Научная статья на тему 'THE USE OF CASE-TECHNOLOGIES IN TRAINING PHYSICS'

THE USE OF CASE-TECHNOLOGIES IN TRAINING PHYSICS Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CASE METHOD / TRAINING / TECHNOLOGY / PHYSICS LESSON

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дубровская В.Р., Гафнер Ю.Я.

In this article, we consider the application of the method case in the process of teaching physics in high school. As an example, we have presented the development of classes in the physics of electrostatics. Conclusions are also made about the results of its application.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE USE OF CASE-TECHNOLOGIES IN TRAINING PHYSICS»

УДК 373.1

Дубровская В.Р. студент

научный руководитель: Гафнер Ю.Я., доктор физ.-мат наук

профессор, зав.кафедрой ФИТ Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ФИЗИКЕ

Аннотация: в данной статье мы рассматриваем применение кейс метода в процессе обучения физики в средней школе. В качестве примера нами представлена разработка занятий по разделу физики электростатика. А также сделаны выводы о результатах ее применения.

Ключевые слова: кейс метод, обучение, технология, урок физики.

Dubrovskaya V.R.

student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: GafnerYu. Ya.

doctor ofphysical and mathematical sciences. Sci., Professor, Head of the

Department of FIT Katanov Khakass State University Russia, Abakan

THE USE OF CASE-TECHNOLOGIES IN TRAINING PHYSICS

Abstract: in this article, we consider the application of the method case in the process of teaching physics in high school. As an example, we have presented the development of classes in the physics of electrostatics. Conclusions are also made about the results of its application.

Keywords:case method, training, technology, physics lesson.

Термин «Кейс-STADI» произошел от латинского термина «casus» означающий обстоятельства, то есть реально произошедший или имеющий возможность произойти, запутанный или необычный случай, на примере которого разбираются теоретические предположения и законы.

Применение «Кейс-STADI», то есть ситуационных задач, используется во всех отраслях знаний и применяется ко всем областям образования. Преподаватели различных дисциплин применяют «Кейс-STADI» не как узконаправленный отдельный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающего метода на занятиях (кейс-метод). Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена [1].

Работая с кейсом, преподаватель должен обучить школьников

алгоритму решения кейсов, использовать различные методы, которые впоследствии учащийся сам сможет применять. Каждый кейс может решаться аналитическим путем индивидуально или в группе. Соответственно преподаватель при составлении кейса может указать алгоритмы решения кейса, дать ссылку на методику решения [2].

В качестве конкретных ситуаций обычно используют тексты, открытые действия или видеосюжеты, которые могут служить материалом для отработки учебных задач школьниками. Подобные действия могут быть выполнены как самими обучающимися, так и учебной группой [3].

Используя кейс метод, нами были разработаны конспекты уроков по разделу «Электростатика» для 10 классов по темам: «от электрона-янтаря до электрона-частицы», «спор о теории близкодействия и дальнодействия», «закон Кулона», «конденсаторы и электрическая энергия конденсаторов». В целом данные занятия охватывают всю программу электростатики за 10 класс и предназначены для закрепления знаний.

При использовании метода «Кейс-8ТА01» на занятиях были отмечены следующие результаты:

• использование ситуационных задач позволяет заинтересовать обучающихся, что улучшает процесс усвоения и закрепления знаний;

• работа в малых группах по 4 человека предполагает выработку коллективных решений, что развивает коммуникативные навыки;

• малый состав групп позволяет контролировать участие каждого ученика в процессе обсуждения;

• для некоторых обучающихся вынужденная активность, необходимость выслушивать чужое мнение и высказывать свое, а также продолжительная интеллектуальная деятельность вызывает негативную реакцию.

Исходя из этого, следует, что при обучении нужно учитывать индивидуальные особенности ученика, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

В качестве примера придем фрагмент тематического плана урока по теме «Закон Кулона».

Цели урока:

• Обучающая: учащиеся должны убедиться в справедливости закона Кулона, то есть определить зависимость силы Кулона от произведения зарядов на шарах и от квадрата расстояния.

• Развивающая: развивать умения работать группой, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.

• Воспитательная: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.

Замечательный французский ученый, физик Шарль Кулон долго совмещал свою научную работу с военной службой. Заинтересовавшись магнитными и электрическими явлениями, Кулон поставил себе задачу

измерить силу отталкивания или притяжения электрически заряженных тел.

Сопоставив полученные из опыта цифры, Кулон обнаружил, что сила взаимодействия зарядов зависит от расстояния между центрами шариков и от заряда на этих шарах [4].

В таблицах перед вами представлены результаты измерений. Вам предлагается определить, как зависит электрическая сила от изменения заряда на каждом из шаров и от изменения расстояния между центрами шаров и, сделав вывод, написать закон. Данные в таблицах в условных единицах. При выполнении предварительно нужно построить графики

зависимостей F~q2и

Таблица 1. Результаты измерения электрической силы при изменении заряда. _

№ Заряд на каждом из шаров Расстояние между Сила

(в условных единицах) зарядами, см взаимодействия (в

условных

единицах)

1 1 6 4

2 2 6 8

3 3 6 36

4 4 6 64

Таблица 2. Результаты измерения электрической силы при изменении расстояния. ___

№ Заряд на каждом из шаров Расстояние между Сила

(в условных единицах) зарядами, см взаимодействия (в

условных

единицах)

1 1 2 см 36

2 1 4 см 9

3 1 6 см 4

6 1 12 см 1

По итогам использования данной разработки мы наблюдаем следующие положительные результаты:

^ Учащиеся активно включаются в работу, уровень их знаний и понимания процессов значительно повышается благодаря высокой заинтересованности.

^ Развивается навык самостоятельно усваивать материал. ^ У школьников вырабатывается навык группового обсуждения проблемы, умение выслушивать мнение других учащихся, доказывать свое мнение и доступно его излагать.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что использование кейс метода эффективно влияет на процесс обучения в целом и в частности, на уроках физики.

Использованные источники:

1. Масалков И.К.Г Семина М.В. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: Учебник для вузов. - М. Академический Проект; Альма Матер, 2011. - 443 с.

2. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода casestudy в обучении студентов. Гуманитарный вестник. - Красноярск, 2000.

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

4. Федор Веитков., Летопись электричества. Учебное издание. М.: Госэнергоиздат, 1946. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.