УДК / UDC 712.41:73.023
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ АРБОПЛАСТИЧЕСКИХ СКУЛЬПТУР В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
THE HISTORY OF DEVELOPMENT AND THE TECHNIQUE OF ARBOPLASTIC SCULPTURE FORMATION IN THE CONDITIONS OF THE URBAN ENVIRONMENT
Ковешников А.И.*, профессор Koveshnikov A.I., Professor Ширяева Н.А., доцент Shiryaeva N.A., Associate Professor
Ставцев М.А., аспирант Stavtsev М.А., Post-graduate student Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия Orel State Agrarian University, Orel City, Russia
*E-mail: al.koveshnikov@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Изменения в окружающей среде из-за неправильного использования ресурсов, такие как глобальное потепление, призывает наше общество быть более внимательным к тому, как и что мы проектируем, что мы потребляем, и как мы загрязняем планету. Экодизайн - это современное направление в дизайне, которое поможет значительно сократить экологический ущерб и сохранить окружающую среду для будущих поколений. Так как наше общество начинает переход на более экологичное использование, арбоскульптура наряду с топиарным искусством могла бы стать частью нового направления в городском дизайне. В статье дано определение и представлено описание новой формы искусства - арбоскульптуры. Подобные скульптуры создаются путем переплетения и сращивания стволов древесно-кустарниковых растений и придания им необычных, экзотических форм. Также дан обзор истории развития арбоскульптуры за рубежом и в России и приведены прогнозы на будущее. Представлены собственные наблюдения за формированием арбопластических скульптур в условиях городской среды. Определены основные виды древесных и кустарниковых растений и даны описания методик формирования различных арбоскульптур (ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior L.), клен ясенелистный (Acer negundo L.) и остролистный (А. platanoides L.), черемуха обыкновенная (Prunus padus). Данные виды растительности наиболее часто применяются в городском озеленении и способны хорошо переносить формирование кроны посредствам пластики ветвей. Создание и использование арбопластических скульптур дает широкий простор для творчества как в городском озеленении, так и при благоустройстве частных усадеб. Также представляется возможным использование арбоскульптур в интерьере в качестве эффектных артобъектов.
ABSTRACT
Changes in the environment caused by misuse of resources, such as global warming, urges our society to be more attentive to what and how we project, what we consume and how we pollute the planet. The ecodesign is a current trend in the design which will help to reduce ecological damage to a great degree and to save the environment for future generations. As our society begins transition to more eco-friendly use, the arbosculpture along with topiary art could become a part of a new direction in the city design. The definition and the description of a new form of art - arbosculpture - are given in the article. Similar sculptures are created by interlacing and concrescence of woody shrub stems and giving them unusual and exotic forms. The history of the arbosculpture development in Russia and abroad are surveyed and the forecast for its future is given in the following article. The authorial supervision over formation of arboplastic sculptures in the conditions of the urban environment is presented.
The main types of woody shrubs are defined and the techniques of various arbosculptures formation (European ash (Fraxinus excelsior L.), maple ash (Acer negundo L.) and Norway maple (A. platanoides L.), European bird cherry (Prunus padus) are described. These types of vegetation are most often applied in city gardening and are capable to bear crown formation by means of flexibility of branches. The creation and use of arboplastic sculptures give freedom for creativity both in city gardening and private estates. Also arbosculptures can be used in an interior as effective art objects.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Арбоскульптура; обрезка; прививка; формирование; древесно-кустарниковые растения. KEY WORDS
Arborsculpture; cut; pruning; shaping; trees and shrubs.
Арбоскульптура является развивающейся формой искусства. Она создается путем выращивания и формирования стволов древесно-кустарниковых растений в фигуры с новыми формами, с целью придания необычного вида древесным растениям. Арбоскульптуры создаются благодаря опыту, знанию процесса роста и развития растений, а также с помощью прививки, которая требует конкретных приспособлений и инструментов. Привитые, согнутые, обрезанные и связанные в фигуры стволы деревьев очень декоративны, они могут стать украшением любого парка, сквера или сада.
Приятно наслаждаться искусством, но интерес вызывает также и процесс создания и осмысления его. Большинство людей, когда их спрашивают: «Почему они создают произведения искусства?» говорят, что это - их страсть. Это нечто увлекательное и к тому же позволяющее найти выразительный выход своим мыслям, видениям и чувствам. В итоге люди могут выразить себя, развить художественное чувство и тем самым мотивировать себя для создания новых произведений искусства. Арбоскульптура - это форма искусства, которая требует времени и преданности делу. В основе создания арбоскульптур лежит живое отношение между деревом и человеком.
ИСТОРИЯ АРБОСКУЛЬПТУРЫ
Термин «арбоскульптура» впервые был введен в 1995 г. Ричардом Реймсом и Барбарой Делбол в книге «How to Grow a Chair - The Art of Tree Trunk Topiary» («Как вырастить стул - топиарное искусство»). Реймс придумал слово при попытке дать объединяющее название к практике формирования растущих стволов деревьев в скульптурные фигуры.
Однако первым известным проявлением арбоскульптуры является изображение Иоханна Перреала под названием «Nature Objects to the Alchemist's Errors» («Объекты природы в ошибках алхимика»), датированное 1516 г. И. Перреал - французский алхимик и живописец, путешествовавший по всей Европе. Картина является миниатюрной по размеру, всего 7,1 х 5,2 дюйма. Это была иллюстрация, сопровождавшая текст одного из величайших произведений литературы XIII в. Романа де ла Роза, который обсуждал способность природы говорить. На картине изображен ангел, сидящий на фигуре из сформированного дерева. Руки ангела сложены, и он наказывает алхимика, который не рад ему.
Позднее, шведский ученый и философ Эммануэль Сведенборг (1688-1772) в некоторых своих произведениях описывал «живые убежища». В одной из книг «Earths in the Universe» («Земли во Вселенной») шведский мистик рассказал о посещении другой планеты, обитатели которой жили в убежищах из растущих деревьев. Он писал о том, как они формировали эти деревья с очень молодого возраста и регулировали их рост для создания своих жилищ.
Рис. 1. Джон Крабсак и его выращенный стул
человек не пошел потенциала деревьев,
Из существовавших ранее реальных предметов, относящихся к арбоскульптуре, был стул, посаженный в 1903 г. Джоном Крабсаком - банкиром из Эмбрасса, штат Висконсин (рис. 1). Он вырастил необычный стул из клена американского. И в 1915 г., спустя 12 лет, его «стул, который вырос» дебютировал на Всемирной выставке в Сан-Франциско. Стул был завершен декоративной спинкой и подлокотниками и был отмечен в многочисленных газетных статьях. Так начался новый век арбоскульптуры.
В 1926 г. немецкий инженер Артур Вейхула опубликовал работу под названием «Developing Houses from Living Trees» («Растущие дома из живых деревьев»). А. Вейхула удачно вырастил «живой дом» со стенами длиной 394 фута (120 м), используя для построения канадские тополя.
На протяжении всей истории ни один другой так далеко в демонстрации как Аксель Эрландсон и его «Circus Trees» («Цирк деревьев»).
Это началось на рубеже XIX и XX веков, когда А. Эрландсону исполнилось 17, и его семья переехала из Минессоты в колонию Хилмар, земледельческий район в долине Сан Жоакуин, Калифорния. Колония Хилмар, где функционировали ирригационные каналы, была благоприятной для земледелия.
Аксель был земельным инспектором и мастером по разбивке участков. Затейливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на эксперименты с деревьями. И вправду: «если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями?» Идея показалась ему довольно интересной, и на много лет Аксель увлекся экспериментами с деревьями, стволам которых во время роста с помощью специальных приспособлений придавал самые разные формы. Среди работ наибольший интерес у него вызывали эксперименты с прививкой деревьев. Так
Рис. 2. Эрландсон и его «гигантская четырехножка»
начался его 1-й проект «Гигантская четырехножка» (рис. 2), выращенный из четырех тутовых деревьев.
Рис. 3. Дерево-узел, выращенное Эрландсоном
Летом 1945 г., жена Акселя и его дочь уехали в отпуск в Санта Круз, Калифорния, где они посетили «Волшебное место» (Mystery Spot). После их возвращения семья посоветовала Акселю приобрести землю для выращивания своих экспериментальных деревьев в районе Санта Круз. Эта идея понравилась Акселю, и он купил % акра (3035 м2) в долине Скот. Зимой он выкопал свои деревья, пересадил их на новое место и в апреле 1946 г. растения были сформированы.
Деревья выжили, но многие из них были в плохом состоянии, поэтому Аксель начал формировать и подготавливать новые. Приблизительно 70 деревьев выросли в очаровательные фигуры, такие как спирали, кольца, петли, узлы, стулья, зигзаг, лестница, алмаз и многие другие (рис. 3). Выставка привлекла очень большое внимание.
Живые скульптуры были открыты публике за небольшую плату. Они получили прекрасную рекламу, и экспонаты были названы «Цирк деревьев».
После смерти Акселя в 1963 г. деревья и земля были проданы наследниками. Новые владельцы, Лэрри и Пегги Томпсоны, открыли парк «Затерянный мир». Деревья являлись лишь частью аттракциона и дополняли разбросанные по парку гигантские скульптуры динозавров и других вымерших животных, выполненных из фибростекла. За счет скульптур парк территориально расширился.
Перед самым открытием парка Лэрри неожиданно умирает. Вдова с оставшимися на руках тремя детьми все же успешно открывает парк, и бизнес процветает. Несколько лет Пегги ухаживала за деревьями, но обстоятельства заставили ее продать дело новым хозяевам, которые вскоре развалили хорошо налаженный бизнес. Деревьям осталось только выживать самим. Владельцы пытаются продать дело, но к 1977 г. в живых остается только 40 деревьев.
Под угрозой ареста за вторжение в частное владение, местный архитектор из Санта Круза Марк Примак пытается поддержать жизнь уникальных растений: он тайком поливает и подкармливает их, залечивает трещины на стволах. Их гибель прекратилась после 1983 г., когда бизнесмен и садовод-энтузиаст Майкл Бонфанте из города Гилрой, штат Калифорния, узнал о судьбе деревьев и купил их.
Остатки деревьев были перевезены в долину Скот в Гилрой, где Бонфанте спроектировал парк, названный его именем. Во время перевозки погибли 63 дерева, осталось только 24. Но работы Акселя по-прежнему завораживают и вдохновляют на создание новых идей и проектов с живыми деревьями. Со временем «Сад Бонфанте» был переименован в «Сад Гилрой».
БУДУЩЕЕ АРБОСКУЛЬПТУРЫ
Изменения в окружающей среде из-за неправильного использования ресурсов, такие как глобальное потепление, призывает наше общество быть более внимательным к тому, как и что мы проектируем, что мы потребляем, и как мы загрязняем планету. Экодизайн - это современное направление в дизайне, которое поможет значительно сократить экологический ущерб и сохранить окружающую среду для будущего поколения. Так как наше общество начинает переход на более экологичное использование, арбоскульптура могла бы стать частью нового направления в городском дизайне.
Это чрезвычайно доступное искусство, это способ, позволяющий людям получить положительные эмоции. В римские времена и эпоху Возрождения топиарное искусство было огромной частью дизайнерского движения, приоритетными в нем были чисто геометрические и скульптурные сады, которые можно было увидеть и в Версале и в садах европейской элиты. Топиарное искусство, как и арбоскульптура - это уникальная методика проектирования с использованием запланированных изменений для создания произведений искусства. Арбоскульптура может быть частью аналогичного движения в ландшафтном дизайне для тех, кто ищет что-то уникальное.
В России арбоскульптура не получила широкого распространения и считается новым явлением в ландшафтном дизайне. Однако стоит отметить, что идея создания арбопластических форм не осталась незамеченной и нашла себя в Орловской области.
Уже более пяти лет на территории Орловского государственного аграрного университета ведутся работы по созданию арбопластических скульптур.
В ходе экспериментов с различными видами деревьев были отобраны виды, прекрасно чувствующие себя в нашей полосе и способные хорошо переносить
Рис. 4. Арбоскульптура с двумя переплетающимися стволами
формирование кроны посредствам пластики ветвей. Такими растениями стали: ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior L.), клен ясенелистный (Acer negundo L.) и остролистный (А. platanoides L.), черемуха обыкновенная (Prunus padus).
Далее приводятся примеры поэтапного формирования арбопластических форм на территории ОрелГАУ.
Для формирования фигуры из клена остролистного (рис. 4) в первый год формируем два ствола за счет сильной обрезки.
На второй и третий год проводим удаление боковых побегов, чтобы сформировать штамб.
Четвертый год - делаем надрез в верхней части стволов на одинаковом расстоянии (на высоте одного метра от уровня земли), между стволами вставляем заготовку из пенопласта нужной формы таким образом, чтобы стволы держали ее. Места с надрезами соединяем и плотно закрепляем хлопчатобумажной лентой или саморезом.
На пятый год формируем верхнюю часть. Для этого делаем надрез на одинаковом расстоянии на высоте двух метров от уровня земли. Между стволами вставляем заготовку из пенопласта нужной формы. Места с надрезами соединяем и закрепляем хлопчатобумажной лентой или с помощью самореза.
Рис. 5. Фигура «Снеговик»
Для создания «Снеговика» из клена остролистного в первый год проводим сильную обрезку «на пень» (рис. 5).
Второй год - проводим обрезку, оставляя шесть лидирующих побегов.
На третий год очищаем лидирующие побеги - удаляем боковые побеги.
Четвертый год - круглую заготовку из пенопласта устанавливаем в центр, таким образом, чтобы шесть побегов плотно обхватывали ее со всех сторон. и связываем сверху хлопчатобумажной лентой, предварительно сделав надрез в местах соединения побегов.
Пятый год - отросшие побеги повторно соединяют между собой. При необходимости проводят прореживание кроны.
Рассмотрим пример формирования кроны клена остролистного в возрасте шести лет (рис. 6).
Первый год - формируем четырехствольное дерево за счет сильной обрезки.
Во второй год стволы на 1/3 очищают от боковых побегов для формирования штамба.
Третий год - каждый ствол переводят в горизонтальное положение. Для этого на одинаковом отдалении от центра в землю вбивают колья, к ним привязывают веревки, которые будут удерживать побеги в нужном положении. Чтобы избежать разламывания стволов у основания, их необходимо в центре связать плотной хлопчатобумажной лентой.
Четвертый год - боковые побеги 2-го порядка, достигшие 60 см и более сгибаем в кольцо по направлению роста и закрепляем их на стволе хлопчатобумажной лентой. Оставляем на каждом стволе один наиболее большой близкий к центру побег.
Ветви распределяем равномерно вокруг
Рис. 6. Формирование арбоскульптуры из четырех стволов клена остролистного
Пятый год - оставленный с каждой стороны побег надрезаем на одинаковом расстоянии и соединяем противоположные ветви крест-накрест хлопчатобумажной лентой. Выросшие за год боковые побеги сгибаем в кольцо и закрепляем такой же лентой.
Декоративная фигура под названием «Изящные петли» (рис. 7). Для ее формирования необходимо произвести посадку двух саженцев клена остролистного на расстоянии 25-35 см. С помощью груза, привязанного к стволам обоих деревьев чуть выше середины, заставляем их наклониться на 45° к поверхности почвы в разные стороны. Далее привязываем этот же груз только в другой части ствола, чтобы он согнулся как видно из рисунка. Причем, стволы обоих деревьев должны обвивать друг друга таким образом, чтобы конструкция их была крепче и устойчивее, и не требовала дополнительной опоры. После создания петель стволы сращивают вместе и формируют крону.
Декоративная форма под названием «Осьминог» (рис. 8). Для ее создания производится посадка восьми саженцев ясеня обыкновенного, как показано на схеме посадки. Далее на расстоянии 25-35 см от почвы все растения наклоняют на 75° к центру и сращивают вместе 2 пучка по 4 растения. Тем самым формируя два общих ствола. Далее их разводят в разные стороны, закручивая кольцом, что и будет напоминать глаза «осьминога». После чего два пучка снова сращиваются вместе с помощью хлопчатобумажной ленты или саморезов и формируется крона ясеня обыкновенного.
Декоративная композиция, представленная на рисунке 9, называется «Подсвечник». Для ее формирования используется ясень обыкновенный в возрасте 10-12 лет. Сначала проводят обрезку «на пень». Высота штамба составляет 40-50 см. Из отрастающих побегов оставляют три и формирование проводится следующим образом. Два боковых побега пригибают параллельно уровню земли, после чего они снова продолжают расти вверх. И на расстоянии 150 см от земли, а центральный побег чуть ниже, стволы спиливаются. На следующий год из новых побегов оставляют по два на каждом стволе. Для того чтобы формы были одинаковыми применяют заготовки из пенопласта. На внутренней стороне побегов, образующих капли, вырастают побеги третьего порядка, которые переплетают, чтобы образовалась «сетка». Чтобы ее зафиксировать, вершины побегов привязывают к главным.
Для того чтобы сформировать декоративную композицию под названием «Гроздь» (рис. 10), используют саженцы ясеня обыкновенного в возрасте 5-6 лет. Производится посадка растений на расстоянии 30-45 см друг от друга. На высоте 40-55 см их сращивают, чтобы получился один ствол. Оставляют 5-6 боковых побегов, которые сгибают в кольца. Затем их обрезают и сращивают с основанием побегов. Все лишние боковые побеги убираются секатором.
Для формирования композиции «Ромб» (рис. 11) используются два саженца ясеня обыкновенного в возрасте 5-7 лет. Производится посадка на расстоянии 50-65 см. Высота штамба составляет 20-30 см, после чего лидирующие побеги ясеней скрещиваются между собой и соединяются хлопчатобумажной лентой для дальнейшего сращивания. Далее, стволы растут строго под углом 90° друг к другу.
Длина стороны ромба составляет 50-60 см. Как только лидирующие побеги достигли этой длины, снова изменяют направление их роста, как показано на рисунке. В вершине ромба стволы сращиваются и с помощью груза выравниваются параллельно уровню земли. Все это производится при помощи конструкции, сваренной из арматуры ¿=14 мм. Для того чтобы сформировать композицию, представленную на рисунке 12 под названием «Карета», необходимо произвести посадку четырех саженцев клена остролистного по схеме «квадрат», сторона которого - 60-70 см. Высота штамба составляет 30-40 см. После чего лидирующие побеги, а их четыре, изменяют направление роста, отклоняя от вертикали на 30°.
I ЬШгЖ \ «Жа»
Рис. 7. Фигура «Изящные петли»
Рис. 10. Фигура «Гооздь»
Рис. 8. Фигура «Осьминог»
Рис. 11. Фигура «Ромб»
Рис. 9. Фигура «Подсвечник»
Рис. 12. Фигура «Карета»
Рис. 13. Фигура «Декоративная скамья»
Рис. 14. Фигура «Декоративная беседка»
Далее, на расстоянии 50-65 см от штамба ствол спиливается, чтобы образовались два лидирующих побега. Один из них закручивается, как показано на рисунке, другой продолжает расти вверх. Встретившись вместе, четыре лидирующих
побега сращиваются в один, и формируется нежная ажурная крона. Дальнейший уход состоит в обрезке лишних боковых побегов.
Для создания композиции под названием «Декоративная скамья» (рис. 13) необходимо произвести посадку 30-35 саженцев черемухи обыкновенной или вишни обыкновенной в возрасте 2-3 лет по волнистой линии. Высота штамба составляет 4045 см. После чего лидирующие побеги растений при помощи груза сгибаются под углом 90° к почве. В данном направлении они отрастают на 35-40 см, и потом снова меняют
направление роста на 90° и продолжают расти вертикально. Для того чтобы у всех растений изгибы были симметричны, используют специально сваренную конструкцию из арматуры d=14 мм. Чтобы конструкция была прочнее, между собой растения сращиваются боковыми побегами на высоте около 1,1-1,2 м. А до этой высоты все боковые побеги удаляются секатором.
Для формирования декоративной композиции под названием «Беседка» (рис. 14), необходимо произвести посадку 18 саженцев черемухи или вишни обыкновенной. Посадка производится по дуге окружности на расстоянии 30-35 см. Чтобы оплести деревянный стол, необходимо посадить три саженца вишни или черемухи обыкновенной в возрасте 2-3 лет на расстоянии 10-15 см от стола. Далее фиксируют лидирующие побеги к ножке стола, обвивая его. В столешнице должно быть отверстие d=з0 см, чтобы сращенные потом в один ствол деревья смогли расти дальше.
Декоративная композиция под названием «Ежик» (рис. 15). Для ее формирования необходимо произвести посадку двух саженцев ясеня или черемухи обыкновенной в возрасте 34 лет на расстоянии 22-25 см. Первое растение на расстоянии 20-25 см от земли при использовании груза меняет направление роста на 65°, длина его составляет 50-65 см, после чего его спиливают. Второй побег на высоте 35-45 см от уровня земли сгибают в противоположную сторону от первого, и на расстоянии 45-55 см от изгиба прикапывают или прикалывают к земле, применяя шпильку из арматуры. Для дальнейшего формирования композиции, с этим первым побегом необходимо срастить второй побег, который на расстоянии 15-20 см сгибают в овал. Лишние боковые побеги удаляются секатором.
Композиция под названием «Скамья-зонтик» (рис. 16). Ее формируют из 16-18 саженцев вишни или черемухи обыкновенной, посаженных по окружности на расстоянии 20-25 см. На высоте 35-45 см от поверхности почвы растения сгибают параллельно земле под действием груза. Далее необходимо
Рис. 15. Фигура «Ежик»
Рис. 16. Фигура «Скамья-зонтик»
Рис. 17. Фигура «Сказочная тыква»
сформировать плетеный ствол длиной 1,5-1,7 м из всех растений. Затем формируется круглый «зонтик», используя сварную конструкцию из арматуры d=12-14 мм, для того чтобы лидирующие побеги крепко заплелись в форму спирали и срослись боковыми побегами, что придает конструкции устойчивость.
Для того, чтобы сформировать декоративную композицию под названием «Сказочная тыква» (рис. 17), необходимо посадить восемь саженцев сливы растопыренной по окружности d=35-50 см. На высоте 15-20 см от земли лидирующие побеги сгибаются при помощи груза на 90°. Далее их сгибают в форме «долек», диаметры которых немного отличаются для большей декоративности. Как только все стволы сойдутся в одну точку, их необходимо срастить вместе. Для того чтобы конструкция была устойчива, необходимо срастить боковые побеги лидирующих стволов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, работы, ведущиеся на территории ОрелГАУ, могут послужить толчком к дальнейшему развитию арбопластической скульптуры как нового вида искусства в России. Использование арбопластических скульптур дает широкий простор для творчества как в городском озеленении, так и при благоустройстве частных усадеб. Также представляется возможным использование арбоскульптур и в интерьере как эффектных артобъектов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Altman, N. Sacred Trees/ N. Altman. - Sterling Publising Co. Inc. - 2000.
2. Brickell, C. The Royal Horticultural Society Pruning and Training/ C. Brickell, D. Joyce. -Dorling Kindersley. - 1996.
3. Ennos, R. Trees/ R. Ennos. - The Natural History Museum. - 2001.
4. Erlandson, W. My fafher Talked to Trees/ W. Erlandson. - 2001.
5. Foer, J. How to Grow a Chair: An Interview with Richard Reames/ J. Foer, R.Reames. -Cabinet Magazine. - retrieved 2010-05-15.
6. Joyce, D. Pruning and Training Plants/ D. Joyce, C. Brickell. - Simon And Schuster. -1992.
7. Henderson, P. Treehouses/ P. Henderson, A. Mornement. - Frances Lincoln. - 2005.
8. Hicks, I. Tricks with trees/ I. Hicks, R. Rosenfeld. - Pavilion. - 2007.
9. Messinger, E. Fantastic Trees/ E. Messinger. - Timber Press. - 1999.
10. Poltnik, A. The Urban Tree Book/ A. Poltnik. - Three Rivers Press. - 2000.
11. Reames, R. How to Grow a Chair - The Art of Tree Thunk Topiary/ R. Reames. - 1995.
12. Rosenfeld, R. Garden Trees/ R. Rosenfeld. - Dorling Kindersley. - 2004.
13. Shaw, C. Architectural Plants/ C. Shaw. - Collins. - 2005.
14. Swedenborg, E. Earths in the Universe. Miscellaneous Theological Works/ E. Swedenborg. - West Ctester, PA: The Swedenborg Foundation, 1996.
15. Tudge, C. The Secret Life of Trees / C. Tudge, A. Lane. - 2005.