Научная статья на тему 'Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы'

Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2467
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЗАУРУС / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ / ТЕЗАУРУСНОЕ ПОЛЕ / THESAURUS / METHODOLOGICAL FOUNDATION / THESAURUS FIELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин Олег Викторович

В данной статье приводятся результаты анализа понятия «тезаурус», на основе которых автор делает вывод о том, что тезаурус является методологическим основанием для конструирования тезаурусного поля по какой-либо интеллектуальной, в том числе педагогической проблеме и разработки концептуальной модели ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of an analysis of the concept of «thesaurus», on the basis of which the author makes a conclusion that thesaurus is a methodological foundation for the designing of thesaurus field of any intellectual problem, including a pedagogical one, and for the elaboration of a conceptual model of its solution.

Текст научной работы на тему «Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы»

Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы

О. В. Петунин (Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования)*

В данной статье приводятся результаты анализа понятия «тезаурус», на основе которых автор делает вывод о том, что тезаурус является методологическим основанием для конструирования тезаурусного поля по какой-либо интеллектуальной, в том числе педагогической проблеме и разработки концептуальной модели ее решения.

Ключевые слова: тезаурус, методологическое основание, тезаурусное поле.

Thesaurus as a Methodological Foundation for the Designing of Thesaurus Field of a Pedagogical Problem

O. V Petunin

(Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educators)

Abstract: This article presents the results of an analysis of the concept of «thesaurus», on the basis of which the author makes a conclusion that thesaurus is a methodological foundation for the designing of thesaurus field of any intellectual problem, including a pedagogical one, and for the elaboration of a conceptual model of its solution.

Keywords: thesaurus, methodological foundation, thesaurus field.

Изучение понятийного аппарата различных педагогических исследований показало, что становление категориально-теоретического аппарата педагогической науки в настоящее время все чаще и увереннее связывают с понятием «тезаурус» (в переводе с греческого «тезаурус» — «богатство, сокровище», а также «мир»: мир науки, мир человека, мир искусства»).

Тезаурус — сложнейшее образование, процесс его становления — многообразный, так как в нем участвует целый ряд различных социальных структур, носящих как формальный, так и неформальный характер. Анализ исторического развития понятия «тезаурус» позволил нам осуществить контент-аналити-ческое конструирование рабочего определе-

ния «тезаурус» и производного от него — тезаурусного поля.

Термин «тезаурус» является научно актуальным, достаточно устоявшимся в педагогике. Он широко используется в работах, посвященных рассмотрению проблем содержания образования, но, несмотря на свою фундаментальность, в настоящее время еще нет однозначного и общепринятого определения данного понятия. Анализ литературных источников, в которых встречается понятие «тезаурус», в результате позволил нам выделить три смысловые группы определений данного понятия.

В первую смысловую группу, условно называемую «словарной», вошли в качестве главных единиц-признаков следующие: (1) те-

* Петунин Олег Викторович — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин Кузбасского регионального Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово). Тел.: 8-906-987-46-62. Эл. адрес: petunnin@yandex.ru

заурус — это система (специальным образом организованная система слов и выражений);

(2) тезаурус — это связи (организация тезауруса предполагает наличие семантических связей — прямых и обратных между его смысловыми элементами); (3) тезаурус — это одноязычный словарь.

В этой смысловой группе тезаурус рассматривается как тип построения одноязычного словаря.

Во второй смысловой группе — «информационно-поисковой» — выделены следующие основные единицы-признаки: (1) тезаурус — это система; (2) тезаурус — это связи между лексическими единицами дескрипторного (информационно-поискового) языка; (3) тезаурус

— это система связей между элементами информационно-поискового и естественного языка; (4) тезаурус — компонент информационно-педагогической среды или программного обеспечения вообще; (5) тезаурус — это одноязычный словарь.

В этой смысловой группе тезаурус представляет собой основу функционирования информационно-педагогической среды, информационно-поисковый язык.

В третьей группе определений — «знание-вой» — основные единицы-признаки представлены следующим образом: (1) тезаурус — сложная система понятий, знаний; (2) тезаурус — связи между понятиями какой-либо области знаний; (3) тезаурус — связи между различными областями знаний; (4) тезаурус — компонент представления человека; (5) тезаурус — не обязательно одноязычный словарь.

В этой группе тезаурус рассматривается как система представлений, знаний человека об окружающем мире или отдельных его областях.

На основе проведенного анализа мы вышли на следующее определение понятия «тезаурус». Тезаурус в нашем понимании — это достаточно полный, подробный и систематизированный список (набор, перечень, словарь) терминов, дефиниций, определений, характеристик, которые уточняют, конкретизируют какое-либо ключевое понятие или категорию. Для педагогических исследований, имеющих

достаточно широкую степень общности, понятие «тезаурус» требует, по нашему мнению, рассмотрения и в категориях диалектики: (1) всеобщее представляет тезаурус как единое мировое богатство; (2) общее — тезаурусы наук, входящие в предметные области; (3) особенное — тезаурусы учебных дисциплин; (4) единичное — тезаурус личности в образовательном процессе.

В результате научных исследований, проведенных В. И. Богословским, Н. В. Бордовс-кой, В. А. Извозчиковым, Л. Ю. Монаховой, О. Н. Шиловой и другими учеными в категориях диалектики выделены и обоснованы уровни представления понятия «тезаурус»: (1) категориальный уровень — картина мира, выраженная в понятиях и связях между ними;

(2) конкретно-научный уровень — синтаксически детерминированный, открытый информационный базис определенной научной области, семантически структурированный в соответствии с имеющимися на данный момент специфическими для нее отношениями;

(3) уровень учебной дисциплины — логически замкнутое подмножество соответствующего научного тезауруса, предназначенного для усвоения его обучаемым с целью успешного ориентирования и функционирования в рассматриваемой предметной области;

(4) личностный уровень — присвоение обучаемым запаса активно используемых знаний, умений, навыков и т. п., актуализирующийся под влиянием определенных условий. При этом процесс формирования тезауруса обучаемого в любой предметной области представляет его подготовку во всей целостности.

Построение (создание) тезаурусного поля любого исследуемого процесса, в том числе и педагогического, — это структурирование и визуализация имеющейся базы данных, представленной в систематизированных блоках (фасетах) (Губанова, 2002: 41).

Создание тезаурусного поля предоставляет возможность исследователю систематизировать уже имеющуюся информацию и структурировать спектр дальнейшего информационного, познавательного или исследовательского поиска.

При составлении тезаурусных полей необходимо использовать основные закономерности визуальной подачи текстового материала: (1) считывание информации происходит «слева — направо», «сверху — вниз»; (2) грамотное расположение элементов друг к другу по значимости должно соотноситься как «ближе — дальше», «выше — ниже», «прошлое — настоящее — будущее», «центр — периферия», «фокус — перспектива»; (3) воздействие цвета, графических символов, кодов и шифров, отражающих иерархические взаимосвязи входящих в тезаурус элементов, оказывает непосредственное влияние на эффективность восприятия и запоминания и др. (Губанова, 2002: 42).

Часто тезаурусное поле какой-либо педагогической проблемы рассматривается исследователями на конкретно-научном и личностном уровнях. На конкретно-научном уровне тезаурус — это синтаксически детерминированный, открытый информационный базис. На личностном уровне — это присвоение обучаемым тезауруса, в который вошли информация, знания, умения, навыки, опыт, выработанные в процессе обучения.

Научный тезаурус включает все аспекты научных знаний по какой-либо проблеме, овладение всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств личности.

С учетом этого, необходимость и значение формирования единого терминологического поля по какой-либо педагогической проблеме необходимо рассматривать с точки зрения взаимосвязи тезауруса с развитием мышления и интеллектуальными способностями обучаемых, основанной на идеях, разработанных в когнитивной психологии Р. Ф. Абдеевым, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, М. А. Холодной и др.

Общеизвестно, что научное познание осуществляется в результате абстрагирующей деятельности мышления, а знания об объекте закрепляются в определенных языковых формах — понятиях. Р. Ф. Абдеев, рассматривая отражение как одно из свойств материи наряду с пространством, временем и движени-

ем, подчеркивает, что «... отражение, его формы исторически развиваются вместе с развитием материи. Более высокие уровни развития материи обусловлены соответственно более совершенными формами отражения. становление человека связано с появлением высшего вида отражения — человеческого сознания, т. е. «мыслящей материи» с огромным объемом памяти — хранилищем прошлого опыта, социальной информации и знаний, образующих тезаурус» (Абдеев, 1994: 157).

Само же мышление представляет собой процесс оперирования понятиями, благодаря которым оно и приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Понятия — средства упорядочивания воспринимаемого мира, это интеллектуальный инструмент, который помогает справиться с потоком эмпирических впечатлений и организовать их на уровне разумной картины мира. Именно благодаря понятиям человек понимает связи, взаимозависимости, порой скрытые, не лежащие на поверхности явлений, и на основе этого постигает закономерности, управляющие действительностью. С помощью понятий происходит расширение границ «среды познания» человека. Образно говоря, средой его познания и познавательной деятельности становится весь мир во всем его многообразии и целостности.

По мнению М. А. Холодной, структура понятия определяется элементарными актами мыслительной деятельности и отражает многогранность его функций в мышлении. Понятие выступает как: (1) предмет размышления (идеализированная модель познаваемого объекта, явления, ситуации и т. п.); (2) результат осмысления как итог развития мысли; (3) средство познания, способ понимания, инструмент мыслительной деятельности; (4) деятельность, т. е. процесс образования идеальной модели, в результате которого итог мысли фиксируется в понятиях, становящихся элементами памяти.

Запечатленная и хранимая в памяти человека запись понятий, оценок, норм и схем действий называется понятийным психологическим тезаурусом. Образование, обучение и воспитание опираются в первую очередь на

понятийный психологический тезаурус, образующий информационный потенциал (запас сформированных информационных ценностей), при этом человек наряду с понятийным обладает и наглядно-образным, эмоциональным, волевым, двигательным и другими тезаурусами (Холодная, 2002: 33).

Следовательно, тезаурус содержит две информационные модели, отображающие среду и самого человека как систему, которые постоянно обновляются и дополняются. Благодаря наличию этих моделей обеспечивается самоконтроль, самоорганизация, формируется целенаправленное поведение. Чем адекватнее модели, чем точнее отображаются окружающие условия, обстоятельства, собственные возможности и цель, тем большего успеха может добиться человек (при условии активной деятельности). Тезаурус тесно связан с процессом отражения (презентативным и опережающим отражением-прогнозом).

Таким образом, в когнитивных психологических теориях вся совокупность познавательных процессов, образующих состав интеллекта, рассматривается как иерархия разноуровневых когнитивных структур, причем главная роль в становлении интеллекта отводится понятийным структурам, выступающим как «интеллектообразующая интегративная единица». Понятие, в свою очередь, является структурной единицей тезауруса. Понятийные структуры принимают активное участие в организации всех форм ментального опыта, и чем выше уровень сформированности понятийных структур, тем больше влияния понятийное мышление оказывает на функционирование индивидуального интеллекта.

Понятийные структуры, качественно изменяясь в процессе обучения и образования, достигают более высокого уровня развития, результаты которого выражаются в особенностях психологической деятельности личности

— перцепции, мышлении, речи, памяти, в количестве и четкости знаний, умений ими пользоваться, гибкостью переключения на новые способы и приемы работы, прочностью сохранения освоенного материала. На основе этого формирование тезаурусного поля на

конкретно-научном уровне дает возможность четко определить предмет изучения, определить и наполнить содержанием его понятия. Рассмотрение тезаурусного поля на данном уровне характеризуется высоким уровнем знания, глубоким пониманием по той или иной дидактической проблеме; наличием собственных взглядов по ней, основывающихся на глубоком понимании междисциплинарных связей и отношений.

Проведенный многоаспектный анализ исторического развертывания семантического значения дефиниции «тезаурус» позволяет сделать вывод о том, что тезаурус является методологическим основанием для конструирования тезаурусного поля по какой-либо, в том числе педагогической, проблеме и разработки концептуальной модели ее решения. Таким образом, тезаурус выступает как особого рода «накопитель» информации, вызывающий развитие личности. Его содержание определяется специфической предметной средой — информацией, знаниями, умениями, сформированными в период обучения и активно используемыми в разных видах деятельности.

Тезаурус как личностное образование, с одной стороны, отличается динамичностью, изменчивостью, связанными с теми преобразованиями, которые происходят в процессе сотрудничества, педагогического взаимодействия, способствует личностному присвоению необходимой информации, знаний и опыта, выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль. С другой стороны, тезаурус постоянно обогащается, совершенствуется в связи с развитием самой образовательной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абдеев, Р. Ф. (1994) Философия информационной цивилизации. М. : Книга.

Губанова, М. И. (2002) Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО».

Холодная, М. А. (2002) Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб. : Питер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.