Научная статья на тему 'The influence of gravitation on the psychophysiological processes and statistical equilibrium of schoolchildren at physical education lessons'

The influence of gravitation on the psychophysiological processes and statistical equilibrium of schoolchildren at physical education lessons Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GRAVITATION / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION LESSONS / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / PSYHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES / STATISTICAL EQUILIBRIUM / ГРАВИТАЦИЯ / СТАТИЧЕСКОЕ РАВ-НОВЕСИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиваков В.И., Сиваков Д.В.

В данной работе рассматривался процесс гравитации, оказывающий существенное влияние на развитие систем и функ-ций организма, на устойчивость нервно-мышечной системы, опорно-двигательный аппарата при воспитании равновесия и обучения двигательным действиям через индивидуальную гравитационную чувствительность школьников на уроках физиче-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ской культуры в различных фазах лунного цикла. Цель исследования изучение влияния гравитации на развитие физической подготовленности и процесс обучения школь-ников в различных фазах лунного цикла в условиях уроков физической культуры. В статье решались следующие задачи. Установить влияния гравитации на устойчивое равновесие опорно-двигательного аппарата, психофизиологическое со-стояние в процессе обучения школьников в различных фазах лунного цикла на уроках физической культуры. Дать научно-методическое обоснование гравитационным, психофизиологическим процессам в воспитании равновесия у школьников в условиях уроков физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиваков В.И., Сиваков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The influence of gravitation on the psychophysiological processes and statistical equilibrium of schoolchildren at physical education lessons»

[2, с. 153].

Рисование по представлению - сложный вид рисования, предполагающий свободную трактовку пространственного положения изображаемых объектов на основе зрительных образов памяти и представления. Объекты могут быть нарисованы в произвольных положениях, ракурсах и сочетаниях без учёта той точки зрения, с которой изучался данный предмет при рисовании с натуры. При выполнении рисунков по представлению рисующий должен уметь свободно оперировать зрительными образами, усилием воли «восстанавливать» в памяти наиболее существенные, характерные особенности изображаемых объектов, адекватно «переносить» образ представления об объекте на плоскость с помощью графических средств.

Графические образы, формирующиеся в процессе рисования по воображению, создаются на основе соединения различной зрительной информации об объекте (пропорциях, форме, пространственных особенностях и т. д.), полученной в процессе рисования с натуры, по памяти и по представлению. Бесспорным фактом является то, что свободное владение рисунком по воображению способствует грамотному изображению объектов в любом пространственном положении. Это качество является важнейшим для композиционно-творческой деятельности, которая предполагает наличие большого запаса сформированных зрительных представлений, а также умения оперировать ими как в сознании, так и на изобразительной плоскости.

Учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете предполагает использование в равной мере всех видов рисования: с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Однако подготовка специалистов художественного профиля строится сегодня, как правило, на доминирующем использовании рисования с натуры, которое в пропорциональном соотношении составляет 85,7% от общего количества часов, отводимых на изучение предмета «рисунка» [4, с. 15]. Другие, несомненно, полезные виды рисования зачастую не используются потому, что требуют большого количества учебного времени и специальной методики преподавания, а качество таких учебных рисунков намного ниже выполненных с натуры. Поэтому большинство теоретических исследований в области методики преподавания изобразительного искусства направлено, прежде всего, на рисование с натуры.

В связи с тем, что большую часть времени студенты выполняют аудиторные и домашние задания по рисунку с натуры, есть острая необходимость расширить диапазон в решении композиционно-творческих задач. А это предполагает более активное использование и других видов рисунка: по памяти, по представлению и по воображению.

Следует отметить, что проблемы, связанные с рисованием по воображению, рассматривались в ряде работ, однако основное внимание в них было уделено рассмотрению каждого вида рисования в отдельности. По нашему мнению, такой подход не позволяет в полной мере решить основополагающую задачу специальной подготовки художника-педагога. В этой связи не лишним будет напомнить, что использование всех видов рисования способно качественно повысить уро-

вень подготовки художника-педагога. Примером, иллюстрирующим высказанное положение, является процесс создания И.Е. Репиным образа царевны Софьи, описанный известным психологом в области художественного творчества С.Г. Ка-плановой. Автор отмечал, что в процессе работы над этой картиной художник создал большое количество эскизов, основанных на зарисовках с натуры, изучении исторических источников, чтении художественной литературы, посвящённой этому персонажу. Именно свободное владение всеми этими видами рисования - с натуры, по памяти, по представлению и по воображению - позволило И.Е. Репину создать полнокровный образ царевны, которая, по выражению К.И. Чуковского, «... в самый разгар катастрофы, разрушившей всю её жизнь, просто стоит и молчит и молча глядит перед собой, и всё же в этой, казалось бы, обыкновеннейшей позе - высшее напряжение отчаяния, гнева и такого пылания души, какого не погасить даже смертью. Она не изливается в проклятьях, она не мечется по своей келье-тюрьме, которая тесна ей, как могила, она просто стоит и молчит.» [3, с. 95]. Только совмещение рисования с натуры, позволившего создать образ давящего пространства, и рисования по представлению, раскрывшего внутреннюю энергию царевны Софьи, дали возможность Репину глубоко проникнуть в образ этого противоречивого персонажа русской истории. Этот пример -далеко не единственный в истории изобразительных искусств. Можно назвать ещё ряд авторов, которые пользовались методом совмещения разных видов рисования, например, В. Суриков в картинах «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове», Нестеров в произведениях «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник» и т. д. К сожалению, опыт классиков мало учитывается в практике преподавания изобразительного искусства в настоящее время. Как упоминалось выше, 85,7% учебных часов отводится на рисование с натуры и только 14,3% уделено остальным видам рисования. Такая картина за последние двадцать лет не претерпела значительных изменений. На наш взгляд, такое положение дел требует иного подхода и методики использования различных видов рисования в процессе подготовки художника-педагога.

Краткий анализ проблемы, затронутой в нашей статье, позволяет сделать определённые выводы о том, что оптимизация сочетания рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению является важным резервом совершенствования специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Литература

1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977.

2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Уч. пос. для ХГФ. -М.: Просвещение, 1987.

3. Чуковский К.И. Илья Репин. - М.: Изобразительное искусство, 1995.

4. Шорохов Е.В., Лебёдко В.К. К вопросу формирования пространственных представлений в процессе рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: Сборник статей. - Карачаевск, 1992.

УДК ББК

ВЛИЯНИЕ ГРАВИТАЦИИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СТАТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В.И. Сиваков, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры Челябинского государственного педагогического университета, (83512) 796-23-09 Д.В. Сиваков, Челябинский государственный педагогический университет, (83512) 796-23-09

В данной работе рассматривался процесс гравитации, оказывающий существенное влияние на развитие систем и функций организма, на устойчивость нервно-мышечной системы, опорно-двигательный аппарата при воспитании равновесия и обучения двигательным действиям через индивидуальную гравитационную чувствительность школьников на уроках физиче-

ской культуры в различных фазах лунного цикла.

Цель исследования - изучение влияния гравитации на развитие физической подготовленности и процесс обучения школьников в различных фазах лунного цикла в условиях уроков физической культуры.

В статье решались следующие задачи.

1. Установить влияния гравитации на устойчивое равновесие опорно-двигательного аппарата, психофизиологическое состояние в процессе обучения школьников в различных фазах лунного цикла на уроках физической культуры.

2. Дать научно-методическое обоснование гравитационным, психофизиологическим процессам в воспитании равновесия у школьников в условиях уроков физической культуры.

Ключевые слова: гравитация, школьники, уроки физической культуры, психофизиологические процессы, статическое равновесие.

THE INFLUENCE OF GRAVITATION ON THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES AND STATISTICAL EQUILIBRIUM

OF SCHOOLCHILDREN AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Sivakov V.I.

Sivakov D.V.

The paper was devoted to the analysis of the gravitation process which greatly influences the development of the body's system and functions, the resistance of neuro-muscular system and locomotive system while upbringing equilibrium and teaching motional actions through individual equilibrium sensitivity during physical education lessons at different phases of the lunar cycle.

The purpose of the research - to study the gravitation influence on the development ofphysical fitness and the process of teaching schoolchildren at different phases of the lunar cycle during physical education lessons.

The following problems were worked out in the paper.

1. To define the gravitation influence on the steady development of the locomotive system, psychophysiological processes while teaching schoolchildren at different phases of the lunar cycle during physical education lessons.

2. To give the individual methodological ground of the gravitation, psychophysiological processes while upbringing equilibrium during physical education lessons.

Keywords: gravitation, schoolchildren, physical education lessons, psyhophysiologicalprocesses, statistical equilibrium.

Гравитация оказывает существенное влияние не только биологических системах все функциональные системы имеют тн

на воздушные, водные, земные процессы нашей планеты, но и на развитие систем и функций организма. Гравитация - это не просто сила тяжести, но это и устойчивость, пластичность, тонус нервно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, она влияет асинхронно на состояние вегетативной нервной системы, структуры головного мозга, мозжечок, эпифиз в различных фазах лунного цикла. Этим и определяется индивидуальная чувствительность систем и функций организма к гравитационному влиянию.

В своих работах Б.С. Алякринский, П.В. Василик, В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.И. Шапошникова показывают, что гравитационные процессы лунного и солнечного воздействия влияют на морские, океанские приливы и отливы, на перемещение континентальных платформ земной коры, на психофизиологическое развитие, эмоции и работоспособность человека.

Ю.П. Денисенко, Ю.В. Высочин, Е.Е. Вахромов, Г.С. Бел-кания, А.П. Дубров, В.П. Рыбаков, С.И. Степанова считают, что основными местами приложения гравитационного воздействия являются кровеносная система и нервная система человека. Изменения, происходящие на химическом и физическом уровне крови в клеточной мембране, приводят к сдвигу водного баланса, изменению динамики воды в системах и функциях организма. Особенность гравитации состоит в том, что она является всепроникающим физическим полем, никто на Земле не может от неё защититься, она проникает совершенно свободно без всяких энергетических потерь на различные расстояния с высокой плотностью и скоростью.

Гравитационное влияние различно в фазах лунного цикла, различна и динамика устойчивого равновесия, функционального состояния в течение лунного цикла (длительность 29,53 дней). В научных трудах А.П. Исаев и Е.В. Быков придают исключительно важную роль мозжечку в системе антигравитации - он рефлекторно регулирует положение центра тяжести тела, сохраняет равновесие и динамику движения. Эпифиз фиксирует слабые изменения гравитационного поля Земли.

Эффективность рассматриваемой педагогической технологии заключается в том, что человек взаимосвязан с окружающей средой, имеет при этом высокую адаптационную возможность и чувствительность даже к самым слабым магнитным, электромагнитным и гравитационным влияниям. В

ритмический характер. В частности, отмечается взаимосвязь функциональной структуры опорно-двигательного аппарата с гравитацией через взаимодействие кислорода с гемоглобином.

У школьников существует зависимость функционального состояния, равновесия от гравитации, а она различна в каждой фазе лунного цикла. Это различие обусловливается разницей астродолгот, то есть того периода, когда Луна и Солнце находятся с Землей на одной линии. Такое положение приходится на новолуние или полнолуние, и тем самым повышается гравитация и улучшается равновесие на занятиях у школьников. Понижается гравитация и равновесие в первой и в последней четверти, то есть когда вышеуказанные планеты и спутник располагаются друг к другу под углом в 90°.

В области космической биологии А.П. Дубров, Ю.Д. Кузнецов и В.А. Соловьева доказали, что отсутствие силы тяжести (гравитации) существенно сказывается на обмене кальция в клетке, костях, на кроветворных функциях, на психофизиологических процессах у космонавтов. В преодолении отрицательного влияния невесомости на человека в космосе создается специальное искусственное гравитационное поле, необходимое для жизнедеятельности всех систем и функций организма.

Особенность реагирования школьников на гравитацию очень важна, поскольку она свидетельствует не только о физической связи между организмом и действующей силой, но и о гормональной связи.

В основе управления равновесием Л.П. Матвеев и В.И. Сиваков видят взаимодействие тела с земной гравитацией в структуре опорно-двигательного аппарата: чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации, и тем труднее сохранять устойчивое равновесие. Гравитационным процессам подчинены движения опорно-двигательного аппарата человека по форме, содержанию и траектории. В большинстве случаев движения на уроках физической культуры криволинейны, а не прямолинейны - это обусловлено естественными особенностями гравитации, влияющими на строение и функции органов движения (например, голова, грудь, живот, ягодица, мышцы имеют округленную форму; округленная форма свойственна и структуре мышечных волокон и органов чело-

века). Во время выполнения физических упражнений используется закругленная форма движений в метании, толкании гранаты, ядра, мяча, копья, в ударе по мячу, шайбе в различных видах деятельности. Криволинейные движения способствуют устранению нецелесообразных мышечных усилий и психической напряженности в преодолении гравитационных сил.

Гравитационные процессы В. И. Шапошникова связывает с увеличением функциональной работоспособности и изменением её через два года у школьников, а через год - и у школьниц. Влияние гравитационных циклов различается по амплитуде и величине максимальных пиков. Эту закономерность необходимо учитывать в индивидуальном планировании учебных занятий.

В настоящее время прочно утвердилось понимание того, что гравитация действует на все системы и функции организма, и под её влиянием происходит непосредственное развитие жизни на Земле. А. П. Дубров считает, что гравитационные силы Луны и Солнца оказывают воздействие на кровь, гормоны (мелатонин, серотин), а те в свою очередь - на психику человека. Изменение психофизиологического состояния и устойчивости равновесия зависит от интенсивности воздействия гравитации.

Теоретическое и практическое переосмысление гравитационных процессов в медицинских, биологических, геофизических, психологических, педагогических исследованиях представляет собой весомую педагогическую проблему и ставит задачу оптимизации общего равновесия у школьников на уроках физической культуры.

Цель данной статьи - изучить влияния гравитации на общее равновесие и физическую подготовленность школьников в различных фазах лунного цикла в условиях уроков физической культуры.

В статье решались следующие задачи.

1. Установить влияния гравитации на устойчивое равновесие опорно-двигательного аппарата, психофизиологическое состояние у школьников в различных фазах лунного цикла.

2. Дать научно-методическое обоснование гравитационным, психофизиологическим процессам в воспитании равновесия у школьников в условиях уроков физической культуры.

Функциональное состояние взаимосвязано с гравитационным влиянием и сказывается непосредственно на общем равновесии школьников в различных фазах лунного цикла. Определение фаз лунного дня можно найти по обычному календарю. За устойчивое равновесие опорно-двигательного аппарата отвечают многие системы и функции организма, они реагируют на самые слабые изменения гравитации; обусловлены эти процессы природным воздействием. Гравитация имеет вектор вертикальной направленности, а её плотность, интенсивность очень велика в воздействии на организм человека. Устойчивость опорно-двигательного аппарата у школьников на уроках физической культуры в различных фазах лунного цикла изменчива, ритмична и циклична в течение лунного месяца. Следовательно, достичь оптимальных результатов в равновесии опорно-двигательного аппарата невозможно не только теоретически, но и практически.

В связи с этим отметим, что равновесие - это не только способность удерживать опорно-двигательный аппарат в опорном или в безопорном положении, но еще и комплексная психофизиологическая реакция всех систем и функций организма на гравитацию в различных фазах лунного цикла.

Равновесие как координационное качество является основным компонентом техники любого физического упражнения, и оно во многом определяет успешность двигательного действия в соревновательной деятельности. Соответственно, чем устойчивей проявление сформировано в равновесии опорно-двигательного аппарата у школьников, тем экономичней и эффективней выполняется двигательное действие.

По этой причине рассмотрим вопрос равновесия более основательно в различных фазах лунного цикла у школьников. У школьников статическое равновесие в каждой фазе лунного цикла имеет изменчивую направленность: например, в первой фазе выявлена (от новолуния до первой четверти) одноопор-ная статическая устойчивость по пробе Ромберга на низком уровне - 3,7 секунды.

Что касается гравитации в первой фазе лунного цикла (в среднем длится 7,5 дней), то нами не установлена её равнозначная статическая устойчивость в ежедневных проявлениях. Необходимо отметить, что после новолуния в течение двух дней у всех школьников отмечается низкий уровень статического равновесия, который уменьшается до 2,5 секунды (в удержании одноопорного положения тела), а на третий день повышается до среднего уровня - 4,5 секунды. В последующем изменчивость гравитации сохраняется на среднем уровне - 4,4-4,5 секунды, и только на последний день перед первой четвертью равновесие понижается до 3,6 секунды, что свидетельствует о снижении интенсивности гравитационного воздействия на человека.

Асинхронные скачки гравитации в первой фазе не способствуют воспитанию устойчивого, статического равновесия в первый, во второй и на шестой лунный день, а на третий, четвертый и пятый день проявляется устойчивое равновесие опорно-двигательный аппарата. Таким образом, воспитание устойчивого равновесия у школьников необходимо планировать в определенные дни. Предложенный подход однозначно привнесет оптимизацию в процесс обучения двигательным действиям, воспитания физических качеств; при этом учитель потратит меньше учебного времени, педагогических усилий на решение актуальной педагогической задачи в условиях урока физической культуры.

Наиболее высокие показатели устойчивого, статического равновесия определены у школьников во второй и в третьей, а не в первой фазе лунного цикла. Это говорит нам о том, что именно в это время лучше воспитывать статическое равновесие у школьников. В целях совершенствования устойчивого равновесия можно использовать первую и четвертую фазу лунного цикла, но только как фактор сопряженности учебного занятия.

Во второй фазе лунного цикла (от первой четверти до полнолуния) устойчивость статического равновесия у школьников повышается до среднего уровня - 4,7 секунды. Однако во второй фазе лунного цикла она проявляется в виде «скачкообразной» формы. Такие изменения статического равновесия у школьников не являются оптимальными для разучивания и совершенствования техники двигательного действия. У школьников «скачкообразное» проявление статического равновесия от 6,0 до 4,2 секунд требует дополнительного психоэмоционального и психофизиологического напряжения во время выполнения двигательного действия. За два дня до полнолуния статическое равновесие существенно снижается во второй фазе. Проявления устойчивого равновесия во второй фазе лунного цикла влияют на функциональное состояние и на физическую подготовленность: наиболее высокими они будут на третий день после первой четверти лунного цикла. Воспитание устойчивого равновесия у школьников нежелательно осуществлять на второй и четвертый день, а остальные дни лунного цикла являются благоприятными для совершенствования координационных качеств.

Несомненно, «скачкообразное» проявление статического равновесия необходимо учитывать не только при воспитании, обучении, но и при выполнении нормативов по физической подготовке: желательно, чтобы учитель тестировал школьников в одной и той же фазе, даже в один и тот же лунный день. Если не придерживаться этих методических условий, а провести тестирование в дни пониженного проявления статического равновесия, то результат тестирования окажется субъ-

ективным в оценке функционального состояния и физической подготовки учащихся.

Проявление устойчивого равновесия опорно-двигательного аппарата до средних величин способствует успешному воспитанию скоростно-силовых качеств, а при низких величинах статическое равновесие оказывает положительное влияние на воспитание общей выносливости у школьников. Уровень статического равновесия - низкий средний и высокий - определяется индивидуально, так как гравитационная чувствительность у каждого человека различна в той или иной фазе лунного цикла. На наш взгляд, научно-методический подход позволяет целенаправленно решать педагогические задачи, исключая ошибки в воспитании физических качеств. Собственно говоря, нецелесообразно воспитывать силу, быстроту на уровне низкого и среднего статического проявления равновесия у школьников на уроках физической культуры. Это в итоге приведет к дополнительной затрате энергии, психофизиологическому перенапряжению, переутомлению систем и функций организма.

Учитывая гравитационное влияние на школьников, учитель сможет оптимизировать учебный процесс.

Подобное обоснование гравитации найдет свое отражение в третьей фазе (от полнолуния до последней четверти) лунного цикла. С одной стороны, показатель статического равновесия в полнолуние, составляющий 6,8 секунд, является самым высоким показателем из всего цикла, а с другой - на следующий день он уменьшается до 4,3 секунды, что составляет уже самый низкий показатель цикла. На второй день в третьей фазе лунного цикла устойчивость статического равновесия вновь повышается до 6,1 секунды у школьников. Уменьшение гравитации способствует снижению устойчивости равновесия до 3,6 секунды на третий день после полнолуния. Воспитание устойчивого равновесия у школьников нежелательно осуществлять во второй и четвертый день, а остальные дни являются благоприятными для совершенствования педагогического процесса.

На наш взгляд, асинхронность в повышении и понижении гравитации в течение лунного цикла обусловлена природной целесообразностью и экономичностью в протекании психофизиологических процессов, дающих развитие не только системам и функциям организма, но и физическим качествам. В подтверждение вышеизложенного результата исследования отмечаем у школьников на третий день понижение статического равновесия, а на четвертый и пятый день - повышение до среднего уровня (4,5-5,4 секунды). После этого повышения гравитация вновь понижается на шестой и седьмой день, т. е. до последней четверти фазы лунного цикла. В третьей фазе лунного цикла средний арифметический показатель статической устойчивости у школьников выявлен на уровне 4,6 секунды.

В четвертой фазе лунного цикла (от последней четверти до новолуния) нежелательно воспитывать общее равновесие у школьников в первый и четвертый лунный день, а остальные лунные дни этой фазы способствуют успешному процессу обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств.

Как видно из анализа результатов исследования, равновесие повышается от первой фазы - 3,7 секунды - до второй фазы лунного цикла - 4,7 секунды, - а в третьей и в четвертой фазах - понижается одноопорная устойчивость (от 4,6 до 4,0 секунды). В течение месяца статическое равновесие изменяется, и чем ближе дни к полнолунию, тем меньше оптимальных дней остается для разучивания двигательного действия.

В заключение отметим, что статическое равновесие опорно-двигательного аппарата увеличивается от полнолуния к

новолунию и уменьшается от первой до последней четверти лунного цикла. У школьников в течение лунного цикла (от первой четверти до новолуния) выявлено 14 дней, которые не способствуют успешному воспитанию статического равновесия в обучении двигательным действиям и выработке физических качеств.

Гравитация влияет на индивидуальную динамику процессов обучения двигательного действия, воспитание физических качеств и оценку результатов тестирования. Если не учитывается влияние гравитационных процессов на учащихся в условиях уроков физической культуры, тогда, в целом, снижается и качественная основа образовательного процесса в виде воспитательной, развивающей и обучающей функции.

Литература

1. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. -М.: Наука, 1985.

2. Белкания Г.С. Функциональная система антигравитации. - М.: Наука, 1982.

3. Василик П.В., Галицкий А.К. Ритмы изменения свойств воды как фактор формирования биологических ритмов // Кибернетика и вычислительная техника. - Киев, 1985. - Вып. 66.

4. Вахромов Е.Е. К постановке проблемы психологии ритма // Мир психологии. - 2002. - №3.

5. Денисенко Ю.П., Высочин Ю.В. Влияние электромагнитных полей на функциональное состояние центральной нервной системы спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12.

6. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. - М.: Медицина, 1990.

7. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. - М.: Медицина, 1991.

8. Исаев А.П., Быков Е.В. и др. Человек и гравитация. -Челябинск.: ЮУрГУ, 2002.

9. Кузнецов Ю.Ф. Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный. - М.: Амрита-Русь, 2006.

10. Матвеев Л.П., Гасанова З.Д. Проверка одной гипотезы и комментарий к ней в аспекте теории и практики спорта // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5.

11. Полная лунная энциклопедия / под научной редакцией Т.Н. Зюрняевой. - СПб.: ИД «Весь», 2003.

12. Рыбаков В.П. Биоритмы на службе здоровья. - М.: Советский спорт, 2001.

13. Сиваков В.И., Сиваков Д.В. Хронобиологические факторы, влияющие на соревновательную деятельность биатлонистов // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 12.

14. Сиваков В.И. Циклическая структура лунных фаз и величина изменения психоэмоционального состояния и возможностей спортсменов в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Мир психологии. - № 2, 2006.

15.Сиваков В.И. Влияние гравитации на психическую напряженность спортсменов в соревновательной деятельности // Вестник ЧГПУ. - № 12. - серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания, 2006.

16. Соловьева В.А. Биоритмы: Время лечит! - М.: Астрель - СПб, 2006.

17. Степанова С.И. Биоритмические аспекты проблемы адаптации. - М.: Медицина, 1986.

18. Шапошникова В.И. Волны жизни - биоритмы и здоровье. - СПб.: ИК «Комплект», 1996.

19. Шапошникова В.И. Хронобиология, индивидуализация и прогноз в спорте // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3.

20. Шапошникова В.И., Таймазов В.А. Хронобиология и спорт: Монография. - М.: Советский спорт, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.