Научная статья на тему 'Тезаурус предметной области «Геологоразведка» как лексическая составляющая когнитивной модели научного дискурса'

Тезаурус предметной области «Геологоразведка» как лексическая составляющая когнитивной модели научного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лапшина Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тезаурус предметной области «Геологоразведка» как лексическая составляющая когнитивной модели научного дискурса»

© Лапшина Г.А., 2010

УДК 811.111 ББК 81.2Англ

ТЕЗАУРУС ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА» КАК ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОГНИТИВНОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Г.А. Лапшина

В настоящей статье рассматривается терминосистема предметной области «Геологоразведка». Лексика изучалась на материале англоязычных текстов одного из научноисследовательских институтов. В ходе проведения исследования были отобраны термины в количестве около 2 000 единиц.

Дискурсивная деятельность человека не монолитна, она поделена на жанры, диф-ференцированность которых обусловлена спецификой деятельности индивида. Предметная область - это фрагмент деятельности человека. Границы предметной области обозначены целями исследования и соотнесены с группой людей, осуществляющей деятельность в каком-либо месте и с какой-либо целью.

Когнитивное содержание любой предметной деятельности можно определить, изучив массив текстов как способ накопления, фиксации и передачи социокультурного опыта. Предметная область в нашем понимании не столько описание элементов действительности, сколько многообразие частных ситуаций и речевого поведения индивидов 1.

Знание построено с помощью ментальных схем. Эти схемы образуют систему взаимосвязанной информации, которая отражает когнитивный опыт человека на различных уровнях и в пределах функционального подхода к языку. Такие когнитивные структуры, как фреймы, сценарии представляют собой инварианты познавательной деятельности индивидуума. Они отражают стандартные ситуации в пределах одной предметной области, с которыми тот сталкивается в процессе

порождения и понимания текста. Для изучения нашей предметной области мы прибегаем к построению ее когнитивной модели. Описание когнитивной модели позволяет изучить использование человеком знаний на разных уровнях дискурсивной деятельности. На лексическом уровне эта модель представлена в виде тезауруса.

Тезаурус - это максимально полный объем лексики, организованный по семантическому признаку с отражением определенного набора базовых семантических отношений 2. С помощью тезауруса какой-либо области дается приближение к целостному представлению лексической системы в ее точном понимании.

Представление тезауруса в виде статей позволяет достичь выражения как полисемии, так и смысловой связи слов, в результате чего увеличивается размерность семантического пространства лексики. Эти отношения пронизывают лексику насквозь, в общем позволяя полностью охватить словарный состав и позиционировать каждое слово языка с учетом его синонимических, антонимических и других отношений.

Тезаурусное представление знаний - это приближенное объяснение лексической системы, позволяющее наблюдать уровневую организацию лексики и определять типы отношений, которые вне тезаурусной схемы, в линейно представленном тексте, остались бы не выраженными.

Тезаурус дискурса предметной области «Геологоразведка» построен в виде структуры, включающей следующие разделы:

-ядро проблем: поиск нефти;

-базовые естественные науки (геология, география, биология, гидрология, химия, палеонтология);

- специализированные методы поиска нефти (сейсмика, магниторазведка, гидродинамика).

Социокультурные компоненты когнитивной модели образуют некий когниотип, так как тексты по своей природе социальны, что обусловлено социальностью человека в целом. Эти компоненты когниотипа отбираются на основе анализа массива текстов, характеризующих ту или иную предметную область. Среди важнейших когнитивных феноменов также есть коммуникативная деятельность, понимаемая как часть познавательных процессов и служащая способом накопления лингвистических и экстралинг-вистических процедур, актуализирующаяся в порождении, восприятии и воспроизведении смысловой информации 3.

Анализ дискурсивной деятельности ведется с позиции порождения, с позиции понимания или же с учетом общих проблем порождения и понимания текста в определенных социокультурных условиях действительного мира. Сегодня дискурсивная деятельность активно изучается, поскольку это перспективные направления представления знания, ориентированные на поиск концептуальных образований, характеризующих знание и способы его концептуального представления в процессах понимания и порождения языковых сообщений. Мы рассматриваем деятельность людей в нашей предметной области в точки зрения понимания текста.

Процесс понимания нами представляется как когнитивная деятельность, обусловленная процессами, происходящими в системе репрезентации знаний человека, во время которой индивид оперирует разными видами знаний с целью воссоздать определенную виртуальную реальность, зашифрованную с помощью вербальных средств, во всем многообразии отношений и смыслов.

Задача авторов текстов заключается в ментальном воздействии на индивидуальное ментальное пространство читателя посредством особо организованных языковых символов. Результатом этого воздействия станет качественно новая, изменившаяся деятель-

ность читателя. Уровень экспертных знаний отвечает за разнообразие смыслов текста, обусловленное особенностями профессиональной деятельности (представители разных профессий найдут смыслы, связанные с их конкретным специфическим опытом).

Можно заключить, что состояние лингвистической науки на сегодняшний день определяется двумя основными парадигмами научного знания: когнитивной лингвистики и функционально-прагматической лингвистики. Эти парадигмы функционируют путем конфигурации в исследовательской ситуации различных знаний. Сегодня лингвисты стремятся показать, как когнитивная модель той или иной языковой деятельности отражается на выборе и организации языковых средств, а также каким образом достигается взаимопонимание между участниками процесса коммуникации.

По результатам изучения массива текстов предметной области «Геологоразведка» мы составили тезаурус на основании глоссария терминов и лексики в количестве 2 000 единиц.

Терминология данной предметной области исследована недостаточно, поэтому попытка с нашей стороны дать системное лингвистическое описание тезаурусного поля «Геологоразведка» - начальный этап как классификации базовых понятий геологической разведки, так и систематизации данной терминологии в целом.

В терминосистему «Геологоразведка» включены метакомпоненты, взятые из фонда других естественно-научных совокупностей -географии, биологии, химии, геологии, экологии и пр. Науки, изучающие природу во всем многообразии ее явлений и объектов, составляют естественно-научный континуум. Различные виды материи и формы их движения, наблюдаемые в природе, их связи, закономерности и тенденции выступают предметом исследования совокупности наук как одного целого.

После исследования сущности терминируемых понятий в рамках когнитивного и прагматического подходов предполагается в итоге получить единообразную систему понятий предметной области «Геологоразведка». Данную позицию можно рассматривать в качестве перспективного направления, ориентированного на создание двуязычного англо-русского терми-

нологического словаря как упорядоченного тер-минолекта данной области знания.

Для того чтобы отобразить полную картину текстов, представляющих научный дискурс в предметной области «Геологоразведка», помимо геологических терминов мы рассмотрели химические и биологические, поскольку последние активно используются в процессе описания задач, связанных с поиском нефти в определенном регионе (например, chromatogram - химический термин, активно использующийся при описании анализов образцов нефтепроявлений). Географические, химические и биологические термины (такие как interfluve, intermountain basin - географический термин; alkali, capillary pressure - химический термин; natural gas, fossils - биологический термин) представляют значительную часть всех терминов в массиве проработанного нами текстового материала дискурса в предметной области «Геологоразведка».

Геологоразведка - комплексная междисциплинарная сфера деятельности ученых, использующая результаты исследований, проводимых в рамках ряда наук. В этом контексте ее основная лексика служит скоплением терминов, взятых из смежных областей, где иногда непонятно, какие из терминов оставили исходное значение, какие несколько модифицировались, а какие имеют совершенно иное значение, пройдя специализацию. Это усложняет задачу фиксирования границ и преобразования в систему терминологии в дискурсе «Геологоразведка».

Изучение предметной области «Геологоразведка» привело к созданию сложной структуры, состоящей из двух компонентов: 1) когнитивной модели дискурса данной предметной области; 2) жанрово своеобразных ког-ниотипов массива текстов, описывающих деятельность ученых-геологоразведчиков.

Итак, мы строили когнитивную модель этой предметной области на базе исследования массива текстов различных жанров. Чтобы представить, как сосредоточены знания в когнитивной модели, следует иметь исходные представления

о комплексе знаний о поиске нефти.

Дискурс-анализ массива текстов в предметной области «Геологоразведка» показал, что когнитивная модель состоит из двух элементов: блок знаний естественных и технических наук и тезауруса. Когнитивная модель данной пред-

метной области - сложная структура, в которой присутствуют различные фреймы.

Основным выступает фрейм «поиск нефти», включающий такие фреймы, как методы поиска; географическое строение; растительный мир; оценка перспективности региона.

Вся собранная информация о поиске нефти представлена нами в тезаурусе, структурированном по принципу тематического словаря, в котором имеет место соединение блоков-тем и их лексическое наполнение. Данный тезаурус служит основой для дискурсивной деятельности.

По результатам исследования массива текстов предметной области «Геологоразведка» можно сделать вывод, что отношение гипонимо-гиперонимии - ведущий фактор организации тезауруса исследуемой предметной области. Гипо-нимо-гиперонимия рассматривается как тип семантических отношений, при котором слова, обозначающие вид или часть, семантически подчиняются словам, соответственно обозначающим род или целое. Таким образом, мы обнаружили огромное число примеров таких семантических отношений.

Приведем пример таких отношений. Гипероним «geological structure» - «геологическая структура» - включает гипонимы: anticline -антиклиналь, crest - свод, arch - арка, fold -складка, fault - разлом, horst - гребень, graben -грабен. Все это виды геологических структур, они семантически подчиняются родовому названию - слову «структура». Из примеров ясно, что видовые названия структур - гипонимы по отношению к родовому слову «геологическая структура».

Другие примеры: гипероним «geological time» включает названия геологического времени Carboniferous (каменноугольный период), Tertiary (третичный период), Permian (пермский период), Paleozoic (палеозойский период) и др.; гипероним «rock types» включает такие породы, как limestones (известняки), carbonates (карбонаты), clays (глины), shales (сланцы), argillites (аргиллиты), siltstones (алевролиты) и др.

Научный словарь данной области непрерывно обогащается новыми терминами, которые представляют большие трудности, иногда возникающие в результате синонимичности терминов. Вновь появившиеся термины

требуют логической обработки. Здесь важен принцип операции определения. Чтобы дать полный анализ научного словаря, необходимо последовательное применение определения, выделение исходных неопределяемых терминов, уточнение понятийного содержания неясных терминов.

При изучении дискурса в предметной области «Геологоразведка» мы обнаружили следующие 36 видов суффиксов, участвующих в терминообразовании, с примерами, взятыми из англоязычных научных текстов: -ability: wettability - смачиваемость; -aceous: argillaceous - аргиллитовый; -ade: degrade -размывать; -ance: substance - вещество; -ant: abundant - многочисленный; -ary: Quarternary - четвертичный, Tertiary - третичный; -ate: alternate - чередоваться, conglomerate - конгломерат; -ed: saturated -насыщенный, dispersed - рассеянный; -ent: consistent - согласующийся; -ian: Cambrian -кембрийский, Aptian - аптский; -ic: seismic -сейсмический, geologic - геологический; -ics: tectonics - тектоника; -ine: marine - морской; -ing: folding - складкообразование, trending -вытянутый в направлении; -ion: formation -образование, deposition - отложение; -is: orogenesis - горообразование, katagenesis -катагенез; -ish: greenish - зеленоватый, greyish - сероватый; -ism: metamorphism - метаморфизм, magnetism магнетизм; -ist: biologist - биолог, geologist - геолог; -ite: aleurolite - алевролит; -itude: altitude - высотная отметка, amplitude - амплитуда; -ity: resistivity - сопротивление, unconformity - несогласие; -ive: effusive - излившийся на поверхность; -ly: poorly - слабо; -ment: sediment -осадок, ravinement - оврагообразование; -ness: thickness - мощность; -ock: monadnock - останец выветривания; -ok: Proterozoic - протерозой, Cenozoic - кайнозой; -ory: exploratory -разведочный; -ous: cavernous - каверновый, igneous - вулканический; -th: depth - глубина; -um: stratum - отложение; -ure: pressure - давление, rupture - разрыв; -ward: westward - в направлении запада, upward - по направлению вверх; -y: silty - илистый, shaly - глинистый.

Поскольку каждая научная дисциплина имеет свои социальные функции, основные

положения, понятия, то можно сказать, что работа терминоведа заключается в выявлении, упорядочении терминологии и доведении ее до уровня, делающего эту терминологию простой для быстрого изучения людьми, которым требуются определенные профессиональные знания в нужной предметной области. Представление терминов в виде семантических единств, например, наименование всех стратиграфических подразделений геологического возраста (Quarternary, Tertiary, Carboniferous и т. д.), способствует комплексному освоению геологической терминологией.

Научный дискурс тематически включает огромное количество предметных областей, определенных множеством тем. В состав научного дискурса входит и дискурс «Геологоразведка» как одна из научных дискурсивных практик.

Дискурс «Геологоразведка» - это дискурс, описывающий поиск специалистами скоплений нефти, подсчета ее запасов в той или иной залежи и определения путей ее наиболее эффективной разработки. После изучения терминосистемы этой предметной области мы пришли к выводу, что главной темой массива текстов дискурса «Геологоразведка» выступает результат поисковой деятельности специалистов-геологоразведчиков. Следовательно, основная цель авторов текстов заключается в предоставлении наиболее исчерпывающей и достоверной информации о месте залежи нефтяных углеводородов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Семенова С. Н. Когнитивно-прагматические характеристики дискурса в предметной области «Горные экосистемы» : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. - Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2007.

2 Нариньяни А. С. ТЕОН-2: от тезауруса к онтологии и обратно // Тр. Междунар. семинара «Диалог-2002» по компьютерной лингвистике. - URL: http://www. dialog-21. ru/materials/archive.asp?id= 7360&y=2002&vol=6077. - С. 3.

3 См.: Леонтьев А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2005. - 288 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.