Научная статья на тему 'Երգչական ձայնի զարգացման հիմնախնդիրը երաժշտական կրթական հաստատություններում'

Երգչական ձայնի զարգացման հիմնախնդիրը երաժշտական կրթական հաստատություններում Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
հիմնախնդիր / երչական ձայն / զարգացում / մասնագիտական պատրաստություն / երաժշտական լեզու / ձայնի պահպանում / մշակութային երևույթ / ուսանող / ձայնավարժություններ / միջոցներ / ձևեր / проблема / певческий голос / развития / профессиональная подготовка / музыкальный язык / сохранения голоса / культурное явление / студент / голосовая тренировка / средства / формы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барегамян Мане А.

В статье рассматривается проблема развития певческого голоса в музыкальных образовательных учреждениях. Утверждается, что армянская музыка как культурное явление зародилась во II тыс. до н.э. Оно исходит от глубоких и глубинных корней, от ритуальной музыки, сладких песен, которые наиболее адекватно отражают общественное восприятие, образ мышления и жизнь армянской национальной общины. Иными словами, музыка сопровождала армянский народ с начала его формирования и по сей день, как действенное средство выражения и сохранения национальной идентичности. Одновременно с формированием языка были заложены основы музыкального языка. Вышеизложенное дает нам основание утверждать, что проблема развития певческого голоса в Армении имеет давнюю историю. С V века музыка была обязательным предметом в армянских школах, ее преподавали также в высших школах и университетах (в Гладзоре, Татеве, Сисе, Капосе и т.д.). Отмечается, что в условиях масштабных образовательных реформ и новых стандартов сегодня в музыкальных образовательных учреждениях стала весьма актуальной проблема развития и поддержания певческого голоса студентов, для решения которой мы предлагаем в программах предметов профессиональной подготовки, включить ряд средств и форм развития и поддержания голоса которые представлены в статье. Ключевые слова и словосочетания: проблема, певческий голос, развития, профессиональная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Development of the Singing Voice in Musical Educational Institutions

The article examines the problem of the development of the singing voice in musical educational institutions. It argues that Armenian music, as a cultural phenomenon, originated in the 2nd millennium BCE. It stems from profound and ancient sources, including ritualistic music and melodic songs that most effectively reflect the public perception, mindset, and life of the Armenian national community. In other words, music has accompanied the Armenian people from the beginning of their formation to the present day, serving as a vital means of expressing and preserving their national identity. Alongside the development of the Armenian language, the foundation of its musical language was also established. The above provides grounds to assert that the issue of developing the singing voice in Armenia has a long-standing history. Since the 5th century, music has been a compulsory subject in Armenian schools and was also taught in prestigious schools and universities, such as Gladzor, Tatev, Sis, Kapos and others. It is noted that in the context of large-scale educational reforms and the introduction of new standards, the issue of developing and maintaining students' singing voices has become particularly relevant in contemporary musical educational institutions. To address this issue, we propose including a series of methods and approaches for voice processing, development, and maintenance in the curricula of professional subjects, as outlined in the article.

Текст научной работы на тему «Երգչական ձայնի զարգացման հիմնախնդիրը երաժշտական կրթական հաստատություններում»

bpq^m^mb ?mi|ii|i quipqiugiUuii bpmd2rnm^mb

^ppm^mb hmurnmrnnLpjnLbbbpnLtf

Pmphqmrfjmh Wmhh U.

■^mjgnffl, Ьрш&2тп1ршй йшЩш$шр&пщ]шй шйр^пй, lu. Ирфшк/г uda/udi hut/l/utl/udi щЪигшЦшй ihuhl/uti\шjidiu//шh hiuihujuiufiiuii (bfiltiuh, <!<!)

© https://orcid.org/0009-0000-9822-5096 [email protected]

5527; EDN: PKSFOD DOI: 10.58587/18292437-2024.6-147

^mbqnLgmpmnhp к ршпш^шщш^д^р]^ЬЬЪр" h^^bm^bq^p, Ьр^ш^шЬ ¿mjb, qmpqmgnL^, ^mubmq^rnm^mb щшmpшumnLpJnLЬ, bpшd2mш^шЬ ibqnL, щшhщшЬnL^,

фш^трщфЬ bpknijp, пшшЬпц, &m)^^pdnLpjnLbbbp, tf^ngbbp, &hbp

Проблема развития певческого голоса в музыкальных образовательных учреждениях

Барегамян Мане А.

Соискатель, Кафедра музыкальной педагогики, Армянский государственный педагогический университет имени Х.Абвяна (Ереван, РА)

Анотация. В статье рассматривается проблема развития певческого голоса в музыкальных образовательных учреждениях. Утверждается, что армянская музыка как культурное явление зародилась во II тыс. до н.э. Оно исходит от глубоких и глубинных корней, от ритуальной музыки, сладких песен, которые наиболее адекватно отражают общественное восприятие, образ мышления и жизнь армянской национальной общины. Иными словами, музыка сопровождала армянский народ с начала его формирования и по сей день, как действенное средство выражения и сохранения национальной идентичности. Одновременно с формированием языка были заложены основы музыкального языка.

Вышеизложенное дает нам основание утверждать, что проблема развития певческого голоса в Армении имеет давнюю историю. С V века музыка была обязательным предметом в армянских школах, ее преподавали также в высших школах и университетах (в Гладзоре, Татеве, Сисе, Капосе и т.д.).

Отмечается, что в условиях масштабных образовательных реформ и новых стандартов сегодня в музыкальных образовательных учреждениях стала весьма актуальной проблема развития и поддержания певческого голоса студентов, для решения которой мы предлагаем в программах предметов профессиональной подготовки, включить ряд средств и форм развития и поддержания голоса которые представленны в статье. Ключевые слова и словосочетания: проблема, певческий голос, развития, профессиональная подготовка, музыкальный язык, сохранения голоса, культурное явление, студент, голосовая тренировка, средства, формы

The Problem of the Development of the Singing Voice in Musical Educational Institutions

Bareghamyan Mane A.

Petitioner, Chair of music pedagogy, Kh. Abovyan Armenian State Pedagogical (Yerevan, RA)

Abstract. The article examines the problem of the development of the singing voice in musical educational institutions. It argues that Armenian music, as a cultural phenomenon, originated in the 2nd millennium BCE. It stems from profound and ancient sources, including ritualistic music and melodic songs that most effectively reflect the public perception, mindset, and life of the Armenian national community. In other words, music has accompanied the Armenian people from the beginning of their formation to the present day, serving as a vital means of expressing and preserving their national identity. Alongside the development of the Armenian language, the foundation of its musical language was also established.

The above provides grounds to assert that the issue of developing the singing voice in Armenia has a long-standing history. Since the 5th century, music has been a compulsory subject in Armenian schools and was also taught in prestigious schools and universities, such as Gladzor, Tatev, Sis, Kapos and others.

It is noted that in the context of large-scale educational reforms and the introduction of new standards, the issue of developing and maintaining students' singing voices has become particularly relevant in contemporary musical educational institutions. To address this issue, we propose including a series of methods and approaches for voice processing, development, and maintenance in the curricula of professional subjects, as outlined in the article. Keywords & phrases: problem, singing voice, development, professional training, musical language, voice preservation, cultural phenomenon, student, voice training, means, forms

hpшd2mnLpJnLÜp" np^hu Ú2шЦnLpшJlü hpU.mjp, uЦqpüш4np4hl t й.р.ш. II hшqшpшÚJШ-^nLÚ: Lhq^l йкш4npúшüp qnLqpüpшg qp^h t üшк hpшd2mшЦшü ihq^l hlúgp:

hpшd2mnLpJnLÜp" qшllu t fanpp к ^fifrw шЦnLÜgühplg" öluшщш2mшúnLÜgшJlü hpш-d2mшйкhplg, qnqpшü hpqhplg. npnüf шúhülg hшúшpdh£ hü шpmшgnLnLÚ hшJ шqqшJlü hшü-pnijpl ш2^шppüЦшLnLÚp, úmшöhl_шЦhpщü nL ^^üpp: Ujulügü" hpшd2mnLpJnLÜü nLqh^ghi t hшJ dnqn^pqlü lp йкш4npúшü uЦqpüшЦшü 2p?шülg иЦишй úlü^. úhp ophpp" np^hu шq-qrnjlü lügünLpJшü qpuкnpúшü к щшhщшüúшü ЦhüunLÜшЦ úl?ng:

dnqn^pql ^шЬ^ щшmúшЦшü qp^q-ühpl pшqúшpl4 oplüшЦühp ^ü úhp шnшuщhl_-ühpnLÚ к t^nunLÚ: ^шЬр n úlmjü щшmú4hl hü, шдк hpq^hi hü к hpqhpl úl?ngn^ hшuhl úhq: OplüшЦ, Upmш2luJшü hшpumnLpJшü hlúüшqlp Upmш2hu U pшqш4npl (й.р.ш. II q. u^lqp) hшp-uшühЦшü hшüqhul üЦшpшqpnLpJnLÜp:

Un^uhu fonphüшglü lp «^rnjng щштй^-Р)шЬ» úh? Upmш2hul к üpш npqlühpl úшulü щшmúnLpJnLÜp ühpЦшJшgühllu qpnLÚ t. «Uju ршйр 02йшртшщШ щштйпЫ hü h р^цшд hp-qhpp, np foü^hu ¡uniü hü, шfanpâшtyntf_ hü qfrühtfhw Q-nqpü tynqüfo йшрц^Ц... » [2, t?

118]:

U^hjl nL2 2P?шünLÚ ^шJшumшünLÚ iln^lü йкш4np4nLÚ t dnqn^pql hpшd2mnLpJшü ^ш-^^Ü «lÜgÜOplÜшЦnLpJnLÜp» [3, t? 46], hpш-d2mшЦшü ihqnLÜ lp шnшüйüшhшmЦnLpJnLÜ-ühpn^ к d^üpm^lü ^hpn^, npnüf hlúg hü qшnünLÚ hшJ hpd2mшЦшü шp4huml hhmшqш qшpqшgúшü hшúшp:

^hüg rnju 2P?шünLÚ t hpшd2mшЦшü ^hqnLÜ йкш4np4nLÚ lp шnшüйüшhшmЦnLpJnLÜühpnф mшpphpшЩnLÚ hü dшüphpü nL ^hpp, npl hlúшü ^ш ti шщшqшJnLÚ qшpqшghl_ t hmj hpшd2mшЦшü шp4hump:

4hpnphp^i_p hlúf t тш^ úhq ^üqhjnL, np hpq^^ü йщ^ qшpqшgúшü hlúüшfaüqlpp ^шJшumшЬnLÚ nLÜl 4шqü?шЦшü щшmúnLpJnLÜ: Щиш0 5-pq qшplg шpqhü ^ШJШumшül q^png-üpnLÚ hpшd2mnLpJnLÜ шnшpЦшü щшpmшqlp t hqh]_, m^ü nLunLgшü4hl t üшк pшpйp rnl^l q^pngühpnLÚ к hшúшluшpшüühpnLÚ (0-]ш&п-pnLÚ, SшpкnLÚ, UunLÚ, ^rn^nunLÚ к щцт^):

шJuop ti lü^hu hpшd2mшЦшü nLunLÚ-üшЦшü hrnumrnmnLpjnLÜühpnLÚ, rnjü^hu ti hшüpш4ppшЦшü q^pngühpnLÚ un^npnqühpl hpq^шЦшü Ürn^ül qшpqшgúшü к ^rnh^rnüúrnü hlúüш^Ьqlpp 4ppшЦшü lШJÜшöш4шl pшphфn-fanLÚühpl к bnp ^шфnpn2l^ühpl hшúшmhgu-rnnLÚ ^lurn шpqlшЦшü t qшpйhl:

bpq^rn^rnü Ürnjül йкш4npúшü hlúüш-^bqlpp úшüЦш4шpdшЦшü úhpnqшpшünLpJшü

к úhpnql^rnjl ninprnnLÚ hhrnrngpglp nLqqnL-

pjnLÜ t: Ujü t úшpqnL фlqlnlnqlшЦшü

ЦшpnqnLpJnLÜühpl, úrnpúül ЦшnnLg4шögl к úЦшüшJlü hшúшЦшpql ш2^шmшügl hhrn:

Ujq qnpöpüpшgl шpq]nLÜш4hmnLpJnLÜü nnLqqrn^lnphü t hpшd2mnLpJшü

nLunLg^l ^п^ш! ЦшpnqnLpJnLÜlg, npp úшuüшql-mшЦшü qnpönLÜhnLpjrnü ^nü^phrn щшJÚшü-ühpnLÚ nLÜl lP шnшüйüшhшmЦnLpJnLÜühpp, üщшmшЦühpü nL ^üqlpühpp:

Ujuop, hш24l шnühln4 «bpшd2mnLpJnLÜ» шnшpЦшJl ^rnp^pm^nLÜp, üpш qшuш4шüq-úшü шnшüйüшhшmЦnLpJnLÜühpp, шqшqш úшu-üшqhmlg, nLunLg^lg щшhшü?4nLÚ uhфшЦшü Ürnjül npшЩ щшpшúhmphpl шщшhn4nLÚ, lü^-^hu üшк un^npnqühpl Ürnjül ú2rn^úrnü к щшhщшüúшü hшmnLЦ qlrnhjlgühpl lúrngnL-pjnLÜ, ^nugrnjlü, 4nUшl-^nugШJl к ^n^rni-úrnü-Цш4шpdшЦшü qnpönLÜhnLpJшü ЦшpnqnLpJnLÜ-ühp к húrnnLpjnLÜühp:

Ujulügü" hph^шühpl Ürnjül hhrn rn2farnrnh-inL hшúшp шühpшdh2m lügürnmlprn^hrnnLÚlg к Ürnjül lügüшnLqqúшü ЦшpnqnLpJnLÜlg prngl, nLunLg^l úшuüшqlmшЦшü щшmpшumnLpJшü pn4шЬqшЦnLpJnLÜp ^hrng t ühpшnl n^ úlrnjü ^n^rni-mhurn^ü, úhpnqшЦшü, 4nkшl-^nugш-jlü, шцк hnqhpшüшúшüЦш4шpdшЦшü qlrnhjlg-ühp, húrnnLpjnLÜühp nL ^rnpnqnLpjnLÜühp:

^hp^rnjnLÚu hpшd2mшЦшü 4ppшЦшü hшu-mrnmnLpjnLÜühpnLÚ шпЦш t hpшd2mnLpJшü nLunLg^l úшuüшqlmшЦшü щшmpшumnLpJшü úhpnqшpшünLpJшü Ú2шЦúшü unLp ^üqlp" ühp-ШП]Ш! üpш Ürniürnilü ш2^шmшügl hlúüшЦшü mhuшüЦJnLÜühpl üш^шщшmpшumnLÚp, np^hu ^nü^phrn úшuüшqlmшЦшü qnpönLÜhnLpJшüü nLqq4шö ^П^Ш! ^rnp^hmnLpjrnü йкш4npúшü hlúp:

bpшd2mnLpJшü nLunLgl^ühpl ^ш^тЩ qnpönLÜhnLpJшü nLunLÚüшulpnLpJnLÜp gnLjg t rn^hi, np üpшüg úhöшúшuЬnLpJnLÜp úшuüшql-rnnphü к фlqlЦшщhu ^hü ЦшpnqшünLÚ hrnqprn-hшphl_ lphüg hшüйüшpшp4шö ^п^ш^ шпш?ш-qpшügühpp, lü^l щшшйшпп^ ^rnpnL^ l?bnLÚ t üpшüg ^пцш^ 4шpчhmnLpJшü úrn^rnpqrn^p, nnplü qnLÚшp4nLÚ t üшк Ürniürnilü шщшpшml фnLÜЦglnüшl ^шüqшpnLÚühpp к hl^rnüqnL-pjnLÜühpp:

biühin^ 4hpnphpJШllg Цшphll t 4Üqhi, np npшЦJШl_ hpшd2mшЦшü ^ppnLpjnLÜp úhöшщhu t hpшd2mnLpJшü nLunLg^l úшuüшql-mшЦшü щшmpшumnLpJшü, üpш árnjül qшpqшg-úшü к щшhщшüúшü úrn^rnpqrn^ühplg, lü^p шühpшdh2mшpшp щшhшü?nLÚ t шщшqш úшu-üшqhmühpl úшuüшqlmшЦшü qшmpшumnL-pjrnü úhpnqшpшünLpJшü к шpq]nLÜш4hm úh-pnql^rnjl Ú2шЦnLÚ к ühpqünLú lü^^hu pnLhh-

prnri, ш]ЬщЬи t[ tffefrb tfшuЬшqhmшЦшЬ bpш-d2mшЦшЬ ^рш^шЬ hшumшmnLpJnLЬЬbpnLtf:

ЩшnшpЦbф t, np pnLhhph bpшd2mшЦшЬ pшdhЬЬhp^ nLuшЬnpЬhph bpq^шЦшЬ

qшpqшgtfшЬ к щшhщшЫшЬ h^tfpp bpq^-ЦшmшpnqЬbph ^Цш! ^ршр^шЬ tfhpn-РшршЬпгр]пгЬЬ nL t, npp, tfhp ^mp-

hbprnqpnLtf t nLunLgtfшЬ ш^шЬршЦшЬ к tfhpnqbhph fi^2m hшtfшhшpш-phpшЦgnLрJшЬ ^hprnnnLtf, bpqшgшЬ4h npn2шp-^nLtf, ^П^Ш! к тЬ^Ь^ЦшЦшЬ htfmnLpjnLbbhp^ qшpqшgtfшЬ tfшЬЦш4шpdшЦшЬ ^rnjtfrnbbhph шщшЬи^^й" ^швд hbmшqш tfшuЬшqhmшЦшЬ шpq]nLЬш4hm ^П^Ш! q^^L^M-p^b ^ш^ш-ЬшдйшЬ ЬЩШШШЦП^:

Uhbp ш]Ь hшtfnqtfшЬЬ hbf, np nLurnbnqbhph 4пЦшФ ¿кш^^йшЬ, qшpqшgtfшЬ к ^rnh^rnb-йшЬ qnp&nLtf ЦшmшpnqшЦшЬ ^rnp^hmnLpjrnb Цшmшpblшqnp&tfшЬ hhm й^ш^Ь, qrnp-

qшgtfшЬp qnLqpЬpшg, шЬhpшdb2m t bhprnnhi mbuшЦшЬ, ^ЬрпршЦшЬ, fanupuijfrb к 4пЦш1-^nuprnj^b, &Щ]ЬП4 hbpbnLpnijb ш2^шmhLnL, tfrnubrnqhwrn^rnb upphu^b р^ш^^р^Ь

щшpшщtfnLЬpЬbp к &шJЬш4шpdnLpJnLЬЬhp:

nLuшЬnpЬhph qшpqшgnLtfp hprnd2-

тшЦшЬ ^рш^шЬ hшumшmnLp]nLЬЬbpnLtf un4npшpшp hrnu^rng^nLtf t np^hu nLdhp йш^ brnq^mrn^rnb йш]Ьш]^Ь htfmnLpjnLbbhph qшp-qшgnLtf:

Gum b. U. ^и^Ькшф к U. и^ш^^^кш^

«Sughmqpnitfp mjh npmtyhbpfr qmpqmgtimh

qnpdphpmgU t, npnhf mhhpmdb2w bh црш йшийш-qfrwmtymh oqшшqnpдйшй hшйшp: Sm/hp Цшрпц_ t oqmшqnpдфl рЫшЦшй ш2^штшйрф hnbrnnpni-pjmh Цшй ^пЦш[ mptfbumfr mju Цшй mjh dmhpnvd bpqbini hшйшp: Uшpqtfшд &щ)йр t рйЦйпгй йЬд тпЦтйпщшйр, qbqbgfrty mbйppntf, Цш/тйп-щ/шйр, Лд nidntf к цfrшщшqnhnф} [6, t? 51]:

L. P. ^ri^mp^^ ^rnp&hpnU- <&щ)йр, qшp-qшgйшй hш2nщ■pJmjйft Цш^шд t niumg±fi шйhш-шшЦшй hшpйшpnlйhbp, MwmpjnLhhbp к Цшpn-qmpjnihhbp й2шЦblnl, шnшpшpЦblnL к qшpqшg-hbini ЦшpnщlpJnlhfag' ^ршЩп^ шpшшц-

pmprnh lшtfшqщh щшЦр к тиишйпцр, ЦшpnщL-pjnihp' qfamшЦgшpшp ¿кш^щ^т к hшйшfaйpblnL шщ Mwmpjm.hhhpp» [5]:

ШПЬЦП^ hprnd2mnLpjrnb nLunLg^ MmnLpjnLbbhph ШП^ШПР^Ь ^p^p^p]^^ к qprnbp qrnpqrngbhinL rnbhprn-dh2rnnLpjnLbp, rirnubrnqhrnrn^rnb qnp&nLbbnL-pjrnb шnшЬйЬшhшmЦnLpJnLЬЬbpp к 4ppшЦшЬ qnp&pЬpшgh щшJtfшЬЬhpp" ribbp riшuЬшqhmш-ЦшЬ шnшpЦшЬbph &prnqphpnLri шnш2шpЦnLri bbp Ьbpшnbl_ фшЦйшЬ, qшpqшgriшЬ к

щшhщшЬriшЬ hbmк]шl_ ri^ngbhpp"

• npn4шJЬшJhЬ 2Ь^шnnLpJшЬ, oqh qprnqhrn

• &щ|ЬщфЬ rnnnp^nLpjrnb щшhщшЬriшЬ, qhp&шЬpшphnЬ4ш&nLpJnLЬhg ^nLuшфbLnL Цш-bnbbbph hriшgnLpJnLЬ,

• &шJЬш4шpdnLpJnLЬЬhph hшriшЦшpq4ш& hpшЦшЬшgЬnLri,

• шpmшqpnLpJшЬ к nLppnpq-йшЬ mшppbp ribpnqbbph к mb^ЬnLnqhшЬbph

^prnnnLri,

• ^nuph oqmшqnp&riшЬ, 4nkшl-kшmшpn-ршЦшЬ nbd^ribbph щшhщшЬnLri,

• ^П^Ш! hprnd2mnLpjrnb ЦшmшpriшЬ pЬpшgpnLri qшpqшgriшЬ к &кш4nptfшЬ mшppbp йкbph ЦhpшnnLri,

• qшpqшgriшЬ к щшhщшЬriшЬ hbpbrntfrnpqnLtfbhp,

• nb$ibpuh4 rinmbgnLri qrnpqrng-йшЬЬ nL щшhщшЬriшЬp:

bpq^шЦшЬ йкш4npnLrip шЬй^ qшp-

qшgriшЬ mrnpphp фnLLbpnLri mшppbp4nLri t pЬqhшЬpшщbu rirnpqnL йшJЬшpmшpbpnLrihg: Ujb щшhшЬ2nLri t inLp? riшuЬшqhmшЦшЬ rinmb-gnLri к hp^rnprndrntf^hm ш2^штшЬр: bpqb-gnpnLpjnLb qшuш4шЬqnp nLunLg^p ^hmp t humшЦ qhmшЦgh, np qnp& riшpqnL бшЦш-mrnqph к Ьpш фhqhnLnqhUшЬ шnшЬйЬшhшm-^nLpjnLbbhp^ hhm: bpq^шЦшЬ йкш4n-

pnLtfb u^^qp t шnЬnLri фnpp 2&^шпшЦшЬ к йшJЬшpmшpbpriшЬ 4шpdnLpJnLЬЬbphg, npnbp oqbnLtf hb йшJЬшl_шphЬ mшmшЬ4bl fi^2m Ьшйш-^шЦшЬnLpJшrip: UЦqpЬшЦшЬ фnLLnLri ш]Ь hrnb-qhuшЬnLri t, np^hu йЦшЬ^ «tfhpunLtf» к шЦmh4шgnLri:

UnшЬйЬшЦh nL2шqpnLpJnLЬ t qшpй4nLri npn4шJЬшJhЬ 2Ь^шnnLpJшЬp, npn4hbmк oqh qpшqbm шpmш2Ь^riшЬ ЦшqriшЦbpщnLrip ЬщшumnLri t ^j^^p^ fi^2m mшmшЬriшЬp: ^шЬ prnqtfrnpM. ri2шk4ш& йшJЬш4шpdnLpJnLЬ-bhp, npnbg tf^ngn^ bpшd2mnLpJшЬ nLunLg^^p u^unLri t tfrnpqhi un^npnph ¿rn^bp: ЧшpdnL-pjnLbbhpb pbsphj^u, Цшpкnp t nL2шqpnLpJnLЬ qшpйЬbl_ un^npnph mшphpшJ^Ь шnшЬйЬшhшm-^nLpjnLbbhp^b к ф^ФкшкшЬ ЦшpnpnLpJnLЬ-bhp^b: Uju ш2^штшЬр^Ь ^hmp t rinmbЬшl_ hшripbpшmшp, npn4hbmк ^n^npq^ riUшЬЬbpp u^unLri hb ш2^шmbl bnp nhd^rin^, np^b hшpriшp4bLnL hшriшp drntfrnbrn^ t hшpЦш4np:

Gum ^nLbh UnLpшq)шЬh" «^^й^к ишbqдш-qnpдnLpJшй Цшmшpйшй шйgйb|p, й2шйшЦш]р qbp mhfr йшJйшtfшpdшйpp: Uju Цbpщ ЦпЦщц^ йЦшй-hbpp итшйтй bh ш2^штшйрш$й mbup: bpq$ hшйшp &шJйшфщpdmpJmйp йщйй t, frfy ищщти-

hшйшp йшpqшйfp» [1, t? 72]:

QшJЬш4шpdnLpJnLЬЬhp ^rnmrnphihu ^hmp t ^тк^ ^rnpq^g pшpqp qЬшlnL ЦшЬпЬ^Ь: Uju mbuшЬЦ]nLЬhg nL2шqpnLpJшЬ t rnpdrnb^ ^nLbh UnLpшq]шЬh hbphЬшЦш& bpqh^-ЦшmшpnpЬbph «GLunLribrn^rnb йbnЬшpЦ»-nLri ЬbpЦшJшg4ш&

&Щ1 Ьш^шрбт^пШЬЬр! hщ2nрqщЦщЬnLрJ пШр, прр ^ЬрпцшЦшЬ йЬ& oqЬnLpJnLЬ Ь Ьршб^2тп1-Р)шЬ пш^д^ЬЬр^Ь: Ч-ршЬр oqЬnLй ЬЬ шпшЬд hш4buшl_ йшЬршрЬпЬпЫЬЬр^ йщрqЬl йш|Ьр, qщрqщдЬЬl ш. йЬ&шдЬЬ ш|Ь, ш2^штЬ1 й^ш

2Ь^шпп1.р]шЬ к шртшрЬрйшЬ ^рш:

Ьрq^ ЦщmщрnqщЦщЬ ЦщрnqnLрJnLЬЬЬрl к йш|Ь^ qщрqщдйщЬ hщрдnLй qрщЦщЬ щqqЬ-дшрипШ Цщрnq Ь пШЬЬш! шр^шЬЬр^д, ЬрqЬрlд Цшй 2шршкшЬЬЬр1д фпррЩ hщm4щ&ЬЬрl Цш-тшрпЫр" прщЬи йш]Ьш4шрйп1р]П1Ь:

ПрщЬи йш]Ьш4шрйп1р]шЬ фшдпШ ор^Ьшк Цщрnq ЬЬр qlmщрЦhl О-р^пр ЪшрЬЦшдт. «^ш^пШ^ш^п^-р, прр hщрnLpJщЬ mшq Ь к hщmЦщщЬи Цштшр^пЫ Ь иш.рр щщmщрщql dщйщЬщk

^штьй hшmlй шррйшдкш1 фжЬп4 фЬршйпии:

&ш)й1р тштршЦрй, ирршийтйц ирркрп/й: ^шр&рр, цшр&рр ипййшдрц, рйц ^рйрй Ы^шйкшь: ЪЦ, hшрийпlhрц, р ¡кршйд рйдтд цш2тшд ш)дкйшйд: ^шрЦ Ь Ь2Ь_, пр ЪшрЬЦшдш. mщqЬрр ^ш-фщqщЬд hшрtfшрш4hm ЬЬ ЦщmщрnqщЦщЬ шр-hщйщр: ^ршЬр Цщрnq ЬЬр oqЬЬl qшр-qщgЬhl_ йш|Ьр, йш]Ьштшрп1р]п1Ьр, щщhЬl ЦшЬт^ЬЬшЬ к йиуЬр щщhщщЬЬl hЬщрщ4nрlЬи рЬшЦшЬ, шпшЬд пйшшршЬшЦшЬ фпфп^п^ р]пьЬЬЬр1:

^^тшрЦЬр^ sщqр" прщЬи йш]Ьш4шрйп1-Р)пьЬ, тЬиЬпЫ ЬЬр, пр qрщЬnLй ^ЦшЬ йЬ& рп^рЬЬр: ЭидЬшйЦшЬшфЬ й^ш ш2^штшЬр1 hщйщр иди umhq&щqnр&nLpJnLЬр ^шф^д ш^Ьф hшрtfшрш4hm ш)Ь шит^йшЬшршр тшршд-ЬпЫ Ь йЦшЬЬЬрр, ит^щпЫ ЬрqфЬ ш|Ь ЬрqЬl йЬЦ 2^пЫ, hщйщЦд4щ&, ^шт^пф hЬ^ЬдЬЬln4 дшЬЦшдш& фnр2lщq (^шр^к): Ц|Ь oqЬnLй Ь ЬрqфЬ qщрqщдЬЬl ЦшЬт^ЬЬшфЬ ЬрqЬдnqnL-р]пьЬЬ т. йЬ&шдЬЬ^ 2пШ^р: Ц|и mщqр hщрЦщ4nр Ь ЬрqЬl «ш,Ьф,о,по> hЬynLЬЬЬрnф «&nрщдnq» йш|Ьпф hшЬqlиm к qщЬqщq: ^штшрйшЬ dщйщЬщЦ шЬhршdk2m Ь hЬmкЬl_ иmЬq&щqnр-&п1рдшЬ тЬйщ^Ь, п^рйЩ ЦщрnqnLрJnLЬ-ЬЬрр qщрqщдЬЬlnL hщйщр ки:

ПрщЬи йщJЬщ4щрdnLрJщЬ ор^Ьшк ЦшрЬф Ь рЬрЬ! кпй^тши^ «Р^Ьшр Ьи» Ьрqр: ЬрЬ п12ш-qlр qlmщрЦЬЬp ^пирЬрр" «Р^Ьшр Ьи, ЦЬпшЬш]_ й^» к ш^и Ьщ^щqщиnLрJnLЬlд hшЬЬЬp pщqщ-йш^Ь hЬ^JnLЬЬЬрр, ЦйЬш йш^Ьш-

^прш^^Ь hщ2nрqщЦщЬnLрJnLЬр:

Сит ^^^ипЬ^ «Цшй йш/йшртшрЬрйшй црррЬр: Ц/ирйрй дшйЦшдшд ¿ш/Ьш^щ тйр рр шршшрЬрйшй црррр к рЬршйр ршд^шдрр ±шФё> прр щшршшцрр Ь щшкЬ[ bрqblри» [4]:

«Р^Ьшр Ьи»ф йш|Ьш4пр hЬynLЬЬЬрl hщ-2nрqщЦщЬnLрJnLЬр hщрйщр Ь йш^Ьр

6^2^ шртшрЬрЬ1п1 к йш^Ьш^шрЬрр щйpnq2щ-ЦшЬ hщйщЬ q^рp^ рЬрЬ^ hщйщр:

Ц^и hщ2nрqщЦщЬnLрJnLЬр ЬрqЬllи, йш|Ьш-^шрЬрр ЬЬ щйpnq2nLрJщйp к oql qnLри

йqnLйр Ь hщ4щищрщ^щф, прр Ьщшитп1^

Ь ЦилЬиф^ЬилфЬ Ь|^qЬgnqnLpJlllll qшpqшg^íшílp:

эьъиг ьи

¿шкцшрш

9()-Пшр Ьи. 1)Ь-иш ■ Сш'цГК ^'р.

1(Ьр адч-ОЬИ КЬ - щи - Сш'1 (ГЬ,

Ьй qlpnрn2nLйр hщиmщmnLй Ь Ьшк ^прп-qn41 ш|Ь тЬишЦЬтр, пр. «kрqшрtf_bиwft nbqп-йшйиш/рй тЪитр]шЬ крййшЦшй щщрЬЪрр ЦрршЦшй цпрдрйршдпгй Црршппгйр кйшрш^прт-р]тй Ь тшфи qшрqшдйbl Ьр^ш^йрш/рй, ёшйш-йшЦшЦрд Зпщ^рцшЦшЬ, ЩЩЪдшЦшЬ

иmbцдшqпрдпlрJпlййbрр Цштшрйшй йшиbшqр-шшЦшй ЦшрпщьйшЦпгрпййЬр к ЫтпрпгййЬр, рй^щки йшк ^пирр ишkцдшqпрдшЦшй рщпр ткишЦйкрр» [7, 320]:

Ц|ищ^ипф йш|Ь^ qшрqшдnLйр Цшщ^шй Ь шщшршт^ ш2^штшЬрпЫ йщиЬщql-тшЦшЬ Ьпр пЬdlйl hщиmщmйщЬ, ш2^штшЬр1 qnр&рЬрщдnLй ш4тпйштшд4ш& Ьпр 2шрd^ ЦщрnqnLрJnLЬЬЬрl к ^п^ш! МттрдпШЬЬр^ qщрqщдйщЬ hЬm:

1. Ъ. Цщmщрnq: ПLиnLйЬщЦщЬ йЬпЬшрЦ: - ЬркшЬ, 2015. - 199

2. 1ипрЬЬшд^ ^щmйnLрJnLЬ Ьш^пд: - ЬркшЬ, «^щJщиmщЬ» Ьршт., 1968. - 418

3. ^пь2Ьшр|ши и. йnЬnq^Ц Ьрщd2mnLрJщЬ щщmйnLрJщЬ к тЬитр^шЬ ЬшрдЬр: - ЬркшЬ, ийрпд qрnLщ, 2008. - 512

4. Вильсон Д. К.. Нарушения голоса у детей / Пер. с англ. А. В. Недвецкого. - Москва: Медицина, 1990.

- 446, [1] с.

5. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.-675 с.

6. Кочнева И. С., Яковлева А. С. Вокальный словарь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Л.: Музыка, 1986. - 70 с.

7. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, ИП РАН, Центр Искусство и наука, 2008. - 592 с.

Сдана/^шйМф} £ 22.11.2024 Рецензирована/О-рш^пиф} £ 07.12.2024 Принята/Сйцтй^к £ 12.12.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.