Научная статья на тему 'The erotic screen: love or pornographic affair?'

The erotic screen: love or pornographic affair? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
522
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / LOVE / ЭРОТИКА / EROTICA / ПОРНОГРАФИЯ / PORNOGRAPHY / СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВРАТ / DEBAUCHERY / SEX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Shemetova Tatyana Nikolaevna

Analyzing the film by French Director Gaspar Noe's “Love”, drawing works of ancient writers, the author tries to define the boundaries of permissible and impermissible in love relationships between men and women, to give precision to the definitions of the terms “erotica” and “pornography”. Regarding the latter, it all comes down to the product that causes sexual arousal, defined as “obscene” and “vulgar”, although all these concepts have in most cases conventional character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЭРОТИЧЕСКИЙ ЭКРАН: ЛЮБОВЬ ИЛИ ПОРНОГРАФИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ?

Анализируя фильм французского режиссера Гаспара Ноэ «Любовь», привлекая работы античных писателей, автор старается определить границы дозволенного и недозволенного в сфере любовных отношений мужчины и женщины, придать возможную точность определениям понятий «эротика» и «порнография». Относительно последнего все сводится к продукции, вызывающей сексуальное возбуждение и определяемое как «непристойное», «пошлое», «вульгарное», хотя все эти понятия имеют в большинстве случаев конвенциональный характер.

Текст научной работы на тему «The erotic screen: love or pornographic affair?»

УДК 791.4

ЭРОТИЧЕСКИЙ ЭКРАН: ЛЮБОВЬ ИЛИ

ПОРНОГРАФИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ?

Т.Н. ШЕМЕТОВА

Иркутский филиал Всероссийского Государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова

Там, где любят, нет страсти, а где есть страсть, там не любят.

Зигмунд Фрейд.

Анализируя фильм французского режиссера Га-спара Ноэ «Любовь», привлекая работы античных писателей, автор старается определить границы дозволенного и недозволенного в сфере любовных отношений мужчины и женщины, придать возможную точность определениям понятий «эротика» и «порнография». Относительно последнего все сводится к продукции, вызывающей сексуальное возбуждение и определяемое как «непристойное», «пошлое», «вульгарное», хотя все эти понятия имеют в большинстве случаев конвенциональный характер.

Ключевые слова: любовь, эротика, порнография, сексуальные отношения, разврат.

Эротический экран всегда балансирует по острой грани. Где кончается возвышенная эротика и начинается постыдная порнографическая связь, сказать весьма затруднительно, «так как пределы чувства стыда меняются в зависимости от возраста, социальной принадлежности, общественных условий и эпохи» [Цит.: 5]. На об-

ласть секса, которая сама по себе постыдной не является, ставится маркировка - это эротика, а вот это, определенно, порнография. Американский социолог Роберт Столлер, основатель гендерной социологии, отмечает, «ничто не является порнографией само по себе» [14], и лишь социальная и нравственная оценка открытости и откровенности полового акта делают секс порнографией.

Собственно это и произошло с фильмом Гаспара Ноэ «Любовь» (2015). Зная творчество французского артхаусного режиссера, легко было предположить, что его новая картина будет смелой и откровенной. Гаспар Ноэ известен по фильмам «Необратимость» (2009) и «Вход в пустоту» (2002). Обе эти ленты содержат откровенные сексуальные сцены.1 В данном случае критики отмечают, что Ноэ в изображении секса пошел значительно дальше, чем Ларс фон Триер в «Нимфоманке» (2013), Абделатиф Кешиш в «Жизни Адель» (2013), а «Пятьдесят оттенков серого» о БДМС2 (реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015) на фоне «Любви» выглядит как легкая романтическая комедия Голливуда 1960-х годов.

Действительно, в этом фильме «секс» синонимичен «любви» в девяти случаях из десяти. В киноленте, главные роли в которой исполнили Карл Глусман (Мерфи), Аоми Муйок (Электра) и Клара Кристин (Оми), присутствует множество откровенных сцен, включая сцены секса втроем, мастурбации, петтинга, орального и свинг-секса. В общем, неудивительно, что Министерство культуры РФ отказалось выдать прокатное удостоверение фильму Ноэ. Решение принято в связи с тем, что картина содержит многочисленные сцены порнографического характера.3

Но что такое порнография?

1 Эпизод изнасилования героини Алекс (Моника Беллуччи) в «Необратимости», в частности, назван самым реалистичным в истории кино.

2 БДМС (BDSM) - психосексуальная субкультура, в основе которой лежит власть или иные формы ролевых игр, затрагивающих господство и подчинение.

3 Известиями http://izvestia.ru/news/591645

Если не вдаваться в детали многочисленных определений порнографии в сексуальных словарях [14], где все сводится к продукции, вызывающей сексуальное возбуждение и сопровождается определениями «непристойное», «пошлое», «вульгарное» и «скаберезное», сами по себе все эти понятия имеют в большинстве случаев конвенциональный характер. А сексуальное возбуждение могут вызывать различные вещи у разных людей, и совсем необязательно для этого лицезреть половой акт. Термин «порнография» еще до конца не определен. Поэтому обратимся к этимологии слова.

Существительное «порнография» образовано от древнегреческих (nópvoq) pornos — развратник, и grapho — пишу, описываю [8]. То есть, этимологически понятие «порно» связано с определением разврата - описываю разврат4. Значит именно разврат непристоен, вульгарен, бесстыден, неприличен, пошл, скабрезен, а вовсе не сексуальный акт, даже самый откровенный и реалистичный. В таком случае остро встает вопрос, что же понимать под словом «разврат»? Коль скоро корень слова древнегреческий, то правомерно задаться вопросом, а что же такое разврат в представлении жителей Эллады?

Porne [13] - развратница, она же дектириада - так в Древней Греции называли женщин, «которые были способны возбуждать желания и чувственность, разжигать чувственные порывы, поддерживать и удовлетворять их» [7, С. 84]. Размещались они во вполне легальных диктерионах (лат. dicto — диктую) - государственных публичных домах5. Афинский политик и законодатель

4 Происхождение термина «порнография» традиционно связывается с заглавием книги Ретифа де ла Бретонна, французкого литератора XVIII века «Порнограф, или Мнения порядочного человека о составлении нового устава для публичных женщин» [17]. Интересно, что порнографом изначально назывался человек, который рьяно осуждает разврат и проституцию, как язвы на теле порядочного общества. Сейчас порнографы - это те, кто изготавливает соответствующую продукцию с целью ее распространения.

5 Как пишет Пьер Дюфур, название учреждений было дано в честь Пасидеи, жены Критского царя Миноса. Она «забралась внутрь медной коровы, ожидая наслаждения от настоящего быка». [7, с. 15 ]

Солон создал институт узаконенной проституции и отдал его под контроль государства. Каждый год арендная плата за содержание свободных диктерионов рогтсоп)6 устанавливались эдилами рынка, под наблюдением которых находились диктериады. Греческие диктерионы, как отмечает Э. Дюпуи, «считались столь важными для охранения общественной нравственности учреждениями, что законодатели признавали за ними право убежища: они считались неприкосновенными. Под их кровом женатый мужчина не мог быть обвинен в адюльтере, отец не смел искать там своих сыновей, а кредитор-преследователь своего должника» [6, с. 74].

Словом, диктерионы находились под покровительством закона как общественно-полезные. Эта страта была, словно, предохранительным клапаном для общественной нравственности и гигиены. Философ Эвбулид писал: «У этих прекрасных девушек ты можешь получить удовольствие за несколько золотых монет и к тому же без малейшей для себя опасности» [6, с. 72].

Диктериады как представительницы этой особой социальной группы обязаны были придерживаться определенного имиджа: внешний облик и поведение. Их костюм «был сделан из пестрых тканей кричащих цветов, к которым были приколоты букеты цветов. В качестве головного убора разрешался венок из роз. Тунику и пеплум из одинаковой ткани, золотой венок и драгоценности имели право носить только замужние женщины... Полиция требовала, чтобы волосы их были окрашены в желтый цвет. они раскрашивали лицо румянами и белилами, чтобы казаться молодыми; старые маскировали бороздки и морщины рыбьим клеем. Наиболее выдающиеся гетеры и диктериады призывали художников (рогпо^орИоО, которые занимались специально декоративными украшениями статуй и придавали красоту лицу куртизанки» [6, с. 81-82]. Они держали в руках миртовую ветку, которую при-

6 Интересно, что telos с др. греческого переводится как завершение, цель. Так, telos рогтсоп можно счиать конечной целью разврата - т.е. , получение государственных налогов.

кладывали к губам. Если какой-нибудь мужчина останавливался, то женщина делала известный знак, приближая большой палец к безымянному, так что с рукой наполовину зажатой получалась форма кольца. В ответ на этот знак мужчина должен был поднять вверх указательный палец правой руки» [6, с. 82].

Афинский Аэропаг7, по словам французкого историка и писателя XIX века П. Лакруа, издавшего фундаментальный труд по истории проституции8 [7], специальным декретом запрещал рабам и проституткам носить имена в честь торжеств и праздников. Дикте-рионы обозначались особой вывеской, она «представляла собой ничто иное, как красный приап», фаллос [7, с. 72]. Известно, что Приап, древнегреческий бог плодородия, изображался с чрезмерно большим половым членом в состоянии вечной эрекции9.

То есть диктериады, куртизанки, имели свои обязательные статусные знаки и язык жестов, которые идентифицировали их как «porno». Но для чего? Логично предположить, что такие жесткие меры нужны были, чтобы на визуальном уровне отличить их от других статусных знаков, например, достойных порядочных женщин и девушек, дабы диктериады не имели возможности пересекать условную границу своей страты. Дюпуи отмечает, что им «запрещен был вход в общественные храмы, запрещено было участие в тожествах рядом с матронами. Если же они являлись, то их можно было оскорблять словами и даже действием.... Их присутствие в храме считалось оскорблением Божества» [7, с. 74].

В книге приводится речь Демосфена на суде против диктериа-

7 Аэропаг - уголовный суд в Афинах. Аэропаг занимался убийствами, отравлениями, поджогами. Приговор суда произносился не только на основании юридических доказательств виновности преступника, но и на основании нравственного убеждения судей. Солон возложил на Аэропаг надзор за нравственностью и религиозными верованиями граждан в их общественной и частной жизни. Аэорпаг мог сиавить veto против всех приговоров общественных судов.

8 Книга вышла в печать под псевдонимом Пьер Дюфур.

9 Например, известна фреска в Доме Веттиев (Помпеи), изображающая Приапа, взвешивающего свой эрегированный фаллос. На другую чашу весов он положил мешок золота.

ды Нээры, которая вышла замуж за афинского гражданина Этиен-на. Суть ее преступления (именно Нээры, а не мужчины, который на ней женился) состояла именно в том, что она перешла дозволенную границу, поменяв статус «porno» на статус гражданки и жены: «Честные женщины будут оскоблены, - заявляет Демосфен, - тем, что вы заставляете их разделять свои гражданские и религиозные права с Нээрой.... Когда в вашей власти назначить ей наказание, то вы будете преступны перед лицом богов, если не накажете ее» [7, с. 80].

Диктериады жили только в предместьях, но не в самих полисах. Например, в Пирее, возле Афин. По законам Соломона, им запрещалось до захода солнца появляться в городе, т.е. пересекать дозволенную им временную границу. Однако, существовали те временные, территориальные и социокультурные зоны, где дектириады были вполне уместны и не предавались общественному осуждению и не действовал закон. Например, в самом большом афинском диктерионе во внутреннем дворике независимо от времени суток диктериады выстраивались в одну линию. «Это была витрина обнаженной женской красоты, - пишет П. Дюфур, - лучшая, чем живописные и скульптурные изображения фаллоса на стенах диктериона. Из одежды на них была только длинная вуаль, ничего не скрывающая от любопытного взора» [7, с. 72].

Фрина10, известная греческая диктериада «высшего полета», ежегодно участвовала в Элевсинских мистериях, где появлялась на портике храма в образе богини Деметры, покровительницы плодородия и земледелия. «Она спускала с плеч свои одежды перед лицом всей восхищенной, замиравшей от восторга толпы, - писал историк. - На празднествах в честь Нептуна и Венеры она также сбрасывала свои одежды на ступеньках храма и, прикрывая

10 С Фрины скульптор Пракситель ваял известную античную статую богини любви Афродиты - «Афродита Книдская».

наготу своего сверкавшего на солнце прекрасного тела длинными, черными, как смоль, волосами, шла по направлению к морю среди расступившейся с благоговением толпы, приветствовавшей ее криками восторга. Затем в честь Нептуна Фрина погружалась в волны и выходила из воды, как рожденная из морской пены.. И была так прекрасна, что казалось, это вторично родилась сама Венера. И с каждым годом увеличивалось число любопытных, исключительно ради Фрины желавших присутствовать на Элевсиан-ских таинствах и на празднествах в честь Нептуна» [7, с. 100].

Собственно таких примеров, когда диктериады были в центре определенных религиозных событий11, можно встретить множество у таких авторов, как П. Дюфур, Дюпюи, Довера, Блоха [2; 7; 11; 20]. Греческие гетеры были подругами многих выдающихся мужчин, знаменитых в области философии, литературы, искусства, в военной и политической сферах. Отношения гетер со знаменитыми современниками были достоянием всего общества. Герпилис была любовницей Аристотеля, Лоренция - подругой Эпикура, Вакхис - известного оратора Гиперида, Теодетта любила афинского полководца Алкивиада, Археанасса пользовалась благосклонностью Платона и т.д. Однако, те вольности в поведении, в том числе и сексуальном, которые могли себе позволить все эти славные мужи, происходили на территории гетеры. Таким образом, в Древней Греции существовали такие социо-культурные и территориальные зоны, где диктериады были легитимно вписаны в общественную и частную жизнь [2; 10; 14]. Действуя в рамках этих зон, они не подвергались осуждению ни со стороны закона, ни со стороны общественной нравственности.

Можно сказать, что в определенных рамках ни их профессия, ни деятельность не считалась «porno». Однако, стоило диктериа-де переступить границу дозволенной ей территории, например, появиться в общественном храме вместе с почтенными граждана-

11 Элевсианские мистерии, празднества в честь богини Афродиты, праздники в честь Диониса

ми, она немедленно обвинялась в непочтении к Богам, предавалась суду и наказанию. «Судьи были всегда неумолимы, - пишет Дюпуи, - когда проститутки хотели присвоить себе права, принадлежащие честным женщинам, или занять место, отведенное этим последним в жизни народа» [10, с. 77]. Именно переход за социокультурную границу дозволенного правомерно назвать «porno», то есть актом разврата.

Эта идея созвучна исследованиям Вадима Михайлина о древнегреческой «игривой» культуре. «Игривая» культура, термин введенный британским исследователем Античности К.Дж. Довером, - это вписанные в культурную традицию греков классического периода отношения между гомосексуальными парами [20]. Активный и пассивный партнеры в гомосексуальной паре именовались эрастес (активный) и эроменос (пассивный), производными от глагола эрао, «быть влюбленным в кого-либо». Однако «греки зачастую использовали слово «пэдика» (от «пэс» - ребенок) в смысле эроменос. Это прилагательное обладает также значением «мальчишеский», «ребяческий», «игривый», в качестве антонима понятию «серьезный»» [15].

Вадим Михайлин обращает внимание на то, что «пэдика» -юноша или молодая девушка - это третий пол. Они еще не перешли в свои статусные взрослые роли мужчины, мужа или женщины, жены. «Игривая» культура может рассматриваться как исходная поведенческая система, которая затем, с обретением возрастного статуса (в Греции - 14 лет), переключается в мужской или женский вариант. «Техника секса с девушками добрачного возраста, - пишет Михайлин, - в тех древнегреческих культурах, где девушки пользовались относительной свободой, предполагала анальный проникающий вариант. Все разновидности задних позиций явно считались имманентными «педическому» сексу и несли именно «игривую» семантическую нагрузку. «Ребяческий» (пэдика) секс и связанные с ним кодовые маркеры — задние позиции, специфические жесты, подарки (петух, заяц), «мальчишеские» занятия

и их атрибуты (обруч, музыкальные инструменты) — четко ассоциировались не только с вполне конкретными поведенческими моделями, но и с не менее четко обозначенными культурными зонами, в чьих пределах эти модели были адекватны» [10]. Сексуальные практики, в том числе и те, которые в современной европейской культуре принято считать перверсиями, вполне мирно и публично уживались с нравственным чувством жителей Эллады благодаря именно «игровой», исходной культуре.

Древнегреческое искусство, в особенности комедиография, лирическая поэзия и вазопись, дает нам в этом отношении богатейший материал12. Это то искусство, которое переносит уже взрослого статусного зрителя, читателя в «игровой» временной отрезок, когда юношеская шаловливая, возбуждающя атмосфера была лигитимно возможна.

Основанием для обвинения в разврате становится в таком случае не сам по себе факт неподобающего сексуального поведения или исполнение неподобающего текста, но «факт нарушения определенной культурной границы, за которой акт или текст, доселе вполне аутентичный, становился опасен настолько, что мог быть уподоблен богохульству» [10]. В случае, если афинский гражданин выступал в пассивной роли и по достижении зрелого возраста, это могло вызывать насмешки, зафиксированные в аттической комедии, если же его поведение расценивалось как «торговля собой», он мог подвергнуться гражданскому бесчестью и лишиться своего социального статуса. Можно предположить, что обитатели диктерионов как молодые девушки, так и юноши (эроминос), относились именно к «игривой» культуре, и в своей статусной зоне (территориальной, временной и религиозной) они воспринимались, скорее, как правило, нежели чем порочное явление.

12 Например, сюжеты греческой вазописи, росписи амфор, кубков и ламп: мужчина и молодой мальчик; онанирующий мужчина; лесбийская сцена; сцена оргии; женщина, несущая гигантский фаллос.

Итак, разврат связан с переходом статусной социокультурной границы. Чувственное наслаждение составляло часть как личной, так и религиозной жизни древних греков. Во время афродисий — праздника в честь Богини Любви, всем участникам предоставлялась полная свобода сексуальных действий. Да и само происхождение Афродиты, которая была одной из двенадцати великих Олимпийских Богов, говорит само за себя. У Гесиода в «Теогонии» появление Афродиты сопровождают трагические события о том, как титан Кронос расправился со своим отцом Ураном: отсек его пенис и бросил в море.

«Член же отца детородный, отсеченный острым железом, По морю долгое время носился, и белая пена Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем. На берег вышла Богиня прекрасная. Ступит ногою -Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой, «Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной Боги и люди зовут, потому что родилась из пены» [4].

Прозвища Афродиты многочисленны, и все носят явный сексуальный оттенок: Афродита-Пандемос (т.е. «низменная», «принадлежащая плебсу») способствовала возбуждению желаний и удовлетворению страсти. Афродита-Генителида была покровительницей половых органов. Афродита-Перибазия, т.е. «с раздвинутыми ногами». Афродита-Мелайна была покровительницей «темных ночей». Недаром Солон разместил Храм Афродиты-Пан-дэмос рядом с главным диктерионом Афин.

В античной философии Афродита-Урания (небесная) и Афроди-та-Пандэмос (публичная) - рассматриваюся как полярные проявления человеческой любви. Платон в «Пире» устами Павсания так говорит об этом: «А этих богинь, конечно же, две: старшая, что без

матери, дочь Урана, которую мы и называем поэтому небесной, и младшая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой. Те люди, которые исповедуют культ Афродиты-Пандэмос, «любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и, наконец, любят они тех, кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь, прекрасно ли это. Вот почему они и способны на что угодно - на хорошее и на дурное в одинаковой степени» [11].

В традиции Платона принято воспевать истинную любовь и истинного Эрота, цель которого - овладение не телом, а Красотой и Благом. В древнегреческой мифологической системе Эрот (или Эрос) - неизменный спутник Богини любви Афродиты. «Нет Афродиты без Эрота. Эрот заключен в самой природе тела», - пишет Платон [11]. То есть в самой природе тела заключена человеская чувственность и сексуальность, эротическое начало. Однако сам по себе Эрот не является Красотой или Благом. Эротическое не есть Идеальное. Эрот не Бог, а демон13. Он промежуточная сущность между Богом и человеком, красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием.

В силу этого Эрот оказывается связующим звеном между миром небесным и земным. Для человека - это лишь средство восхождения к истинному миру. Отсюда чувственность и сексуальность - это лишь этап к истинной Любви. Через это демоническое влечение человека к человеку и происходит анамнесиз, припоминание совершенной идеи Любви. В этом философ видит процесс познания. Для Платона не столь важно, какой Афродите служить - Урании, Пандэмос, Генителиде. Значим лишь сам процесс анам-несиза как путь к познанию Красоты и Блага.

В фильме «Любовь» Гаспара Ноэ герои Электра и Мерфи постоянно стремятся определить, что между ними происходит: любовь

13 Со времени Гераклита, Платона и стоиков демон в человеке рассматривается как его своеобразие, роковая определенность (демонический), т.е. присущие человеку качества, которые нельзя объяснить из натуралистических предпосылок.

или порнографическая связь? Идет непрерывный процесс познания себя и самой сути Любви, но без логики, наощупь. Чувство их настолько демоническое (в платоновском смысле), что они не в силах преодолеть этот демонизм. Остается только притяжение тел, только чувственность. В чем же еще может заключаться «разврат»? В «Пире» Платона Аристофан упоминает об андрогинах, пралюдях, которые, по велению Зевса, были рассечены на две половинки за то, что они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на Богов.

Эту идею об андрогинах развивает русский мыслитель Николай Бердяев в своей работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человечества» [1]. Проблема разврата, с его точки зрения, - это проблема не нравственности и морали, а проблема метафизики. Разврат, по мнению Бердяева, есть ничто иное как разделенность, разобщенность ранее единого человеческого существа на два пола: мужской и женский. В андрогине человек через мужское причастен Логосу, через женское - природной Душе мира. Андрогин (дева-юноша) не знает рокового разрыва и противоположности, он микрокосм, одного с космосом состава. Именно человек-андрогин есть образ и подобие Бога. «Корень грехопадения человека, - считает философ, - связан с полом; греховной жизни человека, окованного природной необходимостью, предшествовало падение андрогина, разделение мужского и женского, искажение образа и подобия Божьего, и рабское подчинение мужского и женского в природно-необходи-мом влечении» [1].

Сексуальный акт - это лишь мимолетный призрак истинного соединения Логоса и Души. Но самое ужасное, что это соединение всегда сопровождается реакцией обратной - разъединением: «После сексуального акта разъединенность еще больше, чем до него. Болезненная отчужденность так часто поражает ждавших экстаза соединения». Две плоти, два начала - мужское и женское - должны слиться в плоть единую, и по образу и подобию Бога вечную, неразделимую, но сексуальный акт, обусловленный

природной необходимостью, еще больше разъединяет человека - «мимолетное соединение покупается еще большим разъединением» [1]. Бердяев считал, что «сексуальный акт развратен, потому что недостаточно глубоко соединяет. Наша половая жизнь есть сплошная аномалия, и иногда самое «нормальное» может оказаться развратнее «ненормального»». Христианство благо-славляет сексуальный акт, освященный в браке, как условие деторождения. Но деторождение рассматривается им как искупление греха, «как единственное оправдание мистической противоестественности и ненормальности рождающей сексуальной жизни» [1]. Если античные философы рассматривали рождение новой жизни как преодоление человеческой смертности, то Бердяев считает, что рождение несет в себе и смерть. Это не прогрессивный круговорот в природе, а лишь утверждение жизни греховного рода, где отсутсвует божественная индивидуальность.

Итак, сексуальный акт и половое влечение сами по себе не развратны, развратно лишь «сладострастие разъединения», которое уводит человека все дальше от божественного образа и подобия. Человек стал рабом своего сексуального влечения, жертвой своей греховной раздельности. Как ни парадоксально звучит, но сюжет фильма Ноэ иллюстрирует идею русского мыслителя о природе разврата и единении человека. Герои фильма Мерфи и Электра все время пытаются преодолеть телесное разъединение в целостное существо через сексуальный акт. Но так как сексуальный акт - это мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма, секс их все больше разъединяет. Интуитивно чувствуя невозможность полного слияния, они мучительно ищут пути преодоления разрыва. Но ищут через разнообразные формы секса: секс втроем, секс с трансвеститом, секс в свингер-клубах. Словом, пробуют все, что может предложить им современный мир и современная секс-индустрия.

Но Любовь (по Бердяеву) - это полное, неразделимое и вечное соединение мужского и женского начал. В современном мире оно

невозможно. Все поиски приводят к трагедии расставания. Герои бессильны что-либо изменить. Демонический рок греховной природы человека не дает им возможности соединения в Любви. Даже попытка Мерфи создать семью с Омни, рождение ребенка не приносит ему успокоения. В метафизической мысли Бердяева семья и продолжение рода ведет лишь «к плохой бесконечности, а не к хорошей вечности»[1].

Так, герои фильма живут в современном мире порнотопии14. Мерфи и Электра не в силах сопротивляться сексуальному влечению друг к другу. Ведь порнотопия предполагает мгновенное удовлетворение сексуального желания и фантазии. Эту ношу природной необходимости они несут с самого рождения. Мерфи - будущий кинорежиссер - мечтает снимать фильмы о любви, «фильмы из спермы, крови и слез». Так современный герой понимает любовь.

Но возмозможна ли истинная Любовь хотя бы гипотетически? Николай Бердяев предлагает новую антропологию андрогина вместо грховного ветхозаветного Адама. Он пишет, что «андрогинизм есть окончательное соединение мужского и женского в высшем богоподобном бытии, окончательное преодоление распада и раздора, восстановление образа и подобия Божьего в человеке», а значит, и постижение сущности Любви. Любовь - это свет, это двойная энергия Логоса и природной Души. Сейчас мужчины, подобно ветхозаветному Адаму, и женщины, подобно Еве, находятся в вечной тьме. Свет, божественная энергия, заключенная в разрозненных телах, притушены, лишены излучения как во вне, так и внутрь себя. Путь преодоления заточения божественного света - это отказ от бренного физического тела.

Эта мысль необычайно созвучна идеям Русского космизма. Э. Циолковский полагал, что эволюция космоса может представлять собой ряд переходов между материальным и энергетическим

14 Порнотопия (Pornotopia) - термин английского исследователя Стивена Маркуса[17]. Порнотопия отражает в преувеличенном виде социальные и нравственные обстоятельства своего времени.

состояниями вещества. Конечной стадией эволюции материи (в том числе и разумных существ) может оказаться окончательный переход из материального состояния в энергетическое, «лучистое». В частности, в «Очерках о Вселенной»» он выдвинул следующую гипотезу: «.Надо думать, что энергия — особый вид простейшей материи, которая рано или поздно опять даст известную нам водородную материю», и тогда космос снова перейдёт в материальное состояние, но более высокого уровня, снова человек и вся материя эволюционируют до состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство» [18, с.143]. Вполне вероятно, что, научившись жить в ноосфере и перенеся туда сознание, обретя информационные тела из света, подобные голограмме, люди будущего станут тем самым «лучистым человечеством», о котором мечтал Циолковский, сольются в единое гигантское сверхразумное облако, коллективный метаразум. Они создадут свое уникальное общество, свою галактическую суперцивилизацию людей-богов, которой не нужна будет Земля, ее территории, ресурсы, нефть и недра. Очевидно, что в их мире не будет почти ничего из того, что сейчас важно для нас, физических тел - проблем нефти, экономики, медицины, политики, территориальных конфликтов, старости, болезней, смерти. Так возникнет совершенно новый тип цивилизации - человечество как сверхразумное мыслящее световое облако.

Представители такого научного направления, как трансгуманизм15, утверждают, что человеческому разуму неминуемо придется выйти за пределы своего материального тленного тела. Сначала человек научится управлять силой мысли через нейроинтерфейс телом аватара, затем его сознание может активно функциониро-

15 Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за; лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — рационалистическое мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность фундаментальных изменений человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

вать в теле-голограмме, и, в конечном счете, стать чистой энергией. Налицо тенденция к преодолению ветхозаветного Адама и рождение новой антропологии андрогинного человека, девы-юноши, как мечтал Николай Бердяев. Разврат как понятие, как действие перехода социо-культурных границ и кодов, перестанет существовать. Вероятно, это будет концом порнографии, концом разъединяющему человеческую сущность разврата.

У человека неминуемо изменятся земные потребности. Удовольствие, наслаждение, он будет получать иными, небиологическими способами. Например так, как это описал Джон Мильтон в поэме «Потерянный рай». Архангел Рафаил говорит Адаму о наслаждении любви:

... насладжаемся и мы,

Но в большей мере. Не мешают нам

Конечности, суставы, оболочки

И прочие преграды. С Духом Дух

В объятиях сливаются быстрей,

Чем воздух с воздухом, и чистота

Стремится с чистотой вступить в союз;

Частичная ненадобна им связь,

Соединяющая с плотью плоть, с душою душу. [9]

Видимо в будущем материальное тело будет вообще рассматриваться как рудимент эпохи Дарвина. Тогда откровенные сексуальные сцены на экране останутся чуть ли не единственными доказательствами архаического способа проявления плотской любви. Но пока человеческий дух заключен в границы тела и пола, пока человеческое существование определяют территориальные границы, границы расы, этноса, государства, закона, веры, морали, подлинная Любовь невозможна. Возможна лишь сексуальная утопия (порнотопия), принимаемая за Любовь.

Постмодернизм считает, что область сексуального в современ-

ном обществе нивелирована багодаря своей доступности и открытости [3; 17]. Секс используется в системе власти как один из рычагов подавления и подчинения и поэтому активно воплощается в поле массовой культуры. Существуют мнение, что порнография благодаря доступности Интернета все более приближается к культуре мейнстрима и уже не находится на маргинальной периферии [12]. Т.е. граница социокультурных кодов размывается, становится неявной. С этих позиций можно сказать, что эротика и порнография неуклонно идут навстречу друг другу. Фильм Ноэ - тому яркий пример, и, видимо, поэтому он вызвал такое неприятие со стороны блюстителей морали и нравственности.

Можно ли назвать порнографией (описанием разврата) то, что уже не находится в строго определенной культурной зоне и закреплено особыми кодами «игривой» культуры? Можно ли делить кино на сугубо эротическое (Эрот, Афродита-Урания) и порнографическое, если природа человека развратна? Скорее всего, ответ будет отрицательным. С точки зрения разобщенности самого человека, любое изображение сексуального акта - это описание разврата, как его ни назови. Остается лишь надеяться, что, вступая в порнографическую связь, мы в процессе «припоминания» все же на краткий миг можем почувствовать, что такое Любовь. Как это и происходит с героями фильма Гаспара Ноэ.

Пусть сегодня на экранах Афродита-Урания побеждена Афро-дитой-Пандэмос, а Эрот повержен Приапом - это не исключает того факта, что все они Боги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова. URL: http:// krotov.info/library/02_b/berdyaev/1914_srns2.html (дата обращения 14.07.2017).

2. Блох И. История проституции. Т. 1: с алфавитным указателем

д-ра мед. I. Bloch'a / авториз. пер. с нем. врача П.И. Лурье-Гибер-ман. СПб: К.Л. Риккер, 1913. 683 с.

3. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко / пер. с фр. Д. Калугин. СПб.: Владимир Даль, 2000. 89 с.

4. Гесиод. О происхождение богов (Теогония) [Электронный ресурс] / пер. В.В. Вересаева // Библиотека Максима Машкова. URL: http://lib.ru/POEEAST/GESIOD/theogonia.txt (дата обращения 14.07.2017).

5. Дорожкина Э. Не любят порно только лицемеры [Электронный ресурс] // Дворник: еженедельная бесплатная информация газета. № 357. URL: http://www.dvornik.ru/issue/357/6389/ (дата обращения 14.07.2017).

6. Дюпуи Э. Проституция в древности / [пер. с фр. В. Зиновьева]. Москва; Санкт-Петербург: Кн. клуб «Книговек», 2010. 268 с.

7. Лакруа П. История проституции романских, германских и славянских народов: [Сокр. пер. т. 1-3 «Histoire de la prostitution chez tous les peuples du monde»] / Пьер Дюфур; [пер. с послед. изд. Р.М.]. СПб: Ред.-изд. В.К. Панченко, 1907. 348 с.

8. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных языков. М.: Сов. энциклопедия, 1968. 384 с.

9. Мильтон Дж. Потерянный рай [Электронный ресурс] / пер. А.Н. Шульговской // LibreBook.ru. URL: http://librebook.ru/paradise_ lost/vol1/8 (дата обращения 14.07.2017).

10. Михайлин В.Ю. Древнегреческая «игривая» культура и европейская порнография новейшего времени [Электронный ресурс] // Рефотека.ру. URL: http://refoteka.ru/r-90519.html (дата обращения 14.07.2017).

11. Платон. Пир [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Машкова. URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt (дата обращения 14.07.2017).

12. Порнография - тайная история цивилизации. Ч.6. Порното-пия. Цифровая эра [Электронный ресурс] // Видео@mail.ru. URL: https://my.mail.ru/mail/avyrelkin/video/309/772.html (дата обраще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния 14.07.2017).

13. Словарь античности [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dictionary_of_ancient. academic.ru/3435 (дата обращения 14.07.2017).

14. Словарь сексуальных терминов [Электронный ресурс] // Sextesy: сайт о сексе. URL: http://www.sextesy.ru/glossary/ pornography/ (дата обращения 14.07.2017).

15. Столлер Р.Дж. Перверсия: Эротическая форма ненависти / пер. с агл. О.С. Гуляевой. М.: ERGO, 2016. 220 с.

16. Фуко М. Забота о себе: История сексуальности-III / пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы. Киев: Дух и литера; М.: Грунт., 1998. 282 с.

17. Хайд М. История порнографии / пер. с англ. М. Жарницкого. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 238 с. (Экспресс).

18. Циолковский К. Очерки о Вселенной. [Калуга]: Золотая аллея, 2001. 382 с.

19. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/4873/ТЕЛОС (дата обращения 14.07.2017).

20. Dover K.J. Greek Homosexuality. Harvard: Harvard University Press, 1978. 256 с.

21. Marcus S. Umkehrung der Moral: Sexualität u. Pornographie im viktorian. England. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979. 248 s.

22. Mille P. Et une nuits. P., 2003.

THE EROTIC SCREEN:

LOVE OR PORNOGRAPHIC AFFAIR?

T. N. Shemetova

The Irkutsk Branch of the All-Russian State Institute of Cinematography of S.A. Gerasimov

Analyzing the film by French Director Gaspar Noe's "Love", drawing works of ancient writers, the author tries to define the boundaries of permissible and impermissible in love relationships between men and women, to give precision to the definitions of the terms "erotica" and "pornography". Regarding the latter, it all comes down to the product that causes sexual arousal, defined as "obscene" and "vulgar", although all these concepts have in most cases conventional character.

Keywords: love, erotica, pornography, sex, debauchery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.