Научная статья на тему 'The mechanism of activation of communications municipal museums with youth communities and local authorities'

The mechanism of activation of communications municipal museums with youth communities and local authorities Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / КОММУНИКАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СООБЩЕСТВА / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОМСУ / ГЧП / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / MUSEUM / MUNICIPAL DISTRICT / COMMUNICATIONS / YOUTH / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / LOCAL GOVERNMENT / PPP / SAMARA OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Belyaeva Galina Igorevna, Polyanskova Natalia Vadimovna

The article elaborated and substantiated the mechanism of increasing the role of municipal museums (in the municipal districts of Samara region) in the education and knowledge of young people Uwe increases the number of visits and quality of Museum services based on the adoption and generalization of proposals and recommendations to enhance communication of museums with the local community-communities and improvement of the policy of local authorities in the field of Museum activities. Examines the problem of low profitability, and as a consequence lacking-accurate investment attractiveness of regional museums, which could be the introduction of mechanisms of state and municipal-private partnership. With TSE-pour of ensuring the revitalization of the role of museums in educating the young generation must be attracts more young people to participate in public organizations, competitions, grants, because, increasing the demand for Museum product, and increases his offer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Belyaeva Galina Igorevna, Polyanskova Natalia Vadimovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The mechanism of activation of communications municipal museums with youth communities and local authorities»

Выходные сведения статьи:

Беляева Г.И., Полянскова Н.В. Механизм активизации коммуникаций муниципальных музеев с молодежными сообществами и органами местного самоуправления // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 5(17). URL: https://regrazvitie.ru/mehanizm-aktivizatsii-kommunikatsii-munitsipalnvh-muzeev-s-molodezhnvmi-soobshhestvami-i-organami-mestnogo-samoupravleniva/_

УДК 332.146.2

Механизм активизации коммуникаций муниципальных музеев с молодежными сообществами и органами местного самоуправления

© 2016 Беляева Галина Игоревна1

преподаватель E-mail: [email protected] Самарский государственный технический университет © 2016 Полянскова Наталья Вадимовна

кандидат экономических наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

В статье выработан и обоснован механизм повышения роли муниципальных музеев (на примере муниципальных районов Самарской области) в воспитании и познании молодежи, увеличении количества посещений и качества музейных услуг на основе вынесения и обобщения предложений и рекомендаций по активизации коммуникации музеев с местными сообществами и совершенствованию политики органов местного самоуправления в области деятельности музеев. Анализируется проблема низкой рентабельности, и как следствие недостаточной инвестиционной привлекательности районных музеев, решением которой могло бы стать внедрение механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства. С целью обеспечения активизации роли музеев в воспитании молодого поколения следует привлекать большее количество молодежи к участию в общественных организациях, конкурсах, грантах, поскольку, усиливая спрос на музейный продукт, увеличивается и его предложение.

Ключевые слова: музей, муниципальный район, коммуникации, молодежные сообщества, нравственно-патриотическое воспитание, ОМСУ, ГЧП, Самарская область.

The mechanism of activation of communications municipal museums with youth communities and local authorities

© 2016 Belyaeva Galina Igorevna

teacher E-mail: [email protected]. Samara State Technical University

1 Беляева Галина Игоревна - преподаватель кафедры национальной и мировой экономики ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244).

2 Полянскова Наталья Вадимовна - кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

© 2016 Polyanskova Natalia Vadimovna

PhD, Associate Professor Samara State University of Economics

The article elaborated and substantiated the mechanism of increasing the role of municipal museums (in the municipal districts of Samara region) in the education and knowledge of young people Uwe increases the number of visits and quality of Museum services based on the adoption and generalization of proposals and recommendations to enhance communication of museums with the local community-communities and improvement of the policy of local authorities in the field of Museum activities. Examines the problem of low profitability, and as a consequence lacking-accurate investment attractiveness of regional museums, which could be the introduction of mechanisms of state - and municipal-private partnership. With TSE-pour of ensuring the revitalization of the role of museums in educating the young generation must be attracts more young people to participate in public organizations, competitions, grants, because, increasing the demand for Museum product, and increases his offer.

Keywords: museum, municipal district, communications, youth, moral and Patriotic education, local government, PPP, Samara oblast.

Музей является важнейшим инструментом в военно-патриотическом, эстетическом, духовном воспитании молодого поколения. Именно музей является хранителем ценностей культуры и призван передавать их из поколения в поколение.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время музейная отрасль находится на особом этапе развития, когда повсеместно внедряются интерактивные технологии, создаются электронные прототипы экспонатов, позволяющие обеспечить объемную картину и погрузить посетителя в мир истории. В свою очередь для современного человека, постоянно жаждущего новых знаний, их получение через интерактивные гаджеты доставляет немалый интерес и удовольствие.

В свою очередь быстрое развитие новых тенденций требует столь же быстрого технического переоснащения всей инфраструктуры музея, что является возможным только для крупных всемирно известных и массово-посещаемых музеев. Однако в малых городах, районных центрах, селах и деревнях данная проблема является первостепенным недостатком, поскольку многие музеи даже просто не имеют выхода в сеть Интернет. Это связано с отсутствием достаточного бюджетного финансирования, отсутствием частных инвестиций, поскольку для бизнес-структур музейная деятельность является низкорентабельной сферой, не приносящей доход.

Решением данной проблемы могло бы стать государственно-частное партнерство, поскольку с одной стороны, музей является социальным институтом [1, с. 116-119], и напрямую зависит от решения государственных (муниципальных) органов власти, с другой стороны, музей призван решать современные проблемы общества и может приносит доход за счет оказания дополнительных услуг.

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан, разработанной в Самарской области [2], целью социальных институтов и общественных организаций является формирование и развитие духовно-нравственных ценностей (моральные нормы общества, культурные традиции, ценности), патриотизма, исторических и краеведческих знаний о родном крае, особенно среди молодого поколения.

В сфере культуры Государственной программой Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года» предусмотрено предоставление и обеспечение свободы выбора, возможности культурного творчества, права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, что подкрепляется активной государственной политикой по укреплению духовно-нравственных и патриотических принципов в общественном сознании.

Однако стоит отметить, что на процесс коммуникации муниципальных музеев с местными сообществами и органами местного самоуправления оказывают влияние множество факторов, составляющие макро и микро- окружение (рисунок 1).

Рис. 1. Структура взаимодействия муниципального музея с внешней и внутренней средой

Макросреда включает в себя следующие компоненты:

1. Экономическая обстановка, которая характеризуется экономической ситуацией в данном муниципальном районе, его нахождением в определенной фазе экономического цикла (подъем или депрессия), а отсюда - темпы экономического развития, уровень инфляции, избыток или недостаток свободной рабочей силы, наличие свободного капитала, уровень заработной платы, процентных ставок и т.д. Эта обстановка обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить потребители на те или иные музейные продукты и услуги, то есть определяют величину спроса.

2. С экономической обстановкой связана политическая среда, поскольку способы управления экономикой в максимальной степени есть результат политических целей местных органов власти.

3. Правовая среда, то есть система законов, нормативно-правовых актов, постановлений, регламентирующих деятельность муниципальных музеев.

4. Социально-культурная среда определяет направление спроса на музейные продукты и услуги, которые люди стремятся купить. Нравственно-религиозные нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей, их потребности, предпочтения и т.д.

5. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития муниципального музея, который напрямую зависит от уровня бюджетного финансирования, благотворительной поддержки спонсоров и т.д., что в конечно счете влияет на уровень привлекательности, уровень спроса, степени внедрения в глобальные сферы музейного сообщества.

6. Географическая среда характеризует природные условия, в которых осуществляется деятельность муниципального музея. Это доступность музейного продукта, условия хране-

ния экспонатов, а также наличие железных и автодорог, позволяющих посетителям добраться до нужного места. Эти факторы оказывают прямое воздействие на уровень издержек по оказанию услуг муниципальным музеем.

7. Институциональная или организационная среда характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых муниципальные музеи, местные органы власти и представители бизнес-структур устанавливают и поддерживают деловые связи.

Далее рассмотрим структуру субъектов, участвующих в процессе взаимодействия муниципальных музеев с местными сообществами и органами местного самоуправления, составляя тем самым микросреду муниципального музея (рисунок 2).

Органы власти (местное самоуправление, комитеты, министерства)

Творческие организации (культурные, исторические и т.д.)

Представители средств массовой информации

Инвесторы, спонсоры, благотворительные фонды, общественные организации

Конкуренты (музеи, галереи, выставки)

Потребители музейных услуг (местное население, туристы)

Образовательные учреждения (школы, колледжи, ВУЗы и т.д.)

Рис. 2. Структура субъектов, участвующих в процессе взаимодействия муниципальных музеев с молодежными сообществами и органами местного самоуправления

Каждый субъект, участвующий в развитии музейной деятельности тесно взаимосвязан между собой:

• Местные органы власти осуществляют контроль за деятельностью музеев, утверждают объемы финансирования и т.д.

• Реальные посетители получают возможность не только ознакомиться с теоретическими знаниями, но и самостоятельно поучаствовать в мастер-классах, семинарах, организованных в рамках тематических культурно-исторических вечеров.

• Представители СМИ призваны оповещать население о предстоящих мероприятиях на базе музеев, а также освещать событийный отдых, знакомить зрителя с музейным продуктом, способствуя повышению привлекательности того или иного музея.

• Представители творческих организаций, объединяющие инициативную молодёжь, осуществляют совместную выездную работу в рамках проведения культурных мероприятий (проектов, конкурсов и т.п.).

• Спонсоры, инвесторы, меценаты оказывают колоссальную финансовую помощь для проведения массовых мероприятий как для молодёжи, так и для более старшего поколения.

• Музеи-конкуренты с одной стороны являются стимулом для создания и внедрения в музейную сферу новых экспонатов, организации выставочных мероприятий, с другой стороны - являются дополнением к формированию целостного понимания и осознания исторических ценностей, формирования культурного сознания общества.

• Образовательные учреждения ведут совместную воспитательно-образовательную работу среди обучающихся, осуществляю профессиональную подготовку молодых кадров и переподготовку музейных сотрудников, обучая новым интерактивным приёмам познания музейных ценностей посетителями.

Итак, поскольку музей рассматривается как важное средство развития исторического, культурного, творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций, можно утверждать о культурно-образовательной деятельности, как одним из основных направлений.

По данным реестра детских и молодежных общественных объединений, реализующих проекты по гражданскому и духовно-нравственному воспитанию Самарской области за 2015-2016 годы [2], в муниципальных районах Самарского региона активно проводится ис-торико-краеведческая и музейная работа, объединяющая более 2000 воспитанников разных организаций (рисунок 3).

Рис. 3. Общая численность воспитанников детских и молодежных общественных объединений по музейной и историко-краеведческой деятельности в муниципальных районах Самарской области за 2015-2016 гг., чел. (составлено авторами)

Стоит отметить, что культурно-образовательная деятельность музеев включает в себя как традиционные, привычные всем, экскурсии и открытые лекции, а также дополнительные формы музейной работы: проведение музыкальных и литературных вечеров, исторических кружков, музейных праздников и т.д.

Рассмотрим основные виды научно-просветительных мероприятий историко-краеведческих музеев в районах Самарской области за 2015 год (рисунок 4).

Так, основным видом научно-просветительских мероприятий в муниципальных музеях Самарской области по-прежнему остаются экскурсии и открытые мероприятия, лидирующие позиции занимает Кинель-Черкасский муниципальный район, опережая своих соседей по рассматриваемому показателю более чем в 3 раза. В качестве примера среди крупных организаций в данном районе можно выделить такие, как Фонд содействия социально-патриотическому воспитанию «Гражданин Кинель-Черкасс», некоммерческое партнерство «Кинель-Черкасский историко-культурный центр «Наследие»», чья деятельность направлена на поддержание активной позиции граждан в области сохранения и развития исторических, культурных, моральных ценностей, распространение их среди местного населения, особенно среди молодого поколения [3].

Составлено авторами на основе [4]

Рис. 4. Основные виды научно-просветительных мероприятий историко-краеведческих музеев в районах Самарской области за 2015 год, ед.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

В Самарской области роль муниципальных музеев в культурно-познавательной, воспитательной деятельности с каждым годом растет, наблюдается устойчивый спрос на научно-просветительные мероприятия, проводимые историко-краеведческими музеями;

На процесс коммуникации музеев с местными сообществами оказывают влияние множество факторов, как внутренние, так и внешние;

В настоящий момент деятельность муниципальных музеев зависит от уровня бюджетного финансирования, что является тормозящим фактором, поскольку бюджетные средства поступают в ограниченном количестве;

Отсутствие финансирования со стороны местных органов власти не позволяют внедрять в музейную деятельность современные методы предоставления накопленного исторического, культурного материала.

Таким образом, с целью обеспечения активизации роли музеев в воспитании молодого поколения следует привлекать большее количество молодежи к участию в общественных организациях, конкурсах, грантах, поскольку усиливая спрос на музейный продукт, увеличивается и его предложение.

Авторы благодарят РГНФ за финансовую поддержку при подготовке статьи, проект 14-02-00127а «Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов

в нравственно-патриотическом воспитании молодежи» Список литературы

1. Комлев Ю.Э. Музей как социально-культурный центр региона // Теория и практика общественного развития. - 2011, № 3, с. 116-119.

2. Агентство по реализации молодежной политики. Режим доступа: http://sammol.ru/Patrioticheskoe_vospitanie/

3. Официальный сайт администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области. Режим доступа: http://www.kinel-cherkassy.ru/index.php/sotsialnaya-sfera/obshchestvennye-organizatsii

4. Статистическая форма 8-НК «Сведения о деятельности музеев муниципальных образований Самарской области» за 2015 г.

References

1. Komlev Ju. Je. Muzej kak social'no-kul'turnyj centr regiona // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2011, № 3, s. 116-119.

2. Agentstvo po realizacii molodezhnoj politiki. Rezhim dostupa: http://sammol.ru/Patrioticheskoe_vospitanie/

3. Oficial'nyj sajt administracii municipal'nogo rajona Kinel'-Cherkasskij Sa-marskoj oblasti. Rezhim dostupa: http://www.kinel-cherkassy.ru/index.php/sotsialnaya-sfera/obshchestvennye-organizatsii

4. Statisticheskaja forma 8-NK «Svedenija o dejatel'nosti muzeev municipal'nyh obra-zovanij Samarskoj oblasti» za 2015 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.