Научная статья на тему 'Тезаурус как средство повышения эффективности современных информационно-поисковых систем'

Тезаурус как средство повышения эффективности современных информационно-поисковых систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1216
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА (ИПС) / АВТОМАТИЧЕСКОЕ ИНДЕКСИРОВАНИЕ / AUTOMATIC INDEXING / ПОИСКОВЫЙ ОБРАЗ ЗАПРОСА (ПОЗ) / SEARCH IMAGE OF THE QUERY (SIQ) / ПОИСКОВЫЙ ОБРАЗ ДОКУМЕНТА (ПОД) / THE SEARCH IMAGE OF THE DOCUMENT (SID) / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LINGUISTIC SUPPORT / ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ЯЗЫК (ИПЯ) / INFORMATION SEARCH LANGUAGE (ISL) THE SYSTEM OF META SEARCH / МЕТАПОИСКОВАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SEARCH SYSTEM (ISS) / ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ТЕЗАУРУС (ИПТ) / INFORMATION SEARCH THESAURUS (IST) / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА (ЛЕ) / THE LEXICAL UNIT (THE LU) / РЕЛЕВАНТНОСТЬ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ / THE RELEVANCE OF THE DOCUMENTS ISSUANCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Н А. Рогова

В статье анализируется возможность применения информационно-поисковых тезаурусов как средства повышения эффективности поиска в современных информационно-поисковых системах. Предлагается использование тезаурусов для специфических предметных областей, таких как система оперативного управления органов внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Н А. Рогова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thesaurus as a means of improving the efficiency of modern information search systems

The article examines the possibility of using information search thesaurus as a means to improve the search of information in modern information search systems. The use of thesauri for specific subject areas, such as a system of operational control of the Interior Bodies Management is proposed.

Текст научной работы на тему «Тезаурус как средство повышения эффективности современных информационно-поисковых систем»

уголовного дела, существенно снижает уровень репутации правоохранительных органов и в первую очередь — милиции.

Повышение эффективности доступа граждан к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела — последовательный, поэтапный процесс. Реформирование должно осуществляться с учетом не только зарубежного опыта развитых стран, но и российского исторического опыта.

Список литературы

1. Гусева И.И. Унифицированный/дифференцированный подход к структуре уголовного процесса в Российской Федерации: монограф. — Владимир, 2009.

2. Гуценко К.Ф., Головко Л.В.,Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. — М., 2002.

3. Деришев Ю. Стадия возбуждения уголовного дела — реликт «социалистической законности» // Российская юстиция. № 8. 2003.

4. Иншаков С.М. Латентная преступность в Российской Федерации: перспективы исследования: материалы «круглого стола» «Латентная преступность: перспективы развития». — М., 2010.

5. Международный опыт определения критериев оценки деятельности милиции: материалы семинара «Сравнительный анализ внутренней методики оценки деятельности полиции в различных правовых системах мира». — М., 2003.

6. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны // СПС КонсультантПлюс.

7. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. Т. 2. - СПб., 1996.

8. Эдванс Р. Великобритания — самое криминальное государство Европы. Соединенное Королевство назвали лидером по числу преступлений. URL: http://www.gzt.ru/Gazeta/v-mire-v-gazete/247175.html.

E-mail: [email protected]

Н.А. РОГОВА,

* о

адъюнкт кафедры информационных технологии управления органами внутренних дел

(Академия управления МВД России)

Тезаурус как средство повышения эффективности современных информационно-поисковых систем

В статье анализируется возможность применения информационно-поисковых тезаурусов как средства повышения эффективности поиска в современных информационно-поисковых системах. Предлагается использование тезаурусов для специфических предметных областей, таких как система оперативного управления органами внутренних дел.

информационно-поисковая система (ИПС), автоматическое индексирование, поисковый образ запроса (ПОЗ), поисковый образ документа (ПОД), лингвистическое обеспечение, информационно-поисковый язык (ИПЯ), мета-поисковая система, информационно-поисковый тезаурус (ИПТ), лексическая единица (ЛЕ), релевантность выдачи документов.

* Ранее — начальник 4-го межрайонного отдела оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям при УВД по Калининградской области.

Возрастание интенсивности информационного потока вследствие увеличения специализации во всех областях социальной деятельности и количества публикуемых материалов создает определенные трудности ориентации в громадном объеме недостаточно упорядоченных материалов. Это обстоятельство обусловило выделение поиска информации в самостоятельную проблему, которая решается посредством автоматизации процессов переработки информации, внедрением и использованием информационно-поисковых систем (ИПС) в качестве основного звена информационно-справочной системы, хранилища информации и т. д.

Все преобразования информации, осуществляемые непосредственно в информационной системе, сводятся к пяти основным процедурам: ввод, обработка, хранение, поиск, вывод. Информационные системы можно разделить на группы систем информационного обеспечения в рамках автоматизированных систем специального назначения и систем, имеющих

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

113

о

u О X

ы

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

114

самостоятельное целевое «информационное» назначение и область применения. Примерами первых являются системы управления (АСУ, АСУП, АСУТП), системы научных исследований (АСНИ), системы проектирования (САПР), системы принятия решений (СППР) и многие другие. Информационными системами, имеющими самостоятельное назначение, являются информационно-поисковые системы.

Поисковая система (retrieval system — англ.) — это комплекс средств, предназначенных для нахождения и получения (выборки и выдачи) необходимых объектов (включая изделия, документы, тексты и т. п.), обладающих определенными признаками, которые соответствуют указанным в запросах [7].

Информационно-поисковые системы (ИПС) появились в середине XX в., когда ученые предупредили о возможности возникновения проблемы информационного взрыва. Стало понятным, что документальный поиск представляет отдельную задачу, имеющую свой предмет и свои методы решения. Но полностью автоматизировать интеллектуальные поисковые системы оказалось невозможным. В 70-е гг. с внедрением компьютеров в работу библиотек началась автоматизация простых рутинных операций. Для данного периода характерен повышенный интерес к информационно-поисковым языкам (ИПЯ) и методам индексирования. Типичная ИПС тех лет — это человеко-машинная система, где анализ содержания документов и их индексирование выполнялись вручную, а компьютер использовался лишь для их поиска. Эта процедура заключалась в автоматическом сравнении поисковых образов документов (ПОД) и поисковых образов запросов (ПОЗ), составленных на основе дескрипторных словарей или тезаурусов. Этот период развития поисковых систем характеризуется выявлением природы ИПЯ через его сопоставление с естественным языком, разработкой конкретных языков, созданием и использованием методик индексирования.

Как правило, ИПС использовались в режиме избирательного распространения информации и функционировали как автономные системы. Так, в СССР в начале 80-х гг. была создана Государственная автоматизированная система научно-технической информации (ГАСНТИ), основой которой явился Рубрикатор ГАСНТИ [3], предназначенный для единой тематической систематизации научно-технической информации (НТИ). Он представлял собой иерархическую классификационную систему отраслей науки, техники и народного хозяйства, а также межотраслевых и комплексных проблем и стал основой системы рубрикаторов, создаваемых органами НТИ.

Рубрикатор ГАСНТИ имел три уровня иерархии. Первый (верхний) уровень мог содержать до 100 рубрик (от 00 до 99), и каждая рубрика вышестоящего уровня могла содержать до 100 рубрик нижестоящего уровня или не иметь нижестоящих рубрик. Рубрики верхнего уровня подразделялись на четыре условные тематические группы: общественные науки (коды от 00 до 26), естественные и точные науки (коды от 27 до 43), прикладные науки и отрасли народного хозяйства (коды от 44 до 81), межотраслевые и комплексные проблемы (коды от 82 до 99).

В настоящее время Рубрикатор ГАСНТИ преобразован в ГРНТИ — Государственный рубрикатор научно-технической информации и является частью общесистемных средств лингвистического обеспечения систем НТИ, куда также входят комплекс базисных тезаурусов, номенклатура грамматических средств ИПЯ, правила представления данных в коммуникативных форматах, методики индексирования для обмена информационными материалами в режиме сети.

Теории и практике построения таких систем в конце 70-х гг. — начале 80-х гг. посвящено большое количество статей как в России, так и за рубежом. Среди отечественных источников выделяется научно-технический сборник «Научно-техническая информация. Информационные процессы и системы», среди зарубежных — «Динамические библиотечно-информационные системы» Жерарда Сол-тона. В них рассматриваются основные принципы построения информационно-поисковых систем и моделирования процессов их функционирования [8].

Далее, в конце 70-х гг.—середине 90-х гг. в развитии ИПС происходит переход от ручного интеллектуального индексирования к автоматизированному. Массовое распространение получили системы, названные бес-тезаурусными, или — системами поиска по свободному тексту free-text searching systems. Особенностью их является, с одной стороны, отказ от лексического контроля и тем самым отказ от учета парадигматики, с другой — широкое использование контекста и синтагматических связей.

Заключительный этап развития документальных ИПС начался с середины 1990-х гг. и длится по настоящее время. Изменения в информационной сфере произошли в связи с развитием сети Интернет и ростом объемов документальной информации в электронном виде. Для данного этапа характерны гипертекстовые сетевые технологии как основа единого информационного пространства; по-

явление глобальных ИПС; специальные языки представления электронных документов; видовое, тематическое и языковое разнообразие информационных массивов; ориентация на полнотекстовый поиск; использование лингвистического обеспечения предыдущего периода.

Задача поиска в общем виде сводится к необходимости ответа на следующие вопросы: что искать? (т. е. какие источники информации); где искать? (места размещения этих источников) и как искать? (какие инструменты использовать). Основными источниками информации, представленными в Интернете, являются документы WWW (World Wide Web), статьи в группах новостей и списках рассылки, файлы в библиотеках файлов, справочники адресной информации организаций и людей, статьи в тематических базах данных, энциклопедиях. Для успешного поиска необходимо научиться пользоваться специальными инструментами, цель которых — собирать данные об информационных ресурсах и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. Такими инструментами и являются современные информационно-поисковые системы.

Под ИПС в ее абстрактном виде понимается совокупность информационно-поискового языка с правилами перевода с естественного языка на этот язык и наоборот, и критерия смыслового соответствия между поисковым образом документа (ПОД) и поисковым образом запроса (ПОЗ). Это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе (индексе) с описаниями источников информации на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.

По характеру представления и логической организации хранимой информации автоматизированные информационно-поисковые системы принято разделять на фактографические, документальные и геоинформационные.

Документальными называются ИПС, в которых по тематическим запросам реализуется поиск в массиве документов или текстов с последующим предоставлением пользователю подмножества их или копий.

Фактографические ИПС реализуют хранение, поиск и выдачу непосредственно фактических данных (научных, технических, экономических характеристик и свойств объектов, процессов, явлений, адресов, наименований, количественных данных и т. п.).

В геоинформационных автоматизированных системах данные организованы в виде отдель-

ных информационных объектов, привязанных к общей электронной топографической основе.

Главной задачей любой ИПС является поиск информации, в результате которого важно найти все документы соответствующие информационной потребности пользователя по запросу и не найти ничего лишнего. Поэтому вводится качественная характеристика процедуры поиска — релевантность, которая означает меру соответствия получаемого результата желаемому результату.

Рассматривая ИПС сети Интернет (WWW), можно классифицировать их по пространственному масштабу и специализации. По первому признаку ИПС можно разделить на локальные, глобальные, региональные и специализированные. Локальные поисковые системы могут быть разработаны для быстрого поиска страниц в масштабе отдельного сервера. Региональные ИПС описывают информационные ресурсы определенного региона, например русскоязычные страницы в Интернете. Глобальные поисковые системы стремятся по возможности наиболее полно описать ресурсы всего информационного пространства сети Интернет.

Как общие можно выделить следующие поисковые инструменты для WWW: каталоги, поисковые системы и метапоисковые системы.

Каталог — это поисковая система с классифицированным по темам списком аннотаций со ссылками на web-ресурсы. Наиболее известная модель каталогов — иерархическая модель Gopher. Несмотря на то, что поиск в каталоге очень удобен и проводится посредством последовательного уточнения тем, каталоги поддерживают возможность быстрого поиска определенной категории или страницы по ключевым словам с помощью локальной поисковой машины. База данных ссылок (индекс) каталога обычно имеет ограниченный объем, заполняется вручную персоналом каталога, хотя некоторые каталоги используют и автоматическое обновление индекса. Результат поиска в каталоге предоставляется в виде списка, состоящего из краткого описания (аннотации) документов с гипертекстовой ссылкой на первоисточник.

Поисковая машина — это поисковая система с базой данных, содержащей информацию об информационных ресурсах, формируемой программой-роботом. Поиск в такой системе проводится по запросу, составляемому пользователем, состоящему из набора ключевых слов или фразы, заключенной в кавычки. Индекс формируется и поддерживается в актуальном состоя-

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

115

о

u О X

И

о

u

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а н

116

нии роботами-индексировщиками. В описании документа чаще всего содержится либо несколько первых предложений, либо выдержки из текста документа с выделением ключевых слов. Часто указывается дата обновления (проверки) документа, его размер; некоторые системы определяют язык документа и его кодировку. Если название и описание документа соответствует требованиям запроса, можно немедленно перейти к его первоисточнику по ссылке. Многие поисковые системы позволяют проводить поиск в найденных документах, предлагая уточнить запрос введением дополнительных терминов. Если интеллектуальность системы высока, она может предложить услугу поиска похожих документов, для чего нужно выбрать определенный документ и указать его системе в качестве образца для подражания.

Метапоисковые системы (поисковые службы) — это системы, способные посылать запросы пользователя одновременно нескольким поисковым серверам, затем объединить полученные результаты и представить их пользователю в виде документа со ссылками [8].

Поисковая система состоит из следующих основных компонентов:

— Spider (паук) — браузероподобная программа, которая скачивает веб-страницы тем же способом, что и браузер пользователя, отличаясь лишь тем, что не имеет никаких визуальных компонент и работает напрямую с html-текстом страницы;

— Crawler (краулер, «путешествующий» паук) — программа, которая автоматически проходит по всем ссылкам, найденным на странице. Ее задача — определить дальнейшее следование «паука», основываясь на ссылках или исходя из заранее заданного списка адресов, следуя по которым, он осуществляет поиск новых документов, еще не известных поисковой системе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Indexer (индексатор) — программа, которая анализирует веб-страницу, скачанную «пауками», разбирает ее на составные части и анализирует их. Выделяются и анализируются различные элементы страницы, такие как текст, заголовки, структурные и стилевые особенности, специальные служебные html-теги и т. д.;

— Database (база данных) — хранилище скачанных и обработанных поисковой системой страниц. Базу данных принято называть индексом поисковой системы. Архитектура индекса устроена таким образом, чтобы значимость каждого найденного информационного ресурса могла быть оценена и при этом скорость поиска была максимальной;

— Search engine results engine (система выдачи результатов) — извлекает результаты поиска из

базы данных. Она занимается ранжированием страниц, решает, какие страницы удовлетворяют запросу пользователя и в каком порядке они должны быть отсортированы. Это происходит согласно алгоритмам ранжирования поисковой системы;

— Web-server (веб-сервер) — осуществляет взаимодействие между пользователем и остальными компонентами поисковой системы. Как правило, на сервере присутствует html-страница с полем ввода, в котором пользователь может задать интересующий его поисковый термин. Также отвечает за выдачу результатов пользователю в виде html-страницы [9].

На сегодняшний день не существует другого способа быстрого поиска данных кроме поиска по ключевым словам. Для ускорения и удобства процедуры поиска корпорация Google, например, ввела опцию «живой поиск». По мере того как вы печатаете текст в окне поиска, «живой поиск» автоматически показывает результаты для популярных запросов, начинающихся с тех букв, которые вы успели ввести, учитывая даже соответствие клавиш английского и русского регистров клавиатуры. Если вы не видите результатов, которые вам нужны, продолжайте печатать, и результаты будут изменяться динамически. Теперь, чтобы найти нужную информацию, не обязательно даже полностью вводить запрос, можно просто выбрать его из всплывающего списка. Эта же опция в различных интерпретациях («быстрый поиск» и т. д.) используется в некоторых информационно-справочных системах, например в системе «КонсультантПлюс», но не решает проблему полноты и точности поиска.

Основным средством для повышения полноты и точности поиска является хорошее лингвистическое обеспечение. Лингвистические средства являются интерфейсом между естественным языком и формальными поисковыми механизмами ИПС. Лингвистическое обеспечение включает языки представления данных в ИПС, которые определяют архитектуру, синтаксис и семантику представлений информации в базах данных ИПС и информационно-поисковый язык, т. е. язык, на котором пользователь обращается к системе для получения интересующей его информации [7].

Именно лингвистическое обеспечение отвечает за такие процессы, как индексирование документов и запросов, эффективный поиск в базах данных по тематическим запросам и межсистемное информационное взаимодействие.

В составе лингвистического обеспечения необходимо наличие классификационного и (или) дескрипторного информационного языка.

Классификационный язык — информационный язык, предназначенный для индексирования документов и информационных запросов посредством понятий и кодов какой-либо классификационной системы, выполняющей организационную (систематизация информации), поисковую (поиск информации) и образовательную (комплексное представление о системе знаний) функции.

Современные информационно-поиско-вые языки включают булевы операции (объединение, пересечение, отрицание); операции контекстной близости; средства управления приоритетами операторов и т. д.; естественные языки и языки разметки, где представлены документы-первоисточники. Если же между массивом документов и пользователем расположить «посредника», а именно — тезаурус, то это значительно сузит поле для поиска и результат получится много более точным.

Тезаурус ИПС — это автоматически формируемый словарь или заранее подготовленный словарный массив, снабженный рядом дополнительных атрибутов. Термином «тезаурус», или «дескрип-торный словарь», обозначается упорядоченный список лексических единиц, достаточно полно представляющий лексику исследуемой предметной области с явным указанием связей между лексическими единицами. Дескриптор — это совокупность синонимов, обозначающих одно и то же понятие, или т. н. нормативный синоним, который заменяет в системе все остальные синонимы. Тезаурус отражает онтологию предметной области. Системы описания документов и запросов с помощью дескрипторов и информационно-поисковых тезаурусов называют информационно-поисковыми языками дескрипторного типа, или дескрипторными ИПЯ [6].

Тезаурус — это иерархия понятий определенного языка, максимально полно охватывающая все его предметные области. В целом структура тезауруса похожа на перевернутое дерево. Поиск может вестись как от общего к частному, так и наоборот. Сформулированный пользовательский запрос, прежде чем пойти в поисковую систему, сначала поступает в электронный тезаурус, который определяет, к каким категориям понятий относятся указанные слова, уточняет запрос и направляет его дальше — в поисковую систему.

Тезаурусы применяются в качестве инструмента технологического контроля в процессе анализа и индексирования документов и информационных запросов, а также автоматизированного поиска информации. В тезаурусах ИПС каждой лексической единице приписывается небольшой пояснительный текст — словарная статья или ссылка на другие слова этого сло-

варного массива. Содержательно ссылки могут означать следующее: синонимию, противопоставление отдельных слов, подчиненность и т.

д. Структура заполнения тезауруса регламентируется стандартами ISO-2788, ГОСТ 7.25-2001 (для одноязычных тезаурусов) и ГОСТ 7.24-2007 (для многоязычных тезаурусов) [4; 5].

Формирование поискового индекса во многих ИПС выполняется по правилам построения тезаурусов, в которые входят такие лексические единицы, как отдельные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), словосочетания, лексически весомые компоненты сложных слов, аббревиатуры, сокращения слов и словосочетаний.

В тезаурусах различные формы лексических единиц приводятся к каноническим формам, им приписываются указатели, в соответствии с которыми определяются такие основные виды ссылок, как «смотри» («используй совместно») USE, синоним UF (used for), выше (выше — род) ВТ (broader term), ниже (ниже — часть) NT (narrower term), ассоциация (related term).

Процесс построения тезауруса проходит этапы предварительного отбора лексических единиц (составление списков ключевых слов, словников), построения классов условной эквивалентности (для устранения синонимии, полисемии и омонимии и перехода к дескрипторному информационно-поисковому языку (ДИПЯ), т.

е., приведения лексических единиц к заданной стандартной форме), установления заданных семантических отношений [8].

При формировании поискового индекса системы на основе тезауруса каждое слово из документов, входящих в базу данных ИПС, анализируется на вхождение в тезаурус.

Использование тезаурусов является одним из способов повышения качества (точности/ полноты), а также удобства поиска: выполняются автоматические и полуавтоматические операции с запросами (модификация, расширение, изменение весов терминов). При этом тезаурусы могут быть построены как автоматически, на основе анализа совместной встречаемости слов, так и вручную.

Основной тенденцией создания тезаурусов является использование специального программного обеспечения для их формирования, которое для русскоязычных тезаурусов активно разрабатывается и внедряется.

При этом отметим, что подход, основанный на принципе автоматического построения поискового индекса системы на основе входящих в документальный массив слов и не предполагающий использование тезауруса в ИПС, считается предпочтительным. Думается, это было оправдано на начальном этапе развития полно-

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

117

о

u О X

И

о

u

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

118

текстовых ИПС, поскольку хранение тезаурусов требовало значительных объемов памяти ЭВМ. В настоящее время проблема хранения информации большого объема решена, что делает возможным иметь тезаурусы любого объема и позволяет предположить, что в перспективе ИПС с тезаурусами займут ведущее положение.

Трудность построения тезауруса, соответствующего всему тематическому многообразию индексируемой информации, является основной причиной его непопулярности в современных полнотекстовых ИПС. Но если рассматривать вопрос об эффективности информационно-поисковых систем в определенных областях экономики и другого рода социальной деятельности, то создание и использование специализированных тезаурусов в таких системах представляет несомненный интерес. Примером может служить действующая в системе высшего профессионального образования Российской Федерации Университетская информационная система «Россия» (УИС «Россия»), которая создана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук и с 2000 г. открыта для коллективного доступа университетов, вузов, научных институтов РФ и специалистов. В рамках данной системы разработаны различные рубрикаторы, тезаурус по общественно-политической тематике, включая функцию навигации по связям для уточнения запроса.

Автоматизация деятельности системы органов внутренних дел, в которой существует специфическая предметная область понятий, в частности автоматизация оперативного управления органами внутренних дел, обеспечение деятельности дежурных частей и оперативных штабов, может предполагать создание специализированных тезаурусов для реализации возможности интеграции соответствующих информационно-аналитических систем.

Внедрение Единой многоуровневой автоматизированной системы сбора и предоставления информации в дежурную часть МВД России (ЕМАС ДЧ) и Единой автоматизированной системы дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации (ЕАИС ДЧ) [1; 2] предваряют создание автоматизированной системы управления (АСУ) силами и средствами МВД России на всех уровнях: от горрайлиноргана до Министерства. Это потребует унификации лексических конструкций для использования в качестве команд управления и обмена данными. Путь решения проблем видится в разработке русскоязычного тезауруса оперативного управ -ления органами внутренних дел, отражающего

данную предметную область в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим этот вид деятельности, нормативными актами МВД России, государственными стандартами, действующими классификаторами, принятыми в системе дежурных частей органов внутренних дел. Это позволит привести в единую систему понятийно-терминологический аппарат данной предметной области, определить логико-семантические отношения между основными терминами и устранить выявленные противоречия и неясности, что в итоге должно дать возможность внедрить автоматизированные системы управления с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, без которых невозможно качественно повысить эффективность оперативного управления.

Список литературы

1. Об утверждении временной инструкции о порядке формирования, ведения и использовании базы данных Единой многоуровневой автоматизированной системы сбора и предоставления информации в дежурную часть МВД России: Приказ МВД России от 28 февраля 2008 г. № 185.

2. О вводе в эксплуатацию Единой информацион-

ной автоматизированной системы дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 27 августа 2009 г. № 661.

3. ГОСТ 7.49—84. Система стандартов по библиотечному и издательскому делу. Рубрикатор ГАСНТИ. Структура, правила использования и ведения. - М., 1984.

4. ГОСТ 7.25-2001. Межгосударственный стандарт.

Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления. — М., 2001.

5. ГОСТ 7.24—2007. Межгосударственный стандарт. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению. — М., 2007.

6. Мамедова М.Г-К. Автоматизированный отбор лексики в информационно-поисковый тезаурус на основе анализа терминологических словарей: автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Киев, 1983.

7. Олифер В., Олифер Н. Основы компьютерных се-

тей. — СПб., 2009.

8. Романова Е. Разработка системы информа-

ционно-лингвистического обеспечения электронной коммерции: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. — М., 2006.

9. Финам. Интернет-сайт. URL:http://www.finam.ru/

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.