непосредственной образовательной деятельности с электронным приложением, которые помогут познакомить детей с произведениями искусства, рожденными в народной среде, с основами древней образности и символики, научат изготавливать игровые куклы и куклы-обереги (к каждой кукле требуются подробные этнографические справки и технологические карты). Электронное приложение (на CD-диске) к каждому занятию позволит детям увидеть много нового и интересного, даст возможность побывать в гостях у народных мастеров, научить поэтапно создавать различные народные игрушки.
В процессе использования программы «Мир русской народной игрушки» ребенок будет постепенно погружаться в этнохудожественную деятельность, а игрушка войдет в его сознание как важный элемент культурного наследия народа. В игрушках сосредоточен своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. К сожалению, народная игрушка в наши дни превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Следует помнить, что именно народная игрушка традиционно выступала в качестве инструмента сохранения культурного наследия, и именно в качестве воплощения духовного опыта народа она возвращается в педагогический процесс.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. 2005.№ 4. С. 98-108.
2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч. М., 1974. Т. 1.
3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. 506 с.
4. Оршанский Л. Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России // Игрушка. Ее история и значение: сб. ст. под ред. Н. Д. Бартрама. М.: Изд. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. С.3-64.
5. Некрасова М. А. Народное искусство России // Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. 219 с.
6. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1895. 387 с.
7. Вардугин В. И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен. Саратов: Дет. книга, 2001. 352 с.
8. Шоломицкая Н. Д. Народная игрушка терских поморов как средство социализации детей среднего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: (13.00.01). Мурманск, 2002. 21 с.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
THE ARTISTIC TASTE AS A COMPONENT OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
В. М. Зубань
Данная статья освещает основные вопросы воспитания художественного вкуса учащихся специализированных общеобразовательных школ художественно-эстетического профиля средствами гончарного искусства. Приобщение к нему способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов, делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к народному наследию своей страны.
Ключевые слова: гончарство, гончарное искусство, лепка, художественный вкус, художественно-эстетический профиль.
V. M. Zuban
This article highlights the issues of development of the artistic taste of the students of specialized secondary schools of art-aesthetic profile by means of the art of pottery. The initiation of pottery art contributes to the formation of cognitive interests, gives the opportunity to acquaint children with a wide range of objects and phenomena, develops sense of beauty, educates the careful attitude to the heritage of their country.
Keywords: ceramics, ceramics art, sculptures, artistic taste, artistic-aesthetic profile.
В контексте новых подходов к построению национальной системы образования особую актуальность приобретают дисциплины художественно-эстетического цикла в общеобразовательных учебных заведениях, которые должны обеспечивать духовно-
творческое развитие школьников. Вопрос художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения волновали государственных, общественных деятелей, педагогов и писателей: М. Грушевского, А. Духновича, А. Макаренко, Я. Мудрого, Ф. Прокоповича, С. Рудницкого,
Г. Сковороду, Лесю Украинку, К. Ушинского, И. Франко, Т. Шевченко и многих других.
Доказано, что важнейшим проявлением художественного воспитания личности является ее вкус (А. И. Буров, Л. С. Выготский, С. С. Гольдентрихт, М. П. Гальперин, Н. И. Кия-щенко, А. Н. Лук, А. А. Салиев, Э. Фромм и др.). Наряду с эстетическим вкусом ученые (И. А. Ахметов, Л. Н. Коган, В. К. Скатерщиков и др.) выделяют и исследуют художественный вкус, который требует специальной подготовки в любой художественной деятельности: без такой подготовки отсутствует база для становления художественного вкуса и собственного места для эстетического вкуса в целом.
Однако, как показывает педагогическая практика, проблема воспитания художественного вкуса учащихся средствами гончарного искусства до сих пор не нашла глубокого и всестороннего изучения, хотя ее научное и практическое значение являются неоспоримыми. Итак, недостаточная разработка названной выше проблемы и обусловила выбор темы данной статьи.
Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, нравственным и физическим воспитанием значительное место занимает воспитание художественное.
В результате для большинства выпускников школы характерен низкий уровень культурного развития, а это приводит к низкому уровню развития всего общества в эстетическом направлении. Отсюда большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать художественные потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.
Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.
Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями - торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования художественного воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.
На сегодняшний день художественное воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей
критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего художественного воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы. Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы художественного воспитания.
Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающее способности детей и формирующая у них художественный вкус.
Процесс гуманизации школьного воспитания позволяет рассматривать его сегодня как более активную форму передачи и присвоения художественного наследия и эстетического опыта.
Целью любой системы эстетического воспитания является направленное развитие основных форм эстетического сознания, в том числе и художественного вкуса.
Эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (С. Ю. Бубнова, Е. В. Гончарова и др.).
В основе эстетического воспитания лежат принципы гуманизма - красоты и гармонии. Наиболее полным воплощением этих принципов, соответствующих прогрессивному ходу исторического развития, стала художественная деятельность и ее результаты - искусство (Б. М. Неменский).
Важной областью эстетического воспитания является художественное воспитание, которое представляет собой процесс целенаправленного воздействия средствами искусства (мы рассматриваем гончарство) на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве (Н. А. Ветлугина, Б. Г. Неменский, Е. А. Флерина).
В отличие от вкуса эстетического, художественный вкус формируется постепенно и только в регулярном общении с подлинными произведениями искусства. Вкус обязательно связан с художественно-психологической установкой, так как она несет в себе определенное отношение к искусству, определенную направленность психики, а также определенные психические умения и навыки. Вкус вызывает предрасположенность к постижению произведений искусства и получению художественного наслаждения, если его оценка положительна. В противном случае он как бы отталкивает произведения. Вкус производит предварительный отбор, в одних случаях расчищая дорогу и усиливая работу психологической установки, в других - прекращая ее. Уровень вкуса личности определяется не ее индивидуальными пристрастиями, а чуткостью психики к установившимся в общественном сознании критериям художественности и способностью к точной предварительной оценке произведений искусства на основе этих критериев. Иными словами, качество вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нем субъ-
ективная оценка соответствует объективной художественной ценности. Вкус может быть развитым и неразвитым. Развитый художественный вкус дает возможность индивиду получать наслаждения от подлинно прекрасного произведения искусства и эмоционально отвергать безобразное. Кроме того, развитый художественный вкус предполагает глубокую и разностороннюю оценку произведения личностью, воспринимающей форму и содержание не как раздельно существующие компоненты, а как неразрывное целое. Неразвитость, примитивность художественного вкуса выражается в слепом следовании лишь сюжету, принимаемому за единственный признак совершенства произведений. Отсутствует понимание предмета искусства, отождествляется изображение с действительностью, и возникающее при этом утрированное требование буквального правдоподобия исключает творческий полет фантазии, художественный домысел. Для нас значимым является то, что вкус развивается вместе с развитием человека. Неразвитый вкус в одинаковой степени имеет тенденции как стать хорошим, так и плохим. Все будет зависеть от условий и характера воспитательных воздействий. Этой точки зрения придерживаются в своих работах А. И. Буров, Н. Волков, Н. И. Киященко и другие исследователи. Рассматривая художественный вкус как одну из важнейших характеристик художественной воспитанности личности, связывая его формирование с условиями бытия художественной культуры общества, учитель обязан развивать в себе и у своих воспитанников способность судить о красоте.
В нашей работе мы придерживаемся определения понятия «художественный вкус» как относительно устойчивой, социально опосредованной способности человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства, данного Л. Л. Литвиненко.
Человек с развитым художественным вкусом способен понять и оценить стилевое единство предмета, чувствовать связь гончарного искусства с художественными требованиями своего времени или прошлых эпох.
Гончарное искусство - это результат творчества многих поколений мастеров, которые из бесформенного куска глины творили значительные художественные ценности. Изучение гончарного искусства создает условия для воспитания художественного вкуса и развития творческой направленности учащихся и приобщения их к народным традициям и культуре. Одна из целей изучения гончарного искусства - гармоничное развитие познавательной активности и художественных вкусов школьников, пробуждение креативности.
Система воспитания художественного вкуса ориентирована на реализацию следующих функций:
• воспитательную, формирующую социально-зрелую личность;
• развивающую, благоприятную творческому росту школьника и удовлетворяющую его разнообразные и духовые потребности;
• адаптивную, что готовит ученика к быстро меняющимся условиям жизни;
• оценочную, что рассматривает системную ценность полученных знаний, умений и навыков.
Художественный вкус несет в себе внутренние психологические проявления предпочтений, принятия или непринятия определенных явлений действительности или произведений искусства каждым человеком в соответствии с его мировосприятием, сказывается на отношении к жизни. Художественно воспитанные юноши и девушки испытывают потребность в самовыражении. Их вкус постепенно совершенствуется благодаря целенаправленному педагогическому влиянию.
Одно из главных мест в воспитании и развитии личности средствами искусства принадлежит гончарству. Воздействуя на эстетическое сознание ребенка выразительностью своих образов, оно утверждает определенные общественные взгляды, идеалы и вкусы. Приобщение к гончарному искусству способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с произведениями этого вида искусства делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к народному наследию своей страны, уважение к художественному созиданию.
Здесь большую роль играют уроки гончарства в школе. Эстетическое воспитание на этих уроках можно рассматривать как формирование специальных творческих способностей младших школьников для развития художественных взглядов, вкусов, чувств. Эстетическое воспитание не рассматривается в качестве самостоятельного вида воспитания, а выступает стороной всех других видов воспитания. Художественное воспитание выступает высшей, специализированной формой эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание проникает во все сферы развития ребенка: умственного, нравственного, трудового и т. д.
Процесс обучения гончарству дает большие возможности для художественного развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе гончарства не выделены конкретные художественные понятия, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры должна осуществляться на каждом уроке. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, ребенку надо самому «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению красоты. Таким образом, уроки гончарства представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественного вкуса.
Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на уроках гончарства становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логическими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.
Общеизвестно, что всякая деятельность, направленная на утверждение красоты, эстетически воспитывает человека. В соответствии с этим необходимость личного участия в создании художественно привлекательных вещей составляет квинтэссенцию художественного воспитания. Привлечение воспитанника к творческой деятельности активизирует процесс интериоризации художественных ценностей. Однако эта деятельность должна быть не механической, а предусматривающей элемент творчества, поскольку именно творческая деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей, дает положительный, общественно ценный результат.
Анализ воспитательного воздействия гончарного творчества на художественный вкус приводит к необходимости рассмотрения, с одной стороны, проблемы взаимосвязи общечеловеческого и национального в искусстве, а с другой стороны - вопрос отражения архетипов, национального самосознания личности. Последнее связано с тем, что одним из влиятельных средств развития личности является национальная культура, народное искусство и традиции.
Таким образом, мы считаем, что работа над художественными изделиями на уроках гончарства позволяет развить у учащихся способность к пространственно-композиционной деятельности и художественно-образному мышлению и способствует воспитанию художественного вкуса.
Введение в школьное обучение материалов по гончарному искусству позволяет приобщить детей к ценно-
стям народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буров А. И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974.
2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1983.
3. Зверев И. Д. Эстетическое образование школьников. М.: Педагогика, 1984. 140 с.
4. Калашник Н. Г. Еволющя формування естетич-них смаыв в вторичному розвитку людства // Теоретичн питання культури, освгги та вихо-вання: зб. наук. праць. Вип. 20. Киев: Наука, 2002.С.103-106.
5. Калитин Н. Искусство видеть и слышать прекрасное. М., 1965.
6. Савчук I. В. Декоративно-ужиткове мистецтво як складова нацюнально! культури та чинник формування естетичних смаыв учтв // Наук. зап. Терношльського нацюн. пед. ун-ту. Сер.: Педагогша. 2007. № 8. С. 19-25.
7. Нестеренко Т. Ю. Развитие образно-пластического мышления младших школьников на основе традиций народного гончарного искусства (на примере дополнительного образования): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
PECULIARITY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS' COGNITIVE COMPETENCE FORMING IN EXTENDED DAY CLASS
Г. Ф. Гасанова, Л. К. Веретенникова
В статье рассмотрено формирование познавательных компетенций у младших школьников на примере учеников, посещающих группу продленного дня. В работе рассмотрено влияние использования конструктора «Лего» на познавательные компетенции учеников, посещающих группу продленного дня. Установлено, что школьники, посещающие группу продленного дня, значительно повысили уровень сформированности познавательных компетенций, качества знаний до 4,3%, а у группы детей, не посещающих группу продленного дня, наблюдался более низкий результат - 3,8%.
Ключевые слова: познавательные компетенции, начальная школа, группа продленного дня.
G. F. Gasanova, L. K. Veretennikova
The article deals with the formation of cognitive competence of primary school pupils in extended day class. The impact of "Lego" construction on the cognitive competence of children, visiting extended day class is considered. It has been noticed that the level of cognitive competence of schoolchildren visiting extended day class has risen considerably, and the quality of knowledge up to 4,3%. But the group of schoolchildren who didn't visit the extended day class, has lower results - 3,8%.
Keywords: cognitive competence, primary school, extended-day class.