Предложенное в приказе ориентировочное рейтингование не будет объективно в условиях пенитенциарного здравоохранения из-за симуляции и аггравации части лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а также концентрации в исправительных учреждениях и тюрьмах маргинальных слоёв общества.
Таким образом, для дальнейшего повышения качества медицинских услуг в рамках обеспечения жителей РФ бесплатной медицинской помощью в рамках независимой оценки работы медицинской организации, следует продолжить работу по совершенствованию рейтингования в части, касающейся применения микросоциальных показателей результативности медицинской помощи.
Литература
1. Габидуллина Р.Ф. Разработка модели рейтингования ЛПУ в России. [Электронный ресурс]. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/46/index-6217259.html (Дата обращения: 10.07.2014).
2. Барскова Г.Н., Девишев Р.И., Лохтина Л.К. Российская практика рейтингования медицинских организаций / Социальные аспекты здоровья населения (электронный журнал). - 2014. - № 5.
3. Стародубов В.И., Галанова Г.И. Методологические технологии и руководство по управлению качеством медицинской помощи. - М.: Издательский Дом «Менеджер здравоохранения», 2011. - 208 с.
4. Тарасенко Е.А. Зарубежный опыт выбора показателей качества медицинской помощи для построения рейтингов медицинских организаций: уроки для России / Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал]. - 2013. - № 34 (6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/520/30/lang,ru/ (Дата обращения: 18.06.2014).
5. Donabedian A. The Quality of Care - How can it be assessed? JAMA. - 1988. - № 260(20). - С. 1743-1748.
СОСТОЯНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ (ПО ДАННЫМ РОССТАТА)
К.К. Касимовский*
В статье на основе данных официальной статистики анализируется состояние и перспективы частного здравоохранения РФ. Показаны ограниченность и недостаточность данных Росстата по изучаемой проблеме.
Ключевые слова: частное здравоохранение, Росстат, частная форма собственности.
* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва
Касимовский Кирилл Константинович - к.м.н., ст. научный сотрудник,8(495)916-34-51
On the basis of official statistical data the analysis is made of the state and prospects of private healthcare in the Russian Federation. The scantiness and lack of data of the Russian Statistical Agency on the problem is stressed.
Key words: private healthcare, Russian Statistical Agency, private form of ownership
Государственная статистика предоставляет ограниченную информацию по частным медицинским организациям в Российской Федерации. На момент написания статьи публично были доступны сведения только за 2009-2012 гг. (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1
Больничные учреждения и койки, находящиеся в частной форме
собственности в РФ за 1995-2012 гг. (по данным ^ Росстата)
1995 2000 2005 2009 2010 2011 2012
Больничные учреждения, всего 12064 10704 9479 6454 6308 6343 6172
из них: частной формы - - - 107 115 116 127
собственности
Койки частной формы - - - - 4,1 4,1 6,5
собственности (тыс.)
Больничные организации частной - - - 105 110 113 124
формы собственности в
городских поселениях
Койки частной формы - - - - 3,4 3,7 6,1
собственности в городских
поселениях (тыс.)
Больничные организации частной формы собственности в сельской - - - 2 5 3 3
местности
Койки частной формы - - - - 0,68 0,46 0,46
собственности в сельской
местности (тыс.)
Так, по данным Росстата за 2012 г., в стране официально зарегистрировано 127 частных больниц и 3363 частных клиник, которые работают амбулаторно, при этом важно заметить, что в это число не входят малые медицинские учреждения с численностью работающих менее 15 человек.
Анализ приведённых в этой табл. официальных данных Федеральной службы государственной статистики показывает, что они не обнаруживают чётко выраженной тенденции развития и то повышаются, то снижаются; причём изменения показателей год от года бывают довольно значительными. На наш взгляд, в основе этого лежат прежде всего две главные причины: с одной стороны, это недостатки современной российской службы статистики
здравоохранения; с другой, - это объективная специфика частного здравоохранения, а именно: его большая гибкость и подвижность, его существенная зависимость от спроса на него со стороны населения, его подверженность банкротству и другие особенности. Собственники частных медицинских служб могут по тем или иным причинам сравнительно легко договариваться об их слиянии или разделении, что естественно ведёт к изменению общего количества служб. Вероятно, этот фактор имеет какое-то значение. Но наряду с ним, видимо, действуют и другие причины, которые могут быть разными в каждом конкретном случае.
Таблица 2
Число амбулаторно-поликлинических организаций, находящихся
в частной форме собственности в РФ за 1995-2012^ гг. (по данным Росстата)
1995 2000 2005 2009 2010 2011 2012
Амбулаторно-поликлинические организации частной формы собственности - - - 2481 2753 2950 3363
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций частной формы собственности, тыс. посещений в смену - - - 127,0 138,2 160,6 189,1
О положительной динамике развития частной системы здравоохранения в Российской Федерации объективно и доказательно свидетельствует постоянный рост численности занятых в ней кадровых ресурсов. Приведённая ниже таблица из статистического сборника Росстата «Здравоохранение в России 2013» показывает, что численность работников здравоохранения в частной системе после 2000 г. постоянно возрастала и к 2012 г. достигла 264,8 тыс. человек [1]. Этот рост усилился после 2010 г., когда был принят Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 января 2011 г., который закрепил юридические основы участия частных организаций в оказании медицинской помощи населению в рамках ОМС [2].
Таблица 3
Среднесписочная численность работников здравоохранения в организациях в зависимости от формы собственности, тыс. человек __(по данным Росстата)___
Форма собственности 2000 2005 2009 2010 2011 2012
организаций здравоохранения
Государственная собственность 1594,2 1837,7 2053,5 2059,8 2283,0 2904,3
Муниципальная собственность 2405,5 2242,6 2138,9 2120,8 1845,7 1187,6
Частная собственность 170,5 173,1 216,9 202,8 247,7 264,8
В % к итогу
Государственная собственность 36,2 42,2 45,7 46,1 51,2 65,5
Муниципальная собственность 54,6 51,4 47,6 47,5 41,4 26,8
Частная собственность 3,9 4,0 4,8 4,5 5,6 6,0
Частные медицинские службы весьма неравномерно распределены по территории России. Это отмечают известные деятели частной медицины и подтверждает официальная статистика. Так, например, директор и главный врач компании ООО «Корис ассистанс» (Санкт-Петербург) Лев Авербах считает, что рынок ЧСЗ в России развит в основном только в крупных городах [3]. По данным статистического сборника «Здравоохранение в России 2013», из общего количества 127 частных больниц в 2012 г. в России 124 функционировали в городах и только 3 - в сельской местности [1, с. 186].
При этом в Москве было 15 частных больниц из их общего числа, приходившегося на Центральный федеральный округ и составлявшего 24 стационара; в Северо-Западном округе, где имелось в 2012 г. всего 11 частных больниц, и 9 из них находилось в Санкт-Петербурге [1].
Приволжский федеральный округ имел в 2012 г. 21 частную больницу, но из них 6 действовали в Самарской области, по пяти - в Саратовской и Нижегородской, где есть крупные города, а 9 областей и республик,
входящих в Приволжский округ, вообще не имели ни одной частной больницы [1]. Подобная ситуация наблюдается и в других округах Российской Федерации.
Соответствующих данных о распределении частных амбулаторно-поликлинических служб здравоохранения по территории России нет в нашем распоряжении. Однако есть все основания полагать, что они также сосредоточены прежде всего в крупных городах, где есть достаточное количество населения, обладающего материальными возможностями, необходимыми, чтобы воспользоваться частными медицинскими услугами.
Результаты проведенного анализа показывают, что в настоящее время первоочередной и ключевой задачей является улучшение статистики по частной системе здравоохранения. В этих целях представляется необходимым законодательным путём с использованием санкций на всех уровнях добиться открытости и прозрачности данных об объёме, источниках и расходовании финансовых средств частными медицинскими организациями и их объединениями, в том числе в отношении их деятельности в рамках партнёрства с государственным сектором. Осуществлять эту работу следует, активно привлекая к ней специалистов, организации и ассоциации частного здравоохранения.
Только таким образом можно создать условия для проведения полнозначной объективной оценки состояния и перспектив частной системы здравоохранения России, для осуществления научных исследований в этой области, а также для научно обоснованного планирования и выполнения проектов по государственно-частному партнёрству в области здравоохранения с учётом возможных рисков и с разработкой путей их снижения.
Литература
1. Здравоохранение в России 2013 / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2013. -http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_34/Main.htm от 23.12.2013 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. -2011 23 ноября.
3. Kenneth Chr. The Russian private medical services industry today // The Russia Corporate World. - 2013. - V. 9. -http://www.trcw.m/en/artides/detail.php?ro=3452&phrase_id=55929 от 19.11.13.