Научная статья на тему 'ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПАРАМЕТРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ТОПЛИВОПОДАЧИ И ЗАЖИГАНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КОЭФФИЦИЕНТА ИЗБЫТКА ВОЗДУХА И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ'

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПАРАМЕТРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ТОПЛИВОПОДАЧИ И ЗАЖИГАНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КОЭФФИЦИЕНТА ИЗБЫТКА ВОЗДУХА И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / СИСТЕМА ПИТАНИЯ / СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ / ФОРСУНКА / СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ / КОНТРОЛЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ВОЗДУХА / ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ / ТЕСТ / ОТКАЗ / ENGINE / POWER SYSTEM / IGNITION SYSTEM / INJECTOR / SPARK PLUG / CONTROL / EXCESS AIR RATIO / ROTATION SPEED / TEST / FAILURE

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гриценко А. В., Гаврилов К. В., Чокой С. А., Битюков М. В.

В материалах исследования рассматриваются факторы, влияющие на отказы современных систем топливоподачи и зажигания. В свою очередь, пропуски воспламенения приводят к динамичному разрушению активных сот каталитического нейтрализатора. Микроскопическая крошка попадает в зоны трения двигателя и интенсифицирует износ в 3…10 раз. Для непрерывного поддержания параметров работоспособности систем топливоподачи и зажигания предлагается эксплуатационный контроль коэффициента избытка воздуха. Любое изменение технического состояния форсунок или свечей зажигания вызывает его изменение в сторону увеличения или уменьшения. Для исследования связи коэффициента избытка воздуха и частоты вращения коленчатого вала двигателя с параметрами работоспособности систем топливоподачи и зажигания были проведены эксперименты. Основой эксперимента являлось применение тестового метода нагружения двигателя путем полного и частичного отключения цилиндров. В результате эксперимента с достоверностью R2=0,98 % и 0,81% описаны связи в виде уравнений регрессии. Получены многомерные зависимости, показывающие нелинейную связь коэффициента избытка воздуха и частоты вращения коленчатого вала двигателя с зазором свечи зажигания и длительностью впрыска. Высокую тесноту связи с коэффициентом избытка воздуха (-0,948) обнаруживает фактор изменение длительности впрыска. Средняя теснота связи наблюдается между параметром n и длительностью впрыска (0,615). Контроль параметров свечей зажигания и форсунок позволяет контролировать в эксплуатации появление предотказных состояний, а, следовательно, за счет своевременного воздействия обеспечить высокую надежность автотракторных средств. Идеи (методы, методики), разработанные в статье, хорошо согласуются с вопросами моделирования процессов в гидродинамических трибосопряжениях топливных насосов высокого давления, в частности, для систем Common Rail. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-29-10042, тема: Численное моделирование процессов в гидродинамических трибосопряжениях топливных насосов высокого давления для перспективных форсированных дизельных двигателей https://rscf.ru/project/23-29-10042/».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Гриценко А. В., Гаврилов К. В., Чокой С. А., Битюков М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST MONITORING OF PERFORMANCE PARAMETERS OF FUEL SUPPLY AND IGNITION SYSTEMS BY CHANGING THE EXCESS AIR COEFFICIENT AND ROTATION SPEED

The research materials examine the factors influencing the failures of modern fuel supply and ignition systems. In turn, misfires lead to the dynamic destruction of the active honeycombs of the catalytic converter. Microscopic crumbs enter the engine friction zones and intensify wear by 3...10 times. To continuously maintain the performance parameters of the fuel supply and ignition systems, operational monitoring of the excess air ratio is proposed. Any change in the technical condition of the injectors or spark plugs causes it to change upward or downward. To study the relationship between the excess air coefficient and the engine crankshaft speed and the performance parameters of the fuel supply and ignition systems, experiments were carried out. The basis of the experiment was the use of a test method of loading the engine by completely and partially turning off the cylinders. As a result of the experiment with reliability R2 = 0.98% and 0.81%, relationships are described in the form of regression equations. Multidimensional dependencies were obtained showing a nonlinear relationship between the excess air coefficient and the engine crankshaft speed with the spark plug gap and injection duration. A highly close relationship with the excess air coefficient (-0.948) is revealed by the factor changing the injection duration. An average close relationship is observed between the parameter n and the injection duration (0.615). Monitoring the parameters of spark plugs and injectors makes it possible to control the occurrence of pre-failure conditions in operation, and, therefore, due to timely intervention, ensure high reliability of automotive vehicles. The ideas (methods, techniques) developed in the article are in good agreement with the issues of modeling processes in hydrodynamic tribocouplings of high-pressure fuel pumps, in particular for Common Rail systems. The research was carried out at the expense of the Russian Science Foundation grant No. 23-29-10042, Topic: Numerical modeling of processes in hydrodynamic tribocouplings of high-pressure fuel pumps for advanced high-pressure diesel engines https://rscf.ru/project/23-29-10042/.”

Текст научной работы на тему «ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПАРАМЕТРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ТОПЛИВОПОДАЧИ И ЗАЖИГАНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КОЭФФИЦИЕНТА ИЗБЫТКА ВОЗДУХА И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ»

УДК 621.43 Статья поступила 27.03.2024

4.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса РО! 10.35524/2227-0280_2024_02-03_53

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПАРАМЕТРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ТОПЛИВОПОДАЧИ И ЗАЖИГАНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КОЭФФИЦИЕНТА ИЗБЫТКА ВОЗДУХА И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

А.В. Гриценко,

доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»;

профессор кафедры технического сервиса машин, оборудования и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», г. Челябинск

К.В. Гаврилов,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой колесных и гусеничных машин, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», г Челябинск

С.А. Чокой,

аспирант кафедры технического сервиса машин, оборудования и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», г. Челябинск

М.В. Битюков,

аспирант кафедры технического сервиса машин, оборудования и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», г. Челябинск

Ключевые слова: двигатель, система питания, система зажигания, форсунка, свеча зажигания, контроль, коэффициент избытка воздуха, частота вращения, тест, отказ

Key words: engine, power system, ignition system, injector, spark plug, control, excess air ratio, rotation speed, test, failure

Актуальность. В современных условиях эксплуатации автотракторных средств (АТС) на первое место выходит соответствие экологическим нормам [1-3]. На сегодняшний день в передовых странах мира действует стандарт ЕВРО-6 [4, 5]. К 2025 г. намечается принятие стандарта ЕВРО-7 для легковых автомобилей и с 2027 г. - для грузового транспорта и тракторной техники [6]. На территории Российской Федерации принят стандарт ЕВРО-5 при производстве автомобильной техники [7, 8]. Внедрение новых стандартов ЕВРО усложняется тем, что требуется принимать высокие нормативы для всей инфраструктуры автотракторной техники [6]. В свою очередь, под инфраструктурой понимаются все элементы поддержания технического состояния АТС с момента приобретения и до списания [9, 10]. Например, для стандартов ЕВРО-6 и ЕВРО-7 характерно появление гибридных АТС, активное использование альтернативных видов топлива, новых цифровых

и беспилотных технологий [11-13]. Так, например, из рисунка 1 видно, что по мере появления новых стандартов ЕВРО активно снижались выбросы отработавших газов.

Как видно из рисунка 1, существенная динамика снижения норм выбросов наблюдалась в период введения норм ЕВРО 1...5. После введения в действие стандарта ЕВРО-5 конструкторы приблизились к пределу возможности снижения концентрации токсичности [14-16]. Однако, последующие нормативы еще более ужесточили требования выбросов, и появились конструктивные разработки АТС, значительно снизившие и без того минимальные выбросы [17, 18]. Помимо снижения токсичности, значительное внимание уделяется разработке мероприятий по снижению расхода топлива [16]. Внедрены новейшие системы, позволяющие снизить расход топлива до 50% по сравнению с карбюраторными и дизельными ДВС с топливной аппаратурой низкого давления: непосредственный впрыск то-

сельскохозяйственные науки

Рис. 1. Диаграмма динамики изменения выбросов отработавших газов Q, г/км от принятого стандарта ЕВРО для автомобилей массой 1760...3500 кг:

1 - ЕВРО-1; 2 - ЕВРО-2; 3 - ЕВРО-3; 4 - ЕВРО-4; 5 - ЕВРО-5а; 6 - ЕВРО-5Ь; 7 - ЕВРО-6Ь; 8 - ЕВРО-6с; 9 - ЕВРО^-Тетр; 10 - ЕВРО^

плива, система Common Rail, рециркуляция отработавших газов, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры, системы Add Blue и др. [8, 12, 14]. Однако появление многочисленных прецизионных систем привело к росту числа отказов, вызванных несовершенством инфраструктуры сервиса АТС [6, 9, 10]. Так, например, различные по качеству запчасти, масла, расходные материалы приводят к сокращению ресурса в 3...10 раз [7, 8]. Кроме того, размер попадающего в цилиндры ДВС абразива может заметно влиять на интенсивность износа (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, для разных элементов ДВС максимальная интенсивность износа от размера абразивных частиц значитель-

Рис. 2. Взаимосвязь интенсивности изнашивания элементов ДВС а, % от размера абразивных частиц б, мкм:

1 - компрессионное кольцо; 2 - гильза цилиндров; 3 - шейки коленчатого вала

но отличается. Самым чувствительным элементом являются компрессионные кольца, которые испытывают максимальный износ при попадании частиц 8...10 мкм. В эксплуатации важно контролировать правильность функционирования отдельных систем АТС [19-21], в частности, систем топливоподачи и зажигания. Так, отклонение их рабочих параметров функционирования приводит к отказу каталитических нейтрализаторов, их разрушению и активному попаданию внутрь цилиндров, что создает избыточный абразивный износ [6, 14]. Кроме того, отсутствие качественного воспламенения и сгорания топливно-воз-душной смеси вызывает появление абразивных химических частиц, которые способствуют интенсификации износа ДВС [6]. Изменение качественно-количественного процесса топливоподачи и воспламенения смеси можно с высокой точностью контролировать при помощи коэффициента избытка воздуха и частоты вращения коленчатого вала ДВС. С учетом сказанного, целью исследования является установление взаимосвязи коэффициента избытка воздуха и частоты вращения коленчатого вала ДВС от зазора свечи зажигания и длительности впрыска.

Материалы и методы исследований. Для реализации экспериментальной работы был спроектирован и изготовлен исследовательский стенд, представляющий собой двигатель автомобиля ВАЗ ЕВРО-2, установленный на раму с навесным оборудованием (рис. 3).

Рис. 3. Исследовательский стенд с приборным комплексом МТ-10КМ для реализации методики тестового контроля

Как видно из рисунка 3, испытуемый двигатель был установлен на раму, имеющую ограничительные экраны для исключения соприкосновения оператора-диагноста с вращающимися узлами и сильно нагретыми механизмами. Приборный комплекс МТ-10КМ применялся для проведения тестовых воздействий в виде полного и частичного отключения цилиндров и отдельных рабочих циклов. Кроме того, при помощи МТ-10КМ контролировались основные выходные параметры - коэффициент избытка воздуха и частота вращения коленчатого вала ДВС. В качестве дополнительных выходных параметров выступают: Gв -расход воздуха, кг/час; Gт - расход топлива, л/час. Входными параметрами эксперимента выступали: t - длительность впрыска, мс и Z - зазор свечи зажигания, мм. Вариация изменения длительности впрыска составила от 8 до 15 мс. Зазор в свече зажигания варьировали в пределах минимально возможного -0,3 мм (уменьшение зазора ниже 0,3 мм приводит к неработоспособности системы зажигания на некоторых режимах) и максимального значения - 1,5 мм. Прибором Э-203-П контролировался зазор между электродами свечей зажигания, проверялся изолятор свечи на пробой и на бесперебойность искрообразо-вания при заданном давлении в испытательной камере. Для формирования дополнительной нагрузки на группу цилиндров или один работающий цилиндр применялся прибор

ДБД-4. Полученные осциллограммы выходных рабочих параметров записывались в память компьютерного устройства и подвергались статистической обработке после проведения экспериментов.

Экспериментальные исследования проводились в следующем порядке:

1) Подключение приборов МТ-10КМ и ДБД-4 к экспериментальному стенду согласно предписанным алгоритмам в инструкциях.

2) Двигатель прогревался до рабочей температуры охлаждающей жидкости, которая составляла 90 (+/-5)°С, и температуры масла не менее 50°С.

3) При помощи прибора МТ-10КМ производилось отключение трех цилиндров, и последующая работа осуществлялась на четвертом (тестируемом) цилиндре.

4) При помощи прибора ДБД-4 производилось изменение длительности впрыска в заданном диапазоне варьирования.

5) Регистрировались данные отклика при выбранных сочетаниях управляемых факторов, при установившемся режиме работы двигателя.

При нарушении теплового режима работы двигателя, когда температура охлаждающей жидкости падала ниже 75°С или возрастала выше 95°С, эксперименты прекращались. Экспериментальная установка заправлялась топливом согласно ГОСТ 051105-97 Аи-92-К5. Для исключения инертности системы «точка на

плане эксперимента - выходные данные» показания фиксировались через 40-60 секунд при реализации отдельных точек эксперимента.

Результаты экспериментальных исследований. В экспериментальной части работы был спланирован и проведен многофак-

торный эксперимент. Целью эксперимента являлось установление взаимосвязи коэффициента избытка воздуха а и частоты вращения коленчатого вала ДВС п от длительности впрыска ^ мс и зазора свечи зажигания Z, мм. Результаты измерений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты измерений выходных параметров при вариации величины зазора свечи зажигания Z, мм и длительности впрыска 1, мс при тестовом режиме, соответствующем работе двигателя на 1 рабочем цилиндре при фиксированных значениях: степени открытия дроссельной заслонки К=20%; предельном значении эквивалентного сечения каталитического нейтрализатора Р=8 мм; минимальной пропускной способности форсунки ^=94°% (от номинальной подачи, соответствующей 100%)

№ опыта а n, мин-1 t, мс Z, мм K, % R, мм Mf, %

1 1,291 1470 8,7 0,3 20 8 94

2 1,149 1670 9,2 0,3 20 8 94

3 1,075 1790 9,8 0,3 20 8 94

4 0,997 1820 10,4 0,3 20 8 94

5 0,904 1780 11,9 0,3 20 8 94

6 0,835 1750 12,7 0,3 20 8 94

7 0,964 1880 11,0 0,7 20 8 94

8 1,207 1650 9,0 0,7 20 8 94

9 1,374 1270 8,3 0,7 20 8 94

10 1,100 1840 9,8 0,7 20 8 94

11 0,888 1830 12,5 0,7 20 8 94

12 1,359 1210 8,3 1,1 20 8 94

13 1,192 1730 9,4 1,1 20 8 94

14 1,035 1920 10,4 1,1 20 8 94

15 0,931 1880 11,8 1,1 20 8 94

16 0,817 1790 14,0 1,1 20 8 94

17 1,371 1240 8,3 1,5 20 8 94

18 1,210 1640 9,2 1,5 20 8 94

19 1,106 1850 10,0 1,5 20 8 94

20 0,952 1830 11,8 1,5 20 8 94

21 0,811 1770 14,5 1,5 20 8 94

В таблице 1 представлены данные 21 единичного опыта многофакторного эксперимента. Повторность каждого опыта в таблице 1 заключалась в трех последовательных измерениях и усреднении измеренного значения. После реализации запланированного эксперимента данные таблицы 1 были загружены в приложение Sigma Plot. После математической обработки в приложении Sigma Plot была получена таблица 2.

По данным таблицы 2 была построена графическая зависимость параметра а от варьируемых входных параметров (рис. 4).

Взаимосвязь на рисунке 4 с учетом проведенной математической обработки можно описать полиномом второго порядка = 0,98%):

а = 3,635 - 0,393 • 1 - 0,087 • Z +

+ 0,013 • 12 - 0,026 • Z2, (1)

где

Z - зазор свечи зажигания, мм;

1 - длительность впрыска, мс.

Подробное рассмотрение зависимости на рисунке 4 показывает на нелинейное изменение параметра а от входных факторов.

Таблица 2

Результаты математической обработки экспериментальных данных по параметру а

Coefficient Standard Error of Estimate t P

R G,994

R2 G,989 0,022

Adj R2 G,986

У0 3,6357 0,1575 23,G889 <0,0001

a -G,393G 0,0282 -13,9185 <0,0001

b 0,0874 G,G539 1,6226 0,1231

c 0,0134 0,0012 10,8152 <0,0001

d -G,G269 0,0300 -G,8975 0,3820

Analysis of Variance

DF SS MS

Regression 5 25,4895 5,G979

Residual 17 0,0083 0,0005

Total 22 25,4978 1,159G

Corrected for the mean of the observations

DF SS MS F P

Regression 4 0,7640 G,191G G,9245 G,G94

Residual 17 0,0083 0,0005

Total 21 0,7722 0,0368

Решающее значение на поверхность отклика имеет изменение длительности впрыска. В пределах варьирования 1 от 8,5 до 10 мс наклон поверхности отклика имеет максимальное значение. Это говорит о высокой чувствительности параметра а к изменению 1 на данном интервале. Дальнейшее рассмотрение функции (рис. 4) с 1 от 10 до 14,5 мс показывает на снижение тесноты связи (наклон поверх-

ности отклика уменьшается). Влияние входного параметра Т не такое значительное, как 1. При максимальном значении 1 = 14,5 мс виден тренд увеличения выходного параметра а с ростом величины зазора свечи зажигания Т с 0,3 до 1,5 мм. Однако, при малых длительностях впрыска 1=8,5 мс, наоборот, с ростом величины зазора свечи зажигания значение выходного параметра а уменьшается (с 1,41 до 1,37).

i—1 0,6

^m o,8

^m i,o

1,2

i-1 1,4

i-1 1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* мс ~ 14

Рис. 4. Экспериментальная взаимосвязь а от варьируемых входных параметров

б 7

Проведенный корреляционный анализ методом Пирсона показал, что исследуемые параметры а и t имеют очень высокую тесноту связи (-0,948).

Отрицательный знак коэффициента показывает на обратную связь между исследуемыми параметрами. Параметры а и Z слабо

связаны, что подтверждается низким значением коэффициента корреляции 0,0727.

Проведем регрессионный анализ экспериментальных данных по параметру n, мин-1, взятому из таблицы 1. После математической обработки в приложении Sigma Plot была получена таблица 3.

Таблица 3

Результаты математической обработки экспериментальных данных по параметру п,

мин-1

Coefficient Standard Error of Estimate t P

R 0,903 103,374

R2 0,816

Adj R2 0,770

У0 -4338,2950 888,5676 -4,8823 0,0002

a 1040,4427 160,6554 6,4762 <0,0001

b 127,4065 256,7092 0,4963 0,6264

c -43,6258 7,2252 -6,0380 <0,0001

d -54,3551 141,5650 -0,3840 0,7061

Analysis of Variance

DF SS MS

Regression 5 61143917,9952 12228783,5990

Residual 16 170982,0048 10686,3753

Total 21 61314900,0000 2919757,1429

Corrected for the mean of the observations

DF SS MS F P

Regression 4 759532,2809 189883,0702 0,899 0,034

Residual 16 170982,0048 10686,3753

Total 20 930514,2857 46525,7143

По данным таблицы 3 была построена графическая зависимость параметра п, мин-1 от варьируемых входных параметров (рис. 5).

Зависимость, представленная на рисунке 5, может быть аппроксимирована квадратичным уравнением с достоверностью аппроксимации R2 = 0,81, %:

п = -4338,295 + 1040,442 • t +

+127,406 • Z - 43,625 • £ - 54,355 • Z2, (2)

Как видно из рисунка 5, график представляет собой нелинейную взаимосвязь параметра п от входных факторов. Более весомое влияние на поверхность отклика имеет изменение длительности впрыска. В точке, соответствующей длительности впрыска t = 11 мс, наблюдается излом поверхности отклика. В зоне малых длительностей впрыска t = 8,5...11 мс наблюдается резкий рост параметра п до зна-

чений 1880 мин-1, что объясняется плавным обогащением ТВС. В зоне же больших длительностей t от 11 до 14,5 мс параметр n плавно снижается до значений 1750.. .1790 мин-1. Чем богаче ТВС, тем меньше значение n. Влияние входного параметра Z на изменение n практически не заметно.

Проведенный корреляционный анализ методом Пирсона показал, что исследуемые параметры n и t имеют ниже среднего тесноту связи (0,615). Для увеличения степени связи необходимо сузить области контроля и разбить их на меньшие полигоны. Параметры n и Z слабо связаны, что подтверждается низким значением коэффициента корреляции (-0,069).

Выводы. Тенденции мирового автотракторостроения идут по пути разработки экологичных и экономичных систем. Так, для грузовых автомобилей и тракторов в 2027 г. вводятся требования ЕВРО-7, для легковых ав-

томобилей - в 2025 г. Вместе с тем, еще более актуальным направлением выступает контроль технического состояния систем двигателя, подверженных наиболее частым отказам. К таким системам следует отнести системы топливоподачи и зажигания. В качестве основы эксперимента был выбран тестовый метод с использованием приемов полного и частичного отключения цилиндров. Высокая селективность, точность и достоверность контроля позволяют выдвинуть тестовый метод на первый план. Основой тестового контроля является прибор ДБД-4, обеспечивающий полное отключение различного числа цилиндров в любом их сочетании и формирующий пропуски управляющих импульсов электромагнитной форсунки любого из выбранных работающих цилиндров. Выходные параметры частоту вращения коленчатого вала ДВС и коэффициент избытка воздуха регистрировали в режиме реального времени при помощи мотор-тестера МТ-10КМ. Обработка полученной таблицы экспериментальных данных выполнялась в программе Sigmaplot. При подборе уравнений регрессии использовались четыре функции: плоскости, параболоида, функции Гаусса и Лоренца. Критерием подбора служили: выборочный множественный коэффициент детерминации, коэффициент корреляции, скорректированный коэффициент детерминации и стандартная ошибка среднего значения. Таким образом, в результате исследований получены уравнения регрессии, показывающие связь параметров а и п от зазора свечи зажигания и длительности впрыска. Экспериментально установлено, что па-

раметр а показывает нелинейное изменение в зависимости от входных факторов. В зоне малой длительности впрыска t от 8,5 до 10 мс наклон поверхности отклика имеет максимальное значение. В зоне большой длительности впрыска t от 10 до 14,5 мс наклон поверхности отклика уменьшается, что показывает на снижение тесноты связи. Экспериментальный контроль параметра п показывает, что в точке, соответствующей длительности впрыска t = 11 мс, наблюдается излом поверхности отклика. В зоне малых длительностей впрыска t = 8,5.. .11 мс наблюдается резкий рост параметра п до значений 1880 мин-1, что объясняется плавным обогащением ТВС. В зоне больших длительностей 1 от 11 до 14,5 мс параметр п плавно снижается до значений 1750.1790 мин-1.

Рекомендации. Использование представленных результатов в практике эксплуатации позволяет на ранних стадиях распознавать отказы элементов системы топливоподачи и зажигания.

Библиографический список

1. Кожанов, В. Н. Влияние отключения некоторых цилиндров дизельного двигателях на токсичность отработавших газов / В. Н. Кожанов, Н. А. Баганов, А. А. Петелин, Т. Г. Бехтольд. - Текст : непосредственный // Новости науки Казахстана. - 2014. - № 1 (119). - С. 104-114.

2. Баганов, Н. А. Влияние системы зажигания на токсичность отработавших газов бензиновых двигателей / Н. А. Баганов, Ю. И. Аверьянов, В. Н. Кожанов. - Текст : непосредствен-

Рис. 5. Экспериментальная взаимосвязь п, мин-1 от варьируемых входных параметров

ный // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2005. - № 7. - С. 30-31.

3. Баганов, Н. А. К вопросу о снижении токсичности отработавших газов путём использования биоэтанола / Н. А. Баганов, Т. Г. Бех-тольд. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2017. - № 36. - С. 54-56.

4. Ерохов, В. И. Экологические показатели современных наземных транспортных средств / В. И. Ерохов. - Текст : непосредственный // Грузовик. - 2020. - № 9. - С. 16-27.

5. Ерохов, В. И. Экологическая безопасность наземных транспортных средств / В. И. Ерохов. - Текст : непосредственный // Мир транспорта и технологических машин. - 2022.

- № 3-4 (78). - С. 103-111. - DOI 10.33979/2073-7432-2022-4(78)-3-103-111.

6. Индивидуальный газоанализ и его особенности при тестовом диагностировании / А. В. Гриценко, Г. Н. Салимоненко, И. Х. Гималт-динов [и др.]. - Текст : непосредственный // АПК России. - 2021. - Т. 28. - № 1. - С. 28-38.

7. Gritsenko, A. V. A study of the environmental qualities of diesel engines and their efficiency when a portion of their cylinders are deactivated in small-load modes / A. V. Gritsenko, K. V. Glemba, A. A. Petelin. - Text : unmediated // Journal of King Saud University. Engineering Sciences. - 2021. - Vol. 33. - № 1. - P. 70-79.

- DOI 10.1016/j.jksues.2019.12.001.

8. Gritsenko, A. V. Diagnostics of the fuel supply system of auto ICEs by the test method / A. V. Gritsenko, V. D. Shepelev, I. V. Makarova.

- Text : unmediated // Journal of King Saud University. Engineering Sciences. - 2021. - DOI 10.1016/j.jksues.2021.03.008.

9. Шакаматов, Р. Р. Анализ системы технического сервиса сельскохозяйственной техники в Германии / Р. Р. Шакаматов, А. В. Стару-нов. - Текст : непосредственный // Наука : научно-производственный журнал. - 2020. - № 4. - С. 104-108.

10. Старунов, А. В. Современное состояние организации технического сервиса в АПК на примере Челябинской области / А. В. Старунов, И. Н. Старунова. - Текст : непосредственный // Наука : научно-производственный журнал. - 2021. - № 1. - С. 102-106.

11. Горшков, Ю. Г. Повышение эффективности мобильных машин и улучшение условий труда операторов АПК / Ю. Г. Горшков, Ю. Б. Четыркин, И. Н. Старунова, А. А. Калугин. -Челябинск : Челябинская государственная агроинженерная академия, 2013. - 556 с. -ISBN 978-5-88156-644-9. - Текст : непосредственный.

12. Макарова, И. В. Повышение экологич-ности автомобильного транспорта при реализации стратегии развития регионов Российской Федерации / И. В. Макарова, Г. Р. Мав-ляутдинова. - Текст : непосредственный // Социально-экономические и технические системы : исследование, проектирование, оптимизация. - 2023. - № 1 (93). - С. 49-64.

13. Разработка комплекса контрольно-измерительной аппаратуры при испытании дизеля на смесевом топливе / А. М. Адушев, А. А. Го-духина, М. П. Коробков [и др.]. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского государственного агротехнологического университета. - 2023. - № 2 (38). - С. 46-51.

14. Баганов, Н. А. Оценка теплового баланса в термическом нейтрализаторе для снижения токсичности отработавших газов / Н. А. Баганов, В. А. Алексеенко, Д. А. Сидельников.

- Текст : непосредственный // Технический сервис машин. - 2021. - № 2 (143). - С. 103-109.

- DOI 10.22314/2618-8287-2021-59-2-103-109.

15. Baganov, N. A. Reduction of waste gases toxicity by means of an air neutralizer / N. A. Baganov, D. A. Dmitrenko. - Text : unmediated // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2009. - № 2 (22). - P. 140-142.

16. Григорьев, М. В. Определение точных и достоверных значений расхода топлива бензиновыми ДВС при проведении дорожных или стендовых испытаний / М. В. Григорьев, А. Г. Тыняный. - Текст : непосредственный // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2023. - № 3 (74). - С. 89-98.

17. To the question of modelling of process of diagnosing of engines under operating conditions with application of the method of the regression analysis / N. Baganov, V. Alekseenko, D. Sidel-nikov [and etc.]. - Text : unmediated // Digital Technologies in Agriculture of the Russian Federation and the World Community, Stavropol, 2730 September 2021. - Vol. 2661. - Stavropol : AIP PUBLISHING, 2022. - P. 130003. - DOI 10.1063/5.0107377.

18. Технология и методы диагностирования топливных насосов : учебное пособие / А. М. Плаксин, А. В. Гриценко, А. В. Старунов [и др.]. - Челябинск : Южно-Уральский государственный аграрный университет, 2022. -100 с. - ISBN 978-5-88156-898-6. - Текст : непосредственный.

19. Дойнов, А. В. Методика определения среднего индикаторного давления неактивного цилиндра для двигателя, обладающего воз-

можностью отключения цилиндров / А. В. Дой-нов, Г. И. Косенко, С. В. Харитонов. - Текст : непосредственный // Двигателестроение. -2023. - № 3(293). - С. 44-50. - DOI 10.18698/ jec.2023.3.44-50.

20. Савченко, О. Ф. Оценка эксплуатационных энергетических параметров тракторных двигателей с применением информационного моделирования / О. Ф. Савченко, И. П. Добролюбов. - Текст : непосредственный // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. -2023. - № 1 (22). - С. 73-80.

21. Курносов, А. Ф. Особенности и характер влияния частоты вращения коленчатого вала на величину импульса реакций опор, оцениваемых при диагностировании двигателя внутреннего сгорания / А. Ф. Курносов, Ю. А. Гуськов. - Текст : непосредственный // Агро-инженерия. - 2023. - Т. 25. - № 1. - С. 56-62.

- DOI 10.26897/2687-1149-2023-1-56-62.

References

1. Kozhanov, V. N. Vliyanie otklyucheniya nekotoryh cilindrov dizel'nogo dvigatelyah na tok-sichnost' otrabotavshih gazov / V. N. Kozhanov, N. A. Baganov, A. A. Petelin, T. G. Bekhtol'd. -Tekst : neposredstvennyj // Novosti nauki Ka-zahstana. - 2014. - № 1 (119). - S. 104-114.

2. Baganov, N. A. Vliyanie sistemy zazhiganiya na toksichnost' otrabotavshih gazov benzinovyh dvigatelej / N. A. Baganov, YU. I. Aver'yanov, V. N. Kozhanov. - Tekst : neposredstvennyj // Mekhanizaciya i elektrifikaciya sel'skogo ho-zyajstva. - 2005. - № 7. - S. 30-31.

3. Baganov, N. A. K voprosu o snizhenii tok-sichnosti otrabotavshih gazov putyom ispol'zo-vaniya bioetanola / N. A. Baganov, T. G. Bekhtol'd. - Tekst : neposredstvennyj // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obra-zovaniya. - 2017. - № 36. - S. 54-56.

4. Erohov, V. I. Ekologicheskie pokazateli sovremennyh nazemnyh transportnyh sredstv / V. I. Erohov. - Tekst : neposredstvennyj // Gru-zovik. - 2020. - № 9. - S. 16-27.

5. Erohov, V. I. Ekologicheskaya bezopasnost' nazemnyh transportnyh sredstv / V. I. Erohov. -Tekst : neposredstvennyj // Mir transporta i tekhnologicheskih mashin. - 2022. - № 3-4 (78).

- S. 103-111. - DOI 10.33979/2073-7432-2022-4(78)-3-103-111.

6. Individual'nyj gazoanaliz i ego osobennosti pri testovom diagnostirovanii / A. V. Gricenko, G. N. Salimonenko, I. H. Gimaltdinov [i dr.]. - Tekst : neposredstvennyj // APK Rossii. - 2021. - T. 28, № 1. - S. 28-38.

7. Gritsenko, A. V. A study of the environmental qualities of diesel engines and their efficiency when a portion of their cylinders are deactivated in small-load modes / A. V. Gritsenko, K. V. Glemba, A. A. Petelin. - Text : unmediated // Journal of King Saud University. Engineering Sciences. - 2021. - Vol. 33. - № 1. - P. 70-79.

- DOI 10.1016/j.jksues.2019.12.001.

8. Gritsenko, A. V. Diagnostics of the fuel supply system of auto ICEs by the test method / A. V. Gritsenko, V. D. Shepelev, I. V. Makarova.

- Text : unmediated // Journal of King Saud University. Engineering Sciences. - 2021. - DOI 10.1016/j.jksues.2021.03.008.

9. SHakamatov, R. R. Analiz sistemy tekhni-cheskogo servisa sel'skohozyajstvennoj tekhniki v Germanii / R. R. SHakamatov, A. V. Starunov. -Tekst : neposredstvennyj // Nauka : nauchno-pro-izvodstvennyj zhurnal. - 2020. - № 4. - S. 104-108.

10. Starunov, A. V. Sovremennoe sostoyanie organizacii tekhnicheskogo servisa v APK na primere CHelyabinskoj oblasti / A. V. Starunov, I. N. Starunova. - Tekst : neposredstvennyj // Nauka : nauchno-proizvodstvennyj zhurnal. -2021. - № 1. - S. 102-106.

11. Gorshkov, YU. G. Povyshenie effektivnosti mobil'nyh mashin i uluchshenie uslovij truda operatorov APK / YU. G. Gorshkov, YU. B. CHe-tyrkin, I. N. Starunova, A. A. Kalugin. - CHelyabinsk : CHelyabinskaya gosudarstvennaya agroin-zhenernaya akademiya, 2013. - 556 s. - ISBN 978-5-88156-644-9. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Makarova, I. V. Povyshenie ekologichnosti avtomobil'nogo transporta pri realizacii strategii razvitiya regionov Rossijskoj Federacii / I. V. Makarova, G. R. Mavlyautdinova. - Tekst : neposredstvennyj // Social'no-ekonomicheskie i tekh-nicheskie sistemy : issledovanie, proektirovanie, optimizaciya. - 2023. - № 1 (93). - S. 49-64.

13. Razrabotka kompleksa kontrol'no-izmeri-tel'noj apparatury pri ispytanii dizelya na sme-sevom toplive / A. M. Adushev, A. A. Goduhina, M. P. Korobkov [i dr.]. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta. - 2023. -№ 2 (38). - S. 46-51.

14. Baganov, N. A. Ocenka teplovogo balansa v termicheskom nejtralizatore dlya snizheniya toksichnosti otrabotavshih gazov / N. A. Baganov, V. A. Alekseenko, D. A. Sidel'nikov. - Tekst : neposredstvennyj // Tekhnicheskij servis mashin.

- 2021. - № 2 (143). - S. 103-109. - DOI 10.22314/2618-8287-2021-59-2-103-109.

15. Baganov, N. A. Reduction of waste gases toxicity by means of an air neutralizer / N. A. Baganov, D. A. Dmitrenko. - Text : unmediated // Iz-

vestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. - 2009. - № 2 (22). - P. 140-142.

16. Grigor'ev, M. V. Opredelenie tochnyh i dostovernyh znachenij raskhoda topliva benzi-novymi dVs pri provedenii dorozhnyh ili sten-dovyh ispytanij / M. V. Grigor'ev, A. G. Tynyanyj. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Moskovs-kogo avtomobil'no-dorozhnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (MADI). -2023. - № 3 (74). - S. 89-98.

17. To the question of modelling of process of diagnosing of engines under operating conditions with application of the method of the regression analysis / N. Baganov, V. Alekseenko, D. Sidel-nikov [and etc.]. - Text : unmediated // Digital Technologies in Agriculture of the Russian Federation and the World Community, Stavropol, 2730 September 2021. - Vol. 2661. - Stavropol : AIP PUBLISHING, 2022. - P. 130003. - DOI 10.1063/5.0107377.

18. Tekhnologiya i metody diagnostirovaniya toplivnyh nasosov : uchebnoe posobie / A. M. Plaksin, A. V. Gricenko, A. V. Starunov [i dr.]. -CHelyabinsk : YUzhno-Ural'skij gosudarstvennyj

Контактная информация:

Гриценко Александр Владимирович

профессор кафедры автомобильный транспорт, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»; профессор кафедры технический сервис машин, оборудования и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», 454080 г. Челябинск, пр. Ленина 85 E-mail: [email protected]

Гаврилов Константин Владимирович

профессор, заведующий кафедры колесные и гусеничные машины, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» 454080 г. Челябинск, пр. Ленина 85 E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чокой Степан Андреевич

аспирант кафедры технического сервиса машин, оборудования и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет» 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 75 E-mail: [email protected]

Битюков Максим Владимирович

аспирант кафедры технического сервиса машин, оборудования и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет» 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 75 E-mail: [email protected]

agrarnyj universitet, 2022. - 100 s. - ISBN 9785-88156-898-6. - Tekst : neposredstvennyj.

19. Dojnov, A. V. Metodika opredeleniya sred-nego indikatornogo davleniya neaktivnogo cilindra dlya dvigatelya, obladayushchego vozmozh-nost'yu otklyucheniya cilindrov / A. V. Dojnov, G. I. Kosenko, S. V. Haritonov. - Tekst : neposredstvennyj // Dvigatelestroenie. - 2023. - № 3(293). - S. 44-50. - DOI 10.18698/jec.2023.3.44-50.

20. Savchenko, O. F. Ocenka ekspluatacionnyh energeticheskih parametrov traktornyh dvigatelej s primeneniem informacionnogo modelirovaniya / O. F. Savchenko, I. P. Dobrolyubov. - Tekst : neposredstvennyj // Konstruirovanie, ispol'zovanie i nadezhnost' mashin sel'skohozyajstvennogo naznacheniya. - 2023. - № 1 (22). - S. 73-80.

21. Kurnosov, A. F. Osobennosti i harakter vliyaniya chastoty vrashcheniya kolenchatogo vala na velichinu impul'sa reakcij opor, ocenivae-myh pri diagnostirovanii dvigatelya vnutrennego sgoraniya / A. F. Kurnosov, YU. A. Gus'kov. -Tekst : neposredstvennyj // Agroinzheneriya. -2023. - T. 25. - № 1. - S. 56-62. - DOI 10.26897/2687-1149-2023-1-56-62.

Contact Information:

Gritsenko Alexander Vladimirovich

Professor of the Department of Automotive Transport of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "South Ural State University"; Professor of the Department of Technical Service of Machines, Equipment and Life Safety of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Agrarian University" 454080 Chelyabinsk, Lenin Ave, 85 E-mail: [email protected]

Gavrilov Konstantin Vladimirovich

Professor, Head of the Department of Wheeled and Tracked Vehicles, South Ural State University, 454080 Chelyabinsk, Lenin Ave, 85 E-mail: [email protected]

Chokoy Stepan Andreevich

postgraduate student of the department of technical service of machines, equipment and life safety of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Agrarian University"University, 454080 Chelyabinsk, Lenin Ave, 75 E-mail: [email protected]

Bityukov Maxim Vladimirovich

postgraduate student of the department of technical service of machines, equipment and life safety of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Agrarian University"University, 454080 Chelyabinsk, Lenin Ave, 75 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.