Научная статья на тему 'The analysis of professional standards requirements to the competences of workers'

The analysis of professional standards requirements to the competences of workers Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ РАБОЧИХ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL STANDARDS / COMPETENCE OF WORKERS / KNOWLEDGE / SKILLS / LABOUR ACTIONS / TECHNICAL COMPETENCE / METAPROFESSIONAL SKILLS / METACOMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломеец Наталья Валерьевна

Знаниям, навыкам, способностям рабочих. Основу исследования составляют эмпирический анализ и обобщение профессиональных стандартов, позволяющие более глубоко изучить компетенции, востребованные по рабочим профессиям на современном этапе технической деятельности. Изучен 81 профессиональный стандарт по смежным рабочим профессиям. Отбор стандартов осуществлялся с учетом вида профессиональной деятельности (производство, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и др.). На примерах, представленных в данных документах, подтверждена важность в трудовой деятельности рабочих трех видов компетенций: технических, надпрофессиональных и метакомпетенций, описанных ранее в статьях автора. Выявлено, что в условиях автоматизации труда и усложнения технического объекта от рабочего требуются более широкие профессиональные знания по смежным техническим дисциплинам, выходящие за пределы конкретной профессии, т. е. необходимы междисциплинарные технические знания (например, вычислительной техники, электроники, автоматики, робототехники и др.). Также установлено, что важно обладать навыками планирования, организации работы, контроля, аналитическими, коммуникативными способностями, владеть знаниями в области охраны и безопасности труда, знаниями английского языка. Более того, определено, что техническим работникам необходимы творческое мышление, способность оперативно принимать решения и делать прогноз. Последнее связано с тем, что работа на оборудовании, которое имеет сложную механику, требует понимания функционирования системы и предельно точного определения проблемной зоны при возникновении аварии. Это предполагает обладание способностью системного видения проблемы и гибкого подхода к ее решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The analysis of professional standards requirements to the competences of workers»

УДК 331 JEL: M53

DO110.25513/1812-3988.2019.17(1).73-79

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К КОМПЕТЕНЦИЯМ РАБОЧИХ

Н.В. Коломеец

ОмПО «Иртыш» (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 30 сентября 2018 г.

Дата принятия в печать 25 декабря 2018 г.

Тип статьи

Аналитическая статья

Ключевые слова

Профессиональные стандарты, компетенции рабочих, знания, умения, трудовые действия, технические компетенции, над-профессиональные компетенции, метакомпетенции

Аннотация. Изложены результаты исследования требований профессиональных стандартов к знаниям, навыкам, способностям рабочих. Основу исследования составляют эмпирический анализ и обобщение профессиональных стандартов, позволяющие более глубоко изучить компетенции, востребованные по рабочим профессиям на современном этапе технической деятельности. Изучен 81 профессиональный стандарт по смежным рабочим профессиям. Отбор стандартов осуществлялся с учетом вида профессиональной деятельности (производство, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и др.). На примерах, представленных в данных документах, подтверждена важность в трудовой деятельности рабочих трех видов компетенций: технических, надпрофессио-нальных и метакомпетенций, - описанных ранее в статьях автора. Выявлено, что в условиях автоматизации труда и усложнения технического объекта от рабочего требуются более широкие профессиональные знания по смежным техническим дисциплинам, выходящие за пределы конкретной профессии, т. е. необходимы междисциплинарные технические знания (например, вычислительной техники, электроники, автоматики, робототехники и др.). Также установлено, что важно обладать навыками планирования, организации работы, контроля, аналитическими, коммуникативными способностями, владеть знаниями в области охраны и безопасности труда, знаниями английского языка. Более того, определено, что техническим работникам необходимы творческое мышление, способность оперативно принимать решения и делать прогноз. Последнее связано с тем, что работа на оборудовании, которое имеет сложную механику, требует понимания функционирования системы и предельно точного определения проблемной зоны при возникновении аварии. Это предполагает обладание способностью системного видения проблемы и гибкого подхода к ее решению.

THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL STANDARDS REQUIREMENTS TO THE COMPETENCES OF WORKERS

N.V. Kolomeets

Article info

Received

September 30, 2018 Accepted

December 25, 2018

Type paper

Analytical paper

Keywords

Professional standards, competence of workers, knowledge, skills, labour actions, technical competence, metaprofessional skills, metacompetence

OmPO "Irtysh" (Omsk, Russia)

Abstract. The article presents the results of the study professional standards requirements for knowledge, skills, and abilities of workers. The empirical analysis and generalization of professional standards the research is based on allow for more detailed studies of the competences required for trade jobs at the current stage of technical activity. The number of profession-nal standards under study for related professions was 81. The selection of standards was carried out the type of professional activity (production, operation, maintenance, repair, etc.) taken into account. The examples presented in these documents confirm the importance of three types of competencies (technical, professional and metacompetences) described earlier in the articles of the author. It is revealed that with automation of work and complexity of technical facility the worker is required to have wider professional knowledge of related technical disciplines beyond the scope of expertise (for example, computer engineering, electronics, automation, robotics, etc.). It is also proven that it is necessary to have planning, organizing work and monitoring skills, analytical, communication skills, HSE knowledge, knowledge of English. Moreover, the conclusion is made that technical workers need creative thinking, ability to make decisions and forecast. The ability to forecast is necessary for working on complex mechanic equipment, which requires understanding of functioning of the system and accurate spotting the defect in the event of an accident. This suggests the ability to have a comprehensive understanding of problem and a flexible approach to its solution.

© Н.В. Коломеец, 2019

1. Введение. В условиях использования новых материалов, применения прогрессивной техники, внедрения более совершенных технологий вопрос развития знаний, навыков, способностей технических работников становится всё более острым. Появляется проблема, связанная с тем, какие компетенции важно развивать у рабочих для эффективной реализации трудовой деятельности. Промышленные предприятия, проводя обучающие мероприятия с целью непрерывного профессионального совершенствования работников, не всегда развивают весь спектр компетенций, зачастую делая акцент только на специализированных знаниях. В связи с этим следует изучить федеральные профессиональные требования, которые отражают актуальную информацию о компетенциях, необходимых для выполнения конкретных видов профессиональной деятельности в современных условиях. Такие требования закреплены в профессиональных стандартах1. Именно они сегодня рекомендуются работодателям к применению в области управления персоналом, в том числе при организации обучения [1].

Следует отметить, что в научной литературе достаточно большое количество работ посвящено исследованию профстандартов, однако вопрос изучения компетенций рабочих в них отражен не в полной мере, возможно, в связи с тем, что профстандарты находятся еще на стадии разработки и не все профессии ими охвачены. К авторам, которые занимаются исследованием вопроса компетенций рабочих, следует отнести У.С. Подвербных, А.И. Таюрского [2].

Цель данной статьи - выявление технических, надпрофессиональных и метакомпетен-ций в рамках рабочих профессий. Основная задача - анализ и обобщение трудовых действий, требований к знаниям и умениям рабочих смежных профессий.

В качестве методологической основы исследования выбрана теория компетенций. Как известно, впервые теория была применена в XX в. такими зарубежными учеными, как Д. МакКлелланд, Р. Бояцис, Л.М. Спенсер и С.М. Спенсер и др. [3; 4]. Однако в российской практике компетентностный подход распространился не так давно, а сам термин «компетенция» в сфере образования законодательно введен только в 2009 г.

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что в рамках обучения технических работников требуется развитие целого комплек-

са компетенций, связанных как с профессиональными навыками, так и с личностными качествами, интеллектуальными способностями. В ходе исследования были применены методы анализа, обобщения.

В исследовании в качестве эмпирической базы для анализа выбраны профессиональные стандарты смежных рабочих профессий. Несмотря на то, что в них термин «компетенция» напрямую не используется, его элементы опосредовано отражены через трудовые функции, трудовые действия, необходимые знания и уме-ния2. Обобщение компетенций и их группировка по видам базировалось на авторской классификации, включающей технические, надпро-фессиональные компетенции и метакомпетен-ции. Выбор именно данной типологии основан на анализе современных тенденций развития инженерно-технической деятельности, а также изучении российских и зарубежных исследований в данной области [5-8].

2. Результаты исследования. Виды работ в деятельности рабочих, выделенные в результате анализа и обобщения трудовых действий, знаний и умений, представленных в проф-стандартах3, приведены в табл. 1.

Данные направления являются базовыми в деятельности рабочего, они представлены во всех профстандартах, исключение составляют лишь три профессии - обрубщик, полировщик, специалист по нанесению покрытий, - в которых не отражена работа с технической документацией ни на одном квалификационном уровне.

Как можно заметить из табл. 1, в рамках представленных видов работ требуются как технические компетенции - специализированные знания и навыки, - так и общие компетенции, необходимые для эффективной реализации трудовой деятельности. К последним относятся надпрофессиональные компетенции и мета-компетенции.

В профстандартах наибольший акцент сделан на описании технических компетенций. В основе работы с инструментами, оборудованием, технической документацией лежат базовые профессиональные знания и навыки, без которых не может осуществляться техническая деятельность. К примеру, умение работать на оборудовании предполагает знание его устройства; умение читать чертежи предполагает знание условных обозначений и их взаимосвязи. Помимо подобных навыков, в профстандартах

отчетливо отражена важность междисциплинарных технических знаний, требующихся в условиях автоматизированного труда. Так, в 10 профстандартах отмечено, что работа на станках с числовым программным управлением требует знаний основ программирования (на 3-6-м уровнях квалификации). Работа с более сложным электронным оборудованием и

Таким образом, в профстандартах технические компетенции рабочих не всегда представлены узкими знаниями и навыками. Большое значение имеет характер труда: от рабочих ручного и механизированного труда требуются специализированные технические знания в рамках одной профессии, от рабочих автоматизированного труда - фрагментарные технические знания из разных профессиональных областей.

Следующий вид компетенций - надпро-фессиональные - также представлен в проф-стандартах. Хотя они напрямую не связаны с

системами управления требует знаний нескольких смежных технических областей. Так, меха-троник должен обладать знаниями программирования, электроники, вычислительной техники, робототехники, автоматики. Оператору мобильной робототехники требуются знания программирования, автоматического управления и высшей математики.

какой-либо профессией, их наличие является необходимым, так как обеспечивает эффективную реализацию технических компетенций. Анализ профстандартов позволил выделить семь примеров таких компетенций: знание и соблюдение требований охраны и безопасности труда, организация труда, аналитическое мышление, контроль деятельности, знание английского языка, коммуникативные способности, планирование работы; в наибольшей степени в профстандартах распространены первые четыре (см. табл. 2).

Таблица 1. Обобщение видов работ, представленных в профессиональных стандартах в рамках рабочих профессий

Table 1. Summary of skills defined in professional standards with regard to trade jobs

Вид работ Пояснение Кол-во профстан-дартов, в которых упоминается вид деятельности Уровни квалификации, в которых упоминается вид деятельности

Работа с инструментами, оборудованием Компетенции, связанные с правильной эксплуатацией оборудования и инструментов, знанием их устройства, назначения, оценкой и контролем их работоспособности, исправности, проведением технического обслуживания 81 1-6

Реализация технологического процесса Компетенции, связанные с владением специализированными знаниями и навыками техники выполнения работ, пониманием этапов рабочего процесса, умением последовательно его выстраивать; контролем параметров работы, оценкой ее правильности и качества, выявлением причин брака, его предупреждением и устранением 81 1-6

Работа с технической документацией Компетенции, связанные со способностью пользоваться техническими документами и умением их читать (чертежи, схемы и др.), знанием необходимых стандартов, инструкций, правильным оформлением и ведением установленной документации 78 1-6

Соблюдение требований безопасности труда Компетенции, связанные с владением знаниями и навыками в области охраны и безопасности труда, соблюдением их требований 81 1-6

Таблица 2. Примеры надпрофессиональных компетенций, представленных в профессиональных стандартах в рамках рабочих профессий

Table 2. Examples of metaprofessional competences specified in professional standards for trade jobs

Компетенции (с пояснениями из профстандартов) Количество профстандартов, в которых представлена компетенция Уровни квалификации Примеры профессий

Знание и соблюдение требований охраны и безопасности труда (соблюдение требований охраны труда / промышленной / экологической / пожарной безопасности / электробезопасности / знание правил производственной санитарии / правил применения средств индивидуальной и коллективной защиты / методов оказания первой помощи) 81 1-6 Наладчик холодноштамповочного оборудования; сварщик; слесарь-сборщик; фрезеровщик; резьбофре-зеровщик; слесарь-инструментальщик; регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов; токарь; токарь-расточник; штамповщик и др.

Знание английского языка (умение читать обозначения на чертежах на английском языке в объеме, необходимом для выполнения задания) 1 4-5 Монтажник гидравлических и пневматических систем

Коммуникативные способности (взаимодействие с людьми / психология общения и культура речи / умение доносить информацию до работников / проводить инструктаж другим работникам) 3 2, 4, 5 Оператор-наладчик шлифовальных станков с числовым программным управлением; сварщик-оператор полностью механизированной, автоматической и роботизированной сварки; работник по монтажу и наладке подъемных сооружений

Аналитические способности (умение проводить анализ причин брака / технического состояния систем / анализ документации, исходных данных / анализ методов работы / анализ результатов измерений, данных оборудования / анализ отказов и неполадок в работе оборудования) 27 2-5 Слесарь-сборщик; фрезеровщик; токарь; станочник широкого профиля; чистильщик металла, отливок, изделий и деталей; мехатро-ник; монтажник гидравлических и пневматических систем и др.

Планирование работы (планирование работы, в том числе в соответствии с картой технологического процесса) 2 2-4 Слесарь-сборщик; работник по ремонту оборудования для утилизации и обезвреживания медицинских и биологических отходов

Организация труда (подготовка, обслуживание рабочего места / знание требований, правил организации рабочего места / проверка состояния рабочего места / знание правил рациональной организации труда на рабочем месте) 43 1-5 Формовщик машинной, ручной формовки; сварщик, слесарь-инструментальщик; машинист насосных установок; оцинковщик горячим способом и др.

Контроль деятельности: Контроль правильности выполнения работы / качества результатов труда (контроль / оценка / анализ параметров процесса / качества / правильности работы / знание форм, видов, методов, способов контроля качества работы; знание видов, классификации брака (ошибок, дефектов, неисправностей) / причин появления / способов предупреждения и устранения брака / умение выявлять брак, предупреждать и устранять) 78 1-5 Монтажник промышленного газового и газоиспользующего оборудования и газопроводов; оцинковщик горячим способом; плотник промышленный; прессовщик изделий из пластмасс; пружинщик; рабочий по эмалированию, металлопокрытию и окраске; сборщик форм; сверловщик и др.

Контроль технического состояния инструментов, оборудования (контроль / оценка / проверка / определение технического состояния инструментов, приспособлений, устройств; контроль / проверка правильности работы оборудования, аппаратуры, агрегатов, приборов, систем) 50 1-5 Наладчик инжекционно-литьевой машины; литейщик металлов и сплавов; машинист на молотах, прессах и манипуляторах; монтажник гидравлических и пневматических систем и др.

Следует обратить особое внимание, что перечисленные компетенции в рамках той или иной профессии отражены не на всех уровнях квалификации. К примеру, требования охраны и безопасности труда, представленные в 81 профстандарте, распределены по уровням квалификации следующим образом: на 1-м уровне квалификации - в 5 профстандартах, на 2-м уровне - в 46, на 3-м уровне - в 67, на 4-м уровне - в 58, на 5-м уровне - в 14, на 6-м уровне -в 1 профстандарте.

Такая логика характерна для всех других компетенций, это первая особенность проф-стандартов.

Согласно табл. 2, компетенция «планирование работы» отражена только в двух профстандартах. Однако представленные в табл. 1 виды деятельности позволяют сделать другой вывод. Если планирование понимать как совокупность таких работ, как анализ исходных данных, изучение необходимой документации и выстраивание последовательности выполнения работ, то очевидно, что планирование будет иметь место в рамках всех профессий. Это еще одна особенность профстандартов: вместо одной четкой формулировки представлен ряд трудовых действий и умений, в целом отражающих один навык. Но, с другой стороны, такая конкретизация позволяет более четко определить, что должен знать и уметь делать рабочий.

Примеры надпрофессиональных компетенций, представленные в профстандартах, свидетельствуют о том, что такие компетенции важ-

ны. В условиях многозадачности и постоянно меняющихся требований рабочему для соблюдения стандартов качества и сроков выполнения работ необходимо уметь эффективно планировать и организовывать свой рабочий процесс, осуществлять контроль своих действий при каждом трудовом приеме, оценивать результат, анализировать ошибки и исправлять их. При этом особое значение отводится самоконтролю, так как производственный брак влияет на результаты деятельности предприятия в целом.

Метакомпетенции являются интегратив-ными и формируются на основе технических и надпрофессиональных компетенций. Анализ профстандартов позволил объединить их в две группы: творческое и системное мышление. Первый вид представлен в профессиях и механизированного, и автоматизированного труда, второй вид - в профессиях автоматизированного и роботизированного труда (табл. 3). Следует отметить, что сложность конструкции оборудования требует не только технической эрудиции, но и широты мышления, способности устанавливать причины аварий, прогнозировать возникновение нештатных ситуаций, умения настраивать совместную работу робота с другим оборудованием и учитывать в связи с этим на него нагрузку, проводить системный анализ и понимать взаимосвязь процессов, происходящих как внутри оборудования, так и между ним и другой аппаратурой. Поэтому в таких условиях системное и творческое мышление является необходимым.

Таблица 3. Примеры метакомпетенций в профессиональных стандартах Table 3. Examples of metacompetences specified in professional standards

Компетенции (из профстандартов) Количествво профстандартов, в которых отражена данная компетенция Уровни квалификации Примеры профессий

Творческое мышление

Разработка 5 3-6 Модельщик по деревянным моделям; работник по ремонту оборудования для утилизации и обезвреживания медицинских и биологических отходов; слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики; оператор мобильной робототехники; резчик термической резки металлов

Участие в исследовательских работах 1 4 Сварщик

Системное мышление

Прогнозирование возникновения нештатных ситуаций 2 3, 5 Сварщик-оператор полностью механизированной, автоматической и роботизированной сварки; резчик термической резки металлов

Выполнение комплекса действий, направленных на устранение аварийной ситуации

Примеры метакомпетенций среди профессий неавтоматизированного труда также имеют место быть. Так, сварщику важно принимать участие в исследовательских работах, модельщику по деревянным моделям, работнику по ремонту оборудования для утилизации и обезвреживания медицинских и биологических отходов, слесарю-наладчику контрольно-измерительных приборов и автоматики - разрабатывать конструкции, технологии, приспособления и др. Несмотря на то, что количество таких примеров невелико, факт их наличия в проф-стандартах уже является свидетельством того, что они необходимы и важны. А по мере автоматизации трудовой деятельности их спектр будет еще расширяться и усложняться.

3. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Трудовая деятельность рабочего включает в себя четыре основных вида работ, в рамках которых требуются как технические, так и надпрофессиональные компетенции, метаком-петенции.

2. В профстандартах отражены требования к наличию междисциплинарных технических знаний.

3. В профстандартах в наибольшей степени распространены такие надпрофессиональ-ные компетенции, как знание и соблюдение

требований охраны и безопасности труда, аналитические способности, организация труда, контроль правильности выполнения работы.

4. Метакомпетенции представлены в проф-стандартах примерами творческого и системного мышления: разработка и участие в исследовательской деятельности, прогнозирование и выполнение комплекса работ, направленных на устранений аварий.

5. На состав каждого вида компетенций влияет сложность оборудования (системы): рабочему автоматизированного труда требуется более широкий спектр междисциплинарных технических знаний, выходящих за пределы одной профессии; а также умение творчески подходить к решению задач и проблем.

Примечания

1 См., напр.: Практика разработки и введения в действие профессиональных стандартов: сб. нор-матив.-метод. док. / Рос. союз промышленников и предпринимателей. М., 2009. 123 с.

2 См.: Разработка и применение профессиональных стандартов: слов.-справ. пособие / авт.-сост.: А.Н. Лейбович и др. М.: Перо, 2014. 33 с.

3 Реестр профессиональных стандартов / Министерство труда и социальной защиты. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/.

Литература

1. Былков В. Г. Трансформация системы квалификаций на основе создания профессиональных стандартов // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2014. - № 1 (93). - С. 67-73.

2. Подвербных У. С., Таюрский А. И. Анализ проблем подготовки рабочих кадров на основе результатов конкретного социологического исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. -№ 9 (162). - С. 295-300.

3. Deist le D. F. O., Winterton J. What Is Competence? // Human Resource Development International. - 2005. - Vol. 8, № 1. - P. 27-46.

4. Басинская И. В., Радюк О. М. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами // Гуманiтарна-эканамiчны весшк. - 2013. - № 3. - С. 81-87.

5. Овчинников А. В. О классификации компетенций // Организационная психология. - 2014. -Т. 4, № 4. - С. 145-153.

6. Подвербных У. С. Типология компетенций рабочих кадров предприятий аэрокосмической отрасли // Вестн. СибГАУ. - 2015. - Т. 16, № 1. - С. 261-267.

7. Шматко Н. А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. - 2012. - Т. 6, № 4. - С. 32-47.

8. Коломеец Н. В. Компетенции технических работников: историческое развитие и современное состояние // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 2 (62). - С. 99-109. - DOI: 10.25513/1812-3988.2018.2.99-109.

References

1. Bylkov V.G. Transformation of qualifications system on the basis of professional standards establishment. Bulletin of Baikal State University, 2014, no. 1 (93), pp. 67-73. (in Russian).

2. Podverbnykh U.S., Taurskiy A.I. Personnel training issues analysis based on the examination of the specified sociological research results. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 295-300. (in Russian).

3. Deist le D.F.O., Winterton J. What Is Competence? Human Resource Development International, 2005, Vol. 8, no. 1, pp. 27-46.

4. Basinskaya I.V., Radyuk O.M. Competence-based approach in the human resources management. Gumanitarna-ekanamichny vesnik, 2013, no. 3, pp. 81-87. (in Russian).

5. Ovchinnikov A. On the competences classification. Organizational Psychology, 2014, Vol. 4, no. 4, pp. 145-153. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Podverbnikh U.S. Competences typology for aerospace enterprise workers. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta imeni akademika M.F. Reshetneva, 2015, Vol. 16, no. 1, pp. 261-267. (in Russian).

7. Shmatko N. Competences of Engineers. Evidence from a Comparative Study for Russia and EU countries. Foresight and STI Governance, 2012, Vol. 6, no. 4, pp. 32-47. (in Russian).

8. Kolomeets N.V. Competences of technical workers: historical development and modern state. Herald of Omsk University. Series "Economics ", 2018, no. 2 (62), pp. 99-109. DOI: 10.25513/18123988.2018.2.99-109. (in Russian).

Сведения об авторе

Коломеец Наталья Валерьевна - ведущий менеджер по развитию персонала Адрес для корреспонденции: 644060, Россия, Омск, ул. Гуртьева, 18 E-mail: kolomeets_omsk@mail.ru

About the author

Natalia V. Kolomeets - senior manager of HR development

Postal address: 18, Gurt'eva ul., Omsk, 644060, Russia E-mail: kolomeets_omsk@mail.ru

Для цитирования

Коломеец Н. В. Анализ требований профессиональных стандартов к компетенциям рабочих // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 1. -С. 73-79. - Р01: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).73-79

For citations

Kolomeets N.V. The analysis of professional standards requirements to the competences of workers. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 1, pp. 73-79. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).73-79. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.