Научная статья на тему 'The classification of the basic approaches to research of the economic psychology'

The classification of the basic approaches to research of the economic psychology Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОДХОД / ECONOMY / PSYCHOLOGY / ECONOMY PSYCHOLOGY / APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Volovelskaya I. V.

Economic psychology is the psychology of the subject of economic relations, which allows you to more deeply understand the impact of psychological factors not only in microeconomic and macroeconomic processes. In the works of various scholars reflected economic knowledge in the form of ideas about the nature and interaction of economic subjects. Since the formation of economic psychology as a science is still incomplete, inevitably there are some methodological difficulties about of the designation of the subject. This article analyzes different approaches to the definition of this concept and developed a classification that takes into account all its characteristics more comprehensively.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The classification of the basic approaches to research of the economic psychology»

УДК 159.9.003.1

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Воловельськая И.В., к.е.н., доцент (УкрГАЖТ)

Экономическая психология - это психология субъекта хозяйственных отношений, которая позволяет более глубоко понимать влияние психологического фактора не только в микроэкономических, но и в макроэкономических процессах. Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще не завершено, неизбежно возникают методические сложности в определении предмета исследования. В данной статье проанализированы различные подходы к определению этого понятия и разработана классификация, учитывающая все его характеристики более комплексно.

Ключевые слова: экономика, психология, экономическая психология, подход.

КЛАСИФ1КАЦ1Я ОСНОВНИХ П1ДХОД1В ВИЗНАЧЕННЯ ЕКОНОМ1ЧНО1 ПСИХОЛОГП

Воловельськая 1.В., к.е.н., доцент (УкрДАЗТ)

Економiчна психологiя - це психологiя суб'екта господарських вiдносин, яка дозволяе бшьш глибоко розумти вплив психологiчного фактора не тшьки у мiкроекономiчних, але i в макроекономiчних процесах. Осюльки формування економiчноi психологи як единой науки ще не завершене, неминуче виникають певнi методичт труднощi у визначеннi предмета до^дження. В данш статтi проаналгзовано ргзш тдходи до визначення цього поняття та розроблена класифiкацiя, що враховуе всi його характеристики бшьш комплексно.

Ключовi слова: економЫа, психологщ економiчна психологщ пiдхiд.

THE CLASSIFICATION OF THE BASIC APPROACHES TO RESEARCH OF THE

ECONOMIC PSYCHOLOGY

Volovelskaya I. V., Candidate of Economic Sciences, associate professor (USA ofRT)

Economic psychology is the psychology of the subject of economic relations, which allows you to more deeply understand the impact of psychological factors not only in microeconomic and macroeconomic processes. In the works of various scholars reflected economic knowledge in the form of ideas about the nature and interaction of economic subjects. Since the formation of economic psychology as a science is still incomplete, inevitably there are some methodological difficulties about of the designation of the subject. This article analyzes different approaches to the definition of this concept and developed a classification that takes into account all its characteristics more comprehensively.

Key words: economy, psychology, economy psychology, approach.

Постановка проблемы: Экономическая психология как наука характеризуется многомерной структурой. Причем структура отечественной экономической психологии не является устоявшейся. Различные подходы к ее определению содержатся в учебных пособиях, сборниках материалов конференций и монографиях.

Специфика данной проблемы, а также несовершенство существующих классификаций и характеристик различных подходов изучения экономической психологии как науки на настоящий момент времени, послужили основой для написания данной статьи.

Анализ последних исследований и публикаций:

Значительная часть исследований относится к организационной психологии или психологии управления. Они базируются на изучении человеческого поведения и его влияния на на экономическую эффективность работы предприятий. Ведущие представители этого направления: А.И. Китов, В.Д. Попов. П. Альбо, Д. Антонидес, X. Лейбенштейн, П. Рейно, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, П.Н.Савицкий, А.В.Чаянов. [1, 2 и др.].

Вопросы отношения к деньгам рассматривали Ямамучи и Темплер, А. Фенэм; психологию предпринимательства - К.Грей,

© Воловельськая И.В.

ЕЯсник економжи транспорту i промисловосл № 49, 2015

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов; исследования в сфере рекламы- А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков и др. [2, 3, 8].

Вопросы, посвященные управлению персоналом, в частности методам мотивации рассмотрены в работах таких ученых, как: Н Махорт, Т.Озерникова, К.М. Гуревич, Е.М. Борисова и др. [1, 4, 7, 8].

Вопросы, посвященные индивидуальности человека и его отношению к экономической деятельности рассматривали такие ученые, как: И.В.Троицкая, Э.В,Бондарев, Л.В,Алексеева и др. [3, 5,6, 7].

Нерешенные составляющие общей проблемы. Проблема состоит в отсутствии комплексной классификации, которая учитывала бы все стороны и характеристики различных подходов изучения экономической психологии как науки.

Цель статьи заключается в изучении имеющихся классификаций и характеристик понятия экономической психологии и последующей разработки комплексной классификации подходов к изучению экономической психологии как науки.

Изложение основного материала исследования.

В данной работе классификационные признаки подходов к изучению экономической психологии, предложенные в предыдущей статье рассматриваются более подробно.

Явления экономической психологии изучают по различным теоретичесим направлениям. Следует выделить такие, как: структурализм, подразумевающий систему психологии, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта; функционализм - предметом изучения которого считаются функции (или акты); бихевиоризм , отрицающий «сознание». Законы человеческого поведения, согласно этой теории следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Это «бессознательная» наука, где поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов; Гельштальтизм - теория, рассматривающая все процессы как единое целое (гештальты (gestalts)), которое не может быть разделено на отдельные составные части; когнитивизм - междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику , теорию

искусственного интеллекта и др.; гуманистическое направление - самое новое направление персонологии - предполагающее, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения

гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Этот подход отрицает бессознательное. Это направление предполагает, что поведением человека управляют не столько сознательные, сколько бессознательные мысли и чувства

Следует отметить также, что данные явления изучаются по различным областям исследования: макроэкономическая область изучаются закономерности экономического развития на основе взаимосвязи таких экономических объектов, как государства и другие крупные социальные группы и таких макроэкономических явлений, как государственная политика, благосостояние страны и др. Микроэкономическая область изучает малые экономические объекты. Изучаются такие категории, как прибыль, затраты, отношения между участниками рынка на основе конкуренции. Личностная область занимается изучением характеристик отдельных личностей, особенностей их поведения и деятельности, а также на их основе изучение психологических закономерностей взаимоотношений экономических субъектов рынка Основные направления исследования данной науки можно ограничить следующими факторами: исследованием основных аспектов ведения бизнеса и поведения предпринимателя; потребительское поведение на рынке; область отношений от мезоуровня до личностных отношений индивидуумов.

Согласно методологических позиций следует выделить такие направления, как: философско-психологические, которые изучают экономические проблемы, связанные с поведением человека с помощью философского понятийного аппарата; общепсихологические, изучающие общие закономерности экономических явлений, психологии сознания и политической деятельности на мезо, макро и микро-уровнях социальной действительности; социально-психологические -изучает закономерности взаимодействия социально-психологических и экономических факторов в аспекте функционирования различных социальных групп; психология трудовых отношений рассматривает трудовые отношения; отношения между производителями и потребителями; отношения между различными сотрудниками на предприятии; маркетинговую и рекламную деятельность и др; социокультурный подход заниматся рассмотрением таких научных категорий, как: классы; рынок; ролевые позиции в экономике; социально-психологические

феномены; экономические прецеденты (власть, международные отношения и др). Экономико-психологический подход изучает проблемы

Вкиик економжи транспорту 1 промисловосл № 49, 2015

экономического поведения, политико-социального управления, вопросы экономического сознания личности и общества. Экономический подход рассматривает логику развития экономической системы через поведение хозяйствующего субъекта и личности.

Это максимальное полная классификация подходов к изучению понятия экономическая психология. В ней мы учитывали основные подходы, согласно классификационным признакам. Однако, принимая во внимание тот факт, что данная наука продолжает разиваться, возможно, данная классификация потребует дополнений и изменений.

Выводы: любые субъекты хозяйственной деятельности находятся в постоянном поиске оптимального решения. Это связано с тем, что неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий

существования человека.

Именно углубленное изучение

экономической психологии, как науки даст возможность максимально решить проблему выбора лучшего решения исходя не только из экономических факторов внешней и внутренней среды, но и психологических факторов относительно лица, принимающего решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Китов А.И. Экономическая психология [Текст] / А.И. Китов. - М.: Экономика, 1987. -С.278.

2. Лебедев А.Н. Экспериментальная психология [Текст] / А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков. - М.:АКАДЕМИЯ. - 2005. - №1. - С. 35.

3. Малахов С.В. Основы экономической психологии [Текст] / С.В. Малахов. - М.: Политиздат, 2002. - С.7-9.

4. Спасенников В.В. Экономическая психология как научная дисциплина, специализация студентов и область практической деятельности [Текст] / В.В. Спасенников // Региональная экономика, наука и инновации. - Калуга: «Эйдос»,

1997. - С. 370—374.

5. Спасенников В.В. Экономическая психология (размышления о новой отрасли научного знания) [Текст] // информационно-аналитический центр Росбизнес-Консалтинг. -СПб: «МОСТ». - 2003. - №54. - С. 16-19.

6. Троицкая И.В. Психология предпринимательской деятельности и основы экономической психологии [Текст]: курс лекций / И.В.Троицкая. - СПб.: СПбГАСУ, 2010. - 176 с.

7. Троицкая И.В. Психология отношения к экономическим явлениям [Текст] / И.В.Троицкая. - СПб.: СПбГАСУ, 2004. - 198 с.

8. Экономическая психология: теория, практика, образование [Текст]: науч. докл. / Под ред. проф. А.И.Муравьева. - СПб.: СПбГУЭиФ,

1998. - 52 с.

Рецензент д.э.н., профессор УкрГАЖТ Кирдина Е.Г. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.

Вкник екоиомжи транспорту 1 промисловост1 № 49, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.