Научная статья на тему 'Тезаурус как модель задаваемой учебной информации'

Тезаурус как модель задаваемой учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ТЕЗАУРУС / ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / AN EDUCATIONAL ELEMENT / ЗАДАВАЕМАЯ УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / SET EDUCATIONAL INFORMATION / EDUCATIONAL THESAURUS / THE THESAURUS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко А.А., Мирошниченко И.Л.

В статье поставлена проблема недостаточной готовности педагогов к отбору и структурированию задаваемой учебной информации. В качестве модели для разработки и представления задаваемой учебной информации предлагается тезаурус. Приведены концептуальные положения, обосновывающие взаимодействие между тезаурусом личности и учебным тезаурусом, определена необходимость разработки учебного тезауруса на основе экспертных методов, приведены компоненты учебного тезауруса, сформулированы требования к структурированию учебных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THESAURUS AS A MODEL SET OF EDUCATIONAL INFORMATION

In the article the problem of insufficient readiness of teachers to the selection and structuring of educational information asked. As a model for the development and presentation of specified educational information is offered thesaurus. Given the conceptual provisions that justify interaction between personality and thesaurus educational thesaurus identified the need to develop educational thesaurus on the basis of expert methods listed components of the educational thesaurus, the requirements to the structuring of training elements.

Текст научной работы на тему «Тезаурус как модель задаваемой учебной информации»

Список литературы / References

1. Глассман Г. Crossfit. Руководство по тренировкам [Электронный ресурс] /Г. Глассман// 2013. - 109 c. - URL: http://wodcat.com/books/CrossFit-Guide-rus.pdf (дата обращения: 19.09.2016).

2. Истоки кроссфита [Электронный ресурс] URL: http://wodloft.ru/text/istoki-crossfita.html (дата обращения: 19.09.2016).

3. Кроссфит. Многие люди, как новички, так и ветераны... [Электронный ресурс] URL: http://vinteresah.com/категории/спорт/ кроссфит _ многие_люди_как_новички_так_и_ветераны/198907 (дата обращения: 19.09.2016).

4. Путеводитель по миру кроссфита для новичков [Электронный ресурс] URL: http://wodloft.ru/text/putevoditel-po-miru-crossfita-dlya-novichkov.html (дата обращения: 19.09.2016).

5. Стереотипы о кроссфите [Электронный ресурс] URL: http://vcrossfite.com/stereotypes-crossfit/ (дата обращения: 19.09.2016)

6. CrossFit [Электронный ресурс] URL: https://www.crossfit.com/ (дата обращения: 19.09.2016).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Glassman G. Crossfit. Management on training [Krossfit. Rukovodstvo po trenirovkam] [Electronic resource]/G. Glassman//2013. - 109 p. - URL: http://wodcat.com/books/crossfit-guide-rus.pdf (accessed: 19.09.2016). [in Russian]

2. Sources crossfit [Istoki krossfita] [Electronic resource] URL: http://wodloft.ru/text/istoki-crossfita. html (accessed: 19.09.2016). [in Russian]

3. Crossfit. Many people, as beginner, so and veterans... [Krossfit. Mnogie ljudi, kak novichki, tak i veterany...] [Electronic resource] URL: http://vinteresah.com/category/ sport/crossfit/many_people_as_beginner_so_and_ veterans/198907 (accessed: 19.09.2016). [in Russian]

4. Guide on world crossfit [Putevoditel' po miru krossfit dlja novichkov] [Electronic resource] URL: http://wodloft.ru/text/putevoditel-po-miru-crossfita-dlya-novichkov.html (accessed: 19.09.2016). [in Russian]

5. Stereotypes about crossfit [Stereotipy o krossfite] [Electronic resource] URL: http://vcrossfite.com/stereotypes-crossfit/ (accessed: 19.09.2016). [in Russian]

6. CrossFit [Krossfit] [Electronic resource] URL: https://www.crossfit.com/ (accessed: 19.09.2016). [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.236 Мирошниченко А.А.1, Мирошниченко И.Л.2

1 Доктор педагогических наук, 2кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко ТЕЗАУРУС КАК МОДЕЛЬ ЗАДАВАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация

В статье поставлена проблема недостаточной готовности педагогов к отбору и структурированию задаваемой учебной информации. В качестве модели для разработки и представления задаваемой учебной информации предлагается тезаурус. Приведены концептуальные положения, обосновывающие взаимодействие между тезаурусом личности и учебным тезаурусом, определена необходимость разработки учебного тезауруса на основе экспертных методов, приведены компоненты учебного тезауруса, сформулированы требования к структурированию учебных элементов.

Ключевые слова: учебный тезаурус, тезаурус личности, учебный элемент, задаваемая учебная информация.

Miroshnichenko А.А.1, Miroshnichenko I.L.2

1PhD in Pedagogy, 2PhD in Pedagogy, Associate professor, Glazov state pedagogical Institute. V. G. Korolenko THESAURUS AS A MODEL SET OF EDUCATIONAL INFORMATION

Abstract

In the article the problem of insufficient readiness of teachers to the selection and structuring of educational information asked. As a model for the development and presentation of specified educational information is offered thesaurus. Given the conceptual provisions that justify interaction between personality and thesaurus educational thesaurus identified the need to develop educational thesaurus on the basis of expert methods listed components of the educational thesaurus, the requirements to the structuring of training elements.

Keywords: educational thesaurus, the thesaurus of the individual, an educational element, set educational information.

Происходящие сегодня изменения в системе образования определяются его глобализаций, интернационализаций и информатизации Они обостряют противоречие между фиксированными сроками освоения образовательных программ, необходимостью учета интересов (возможностей) обучающего и увеличением объемов потенциальной учебной информации, требований к формированию компетенций у обучающихся. Учебная информация классифицируется как задаваемая, предъявляемая и усвоенная (Н.В.Кузьмина). Централизованно разработанная система учебно-методического сопровождения обеспечивала научную обоснованность задаваемой учебной информацией советским педагогам. Система ГОС позволила сохранить ориентиры в определении содержания образования в России. ФГОС предоставил образовательным организациям максимальную свободу в определении источников, объемов и содержания задаваемой учебной информации. Широкое толкование компетенций выпускника, позволяет образовательным организациям реализовать предоставленную свободу, исходя из существующих ресурсов. Прогнозируем рост различий у обучающихся одного уровня образования, одного

направления профессионального образования, но разных образовательных организаций. Причина в том, что отбор и структурирование - конструирование - задаваемой учебной информации возложено на педагога, которого, в полной мере, этому не учили. Система педагогического образования, через методики дисциплин и содержание практик, в основном готовит к работе с предъявляемой и усвоенной информацией. Педагог способен адаптировать задаваемую учебную информацию к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям учащихся, обеспечить «обратную связь» при контроле за ее освоением. И если вузовский педагог предполагает, что потребует от студента работодатель, то школьный педагог может только догадываться, что будет востребовано вузами. В результате, образовательный процесс ориентирован на экстенсивный подход, что ведет к перегрузке обучающихся. Возврат к практике общегосударственного единого учебника маловероятен. Следовательно, задаваемая учебная информация должна быть доступна педагогу в рамках модели, отвечающей следующим требованиям. Во-первых, модель должна быть устоявшейся педагогике, ориентированной на централизованное создание и индивидуализированное применение. Во-вторых, позволять конструировать на уровне "учебных элементов". В-третьих, быть ориентированной на методологию "мягких" систем, применение экспертных методов, учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности обучающегося. В качестве такой модели видится тезаурус. Опыт применения тезаурусов в педагогике рассмотрен в работе [1].

Приведем следующие утверждения, обосновывающие тезаурус как модель представления задаваемой учебной информации.

1. Обучающийся обладает тезаурусом личности, который характеризуется определенным уровнем семантического содержания. Процесс обучения рассматривается как расширение тезауруса личности обучающегося за счет учебного тезауруса. Тезаурус представляет собой множество учебных элементов и связей между ними (Л.Т.Турбович). Под учебными элементами подразумеваются понятия в виде слов или словосочетаний, характеризуемые семантической устойчивостью и контрастностью. Это объекты, факты, явления и методы деятельности, отобранные из социального опыта в программу обучения. Семантическая устойчивость означает, что в каждом случае употребления учебный элемент сохраняет свой смысл, а контрастность - возможность отличить его от других учебных элементов (В.Димова, В. Чалыкова, Д. Маламова).

2. При формировании учебного тезауруса педагогу необходимо учитывать базовые требования к содержанию учебной дисциплины (ФГОС, типовые программы и др.), возможные направления дифференциации обучения (например, профиль, запросы работодателя, родителей), потребность в адаптации к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям обучающихся. В результате, учебный тезаурус будет включать три компонента. Первый, инвариантный тезаурус, содержание которого отождествляется с едиными требованиями для всех обучающихся. Второй, вариативный тезаурус, дополняющий инвариантный тезаурус в соответствии с направлениями дифференциации обучения. Третий, адаптивный тезаурус, обеспечивающий адаптацию первых двух компонентов к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям обучающихся. Содержание инвариантного и вариативного тезауруса, в значительной степени, определяется задаваемой учебной информацией.

3. В классе (учебной группе), состоящей из N обучающихся для обеспечения качества образования необходимо, чтобы количество сформированных педагогом учебных тезаурусов было не ниже количества учебных тезаурусов, востребованных обучающимися. Педагогу следует или уменьшить количество востребованных учебных тезаурусов, или увеличивать число учебных тезаурусов, которые он формирует. При первом варианте - отказ от дифференциации обучения, что неприемлемо в современном образовании. При втором варианте, тезаурус личности педагога должен соответствовать (превосходить) совокупность инвариантного тезауруса, М вариативных тезаурусов и N адаптивных тезаурусов (М - количество возможных направлений дифференциации обучения для класса (группы)).

4. Системообразующим для учебного тезауруса является вариативный тезаурус. Субъективность действий педагога при формировании вариативного тезауруса ведет к искажению всего учебного тезауруса. Педагог, вследствие его профессионального образования, наиболее подготовлен к формированию адаптивных тезаурусов.

5. Педагогу, формирующему учебный тезаурус необходима информация о содержании инвариантного и вариативных тезаурусов, их оптимальном соотношении с тезаурусами личности обучающихся. В распоряжении педагога должна появиться задаваемая учебная информация, в виде структур учебных элементов, которую он адаптирует к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям обучающихся.

6. Структуры учебных элементов должны быть обоснованными, что достигается применением метода групповых экспертных оценок (В.С.Черепанов). Он предполагает алгоритмизацию действий по формированию экспертных групп и проведению педагогической экспертизы. Для экспертизы следует привлекать специалистов, профессиональная деятельность которых связана с направлениями дифференциации обучения.

7. Педагогическая экспертиза позволит определить как перечень параметров учебных элементов, так и их значения (для каждого вариативного тезауруса). Полученных в экспертизе значения позволяют конструировать следующие структуры учебных элементов. Семантической структура, отражающая возможные уровни освоения учебной информации. Логическая структура, показывает существующие внутренние и внешние связи между учебными элементами. Хроноструктура, которая отражает учебное время, для уровней освоения учебной информации. Совокупность перечисленных структур позволяет конструировать инвариантный и вариативные тезаурусы, соответствующие общими требованиям и специфике дифференциации. Вариант структурирования материала рассмотрен в исследовании [2, С.78-80].

8. Для обеспечения соответствия содержания учебных тезаурусов образовательным потребностям обучающихся необходима планомерная работа по профессиональной диагностике и профессиональной ориентации. Рассматривая опросы и анкетирование как наиболее доступные инструменты измерения, следует использовать научные методы при их разработке, проведению измерений и интерпретации результатов.

Список литературы / References

1. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов: - Глазов, 1999. -62с.

2. Мирошниченко И.Л. Технология разработки индивидуальных образовательных программ для детей с различными образовательными потребностями //Международный научно-исследовательский журнал - 2015. -№11(42). С.78-80.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Miroshnichenko A. A Proveccional'no orientirowannye ctruktury utschebnych jelementow. [Professionally focused structures of educational elements] /A. A. Miroshnichenko // -Glasow, 1999. -62c. [in Russian]

2. Miroshnichenko I. L. Technologija rasrabotki indiwidual'nych obrasowatel'nych programm dlja detej c raslitschnymi obrasowatel'nymi potrebnoctjami [Technology for the development of individual educational programs for children with various educational needs] /I.L.Miroshnichenko// Mezhdunarodnyj nautschno-iccledowatel'ckij zhurnal [international research journal] - 2015. -№11(42). P. 78-80. [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.063 Москалева Т.С.1, Севостьянова О.М.2

1 Кандидат технических наук, 2Кандидат педагогических наук, Самарский государственный технический университет СамГТУ ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Аннотация

Приведен сравнительный анализ традиционных и инновационных лекций, в ходе которого установлены недостатки традиционной методики. Показана необходимость перехода к инновационным лекциям, базирующимся на оптимальных структурных, объемных и временных сочетаниях ряда эффективных методов обучения. Опираясь на дидактические принципы обучения, проведена оптимизация методов, применяемых в лекционном курсе. Определена роль самостоятельной работы студентов. Представлены этапы проведения лекционных курсов.

Ключевые слова: инновационные лекции, опорный конспект, матрица, методы проблемного обучения, мультимедийные разработки.

Moskaleva T.S.1, Sevostyanova O.M.2

1PhD in Engineering, 2PhD in Pedagogy, Samara state technical University Samara state technical University OPTIMIZATION OF TEACHING METHODS FOR THE LECTURE COURSE

Abstract

The comparative analysis of traditional and innovative lectures during which defects of a traditional technique are revealed is provided. Need of transition to the innovative lectures which are based on optimum structural, volume and temporary combinations of a number of effective training methods is shown. Relying on the didactic principles of training, optimization of the methods applied in a lecture rate is performed. The role of independent work of students is determined. Stages of carrying out lecture rates are provided.

Keywords: innovation lectures, basic abstract, matrix, methods problem-based learning, multimedia lectures.

Одной из основных форм организации обучения студентов в вузе является лекция. Эффективность лекции во м ногом зависит от квалификации и опыта преподавателя, от эмоционального воздействия на студентов, от умения взаимодействовать со слушателями, от умения лектора выбрать и правильно сочетать методы обучения, поэтому чтение лекций поручают, как правило, доцентам и профессорам.

Применяя традиционную методику преподавания, лектор монологом излагает учебный материал, концентрируя внимание на наиболее сложных моментах, а студенты конспектируют содержание лекции. Несмотря на высокую подготовленность, эрудицию, артистизм лектора, процент усвоения знаний студентами, после прослушивания традиционных лекций, составляет от 5% до 10%. Это связано со следующими недостатками традиционной лекции: пассивное восприятие информации студентами; отсутствие развития творческого мышления; отсутствие мотивации познавательной деятельности и самостоятельности; механическое конспектирование лекции, без осмысления ее содержания. Применение инновационных методов обучения и компетентностный подход позволяет преодолеть недостатки традиционной лекции.

На кафедре «Инженерная графика» Самарского государственного технического университета разработана технология проведения инновационных лекций. Выбор методов обучения определялся следующими дидактическими принципами: научности и систематичности обучения, доступности и наглядности, активности и самостоятельности обучения.

В соответствии с принципом научности лекции по начертательной геометрии должны быть доказательными, аргументированными и отвечать современным достижениям науки. Прежде всего, опираться на компьютерную технологию трехмерного моделирования. Созданные 3D- модели поверхностей могут быть использованы не только для демонстрационного показа, но и как инструмент решения позиционных задач.

Принцип систематичности и последовательности означает, что преподавание должно проводиться в определенном порядке, системе, в строгой логической последовательности. Учебный материал должен быть разделен на законченные разделы, модули, блоки между которыми устанавливается логическая связь.

В традиционной лекции по начертательной геометрии в строгой линейной последовательности объясняется учебный материал. Студенты- первокурсники еще не способны отделить в учебном материале главное от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.