Научная статья на тему 'THE CONCEPTUAL SPHERE OF THE MODERN ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE'

THE CONCEPTUAL SPHERE OF THE MODERN ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISCOURSE / ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE / CONCEPT / CONCEPTUAL SPHERE / VERBALISATION / LANGUAGE / DISCOURSE ANALYSIS / ДИСКУРС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ЯЗЫК / ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Nersesyan Gayane R.

The given article investigates the conceptual sphere of the modern English pedagogical discourse. The purpose of the paper is presented by the identification of the main concepts of discourse and the ways they are verbalised by means of language. In order to meet the aim the author touches upon the main approaches to the notion “concept”, as well as the concepts already identified in the pedagogical discourse. The main research is represented by the linguacognitive, pragma-semantic, and discourse analyses of the English pedagogical discourse, represented by the authentic pedagogical articles, along with the identification of its main concepts which reflect a wide range of both social and pedagogical processes. The results of the analysis represent the English pedagogical discourse to be rather independent conceptual sphere showing its own features. The identified concepts TOLERANCE, MULTICULTURALISM, PROFICIENCY and LANGUAGE show the strong interconnection between current social phenomena and the pedagogical sphere affecting the way individuals explore the world. The actualization of these concepts becomes possible with the help of language that implements dominant lexemes, derivatives, synonyms, evaluation, and other language means to deliver the functional role of the English pedagogical discourse. The research allows us to conclude that this very type of the discourse, its conceptual sphere and complex pragmatic-communicative charge still represent a wide scope for further research that is yet to be conducted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

КОНЦЕПТОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Данная статья посвящена исследованию концептосферы современного англоязычного педагогического дискурса. Целью статьи является выявление основных концептов дискурса и способов их вербализации. Для достижения поставленной цели автор анализирует основные подходы к пониманию концепта, а также исследует уже выявленные концепты педагогического дискурса. Главной частью исследования является лингвокогнитивный, прагма-семантический и дискурсивный анализ англоязычного педагогического дискурса, представленного аутентичными педагогическими статьями, а также выявление и анализ основных концептов, которые вербализуются в дискурсе с целью демонстрации современных социальных и педагогических процессов. Полученные результаты репрезентируют англоязычный педагогический дискурс, как дискурс, интегрирующий в сознание реципиентов собственные концепты. Выявленные концепты TOLERANCE, MULTICULTURALISM, PROFICIENCY и LANGUAGE передают сильную взаимосвязь социальных процессов с процессами и способами познания мира. Актуализация перечисленных концептов в англоязычном педагогическом дискурсе становится возможна благодаря их вербализации, представленной использованием доминантных и производных лексем, синонимов, оценке и другим средствам, передающим функциональную нагруженность дискурса. Результаты анализа позволяют автору говорить о необходимости дальнейшего исследования англоязычного педагогического дискурса с целью выведения его комплексной дискурсивной, концептуальной и прагма-коммуникативной модели.

Текст научной работы на тему «THE CONCEPTUAL SPHERE OF THE MODERN ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE»

Оригинальная статья

УДК 81'42

DOI:

Концептосфера современного англоязычного педагогического дискурса

Г.Р. Нерсесян

Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0466-2648 e-mail: NersesyanGR@gmail. com

Получена: / Принята: / Опубликована онлайн: Резюме: Данная статья посвящена исследованию концептосферы современного англоязычного педагогического дискурса. Целью статьи является выявление основных концептов дискурса и способов их вербализации. Для достижения поставленной цели автор анализирует основные подходы к пониманию концепта, а также исследует уже выявленные концепты педагогического дискурса. Главной частью исследования является лингвокогнитив-ный, прагма-семантический и дискурсивный анализ англоязычного педагогического дискурса, представленного аутентичными педагогическими статьями, а также выявление и анализ основных концептов, которые вербализуются в дискурсе с целью демонстрации современных социальных и педагогических процессов. Полученные результаты репрезентируют англоязычный педагогический дискурс, как дискурс, интегрирующий в сознание реципиентов собственные концепты. Выявленные концепты TOLERANCE, MULTICUL-TURALISM, PROFICIENCY и LANGUAGE передают сильную взаимосвязь социальных процессов с процессами и способами познания мира. Актуализация перечисленных концептов в англоязычном педагогическом дискурсе ста-

новится возможна благодаря их вербализации, представленной использованием доминантных и производных лексем, синонимов, оценке и другим средствам, передающим функциональную нагруженность дискурса. Результаты анализа позволяют автору говорить о необходимости дальнейшего исследования англоязычного педагогического дискурса с целью выведения его комплексной дискурсивной, концептуальной и прагма-коммуникативной модели.

Ключевые слова: дискурс, педагогический дискурс, концепт, концеп-тосфера, вербализация, язык, дискурсивный анализ.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект №20012-00364 А.

Для цитирования: Нерсесян Г.Р. Концептосфера современного англоязычного педагогического дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3(31): 94-103. DOI:

Original Paper

DOI:

The conceptual sphere of the modern English pedagogical discourse

Gayane R. Nersesyan

Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Federation ORCID: 0000-0002-0466-2648 e-mail:Nersesyan GR@gmail.com

Received: /Accepted: / Published online: Abstract: The given article investigates the conceptual sphere of the modern English pedagogical discourse. The purpose of the paper is presented by the identi-

fication of the main concepts of discourse and the ways they are verbalised by means of language. In order to meet the aim the author touches upon the main approaches to the notion "concept", as well as the concepts already identified in the pedagogical discourse. The main research is represented by the linguacognitive, pragma-semantic, and discourse analyses of the English pedagogical discourse, represented by the authentic pedagogical articles, along with the identification of its main concepts which reflect a wide range of both social and pedagogical processes. The results of the analysis represent the English pedagogical discourse to be rather independent conceptual sphere showing its own features. The identified concepts TOLERANCE, MULTICULTURALISM, PROFICIENCY and LANGUAGE show the strong interconnection between current social phenomena and the pedagogical sphere affecting the way individuals explore the world. The actualization of these concepts becomes possible with the help of language that implements dominant lexemes, derivatives, synonyms, evaluation, and other language means to deliver the functional role of the English pedagogical discourse. The research allows us to conclude that this very type of the discourse, its conceptual sphere and complex pragmatic-communicative charge still represent a wide scope for further research that is yet to be conducted.

Keywords: discourse, English pedagogical discourse, concept, conceptual sphere, verbalisation, language, discourse analysis.

Acknowledgements: The reported research was funded by the Russian Foundation for Basic Research. Project No. 20-012-00364 A.

For citation: Nersesyan G.R. The conceptual sphere of the modern English pedagogical discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 3(31): 94-103. DOI:. (In Eng.).

Введение

Изменения, происходящие в современных социальных процессах, естественным образом отражаются на восприятии людьми действительности, что ведет к изменениям характера коммуникации между ними. Т.е. трансформа-

ции, которые переживают концептуальные представления человека о мире, безусловно, влияют на его дискурс и способ вербализации концептов в бытовой и профессиональной коммуникации.

Проблемы, касаемые концептологии и ее взаимосвязи с дискурсом, были и до сих пор остаются актуальными. Чтобы понять, как и что мотивирует развитие той или иной предметной среды социума в современном контексте, необходимо проанализировать, какие концепты входят в концептосферу этой среды и как они вербализируются в рамках ее дискурса с помощью языка.

К настоящему моменту проанализирован целый ряд концептов многих профессиональных сфер деятельности человека. Однако педагогическая среда, ее концептосфера и способы вербализации основных концептуальных смыслов характеризуются крайне незначительным количеством лингвистических исследований, что делает настоящий анализ значительно актуальным, особенно в условиях возрастающей с каждым днем роли образования, а также необходимости укрепления его роли посредством вербального распространения значимых для него идей.

Цель статьи

Целью статьи является выявление концептосферы англоязычного педагогического дискурса. Для реализации поставленной цели необходим анализ подходов к понятию «концепт», связи концепта с дискурсом, а также анализ выявленных концептов и способов их вербализации в педагогическом дискурсе.

Обзор литературы

Центральным понятием когнитивной лингвистики, занимающейся вопросами познания действительности и связи познавательных способностей человека с языком, является понятие «концепт», которое к данному этапу развития гуманитарных наук все еще вызывает достаточно большое количество дискуссий, подходов и трактовок. Так, понятие «концепт» интерпретируют, как: 1) термин, служащий объяснению ментальных единиц нашего сознания [7, с. 90]; 2) набор ментальных образований, репрезентирующий куль-

туронагруженные смыслы в разнообразных конфигурациях [1, с. 225]; 3) смысл, нагруженный ценностной, образной и понятийной составляющими [6]. Понятие связывают с речемыслительной деятельностью человека, направленной на передачу лингвокультурного «опыта» через средства языка [8, с. 156]. В Словаре методических терминов «концепт» трактуется как «национально-маркированный образ культуры, имеющий языковое выражение <...>» [ссылка]. Так или иначе, в трактовках концепта ясно прослеживается отражение и передача им определенных смыслов действительности, а в лингвистических исследованиях подчеркивается неразрывная связь концепта с языком [3, 5, 10].

Несмотря на четко обозначенную лингвистами взаимосвязь концепта с языком, общепринятый всеми ответ на вопрос о том, какую конкретно роль играет концепт и как именно его следует анализировать, в науке до сих пор отсутствует. Так, в лингвистике концепт анализируют как: (1) некое ментальное формирование: понятие, образ, общее представление, являющееся результатом общения человека с миром [2, с. 293]; как содержательную сторону языкового знака, т.е. означаемое или синоним слову «смысл» [9, с. 42]; кроме этого, концепты рассматриваются как «начальные» смыслы семантической нагрузки слов или «зародыши мысли» [5]; как «ядерные понятия», «смысловые атомы», лексические «примитивы», представляющие основу общечеловеческих понятий [4].

Согласно вышесказанному, функционирование «понятий», «представлений», «смыслов» невозможно анализировать вне нашей речемыслительной деятельности, что делает язык единственным инструментом материализации концептов. Соответственно, материализация определенного смысла становится возможна посредством называния концепта, предоставления ему имени. Для лингвистики концепт представляет собой модель ассоциативного пространства культуронагруженного слова, материальную сторону знака [10]. Автор отмечает, что семасиологическими концептами являются слова,

несущие не только денотативные смыслы, но и коннотативные, создающие и поддерживающие дискурс.

В данном исследовании мы придерживаемся определения концепта, трактующего его как вербализированную абстрактную единицу языка, актуализирующую значимые для того или иного дискурса смыслы.

Так, дискурс в целом и англоязычный педагогический дискурс в частности являются не просто речью субъектов коммуникации, но инструментом и средой актуализации значимых для конкретного социума представлений о мире, т.е. тех самых названых смыслов - концептов.

В педагогическом дискурсе в разное время исследователями были выделены и изучены концепты:

УЧИТЕЛЬ, который рассматривается с позиций понятийного, образного, ценностного аспектов, а также с позиции его метафорической репрезентации [13];

в рамках их метафорической репрезентации анализируются концепты ОБРАЗОВАНИЕ, УЧИТЕЛЬ, ЗНАНИЕ, ШКОЛА, УРОК, ОЦЕНКА, УЧЕБА [13];

концепт ОБРАЗОВАНИЕ, входящий в понятийное ядро педагогического дискурса, анализируется исследователями с позиции лингвокультуроло-гии, и в педагогическом дискурсе репрезентирует ряд концептуальных признаков: знания, умения, навыки, учеба [13];

особое место занимает анализ концептов, репрезентующих связь человека с его родиной: в рамках лексико-семантического и сопоставительного анализов проводится исследование концепта РОДИНА в педагогическом дискурсе [13]; выводятся его понятийные составляющие [13]; анализируется специфика вербальной репрезентации концептов PRIVACY и PATRIOTISM на материалах англоязычного педагогического дискурса [13]; в англоязычном дискурсе с позиции когнитивного и лингвокультурологического подходов анализируется также концепт COUNTRY [13].

В целом, когнитивно-дискурсивные исследования педагогического дискурса охватывают анализ единичного концепта с выведением его когнитивной модели, представленной «концептуальными признаками», «субконцептами», «понятийными составляющими» и т.д. Комплексного анализа кон-цептосферы педагогического дискурса английской лингвокультуры в целом, а также способов и специфики ее вербализации в лингвистических исследованиях все еще проведено не было.

Методы исследования

Для реализации поставленной цели исследования применены методы лингвокогнитивного (с целью определить основные концепты англоязычного педагогического дискурса и составляющие их лексико-семантических полей), прагма-семантического и описательно-аналитического (для установления причин актуализации выявленных концептов в современных педагогических процессах), дискурсивного (с целью описать языковые средства вербализации концептов) анализов, а также элементы статистического метода при обработке материала исследования.

Результаты и дискуссия

Несмотря на достаточно внушительные дискурсивные исследования профессиональной коммуникации в целом, концептосфера англоязычного педагогического дискурса характеризуется отсутствием основательного лингвистического анализа. Отметим, что под концептосферой мы понимаем совокупность существующих концептов, присутствующих как в вокабуляре отдельного человека, так и в языке в целом.

В результате анализа практического материала исследования, представленного текстовыми фрагментами англоязычного педагогического дискурса, нами были выявлены следующие концепты:

TOLERANCE.

Как показало настоящее исследование, одним из актуальных на современном этапе развития англоязычного педагогического является концепт TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Толерантность можно интерпретировать

как способность человека понимать и быть готовым принять различия между людьми. Так как именно толерантность сегодня является одним из основных ключей и способов сохранения стабильности в мире, а также необходимой составляющей личностного становления человека в современном социуме, концепт TOLERANCE актуализируется в достаточно большом количестве текстов педагогического содержания.

В проанализированном материале концепт TOLERANCE эксплицитно функционирует посредством доминантной лексемы tolerance / толерантность и имплицитно через вербализацию лексем harmony / гармония, peace / мир и фраз bringing people together / объединять людей, engage work alongside one another / организовывать совместную работу, to see the world from each other's perspectives / видеть мир с позиции другого человека, break barriers / устранять барьеры, get along / ладить друг с другом. Использование глагольных форм в перечисленных словосочетаниях усиливает авторский посыл и освещает ряд действий, посредством которых могут быть построены толерантные отношения. Следует также отметить, что TOLERANCE представляется в англоязычном педагогическом дискурсе ценностно нагруженным концептом. Так, автор одной из проанализированных статей использует модальный глагол should / следует и стилистический прием нарастания should talk -talk about it early - talk about it often - and talk about it in a lot of different contexts / следует говорить - [начинать] обсуждать это раньше - обсуждать чаще - обсуждать в самых разных контекстах [14].

Педагогический процесс и англоязычный педагогический дискурс касаются также разного рода исторических и религиозных аспектов развития текущих социальных процессов, что в свою очередь приводит к актуализации концепта TOLERANCE в дискурсе. Так, в англоязычных педагогических текстах концепт реализуется через доминантную лексему tolerance / толерантность и слова, связанные с концептом respect / уважение, peace / мир, open-mindedness / широкомыслие, open / открытый; глаголы recognize / признавать, understand / понимать, manage / справляться, фразы, включающие

антонимы слову tolerance to fight racism and discrimination / бороться против расизма и дискриминации, identifying and controlling our own implicit biases / устанавливая и контролируя наши внутренние предубеждения - помогают реципиенту понять значимость интеракции между людьми, в то время как личное местоимение we / мы в словосочетании we need / нам необходимо передает связанные с толерантностью идеи гармонии и принятия отличного. В результате анализа становится очевидна роль школы и образования в развитии межэтнических отношений [14].

MULTICULTURALISM.

Тесно связанный с предыдущим концепт MULTICULTURALISM / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ занимает достаточно крепкую позицию не только в концептосфере англоязычного педагогического дискурса, но и в глобальном концептуальном пространстве в целом.

Процесс культурной, экономической, социальной и т.д. интеграции всемирного общества привел к необходимости овладения обучающимися глубоких знаний и представлении об особенностях мировых культур, религий, языков.

В подтверждении вышесказанного можно отметить широкую распространенность концепта MULTICULTURALISM, который четко отражает современные социальные тенденции. Так, в проанализированных педагогических текстах концепт MULTICULTURALISM вербализуется через производную лексему multicultural / мультикультурный и лексемы, принадлежащие лексико-семантическому полю концепта: global / глобальный, foreign-based / зарубежный, culturally heterogeneous / многообразный (в культурном плане), bicultural / двукультурный, international / интернациональный, cross-cultural / межкультурный. Так как мультикультурализм реализуется посредством межкультурного диалога, т.е. через язык, в англоязычном педагогическом дискурсе появляются связанные с ним лексемы multilingual / мультилинг-вальный, linguistically heterogeneous / лингвистически разнообразный, bilingual / билингвальный, languages /языки [14].

PROFICIENCY.

Лексической единицей proficiency, называющий концепт в языке, может быть обозначен уровень владения человеком каким-либо навыком в любой предметной сфере его деятельности, в том числе (даже в большей степени) уровень владения языком. Так как целью педагогического процесса является овладение человеком знаний, умений и навыков, а концепт PROFICIENCY репрезентирует собой наивысший результат данного процесса, неудивительно, что в англоязычном педагогическом дискурсе он находит широкую «вербальную распространенность».

В англоязычном педагогическом дискурсе концепт PROFICIENCY представлен не только доминантной лексемой proficiency, но и близкими по значению лексическими единицами experiences / опыт, mastery / владение [знанием / опытом], capacity / способность, skills / навыки. Говорящие репрезентируют концепт как ценностно нагруженный посредством использования: (1) оценки в таких словосочетаниях, как key elements / ключевой элемент или key component / ключевой компонент; (2) модальных глаголов must / должен, should / следует, need / необходимо. Кроме этого, часто говорящие делятся некой инструкцией по достижению необходимого уровня навыков, используя в речи инфинитивные конструкции: to empower / усилить, to think conceptually and critically / думать концептуально и критически, to use school to develop / использовать школу, чтобы развивать [14].

Отметим особую распространенность концепта PROFICIENCY в текстах, посвященных будущей занятости обучающихся, их трудоустройству. В подобных случаях концепт вербализуется через доминантную лексему proficiency, а также ряд следующих лексических комбинаций: critical-thinking / критическое мышление, problem-solving / [навыки] решения проблем, analytical skills / аналитические навыки. Лексемы success / успех, enhances / усиливает, employment / трудоустройство, opportunities / возможности демонстрируют взаимосвязь необходимости формирования компетенций и успешного карьерного развития [14].

LANGUAGE.

Если обратиться к упомянутым выше концептам, можно отметить, что речемыслительная деятельность человека является неотъемлемой частью каждого из них. Это неудивительно: язык представляет собой совокупность слов, грамматических, семантических и семиотических правил, отражающих деятельность определенной социальной группы, в том числе профессиональной.

В англоязычном педагогическом дискурсе концепт функционирует при помощи доминантной лексемы language / язык и ряда слов, репрезентирующих лексико-семантическое поле концепта: skill / навык, vocabulary / вокабу-ляр, grammar / грамматика, spoken and written word / устное и письменное слово.

Концепт LANGUAGE, разумеется, не является репрезентацией явления действительности, которое появилось в педагогической сфере и человеческой жизни недавно. Однако в последнее время, в связи с отмеченным выше процессом глобализации, он приобрел особый посыл и роль в педагогическом дискурсе. Говоря об овладении и знании языка, люди все чаще имеют в виду не родной язык, а иностранный. Все чаще репрезентация концепта сопровождается такими лексическими единицами как bilingualism / билингвизм, multilingualism / мультилингвизм, что, безусловно, оправдано контекстом развития современного образования. В проанализированном материале концепт LANGUAGE актуализируется посредством лексем, указанных выше, а также с помощью единиц dual-language / двуязычный, linguistic / лингвистический; на саму значимость овладения иностранным языком и его ценность указывают глагольные лексемы bring forth / производить, вызывать, advance / продвигать, invest / вкладывать, embrace / охватывать, оценочное прилагательное viable / перспективный, жизнеспособный и субстантивированное прилагательное 21st-century / «характерный для XXI века, актуальный», подчеркивающие, что именно такой подход соотносим с современными требованиями и уровнем образования в 21 веке; синтаксические повторы, выражен-

ные герундиальными формами by affording / предоставляя, by encouraging / поощряя, by pushing / толкая (продвигая), by raising / повышая, будучи нагруженными манипулятивно-консолидирующим посылом, делают высказывание более динамичным, тем самым усиливая концепт в англоязычном педагогическом дискурсе [14].

Заключение

В результате проделанного лингвокогнитивного, прагма-семантического и дискурсивного анализов англоязычный педагогический дискурс может быть охарактеризован:

(1) наличием собственной концептосферы, представленной выявленными и проанализированными концептами: TOLERANCE, MULTICULTUR-ALISM, PROFICIENCY, LANGUAGE;

(2) наличием определенных способов вербализации концептов, представленных лексическими, грамматическими, стилистическими средствами языка;

(3) наличием динамичного, видоизменяющегося характера, подстраивающего под актуальные для отдельно взятого периода времени социальные процессы.

Необходимо отметить, что полученные в ходе исследования результаты, являются далеко не исчерпывающими. Считаем актуальным дальнейший анализ англоязычного педагогического дискурса с целью выведения его лингвокогнитивной функциональной модели.

Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. Монография, М.: Academia, 2002. 392 с.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

3. Багиян А.Ю., Аракелова А.Р. Концептуальное воплощение ценностей и антиценностей в научно-популярном дискурсе сферы информацион-

ных технологий как способ актуализации профессиональной аксиологической картины мира // Научный диалог. - Екатеринбург, Изд-во «Центр научных и образовательных проектов» 2019, № 10. С. 61-78.

4. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Языки славянских культур, 2011. 568 с.

5. Демъянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой. - М.: Изд-во «Азбуковник» 2007. С. 606-622.

6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 476 с.

7. Кубрякова Е.С., Демъянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Из-во МГУ, 1996. 245 с.

8. Прохоров Ю.В. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2009. 179

с.

9. Степанов Ю.С. Слова, понятия, вещи. К новому синтезу в науке о культуре // Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Наука, 1995. с. 5-25.

10. Чернейко Л.О. Базовые понятия когнитивной лингвистики в их взаимосвязи // Язык, сознание, коммуникация. - М., Изд-во МАКС Пресс 2005, №30. С. 43-73.

11. Ширяева Т.А., Авшаров А.Г. Социокогнитивное моделирование как методологическая основа изучения делового дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов, Изд-во «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» 2018, № 1 (54). С. 94-102.

12. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. - М.: Изд-во ИКАР, 2009. [Электронный ресурс] URL: http://gramota.ru/ slovari/dic/?all=x&word=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D 1 % 86%D0%B5%D0%BF%D1%82. Дата обращения: 30.01.2019.

13. Электронная библиотека диссертации. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/. Дата обращения: 30. 12. 2019.

14. Language Magazine. Available at: https://www.languagemagazine.com/archives/ (access at: 17 January 2020). (In Eng).

References

1. Alefirenko, N.F. (2002). Poetic energy of a word. Synergy of language, consciousness and culture. Moscow: Academia. 392 p. (In Russ.).

2. Arutyunova, N.D. (1999). The language and world of man. Moscow: Languages of Russian culture. 896 p. (In Russ.).

3. Bagiyan, A.Y., Arakelova, A.R. (2019). Conceptual embodiment of values and antivalues in the scientific-popular discourse of the sphere of information technologies as a way of updating the professional axiological picture of the world. Scientific dialogue, no. 10, pp. 61-78. (In Russ.). DOI: 10.24224/22271295-2019-10-61-78

4. Cherneiko, L.O. (2005). Basic concepts of cognitive linguistics within their relationships. Language, consciousness, communication, no. 30, pp. 43-73. (In Russ).

5. Dem'yankov, V.Z. (2007). The term "concept" as an element of terminological culture. Language as a substance of meaning: collection of articles in honor of academician N. Yu Schwedova, 606-622 pp. (In Russ.).

6. Karasik, V.I. (2002). Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena. 476 p. (In Russ.).

7. Kubryakova E.S., Dem'yankov V.Z., Pankrats Yu.G., Luzina L.G. (1996). Dictionary of Cognitive Terms. Moscow: MSU. 245 p. (In Russ.).

8. Prokhorov, Yu.V. (2009). In search of a concept. Moscow: Flinta: Science. 179 p. (In Russ).

9. Shiryaeva, T.A., Avsharov, A.G. (2018). Sociocognitive modeling as methodological basis of business discourse studying. Sociocognitive Modeling as

Methodological Basis of Study of Business Discourse, no. 1(54), pp. 94-102. (In Russ). DOI: 10.20916/1812-3228-2018-1-94-102

10. Stepanov, Yu.S. (1995). Words, concepts, things. To a new synthesis in the science of culture. Dictionary of Indo-European Concepts and Society. Moscow: Nauka. pp. 5-25. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Wierzbicka, A. (2011). Semantic universals and basic concepts. Moscow: Languages of Slavic cultures. 568 p. (In Russ.).

12. Dictionary of methodical terms and definitions. Available at: http://gramota.ru/ slovari/dic/?all=x&word=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D 1 % 86%D0%B5%D0%BF%D 1 %82 (access at: 30 January 2020). (In Russ).

13. Digital library of dissertations. Available at: https://www.dissercat.com/ (access at: 30 December 2019).

14. Language Magazine. Available at: https://www.languagemagazine.com/archives/ (access at: 17 January 2020). (In Eng).

Нерсесян Гаянэ Робертовна, аспирант кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Пятигорский государственный университет; 357532, пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация; e-mail: NersesyanGR@gmail.com

Gayane R. Nersesyan, PhD student, Pyatigorsk State University, English Language and Professional Communication Department; 357532, 9 Kalinin Avenue, Pyatigorsk, Stavropol territory, Russia; e-mail: NersesyanGR@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.