страданиями, он не теряет душевного равновесия, так как в нем сильны индивидуальные смысловые структуры. Древнейший философский принцип "все во всем" ставит под сомнение понимание общественного бытия как активного творческого процесса. Не разум, а любовь, доброта считаются тем

8 См.: ТимощукА.С. Традиционная культура: сущность и существование: Дисс. ... докт. филос. наук. Нижний Новгород, 2007.

9 Там же.

10 Там же. С. 77.

фундаментом, на котором зиждется бытие11. Автобиография в виде публичной речи вождя Джозефа (Гром, Идущий По Горам) "Взгляд индейца на индейские дела" с первых строк располагает к себе своей неподдельной искренностью: "Я хочу раскрыть вам свое сердце. Я верю, что многих ошибок можно было бы избежать, если бы мы больше приоткрывали друг другу наши сердца".

"Философская суть понятия традиции - это нечто постоянное внутри перемен, константное в развитии, абсолютное в относительном, вечное во временном"12. "Циклическое время, свойственное мифологическому сознанию, рождается на основании наблюдения за периодичностью природного процесса и синхронизации с ним ритмов своей жизнедеятельности. Времени как такового, предполагающего порядок следования событий, мифологическое сознание не знает. Циклические модели времени, которые создавались мифами вечного возвращения, ритуального очищения и возрождения, конструировали вечность и были обращены к родовому человеку"13.

Альтернативой является линейная модель времени, представленная в евро-американской культуре. Она, наоборот, размыкает кольцо понятиями творения и эсхатологического конца. Человек, вписанный в эту модель, получает однократное бытие, лишается вечности. Однако это дает право говорить о неповторимости всех явлений, происходящих в жизни, и об уникальности каждого человека. Личностная "модальность" евро-американской культуры провозглашает ценность индивидуального, независимого человека.

Разнообразием временных моделей и ценностных установок можно объяснить и те трудности, с которыми сталкивались "белые" соавторы или редакторы, пытаясь придать аборигенным повествованиям "стандартный" для жанра вид. Традиции уже сложившихся устных повествований существовали у индейцев задолго до появления на континенте европейцев. Они рассказывали друг другу о своем жизненном опыте без всякой помощи "извне", их дописьменные повествования были большей частью краткими, эпизодическими. Отдельные случаи из жизни, небольшие рассказы, эпизоды - вот то, что наверняка сохранило истинную форму устного повествования. Д. Брамбл выделяет шесть основных типов таких дописьменных повествований автобиографического характера: 1) рассказы о подвигах; 2) рассказы о войне и охоте; 3) рассказы исповедального характера; 4) самооправдание; 5) рассказы образовательного характера; 6) истории о приобретении сверхъестественной силы14.

11 См.: Гончарова Т.В. Дуализм культур в андских странах // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М., 1992.

12 КутырёвВ.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001. С. 61.

13 Основы культурологии: Учеб. пособие / Отв. ред. И.М. Быховская. М., 2005. С. 271.

14 Brumble H.D. American Indian Autobiography. Berkeley, 1988.

Все это отголоски нелинейной концепции времени, характерной для традиционной культуры. Аборигенные автобиографии длиною в целую книгу, как правило, заслуга "белого" редактора (соавтора). Ведь в евро-американской традиции принято выстраивать события во временную цепочку, воссоздавая их хронологическую последовательность. Характерный пример такой традиции двойного соавторства представляет собой автобиография, надиктованная шаманом дакотов Черным Лосем Д.Г. Нейхардту, американскому поэту. Уже само название автобиографии "Говорит Черный Лось" имеет непосредственное отношение к складывавшимся веками традициям устного повествования и подготавливает читателя именно услышать голос рассказчика, а не прочитать текст15. Традиционные для дописьменных повествований рассказы о подвигах, охоте и войне, приобретении сверхъестественной силы, прозрениях, собранные в хронологическом порядке, составляют заметный пласт во всем произведении. Так, в четвертой главе Черный Лось вспоминает охоту на бизона, которую он наблюдал, будучи ребенком. Что характерно, сам рассказ об охоте принадлежит Стоящему Медведю, являвшемуся ее непосредственным участником. Это не единственный случай, когда Черный Лось включает в свое повествование рассказы друзей и соплеменников - Стоящего Медведя, Огненного Грома, Железного Ястреба. Таким образом, Черный Лось продолжает одну из важнейших племенных традиций дакота - рассказывать истории об охоте и сражениях в кругу семьи и друзей.

Человечество постепенно приходит к осознанию того, что стереотипы европейской цивилизации не всегда приемлемы по отношению к традиционным культурам. Не соответствующий западным образцам не значит примитивный или плохой. В этой связи не нужно пытаться вместить аборигенные жизнеописания в западное определение автобиографии, так как они построены на отличной от западной концепции ценностей и им совершенно чужды евро-американские представления о личности и ее месте в мире. Мы не можем, сравнивая одну культуру с другой, говорить о том, что одна из них правильна в своих проявлениях, а другая нет. "Это наша наука, а не индейская литература примитивна и неразвита"16. Существуют и другие формы автобиографического письма, непохожие на те, которые сегодня считаются образцами жанра, ввиду их принадлежности к другой культуре, и аборигенная автобиография - очевидное тому подтверждение.

15 Wong H.D. Op. cit.

16 Kroeber K. An Introduction to the Art of Traditional Ашепсап Indian Narration. Traditional Literatures of the American Indian: Texts and Interpretations. Lincoln, 1981. P. 15.

Список литературы

Ващенко А.В. Жизнь человека, исповедь культуры // О сути жизни: Индейские и эскимосская автобиографии. Якутск, 1989.

Ващенко А.В. У истоков индейской литературы // История литературы США. Т. 3. М., 2000.

Гончарова Т.В. Дуализм культур в андских странах // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М., 1992.

Каргин А.С., Соловьёва А.Н. Традиционная культура в контексте цивилизацион-ных процессов XX века (к постановке проблемы) // Традиционная культура. 2002. № 4.

Каргин А.С., Хренов Н.А. Традиционная культура на рубеже XX-XXI веков // Традиционная культура. 2000. № 1.

Костюченко Т.Я. Ценностные основания культуры США: Дисс. ... канд. культурологических наук. Кемерово, 2006.

Кутырёв В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

Основы культурологии: Учеб. пособие / Отв. ред. И.М. Быховская. М., 2005.

ТимощукА.С. Традиционная культура: сущность и существование: Дисс. ... докт. филос. наук. Нижний Новгород, 2007.

Щемякин Я.Г. У истоков процесса синтеза культур: взаимодействие испанского и индейского миров в эпоху открытия и завоевания Америки // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М., 1992.

Brumble H.D. American Indian Autobiography. Berkeley, 1988.

Kroeber K. An Introduction to the Art of Traditional Аmerican Indian Narration. Traditional Literatures of the American Indian: Texts and Interpretations. Lincoln, 1981.

Momaday N. Scott. The Names. A Memoir. N.Y., 1976.

Wong H.D. Sending My Heart Back across the Years: Tradition and Innovation in Native American Autobiography. Oxford, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.